СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме "Использование регионального компонента на уроках английского языка2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс становления личности, формирование мировоззрения и культурного развития учащихся происходит при расширении кругозора о родной культуре, традициях, обычаях, ритуалах, истории и быте своего региона. Предлагается исследовательская работа об использовании краеведческого материала как регионального компонента на уроках английского языка

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме "Использование регионального компонента на уроках английского языка2»

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная школа № 22







Исследовательская работа



Использование регионального компонента

на уроках английского языка





Выполнила

ученица 9б класса

Алиева Виктория

Руководитель:

учитель английского языка

Митрофанова Е.В.











Таганрог

2020

Содержание



1. Введение………………………………………………………………………..2

2. Актуальность использования краеведческого материала как регионального компонента на уроках английского языка……………………………………………………………………………….3

3. Собственные исследования……………………………………………………5

4. Применение регионального компонента на уроках английского языка в нашей школе………………………………………………………………………9

4.1. Использование краеведческого материала на уроках……………………...9

4.2 . Использование проектной деятельности в обучении английскому языку на региональном материале……………………………………………………. 10

5. Заключение ……………………………………………………………………12

6.Список использованных источников и литературы…………………………13

7. Приложения …………………………………………………………………..14



























2



1. ВВЕДЕНИЕ

В современном мире одной из актуальных проблем и важнейшей задачей является развитие патриотизма, основанное на знании и умении представить свою родную культуру на международной арене. Погружение учащихся в мир родной и иноязычной культуры способствует развитию мышления средствами языка, учащиеся учатся понимать менталитет не только народа изучаемого иностранного языка, но и родного языка, осознавать свое место и предназначение в обществе. Процесс становления личности, формирование мировоззрения и культурного развития учащихся происходит при расширении кругозора о родной культуре, традициях, обычаях, ритуалах, истории и быте своего региона.

Очевидно, что интересный партнер по межкультурной коммуникации только тот, который знает и понимает свою национальную (этническую) культуру. В межличностном диалоге большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит говорящий, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культуры, который в специальной литературе называется краеведением или региональный компонент. Выражение “региональный компонент” звучит формально и чуждо, но он помогает рассказать о том, что очень дорого любому человеку. О “малой” родине – области, городе, деревне, в которых живет ученик.

Вопрос использования краеведческого материала актуален, так как учебные пособия, интегрирующие два предмета «иностранный язык» и «краеведение», отсутствуют по объективным причинам (содержание предмета «краеведение» уникально в каждом регионе).

Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что использование краеведческого материала является способом улучшения процесса обучения.

Гипотеза: Обучение иностранному языку необходимо осуществлять с учетом регионального компонента, поскольку понимание иной культуры возможно только на основе знания своей собственной.

Цель исследования: ознакомление с концепцией регионального компонента; создание пособия по английскому языку с краеведческими материалами об истории, культуре и достопримечательностях Таганрога.

Предмет исследования: диалог культур на уроках английского языка с использованием регионального компонента. 3

Задачи:

  • Ознакомиться с научной и методической литературой по исследуемой теме.

  • Изучить краеведческие материалы о Таганроге.

Составить тексты об истории, культуре и достопримечательностях родного города и перевести их на английский язык.



Методы исследования:

  • Изучение источников с целью получить информацию по исследуемой теме.

  • Анкетирование обучающихся.

  • Анализ полученной информации и сравнение ее с известными фактами.

  • Обобщение полученной информации.



































4

2. Актуальность использования краеведческого материала как регионального компонента на уроках английского языка



Страноведение нашей страны в учебниках английского языка представлено недостаточно. Мною замечена тенденция преобладания страноведческого материала изучаемого языка над тематикой о России. Краеведческий материал о различных регионах отсутствует полностью, так как невозможно включить материал обо всех субъектах Федерации, не говоря уже о сотнях городов и тысяч сел и деревень. Недостаточное знание и неумение рассказывать о малой Родине может привести к тому, что учащиеся окажутся неинтересными собеседниками для потенциальных зарубежных партнеров по общению на иностранном языке. Школьникам необходимо научиться говорить о том, что их окружает, что им близко и дорого с детства.

Учащиеся должны уметь представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения. Учащиеся должны уметь оказать помощь зарубежным друзьям, приехавшим в Россию и в Ростовскую область, в Таганрог: встретить, познакомить с родным городом, пригласить в гости в свою школу, семью, обсудить с ними различные проблемы на английском языке.

На уроках английского языка используются знания, полученные учащимися на уроках литературы, истории, географии, музыки, что помогает подросткам строить для себя общую картину мира и вырабатывать собственное отношение ко всему.

Современный этап развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности. Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения. Знание истории своей малой Родины — это любовь к своему родному краю. А для того чтобы полюбить свой край, нужно его хорошо знать.

В результате изучения краеведческого материала учащиеся узнают:

- основные этапы развития и события истории родного края;

- личности знаменитых земляков;

- достижения культуры;

- памятники природы;

- связь региональной культуры с культурой России и мира;

- географические особенности родного края; 5

- наиболее значимые памятники литературы, фольклора края.

Влияние СМИ и Интернета, возможность посещения других стран в качестве туристов, наличие множества образовательных программ, позволяющих студентам поучиться и поработать за рубежом, часто ведут к тому, что некоторые молодые люди знают больше о странах, где они побывали, чем о собственной стране.

Актуальность использования краеведческого материала обусловлена тем, что обучающиеся должны знать не только страну изучаемого языка, но и страну, край, район, в котором они живут. Часто ребята знают о стране изучаемого языка больше, чем о своей собственной стране, своей республике. Ведь не секрет, что уверенно называя достопримечательности Лондона, дети часто затрудняются назвать достопримечательности своего родного города.

Изучение иностранного языка на современном этапе является не только введением обучающихся в мир иноязычной культуры, но и осмысленным пониманием ими родной культуры, что важно в процессе становления личности, формирования мировоззрения, в культурном развитии детей. Если обучающийся обладает обширными знаниями об истории, традициях своего региона, ему легче научиться представлять родную культуру на иностранном языке.

Следует отметить, что переход к обязательному ЕГЭ по иностранному языку также делает востребованными знания по краеведению. Так, на экзамене учащийся должен уметь вести беседу о своем родном селе, его истории, его достопримечательностях, экологии и проблемах молодежи региона.



















6

3. Собственные исследования по теме

Чтобы убедиться в том, что исследуемая тема будет интересна и полезна, я решила провести социологический опрос. В нем приняли участие обучающиеся 7 и 9 классов нашей школы. В анкете были предложены следующие вопросы:

1. Знаете ли вы историю своего города?

Да – 12 %

Нет – 38 %

Затрудняюсь ответить - 50 %

2. Сможете ли вы рассказать иностранным друзьям о своем городе на английском языке?

Да – 47 %

Нет – 34 %

Затрудняюсь ответить -19 %

3. Считаете ли вы необходимым изучение истории своего города на уроках английского?

Да – 58 %

Нет – 9 %

Затрудняюсь ответить – 33 %

Таким образом, опрос среди обучающихся показал, что они хотели бы научиться представлять свою культуру, свой город, область на английском языке и применять свои знания в общении с зарубежными гостями и друзьями. В ходе проведения опроса выяснилось, что обучающиеся плохо знают историю своего региона, в частности, историю города Таганрога. Выяснилось, что 50% из числа опрошенных обучающихся нашей школы затрудняются назвать достопримечательности нашего города и культурные ценности в полном объеме.

Проанализировав исходный уровень знаний сверстников о своём городе и регионе, а также их интересы в данной области, я определила темы, которые создают наиболее полное и разностороннее представление о регионе. Они могут быть представлены следующим списком.

1. Земля и люди.

Ростовская область. Таганрог. Население. 7

2. История родного города.

Основные этапы. Личности. Достопримечательности.

3. Экономика.

Промышленность. Перспективы развития.

4. Природа.

Климат. Флора и фауна. Экология. Экологические проблемы.

5. Образование.

Детские сады. Школы. Вузы.

6. Культура и спорт.

Музеи. Театры. Спорт.

Я так же подобрала ряд текстов на английском языке по вышеупомянутым темам. Я думаю, что предлагаемый материал будет полезен обучающимся при подготовке к урокам и поможет им лучше узнать свой край, проникнуться любовью к родной земле.( Приложение 1)





























8

4. Применение регионального компонента на уроках английского языка в нашей школе

4.1. В нашей школе уроки английского языка так же ориентированы на изучение культуры своей страны, своего региона и города.

Уже на начальном этапе обучающиеся 2-4 классов получают краеведческие сведения. Изучая фонетическую систему английского языка, мы сравнивали русские и английские звуки и узнали, что существуют звуки, которые есть в русском и в английском языках. Знание фонетической системы русского языка помогло лучше усвоить английские звуки. Процесс усвоения нового материала проходит намного быстрее и успешнее. При ознакомлении с рецептом приготовления английского чая мы знакомились с рецептами приготовления чая с лимоном, известного как Russian tea. Например, изучая тему “Where do you live?”, мы учились говорить о своем родном городе, проблемах, связанных с жизнью в нем.

Учащиеся 2 классов знакомятся с животными края и города, учатся описывать их внешность и действия.

Учащиеся 3 класса знакомятся с особенностями написания своего адреса и учатся описывать общественные места города (почта, больница, школа, бассейн, стадион, площадь…).

В 4 классе детям предлагается провести экскурсию по городу. Интересным для изучения является материал о временах года в Таганроге.

Учащиеся 5-го класса изучают историю возникновения Таганрога, учатся описывать город, его достопримечательности. Учащиеся описывают родную школу и любимые места города.

В 6 классе расширяется материал о географическом положении города, его истории. Дети учатся ориентироваться в городе, описывать парк и любимые места горожан. В 6 классе при изучении темы «Around the city» мы учились рассказывать о достопримечательностях Таганрога. Впервые учащиеся знакомятся со знаменитыми людьми города (А.П.Чехов).

Учащиеся 7 класса знакомятся с традициями и праздниками города, знакомятся со спортивными объектами города в рамках темы «Здоровый образ жизни в городе». Ещё в 7 классе при изучении темы «Holidays» мы рассказывали о праздновании дня города в Таганроге, а изучая тему «Natural phenomena» мы обсуждали климат и погоду в нашей местности.

Ученики 8 класса используют изученный материал об экологии страны в описании природы и экологии Таганрога, Красной книги Ростовской области. Так же в 8 классе, изучая тему «Sport», мы учились 9

рассказывать о спорте в нашей стране и городе, о спортивных секциях в нашей школе. Продолжается знакомство с известными людьми города и области (писатели и поэты, актеры, художники, спортсмены).

В 9 классе, изучая тему «Environment», мы обязательно обсудим животный и растительный мир Ростовской области, экологические проблемы региона и Таганрога и пути их решения. С использованием проектной деятельности учащиеся знакомятся с символикой, культурной жизнью города, учатся говорить о туризме, музее, праздновании Дня Победы в Таганроге.

4.2. Все более широкое распространение в школе и в обучении иностранным языкам в частности находит проектная методика. Ребята с удовольствием готовят мини-проекты об интересных местах нашего города, по охране окружающей среды, переработке отходов, поисков альтернативных источников тепловой и электрической энергии.

В качестве примера проекта регионального содержания приведу краткое описание проекта "Ecology of your native town ", который мы готовили в 8 классе. Его целью явилось изучение существующих в регионе природных ресурсов, экологических проблем и возможности оказания реальной помощи в случае необходимости.

Работа над проектом предполагала несколько этапов. Первый этап — это представление проекта в целом. Учащиеся были ориентированы на сбор необходимой информации: rivers and lakes, forests, animals, birds, ecological problems.

На следующем этапе нам предлагалось составить подробный план по сбору информации. Затем проводилось обсуждение результатов поиска по выбранным темам. Выполнение такой работы заставляло учеников думать и анализировать, это помогло нам приобретать навыки самостоятельного поиска необходимой информации.

Собранный материал был использован для оформления стенной газеты, презентации и докладов по теме.

Работа над проектом вызвала большой интерес, возникло желание подумать над темой очередного проекта и над тем, как лучше его выполнить. Перспективной признана разработка проектов, темами которых является сравнительное изучение традиций, обычаев, праздников страны изучаемого языка и своего региона, города.

У ребят появилась заинтересованность глубже узнать историю своей малой Родины, своего народа, его культуру, традиции, 10

а это ведет к формированию уважения к своей стране, потребности в практическом использовании иностранного языка в различных сферах деятельности.

Практика показывает, что выход на региональные проблемы в обучении иностранному языку позволяет школьникам глубже понять и усвоить отдельные языковые явления и лингвострановедческие реалии.















































11



5. Заключение

В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает региональный компонент.

Краеведческий материал должен стать обязательной частью при изучении иностранного языка. Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний.

В данной работе я рассмотрела актуальность регионального компонента на уроках иностранного языка. Немалое внимание было уделено использованию проектной методики как средству активизации речемыслительной деятельности школьников.

Использование регионального компонента на уроке иностранного языка в контексте диалога культур позволяет повысить эффективность обучения иностранному языку; формировать положительную мотивацию в изучении языка, учитывая возрастные особенности и интересы обучающихся; воспитывает доброжелательное и заинтересованное отношение к стране изучаемого языка, ее культуре и народу и формирует умения обучающихся осуществлять как устные, так и письменные формы общения; развивает их творческие способности в процессе активной познавательной деятельности.

Исходя из результатов опроса, проведённого до и после проведения уроков о нашем родном крае на уроках английского языка, я с полной уверенностью могу считать гипотезу доказанной, региональный компонент на уроках иностранного языка действительно способствует улучшению усвоения знаний, помогает восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения, расширяет кругозор, а также воспитывают эстетический вкус у обучающихся.











12



6. Литература



Бурлакова И.И Проект «Использование регионального компонента на уроках английского языка» ИЯШ № 6 , 2008.

Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка/ Т.В. Душеина// Иностранные языки в школе.-2003.-№5

Краткая географическая энциклопедия./Гл. ред. А.А. Григорьев. М.-"Сов. Энциклопедия", 1961.

Кунгурова И. М., Астахова К. И., Ткаченко О. В. Краеведческий компонент как средство обучения младших школьников чтению на иностранном языке // Молодой ученый. — 2016. — №4.1.

Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2000. - 173 с.

Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Е.С. Полат// Иностранные языки в школе. 2000. - № 2, 3.

Цветкова Т.К. Обучение иностранному языку в контексте социокультурной парадигмы // Вопросы филологии. - 2002. - № 2. - С.109-115.

Интернет-ресурсы





















13


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!