РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ МОЛОДЕЖИ ИШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»
X районный конкурс исследовательских работ обучающихся “Юниор»
Деревянная ложка как музыкальный инструмент в жизни лянторцев
(на примере ансамбля ложкарей «Забава»)
Автор: Автор: Сефиева Наила Салех кызы, МАУДО «ЦДТ», 6 класс |
Руководитель: Ашкарова Марина Анатольевна, педагог дополнительного образования, МАУДО «ЦДТ» |
,
Сургутский район
Ноябрь 2019 года
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть.......................................………………………………………….5
1.1. История возникновения деревянной ложки как музыкального инструмента.………....5
1.2. История развития ансамбля ложкарей в Лянторе…………………...…….........................6
Глава 2. Практическая часть..............................………………………………………………...8
2.1. Результаты анкетирования среди учителей, работников СОШ №3, педагогов ЦДТ…...8
2.2. Результаты интервью: воспоминания выпускников и участников ансамбля «Забава»...9
2.3. Результаты интервью: воспоминания участников – ложкарей других ансамблей…….11
Заключение……………………………………………………………………………………. .12
Литература и источники……………………………………………………………………… 13
Приложение…………………………………………………………………………………14-23
Деревянная ложка как музыкальный инструмент в жизни лянторцев
(на примере ансамбля ложкарей «Забава»)
Введение
Лянтор – интернациональный город, самый крупный населённый пункт Сургутского района. Здесь проживают представители более 43 национальностей и народностей [6]. Каждый народ богат своими традициями и культурой.
Многие городские и районные мероприятия не обходятся без выступления танцевального ансамбля «Задоринка» и ансамбля ложкарей «Забава». В этих творческих коллективах занимаются ребята разных национальностей. Приобщаясь к культуре своего и другого народов, у нас, у детей появляется не только интерес к традициям, обычаям, но и уважение, гордость за землю, на которой мы живем, гордость за свою малую Родину.
Я занимаюсь в ансамбле с первого класса. В старшей группе 11 участников, которые являются представителями таких народов как: русские, украинцы, татары, таджики. По национальности я - азербайджанка. С удовольствием и большим желанием играю на ложках и изучаю культуру русского народа.
Объект исследования: лянторцы - ложкари
Предмет исследования: деревянная ложка как музыкальный инструмент.
Цель: выяснить, какое место занимает ложка как музыкальный инструмент в жизни лянторцев.
Для достижения цели решались задачи:
Изучить историю возникновения деревянной ложки как музыкального инструмента.
Изучить историю развития ансамбля ложкарей «Забава» города Лянтор.
Провести анкетирование среди учителей, работников СОШ №3, педагогов ЦДТ по теме исследования.
4. Провести интервью с участниками ансамбля «Забава» и участниками других коллективов.
5. Обобщить полученные результаты, создать мультимедийную презентацию для проведения виртуальных экскурсий по истории развития ансамбля ложкарей «Забава».
Методы исследования: интервью, анкетирование, сравнительно-сопоставительный анализ, описательный метод и метод подсчета.
Новизной данной работы является попытка выявления роли деревянной ложки как музыкального инструмента в жизни лянторцев.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что данная работа вносит определенный вклад в историю Сургутского района, так как ансамбль ложкарей является частью культурного наследия города Лянтор. На примере деятельности ансамбля показано, что игра на ложках становится популярной и может способствовать повышению интереса представителей любой национальности к данному виду творчества.
Практическая значимость: Материалы исследования могут быть использованы учителями музыки на уроках, педагогами – организаторами на внеклассных мероприятиях, руководителем ансамбля в качестве рекламы и популяризации коллектива, могут быть переданы в городской архив и музей.
Глава 1. Теоретическая часть
История возникновения деревянной ложки как музыкального инструмента
Ложки идут по жизни рядом с человеком с незапамятных времен. Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки – самый простой, самый колоритный и распространённый инструмент русского народа. Расписные ложки популярны не только в России, но и за рубежом. Старинный предмет быта, сувенир и он же - музыкальный инструмент.
Игровой комплект составляет от двух до пяти ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр зависит от способа звукоизвлечения [7].
Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, некоторые имеют удлиненные рукоятки и отполированную поверхность соударений. Есть народные мастера, которые делают только музыкальные ложки. Их ложки отличаются несколько большей толщиной, а значит, прочностью и большой звучностью; они используют лучшие твердые породы древесины (дуб, клен). Такие ложки называются «звончатые» [2]. Некоторые исполнители навешивают на ложки бубенчики, украшающие цокающий перестук дополнительным звоном (см. Приложение 1).
С древнейших времён на Руси употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для сопровождения пения или пляски.
Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.
Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян [1].
То, что инструмент бытовал задолго до конца XVIII в. косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к XVIII - XIX векам. Например, изображены ложки в руках "потомственных" скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты снабжены бубенцами. Под другой картинкой, изображающей козу и медведя, есть надпись "Медведь с козою прохлаждаются, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом - с рожками, и с колокольчиками, и с ложками скачет, и вприсядку пляшет" (см. Приложение 2).
Первыми музыкантами на Руси были скоморохи – бродячие артисты. Они пели песни, играли на музыкальных инструментах, танцевали, развлекали простых людей. А иногда в шутках да присказках рассказывали народу, как глупы и ленивы бояре. Прознал про это царь и запретил скоморошничество на Руси под страхом смерти. Инструменты все сожгли, скоморохов в тюрьму сажали, а то и казнили безжалостно. И только через сто лет люди стали возрождать народное творчество.
Примечательно то, что специальных нотных записей для исполнения на ложках, конечно, не было, поэтому искусство игры на них, всецело зависело от фантазии исполнителей. Так из поколения в поколение накапливался своеобразный игровой опыт - различные способы и приемы игры на этом самобытном народном инструменте (см. Приложение 3).
В XIX - XX веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов в качестве эффектного номера с элементами трюкачества. Игра на ложках достигала в прошлом веке высокого мастерства, о виртуозах-ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей В.С.Морозов, артист оркестра хора имени Пятницкого, за свою неподражаемую игру на ложках и других народных инструментах был удостоен почетного звания заслуженного артиста РСФСР. Талантливо играли на ложках братья Купленко (1965г.) мастерство даже в таком, казалось бы, шуточном деле всегда высоко ценится. Сейчас ложки заняли достойное место и в ансамблях самодеятельности, и в оркестрах русских народных инструментов, и на профессиональной сцене [3].
История развития ансамбля ложкарей «Забава» в Лянторе
Творческий коллектив ансамбля ложкарей «Забава» был создан 1 ноября 2006 года на базе МУК «ГДМ «Строитель», руководитель Швачёва Анна Геннадьевна. В коллективе было десять участников в возрасте от 15 до 17 лет. В октябре 2011 года ансамблю ложкарей «Забава» присвоено почётное звание «Образцовый художественный коллектив». Единственный в Сургутском районе образцовый художественный коллектив ансамбль ложкарей «Забава» – желанный гость не только на сценических площадках города, но и за его пределами. За период существования, коллектив являлся неоднократным победителем Международных, Всероссийских, Окружных, городских, районных конкурсов и фестивалей.
Основные цели и задачи коллектива – приобщение детей и подростков к истокам русского народного творчества. Участники ансамбля изучают историю создания народных ударных инструментов, осваивают приёмы игры на ложках и других шумовых инструментах.
В репертуаре коллектива инструментальные обработки военных, русских народных песен. За годы творчества подготовлены музыкальные композиции:«Озорная хохлома», «Попурри на темы военных песен», «За околицей», «Порушка- паранья», «Девичья краса», «Как повадилась Параня», «Весёлые ложки», «Ловите ритм», «Потешки», «Наши ложки».
В апреле 2012 года «Забава» участвовала во Всероссийском конкурсе детского и юношеского творчества «Роза ветров» в Ханты-Мансийске.
Коллектив стал обладателем Диплома I степени и приглашений на Международный конкурс детского и юношеского творчества «Роза ветров 2012» в Москве [4].
В ноябре 2016 года 10 - летний юбилей ансамбля ложкарей «Забава» отметили с размахом в форме праздничного концерта с песнями, танцами и конечно выступлением участников ансамбля-именинника. В начале мероприятия детям показали мини-фильм, рассказывающий об истории их ансамбля с момента создания.
Поздравить «Забаву» с десятилетием приехал глава Лянтора Сергей Махиня. Среди гостей мероприятия был настоятель храма Покрова Божией Матери Андрей Демьянов, он приехал посмотреть на ребят из воскресной школы при храме, которые тоже играют в одном из коллективов ансамбля. Основной состав группы — это ученики Лянторской школы № 3, поэтому директор учреждения Алексей Луценко тоже не пропустил концерт. И, конечно, увидеть выступления пришли мамы и папы, когда-то отдавшие детей в это направление [5].
Коллектив стремится к воплощению новых идей, постоянно обновляет и расширяет репертуар, умело использует современные музыкальные течения и традиционное народное искусство.
На 1 ноября 2018 года под руководством Швачевой А.Г. работают три группы ансамбля ложкарей «Забава» и ансамбль ложкарей Храма Покрова Божией Матери с общим количеством участников 44 человека.
На 1 ноября 2019 года в ансамбле четыре группы, где занимаются 46 человек (см. Приложение 10).
Национальный состав участников: русские, украинцы, татары, башкиры, армяне, чуваши, гагаузы, корейцы, азербайджанцы, таджики, молдаване.
90% участников ансамбля составляют ученики Лянторской средней школы №3.
В 2017 году на Международном телевизионном конкурсе «Талант 2017», г. Москва, получили Диплом Лауреата I, II III степеней в номинации «Оригинальный жанр».
За 2018 год ансамбль ложкарей «Забава» принял участие в 20 мероприятиях, проводимых МУ КСК «Юбилейный», и в 7 концертных программах на сценических площадках города.
За 10 месяцев 2019 года приняли участие в 21 мероприятии. В феврале 2019 года на Международном конкурсе «Российский звездопад» ансамбль получил наивысшую награду Гран - При. За 13 лет в «Забаве» освоили технику игры на деревянных ложках 98 воспитанников. Достижения ансамбля ежегодно преумножаются (см. Приложение 4).
Руководитель ансамбля Анна Геннадьевна Швачёва – талантливый педагог, работающий над всесторонним развитием детей с учётом их индивидуальных способностей, предоставляющий каждому своему воспитаннику возможность творческого самовыражения. Её опыт работы, идеи и личное участие в мероприятиях востребованы и значимы. Она не останавливается на достигнутом, постоянно работает над повышением своего профессионального уровня и стремится к высоким показателям. Награждена почётной грамотой Главы Сургутского района (постановление от 18.11.2016 г. № 1041). Её имя занесено на Доску Почёта работников культуры города Лянтора (приказ МКУ «Лянторское управление по культуре, спорту и делам молодежи» от 27.02.2017 г. № 6). Имеет благодарность директора департамента культуры ХМАО-Югры (приказ от 28.02.2018 г. № 24/02-05) [4].
Глава 2. Практическая часть
2.1.Результаты анкетирования среди учителей, работников СОШ№3, педагогов ЦДТ
Средний возраст учителей нашей школы 48 – 55 лет, это возраст моей бабушки, у неё хранится деревянная ложка с длинной рукояткой, которой более 20-ти лет. Она использовала ложку как предмет быта на кухне при раскладывании пищи из общего блюда. Мне стало интересно узнать, использовали ли люди поколения моей бабушки ложку как музыкальный инструмент.
Следующим этапом нашей исследовательской работы стал социологический опрос, в котором приняли участие 70 человек. Мы разработали вопросы анкеты (см. Приложение 5). 1.Какие ударные музыкальные инструменты русского народа вы знаете?
2.На каком музыкальном инструменте вы умеете играть.
3.Знаете ли вы, сколько лет существует в нашем городе ансамбль ложкарей «Забава»?
На вопрос, какие ударные музыкальные инструменты русского народа вы знаете, 80% респондентов ответили – ложки, и это является самым популярным ответом. 62% опрошенных дали ответ – бубен, 55% назвали барабан, 31% отметили трещотку, 24% опрошенных назвали другие инструменты: рубель, тарелки, треугольник, коробочка (см. Приложение 6).
На вопрос, на каком музыкальном инструменте вы умете играть, 61% респондентов ответили, что не играют, равное количество по 11% у ответов - играю на фортепиано, на гитаре», 8% - играют на баяне, 5% - на ложках, 24 % опрошенных играют на других инструментах: балалайка, барабан, аккордеон, домра, губная гармошка (см. Приложение 7).
На вопрос, знаете ли вы, сколько лет существует в нашем городе ансамбль ложкарей «Забава», 15% участников опроса знают, что ансамблю 13 лет, 85% точный ответ не знают, но предполагают, что ему более 10 лет (см. Приложение 8).
Анализ возрастной категории участников опроса показывает: 25% - от 20 до 40 лет, 30% - от 40 до 50 лет, 45% - от 50 до 60 лет.
На данном этапе работы можно сделать вывод, что люди считают деревянные ложки самым популярным инструментом русского народа, но умеющих играть на этом инструменте небольшое количество. Выявлена потребность в получении информации о деятельности ансамбля ложкарей «Забава». Возраст респондентов, умеющих играть на ложках 50 – 52 года.
2.2. Результаты интервью: воспоминания выпускников и участников ансамбля «Забава»
В ходе работы я использовала метод интервью, который является самым распространённым методом сбора информации. На занятиях в объединении «Журналист» я получила знания об этапах подготовки и проведения интервью, и это помогло мне в данной работе. Во время интервьюирования мои собеседники ответили на такие вопросы как: Какую роль сыграл ансамбль ложкарей в твоей жизни? Какие впечатления остались о творческих годах? Что было самым интересным, запоминающимся? Что можете сказать о своём педагоге? Что можете пожелать нынешним участникам ансамбля? Ответы оформлены в виде воспоминаний.
«Благодаря ансамблю ложкарей " Забава" я поняла, что могу и хочу выступать на сцене и удивлять зрителей номерами, которые становились интереснее с каждым разом. У меня пропал страх сцены. Я научилась не паниковать на выступлениях, если что-то шло не так. Сейчас мне очень не хватает чувств и эмоций, которые я испытывала на сцене.
Самым важным является то, что я нашла друзей в этом ансамбле, каждый из которых мне дорог. Я каждого люблю. Ведь мы столько пережили: репетиции, выступления, поездки, чаепития. Всё это было очень интересно и увлекательно. Наш ансамбль для меня является лучшим, так как он стал для меня родным.
Огромную благодарность хочу выразить уважаемой Анне Геннадьевне! Мы пришли к ней маленькими детками, взрослели на глазах педагога. Она смогла нас увлечь с самого детства, и мы не хотели уходить до окончания учёбы в школе.
Нынешним ложкарятам желаю полюбить игру на ложках, не сдаваться и всегда идти до конца», - вспоминает Арабаджи Татьяна, выпускница ансамбля 2019 года, студентка первого курса Воронежского государственного педагогического университета, факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности.
«Мой ансамбль был со мной всю школьную жизнь и сейчас мне очень не хватает всех этих людей и выступлений, всех эмоций и улыбок. Самое интересное было то, как нас учили улыбаться, когда мы пришли совсем крохами, а также наши поездки.
Мы всегда занимали призовые места, и очень гордились успехам. Наш педагог Анна Геннадьевна всегда поддерживала нас и не давала грустить. Наш коллектив занимает особенное место в моей душе. Игра на ложках всегда была связана с чувством радости и удовольствия. Творчество стимулировало познавательную активность и повышало успеваемость в школе. Желаю нынешним малышам со всей душой относиться к этому творчеству и ценить нашего педагога», - вспоминает Яна Наталочкина, выпускница ансамбля 2019 года, студентка первого курса медицинского колледжа СурГУ.
«Какую роль сыграл ансамбль? Одну из самых важных в жизни. Благодаря нему я переборол в себе страх перед публикой, научился любить сцену. Впечатления только положительные, вспоминая те годы, на душе тепло становится. Самым интересным были, конечно же, поездки, все самое веселое происходило в основном в поездках, репетиции тоже проходили весело, поэтому нам было интересно. Педагог наш, один из самых позитивных людей. Анну Геннадьевну невозможно увидеть грустной, она много добра вкладывает в детей, это, наверное, главное, что сыграло роль в наших достижениях. Нынешним ложкарям пожелаю просто ходить на репетиции и упорно заниматься, тогда они почувствуют всю прелесть детства, как произошло со мной», - вспоминает Вячеслав Минчук, выпускник ансамбля 2019 года, студент первого курса Ханты - Мансийской государственной медицинской академии, факультет - лечебное дело (см. Приложение 9.1).
«Занимаюсь в ансамбле с первого класса, был небольшой перерыв и снова вернулся. Со мной в ансамбле играет на ложках мой двоюродный брат Злобин Вова. Мы стараемся не пропускать репетиции, потому что надо много заниматься для того, чтобы хорошо выступать. Наш ансамбль очень дружный. Главная наша задача – хорошо играть, слушать Анну Геннадьевну и быть дисциплинированными. Моя бабушка Зинаида Петровна, очень гордится нами – внуками. Она часто приходит на концерты поддержать нас и порадоваться успехам ансамбля», - поделился мнением Карпенко Николай, 12 лет, участник старшей группы ансамбля ложкарей «Забава».
2.3. Результаты интервью: воспоминания участников – ложкарей других ансамблей
«Первые уроки игры на ложках я получила в детстве. На семейных праздниках отец играл на гармошке частушки, а я отстукивала ритм на железных ложках. Моё серьезное увлечение игрой на деревянных ложках началось с 16 лет. Я поступила учиться в Петропавловское педагогическое училище, и на первом курсе меня пригласили в самодеятельный творческий коллектив - ансамбль ложкарей. Руководителем ансамбля была классный руководитель нашей группы и учитель музыки - Арабаджи Любовь Николаевна. В ансамбле было более 20 участников. Аккомпанировали два баяниста. Я играла в ансамбле в течение четырех лет с 1983 по 1987 год. Вспоминая эти годы, на душе становится тепло и сразу улучшается настроение. Мы были очень дружными, помогали друг другу, поддерживали на концертах и конкурсах. Умение играть на ложках пригодилось мне в жизни. После училища на уроках музыки изучала с детьми технику игры на ложках. В летнем лагере создавала временные коллективы ложкарей для участия в мероприятиях. В 2013 году была участником районного конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям». Во время самопрезентации я исполняла частушки под собственный аккомпанемент на ложках.
Польза от игры на ложках очень большая: развивается музыкальный слух, мелкая моторика рук, чувство ритма, быстрота реакции, концентрация внимания. Хочу поделиться опытом игры на трёх ложках: если сильно зажимать ложки, то звук получается жесткий и звонкий, при меньшем зажиме звук нежный», - вспоминает педагог – дефектолог СОШ №3, Белик Лариса Ивановна (см. Приложение 9.2).
Выводы:
1. Ложки – инструмент русского народа. Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента не установлено. То, что инструмент бытовал задолго до конца XVIII в. косвенно свидетельствуют лубочные картинки. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян.
2. За тринадцатилетнюю историю лянторского ансамбля «Забава» освоили технику игры на деревянных ложках 98 ребят. Участников11 национальностей объединила любовь к музыке и русским народным инструментам.
3. Итоги анкетирования показали, что лянторцы считают деревянные ложки самым популярным инструментом русского народа. Людей, умеющих играть на этом инструменте небольшое количество. Возраст респондентов, играющих на ложках 50 – 52 года, расцвет их творческой деятельности приходится на конец XX века. Выявлена потребность в получении информации о деятельности ансамбля ложкарей «Забава».
4. Итоги интервью среди выпускников и участников ансамбля «Забава» показали, что занятия им помогли преодолеть страх выступления на публике, развили такие качества как: дружелюбие, коллективизм, коммуникабельность, дисциплинированность, артистизм. Умение играть на ложках взрослые люди используют в течение своей жизни, как дома, так и на работе. Отмечается польза в развитие координации движений, быстроты реакции, тонкой моторики, работе мозга и мышц.
Создана презентация для проведения виртуальных экскурсий с целью популяризации ансамбля ложкарей «Забава».
Заключение
На Руси деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки – самый простой и распространённый инструмент русского народа. Расписные ложки популярны не только в России, но и за рубежом. Старинный предмет быта, сувенир и он же - музыкальный инструмент. Из поколения в поколение накапливался своеобразный игровой опыт - различные способы и приемы игры на этом самобытном народном инструменте. В XIX - XX веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов.
В городе Лянтор ансамбль ложкарей «Забава» существует с 2006 года. В 2011 году ансамблю ложкарей «Забава» присвоено почётное звание «Образцовый художественный коллектив». Коллектив имеет награды Международных, Всероссийских, Окружных, городских, районных конкурсов и фестивалей.
В 2019 году группа, в которой я занимаюсь, заняла Гран - При Международного конкурса «Российский звездопад». И это событие дало определённый толчок к изучению истории развития нашего ансамбля.
В результате работы над исследованием я прикоснулась к одной из страниц истории русского народа и его культуры.
На основании проведенного исследования определено, что людей разного возраста и разных национальностей объединяет любовь к музыке и игре на деревянных ложках.
Материалы исследования могут быть использованы учителями музыки на уроках, педагогами – организаторами на внеклассных мероприятиях, руководителем ансамбля в качестве рекламы и популяризации коллектива, могут быть переданы в городской архив и музей.
В перспективе планируем продолжить работу и сделать сравнительный анализ русских и азербайджанских ударных музыкальных инструментов, а также написать статью о творческом пути ансамбля ложкарей «Забава» с публикацией в местных печатных СМИ
Список используемой литературы и источников
Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000 г.
Дыбина О.В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
Исакова И. Г., Кравчук В. М. В мире народных инструментов. – Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1995.
Ансамбль ложкарей «Забава». Краткая характеристика [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://romc.ru/obrazcovii-zabava/
«В Лянторском ДК прошёл праздничный концерт ансамбля ложкарей «Забава»» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vestniksr.ru/news/novosti-surgutskogo-raiona 28.11.2016г.
История города Лянтор [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.bankgorodov.ru/
Русскоязычная энциклопедия музыкальных инструментов в сети Интернет [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://eomi.ru/percussion/spoons/
Приложение 1
Виды музыкальных ложек
Ложки с бубенцами
Приложение 2
Лубочные картинкиXVIII в.
Приложение 3
Приемы игры на деревянных ложках
«Щелчок» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.
«Маятник»– это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.
«Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена.
«Трещотка» самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.
«Плечики» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
«Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа. «Качели» – ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо.
«Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю левой руки.
«Линеечка» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.
«Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг.
«Круг» – ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги.
Приём игры на трех ложках:
«Лошадка» – в левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.
На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.
На счет «два» – сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.
На счет «четыре» – кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.
«Форшлаги» – скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.
Приложение 4
«Образцовый художественный коллектив». Ансамбль ложкарей «Забава»
Творческие достижения
№ | Название фестиваля, конкурса | Год, место проведения | Награда |
1. | Всероссийский фестиваль «Роза ветров» | 2012 г. г.Ханты - Мансийск | Диплом I степени |
2. | Международный фестиваль – конкурс «В гостях у сказки» | 2013 г. г.Великий Устюг | Лауреат I степени |
3. | Международный фестиваль – конкурс «Во имя жизни на земле» | 2013 г. г.Москва | Лауреат II степени |
4. | Международныйй фестиваль – конкурс «Казанские узоры» | 2014 г. г.Казань | Лауреат I степени |
5. | Международныйй фестиваль – конкурс «Планета талантов» | 2015г. г.Тюмень | Лауреат I степени старшая группа Лауреат I степени средняя группа |
6. | Доска Почёта отрасли культуры Сургутского района | 2015 – 2016 гг. | Коллектив занесен на доску почёта |
7. | Международный телевизионный конкурс «Талант 2017» | 2017 г. г. Москва | Диплом Лауреата I, II III степеней в номинации «Оригинальный жанр» |
8. | V Международный конкурс-фестиваль «Российский звездопад» | 2017 год г.п. Фёдоровский | Лауреат I степени старшая группа Лауреат I степени средняя группа |
9. | VIII Международный конкурс-фестиваль «Российский звездопад» в рамках Международного проекта «Звездный Олимп» | 2017 год г. Сургут | Лауреат I степени старшая группа |
10. | Международный конкурс – фестиваль «Российский звездопад» | Февраль 2019 год | Гран – При |
Приложение 5
Анкета
Какие ударные музыкальные инструменты русского народа вы знаете?
______________________________________________________________
На каком музыкальном инструменте вы умеете играть?
______________________________________________________________
Знаете ли вы, сколько лет существует в нашем городе ансамбль ложкарей «Забава»?
А) ДА, укажите цифру_________ Б) НЕТ
4. Ваш возраст____________________________________________________
5. Ваше имя, фамилия_____________________________________________
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Интервью с выпускниками 2019 года ансамбля ложкарей «Забава»
(
9.1)
Интервью с участниками других ансамблей
(9.2)
Приложение 10
Группа ансамбля ложкарей Храма Покрова Божией матери, 2012год
10 – летие ансамбля «Забава», 25 ноября 2016 года
Старшая, средняя, младшая группы ансамбля «Забава», май 2019г.