СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по литературе «Что читают в нашем классе?»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по литературе «Что читают в нашем классе?»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №1 г. Анадыря»







«Что читают в нашем классе?»

Исследовательская работа







Работу выполнил:

Таранюк Полина Владимировна,

Класс 5 - Б

Научный руководитель:

Салашная Анастасия Павловна,

учитель русского языка и литературы









г. Анадырь

2021



Оглавление

I. Введение_________________________________________________________3

II. Основная часть

1. Чтение как вид досуга современного школьника________________________5

2. Анализ анкетирования______________________________________________6

III. Заключение______________________________________________________10

IV. Список источников информации___________________________________11

Приложение________________________________________________________12







































Введение

Детское чтение — тема, которая, на наш взгляд, очень волнует учителей-филологов. Именно они лучше других знают, что происходит в этой сфере, какова картина чтения детей в сегодняшней России. Однако на самом деле не каждый педагог  может ответить на вопрос о том, что читают ученики не по школьной программе и читают ли они хоть что-нибудь. Нет ни времени, ни возможностей изучить  проблему.

А между тем проблемы детского чтения (и “нечтения”) не менее важны, чем, к примеру, обсуждение вопросов ЕГЭ  и  других  важных вещей. Потому что без книги, без детской литературы, без осведомлённости учителей и учащихся в этом вопросе, без знания  круга чтения современных детей и подростков невозможно становление настоящего читателя.

            Лет двадцать назад книга была чуть ли не единственным источником информации. В то время только книги открывали перед читателями широчайший спектр интересов: детективы,  приключения,  фантастика, историческая литература, поэзия и многие другие. Но за двадцать лет цифровые технологии сделали сразу несколько больших и уверенных шагов. Сейчас, наряду с книжными полками, в доме среднестатистического гражданина имеется также персональный компьютер с выходом  в  Интернет и спутниковое телевидение.

            На дворе XXI век. Век, когда литература не представляет особой важности для подростков. 90% из них зарегистрированы в социальных сетях, и у них нет времени или желания читать.

Актуальность   данной  работы  заключается  в  том, что  от  современных  детей  (а  это - будущее России !) зависит, какие  нравственные  ценности будут  преобладать   в нашей стране.

Цель исследования – выявить круг читательских интересов моих одноклассников, составить читательское досье класса.

Для достижения поставленной цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Проанализировать отношение одноклассников к чтению художественной литературы.

2. Определить перечень художественных произведений, которые интересны моим сверстникам.

3. Составить перечень «Любимых книг моего класса».

4. Провести анкетирование.

5. Представить полученную информацию одноклассникам в виде брошюры.

Объект исследования – обучащиеся 5 «Б» класса.

Предмет исследования – читательские интересы учеников 5 «Б» класса нашей школы.

В ходе работы мы опирались на методы наблюдения с последующим анализом материала через анкетирование, устный опрос.





























Основная часть

  1. Чтение как вид досуга современных школьников

В настоящее время мы имеем новые средства массовой информации, но значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно. Настоящая литература учит любить людей, возвышает душу, учит добру. Каждый черпает из книг мудрость и силу в той мере, в какой он овладевает умением читать. Читающие дети не просто знают больше своих сверстников, но и становятся более успешными в школе и быстрее запоминают, а также усваивают новую информацию.
Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций:
Познавательная. Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя малышу узнать о том, что ему, возможно, даже не придется никогда увидеть.
Воспитательная. При помощи простейших, постепенно усложняющихся образов, ребенок учится законам жизни в обществе, правилам общения с людьми. Часто хорошая книга позволяет родителям объяснить ребенку те вещи, которые сами они не смогли бы точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры исподволь помогают ребенку усвоить те правила, которые он не мог или не хотел воспринять от родителей.

Темп современной жизни ускоряется, и в этом бешеном ритме не остается времени на самое простое, но такое важное занятие – чтение. Сегодня все сложнее найти читающего по своей воле школьника, читающего с интересом и взахлеб, как его родители когда-то. Утверждения о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют реальную основу. В начале 21 века дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. В последнее время возрождается интерес к семейному чтению. Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. Но, наверняка, у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения.

Долгое время наша страна была самой читающей страной в мире. Сейчас, к сожалению, между человеком и книгой властно встали компьютеры, мобильные телефоны, телевидение, отодвинув главный источник знаний на второй план. А ведь печатная книга существовала с середины XV века, когда великий Иоганн Гуттенберг впервые напечатал Библию.
А Николай Рерих сказал: «Среди искусств, украшавших и улучшающих нашу жизнь, самым древним является искусство книги».
Читательская культура всегда была одной из главных составляющих образования, духовной жизни. Значительное влияние чтение оказывает на детей и подростков, потому что именно в детстве складываются основные черты характера, структура личности, основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Современная окружающая среда и доступность различных каналов массовой коммуникации сильно влияют на читательские привычки, на литературные предпочтения. В связи с этим меняются почти все характеристики детского чтения: место чтения в жизни ребенка, длительность чтения, мотивы и стимулы чтения, восприятие печатного текста, репертуар чтения детей и подростков, круг предпочитаемых произведений. На сегодняшний день остро стоит вопрос изучения особенностей чтения современных детей. Ряд исследований доказывает, что чтение современных детей отличается от чтения предыдущего поколения, поменялась в целом модель чтения. Современный ребенок является носителем совершенно новой – визуальной, медиацентричной культуры.

2. Анализ анкетирования

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать", – считал философ Дени Дидро. Это действительно так, ведь книги побуждают нас задуматься о том, где, правда и где ложь, что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо, помогают нам понять себя. Чтение вызывает разные чувства. Иногда оно приносит радость и умиротворение, иногда гнев и возмущение. Всё зависит от того, какие книги мы читаем. Мир развивается, меняются читательские предпочтения, постепенно угасают прежние и развиваются новые литературные традиции. «Человека всегда можно узнать по тем книгам, которые он читает», - это высказывание английского писателя Самюэля Смайлса поможет нам разобраться, что же читают современные дети?

Какие же книги предпочитают читать ученики 5 «Б» класса? Пятиклассникам было предложено заполнить анкету, состоящую из 13 вопросов. Участие в анкетировании приняло 19 человек. Представляем полученные результаты.

1) «Любите ли вы читать?».

«Да» ответило 13 человек, «нет» - 4 человека, «затрудняюсь ответить» - 2 человека.

2) «Как часто вы читаете?»

«Каждый день» - 1 человек, «несколько раз в неделю (2-3)» - 18 человек.

3) «Какова цель чтения?»

«Узнать что-то новое» - 15 человек, «провести время с пользой» - 3 человека.

Из полученных результатов по первым трём вопросам можно сделать вывод о том, что большей части учеников нравится читать, однако читают они несколько раз в неделю с целью получения новой информации.

4) «Что вы чаще всего читаете?»

«Художественную литературу» - 12 человек, «научно-популярную литературу» - 7 человек.

5) «Читаете ли вы художественную литературу по программе в школе?»

«Да» - 12 человек, «нет» - 3 человека, «частично» - 4 человека.

6) «Интересуетесь ли новинками литературы в сети Интернет?»

«Да» - 7 человек, «нет» - 12 человек.

Из результатов 4, 5 и 6 вопросов следует: ученики 5 «Б» класса читают чаще всего художественную литературу, однако проявляют интерес и к научно-популярной. По программе произведения читают не все ребята, но большая часть анкетируемых всё-таки отдают предпочтение литературе, задаваемой в школе. Новинками литературы в сети интернет интересуется меньшее число учеников.

7) «Назовите произведение (я), которое (ые) вы прочитали недавно»

«Бедная Лиза» - 1 человек,

«Том Сойер» - 1 человек,

«Гарри Поттер» - 4 человека,

«Пропавший изумруд» - 1 человек,

«Васюткино озеро» - 6 человек,

«Уроки французского» - 1 человек,

«Сказочная Чукотка» - 1 человек,

«Каштанка» - 1 человек,

«Щенок Любимчик, или Давай мириться» - 1 человек,

«Не читал» - 2 человека.

Таким образом, выявилось переплетение прочтения классической литературы с современными литературными жанрами.

8) «Назовите любимое произведение»

«Приключения кот-детектива» - 2 человека,

«Гарри Поттер» - 4 человека,

«Заячьи лапы» - 1 человек,

«Маленькое привидение» - 1 человек,

«Тайна «Приюта контрабандистов» - 1 человек,

«Пеппи Длинный чулок» - 1 человек,

«Энциклопедия будущего командира» - 1 человек,

«Сказочная Камчатка» - 1 человек.

Не ответили на вопрос 7 человек.

Таким образом, любимыми произведениями обучающихся 5 «Б» класса является литература зарубежная и в большей степени связанная с приключениями.

9) «Назовите любимого литературного героя»

Гермиона – 1 человек,

Кот Уинстон – 3 человека,

Гарри Поттер – 5 человек,

Васютка – 2 человека,

Нет любимого героя – 2 человека,

Не ответили – 6 человек.

Из полученных данных можно сделать вывод, что не у каждого ученика есть любимый герой. Из ответивших на вопрос больше ребят, кому нравится Гарри Поттер.

10) «Назовите любимого писателя и(или) поэта»

Гоголь – 2 человек,

Пушкин - 6 человека,

Шойнеманн – 1 человек,

Вей – 1 человек,

Есенин – 1 человек,

Толстой – 1 человек,

Крапивин – 1 человек,

Франзен – 1 человек.

Не ответили 5 человек.

Итак, ученики 5 «Б» класса предпочитают русских писателей-классиков.

11) «Какие жанры вам нравятся?»

Рассказы – 4 человека,

Фантастика – 8 человек,

Повести – 2 человека,

Сказки – 2 человека,

Не ответили 3 человека.

Таким образом, большинство учеников отдаёт предпочтение жанру фантастики, на втором месте рассказы.

12) «Читали ли вы произведения чукотских поэтов и писателей?»

Да – 7,

Нет – 12.

13) Если читали, то назовите автора и название.

Самира Асадова «Хозяин реки»

Юрий Рытхэу «В долине Маленьких Зайчиков»

«Сказочная Чукотка».

Из полученных данных мы видим, что всего лишь 36% прошедших анкетирование знакомы с чукотскими поэтами и писателями, а список прочитанного состоит из трёх книг.

II. Заключение

В своей работе мы ставили цель выявить круг читательских интересов моих сверстников, составить читательское досье своего класса. Выглядит оно следующим образом: в круге чтения пятиклассников присутствует литература разных жанров. Однако среди книг, наиболее часто выбираемых одноклассниками, оказываются фантастика и приключения. Интересна ученикам 5 «Б» класса и науно-познавательная литература. Есть ребята, увлеченные поэзией. И неравнодушные к сказкам.

Таким образом, читатель – пятиклассник в нашем досье предстает как фигура достаточно противоречивая, с очень разнообразным кругом чтения.

В целом, ребята моего класса очень положительно относятся к чтению как форме досуга, читают книги несколько раз в неделю, любят читать и выбирают книги по своему вкусу.

Большинство школьников осознаёт важность и нужность чтения, роль книги в жизни человека.

Результаты наших исследований убеждают в том, что читательский интерес пятиклассников высок. Однако пока большинство читает литературу «для души», а не «для ума и сердца». В классе есть дети, которые читают редко или не читают вовсе. К сожалению, очень мало учеников читают литературу, связанную с регионом, в котором они живут. Нам ещё очень многое нужно сделать, чтобы вернуть книге её прежнюю роль источника знаний, друга, помогающего познать себя и окружающий мир, делающего человека добрее.

Повышение интереса к хорошей и нужной книге зависит от каждого из нас, и все мы должны прилагать усилия к тому, чтобы чтение снова заняло своё лидирующее место среди форм досуга пятиклассников. Первым шагом к этому стала наша работа, результатом которой является не только читательское досье моего класса.

Кроме того, мы планируем в этом учебном году выступить на родительском собрании и ознакомить родителей с читательским досье класса, а также рассказать о роли семейного чтения.

И это лишь малая часть того, что нужно сделать для возрождения культуры чтения.































Список использованной литературы

  1. Байдан Е. Что читают дети // Библиотека. 2004. № 1. С. 21–23.

  2. Голубева Е.И. Что происходит в детском чтении? // Книжное дело. 2004.

  3. Иванова А.В. Особенности чтение современных детей и подростков // http://www.tsutmb.ru/nauka/internetkonferencii/2019/aktualnye_problemy/4/Ivanova.pdf

  4. Колесникова О. И. Развитие читательской культуры юношества как гуманитарно-педагогическая проблема // Библиосфера. –2016. –No 2.–С. 31–37.

  5. Полозова Т.Д. Всем лучшем во мне я обязан книгам. – М., «Просвещение», 1990











































Приложение 1

Анкета «Читательские интересы»

1) «Любите ли вы читать?».

Да Нет Затрудняюсь ответить

2) «Как часто вы читаете?»

Каждый день Несколько раз в неделю (2-3)

3) «Какова цель чтения?»

Узнать что-то новое Провести время с пользой

4) «Какую литературу вы чаще всего читаете?»

5) «Читаете ли вы художественную литературу по программе в школе?»

Да Нет

Частично

6) «Интересуетесь ли новинками литературы в сети Интернет?»

Да Нет

7) Назовите произведение (я), которое (ые) вы прочитали недавно

8) Назовите любимое произведение

9) Назовите любимого литературного героя

10) Назовите любимого писателя и(или) поэта

11) Какие жанры вам нравятся?

12) Читали ли вы произведения чукотских поэтов и писателей?

Да Нет






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!