СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по дисциплине "Психология дошкольника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по дисциплине "Психология дошкольника"»

Исследовательская работа по дисциплине «Психология дошкольника»   «Почему дети обманывают?»  Работу выполнила: студентка 3 курса, заочной формы обучения Камалова Полина Николаевна Преподаватель: Старовойт Наталья Васильевна 31.01.2023 год

Исследовательская работа по дисциплине «Психология дошкольника»

«Почему дети обманывают?»

Работу выполнила: студентка 3 курса, заочной формы обучения

Камалова Полина Николаевна

Преподаватель: Старовойт Наталья Васильевна

31.01.2023 год

Цель работы: изучить особенности социально-психологических факторов, влияющие на появление лжи в младшем дошкольном возрасте. Актуальность работы : Большая ложь начинается с малой лжи. Обман в обществе воспринимается в целом негативно. При определенных обстоятельствах можно оправдать только ложь во благо, но это реалии взрослой жизни, а детскую нечестность этим благородным мотивом оправдаешь не всегда. Поэтому даже первые невинные попытки ребенка обманывать настораживают взрослых. Детская ложь – тревожный симптом. А поскольку еще ни один ребенок не вырос, не расстроив своих родителей и учителей невероятными выдумками, досадными недомолвками, а иногда и откровенной ложью, то проблема не теряет своей актуальности и относится к категории вечных.

Цель работы:

изучить особенности социально-психологических факторов, влияющие на появление лжи в младшем дошкольном возрасте.

Актуальность работы :

Большая ложь начинается с малой лжи. Обман в обществе воспринимается в целом негативно. При определенных обстоятельствах можно оправдать только ложь во благо, но это реалии взрослой жизни, а детскую нечестность этим благородным мотивом оправдаешь не всегда. Поэтому даже первые невинные попытки ребенка обманывать настораживают взрослых. Детская ложь – тревожный симптом. А поскольку еще ни один ребенок не вырос, не расстроив своих родителей и учителей невероятными выдумками, досадными недомолвками, а иногда и откровенной ложью, то проблема не теряет своей актуальности и относится к категории вечных.

Что такое ложь? Какие виды лжи бывают?  Виды лжи: Ложь –игра Ложь-манипуляция Ложь из-за страха Ложь-протест Ложь во спасение Ложь ради выгоды ЛОЖЬ-ЭТО НАМЕРЕННОЕ ИСКАЖЕНИЕ ИСТИНЫ, НЕПРАВДА, ОБМАН. Толковый словарь русского языка С.И Ожегова Слова «лгать» по латыни означает тоже самое, что и «идти против совести».

Что такое ложь? Какие виды лжи бывают?

Виды лжи:

  • Ложь –игра
  • Ложь-манипуляция
  • Ложь из-за страха
  • Ложь-протест
  • Ложь во спасение
  • Ложь ради выгоды

ЛОЖЬ-ЭТО НАМЕРЕННОЕ ИСКАЖЕНИЕ ИСТИНЫ, НЕПРАВДА, ОБМАН.

Толковый словарь русского языка С.И Ожегова

Слова «лгать» по латыни означает тоже самое, что и «идти против совести».

Российский педагог-психолог Каптерев П. Б. описывает 4 ступени развития лжи у детей:  грубая, простая ложь, заключающаяся в прямом отрицании; высшая ступень детской лживости – притворные болезни, с помощью которых совершенно здоровые дети, притворяясь, добиваются желательной им цели. подлаживание – ложь не для выгоды, а ради воспроизводимого эффекта. Ложь – подлаживание есть ложь политическая, это один из основных источников лжи взрослых; ложь развивается в прямо пропорциональной зависимости от степени страха, возбуждаемого взрослыми к количеству и суровости наказаний, которыми они угрожают детям;

Российский педагог-психолог Каптерев П. Б. описывает 4 ступени развития лжи у детей:

грубая, простая ложь, заключающаяся в прямом отрицании;

высшая ступень детской лживости – притворные болезни, с помощью которых совершенно здоровые дети, притворяясь, добиваются желательной им цели.

подлаживание – ложь не для выгоды, а ради воспроизводимого эффекта. Ложь – подлаживание есть ложь политическая, это один из основных источников лжи взрослых;

ложь развивается в прямо пропорциональной зависимости от степени страха, возбуждаемого взрослыми к количеству и суровости наказаний, которыми они угрожают детям;

Индивидуальные особенности ребенка, в частности уровень интеллекта, оказывают определенное влияние на формирование лживости, нечестности. Ребенок, который не видит никакого иного способа, кроме лжи для достижения цели, получения желаемого, так или иначе прибегает к обману. Однако нельзя утверждать, что в формировании склонности ко лжи играют роль только особенности личности ребенка. Не менее важно его социальное окружение, социальная ситуация развития.  Самая главная причина детской лжи кроется в развитом воображении. Дети часто могут фантазировать, придумывая различные образы, которые часто непосредственно связаны с реальностью и неотделимы от неё. Для ребёнка такие образы часто представляются частью реальности и именно поэтому они могут рассказывать о них, как о реально существующих.

Индивидуальные особенности ребенка, в частности уровень интеллекта, оказывают определенное влияние на формирование лживости, нечестности. Ребенок, который не видит никакого иного способа, кроме лжи для достижения цели, получения желаемого, так или иначе прибегает к обману. Однако нельзя утверждать, что в формировании склонности ко лжи играют роль только особенности личности ребенка. Не менее важно его социальное окружение, социальная ситуация развития.

Самая главная причина детской лжи кроется в развитом воображении. Дети часто могут фантазировать, придумывая различные образы, которые часто непосредственно связаны с реальностью и неотделимы от неё. Для ребёнка такие образы часто представляются частью реальности и именно поэтому они могут рассказывать о них, как о реально существующих.

 Общие способы диагностики лжи анализ содержания речевого общения Lorem ipsum dolor sit a  наблюдение за невербальными проявлениями говорящего в процессе общения. способ регистрации и оценки комплекса физиологических реакций, который называют инструментальной детекцией лжи.

Общие способы диагностики лжи

анализ содержания речевого общения

Lorem ipsum dolor sit a

наблюдение за невербальными проявлениями говорящего в процессе общения.

способ регистрации и оценки комплекса физиологических реакций, который называют инструментальной детекцией лжи.

 ВАЖНО ПОНИМАТЬ! Ребёнок в возрасте 3-4-х лет врет не потому, что хочет вас обмануть, а потому что его мозг развивается, и теперь он может мыслить другими образами, удерживать в голове больше информации, развивается воображение, а с ним открываются разные возможности. С возрастом поводов для вымысла становится все больше, а

ВАЖНО ПОНИМАТЬ!

Ребёнок в возрасте 3-4-х лет врет не потому, что хочет вас обмануть, а потому что его мозг развивается, и теперь он может мыслить другими образами, удерживать в голове больше информации, развивается воображение, а с ним открываются разные возможности.

С возрастом поводов для вымысла становится все больше, а "обман” все изощреннее. Невольными виновниками этого становятся взрослые, вынужденные предъявлять ребенку определенные требования. 

Детская ложь как симптом проблемы

Вранье ребенка прекращает быть нормой, когда его становится слишком много. Чаще всего это случается, когда дети живут в неблагополучных условиях (материальных, социальных, психологических). В такой ситуации ребенок будет использовать ложь, как способ выжить среди взрослых .

Ребенок будет врать, если:

Если знает, что только так может получить внимание. Такое часто случается в семьях, где родителей уделяют детям слишком мало времени .

Если в семье установлены жесткие, ригидные правила и рамки поведения, в которые он не может вписаться

Если мама или папа предъявляют ему непосильные требования и верят, что он может им соответствовать. В этом случае он будет лгать, чтобы не разочаровать и порадовать родителей.

Если не знает других способов получить желаемое. Часто родители удивляются, что их чадо врет там, где вроде и не нужно, где можно было просто попросить. Однако если это понятно им, это не значит, что об этом знает ребенок.

Если обесценивают его интересы и нарушают границы. Взрослые часто воспринимают занятия детей, как нечто незначительное, от чего их можно в любой момент отвлечь, прервать и т.д. Вместе с тем для маленького человека ситуация игры может быть очень важна, и ложь станет его способом защитить свои границы.

Если знает, что любое неповиновение или отклонение от правил в семье наказывается (физически или морально).

 КАК ИСПРАВИТЬ СИТУАЦИЮ? Поощряйте правду. Хвалите детей, если они признаются в чем-то, в чем им трудно признаться. Будьте максимально искренними со своими детьми: не обманывайте их, не прикрывайте свои ошибки ложью с целью поддержать родительский авторитет. Спросите себя: «А не задаю ли я провоцирующих вопросов?». Если это так, разберитесь зачем вы это делаете и чего хотите добиться этим на самом деле.   Подумайте, не получает ли ваш сын или дочь слишком много внимания, когда лгут? И даете ли вы им возможность получить его другим способом. !Не требуйте от детей того, чего не можете выполнить сами. Никто не может говорить правду 24/7. Не могут и они! Уличив ребенка во лжи, старайтесь встать на его сторону. Проявите эмпатию — постарайтесь представить, какие чувства заставляют его скрывать правду. Избегайте двойных посланий и ситуаций, в которых ваши поступки не соответствуют словам. Не унижайте и не стыдите детей, даже если они вам солгали. Доверительный, открытый диалог, где ребенок будет услышан даст намного больше, чем бесконечные нравоучения.

КАК ИСПРАВИТЬ СИТУАЦИЮ?

Поощряйте правду. Хвалите детей, если они признаются в чем-то, в чем им трудно признаться.

Будьте максимально искренними со своими детьми: не обманывайте их, не прикрывайте свои ошибки ложью с целью поддержать родительский авторитет.

Спросите себя: «А не задаю ли я провоцирующих вопросов?». Если это так, разберитесь зачем вы это делаете и чего хотите добиться этим на самом деле.  

Подумайте, не получает ли ваш сын или дочь слишком много внимания, когда лгут? И даете ли вы им возможность получить его другим способом.

!Не требуйте от детей того, чего не можете выполнить сами. Никто не может говорить правду 24/7. Не могут и они!

Уличив ребенка во лжи, старайтесь встать на его сторону. Проявите эмпатию — постарайтесь представить, какие чувства заставляют его скрывать правду.

Избегайте двойных посланий и ситуаций, в которых ваши поступки не соответствуют словам.

Не унижайте и не стыдите детей, даже если они вам солгали. Доверительный, открытый диалог, где ребенок будет услышан даст намного больше, чем бесконечные нравоучения.

Помните, что дети подражают родителям. Даже когда вы врёте не ребёнку, а подружке, учителю, партнёру, он всё замечает. Говорите правду в присутствии ребёнка и не только, держите своё слово, если что-то обещали — выполняйте. И главное: говорите ребёнку, что вы любите его любым. Просто так. Просто потому что он есть.

Помните, что дети подражают родителям. Даже когда вы врёте не ребёнку, а подружке, учителю, партнёру, он всё замечает. Говорите правду в присутствии ребёнка и не только, держите своё слово, если что-то обещали — выполняйте. И главное: говорите ребёнку, что вы любите его любым. Просто так. Просто потому что он есть.

 Формирование доверительных отношений, отсутствие жестких наказаний за ошибки, внимание к ребенку и частое его поощрение снимают большинство причин лживого поведения.    Правда всегда должна быть на первом месте и в семье, и в дружбе. В жизни именно правда спасает от многих бед, позволяет доверять, быть открытым и честным, жить в мире с собой и с другими людьми. Лгать или не лгать каждый решает для себя сам, только надо помнить… Тайное всегда становиться явным!

Формирование доверительных отношений, отсутствие жестких наказаний за ошибки, внимание к ребенку и частое его поощрение снимают большинство причин лживого поведения.   Правда всегда должна быть на первом месте и в семье, и в дружбе. В жизни именно правда спасает от многих бед, позволяет доверять, быть открытым и честным, жить в мире с собой и с другими людьми.

Лгать или не лгать каждый решает для себя сам, только надо помнить…

Тайное всегда становиться явным!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!