СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по истории родного края «Об археологических памятниках сопки Тапхар»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по истории родного края «Об археологических памятниках сопки Тапхар»»

Министерство образования и науки РБ

МАОУ СОШ №57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова



Республиканская дистанционная научно-практическая конференция учащихся 2-4 классов

«Первые шаги»



Номинация: История родного края


Тема: «Об археологических памятниках сопки Тапхар»








Автор: Доноев Зоригто, ученик 4 класса

МАОУ СОШ №57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова

Телефон: 8 983 455 49 17

Руководитель: Уладаева Маргарита Владимировна

Телефон: 8 924 659 60 61











г. Улан-Удэ

2020 г.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..

3

1.Теоретическое исследование материалов археологических памятников …

5

2. Результаты исследования…………………………………………………….

8

Заключение ……………………………………………………………………….

10

Список использованной литературы ……………………………………………

12

Приложения ………………………………………………………………………

14





























Введение

Каждые каникулы я езжу к своей бабушке в поселок Тапхар. Поселок небольшой, расположен в 24 км от города Улан-Удэ. От бабушки я узнал, что слово Тапхар в переводе с бурятского языка означает «плоская возвышенность». Его окружают сопки, курганы, которые поражают своей строгой красотой. Среди них есть сопка Тапхар, куда весной ходят молиться местные жители на обоо (обряд поклонения духам местности). И мы семьей каждый год тоже посещаем это место. В последнее посещение этой сопки я заметил интересное сложение камней, вросших в землю. И мне стало любопытно, что это за камни и каким образом они так сложились. На что я получил ответ от бабушки: «Эти камни сложены не просто так, они имеют определенное значение. Это исторический памятник, когда-то здесь были раскопки». Меня это очень заинтересовало, я решил более детальнее изучить этот вопрос.

Актуальность темы нашего исследования состоит в изучении истории родного края и необходимости информирования других школьников об археологических памятниках родного края на примере сопки Тапхар, так как, на наш взгляд, для современного поколения характерно незнание истории родного края, исторических фактов, жизни выдающихся людей и событий родного края. Археологическое прошлое Западного Забайкалья довольно подробно изучено археологами XX века, такими как: Г.П. Сосновский, Н.Н. Мамонова, А.П. Окладников, Е.А. Хамзина, Н.Н. Диков. Вместе с тем, данные археологические исследования неизвестны нынешним ученикам общеобразовательных школ, что и объясняет выбор проблемы нашего исследования.

Цель исследования заключена в изучении истории родного края на примере археологических памятников сопки Тапхар по материалам археологических исследований Западного Забайкалья.

Задачи исследования:

  1. Составление и проведение опроса учащихся 4-класса МАОУ СОШ№ 57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова;

  2. Изучение литературы по исследуемой проблеме;

  3. Посешение национального музея истории Бурятии, музея Института монголоведения, буддологии и тибетологии (ИМБТ) СО РАН для наглядного ознакомления с археологическими памятниками западного Забайкалья;

  4. Выезд на местность для наглядного изучения археологических памятников сопки Тапхар;

  5. Проведение работ с целью дальнейшего ознакомления других школьников с археологическими исследованиями и памятниками сопки Тапхар.

Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методы: анализ данных, полученных при изучении литературных источников, анализ интернет-источников, беседа, наблюдение, опрос.

Этапы проведения исследования:

  1. Проведение опроса;

  2. Изучение имеющихся источников по археологическим памятникам сопки Тапхар;

  3. Наглядное ознакомление с археологическими памятниками сопки Тапхар;

  4. Обобщение полученной информации;

  5. Подготовка и проведение презентации.

  6. Написание заключения.

Объект исследования – археологические памятники сопки Тапхар.

Предмет исследования – опубликованные работы ученых об археологических памятниках Западного Забайкалья, сопка Тапхар, археологические находки, хранящиеся в музеях истории Бурятии и ИМБТ СО РАН.

Гипотеза нашего исследования состоит в предположении о том, что большинство учащихся 4-го класса МАОУ СОШ №57 г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова не знает об археологических памятниках сопки Тапхар.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в рамках школьного обучения предпринято освещение археологических памятников сопки Тапхар.

Теоретическая значимость и практическая значимость исследования состоит в том, что содержащаяся в работе информация позволит расширить знания школьников об археологических памятниках сопки Тапхар и познакомиться с работой ученых-археологов. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга школьников, интересующихся историей и краеведением, и, возможно, кто-то из них продолжит исследование по данной проблеме.











  1. Теоретическое исследование материалов археологических памятников

Человечество всегда интересовал вопрос истории возникновения и происхождения человека и что происходило много лет тому назад. Изучая данный вопрос, мы пришли к пониманию того, что на эти вопросы отвечает наука археология.

Археология - это самостоятельная историческая дисциплина, часть истории и культуры человечества, которая представлена археологическими объектами и предметами прошлого и познается путем изучения этих объектов и предметов прошлого [2].

Археология изучает историю человечества путем исследования омертвленных, археологизированных остатков деятельности человека в прошлом, своего рода «немых свидетелей истории» [1].

История человеческого общества насчитывает около миллиона лет – это путь от глубоких каменных орудий труда до космической ракеты, от первобытнообщинного строя до наших дней, процесс сложный и медленный, охвативший ряд исторических эпох [3].

Археологические памятники – объект материальной культуры, несущий в себе определённый объём информации о прошлом. Под архе­ологическим памятником понимают места, связанные с жизнью людей или их захоронениями. Это древние курганы, могильники, останки человека, животных, осколки или целые экспонаты посуды, утвари, оружие, орудие труда, монеты, украшения [7]. Через изучение археологических памятников, ученые воспроизводят историческое прошлое человеческого общества, развитие его мышления, становление его образа жизни, культуры занятий (земледелие, охота, скотоводство, ремесло, промыслы).

О развитии культуры людей, их жизненных ценностей, об изменении цивилизации мира на Земле, можно делать выводы на основании археологических раскопок.

Археологические знания о прошлом имеют большое воспитательное, практическое, обучающее, нравственное, историко-географическое и развивающее значение.

Экскурсия на сопку Тапхар

Сопка Тапхар хранит не только красоту, но и историю нашего края. Она находится в 27 км. к юго-западу от г. Улан-Удэ, напротив села Иволгинск, в центре Иволгинской долины, входящей в состав Селенгинского среднегорья. От соседних сопок Тапхар отличается своей расплывчатой, плосковерхой формой, а также тем, что на ее вершине и западном склоне местами растут сосны с плоскими кронами и изогнутыми стволами, что является результатом действия ветров (на соседних сопках деревья не растут) (см. Приложение 1). На вершине в центре сопки растет старый ильм – это почитаемое бурятами дерево увешано разноцветными лоскутиками (см. Приложение 2). Под камнями, между которыми скопилась земля, давшая жизнь дереву, можно найти монеты, среди них встречаются и старинные.

Заинтересовавшись этим местом, из литературных источников мы узнали, что археологические памятники были открыты, отчасти описаны и раскопаны археологом Г.П. Сосновским. Им же был открыт сторожевой камень, покрытый изображениями мчащихся оленей, сейчас этот камень хранится в Иркутском краеведческом музее.

Археолог Е.А. Хамзина вела раскопки в этой местности и описала их в 1956 году в своей книге «Археологические памятники Западного Забайкалья». В книге описаны находки бронзового века. Из нее мы узнали, что сверху на захоронениях были составлены кладки из камней овальных форм, они были ориентированы на север. Обращает внимание тщательность, с которой выложены каря кладок: камни по краям плотно прилегают друг к другу. Крайние камни - плиты были первоначально воткнуты наклонно к центру. В центре они лежали в беспорядке и имели разные размеры от очень крупных до мелких. Под крупными камнями залегал слой мелких камней. Кладки сильно задернованы. Мощность дерна достигала 30 см (см. Приложение 3) [12].

В одном из погребений сохранились кусочки ткани, среди них встречаются окрашенные в темно-коричневый цвет. Еще можно было увидеть бронзовые изделия, как например, бронзовое зеркало, обращенное гладкой поверхностью к верху, на которой находился какой-то предмет из крупного железного стержня, изогнутого в виде восьмерки. В другом погребении такое же бронзовое зеркало имело растительный орнамент с павлинами. Также встречались другие бронзовые вещи: бронзовая пряжка с остатками шелковой ткани, шестилучевая бляшка, бронзовые серьги из тонкой проволоки серповидной формы (см. Приложение 4) Помимо этого были обнаружены берестяные колчаны в виде труб, выше колчанов находились железные наконечники стрел, некоторые из них имели четырехгранную форму, но одна из них имела двухконечный наконечник стрелы якутского типа (см. Приложение 5) [15].

Во многих захоронениях у восточной стенки колоды с внешней стороны наклонно стояла кость ноги барана. В ногах на колоде на боковых стенках, особенно на западном торце лежали позвонки быка, на внешней ее поверхности сохранилась кора. Также была обнаружена сумочка, на которой аппликацией вышит орнамент. В ней были бисер и бусины.Своеобразными памятниками Западного Забайкалья являются ритуальные насыпи, встреченные на этой территории впервые, и поэтому, естественно, представляющие огромный интерес. Ритуальные насыпи находятся в северо-восточной части сопки Тапхар, на ее вершине. Формы насыпей округлые. Основные части каменных кладок были вывезены. В насыпях, кроме глинянных горшков, ничего не обнаружено. Горшочки тоже были украшены разыми орнаментами. В некоторых насыпях вещи вообще отсутствовали (см. Приложение 6) [13].

Керексуры (херексуры, на монгольском языке - хэрэгсүүр) - погребальные сооружения в виде грунтово-каменных насыпей высотой от одного до двух-трёх метров, находящиеся на территории Монголии и южносибирских регионов России (Алтай, Тува, Забайкалье) [7].

Керексуры приурочены к восточной части массива, здесь захоронения позднего средневековья расположены шестью группами. В настоящее время сохранилось около 30 плиточных, 18 средневековых могил, 10 керексуров. Находки: кости животных, бронзовые пуговицы и нож, наконечники стрел, костяные игольники с иглами, фрагменты керамики, обломок псалии.

В 1928 г. Г.П. Сосновским на сопке Тапхар раскопано 13 плиточных и 5 средневековых захоронений. В 1954 г. Н.Н. Мамонова раскопала 4 плиточные могилы и 2 керексура, а в 1954-1956 гг. Е.А. Хамзиной было раскопано более 30 погребений поздних кочевников. Материалы в настоящее время хранятся в ИМБТ СО РАН и Музее истории Бурятии. Следует заметить, что к случайной находке отнесли найденный на месте захоронения бронзовый кинжал с бабочковидными перекрытиями, наведшими в виде полой трубочки. Кинжал также хранится в Музее истории Бурятии [12].

Плоскогорье сопки Тапхар известно также такими достопримечательностями, как «космодром», «сад камней». Космодром, как назвали его жители местности, представляет собой совокупность погруженных в грунт плоских камней, которые образуют собой ровную поверхность (см. Приложение 7). Каменные плиты напоминают собой рукотворную конструкцию, похожую на взлетную полосу. Местные жители поговаривали, что эти плиты – взлетная полоса каких-то древних цивилизаций. Сад камней представляет собой россыпь крупных валунов, расставленных в специальном порядке (см. Приложение 8). В «саду» имеются также и мелкие камни, выложенные в интересные прямоугольники. В некоторых местах камни, которыми выложены эти прямоугольники, лежат под крупными валунами. Также здесь можно увидеть камни, выставленные в правильный прямоугольник.

Все эти археологические памятники и сегодня представляют огромный интерес.





  1. Результаты исследования

История нашего края хранит в себе археологические памятники разного времени, от эпохи плиточных захоронений до позднего средневековья. К сожалению, большая часть этой заслуживающей внимания истории неизвестна современным школьникам.

Для выявления уровня информированности школьников по данной проблеме, нами был составлен опросник, в который мы включили 10 вопросов (см. Приложение 9). Далее нами был проведен опрос, в котором приняли участие 30 учащихся 4 «А» класса СОШ №57. И мы получили следующие результаты, а также оформили их в виде диаграмм (см. Приложение 10).

На первый вопрос «Интересует ли тебя история родного края?» 26 учащихся ответили да, интересует, 2 - нет, не интересует, 2 - затруднились ответить. Большинство моих одноклассников интересует история родного края.

На второй вопрос «Чем занимается наука археология?», 10 опрошенных ответили верно - археология изучает древнейшее прошлое, 4 человека выбрали неверный ответ под номером два - проводит археологические раскопки, 16 человек – затруднились ответить.

На вопрос «Знаком ли ты с понятием «Археологические памятники»?» 13 учеников ответили нет, 2 - указали, что где-то читали об этом, 10 человек выбрали вариант - хотелось бы узнать и 5 не смогли дать ответ.

На вопрос «Археологические памятники – это?» большинство учащихся (12 человек) затруднились дать ответ, варианты ответов «б» и «в» выбрали 8 учеников, вариант «а» - 2 человека.

На 5 вопрос «Знаешь ли ты что такое «Керексуры»?», мы получили следующие результаты: 13 человек не знают, что это за понятие, 13 – хотели бы узнать, 4 – затруднились ответить.

На следующий вопрос «Знаком ли ты с информацией о проведенных археологических раскопках на сопке Тапхар?», по 14 учеников распределились между ответами «нет» и «хотелось бы узнать», 2 человека ответили вариант - «затрудняюсь ответить».

26 учащихся не знают кем были открыты археологические памятники сопки Тапхар, 1 – затруднился дать ответ, 1 – верно указал ответ и 2 – указали не верно.

На вопрос «Хочешь ли ты изучать археологические памятники родного края?», 26 опрошенных ответили – да, 4- затруднились дать ответ.

Очень радует почти единогласный положительный ответ одноклассников (28 человек) на вопрос «Как ты думаешь важно знать историю родного края?», вместе с тем 1 ответил – нет, 1 человек – затруднился с ответом.

На 10 вопрос «Знаешь ли ты, где можно узнать информацию об археологических памятниках?», большинство (27) учеников ответили, что не знают. 1 ученик – затруднился дать ответ, 2 – знают.

Таким образом, при обработке данных, полученных в результате опроса, было установлено, что учащиеся 4-го класса СОШ№57 не обладают практически никакой информацией, касающейся археологических памятников, и в частности сопки Тапхар. Гипотеза нашего исследования была подтверждена. Вместе с тем, опрошенные проявляли интерес и говорили о своем желании узнать больше об истории своей малой родины.
























Заключение

История археологических памятников – это история нашего края. На наш взгляд, знания истории малой родины помогает нам лучше понять историю страны и крепче любить родную землю. По-особенному дороги становятся те места, которые связаны с жизнью наших предков. Мы считаем, что каждый должен знать историю родного края, а также открывать для себя что-то новое, делать что-то доброе и полезное.

При подготовке материала для конференции я посетил сопку Тапхар – удивительное место, где своими глазами я еще раз увидел всю ее красоту. Находясь на вершине сопки, наблюдал более пристальнее и детальнее археологические памятники, которые в процессе исследования открыли для меня абсолютно новый удивительный мир древней истории моего края.

Большое впечатление было получено во время посещения музеев истории Бурятии и музея при Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Там я более подробнее и тщательнее рассмотрел мелкие детали, предметы быта и одежды, которые дали мне возможность открыть для себя новые знания в области изучения культуры жизни коренного населения Западного Забайкалья и увидеть изменения жизни коренного населения и провести аналогию с современностью.

В процессе написания работы я узнал много нового о том, что такое археология, какие бывают археологические памятники. Так же узнал, кто и когда занимался раскопками на сопке Тапхар, какие результаты они принесли. Также я понял, что «информация о прошлом» не хранится в готовом виде, ни в письменных, ни в археологических памятниках и не просто «извлекается» из них, а создается в процессе их изучения. Я получил новые знания, приобрел навыки работы с археологическими источниками и интернет-источниками. Особенное впечатление на меня произвела книга Е.А. Хамзиной «Археологические памятники западного Забайкалья». Я понял, что благодаря археологии и исследованиям археологов можно воссоздать реальную жизнь далеких предков. Часто работы этих ученых-археологов неизвестны широкому кругу учащихся школ. К сожалению, их работы не опубликованы в специальных краеведческих сборниках и методических пособиях для школьников. В связи с этим, нами был проведен опрос учащихся 4-го класса СОШ№57 об информированности ими вопросов по заданной проблеме. Результаты опроса показали, что большинство моих одноклассников практически не обладают никакой информацией об археологии, археологических памятниках в целом, и, в частности, об археологических памятниках сопки Тапхар.

Проведенная исследовательская работа дала возможность прикоснуться к историческим и культурным ценностям моего родного края. В дальнейшем, мы планируем продолжать работу в данном направлении, рассказать о нашем исследовании учащимся 4-го класса СОШ№57 и представить информацию в виде презентации в рамках классного часа.

Мы считаем, что начинать становление человека и гражданина величайшей страны нужно с изучения истории маленьких ее уголков, одним из которых является наш край, в частности, с изучения археологических памятников.









































Список использованной литературы

  1. Археология: Учебник / А.И. Мартынов. — 5-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 2005. — 447 с.: ил. ISBN 5-06-005131-5

  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006: [Электронный ресурс]: современная универсальная российская энциклопедия. - М.: Кирилл и Мефодий, 2006. - 3 электрон. опт. диск (CD-ROM).

  3. Детская энциклопедия. В 12 - ти томах. Том 8. Из истории человеческого общества. М.: Педагогика, 1975г. 560 с.,

  4. Диков Н.Н. Бронзовый век Забайкалья. -Улан-Удэ, 1958 г. – с.- 140 с.

  5. Мамонова Н.Н. Кочевники Забайкалья в IX-XIII вв. по данным палеоантропологии. // Тр.ИЭ, 1961. - т.71.
  6. Мамонова Н.Н. Новые находки неолитических черепов в Забайкалье // Зап. БМНИИК. - Улан-Удэ, 1957. - вып. XXIII.
  7. Мартынов А.И., Шер Я.А. Методы археологического исследования. - М.: Высшая школа, 2002. - 222с.

  8. Матюшин Г.Н. Археологический словарь. М.: Просвещение, 1996.

  9. Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья.
    Историко-археологическое исследование. Ч. I, II./ МИА №18. М.-Л.: 1950. 412 с.
  10. Окладников, А.П. История и культура Бурятии [Текст]: Сборник статей / А. П. Окладников; [Предисл. Д. Лубсанова и В. Ларичева]; АН СССР, Сиб. отд-ние, Бурят. филиал, Бурят. ин-т обществ. наук. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1976. - 458 с.: ил.; 22 см.

  11. Памятники археологии. Том 2. Свод объектов культурного наследия Республики Бурятия / Науч. ред. П.Б. Коновалов. - Улан-Удэ: «ООО НоваПринт», 2011.-392с.:ил.

  12. Хамзина Е.А. Археологические исследования А.П. Окладникова в Бурятии / Е.А.Хамзина // Проблемы археологии и этнографии в Сибири: Тез докл. к региону. конф. (7-9 апр. 1982 г.). -Иркутск, 1982. - С.7-8
  13. Хамзина Е.А. Археологические памятники Бурятии / Е. А. Хамзина; Отв. ред. Л. Г. Ивашина. - Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1982. - 153 с.: ил.; 22 см.

  14. Хамзина Е.А. Новые находки бронзовых изделий в Забайкалье. // Научная конференция по истории Сибири и Дальнего Востока. - тез.докл. - Иркутск: ИГУ,1960.
  15. Хамзина Е.А. Археологические памятники западного Забайкалья (поздние кочевники) / Е. А. Хамзина. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство,1970.
  16. Цыбиктаров А. Д. Херексуры Бурятии, Сев. и Центр. Монголии // Культуры и памятники бронзового и раннего железного веков Заб. и Монголии. — Улан-Удэ, 1995.































Приложения

Приложение 1. Сопка Тапхар


Приложение 2. На вершине сопки Тапхар растет дерево Ильм

Приложение 3. Кладки из камней овальных форм захоронений

(из книги Е.А. Хамзиной «Археологические памятники Западного Забайкалья»)







Приложение 3. Кладки из камней овальных форм захоронений в наше время




Приложение 4. Бронзовые вещи

(из книги Е.А. Хамзиной «Археологические памятники Западного Забайкалья»)










Приложение 5. Берестяные колчаны, железные наконечники стрел, двухконечный наконечник стрелы якутского типа

(из книги Е.А. Хамзиной «Археологические памятники Западного Забайкалья»)





Приложение 6. План расположения и общий вид горшочков насыпи

(из книги Е.А. Хамзиной «Археологические памятники Западного Забайкалья»)













Приложение 7. «Космодром» на сопке Тапхар


Приложение 8. «Сад камней» на сопке Тапхар

Приложение 9. Опросник

Дорогой друг, ответь, пожалуйста, на следующие вопросы, в каждом вопросе выбери только 1 ответ. Опрос составлен не с целью проверки твоих знаний и их оценивания.


1.Интересует ли тебя история родного края?

а. да, интересует

б. нет, не интересует

в. затрудняюсь ответить


2. Чем занимается наука археология?

а. изучает древнейшее прошлое

б. проводит археологические раскопки

в. затрудняюсь ответить


3.Знаком ли ты с понятием «Археологические памятники»?

а. да, где -то читал

б. нет

в. хотелось бы узнать

г. затрудняюсь ответить


  1. Археологические памятники – это?

а. предметы, найденные в горах

б. вековые сооружения, башни, замки

в. объекты материальной культуры, несущие в себе определённый объём информации о прошлом

г. затрудняюсь ответить


5. Знаешь ли ты что такое «Керексуры»?

а. да

б. нет

в. хотелось бы узнать

г. затрудняюсь ответить


6.Знаком ли ты с информацией о проведенных археологических раскопках на сопке Тапхар?

а. да, где -то читал

б. нет

в. хотелось бы узнать

г. затрудняюсь ответить


7.Археологические памятники сопки Тапхар были открыты?

а. Г.П. Сосновским

б. Д.П. Давыдовым

в. И.С. Поляковым

г. не знаю

д. затрудняюсь ответить


8. Хочешь ли ты изучать археологические памятники родного края?

а. да

б. нет

в. затрудняюсь ответить


9. Как ты думаешь важно знать историю родного края?

а. да

б. нет

в. затрудняюсь ответить


10. Знаешь ли ты, где можно узнать информацию об археологических памятниках?

а. да

б. нет

в. затрудняюсь ответить






























Приложение 10. Результаты опроса





























Приложение 11. Фото с посещения музеев






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!