СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме "Курение"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческая работа совместно с обучающимися вне урока. 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме "Курение"»



Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тактагулово муниципального района Бакалинский район Республики Башкортостан












Исследовательская работа на тему:

«Изучение отношения к курению школьников и вредного воздействия табачной продукции на живые организмы»









Выполнил:

ученица 9 класса

Раянова Г.Ф

Проверил:

учитель биологии

Даянова З.Г









2017г.

Содержание

Введение.

1.Курение — социальная проблема общества.

2. Состав табачного дыма.

3. Влияние курения на организм человека.

4. Подросток и сигареты.

5. Социологический опрос и его анализ.

6. Химические опыты с сигаретами.

7. Изучение действия сигаретного дыма на живые организмы.

8. Заключение.

9. Литература.

10.Приложение.






























Введение

Курение и молодежь — очень серьезная проблема, и проблема не только медицинская, но и социальная. В то время как в Европе и в Америке все больше и больше стремятся к здоровому образу жизни, у нас отмечается совершенно противоположная тенденция. В настоящее время курение превратилось в массовую эпидемию, распространившуюся не только среди мужчин, но и среди женщин и подростков, что наносит существенный ущерб здоровью населения. Приобщение к курению начинается в школе, мальчики выкуривают первую сигарету в 9-10 лет, девочки – в 13-14 лет. В нашей школе также есть курящих подростков.

Курение табака — одна из самых вредных привычек, опасная для здоровья не только самих курящих, но и окружающих их некурящих людей.

Во многих странах мира развернута активная борьба с употреблением табачной продукции. В Российской Федерации в январе 2002 года был принят Закон «Об ограничении курения табака», который регламентирует производство и потребление табачных изделий, в 2008 году вышел Закон о запрете рекламы на табачные изделия.

Таким образом, проблема борьбы с курением очень актуальна и требует скорейшего ее решения.

В связи с этим нам захотелось на практике подтвердить вредное воздействие сигарет на живые организмы, чтобы в дальнейшем ознакомить с результатами своей работы учащихся нашей школы и способствовать их интеллектуальному и экологическому развитию и правильному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.

Цель работы: изучение отношения подростков МОБУ СОШ села Тактагулово к курению и воздействия табачной продукции на живые организмы.

Задачи:

  1. Изучить литературу:

    • о курении как социальной проблеме общества;

    • о составе табачного дыма и влиянии курения на организм человека, в том числе подросткового возраста.

2.Выявить употребляющих табак среди учащихся 8-11 классов в МОБУ СОШ с. Тактагулово;

3.На основе биологического эксперимента изучить влияние табачного дыма на насекомых и живые организмы.

4.Провести сравнительные опыты по обнаружению вредных веществ в табаке, табачном дыме

5.Выявить отношение к курению учащихся нашей школы после ознакомления их с результатами эксперимента.

Объект исследования — растительные и живые организмы.

Предмет исследования — табак, табачный дым, сигаретные фильтры.

Выдвигаем гипотезу: если учащийся знает: состав сигаретного дыма, свойства никотина, последствия курения, то это приведет к изменению его отношения к курению.

Выбираем методы исследования: 1) анкетирование; 2) эксперимент.

Наше исследование включает несколько частей: изучение литературных источников по данной теме, социологический опрос, биологические и химические опыты.





1.Курение — социальная проблема общества

Родина табака — Америка. Предполагают, что слово «табак» происходит от названия острова Тобаго. В прежние времена за курение наказывали. В России при царе Алексее Михайловиче повелевалось всех, у кого будет найден табак, бить кнутом до тех пор, пока курильщик не признается, откуда взял табак. Сегодня в ряде стран к курильщикам применяются жесткие меры наказания.

Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для курящих — проблемой является бросить курить, для некурящих – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также — сохранить своё здоровье от продуктов курения. Вещества, входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не намного безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входит в зажжённую сигарету.

Если рассматривать эту проблему в свете отдельной социальной группы, то одной из самых актуальных будет эта проблема в среде учащихся средней школы. Поскольку влияние сверстников на не сформировавшееся сознание ученика очень велико, то причин для беспокойства достаточно много. Помимо влияния окружающих, есть личное стремление «поспешного взросления», которое свойственно многим современным детям. Влияние может исходить и от родителей, как дурной пример, и просто от взрослых, не находящих в этом ничего плохого.

2.Состав табачного дыма

Как мы знаем, в сигарете содержатся очень вредные вещества, которые влияют на организм человека. Образуется около 200 вредных веществ, в том числе окись углерода, сажа, синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы.

Сигарета содержит обычно несколько миллиграммов никотина. В дым, который вдыхает курильщик, попадает лишь четвертая часть этого заряда. Когда никотина в сигарете мало, частота и глубина затяжек оказывается большей, и наоборот. Курильщики вроде бы стремятся насытить организм определенной дозой никотина, при которой достигается желаемый психологический эффект: чувство прилива сил, некоторого успокоения.

Оксид углерода или угарный газ, обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови - гемоглобин. Образующийся при этом карбоксигемоглобин неспособен переносить кислород; в результате нарушаются процессы тканевого дыхания. Установлено, что при выкуривании пачки сигарет человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа, в результате концентрация карбоксигемоглобина в крови возрастает до 7-10 процентов.

Тем, кто курит, полезно знать состав табачного дыма и вызываемые его компонентами болезни.

3.Влияние курения на организм человека

Когда человек впервые прикасается к сигарете, он не задумывается о тех тяжелых последствиях, к которым может привести курение.

Когда же приобщаются к курению? В основном в школьном возрасте. «Пики» относятся к 14, 17 и 19 годам. Незначительное снижение числа курящих наблюдается после 25 лет.

Никотин появляется в тканях мозга спустя 7 секунд после первой затяжки. Никотин как бы улучшает связь между клетками мозга, облегчая проведение нервных импульсов. Мозговые процессы благодаря никотину на время возбуждаются, но затем надолго тормозятся. Ведь мозгу нужен отдых. Сдвигая привычный для себя маятник умственной деятельности, курильщик затем неотвратимо ощущает его обратный ход.

Но коварство никотина не только в этом. Оно проявляется при длительном курении. Мозг привыкает к постоянным никотиновым подачкам, которые в некоторой степени облегчают его работу. И вот сам начинает их требовать, не желая особенно перетруждаться. Подобно алкоголику, которому, чтобы поддержать нормальное самочувствие, приходиться «подкармливать» мозг алкоголем, курильщик вынужден «баловать» его никотином. А иначе появляется беспокойство, раздражительность, нервозность.

Органы дыхания первыми принимают на себя табачную атаку. И страдают они наиболее часто. Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражения, воспаления слизистых оболочек зева, носоглотки, трахеи бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей, хронический бронхит, сопровождающийся кашлем, — удел всех курильщиков. Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губ, языка, гортани, трахеи.

Поражение сердца и сосудов у людей, много и систематически курящих является следствием нарушения регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы.

Курение является одной из основных причин развития такого тяжелого заболевания, как облитерирующий эндартериит. При этой болезни поражается сосудистая система ног, иногда вплоть до полной облитерации (закрытия просвета) сосудов и возникновения гангрены.

Никотин и другие компоненты табака поражают также органы пищеварения. Научные исследования и клинические наблюдения неоспоримо свидетельствуют: многолетнее курение способствует возникновению язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

Курение ухудшает слух человека в такой же степени, как и старение организма. Даже 20 выкуренных за день сигарет приводят к ослаблению нормального восприятия разговорной речи.

Трисомия, то есть наличие в генетическом наборе человека «лишней» хромосомы, часто приводит к серьезным наследственным заболеваниям. Доказано, что риск возникновения этого явления у курящих женщин значительно выше, чем у некурящих.

Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин «Пассивное курение». В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и не проветренном помещении определяется значительная концентрация никотина.

4. Подросток и сигареты

В настоящее время к сигарете тянутся девушки, юноши и даже подростки. Установлено, что многие из них попробовали сигарету еще в 15 лет, и причиной тому нередко становились взрослые, в основном родители.

Пример некурящего отца лучше всех нравоучений или внушений убедит в ненужности и вреде курения. И наоборот, ребенок, привыкший видеть родителей либо родственников с сигаретой в руках, воспринимает курение как нечто естественное. К тому же, по ошибочным представлениям подростка, курение - признак мужества, самостоятельности, к которым он стремится в силу возрастных особенностей. Далеко не всегда оно доставляет удовольствие, и, разумеется, никакой потребности в табаке организм не испытывает - просто хочет казаться взрослее.

Головокружение, тошноту, иногда рвоту - симптомы, сопровождающие первую сигарету, подросток тщательно скрывает от окружающих, особенно от товарищей, среди которых ему не хотелось бы терять «авторитет».

Чем меньше возраст ребенка, тем чувствительнее его организм к табаку. Причем не только курение, но и просто вдыхание дыма в накуренном помещении способствуют расстройству сна, ведет к раздражительности и к неврозам.

Исследования, проведенные в нескольких московских школах, показали, что наибольшее число неуспевающих учеников оказалось в тех классах, где были выявлены курящие школьники. Курящий подросток заметно отстает от сверстников не только в психическом, но и в физическом развитии. Недостаточная насыщаемость крови кислородом, нарушение обмена веществ, в частности усвоения витамина С, приводит к резкому снижению мышечной силы, нарушению работоспособности. Именно поэтому среди курящей молодежи нет настоящих спортсменов.

Собранный и систематизированный учеными материал показывает, что в современном обществе остро стоят проблемы, связанные с курением, и их необходимо решать не только обществу, но и каждому человеку.

5. Социологический опрос и его анализ

Первая практическая часть работы - выявление отношения учащихся нашей школы к курению, популярности различных марок сигарет, а также причин, которые способствуют приобщению молодых людей к курению, на основе социологического опроса, который проводился в 8 - 11-х классах.

По результатам анкетирования сделали выводы:

  • основной возраст, когда начинают курить — 11-14 лет;

  • 21% от числа опрошенных учащихся не волнует предупреждающая надпись на пачке сигарет;

  • 50% не знают состав сигаретного дыма;

  • 44% знают о свойствах никотина;

  • 56% знают о последствиях курения;

  • 70% учащихся отрицательно относятся к тому, что их друзья курят;

  • 55% знают, что такое «пассивное» курение.

По результатам анкетирования табачную продукцию из числа опрошенных употребляют 24,3% учащихся.

С 8 по 11 класс с увеличением возраста учащихся процент курящих растет: в 8-х —12%, в 9х —18%; в старших классах наблюдается снижение количества курящих учащихся: в 10-х —1%, в 11-х —1%.

Среди причин, побудивших учащихся к курению, можно выделить: влияние друзей — 31%, влияние кумиров — 10%, любопытство — 25%, стресс — 24%.

Диаграмма по проблеме употребления табака

среди учащихся 8-11 классов





.

Химические опыты с сигаретами

Общеизвестно, что курение опасно для жизни человека, ведь в табачном дыме содержатся несколько тысяч веществ, среди которых достаточно много вредных. Чтобы доказать, что в состав табачного дыма и табака входят вредные для здоровья вещества, а также отрицательную роль табакокурения, мы провели следующий опыт.

Опыт I. Получение сигаретного дыма и влияние на организм.

Для эксперимента использовали фанту, вату и сигарету.

Положим на дно фанты вату.

Закроем фанту крышкой.

Установим сигарету.

Обрываем фильтр.

Наполним фанту дымом табака.

Вата становится желтой.



Изучение действия сигаретного дыма на живые организмы Опыт 1. Действие сигаретного дыма на личинок мух

Распространенное утверждение, что несколько капель никотина убивают лошадь, не способствует отказу от курения. Кто видел курящую лошадь или лошадь, умершую от никотина? Мы решили поставить эксперимент на наиболее устойчивых к внешним воздействиям живых организмах – личинках мух.

В три стакана одинаковой вместимости поместили одинаковую массу еды (хлеба), одинаковую массу воды (вату, смоченную водой). В каждый стакан поместили по 11 червячков. Первый стакан закрыли полиэтиленовой пленкой, он — контрольный. Во второй и третий нагнетали дым сигареты без фильтра и с фильтром. Таким образом, создали личинкам мух одинаковое пространство обитания, одну и ту же питательную среду, но разные условия. Личинки мух находились в замкнутом пространстве с объемом воздуха 500 мл около 4 дней. Если этот воздух вытеснить дымом сигареты без фильтра или сигареты с фильтром, продолжительность жизни личинок снижается до нескольких часов. Результаты опыта представлены в таблице.

Таблица. Продолжительность жизни личинок мух в зависимости от внешних условий

№ стакана

Условия обитания

Продолжительность жизни личинок мух

1

Замкнутое пространство с объемом воздуха 500 мл

Более 4 дней

2

Замкнутое пространство с объемом воздуха 500 мл + нагнетенный дым от сигареты с фильтром

Через 24 часа — 8 погибших личинок (73%), через 27 часов после начала опыта погибли все личинки (100%)

3

Замкнутое пространство с объемом воздуха 500 мл + нагнетенный дым от сигареты без фильтра

Через 24 часа — 11 погибших личинок (100%)

Сравнивая степень подвижности личинок в чистом воздухе и в воздухе с никотином, можно отметить, что в воздухе с никотином первые 20 мин личинки ведут себя гораздо активнее. Затем их движения замедляются, а через некоторое время перестают двигаться совсем. Содержание никотина в среде обитания личинок мух значительно снижает продолжительность их жизни.

Опыт 2. Действие никотина на семена гороха

По пять семян гороха положили в два стакана, в каждый из которых налили воды таким образом, чтобы она покрыла семена, находящиеся в стакане. Но в первый стакан налили водопроводной воды, а во второй стакан – воды, в которой был растворен сигаретный дым. Через два дня в первом стакане появились проростки, которые в последующие дни увеличились в размерах, во втором стакане проростки не появились совсем.

Из проведенных опытов можно сделать выводы:

  1. Практически жизнь в среде дыма без воздуха не существует. Содержание никотина в среде обитания снижает продолжительность жизни личинок мух. Это свидетельствует о том, что пассивное курение опасно для организма.

  2. Под воздействием никотина семена гороха не развиваются. Никотин, содержащийся в воде для полива, убивает зародыши семян.











Заключение

После проведения всех опытов и обработки полученных данных мы провели беседы с учащимися нашей школы о вреде курения, которые свидетельствовали о пагубном влиянии никотина на живые организмы.

На основании наглядного эксперимента 20% исследуемых учащихся ответили, что недостаточно знают о действии различных ингредиентов табачного дыма на живой организм, 67% учащихся не стали бы пробовать курить, и 20% не стали бы курить совсем, если бы раньше видели своими глазами результаты подобных экспериментов.

Это свидетельствует о том, что наглядный эксперимент может произвести достаточно сильное впечатление на ребят и сформировать у них отрицательное отношение к курению.

Наше выступление учащиеся прослушали с большим интересом. Они убедились: курение — небезопасное занятие.

Мы подтвердили выдвинутую гипотезу, что к изменению отношения к курению может привести только высокая культура знаний о нем.

Проблема борьбы с курением приобрела международный характер. Среди мер организационного характера, направленных на борьбу с курением, предлагаем:

  • запретить рекламу табачных изделий;

  • поместить на пачки сигарет предупреждающие надписи с указанием вредных компонентов табака и табачного дыма;

  • запретить продажу табачных изделий несовершеннолетним;

  • проводить разъяснительную работу о вреде курения среди школьников;

  • сократить площади выращивания табака;

  • запретить курение в общественных и на рабочих местах.

Однако данное исследование подтверждает, что курение глубоко укоренилось среди молодежи. Имея теоретические знания о вреде курения, учащиеся видят его опасность для здоровья лишь в отдаленной перспективе. Поэтому любые рекомендации, при условии их позитивного восприятия учащимися, будут способствовать положительному результату в том случае, если подросток приложит к этому свои усилия.

































Приложение №1

Анкета

по проблемам здорового образа жизни

Уважаемые учащиеся! Просим Вас анонимно ответить на вопросы, изложенные в анкете. Просьба быть искренними и правдивыми. Подчеркните вариант ответа, который совпадает с Вашим мнением или впишите свой ответ на вопрос.

1. Что Вам больше всего нравится делать в свободное время? Возможно несколько вариантов ответа.

А) читать книги,

Б) смотреть телевизор, видео,

В) встречаться с друзьями, подругами,

Г) слушать музыку,

Д) выступать на концертах и других мероприятиях,

Е) готовить доклады, рефераты,

Ж) посещать кружки, секции (какие) ___________________________________

З) играть в компьютерные игры,

И) заниматься спортом,

К) помогать родителям,

Л) помогать в школе (в чем) __________________________________________

М) знакомиться с новыми людьми,

Н) делать что- то для других (что)______________________________________

О) другое __________________________________________________________

2. Как Вы относитесь к здоровому образу жизни? Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни? Возможен один вариант ответа.

А) да, нужно придерживаться принципов здорового образа жизни,

Б) нет, можно хорошо прожить и без этого

В) частично,

Г) эта проблема меня пока не волнует.

3. Что Вы делаете, чтобы сохранить здоровье? Возможно несколько вариантов ответа.

А) занимаюсь спортом, посещаю спортивные секции, ДЮСШ,

Б) соблюдаю режим дня,

В) полноценно питаюсь,

Г) отказываюсь от вредных привычек,

Д) соблюдаю санитарно-гигиенические нормы,

Е) не делаю ничего, у меня и так все нормально,

Ж) другое

4. Употребляете ли Вы алкоголь?

А) ни разу не пробовал(а), Б) один раз пробовал(а), В) изредка, Г) часто,

Д) постоянно.

5. Употребляете ли Вы наркотики или токсические вещества?

А) ни разу не пробовал(а), Б) один раз пробовал(а), В) изредка, Г) часто, Д) постоянно.

6. Употребляете ли Вы табак (Курите сигареты и т. п.)?

А) ни разу не пробовал(а), Б) один раз пробовал(а), В) изредка, Г) часто,

Д) постоянно.

7. Каковы основные причины курения, употребления алкоголя или наркотиков, если Вы что-то употребляли?

А) из любопытства, стремления к новым ощущениям,

Б) за компанию,

В) под давлением сверстников,

Г) получаю от этого удовольствие,

Д) чтобы казаться уверенным,

Е) чтобы казаться взрослым,

Ж) способ «убить» время,

З) под влиянием рекламы,

И) чтобы снять напряжение от жизненных трудностей, семейных проблем.

8. Если Вы имеете вредные привычки, что может побудить Вас

А) бросить курить ______________________________________________________________

Б) отказаться от наркотиков ______________________________________________________

В) отказаться от употребления алкоголя ____________________________________________

9. Как Вы думаете, что нужно делать, чтобы все ученики вели здоровый образ жизни?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие!

































Литература

  1. Дацун, И. П. Проблема курения: организация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / И. П. Дацун // Химия в школе. – 2006. – № 6. – с. 63-69

  2. Деларю, В. В. Губительная сигарета [Текст] / В. В. Деларю. – М., 1987. – с. 34-36

  3. Колесов, В. Д. Предупреждение вредных привычек у школьников [Текст] / Д. В. Колесов. – 2-е изд. – М., 1994. – с. 164

  4. Страхова, В. К. Такие вредные привычки [Текст] / В. К. Страхова // Химия в школе. - 2005. – № 6. – с. 74-75

  5. Тихомиров, С. В. История потребления табака [Текст] / С. В. Тихомиров // ОБЖ. – 2002. – № 10. – с. 53-59

  6. Федеральный закон «Об ограничении курения табака» // ОБЖ. – 2006. – № 1. – С. 45-47

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!