СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме: «cсовременные мультфильмы: воспитательный и развивающий потенциал»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме: «cсовременные мультфильмы: воспитательный и развивающий потенциал»»

МИНИСТЕРСТВО НАУК И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАЛТИЙСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ КАНТА

ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ














ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКА РАБОТА ПО ТЕМЕ:

«CОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ: ВОСПИТАТКЛЬНЫЙ И РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ»

по специальности 44.03.05 - «Дошкольное образование, логопедическая деятельность»






















Научный руководитель:

Доцент

Старовойт Наталья

Васильевна

«__» ________2021г.





Студентки 2 курса

очной формы обучения

Дмитриева Е.А «__»________2023г.













Содержание

Введение 3

1.Теоретическая часть исследования 5

1.1 Понятие мультфильм и классификация. 5

1.2. История возникновения мультфильмов 7

1.3. Педагогические возможности мультфильмов 8

1.4. Влияние мультипликационных фильмов на развитие личности ребенка 9

1.5. Негативное влияние просмотра мультфильмов на детей. 12

2. Практическая часть исследования 16

2.1. Какие мультфильмы популярны у современных дошкольников? 16

2.2. Содержательный аспект популярных у современных дошкольников мультфильмов 20

3. Рекомендации 22

3.1. Рекомендации к параметрам мультфильма для детей 3-6 лет 22

3.2. Рекомендации к параметрам мультфильма для детей 6-10 лет 23

3.3. Список рекомендованных современных мультфильмов для разных возрастов 24

Заключение 24

Список используемой литературы 24











Введение



Актуальность

Мультфильмы были неотъемлемой частью детства на протяжении многих поколений. Сегодня мультфильмы занимают особенно важное место в жизни всех детей. Несмотря на то, что мультфильмы воспринимаются населением как развлечение, а просмотр мультфильмов является одним из основных способов досуга детей дошкольного возраста, в психолого-педагогической литературе они рассматриваются как важный источник информации для детей о реальных объектах и явлениях. Таким образом, использование мультипликации в дошкольном образовании имеет большое значение в настоящее время, когда многие ученые и практики в области дошкольного образования и психологии особенно заинтересованы в открытии инновационных образовательных систем для обучения и развития детей младшего возраста, уделяя особое внимание использованию новых способов развития воображения, навыков мышления и детского творчества.

Мы не можем избегать современной медиасреды и должны научиться сотрудничать с ней или, по крайней мере, нейтрализовать ее негативное влияние. Факторы медиасреды влияют на развитие детей несистематическим, неуправляемым и непреднамеренным образом, но они влияют, воспитывают и способствуют формированию мировоззрения ребенка. Медиасреда включает в себя все различные средства массовой информации и современные технологии, с которыми контактируют дети. Одним из первых важных представителей медиасреды является анимационный фильм. Термин "анимационный фильм" относится не только к произведениям, созданным с помощью мультипликационных технологий, но и ко всем современным произведениям, созданным и "оживленным" с помощью компьютерной графики, что тождественно понятию "мультфильм".



Как элемент медиасреды, мультфильмы в любом случае влияют на детей, но это влияние не всегда однозначно, так как просмотр мультфильмов часто бывает непреднамеренным и неконтролируемым со стороны взрослых. Родители подвергают своих детей просмотру мультфильмов, часто не понимая воспитательной цели и потенциала мультфильма, что может иметь весьма нежелательные последствия.

Таким образом перед нами встаёт вопрос о том, какой воспитательный и развивающий потенциал несут в себе современные мультфильмы и как не злоупотреблять этим современным средством воспитания.

Цель исследования: изучить воспитательный и развивающий потенциал современных мультфильмов.

Задачи:

  • Опираясь на литературные и интернет источники, изучить историю мультипликации, классификацию мультфильмов; какие преимущества несёт в себе мультфильм как средство воспитания; какое влияние оказывают современные мультфильмы на развитие личности ребёнка.

  • Проанализировать содержание современных мультфильмов, выделить положительные и отрицательные аспекты современных мультфильмов.

  • Выяснить какие мультфильмы пользуются популярностью у современных дошкольников.

  • Осуществить анализ полученных данных.

  • Дать рекомендации о правильном выборе мультфильма.

  • Составить список мультфильмов, которые несут в себе воспитательный и развивающий потенциал.

Объект исследования: современные мультфильмы.

Предмет исследования: влияние современных мультфильмов на развитие личности ребёнка.

Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической литературы,интернет-источников; эмпирические: беседа с детьми

Источники исследования: воспитанники МАДОУ д/с №59, 2-ой младшей группы «Колокольчики», в количестве 5-ти человек.

1.Теоретическая часть исследования 1.1 Понятие мультфильм и классификация.



Мультипликационный фильм, мультфильм (от слияния лат. multiplicatio — умножение и англ. film — плёнка; разг. мультик) — это фильм, выполненный при помощи средств покадровой отрисовки (включая 3D-моделирование) и предназначенный для демонстрации в кинотеатре, трансляции по телевидению, просмотре на экране компьютера и других электронных устройствах.

Разделяют мультфильмы

По странам-производителям:

·        Американские (мультики Уолта Диснея);

·        Французские (например, "Кошачий суп", "Мышиный хвост");

·        Японские (аниме) ("Унесенные призраками", "Мой сосед Тоторо");

·        Россия (СССР) ("Малыш и Карлсон", "Ну, погоди", "Иван царевич и Серый волк");

·        Чешские ("Упс, ошибочка", "Кротик");

·        Немецкие ("Белоснежка", "Послание");

·        Английские ("Почтальон Пэт").

По целям:

·        Образовательные (смысл заключается в следующем: мультики должны изменить знания, отношение или поведения смотрящих);

·        Развивающие (такие мультики направлены на развитие личности);

·        Воспитательные (моделируют систему поведения);

·        Обучающие (совершенствование знаний и их систематизация);

·        Познавательные (просветительная функция);

·        Ознакомительные;

·        Развлекательные;

·        Риторические (проблемные) (помогают задуматься над окружающими нас проблемными ситуациями). 

По технологическому процессу:

·       Рисованные. 

·        Компьютерные.   

·        Кукольные.

·        Пластилиновые. Все герои сделаны из пластилина.

·        Комбинированные.     

·        Песочные. Использование любых сыпучих материалов.

·        Порошковые. 

По продолжительности:

·        Короткометражные (длительностью до 45 минут);

·        Полнометражные (более 45 минут).

По возрастным интересам:

·        Для детей;

·        Для подростков;

·        Для взрослых.

1.2. История возникновения мультфильмов



Попытки создания картин, отличных от фильмов, были предприняты около 150 лет назад. Считается, что первым таким фильмом был "Лилипутский цирк", показанный в 1898 году. Этот мультфильм представлял собой кукольное представление, а персонажами были деревянные игрушки. Игрушки были сняты простым, но трудоемким способом, поскольку их переставляли вручную: после съемки одного кадра персонажи переставлялись, и снимался другой кадр. К сожалению, увидеть цирк Лилипутов сейчас невозможно. Остались только фотографии со съемок мультфильма.

Далее - упомянутый ранее фильм Стюарта Блэктона "Юмористические фазы смешных лиц", оригинальный саундтрек к первому немому фильму американского мультипликатора. Главные персонажи - анимированные клоуны, выполняющие различные трюки с собаками и обручами, и лица дам и джентльменов, отражающие их эмоции, - были нарисованы художником черным цветом на белой бумаге и затем негатированы. Для создания полутораминутного сюжета потребовалось 700 фотографий и более трех недель напряженной работы.

По другим источникам, первым серьезным мультфильмом была "Фантасмагория", нарисованная в 1908 году французским карикатуристом Эмилем Колем. Для создания этого мультфильма Эмилю потребовалось более 700 кадров и несколько недель серьезной работы. Мультфильм также был выпущен в кинотеатрах. В нем присутствовали сюжет и главные герои. Длительность картины составила всего 80 секунд, но она сразу же захватила сердца миллионов зрителей. С этого момента началась эра анимации.

1.3. Педагогические возможности мультфильмов



Мультфильмы являются самым эффективным образовательным инструментом в искусстве и средствах массовой информации, потому что они содержат сочетание слов и картинок, то есть двух органов восприятия: зрительного и слухового. В сочетании с совместным анализом с ребенком мультфильмы становятся мощным образовательным инструментом и одним из самых авторитетных и эффективных наглядных пособий. При просмотре мультфильмов в поведении детей дошкольного возраста активируются следующие психологические механизмы, стимулирующие развитие ребенка:

«заражение», то есть изменение эмоционального состояния ребенка под воздействием действий персонажей мультфильма, называемое также мысленным общением;

внушение — механизм влияния мультфильма на сознание ребенка, формирование под воздействием мультипликации некритических представлений об объектах окружающей действительности, элементарных систем убеждений и взглядов;

подражание — поведение ребенка по примеру и модели персонажей мультфильма.

Возможность использования анимации в обучении детей дошкольного возраста была продемонстрирована зарубежными учеными (Дж. Гиббонс, Д.Р. Андерсон, Р. Смит, Д.Е. Филд, К. Фишер) в 1980-х годах, в том числе учебными материалами с анимацией в визуальной информации и с аудиоописанием. Впервые это было выявлено в исследовании по использованию аудиовизуальных материалов в процессе обучения. Эксперимент показал, что дети дошкольного возраста лучше вспоминали и могли вспомнить больше различных деталей истории, когда история была показана на экране, и хуже, когда им рассказывал историю только диктор (без видеоряда). Даже четырехлетние дети были способны вспомнить предполагаемые действия, межперсонажные отношения, могли правильно "прочитать" историю. Даже четырехлетние дети могли вспомнить предполагаемые действия, межперсонажные отношения, правильно "прочитать" значение основных кинематографических приемов, передающих пространственные отношения, а также успешно обрабатывать анимированную визуальную информацию и извлекать из нее более сложную информацию, необходимую для выполнения задания.

Среди ученых нет однозначного мнения о преимуществах использования анимации для обучения детей по сравнению с другими визуальными средствами. Было установлено, что из-за скорости и визуальной сложности информации, представленной в анимации, ученики испытывают когнитивную или перцептивную перегрузку и не могут обработать весь объем поступающей информации, что приводит к недостатку внимания или упущению важных аспектов. Кроме того, просмотр анимации вызывает пассивную обработку информации, что приводит к тому, что учащиеся ошибочно полагают, что они правильно поняли содержание. В результате когнитивная обработка учащимися входной информации оказывается неадекватной.

1.4. Влияние мультипликационных фильмов на развитие личности ребенка



Анализ ряда психолого–педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.И. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов) позволяют утверждать: мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам:

  • расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;

  • развивают эстетический вкус;

  • способствуют формированию речи;

  • развитие нравственных отношений. Многие мультфильмы, особенно для детей дошкольного возраста, в своих сюжетах подают пример уважительного отношения к окружающим. Во многих мультфильмах также проводится четкое разграничение между добром и злом, хорошим и плохим поведением, грубым и вежливым обращением с другими. Персонажи понятны любому ребенку, и дети могут анализировать поведение героев самостоятельно или с помощью взрослых;

  • раннее начало обучения. Мультфильм может помочь детям быстрее начать учиться. Положительное влияние анимации на детей особенно заметно в обучающих мультфильмах, которые учат формам, цифрам и цветам. Такие анимации могут обучать детей в веселой и интерактивной форме, превращая обучение в приятный опыт. Движущиеся картинки, говорящие картинки и красочные визуальные образы делают обучение увлекательным для детей;

  • когнитивное развитие. Считается, что просмотр мультфильмов помогает детям развивать такие когнитивные навыки, как долговременная память, постоянное и избирательное внимание, логика и рассуждения, визуальная и слуховая обработка информации. Формируют оценочное отношения к миру, понимание причинно–следственных связей

  • развитие креативности. Анимация помогает детям развивать воображение и творческие способности. Маленькие дети могут вдохновляться мультфильмами на новые идеи или придумывать новые истории и произведения искусства на основе просмотренных мультфильмов;

  • смех и снятие стресса. Когда дети смотрят смешные мультфильмы, они часто смеются и громко кричат над действиями героев. Смех — это хороший способ снять стресс и развить уверенность в себе у молодых людей. Он также укрепляет иммунную систему, стимулирует выброс эндорфинов и заставляет их чувствовать себя позитивно.

Дети получают положительные эмоции через мультфильмы, они радуются, сопереживают и плачут. Дети дошкольного возраста очень чувствительны и могут не уметь различать "реальность и воображение". Поэтому дети доверяют мультфильмам, принимают их как часть реальности и воспринимают содержащиеся в них жизненные ценности и установки. Мультфильмы "играют важную роль в формировании восприятия и мира". Для детей искусство — это форма познания и освоения мира, старший товарищ, который учит их, что такое хорошо и что такое плохо, какие последствия и наказания ждут их за неправильное поведение и какие хорошие последствия ждут их за правильное поведение. Через мультфильмы дети узнают много новых явлений, названий, слов и юмористических ситуаций.

Дети учатся социальным навыкам, изучая модели поведения героев мультфильмов. Первоначально дети учатся путем подражания. Поэтому, узнав своих любимых мультипликационных героев, дети подражают им, ведут себя как они, говорят на их языке и применяют знания, полученные из мультфильмов. Затем они будут выпрашивать у родителей вещи с изображением любимого героя и посвящать ему свое первое сочинение в школе. Несомненно, для эффективного воспитания детей необходимо давать им хорошие примеры для подражания.

Мультфильмы понятны дошкольнику, поскольку они в доступной форме объясняют ребенку многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности.

Использование мультфильмов в познавательном развитии детей дошкольного возраста помогает передать информацию в более краткой, концентрированной и профессионально обработанной форме, раскрывая суть невидимых явлений и процессов. Таким образом, использование мультфильмов в современном дошкольном образовательном процессе является одним из самых мощных источников влияния на познавательное развитие дошкольников и может успешно решить все проблемы, связанные с познавательным развитием в дошкольном детстве.

1.5. Негативное влияние просмотра мультфильмов на детей.



Хотя мультфильмы имеют много положительных эффектов, они также могут оказывать негативное влияние на поведение и развитие детей. Вот некоторые из различных негативных последствий, которые могут вызвать мультфильмы:

  1. Поощряют насилие.

Просмотр мультфильмов с изображением насилия может привести к тому, что дети станут жестокими в реальной жизни. Дети также могут поверить, что никто не получает травм и не чувствует боли, потому что герои мультфильмов не страдают от насилия или несчастных случаев. Например, герои мультфильмов "Том и Джерри" и "Дорожный бегун" часто ударяются друг о друга и падают с высоты, но на самом деле ничего не чувствуют.

  1. Продвигают непослушное поведение и отсутствие сочувствия.

Есть несколько мультфильмов, в которых персонажи демонстрируют грубое или непослушное поведение по отношению к своим учителям и старшим. Дети могут имитировать такое поведение и бросать вызов своим родителям или учителям, когда их наказывают за плохое поведение.

  1. Поощряют использование нецензурной лексики.

Мультфильмы часто содержат язык, неприемлемый для детей. Дети очень чувствительны и могут начать использовать ругательства, почерпнутые из мультфильмов, в реальной жизни.

  1. Поощряют асоциальное поведение.

Есть несколько мультфильмов, которые поощряют антиобщественное поведение и дают детям неправильное представление. Есть также несколько мультфильмов, которые содержат сексуальные намеки и поощряют агрессию и неуважительное поведение. Это может повлиять на поведение ребенка и заставить его думать, что агрессия, разврат и насилие — это нормально.

  1. Могут привести к проблемам со здоровьем из-за малоподвижного образа жизни.

Много времени, проведенного перед экраном может привести к проблемам со здоровьем, из-за отсутствия физических упражнений и малоподвижного образа жизни. К ним относятся ожирение, проблемы со зрением и дефицит питательных веществ из-за неправильных пищевых привычек.

  1. Продвигают плохие ролевые модели.

Дети часто восхищаются своими любимыми героями мультфильмов и хотят подражать им или быть похожими на них. Часто объектом их восхищения может быть вводящий в заблуждение образец для подражания, поощряющий неправильные привычки или проявляющий бесчувственное поведение по отношению к другим людям. Такое влияние мультфильмов на психологию детей часто может вести к разрушительным последствиям и привести к тому, что дети будут замкнуты, необщительны, антисоциальны или непослушны.

Влияние мультфильмов агрессивного содержания на поведение дошкольников – тема, широко обсуждаемая в научном сообществе. В контексте данной проблемы российские психологи Н.И. Алешкин и И.А. Щукина провели исследование, выявив негативные последствия взаимодействия детей с контентом, содержащим элементы агрессии.

Участниками исследования стали 40 дошкольников группы детского сада № 44 Кировского района Санкт-Петербурга. Возраст детей – от шести до семи лет. В течение 9 дней им показывали мультфильмы: первые 3 дня дети смотрели добрые мультики («Винни-Пух», «Крошка Енот», «Ежик в тумане»), следующие 3 дня — мультики с умеренным содержанием насилия («Том и Джерри», «Микки Маус», «Ну, погоди!»), последние 3 дня — агрессивные мультики («Годзилла», «Черепашки-ниндзя», «Трансформеры»). Дети смотрели их до и после тихого часа, а потом отправлялись гулять. На прогулках присутствовал психолог, который записывал то, как они себя ведут.

Участниками исследования стали 40 дошкольников группы детского сада № 44 Кировского района Санкт-Петербурга. Возраст детей – от шести до семи лет. В течение 9 дней им показывали мультфильмы: первые 3 дня дети смотрели добрые мультики («Винни-Пух», «Крошка Енот», «Ежик в тумане»), следующие 3 дня — мультики с умеренным содержанием насилия («Том и Джерри», «Микки Маус», «Ну, погоди!»), последние 3 дня — агрессивные мультики («Годзилла», «Черепашки-ниндзя», «Трансформеры»). Дети смотрели их до и после тихого часа, а потом отправлялись гулять. На прогулках присутствовал психолог, который записывал то, как они себя ведут.

Результаты исследования показали:

  • После агрессивных мультфильмов дети часто нападали на своих сверстников, чаще унижали их и в целом вели себя более высокомерно.

  • Умеренно агрессивные мультфильмы также провоцировали детей на драки или выяснение отношений, но в меньшей степени.

  • После просмотра добрых сериалов случаи нападения также фиксировались, но в очень маленьком количестве.

Ещё эксперимент показал, что образы отрицательных героев дольше хранятся в памяти детей, чем образы положительных персонажей. Через две недели после опыта этих же ребят попросили нарисовать героев мультиков, и большинство из них рисовали терминаторов и трансформеров.

Основные последствия просмотра неправильных мультфильмов:



  1. Яркость мультфильмов легко привлекает внимание детей. В результате детям не нужно напрягаться, чтобы научиться фокусировать своё внимание. Развивается слабая концентрация внимания, и ребенок не может высидеть занятие и запомнить весь материал.

  2. Понятный, простой сюжет не всегда дает возможности включиться воображению, фантазии. А ведь мультики – это еще один способ развивать мышление, внимание и память.

  3. В дошкольный период речь ребенка развивается интенсивно. Поэтому важно слышать правильную, красивую, родную речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые речью. Недостаток правильной речи может привести к отставанию в ее развитии.

  4. Через мультики ребенок усваивает модели поведения, способы действий, учится, как можно добиться своего. К сожалению, часто этот способ – агрессия. В итоге, у ребенка закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультики, наблюдается повышение жестокости и агрессивности.

  5. Дети привыкают к пассивным видам деятельности, формируется привычка к «уходу в другую реальность», что может в отдаленном будущем вызвать тягу к более опасным развлечениям. Приучая ребенка получать удовольствия, ничего не делая, или испытывать яркие эмоции в пассивном положении родители могут спровоцировать его в старшем возрасте обращаться к психотропным средствам.

  6. Дошкольное детство — период накопления в мозгу сенсорных эталонов. Усваивая ненастоящие, нарисованные образы, ребенок теряет возможность построить правильные представления о действительности. Из карикатурных, рисованных персонажей не может складываться мировоззрение.

  7. Происходит зомбирование детей мультфильмами. Ребенок не в состоянии оторваться от мультика самостоятельно, без уговоров. Смотрит любимый мультсериал по нескольку раз в день.

2. Практическая часть исследования 2.1. Какие мультфильмы популярны у современных дошкольников?



В связи с развитием современных технологий, просмотр мультфильмов стал намного доступнее для современных детей. Основными источниками такого контента в России являются: детские телеканалы («Карусель», «Дисней» и др.); различные видеохостинги («YouTube», «Rutube» и др.); онлайн-кинотеатры («Кинопоиск HD», «Амедиатека», «IVI» и др.)

Изучив статистику просмотров, отзывы, оценки на площадках «YouTube», «Кинопоиск HD, телеканалы «Карусель» и «Канал Disney», я составила рейтинг самых популярных мультфильмов и мультсериалов в России:

  1. «Маша и Медведь» 0+

Это самый успешный сериал в России: на официальный канал в YouTube подписано почти 43 миллиона человек, а некоторые эпизоды могут набирать миллиарды просмотров. Мультфильм рассказывает о дружбе бывшего циркового артиста Медведя и маленькой веселой хулиганки Маши, которая не дает скучать не только ему, но и всем лесным жителям.

  1. «Щенячий патруль» 0+

По данным исследовательской компании «Mediascope», это один из самых популярный мультсериалов на телеканале «Карусель» за 2022 год.

Описание: главный герой Зик Райдер –талантливый, весёлый десятилетний мальчик, который хорошо разбирается в электронике и технике. Его жизнь полна бесстрашных приключений. Вместе с шестью веселыми и храбрыми щенятами он создал отважную команду под названием «Щенячий патруль». Сообща они выполняют спасательные миссии, любое дело им по плечу. Зик и его четвероногие товарищи делают немало благих дел и являются по-настоящему смелыми спасателями.

  1. "Холодное сердце" 6+

"Холодное сердце" набрало самый высокий средний рейтинг среди всей анимации, выходившей на Disney, цитирует РИА Новости сообщение компании.

Описание: в разгар зимы сбывается древнее предсказание, которое приводит к погружению королевства в объятия бесконечного льда. Чтобы разбить заклятие, три отважных героя отправляются в путь: принцесса Анна, отважный Кристофф и его верный олень Свен. Они отправляются в горы с целью отыскать сестру Анны, Эльзу, которая сможет снять заклятие.
Их путь будет весьма увлекательным и полным захватывающих приключений, наполнен магией и загадками.

  1. «Фиксики» 0+

Мультсериал популярен и на телевизионных каналах, и на различных интернет-площадках.

Мультсериал основан на повести Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки». Мультсериал рассказывает о семье Фиксиков, маленьких человечках, которые живут внутри машин и ремонтируют их, а также о восьмилетнем мальчике Дим-Димыче и его родителях. Каждая серия рассказывает о каком-нибудь всем известном предмете. доступной форме разъясняется принцип действия самых разных приборов и гаджетов – а заодно и техника безопасности при работе с ними.

  1. «Леди Баг и Суперкот» 6+

Один из самых популярных мультсериалов на телеканале Disney.

Мультсериал рассказывает про двух парижских подростков, Маринетт Дюпен-Чен и Адриана Агреста, которые превращаются в супергероев Леди Баг и Супер-Кота, чтобы защищать город от суперзлодеев, создаваемых Бражником (Мотыльком).

  1. Серия мультфильмов «Мой маленький пони» 0+

Мультфильм завоевал множество сердец как маленьких, так и взрослых зрителей, в преимуществе женского пола.

Сериал рассказывает о приключениях пони в мире Эквестрии, где они живут, работают и играют вместе.

  1. «Три кота» 0+

Данный мультсериал популярен среди детей 3-4 лет.

"Три кота" — история о повседневной жизни, отношениях и приключениях трех маленьких любознательных котят Коржика, Компота и Карамельки. В их большой семье жизнь никогда не стоит на месте: вместе они учатся выражать эмоции, поддерживать друг друга и находить выход из любой, даже непростой на первый взгляд ситуации, при помощи фантазии и родительского совета.

Также, я провела опрос среди детей 2-ой младшей группы на базе МАДОУ д/с №56.

Цель опроса: узнать какие мультфильмы любят дети и проанализировать полученные результаты.

Ход: Детям предлагалось ответить на два вопроса:

  1. Смотришь ли ты мультфильмы?

  2. Какой твой любимый мультфильм?

Результаты опроса

Имя ребёнка

Ответ

Виктория

  1. Да

  2. «Мой маленький пони — Дружба — это чудо»

Аркадий

  1. Да

  2. «Щенячий патруль»

Никита

  1. Да

  2. «Три кота»

Александр

  1. Да

  2. Не смог дать точного ответа

Ева

  1. Да

  2. «Тоботы»



Собрав все полученные данные, я провела анализ содержания некоторых популярных современных мультфильмов.

2.2. Содержательный аспект популярных у современных дошкольников мультфильмов



  1. «Маша и медведь». Главным героем является маленькая девочка Маша, у которой прослеживаются явные проблемы с поведением. Она наглая, невоспитанная и эгоистичная. А самое главное, что её поведение никак не порицается, медведь ее почти не наказывает, а только лишь смиренно терпит ее выходки. При этом, на мой взгляд она является обыкновенным активным ребёнком, такой «шкодой», но в мире не бывает идеально послушных детей. Если рассматривать воспитательный и развивающий потенциал данного мультфильма, то здесь его нет. Он больше развлекательной направленности. Если анализировать видеоряд, то можно увидеть, что картинки в мультфильме меняются достаточно быстро — у ребенка, который часто и много смотрит серии мультика может возникнуть логоневроз. Но и хороших эффектов от мультфильма много, если смотреть его начиная с 5 лет и желательно с сопровождением взрослых.

  2. «Три кота». Каждая серия представляет собой различные ситуации, с которыми дети сталкиваются ежедневно. Истории не далеки от реальности самого ребенка, но рассказывают о жизни, рутине, общении и взаимодействии. Мультфильмы идеально подходят для развития социального интеллекта детей - их способности анализировать и реагировать на реальные жизненные ситуации. А в конце каждой серии котята делают выводы и, так сказать, приобретают опыт. В мультфильме изображена реальная семья, только слегка идеализированная. В семье нет насилия и агрессии. Есть добрые родители, которые стараются помочь своим детям, объяснить и выслушать их. И они очень терпеливы. Персонажи шутят, но делают это по-доброму.

Из минусов отсутствует развитие персонажей.

  1. «Мой маленький пони».

Главные героини всегда стремятся к добру и заботятся друг о друге. Каждая героиня по- своему уникальна. Коротко о каждой:

  • Сумеречная Искорка- самая главная героиня добрая, трудолюбивая, чистюля, любит, но в тот же момент проявляет цинизм, высокомерие, также суетлива и тревожна.

  • Рарити. Она очень талантливая швея, модница, щедрая и постоянно дарит подарки своим друзьям. Но при этом испытывает сложности в проявлении эмоций, часто показывает своё безразличие к окружающему миру. Уровень эмпатии очень низкий.

  • Флаттершай. Очень стеснительная, тревожная, её постоянно что-то беспокоит. Много страхов и неуверенности в себе.

  • Радуга Дэш. Она самая яркая, спортивная, можно сказать нахальная, чересчур самоуверенна, любит читать книги, разыгрывать своих друзей. Никогда не бросит своих друзей в беде.Боится неудач, проигрышей, чужого осуждения. Очень эмоциональная, не умеет контролировать свои эмоции.

  • Пинки Пай. Весёлая, позитивная.

Однозначно мультфильм не соответствует заданной возрастной категории. Персонажи не идеальные добряки, они вполне могут совершать плохие поступки. В мультфильме отражаются реальные проблемы жизни, которые дети в возрасте 3-х лет просто не в состоянии понять. Присутствуют различные политические отсылки и поднимаются вопросы миропорядка. Но при этом мультфильме есть масса хороших примеров поведения, образца крепкой дружбы.

Проблема состоит в том, что с одной стороны они является положительными персонажами, но при этом у них присутствуют отрицательные качества. Что на мой взгляд усложняет для ребёнка усвоение нравственных норм и становлению примерных ориентиров для поведения.

Вывод: прослеживается явное несоответствие содержания мультфильмов с их возрастными ограничениями. Подтверждается как положительное влияние современных мультфильмов, так и негативное. Выявлено, что чаще дети выбирают для просмотра мультфильмы развлекательного характера.

Также хочется отметить, что Всемирная Организация Здравоохранения четко ограничила возраст – до 3-х лет ЗАПРЕЩЕНО смотреть мультфильмы. И поэтому возрастные ограничения, которые устанавливают создатели мультфильмов являются прямым нарушением данного запрета. Это дезинформирует родителей, которые наивно будут считать, что данные мультфильмы соответствуют возрасту малыша, могут способствовать развитию, нести воспитательный или развлекательный характер. А на деле не только не несут ничего полезного для ребёнка, но и вовсе могут навредить его развитию.

3. Рекомендации 3.1. Рекомендации к параметрам мультфильма для детей 3-6 лет



Для разных возрастных групп характерны разные особенности мультфильмов. Мультики для детей дошкольного возраста должна иметь следующие характеристики: единая сюжетная линия, линейное течение событий, семейные темы и межличностные отношения, конфликты и их разрешение, знакомство с природой, природными явлениями и различными технологическими изобретениями. Это относится к областям когнитивного развития.

В эмоциональном плане мультфильм должен иметь общий позитивный настрой. Эмоции быть однозначными по своей модальности. Как отмечает Е.О. Смирнова: «После 5 лет спектр эмоциональных переживаний персонажей̆ расширяется, выходит за пределы ситуативных впечатлений в область личного опыта ребёнка. Эмоции связываются с отношениями героя и других персонажей. Ключевое переживание остаётся в позитивном диапазоне с возможными вариациями и оттенками.».

Что касается моделей поведения персонажей, мультфильм для детей 3- 6 лет должен иметь героев-детей или антропоморфных персонажей детского возраста. Сам образ героя должен быть простым, не перегруженным деталями. Важно, чтобы не было физических трансформаций героя, из-за которых у маленького зрителя теряется понимание главного героя, вообще. Цели и мотивы персонажа - четко понятны ребенку. Главный герой активно взаимодействует с другими персонажами в положительном ключе и демонстрирует наиболее эффективные и конструктивные способы разрешения конфликтов.

3.2. Рекомендации к параметрам мультфильма для детей 6-10 лет



В мультфильме для младших школьников может быть более сложный сюжет, чем у дошкольников. Все еще желательна одна сюжетная линия, но со второстепенными персонажами. Возможно наличие юмора и морали, глубокого смысла. Мультфильм уже показывает не окружающий мир, а внутренний мир человека. Важно четкое разделение добра и зла. Чувства персонажей могут быть амбивалентными, неоднозначными. Эмоциональное настроение мультфильма может быть более сложным, возможны острые, напряженные и отрицательные эмоциональные состояния. Значительное отличие мультфильмов для младших школьников от мультфильмов для дошкольников — это их персонажи. Если в произведении, нацеленном на возраст трех-шести лет, акцент именно на действиях персонажа и взаимодействии с другими героями и предметами, то в произведении для детей от шести до десяти лет герой, уже переживающий и вызывающий сопереживание. Герой становится носителем моральных эталонов. Но до сих пор все должно быть однозначно, поведение героя и его психологические изменения должны быть сопряжены с событиями в мультфильме.

3.3. Список рекомендованных современных мультфильмов для разных возрастов



    1. «Малышарики». 0+ но не забываем о рекомендациях ВОЗ.

    2. «Фиксики» 0+

    3. «Головоломка» 6+

    4. Короткометражный мультфильм: «Ёжик», «Песочник», «Облачно, с прояснениями»

    5. «Король лев»

Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что современные мультфильмы действительно несут в себе богатый педагогический потенциал: расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям; показывают примеры поведения, что способствует социализации; формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно–следственных связей; развивают эстетический вкус, чувство юмора; мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности. Их можно использовать как средства развития и воспитания дошкольников, но только при грамотном отборе, учитывая возрастные особенности ребёнка, направленность мультфильмов и смысловое наполнение. Также необходимо обязательное сопровождение взрослого.







































Калининград

2023 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!