СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме: «Мел - удивительная горная порода».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме: «Мел - удивительная горная порода».»


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»







ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


на тему: «Мел - удивительная горная порода»

по географии







Учеников 6-А класса

Фролова Дмитрия Романовича

Зубрилиной Дарьи Денисовны

Руководитель:

Поликарпова Елена Евгеньевна





г. Воскресенск 2021


Содержание


Введение

3

  1. Происхождение мела

5


    1. История возникновения мела

5


    1. Состав природного и школьного мела

6


    1. Месторождения известняков на территории России

7


    1. Использование мела человеком

8

  1. О свойствах мела

10


    1. Анкетирование учащихся с целью изучения их знаний

о школьном меле


10


    1. Проведение опытов по изучению состава и свойств мела.

11


    1. Исследование влияния школьного мела на здоровье человека (опрос учителей)


13

3. Применение мела в повседневной жизни человека

16

Выводы

17

Список литературы

19

Приложение

20











Введение

Любят дети все на свете,

На асфальте рисовать,

Камнем, что крошится быстро,

Как же чудо то назвать?

Мел – это очень интересное вещество, которое одновременно является и полезным ископаемым, и химическим сырьём, и лекарственным средством, и надежным домашним помощником. Во всем мире не найдется человека, который бы за свою жизнь не столкнулся с мелом. На каждом уроке, выходя к школьной доске, мы с волнением берём в руки кусочек мела. Иначе как можно научиться чему-то новому? Мел – полезное ископаемое, которое обладает массой удивительных возможностей и имеет много интересных свойств.

Актуальность темы: Кусочек мела - привычный житель «школьной страны», даже в век информационных технологий он не потерял своего значения и остаётся неизменным помощником. Почему мелом так удобно писать и рисовать? Откуда он появился? Из чего он состоит? Почему учителя жалуются на мел, а дети в восторге от него? Нам стало интересно, и мы решили провести исследование, чтобы узнать, что такое мел и в чем его секреты. Мы считаем, что исследование свойств школьного мела и его влияния на здоровье людей актуально и практически значимо.

Цель работы: изучить состав школьного мела и доказать, что у него есть полезные и необычные свойства, которыми может воспользоваться человек в быту.

Задачи:

  • изучить происхождение мела, его состав и технологию производства;

  • выяснить основные месторождения мела на территории России;

  • определить области применения мела;

  • провести анкетирование учащихся с целью изучения их знаний о школьном меле;

  • провести исследования по изучению физических свойств мела;

  • оценить влияние мела на здоровье человека (социологический опрос);

  • на основе полученных результатов выяснить возможности применения мела в повседневной жизни человека.

Объект исследования: школьный мел.

Предмет исследования: свойства мела и их применение в повседневной жизни.

Гипотеза: горная порода мел полезна и необходима в повседневной жизни, но может быть и опасна для здоровья человека.

Методы исследования: поисковый (с бор информации по тем е), анализ информа ционных ресурсов, наблюдение, сравн ение, анкетирование (опр ос), эксперимент, фотофи ксация, систематизация, ИКТ (соз дание презентации).

Практическая значимость работы заклю чается в то м, что материалы исслед ования можно исполь зовать при прове дении уроков по пред мету «Окружающий ми р», «География» (т ема «Горные пор оды и поле зные ископаемые»), во внеур очной деятельности.















1. Происхождение мела

1.1. История возникновения мела
Чт обы собрать инфор мацию о ме ле, мы изу чили различную познава тельную литературу, анализ ировали материалы из се ти Интернет.

Из слов арей и энцикл опедий мы узн али, что:

Мел - мяг кий белый извес тняк, употр. в промышл енности, для окра ски, писания. Мел овые горы.[2]

Мел - мяг кий белый извес тняк, употр. для окра ски, чистки, пис ания. [3]

Мел - пори стая тонкозернистая пор ода, состоящая в осно вном из извес тковых скелетов мор ских микроорганизмов, пре жде всего кокко литов и форами нифер. Применяют в цемен тной, стекольной, рези новой и дру гих отраслях промышл енности. [4]

Мел — осад очная горная пор ода органического происх ождения белого цве та, мягкая и рассып чатая. На Зе мле существовал мел овой период, име нно тогда на чал образовываться ме л.

Мел им еет как растит ельное, так и живо тное происхождение. Он сос тоит из мел ких обломков и це лых известковых скел етов микроорганизмов – кокко литов (70-90%), корне ножек фораминифер (20 %). Это всё прост ейшие организмы, кот орые извлекали из мор ской воды карб онат кальция и стр оили свои рако вины и ске лет. Отмирая, они опуск ались на дно океа нов. Со врем енем из эт их раковин и скел етов образовывался тол стый слой. На это ухо дили миллионы ле т. Постепенно эт от слой цементи ровался, превращался мяг кий известняк, кот орый мы назы ваем мелом. Но сущес твует и дру гой способ отлож ения. Подобно со ли и гип су, которые осажд аются на дно мор ей, озёр, лаг ун, за сч ёт испарения во ды (Приложение 1).

Из ку рса географии мы зна ем, что на Зе мле происходили разл ичные изменения. Так мо ря высыхали и отсту пали, превращаясь в су шу. Ярким прим ером тому явля ется пролив Ла-М анш. Слои ме ла, находившиеся на мор ском дне, бы ли подняты над поверх ностью моря. Наиб олее рыхлые уча стки были раз мыты водой, ост авив высокие мел овые скалы.

1.2. Состав природного и школьного мела.

Мел - это прир одный материал, кот орый добывают, как и дру гие полезные ископ аемые. Мел сос тоит почти цел иком из кал ьция и предст авляет собой ост атки древних орган измов, часто в его сос таве встречаются кам ешки и песч инки. В при роде это химич еское вещество встре чается в раз ных формах — из не го состоят рако вины моллюсков и кора ллы, жемчуг и яич ная скорлупа. Натур альный мел, исполь зуемый для произв одства школьных мел ков, добывается в карь ерах. Он абсо лютно безопасен и не соде ржит посторонних прим есей.

Для произв одства хорошего школ ьного мела прир одный белый мел специ ально готовят. Сна чала его разб ивают на мел кие кусочки, сорти руют, убирают все при меси и раст ирают на жерн овах с добав лением воды. Получи вшуюся массу отста ивают, дав тяж елым примесям, та ким как пе сок и ка мни осесть на дно сос уда. Раствор бо лее чистого мате риала переливают во вто рой сосуд, а за тем в следу ющий, до тех по р, пока вся нену жная примесь не опа дет на дно и не удал ится из мело вого раствора. Получ енную массу до лго отстаивают в ча не, затем сли вают воду, а остав шуюся массу перел ивают в обтя нутый полотном ящ ик. Стекшую ма ссу просушивают на реше тке. Если высуш енный мел стано вится излишне рассып чатым, то в не го добавляют нем ного клея. А с пом ощью различных краси телей можно полу чить мелки люб ого цвета (Прил ожение 2).

При изгото влении школьных мел ков круглой фо рмы применяют техно логию экструзионного спос оба. При эт ом мокрый мел в ви де тонких колб асок поступает из маш ины, похожей на мясор убку. Колбаски уклады ваются на проти вень, режутся и суш атся в печ ах. Чтобы при дать мелу квадр атную форму, прим еняют метод лит ья. [6]

Лучший мел для шк олы на 95% сос тоит из приро дного мела. Мел, кот орым мы польз уемся в кла ссе, смешивают со связу ющими примесями, чт обы он не крош ился. Добавляя разл ичные красители, мо жно получить мел люб ого цвета. Формо ванный школьный ме лок на 40% сос тоит из ме ла (карбонат кал ьция CaCO 3) и на 60 % из ги пса (сульфат кал ьция CaSO 4).

Школьный мел быв ает твердым и мяг ким. Твердый мел получ ается от нал ичия большого колич ества гипса, а мяг кий - от дол гой пересушки или при выс окой температуре в пе чи.

Отличительной особен ностью мела явля ется экологическая чист ота, легкая доб ыча и про стая переработка, при чем на все это трат ится довольно ма- ло энергии и челове ческих ресурсов. Перер аботка и доб ыча мела не нару шает экологический бал анс в прир оде, что та кже очень ва жно на сегод няшний день.


1.3. Месторождения известняков на территории России.

Известняки ес ть почти на вс ех материках, нет тол ько в Австр алии. Они образо вались в раз ные геологические эпо хи. Земная повер хность изменялась, дно океа нов, морей вме сте с тол стым слоем ме ла поднялось и ст ало сушей (Прил ожение 3).

В Рос сии сосредоточены 48 -50 % зап асов качественного ме ла с выс оким содержанием карб оната кальция и маг ния, минимальным содер жанием вредных прим есей. В наст оящее время в на шей стране изве стно и разраба тывается 138 местор ождений природного ме ла. Только их исслед ованные запасы оцен ивают в 33 00 млн. то нн. Наиболее кру пные меловые кар ьеры находятся в Волгог радской и Белгор одской, Ульяновской и Сарат овской областях. Эти местор ождения дают бол ьше 15 мл н. тонн ме ла за го д. [1] (Прил ожение 4)

Производство качест венного школьного ме ла сосредоточено в пер вую очередь на мел овых заводах Белгор одской области. Назв ание города прои зошло от сл ова «белый».  им еет неограниченные рес урсы мела, вс его разведано 29 местор ождений мела с сумма рными запасами 10 00 млн. т (Прил ожение 5).

Московская обл асть издавна слав ится своими извест няками («белым камн ем»), мягкими в обраб отке. Широко изве стно Мячковское местор ождение бутового извес тняка, сырьё кото рого шло на обли цовку стен та ких московских зда ний, как Бол ьшой театр и кремл ёвские соборы; ны не добыча извес тняка в Мяч кове остановлена; извес тняки добывались та кже на законсерв ированном ныне Коробч еевском месторождении в Колом енском районе. Изве стны месторождения мраморо видного известняка, ка к, например, в рай оне Коломны.


1.4. Использование мела человеком.

Сотни лет чел овек использует мел для разл ичных целей. По сле промывания и фильт рации из ме ла получают бе лый порошок, кот орый применяется в раз ных сферах.

Ни од на школа не обхо дится без ме ла, который с усп ехом применяется для пис ьма на бол ьших школьных дос ках.

В меди цине мел прим еняют при недос татке кальция, как доб авку к пи ще. Его употре бление прекрасно вли яет на укреп ление ногтей, зу бов и кос тей.

Широкое приме нение мел на шел в промышл енности:

  • его испол ьзуют для очи стки свекловичного со ка;

  • при изгото влении стекла (м ел придает сте клу термическую стойк ость, механическую прочн ость, устойчивость про тив химических реаг ентов и выветри вания);

  • для произв одства спичек;

  • для изгото вления питьевой со ды;

  • при изгото влении резины;

  • для произв одства цемента,

  • лаков (бе лый пигмент), кра сок;

  • для полу чения оконных проф илей, труб и да же отделочного сайд инга;

  • в полиг рафии и бума жной промышленности (м ел — необх одимый компонент «мело ванной бумаги», исполь зуемой для печ ати качественных иллюстри рованных изданий).

В сель ском хозяйстве мел вно сят в по чву для умень шения ее кислот ности, а та кже для изгото вления комбикорма для живо тных. [7]

В парфю мерии мел явля ется составной час тью зубных поро шков и па ст.

Молотый мел шир око применяется в каче стве дешёвого мате риала для побе лки, окраски забо ров, стен, борд юров, для защ иты стволов дере вьев от солн ечных ожогов, для бор ьбы с заболе ваниями растений и вреди телями в са ду и в огор оде, для чис тки столовой и кухо нной посуды.

Также ме ста добычи ме ла представляют огро мный интерес для палеонт ологов. Нередко в зал ежах мела мо жно встретить ост атки древних мор ских животных и раст ений, а та кже кораллы, мор ских ежей и мно гие другие отпеч атки. [8]

Выводы по пер вой главе : Мел мо жно назвать «свид етелем эпох», кот орые миновали дес ятки миллионов лет то му назад. Дан ное соединение им еет биологическое происхо ждение. В наст оящее время мел шир око применяется в раз ных отраслях хозяй ства.





2. О свойствах мела

2.1. Анкетирование учащихся с целью изучения их знаний о школьном меле.

Уз нав много интер есного про ме л, нам захот елось поделиться сво ими знаниями с одноклас сниками. Для то го, чтобы пон ять, что зн ают одноклассники о та ком полезном мате риале и хо тят ли узн ать больше, мы про вели анкетирование по след ующим вопросам:

- Из че го состоит ме л?

- Вли яет ли мел на здор овье?

- Что общ его у ме ла с жемч угом, скорлупой кури ного яйца и зуб ами?

В опр осе участвовали 36 учен иков 5-6 кла ссов (Приложение 6).

Результаты опр оса представлены в табл ице:

п/п

Вопрос

Варианты ответов, чел.

Результат

1.

Из че го состоит ме л?

- из извес тняка (кальция) – 13;

- из ги пса – 3;

- из оста тков животных – 6;

- из мине ралов – 14.

Правильно отве тили

36%

учащихся

2.

Влияет ли мел на здор овье?

- да – 15;

- нет – 17;

- затру дняюсь ответить – 4.

Правильно отве тили

42%

учащихся

3.

Что общ его у ме ла с жемч угом, скорлупой кури ного яйца и зуб ами

- из кал ьция - 14;

- нич его – 11;

- затру дгяюсь ответить – 8;

- бе лый цвет – 3.

Правильно отве тили

39%

учащихся


После прове дения анализа анк ет, мы выяс нили, что учащ иеся 5-6 кла ссов мало зн ают о происх ождении и сос таве мела. О сос таве и происх ождении мела затруд нились ответить бо лее 60 % опрош енных. Таким макро образом, карта резул ьтаты вход опроса моно ещё раз форма подтверждают служб актуал ьность паевой нашего выпуск исслед ования.

Вывод: учащимся бу дет полезно и инте ресно послушать на ше сообщение о происхо ждении, свойствах и приме нении мела, а за тем мы пров едём с ребя тами викторину «Зна комый незнакомец». суда 

2.2. Проведение опытов по изучению состава и свойств мела.

Опыт № 1. Основные показатели качества мела.

Если потр огать руками школ ьный мел – он тве рдый и шерохо ватый. Когда мы пи шем на до ске – он крош ится, сыплется, зна чит, он хруп кий. Если пров ести мелом на ру ке, он оста вляет след, зна чит, он пачка ется. Мы срав нили три ви да школьного ме ла, показатели иссле дуемых образцов при вели в табл ице.

«Основные показ атели качества мел а».

Мел

Цвет

Сыпучесть

Маркость

Твёрдые вкрапления

Твёрдый, мягкий

Кусковой

Белый

Средняя

Сре дняя

Имеются

Мягкий

Круглый

Белый

Низкая

Низкая

Отсутствуют

Мяг кий

Прямоугольный

Белый

Высокая

Высокая

Отсутствуют

Твёрдо - мяг кий


Вывод: обр азцы школьного ме ла соответствуют качест венным показателям но рмы (Приложение 7).

Опыт № 2. Мел под микроскопом.

Мы реш или рассмотреть мел под микроскопом. Взяли кус очки мела, поме стили в сту пку и раз мяли их. За тем перемешали мел с вод ой. Полученную каш ицу положили на предм етное стекло. Сте кло поместили под микро скоп.

Мы уви дели белые комо чки, это кру пные кусочки ме ла. Нам показ алось, что они действ ительно напоминали кус очки ракушек. А те кусо чки, которые поме ньше, они бы ли темными. Возм ожно, это про сто песчинки (Прил ожение 8).

Вывод: мел сос тоит из оста нков микроорганизмов и водор ослей и разл ичных примесей.

Опыт № 3. Взаимодействие уксуса с мелом.

Если мел образ овался из рак ушек с панц ирями из изве сти, значит, мел сос тоит из извес тняка. Действительно ли это та к? Мы реш или провести еще од ин опыт. Молотый мел поме стили в проб ирку и нал или немного укс уса. Уксус – это кисл ота. На ме ле появились пузы рьки, это пузы рьки углекислого га за (Приложение 9).

Выводы:

- мел сос тоит из извес тняка (кальция);

- кал ьций разрушается кисл отой.

Опыт № 4. Взаимодействие мела с йодом.

В каче стве добавок в мел испол ьзуют гипс и крах мал. Мы реш или проверить, присут ствует ли в сос таве школьного ме ла крахмал. Крахмал мы обнару живали с пом ощью спиртового раст вора йода. На неск олько разных обра зцов мела кап нули йод, окр аска йо да только на од ном из мел ков изменилась на си не – фиоле товый цвет. На оста льных образцах ме ла окраска спирт ового раствора йо да не меня лась (Приложение 10 ).

Вывод: в сос таве мела мо жет присутствовать в каче стве связующего веще ства – крах мал, в каче стве связующего компо нента у оста льных мелков доба влен клей ПВ А.

Опыт № 5. Взаимодействие мела с водой и маслом.

После исполь зования мела ко жа рук стано вится сухой, зна чит, мел впит ывает в се бя влагу и жи р. Мы реш или провести еще од ин опыт. Вз яли 2 тарел очки. В пер вую налили во ду, во вто рую - растит ельное масло. В каж дую положили по кус очку мела. Во ду мел впи тал достаточно быс тро, масло – помедл еннее, но таре лочка тоже оказ алась почти су хой (Приложение 11) .

Вывод: мел су шит кожу ру к, потому что он хор ошо впитывает во ду и растит ельное масло.

Опыт № 6. Растворимость мела в воде.

Для прове дения этого оп ыта мы вз яли воду и измель ченный мел. Мел доба вляем в ста кан с во дой и размеш иваем. Что мы вид им? Мел превр ащает воду в мут ный раствор. Оставляем ста кан на но чь. Утром мы увид ели, что раствор в ста кане расслоился. Вода ст ала почти прозр ачной, а на дне ста кана образовался оса док из не раствор ившихся частиц (Прил ожение 12).

Вывод: мел не раство ряется в во де.

На осн ове проведенных исслед ований мы сде лали следующие выв оды: школ ьный мел соотве тствуют качествам нор мы, он соде ржит в св оём составе извес тняк, из прим есей в на ших образцах бы ли гипс, крахм ал.  

    1. Исследование влияния школьного мела на здоровье человека

(опрос учителей).

Действие ме ла на орга низм человека оч ень индивидуально. Для выяс нения воздействия ме ла на здор овье человека бы ло опрошено 22 учит еля, которые в си лу специфики св оих предметов выну ждены постоянно пользо- ваться мелом.

Учителям на шей школы мы зад али вопросы:

  1. Нравится ли Вам каж дый день пользо ваться мелом?

  2. Как вы счит аете, оказывает ли посто янная работа с ме лом влияние на ваш орга низм?

  3. Имеются ли отрица тельные последствия, ес ли да, то как ие?

  4. Можно ли заме нить доску и мел в шко ле?

Результаты опр оса представлены на диагр аммах (Приложение 13 ).

На осно вании социологического опр оса мы выяс нили, что больш инству учителей нрав иться каждый де нь использовать мел (5 7% опрошенных). Негат ивное влияние на здор овье отметили бо лее 80% учит елей, нет заме чаний по эт ому поводу у 20% респон дентов. По мне нию большинства опрош енных учителей, школ ьный мел нега тивно влияет на ко жу рук, су шит её, поэ тому приходится пост оянно пользоваться увлаж няющим кремом для ру к. По сло вам наших педаг огов, мел пач кает руки и оде жду, хотя к эт ому уже да вно привыкли (60 %). На сущест венное расстройство дыхат ельной системы ни кто не пожало вался, хотя ино гда мел вызы вает кашель. Посто янная работа с ме лом со врем енем может прив ести к заболе ваниям аллергического харак тера. Отдельные респо нденты отмечают, что ино гда кусочки ме ла оставляют сли шком слабый сл ед на до ске или цара пают её. Несм отря на техни ческий прогресс, по мне нию учителей, полн остью заменить мел по ка нельзя. Хор ошей альтернативой ст али бы интера ктивные доски или до ски для пис ьма маркерами, так отве тили 17 учит елей.

После изуч ения литературы, мы разра ботали рекомендации учит елям по умень шению отрицательных после дствий использования школ ьного мела:

  • использовать мел тол ько хорошего каче ства;

  • стирать мел с до ски только вла жной тряпкой;

  • как мо жно чаще пром ывать тряпку для стир ания мела и прот ирать лоток, прикре плённый к дос ке;

  • во вр емя работы ча ще мыть ру ки со смягч ающим туалетным мыл ом: «глицериновое», «ланоли новое», «вазелиновое», «моло чное» и дру гие;

  • после уро ков смазывать ру ки увлажняющим кре мом для ру к;

  • в ко нце рабочей нед ели промывать до ску тряпкой, смоч енной в во де с добав лением уксуса.

Чтобы при раб оте с ме лом сильно не пачк ались руки, предл агаем следующие сов еты:

  • окунуть мел на неск олько секунд в разбав ленное в 2-3 ра за молоко (м ел перестанет пачка ться, а пис ать будет по-пр ежнему хорошо);

  • чтобы мел не крош ился, нужно подсу шивать его не бат арее и хра нить в су хом месте;

  • покрыть школ ьный мелок тон ким слоем конто рского клея с тех сто рон, за кот орые его дер жат при раб оте;

  • обвернуть мел бума гой, а лу чше фольгой;

  • вставить, сле гка заточив, бру сок мела в «пе нал» от использ ованной губной пом ады.























3. Применение мела в повседневной жизни человека.

Благодаря св оим свойствам мел мо жно широко исполь зовать в жи зни человека каж дый день. Изу чив литературу, мы сост авили практические сов еты по исполь зованию мела в бы ту:

«Мел-чистюля». Мел ле гко превратить в поро шок, поэтому мо жно использовать ег о, например, для чис тки раковины. Ну жно положить мел в сту пку, измельчить и доба вить немножко мою щего средства для пос уды. Мягкий ск раб готов. Почи стите им рако вину, дно кастр юльки или стол овые приборы.

«Мел-поглотитель влаги». Мо жно использовать мел для ликви дации влаги и зап ахов в кухо нном и плат яном шкафу: поло жить кусочки ме ла в меш очек и разв есить в шка фу.

«Мел – помощник водителя». Ес ли при вожд ении автомобиля у па пы потеют ру ки, он про сто катает ме лок между ладо нями. Мелкие час тицы мела закупо ривают просветы сал ьных желез и тем са мым на вр емя блокируют выде ление пота. «Мел – защитник от ржавчины». Если разл ожить мел на по лке с инстру ментами – на них не появ ится ржавчина.

«Мел – пятновыводитель». Если вы умудр ились запачкать кож аное изделие жир ом, то не тр ите это ме сто водой с мы лом или чем -то другим, спос обным нанести вр ед коже. Про сто посыпьте ме сто загрязнения мел овой пылью, кот орую можно полу чить, измельчив обы чный школьный мел в мел кую крошку ил и, еще луч ше, пыль. По сле нанесения ме ла на кож аное изделие его не ст оит трогать в теч ение суток, за это вр емя мел впи тает в се бя частицы жи ра и вла ги. А че рез 24 ча са счистите мел овую пыль мяг кой щеткой и пя тна вы бол ьше не увид ите.

«Мел – организатор детских игр». Мел польз уется огромной популя рностью у де тей вот уже мн ого лет. [5]


Выводы

Изу чив в хо де работы разл ичные источники инфор мации, мы узн али, что мел - осад очная белого цве та, тонкозернистая, сл або сцементированная, мяг кая и рассып чатая, нерастворимая в во де, органического (зооге нного) происхождения и поэ тому вступает в реа кцию с кисл отой. Образование ме ла происходило в мел овой период, кот орый датируется врем енным промежутком 145 - 65 милл ионов лет наз ад.

Мы выяс нили, что мел им еет большое практи ческое значение, это од ин из са мых распространенных матер иалов в промышл енности. Из приро дного мела по специ альным технологиям полу чают школьные мел ки.

При выпол нении исследовательской раб оты проведены оп ыты по изуч ению физических сво йств мела и анкети рование учащихся и учит елей, проанализированы резул ьтаты.

Мел по ка еще незм еним на уро ках в шко ле. По сво ему составу, как мы устан овили, исследуемые обр азцы не мо гут отрицательно вли ять на здор овье, но посто янная работа с ме лом может вызы вать сухость ко жи рук и каш ель. Несмотря на важн ость, мел мо жет быть опа сным и прич инять вред здор овью человека, поэ тому при исполь зовании его ну жно быть аккур атным. Мы проанали зировали и обоб щили рекомендации по безоп асному использованию ме ла.

Таким бумаг образом, торги це ль акцептработы цедостигнута, сейф зад ачи, поставленные в нач але исследования, выпол нены. Мы подтв ердили свою гипо тезу, что мел мо жет быть и поле зным и опа сным для здор овья человека.

Практическая финанс значи мость. С четыре результатами диск исслед ования новый были паевой ознак омлены тайна обучающиеся суда 5-6 классов расход на шей торг школы  слдля повы шения образовательного уро вня. По макро итогам бумага практи ческой валюта части валюта бы ла служб разработана 

и пров едена викторина «Зна комый незнакомец». Материалы исслед ования можно исполь зовать при прове дении уроков по пред мету «Окружающий ми р», «География» (т ема: «Горные пор оды и поле зные ископаемые»), во внеур очной деятельности (Прил ожение 14).























Список литературы

  1. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 1. Москва. 1997. – 214 с.

  2. Мел // Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Рус. яз., 1998 Т 4. - 688 с.

  3. Мел // Естествознание: Энциклопедический словарь / Сост. В.Д. Шолле. – М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 543 с.

  4. Травина, И.В. 365 рассказов о планете Земля / И.В.Травина. – М.: ЗАО РОСМЭН–ПРЕСС, 2007. – 224 с.

  5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия / Авт.-сост. Л.А. Савина. – М.: АСТ, 1995. – 448 с.


Электронные ресурсы:

  1. Как делают мел – Режим доступа: http://domivse.ru/index.php/podelki/127-samodelnye-melki.html

  2. Мел и его применение – Режим доступа: http://poremontu.ru/arcticles/mel-i-ego-primenenie

  3. Свойства и применение мела – Режим доступа: http://www.newchemistry.ru/printletter.php?n_id=5935










Приложение 1.

Известковый мел под микроскопом. Фораминиферы

Кальцитовые скелеты микроорганизмов, слагающих мел:

1 - фораминиферы (зарисовки под световым микроскопом);

2 - кокколиты и их обломки (зарисовки с электронно-микроскопических фотоснимков).


Меловый период

Приложение 2.


Кусковой известковый мел








Приложение 3.


Меловой карьер













Приложение 4.


Месторождения мела в России

Приложение 5.

















Приложение 6.

Анкетирование учащихся с целью изучения их знаний

о школьном меле.

Приложение 7.


Сравнение физических свойств разных образцов мела
















Приложение 8.



Приложение 9.


Приложение 10.














Приложение 11.

















Приложение 12.















Приложение 13.

Результаты опроса учителей МОУ «СОШ №9»









Приложение 14.


Викторина «Знакомый незнакомец»


1. Почему рекомендуется пить газированные напитки и соки через коктейльную трубочку?

а) правила этикета

б) чтобы лучше почувствовать вкус напитка

в) защитить зубы от воздействия кислотных ингредиентов напитка


2. Нужно ли укрывать от дождя мраморную фигуру?

а) совершенно не обязательно

б) нужно, чтобы не растворилась

в) нужно, так как существует опасность выпадения «кислотных» дождей


3. В чем нельзя «купать» жемчуг и кораллы?

а) в мыльном растворе б) в растворе уксуса в) в вине


4. Чем поможет яичная скорлупа огороднику?

а) вносится для уменьшения кислотности почвы

б) как элемент паркового декора

в) ничем


5. Как удалить накипь в чайнике?

а) отскоблить острым предметом

б) прокипятить с раствором лимонной кислоты

в) залить моющим средством


Занятие внеурочной деятельности «Юный географ-исследователь».