СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по литературе. "Литература, ушедшая в прошлое: Аркадий Гайдар и его произведения"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа учащейся 5 класса по теме "Литература, ушедшая в прошлое: Аркадий Гайдар и его произведения"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по литературе. "Литература, ушедшая в прошлое: Аркадий Гайдар и его произведения"»

Муниципальное автономное образовательное учреждение Курьинская основная общеобразовательная школа









Исследовательская работа

Литература, ушедшая в прошлое: Аркадий Гайдар и его произведения



Выполнила: Боталова Екатерина, 5 класс

Руководитель: Даминова Э.Ш.,

учитель русского языка и литературы















п. Курья

2014 год



Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Результаты анкетирования………………………..…………………………….4

А) учеников 3-8 классов

Б) результаты опроса среди взрослых и учителей

В) результаты посещения книжных магазинов

Биография А.П.Гайдара. Мои впечатления от прочитанных произведений Гайдара………………………………………………………………………..5-6

Заключение……………………………………………………………………...7

Список литературы……………………………………………………………..8

Приложения………………………………………………………………….9-13





























Введение



Имя А.П.Гайдара было широко известно в эпоху социализма. С разрушением старого строя произведения писателя оказались забыты. Я познакомилась с книгами писателя и пришла к выводу, что это несправедливо. Произведения Гайдара, на мой взгляд, учат патриотизму, честности, справедливости, воспитывают чувства доброты, взаимовыручки. Недопустимо, чтобы книги Гайдара были забыты. В этом и состоит актуальность исследования. Я обращаюсь к учителям и взрослым с рекомендацией знакомить детей с творчеством А.П.Гайдара и его удивительной биографией.

Объект исследования: литература.

Предмет исследования:А.Гайдар и его произведения.

Цель исследования: показать, что произведения А.П.Гайдра не устарели и не содержат пропаганды социалистического строя.

Задачи исследования:

- Выяснить, знают ли ученики 3-8 классов произведения А.П.Гайдара.

- Познакомиться с книгами писателя и его биографией. Выяснить, какие темы поднимаются в повестях А.П.Гайдара и чему они учат.

- Узнать в книжных магазинах, продаются ли сейчас книги Гайдара.

- Выяснить среди учителей и родителей, почему, на их взгляд, сейчас произведения не изучаются в школе.

- Сделать вывод, справедливо ли это.

- Пропагандировать творчество А.П.Гайдара.

В ходе исследования использовались следующие методы:

- анализ художественной литературы по теме исследования;

- опрос.

Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в возможности использования материала на уроках литературы, литературного чтения, на занятиях кружка, а также при проведении библиотечных уроков, бесед, посвящённых знаменательным датам.

Результаты анкетирования учеников 3-8 классов



Было опрошено 19 человек. 10 из них не читали книги Гайдара. 4 человека назвали его поэтом. Только 5 учеников смогли вспомнить названия книг писателя («Тимур и его команда»). Анкетирование показало, что учащиеся плохо знают творчество А.П.Гайдара и не знакомы с его биографией.



Результаты опроса среди взрослых и учителей



Все опрошенные назвали разные книги А.П.Гайдара. Взрослым задавались и такие вопросы: «Вы согласны с тем, что произведения Гайдара пропагандируют старый режим? Справедливо ли, что книги писателя исключены из школьной программы?»

Все взрослые признались, что любят книги Гайдара. По их мнению, эти произведения учат быть добрыми, справедливыми, верными друзьями и просто хорошими людьми. В них нет пропаганды социалистического режима, поэтому забывать эти книги нельзя.



Результаты посещения книжных магазинов



В книжных магазинах я узнала, что не во всех магазинах есть книги Гайдара. Только в одном из магазинов в селе Вагай и в городе Тюмени оказалось несколько экземпляров. «Книги Гайдара почти не спрашивают, да и других авторов покупают редко», - говорили продавцы.











Биография А.П.Гайдара. Мои впечатления от прочитанных произведений Гайдара



Прочитав разные книги и добывая информацию из интернета о писателе, я узнала следующее, что настоящая фамилия у него Голиков, он известный советский детский писатель, в 14 лет руководил ротой. Во время Великой Отечественной войны был в партизанском отряде, погиб, спасая своих товарищей.

Наиболее известные произведения А.Гайдара: «Р.В.С» (1925), «Школа» (1930), «Военная тайна» (1935), рассказ «Горячий камень» (1941), «Тимур и его команда» (1940), «Бумбараш» (1940), «Судьба барабанщика» (1939), «Чук и Гек» (1939). Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сёл.

Тимур Гайдар (1926-1999)- сын А.П.Гайдара, иностранный военный корреспондент газеты «Правда», контр-адмирал.

Егор Тимурович Гайдар - российский государственный и политический деятель, экономист, занимал высокие посты в правительстве России. Депутат Государственной Думы.

В ходе исследования узнала, что мать – Ариадна Павловна Бажова, дочь писателя Павла Петровича Бажова. Таким образом, Егор Гайдар был внуком двух известных советских писателей.

Мной прочитаны книги: «Чук и Гек», «Тимур и его команда».

Главными героями в произведении «Чук и Гек» являются Чук и Гек и их родители. Оно о мировом времени, о новых героях, о детях и их делах, чувствуется, что их писал военный человек. Мне было интересно читать, особенно понравилось, как в конце они все вместе отмечали Новый год и пожелали друг другу счастья. «Что такое счастье - это каждый понимал по – своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной».

Следующая книга называется «Тимур и его команда». Это произведение о Тимуре, сыне А.П.Гайдара, как он и его команда помогали взрослым. Мне было интересно читать, особенно понравилось, как Тимур познакомился с девочкой Женей и её сестрой Ольгой. Эта книга учит помогать взрослым, быть добрыми. Я прочитала книги по своему выбору и пришла к выводу, что произведения А.П.Гайдара учат добру, преданности, отзывчивости и любви к ближним, и к своей Родине.













































Заключение



Вот таким я увидела А.П.Гайдара и его произведения. Работать по этой теме было интересно, я открыла для себя много новых книг, познакомилась с разными героями. Книги этого писателя интересны для детей, независимо от того, при каком строе мы живём. Произведения Гайдара рассказывают о добре и зле, показывают, как взрослеют дети, как меняется их внутренний мир, учат дружить, сопереживать, учат любить Родину. В современной жизни эти качества очень нужны. Поэтому я обращаюсь ко всем взрослым: «Не дайте книгам А.П.Гайдара уйти в прошлое безвозвратно!»



































Список литературы:



  1. Аркадий Гайдар «Школа». Западно – сибирское книжное издательство. Новосибирск -1971.

  2. Аркадий Гайдар «Тимур и его команда». Повесть. Москва « Детская литература». 1983.

  3. Аркадий Гайдар «Чук и Гек», «Р.В.С.». Рассказы. Москва «Детская литература». 1990.

  4. Материалы из интернета. www.wikipedia.org





































Приложение 1



№п/п

Фамилия, имя

Кто такой Гайдар?

поэт

писатель

1

Белошапка Ульяна

*


2

Зольникова Юля


*

3

Чернышев Серёжа


*

4

Полушин Саша

*


5

Антипин Паша


*

6

Аминова Айгуль


*

7

Цыганков Коля


*

8

Витряк Богдан

*


9

Иванова Вероника


*

10

Сербин Вероника

*


11

Сербин Вика


*

12

Шульман Оксана


*

13

Фомина Вика


*

14

КабировАзамат


*

15

КолбаевИльяр


*

16

Гришин Олег


*

17

Понаморёв Дима


*

18

Понаморёва Лена


*

19

Даминова Элина


*























Приложение 2



№п/п

Фамилия, имя

Читал ли ты книги Гайдара?

да

нет

1

Белошапка Ульяна


*

2

Зольникова Юля

*


3

Чернышев Серёжа

*


4

Полушин Саша

*


5

Антипин Паша


*

6

Аминова Айгуль

*


7

Цыганков Коля


*

8

Витряк Богдан


*

9

Иванова Вероника


*

10

Сербин Вероника


*

11

Сербин Вика


*

12

Шульман Оксана


*

13

Фомина Вика


*

14

КабировАзамат

*


15

КолбаевИльяр

*


16

Гришин Олег

*


17

Понаморёв Дима

*


18

Понаморёва Лена

*


19

Даминова Элина


*























Приложение 3



№п/п

Фамилия, имя

Знаешь ли ты творчество и произведения Гайдара?

да

нет

1

Белошапка Ульяна


*

2

Зольникова Юля


*

3

Чернышев Серёжа


*

4

Полушин Саша


*

5

Антипин Паша


*

6

Аминова Айгуль


*

7

Цыганков Коля


*

8

Витряк Богдан


*

9

Иванова Вероника


*

10

Сербин Вероника


*

11

Сербин Вика


*

12

Шульман Оксана


*

13

Фомина Вика


*

14

КабировАзамат


*

15

КолбаевИльяр


*

16

Гришин Олег


*

17

Понаморёв Дима


*

18

Понаморёва Лена


*

19

Даминова Элина


*























Приложение 4



Вопросы для взрослых (учителей, родителей):

  1. Назовите произведения Гайдара?

  2. Вы согласны с тем, что произведения Гайдара пропагандируют старый режим?

  3. Справедливо ли, что книги писателя исключены из школьной программы?

  4. Любите ли книги Гайдара?

  5. Как вы думаете, чему учат произведения писателя?





Добрынина Галина Васильевна:

  1. «Р.В.С.», «Тимур и его команда», «Чук и Гек»

  2. Нет

  3. Нет, их не надо исключать

  4. Очень люблю

  5. Они учат добру, милосердию, заботе о старших

Петелина Надежда Ивановна:

  1. «Сказка о Мальчише - Кибальчише и его твёрдом слове», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Школа»

  2. Нет

  3. Должны быть в школьной программе

  4. Да, читаю с удовольствием

  5. Эти произведения учат детей смелости, уважению к старшим



Огорелкова Ирина Александровна:



  1. «Чук и Гек», «Тимур и его команда»

  2. Нет, не согласна

  3. Нет, конечно, каждый ученик должен знать произведения Гайдара

  4. Да, очень нравятся

  5. Помогать старшим и младшим, учат справедливости, уважать труд







Фомина Светлана Леонидовна:



  1. «Тимур и его команда»

  2. Да

  3. Не надо их исключать, они познавательные

  4. Когда-то любила

  5. Хорошему, плохому не учат, дети должны помогать стареньким



Боталов Николай Леонидович:



  1. «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Р.В.С.», «Голубая чашка»

  2. Нет

  3. Нет, произведения должны быть в программе

  4. Читал с удовольствием

  5. Дружбе, помогать старшим, трудолюбию, честности




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!