Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 26
Полный адрес: 655011, Республика Хакасия, г. Абакан, ул.Стофато, 18
Тема исследования:
«Игры в жизни современных подростков России и англоговорящих стран»
Авторы: Казанцева Юлия, Ускова Анна
9 класс
Научный руководитель: Алексеева Ольга Александровна,
учитель английского языка
2013-2014 учебный год
Содержание.
Введение……………………………………………………………….стр.3
Подростки и их мир…………………………………………….стр.4
Характеристика подросткового возраста………………….стр.5
Чем отличаются современные подростки…………………стр.6
Увлечения подростков…………………………………………..стр.7
Итоги опроса учащихся школы № 26………………….…стр.7-8
Итоги опроса в территориях РФ…………………………..стр. 9
Итоги опроса подростков Англии, Америки и Канады….стр.10
Заключение……………………………………………………………стр.11
Источники……………………………………………………………..стр.12
Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Также меняется внутренний мир ребенка, его увлечения и интересы. Именно при их помощи подросток пытается выразить свое чувство взрослости, стремление к эмансипации. На формирование интересов и увлечений влияют многие факторы: внешняя и внутренняя среда, общение со сверстниками и взрослыми и др. В данной работе сделана попытка выявить игровые предпочтения подростков России и англоговорящих стран, а также определить, насколько сильно они отличаются и отличаются ли вообще.
Актуальность темы обусловлена тем что, проблема досуга подростков является чрезвычайно важной особенно сейчас, когда интернет сильно поменял контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что ребенок слишком много времени проводит за компьютером.
Объект исследования: формы проведения свободного времени подростков.
Предмет исследования: игровые предпочтения подростков России и англоговорящих стран (США, Англии и Канады).
Целью данной работы является: выявление и характеристика игровых предпочтений подростков.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие «подросток».
Изучить психологическую характеристику подросткового возраста.
Дать краткую характеристику игровым предпочтениям подростков.
Сравнить интересы к играм у российских подростков и их сверстников из англоговорящих стран.
Основные методы исследования, используемые в работе: теоретическое исследование и анализ научной и специальной литературы по выбранной теме; метод опроса; метод обработки данных и метод сравнения.
В соответствии с целью и задачами была сформирована следующая структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения.
Введение.
Первое, что приходит на ум, когда говорят о современных подростках 13-17-летних, то, что они по несколько часов в день проводят во всемирной паутине. Легко вспомнить истории наших знакомых, которые приходят в школу еле живые и рассказывают, как всю ночь напролет соревновались в компьютерных играх. Многим нашим сверстникам интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями.
Однако не все и не все время проводят в режиме «Online». Общаются подростки и в школе и после нее: прогуливаясь по городу, сидя у подъездов, приходя в гости друг к другу. Это могут быть большие компании по 10-15 человек, но чаще два-три человека, которых объединяет близкое место жительства, общие интересы. Да, современные подростки редко заглядывают в библиотеки, но это не означает, что они не читают. Но в том же Интернете скачивают много романов и делятся впечатлениями в социальных сетях. Многие наши знакомые ходят в различные кружки. Чаще всего это пение или танцы, аэробика, фитнесс, тренажерный зал. Как и подростки во всех странах мы любим, проводить время вне дома, с друзьями. Нам хочется быть независимыми от родителей и других взрослых людей. Мы понимаем, что учиться необходимо, но это так скучно. Конечно, мы ходим в школу и стараемся быть послушными, но не всегда. Нам очень хочется красиво одеваться и иметь больше карманных денег. Молодежь не может жить в одиночестве. Мы ищем общения, хотим веселиться и хорошо проводить время.
Да, современные подростки заметно отличаются от тех, что были десять лет назад, не говоря уже о более ранних поколениях. Сегодня они носят банданы с черепами, погружены в комедийные шоу, социальные сети и мобильники. Уже несколько лет за окном - пустые дворы. А ведь совсем недавно в них кипела жизнь: наши родители, тети и дяди играли в футбол, «Казаки-разбойники», в «Дурака» с раннего утра и до позднего вечера. Дружили, ссорились, мирились... Как же сейчас современные подростки проводят время, и с какими проблемами сталкиваются?
Глава I.
Сегодня многим взрослым подростки кажутся ужасными, невоспитанными... Подростковый возраст — один из самых сложных этапов в жизни человека. Он таит в себе целый ряд проблем и огромные возможности для дальнейшего развития. В этот период происходит активное становление личности. Представители старшего поколения любят говорить: «Ну и молодежь пошла!». На самом деле не бывает хороших или плохих молодых людей. Современные подростки просто другие. Подросток — это юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 — 14 до 15 — 17 лет). На 2011 год в мире насчитывается более миллиарда подростков.
Характер ребенка в подростковом возрасте значительно меняется, и обычно такой возраст называют переходным. В это время у подростков возникают частые трения с родителями, кто-то из подростков ищет себя, свои цели в жизни, увлекается философией. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Мальчики и девочки начинают быстро развиваться как в личностном плане, так и в общественном.
Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях и формах проведения досуга (досуг - свободное, незанятое время, «гулячая» пора, безделье, простор от дел). Каждый подросток проводит досуг по своему интересу, старается все свободное время посвятить своим увлечениям. Увлечения подростков являются одним из эффективных способов познания новых сфер жизни, науки, искусства, которые позволяют им накопить новые знания и навыки, полезные для последующей жизни, выявить действительные способности и интересы подростка, помогают ему в дальнейшем профессиональном и личностном самоопределении.
Есть мнение, что современные подростки больше всего увлечены компьютерами. Многие из них отдают все свое свободное время Интернету. Там они находят общение, игры, интересующую их информацию и даже домашние задания выполняют с помощью Интернета. Сегодня самые покупаемые игры – именно «стрелялки». Они особенно привлекательны для подростков по двум причинам. Во-первых, помогают «спустить пар», сбросить лишнюю агрессию. А во-вторых, в этих играх подросток идентифицирует себя с героем игры «Герой – это я!». В разумных пределах игры дают подростку возможность для активной эмоциональной разрядки. Компьютерные игры способствуют развитию творческого мышления, овладению новыми знаниями, логическими операциями, дают представление о способах манипулирования предметами и символами.
Нужно признать, что развитие информационных технологий оттеснило на второй план ранее любимые подростками настольные игры. А ведь все они — и футбол, и хоккей, и бильярд — ценны тем, что не только увлекают играющих и вырабатывают навыки аккуратных четких движений, но и учат игроков взаимодействовать, придерживаться правил, учитывать мнение партнера по игре. Сегодня настольные игры получают вторую жизнь благодаря различным вариантам оформления, обновлению технических условий для проведения игры. В современных настольных комплектах много новшеств: гораздо удобнее управлять фигурками игроков, поле дополнено счетчиком очков, используются более качественные материалы для изготовления комплектующих. Оказывается, существует множество игр, в которые можно играть с пользой для себя и с друзьями. Такие игры полезны. Они помогают отдохнуть от учебных занятий, переключить деятельность, подвигаться и пообщаться с людьми.
В подростковом возрасте ребята отличаются активностью, склонны к групповым играм, любят гулять во дворе. Поэтому подвижные игры для них незаменимы. Они не только интересны, объединяют с друзьями, позволяют выплеснуть энергию, но и полезны для здоровья. Все знают, что движение — это одна из главных потребностей человека. Подростки часто собираются во дворе, на школьном стадионе, чтобы поиграть в футбол, волейбол, баскетбол.
Если вы предпочитаете более спокойные занятия, то можно заняться шашками, шахматами или поиграть в «Монополию», «Эрудит», «Скраббл», «Скотланд-Ярд». Эти игры хорошо отвлекают от повседневных забот и учебных дел и при этом развивают мышление. У полезных игр есть еще одно достоинство. Они учат занимать свободное время интересной деятельностью, проводить его с пользой. Кроме того, они объединяют с другими игроками. Ими могут быть не только друзья, но и родители.
Глава II.
Увлечения подростка разнообразны, как разнообразен окружающий его мир. В данной работе мы постарались определить с помощью анкетирования круг интересов подростков школы № 26 г. Абакана и провели опрос подростков в социальных сетях: Twitter, Facebook, Ask.fm, Myspace и Вконтакте; и выяснить какое место в жизни подростков отведено играм.
Свое исследование мы решили провести среди седьмых и девятых классов нашей школы. Выбор этих параллелей был обусловлен тем, что седьмой класс (14 лет) - это «золотая середина» подросткового возраста, а девятый (16 лет) — уже последняя ступень. Всего в этих двух параллелях учится 206 человек: 81 человек в седьмых классах и 125 — в девятых. В рамках данного исследования мы провели анкетирование среди данных классов, в котором приняли участие 200 человек, что составило 20% от общего количества учеников нашей школы (всего в школе 1008 человек). Анкета включала следующие вопросы:
Играешь ли ты в игры?
Какие игры ты предпочитаешь: компьютерные, подвижные, настольные?
Назови игры, в которые ты играешь.
С кем ты обычно играешь в эти игры: с друзьями, одноклассниками, родителями?
Анкетирование проводилось нами на классных часах, которые проводятся по вторникам. Для того чтобы опросить восемь классов нам понадобилось восемь недель.
Поскольку в названии нашей работы заявлены подростки России, то мы запустили эту же анкету в социальной сети «Вконтакте» и опросили наших сверстников из Хакасии, Московской, Ленинградской, Челябинской областей, из городов Екатеринбурга и Твери. Все опрошенные подростки - наши друзья. Каждый из нас поместил анкету на своей страничке «Вконтакте» и обратился с просьбой ответить на вопросы.
Точно такую же анкету мы провели в социальных сетях Twitter, Facebook, Ask.fm, Myspace среди подростков из Англии, Америки и Канады. Для этого нам приходилось добавлять их в друзья и задавать интересующие нас вопросы. Общение проходило на английском языке. Мы объясняли для чего это нам нужно, и ребята охотно отвечали на вопросы, но были и такие которые сразу и в грубой форме отказывались. Поскольку мы общались практически каждый день на английском языке, нам удалось улучшить уровень владения языком. Все опрошенные подростки были в возрасте 14 и 16 лет.
На опрос в социальных сетях мы затратили три месяца. Чтобы сравнить данные, нам следовало провести опрос в социальных сетях среди 200 подростков из России и 200 подростков из англоговорящих стран. Работа предстояла большая, и поэтому мы попросили помочь нам нашу подругу. Каждый из нас должен был опросить примерно по 70 человек из других территорий Российской Федерации и англоговорящих стран.
В ходе нашего исследования были получены следующие данные:
в
МБОУ «СОШ № 26»
Среди семиклассников большинство ребят предпочитает проводить свободное время, играя в такие игры как хоккей, футбол, волейбол и баскетбол. Только шесть человек назвали шахматы и шашки.
Среди девятиклассников большинство предпочитает компьютерные игры, но, несмотря на это значительно возросло количество тех, кто играет в настольные игры. Надо пояснить, что настольными играми ребята называли различные карточные игры, такие, как «Бура», «Пьяница», «Сундучок», «Дурак» и «Покер».
В территориях Российской Федерации, а именно г. Черногорск (Хакасия), Московская, Ленинградская, Челябинская области, города Екатеринбург и Тверь результаты следующие:
По полученным данным можно сделать вывод, что подростки из других территорий РФ стараются больше свободного времени проводить, играя в подвижные игры. Можно лишь догадываться почему. Возможно в других территориях России больше спортивных площадок и стадионов.
По итогам полученных данных в нашей школе и территориях РФ получаем следующую диаграмму:
По итогам опроса подростков из англоговорящих стран были получены следующие результаты:
Таким образом, большинство американских подростков проводят свой досуг за подвижными играми. Так же некоторые предпочитают проводить свой досуг за компьютерами. Подростки из Канады предпочитают настольные игры, и многие из них играют со всей своей семьей. Англичане много двигаются, и наверно поэтому предпочитают подвижные игры, особенно футбол и крикет. Задавая вопрос «Почему?», мы получали следующие ответы:
в Америке очень модно быть стройным и подтянутым; многие подростки подражают своим кумирам и хотят быть красивыми; сейчас в Америке активно пропагандируется здоровый образ жизни и поэтому в подростковой среде модно заниматься спортом. Многие подростки в США любят играть в баскетбол, бейсбол, американский футбол (в каждой школе есть своя команда), многие девушки-подростки увлекаются фитнесом.
в Канаде (как объяснили нам наши сверстники, участвующие в опросе) сейчас модно проводить время с семьей и поэтому большинство опрошенных назвали такие настольные игры как «Монополия», «Скраббл» и «Скотланд-Ярд».
в Англии, в силу традиций, сложившихся столетиями, есть клубы по рэгби, крикету и футболу, которые посещают целыми поколениями. Среди подростков модно заниматься спортом. Многие подростки любят играть в командные виды спорта, чаще всего – футбол.
Заключение.
«Удивительная страна - эта Страна Подростка. Она наполнена особенностями, чудесами, странностями. Границы ее необыкновенно извилистые, нечеткие, расплывчатые. Нередко ее жители сами не знают, когда и где переступили ее границы. Еще меньше замечают они, когда и как уходят из этой хаотической страны, где очень многое иногда стоит вверх ногами...» Г. Элемер.
Подростков можно охарактеризовать как особую социально-психологическую и демографическую группу, имеющую свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Большую роль в становлении характера подростка играет социальная среда, окружающая его и которая влияет на его увлечения и интересы.
В ходе нашего исследования мы раскрыли понятие «подросток», изучили психологическую характеристику подросткового возраста. И так много интересного узнали о себе! В различных источниках нашли краткую характеристику игровым предпочтениям подростков. И провели свое собственное исследование интересов, а именно игровых предпочтений подростков.
Сравнив интересы к играм у российских подростков и их сверстников из англоговорящих стран можно сделать следующие выводы:
большинство опрошенных подростков в нашей школе и территориях России предпочитают подвижные игры, такие как: футбол, баскетбол, «Салачки», «Лапта» и прочие. Но, так, же среди них, есть и те, которые выбрали компьютерные игры, и которые не умеют и не хотят играть в командные, подвижные игры. Многие любят и умеют играть в настольные игры.
подростки англоговорящих стран предпочитают и подвижные игры, и компьютерные, и настольные игры. Благодаря опросу мы узнали, что самые популярные подвижные игры: баскетбол, футбол, крикет, и бейсбол.
в итоге, мы можем с уверенностью сказать, что в какой стране не жил бы подросток, интересы у него одни и те же. Все подростки увлекаются играми: компьютерными и командно-спортивными. В силу традиций и уровня жизни в России, Америки, Канады и Англии, отличаются только названия видов спорта. Меньшинство из опрошенных подростков знают подвижные (народные) игры и умеют в них играть. К настольным играм у участников исследования отношение разное, так, например, в Канаде они более популярны среди подростков, чем в России, Америке и Англии. Ну, и конечно, компьютерные игры - атрибут досуга подростков в любой стране. Но мы были удивлены и обрадованы тем, что компьютерными играми увлекается меньшинство участников опроса. Это значит, что современный подросток ведет здоровый образ жизни, вопреки мнению, что мы проводим много времени за компьютером!
Источники.
Андриенко Е.В. «Социальная психология». – М., 2003.
Выготский Л.С. «Проблемы возраста». – М., 1984.
Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. «Генетика, поведение, ответственность». – М., 1989.
Петровский А.В. «Личность. Деятельность. Коллектив». – М., 1982.
Петровский А.В., Шпалинский В.В. «Социальная психология коллектива». – М., 1978.
«Популярная психология: Хрестоматия». – М., 1990.
«Семейное воспитание. Краткий словарь». – М., 1990.
«Философский словарь». - М., 1983.
Холл К., Линсдей Г. «Теория личности». – М., 1997.
16