Всероссийская акция «Здоровое питание-активное долголетие»
исследовательская работа
на тему:
«Пищевые продукты,
опасные для здоровья.
Болезни, передаваемые через пищу»
Подготовила:
Самолевич Татьяна Владимировна
учитель химии и биологии
МКОУ «СОШ с. Уруп»
2019 г.
Оглавление
Введение стр. 3
Методика исследования стр. 4
Итоги и выводы стр. 13
Используемая литература стр. 14
Введение
Я, Самолевич Татьяна Владимировна-учитель химии и биологии МКОУ «СОШ с. Уруп» в рамках всероссийской акции «Здоровое питание-активное долголетие» работала над темой «Пищевые продукты, опасные для здоровья. Болезни, передаваемые через пищу».
Целями выбранной темы являются: 1) изучить продукты, опасные для здоровья в нашей школьной столовой; 2) изучить болезни, передаваемые человеку через пищу; 3) оценить чистоту столовой, подачу пищи учащимся, уборку помещения и уход за посудой; 4)воспитывать бережное отношение к себе и природе.
Задачами данной темы являются: 1) исследовать и проанализировать все продукты, которые продаются в нашей школьной столовой; 2) изучить болезни по найденным продуктам; 3) провести осмотр и анализ чистоты помещения, посуды и другого инвентаря в столовой; 4) сделать выводы и найти методы правильного сохранения чистоты и пищевых продуктов с целью дальнейшего их потребления.
Я и моя помощница Терещенко Ольга изучили темы о правильном и здоровом питании, режиме дня, витамины, но меня заинтересовали именно те продукты, которые могут принести риск для здоровья, путем болезней, передаваемых через продукты питания. Каждый день мы обедаем, а дети начального звена и завтракают в наше столовой. Но иногда случается, что дети заболевают, поэтому мы решили провести данную работу и установить пользу или вред приносит меню школьной столовой, а также влияние чистоты помещения и посуды на качество продуктов.
Актуальность темы: ежегодно во всех районах России ведется работа по здоровому и активному образу жизни и правильному и здоровому питанию, поэтому я выбрала эту тему для того, чтобы узнать какое влияние (положительное или отрицательное) оказывают продукты столовой нашей школы на организм наших детей
Методика исследования.
Исследование и анализ продуктов, которые продаются в нашей школьной столовой.
Я изучила, что по нормативно-правовым актам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в школьном питании существует перечень продуктов, которые запрещаются в школьных столовых.
1) использование следующих продуктов: некипячёного молока, творога и сметаны без термической обработки; молока и молочных продуктов из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных; субпродуктов продуктивных животных и птицы, за исключением языка, сердца, печени; яиц и мяса водоплавающих птиц; продуктов, перемораживающихся несколько раз; продуктов с ГМО; консервов с нарушением герметичности банок; остатков пищи от предыдущих приемов, а также пищи, приготовленной накануне; грибов; пищевой продукции непромышленного (домашнего) приготовления; острых соусов, кетчупов, жгучих специй (перец, хрен, горчица), уксуса; натурального кофе;
2) изготовление в школьной столовой и реализация таких продуктов: простокваши, творога, кефира; фаршированных блинчиков; макарон по–флотски; зельцев, форшмаков, студней, паштетов; кондитерских изделий с кремом; морсов, квасов; жареных во фритюре изделий; яиц всмятку, яичницы – глазуньи; сложных (более четырех компонентов) салатов; салатов, заправленных сметаной и майонезом; окрошки; первых и вторых блюд на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления;
3) реализация: фаст-фудов — гамбургеров, хот-догов, чипсов, сухариков, кириешек и других; продуктов питания (сладкие напитки, молочно-шоколадные батончики и печенья, сырокопченые мясные гастрономические изделия, колбасы и другие) в состав которых входят искусственные красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса, подсластители.
Школьные столовые и буфеты должны обеспечиваться, в первую очередь, продуктами питания натурального происхождения с высокой пищевой и биологической ценностью.
В нашу столовую продукты привозят каждый день из станицы Преградная в специальных термосах.
На завтрак привозят различные каши, молоко и чай с булочкой. А также ватрушки с творогом, пирожки с картофелем и капустой, со сгущенкой, сосиски в тесте.
На обед: различные супы, борщи – на первое; плов, сосиска, котлета или жаренная рыба с гарниром и овощным салатом; на третье - чай или компот. Полдника и ужина нет, так как еда привозная.
Вывод: у нас в столовой нет запрещенных блюд, но все-таки есть некоторые продукты, которые являются переносчиками возбудителей кишечных болезней. Ими являются: сосиски, рыба, ватрушки с творогом, котлеты, салаты из свежих овощей.
2) Изучение болезней по найденным продуктам.Забывая помыть перед едой руки и фрукты-овощи, мы рискуем подцепить кишечную инфекцию. В лучшем случае, это грозит диареей. В худшем — инфекционной больницей и даже смертью.Заражение происходит при попадании возбудителя инфекции через рот, как правило, при употреблении зараженных пищевых продуктов и воды. Всего таких заболеваний более 30. Из них самое безобидное — так называемое пищевое отравление, а самые опасные — холера, брюшной тиф, ботулизм и т.д.
Причины.
Возбудителями кишечных инфекций могут быть: бактерии (сальмонеллез, дизентерия, эшерихиоз, стафилококк, брюшной тиф, холера), их токсины (ботулизм), а также вирусы (энтеровирус, ротавирус) и т.д. Практически все они чрезвычайно живучи и способы подолгу существовать в почве, воде и даже на различных предметах (на ложках, тарелках, дверных ручках и мебели). Эти микробы не боятся холода, однако все же предпочитают жить там, где тепло и влажно. Особенно быстро они размножаются в молочных продуктах, мясном фарше, студне, киселе, а также в воде (особенно в летнее время). Возбудители сальмонеллеза (а их известно около 400 видов) попадают к человеку через любые зараженные продукты: куриное мясо и яйца, вареную колбасу, сосиски, плохо промытые или вымытые грязной водой овощи и зелень. Они попадают в пищу различными путями: в результате загрязнения воды, используемой для приготовления пищи, при нарушениях санитарных правил в процессе производства этих продуктов, при загрязнении продуктов мухами и другими насекомыми. Однако важнейшим фактором все же остается несоблюдение элементарных правил личной гигиены.
Мы провели опрос у повара о приготовлении пищи. Еда готовится согласно санитарно-гигиеническим правилам. Здесь периодически проводятся проверки специальной санитарной службой, поэтому не может быть сомнений по поводу правильного приготовления пищи. Следовательно, нужно осмотреть нашу столовую в отношении правильного содержания помещения и работы с пищей.
Оценка чистоты столовой, подачи пищи учащимся, уборки помещения и посуды. В нашей столовой довольно тепло, светло, просторно и уютно. Закуплена новая мебель и посуда. Есть открывающиеся окна для проветривания. Столовая разделена на два сектора: подача пищи и приема пищи.
Есть специальный уголок для меню и правилам поведения учащихся в столовой.
Работники столовой имеют специальную одежду.
В секторе подачи пищи есть две мойки и краны с горячей и холодной водой, сушилки для посуды. Вся посуда хорошо помыта специальными моющими средствами, подписана и расставлена по своим местам. Пища подается через специальную стойку индивидуально каждому ребенку. Хлеб подается в специальных хлебницах; вода, молоко и чай кипятятся.
Я провела осмотр посуды и выяснила, что мытая и высушенная посуда не содержит посторонних частиц, жирных капель и полос, а также пыли. До следующего дня она хранится в шкафах под кипячеными и отглаженными простынями.
После приема пищи дети приносят посуду на отдельный стол, где работницы столовой сортируют посуду, предварительно очищая ее от остатков пищи, а потом тщательно моют отдельно горячей водой и сушат.
А также после каждого приема пищи моется с моющим средством пол и раз в неделю проводится генеральная уборка всего помещения. Итоги и выводы. Исследуя особенности еды нашей столовой и ее гигиенического содержания можно сделать следующие выводы :В нашу столовую всегда привозят свежую еду, в том числе и выпечку.Помещение и посуда содержатся в чистоте по правилам гигиенических норм.Нужно контролировать учащихся школы по соблюдению правил личной гигиены, а также чаще проводить мероприятий о здоровом образе жизни и правильном питании.
В школе я и мои коллеги по работе решили проводить рейды помощи работникам столовой, в виде дежурства, с целью внутришкольного контроля за личной гигиеной и поведением детей. Для этого мы создали агитбригаду «Мы - вместе!». Это дает хорошие результаты. Ведь дети начального звена часто забывают мыть руки, подбирают упавшие кусочки пищи с пола и едят их, поэтому они чаще заболевают желудочно-кишечными болезнями. А по опросу детей стало понятно, что многие заболевшие дети съедают некачественную пищу дома, поэтому придя в школу у них начинаются признаки кишечных заболеваний или отравлений. Следовательно, нужно детей приучать с детства к правилам гигиены и здоровому образу жизни.
6