«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Мухоршибирская СОШ№2»
Научно-практическая конференция
учащихся начальных классов «Первые шаги»
Тема: «Плесень – что это?»
Автор: Иванов Андрей,
ученик 4 «Б» класса
МБОУ «Мухоршибирской СОШ№2»
Мухоршибирского района
Руководитель:
Оленникова Наталья Викторовна
С. Мухоршибирь 2017г.
Оглавление
1. Введение.
2. Описание проведённых опытов.
3. Результаты исследования, выводы.
4. Роль плесени в жизни человека.
5. Заключение.
6. Приложения (фото, таблица).
7. Использованные источники
Введение.
Я много раз видел плесень и каждый раз у меня возникал вопрос: Что это такое? Обычно продукты, на которых появлялась плесень мама выбрасывала и говорила, что употреблять в пищу их опасно. Меня это натолкнуло на желание разобраться, что же такое плесень и опасная она или добрая соседка человеку.
Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах.
Гипотеза данного исследования:
Плесень – живой организм.
Плесень – относится к царству грибов.
Для роста плесени нужны определённые условия.
Плесень играет важную роль в жизни человека.
Объектом исследования является плесень.
Цель работы: Выяснить, что такое плесень.
Задачи:
Изучить строение плесени.
Изучить особенности развития и размножения.
Выяснить и изучить её влияние на окружающий мир и человека.
Методы исследования:
Изучение научно-познавательной литературы.
Опытно-лабораторное исследование с целью изучения строения плесени.
Эксперимент с целью определения условий образования и роста плесени.
Сравнительный анализ (таблица).
Практическое значение: опыты и исследования, которые мы провели, могут использоваться на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка. Они интересны и познавательны.
2.Описание проведённых опытов.
Учёные объединили все живые существа в группы. Самые большие группы назвали царствами. Все животные входят в животное царство, растения – в царство растений. С развитием науки, в том числе биологии, стали выделять ещё два царства: царство бактерий и царство грибов. Так к какому же из них относится плесень? Попробуем это выяснить.
Опыт № 1.
Цель опыта: выяснить, является ли плесень живым организмом.
Оборудование: кусочек варёной свёклы, кастрюля с крышкой, контейнер.
Описание опыта: отварив кусочек свёклы, я оставил её в контейнере с закрытой крышкой. Каждый день наблюдал за ней, фотографировал изменения. На третий день я заметил изменения. На пятый день плесень заняла всю поверхность кусочка свеклы.
Вывод: плесень растет! Значит – это живой организм!
Что и требовалось доказать.
А теперь, привожу к вашему вниманию таблицу « Признаки живых организмов» (Приложение)
признак | растения | животные | бактерии | грибы |
питание | Фотосинтез – процесс усвоения солнечной энергии, служащий для питания растений. Питательные вещества образуются теле самих растений. Крахмал, белки, жиры, вырабатываются в клетках зеленых листьев. | Питаются готовыми органическими веществами, заглатывая частицы пищи. Питаются растениями и животными. | Питаются готовыми органическими веществами, всасывая их в растворённом виде всей поверхностью клетки. | Питаются готовыми веществами. Не усваивают крупные частицы, поэтому всасывают жидкие вещества через всю поверхность тела. |
размножение | Половое - семенами, спорами, опыление. Неполовое - ростками, луковицами. | Половой путь. | Деление клетки пополам. | спорами. |
движение | Неподвижны. Не могут передвигаться с места на место. | Не ограниченны в движении. | Неподвижны. Передвигаются с помощью жгутиков | Неподвижны. |
рост | Рост не ограничен. | Рост не ограничен. | Рост не ограничен. | Рост не ограничен. |
С помощью таблицы выясним, к какой группе живых организмов относится плесень.
Предположим, плесень относится к царству растений, значит, питание должно происходить через процесс фотосинтеза, но она может расти в полной темноте, для её роста не нужен солнечный свет.
Вывод: к царству растений она не относится.
Предположим, что плесень относится к царству животных, значит, она должна питаться готовыми органическими веществами, заглатывая частицы пищи, но, например, плесень питалась за счёт кусочка свёклы, готовыми органическими веществами, не заглатывая пищу, как животные, а всасывая всей своей поверхностью. Животные не ограниченны в движении, а плесень передвигаться не может. У животных ограничен рост, наблюдая за плесенью, я убедился, что она растёт постоянно.
Вывод: плесень не относится к животным.
Следующее царство, с которым будем сравнивать – царство бактерий. Из литературы «Универсальная энциклопедия школьника» я узнал, что бактерии имеют различную форму –
шаровидную, палочковидную, спирали и т.д. Некоторые бактерии имеют жгутики, с помощью которых они передвигаются. Многие способны организовывать колонии: цепочки, нити, грозди, но они все окружены общей слизистой оболочкой, образуя огромные скопления в виде пленок. А наша плесень похожа на пушок, состоящий из маленьких ниток.
Вывод: плесень к бактериям не относится.
Значит, плесень относится к царству грибов. Во-первых: питается готовыми органическими веществами, во-вторых: неподвижна, в- третьих: не ограничен рост. Плесень – простонародное название грибка. Бывает плесневым (растет на камне, бетоне, краске), грибком синевы (растет в
клетчатке дерева), грибком гниения (бактериальная, белая, бурая), дрожжевым грибком.
Слово гриб ассоциируется с грибами, которые растут в лесу, значит Нужно изучить строение плесени, чтобы выяснить, что у неё общего с грибами.
Опыт № 2.
Цель опыта: узнать строение плесени.
Оборудование: микроскоп, предметное стекло, кусочек плесени.
Описание: помещаем в микроскоп, на предметное стекло кусочек плесени. Мы видим, что она состоит из тоненьких ниточек. Все они переплетаются, образуя как бы паутину. Увиденное изображение похоже по своему строению на гриб мукор, схематически изображённый на рисунке. (Приложение)
Мукор, пеницилл, аспергилл – являются наиболее часто встречающимися видами плесени.
Плодовое тело большинства грибов представляет собой плотно прилегающие переплетённые тонкие нити, которые называются гифами (от греческого «гиф» - ткань, паутина). Гифы обильно разрастаются, ветвятся и образуют грибницу или мицелий (от греч. «микес» - гриб). Некоторые нити грибницы поднимаются вверх. На их концах образуются чёрные головки – спорангии. Эти головки похожи на плодовые тела шляпочных грибов. В головках (спорангиях) созревают споры. Плесневые грибы размножаются спорами. Когда споры созревают, головки лопаются. Споры разносятся ветром (потоком воздуха) и находятся в воздухе помещений.
Мукор (белая плесень) относится к низшим грибам. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах в виде пушистого налёта. Два других гриба – пеницилл и аспергилл – относятся к высшим грибам. Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей, которые разделены перегородками на отдельные клетки. Этим она отличается от грибницы белой плесени (мукора), которая состоит из одной клетки. Этот гриб разводят в лабораториях для получения из него лекарства. Разные виды пенициллов и аспергиллов обычно развиваются в виде сизого или зеленого налетов на пищевых продуктах.
А теперь, с помощью эксперимента выясним: нужны ли для роста плесени определенные условия.
3.Эксперимент.
Цель: определить условия образования и роста плесени.
Оборудование: 4 кусочка хлеба, стеклянная банка с крышкой, целлофановый пакет, холодильник, вода, фотоаппарат.
Описание: я взял 4 кусочка белого хлеба. Первый – положил в целлофановый пакет, поставил на полку (температура воздуха +24). Второй – намочил чуть-чуть водой и положил в банку с закрытой крышкой, в теплое место. Третий – на тарелке разместил на полке, четвёртый – положил в холодильник (температура +10 градусов). Каждый день я осматривал хлебные кусочки, и первые изменения заметил на 5 день у пробы №2. На хлебе появилось пятно плесени. Другие участники эксперимента оставались без изменений, правда, № 3 и № 4 слегка подсохли.
На седьмой день исследования изменения появились на образце под номером 1 (в целлофановом пакете). Образцы под номерами 3 и 4 окончательно высохли без изменений. На кусочке в банке плесень чувствовала себя хорошо и разрасталась.
На восьмой и девятый день эксперимента плесень на хлебе в стеклянной банке и целлофановом пакете продолжала расти, появлялись всё новые и новые участки.
Вывод: из данного эксперимента следует, что главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен. Чем выше температура, тем появление и развитие происходит быстрее. Выходит, сухость воздуха и чистота являются главными препятствиями развития плесени. Поэтому мы должны проводить влажную уборку и проветривать помещение.
4. Роль плесени в жизни человека.
Часто люди не обращают внимания на запах плесени в подъезде дома, в ванной комнате, в подполье, а погребе. Внешне безобидный «пушок» способен выделять в воздушную среду огромное количество семян – спор. Большое количество спор, невидимых для глаза, вместе с частицами пыли попадает в дыхательные пути проникает в нос, бронхи и даже глубоко в легкие. Жители городов проводят в своих квартирах 50-70% времени, а всего в закрытых помещениях, включая рабочие места до 80-90% времени. За это время через дыхательные пути проходит находящийся в помещении воздух и если в нём содержится большое количество микроорганизмов, они оседают на лёгкие, вызывая различные болезненные состояния.
1. Пищевые отравления – микотоксикозы. Нельзя принимать в пищу продукты, поражённые плесенью. Ведь растущая плесень берет из субстрата питательные вещества, а в него отдаёт продукты своей жизнедеятельности – грибные яды – микотоксины.
2. Микогенные (вызываемые грибами) аллергии – бронхиальная астма, аллергический ринит, бронхит, отит, диатез у детей.
3. Грибковые заболевания (микозы) кожи. Грибковые поражения внутренних органов, у людей со сниженным иммунитетом.
Более 100 токсических соединений, найденных учёными в плесени и в покрытых ею продуктах, могут очень долго никак не проявлять своего присутствия в организме. Но спустя десятилетия, именно они, могут вызвать быстрый рост раковых опухолей. Эти ядовитые, токсические вещества не разрушаются при кипячении или нагревании продукта. Самой ядовитой считается плесень жёлтого цвета – аспергилла жёлтая, которая вырабатывает сильнейший афлатоксин. Жёлтая плесень поражает пищевые продукты (наиболее подвержены поражению ливер, рыба, молоко, рис, земляные орехи). Афлатоксин вызывает тяжёлые пневмонии и рак печени.
О неприятностях, связанных с грибами, я рассказал немало, а теперь – о пользе. В 1928 году шотландский микробиолог Александр Флеминг заметил, что какой-то плесневый грибок уничтожил так необходимые ему для экспериментов бактерии, стрептококки, вокруг пятен плесени на чашках с культурой микробов погибли все колонии золотистого стафилококка. Вскоре Флеминг определил, что грибок с таким необычным поведением относится к виду пеницилл, и начал экспериментировать. Он выяснил, что действие гриба распространяется не на все микробы, а в основном на болезнетворные бактерии. Так был открыт антибиотик – пенициллин. Это открытие произвело революцию в медицине.
Многие плесени используют для получения ферментов, витаминов. Опасные для насекомых плесневые грибы нужны для борьбы с насекомыми-вредителями, например, колорадским жуком, клещами. Грибы питаются органическими веществами отмерших организмов и растительными остатками, гниющими корнями и травой, опавшими листьями, мертвыми насекомыми, то есть являются, разрушителями. Разрушая мёртвое органическое вещество, грибы возвращают отдельные «кирпичики» углеродных соединений в почву, чтобы растения их могли вновь использовать для построения своей биомассы.
Основное свойство грибов – разлагать органические вещества – используют при очистке сточных вод. Даже в авиастроении нашлось место плесневым грибам – при их участии изготавливают смеси, защищающие крылья самолётов от обледенения при взлёте и посадке. Грибам в природе отведена важнейшая роль в освоении новых территорий, плесневые грибы обладают высоким потенциалом выживания в различных, нередко экстремальных условиях
существования, сохраняя жизнеспособность в условиях вечной мерзлоты, возможно, такие их
свойства со временем можно будет применить.
VI. Заключение
В процессе работы я изучил большое количество информации, провёл ряд опытов, эксперимент. Рассмотрев данную тему, я подтвердил свою гипотезу:
плесень – живой организм.
Плесень – относится к царству грибов.
Для роста плесени нужны определённые условия.
Плесень играет важную роль в жизни человека.
Список источников:
Интернет источники.
Универсальная энциклопедия школьника.