СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА По теме «Можно ли повысить урожайность огурца»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Не раз мы наблюдали, как цветут и плодоносят различные однолетние растения и как после созревания плодов заканчивают свою жизнь. Наблюдения эти рождают вопрос: а нельзя ли как-либо продлить короткую жизнь растения?

   Когда-то одним известным ученым был проделан такой опыт: как только зацвела резеда, он оборвал у нее все цветки, а когда распускались новые, обрывал и их. Три года длился опыт – сколько не появлялось цветков, все они немедленно удалялись, и…однолетнее растение превратилось в многолетнее. Но когда на нем были оставлены цветки, после плодоношения оно отмерло.

    Не только удаляя цветки, а и собирая незрелые плоды, можно удлинить жизнь однократно плодоносящего растения. И пример тому – огурец, у которого плоды для потребления собирают недозрелыми, зелеными, за что они и получили название зеленцы.

Просмотр содержимого документа
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА По теме «Можно ли повысить урожайность огурца»»



МКОУ БОЛЬШЕВИСТСКАЯ СОШ

Новосибирская область Мошковский район

Село Сарапулка улица Ленина дом 8









ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

По теме


«Можно ли повысить урожайность огурца»



Мефодовского Вячеслава

учащегося 9 класса

МКОУ Большевистская СОШ

руководитель Алтухова

Татьяна Александровна

учитель I кв. категории



















САРАПУЛКА 2017


Содержание


Введение


Цель опыта 1

Задачи опыта 1

Объект исследования 1

Предмет исследования 1

Гипотеза 1

Методы исследования 1


Основная часть

1. Теоретическое содержание

1.1. Морфологические признаки 2

1.2. Биологические особенности 2


2. Практическое содержание

2.1.1 Почва 3

2.1.2 Обработка почвы 3

2.1.3 Посев 3

2.1.4 Уход 3

2.1.5 Уборка 3


3. Методика работы

2.2.1 Схема опыта 4

2.2.2 Проведение наблюдений 4

2.2.3Результаты опыта 4


Выводы 5


Заключение 6


Приложение 7


Литература 14

















Ползучих плетей перепутав концы,

под листьями прячутся огурцы.

П. Касаткин

Введение.

Не раз мы наблюдали, как цветут и плодоносят различные однолетние растения и как после созревания плодов заканчивают свою жизнь. Наблюдения эти рождают вопрос: а нельзя ли как-либо продлить короткую жизнь растения?

Когда-то одним известным ученым был проделан такой опыт: как только зацвела резеда, он оборвал у нее все цветки, а когда распускались новые, обрывал и их. Три года длился опыт – сколько не появлялось цветков, все они немедленно удалялись, и…однолетнее растение превратилось в многолетнее. Но когда на нем были оставлены цветки, после плодоношения оно отмерло.

Не только удаляя цветки, а и собирая незрелые плоды, можно удлинить жизнь однократно плодоносящего растения. И пример тому – огурец, у которого плоды для потребления собирают недозрелыми, зелеными, за что они и получили название зеленцы.


Цель опыта: Раскрыть особенности роста и плодоношения огурцов в открытом грунте.


Задачи опыта:

  1. Изучить научную и учебную литературу об исследуемом растении

  2. Сформировать представление об огурце как биологическом виде

  3. Изучить агротехнику выращивания огурцов на опытном участке

  4. Провести поэтапное наблюдение за исследуемыми растениями

  5. Сделать выводы


Объект исследования: Плоды огурцов.


Предмет исследования. Урожайность огурцов


Гипотеза. Урожай огурцов зависит от периодического сбора недозрелых, зеленых плодов.


Методы исследования: Изучение литературы по выращиванию огурцов, описание, анализ, сравнение, опыт, наблюдение.


Большую помощь в работе оказали родители: Мефодовские Анастасия Алексеевна и Александр Витальевич.




Основная часть


1. Теоретическое содержание.


1.1Морфологические признаки огурца.

Огурец – однолетнее теплолюбивое и влаголюбивое культурное растение, распространилось по всему земному шару из тропических и влажных районов Индии. В России эта культура появилась в XVI веке. Растение может быть со стелющимся стеблем длиной до 2 м, короткоплетистой и кустовидной формы.

Корни длиной до 1 м, расположены преимущественно в пахотном слое. Цветки раздельнополые, перекрестноопыляемые. Сначала появляются мужские (тычиночные) цветки, затем женские (пестичные).

Плод огурца – ложная ягода (тыквина). Зрелый плод (семенник) в зависимости от сорта может иметь различную окраску кожуры (бело-зеленоватую, темно-коричневую, белую, светло-желтую и др.).


1.2. Биологические особенности

Высевают семена огурца в плодородную почву. В севообороте размещают после капусты, ранних овощных культур. Перед посевом семена прогревают в течение 2 ч при температуре 50…600 С, что повышает их всхожесть.

Высевают семена, когда почва прогреется до 120 С и не будет угрозы заморозков. Продолжительное понижение температуры ниже 100 С вызывает приостановку в росте и гибель растения.

Посев проводят рядовым способом с междурядьями 70 или 90 см, квадратно-гнездовым на приусадебном участке по схеме 70Х70 или 80Х90 см ( в зависимости о т сорта).

При появлении всходов их прореживают, оставляя расстояния между растениями в рядках примерно 15 см у раннеспелых и 25…30 см у позднеспелых сортов.

В течение вегетации необходимы 3 – 4 междурядные обработки и 3 – 5 прополок в рядках (или гнездах). В меру необходимости поливы, особенно в период формирования плодов и плодоношения.

Сроки начала цветения и первого сбора огурца зависят не только от сорта, но и погодных условий. (Приложение 2). Первые плоды снимают на 40-60-й день после появления всходов. Систематический сбор через каждые 2 – 3 дня значительно повышает урожай. В свою очередь, каждый плод, оставленный на растении как семенник (до полного созревания), задерживает общий рост растения и образование женских цветков, что ведет к снижению урожая.

В зависимости от размера и возраста съемных плодов их разделяют на зеленцы (длина плодов 8…12 см), которые используют в свежем виде и, для засолки, корнишоны (длина плодов 6…7 см), и пикули (длина плодов 3…5 см), предназначенные для консервирования.


II. Практическое содержание


Для опыта взяли популярный скороспелый сорт огурца Конкурент для открытого грунта. Плоды, которого крупнобугорчатые, длиной 10-12 см массой до 100г., отличного вкуса.( Приложение 1. Фото 2)


2.1. Агротехника выращивания огурца

2.1.1 Почва.

Для опыта мы выбрали участок с плодородной, легкой по механическому составу, рыхлой почвой, хорошо заправленной органическими удобрениями.


2.1.2. Обработка почвы.

Осенью, предыдущего года, после уборки предшественника (раннего картофеля) по участку разбросали свежий навоз (из расчета два-три ведра на делянку) и древесную золу (два-три стакана), а затем перекопали почву, выбирая корни сорных растений.

С весны до самого посева почву поддерживали рыхлой и чистой от сорняков. Перед посевом огурцов площадь удобрили перегноем из расчета 70 – 90 кг на 10м2 и перекопали на глубину 20 -22 см. Поверхность площади выровняли граблями.


2.1.3 Посев.

Перед посевом выровняли поверхность почвы на делянках и наметили борозды: первую в 30 сантиметрах от края участка, а каждую последующую на расстоянии 70 см. Углубили каждую бороздку до 3 сантиметров, увлажнили водой. Когда вода впиталась, разложили семена и заделали почвой.


2.1.4 Уход

Уход за посевами огурца – прореживание, прополка, рыхление. Внесение удобрений, при необходимости орошение и защита растений от вредителей и болезней.


2.1.5. Уборка

Уборку огурца проводили в первый период плодоношения через каждые 2-3 дня, а в период массового плодоношения через 1-2 дня.( Приложение 3 Таблица 2. Агротехника выращивания огурцов)









2.2 Методика работы


2.2.1 Схема опыта.

Нами был использован метод парного сравнения, обеспечивающий достаточно точные результаты.

Сущность парного метода заключается в том, что каждый вариант опыта сравнивается со своим контролем ( делянки с зеленцами), расположенным рядом. Делянки при этом располагаются так:

К1 : 1; К2 : 2; К3 : 3

Буква К обозначает контроль. 1,2,3 делянки, сравнивающие с контролем.


2.2.2 Проведение наблюдений.

На контрольных делянках (К1, К2, К3 ), где мы собирали зеленцы, пометили по два только что раскрывшихся женских цветка, подвесив этикетку с порядковым номером, и проследили, сколько дней после завядания цветка плод достигнет длины 8-10 см – это съемная величина зеленца (фото 2).

После того через день- два, по утрам, как сойдет роса, осматривали все растения на делянках (К1, К2, К3 ) и снимали все плоды, достигшие съемной величины, считали и взвешивали каждый сбор.

На другой делянке, на которой мы выращивали семенники. Все плоды оставались не тронутыми до конца опыта (фото 3).


2.2.3 Результаты опыта

Прежде всего собрали с каждой делянки (1,2,3) все семенники. Подсчитали их количество и массу (фото 4).

С контрольных делянок сняли последние зеленцы.

Чтобы учесть общий урожайна каждой делянке (К1, К2, К3) , мы подсчитали сколько плодов собрано за все время плодоношения и какова их общая масса.

Приняв общую массу семенников за 100%, вычислим, на сколько процентов выше урожай зеленца.

Все итоги опыта выразим в сводных таблицах (Приложение 4 табл.3, 4)















Выводы.

Проанализировав наши наблюдения в ходе эксперимента и получив дополнительные знания по теме проекта, были сделаны выводы:


  1. Изучив научную и учебную литературу об исследуемом растении, сформировав представление об огурце как биологическом виде.


  1. Составив агротехническую таблицу выращивания огурцов на опытном участке, применив методику полевого опыта, мы провели наблюдения за исследуемыми растениями в течение сезона.

  2. Проведя поэтапное наблюдение и математический расчет, считаем, что частые сборы недозрелых плодов огурца – зеленца обеспечивают долгое и обильное плодоношение, что оказывает на высокую урожайность данной культуры на приусадебном участке.

































Заключение.


В природе чувствуется уже дыхание осени…

Закончены опыты. На малых делянках ставили их, а сколько времени, труда, забот отдали им!

Благодаря работе над данным исследованием, приобрел навыки отбора необходимого материала и практические навыки проведения биологического эксперимента.







































Приложение 1. Фотографии



Фото 1 .Участок




Фото2. Плоды огурца - зеленца




Фото 3. Плоды огурца семенника




Фото4 Урожай огурцов - семенников







Приложение 2. Фазы развития огурца.

Рис.1. Фазы развития огурца: 1 – всходы; 2 – первый настоящий листок; 3 – бутонизация; 4 – цветение; 5 – образование и съем плодов.


Таблица 1.Фазы развития огурца


фаза

продолжительность

признаки

дней

период

1 - всходы

3

от посадки до всходов

согнутый у верхушки стебелек (подсемядольное колено) выходит на поверхность почвы и занимают горизонтальное положение

II – первый настоящий цветок

6-7

от посадки до образования настоящего листа

из почки, находящейся между разросшимися семядолями, начинает развиваться надсемядольное колено – стебель с настоящими листочками

III - бутонизация

30-36

от всходов до первых бутонов

в пазухах 2-4-лстьев главного стебля появляются первые мужские бутоны; на боковых стеблях в пазухах листьев группами появляются женские бутоны

IV - цветение

39-42

от всходов до массового цветения

мужские (тычиночные) цветки на недлинной ножке с густоволосистой чашечкой из пяти сросшихся желтоватых листочков с шиповидными верхушками, ярко-желтый венчик из пяти глубоко рассеченных лепестков и пяти тычинок, - четыре из них попарно срослись, пятая свободна,; на боковых стеблях в пазухах листьев группами появляются женские с завязью цветки имеющей вид малюсенького огурчика. Над завязью – чашечка, венчик и короткий столбик с тремя двулопастными рыльцами

V – образование и съем плодов

53-56

от первых зеленцов до сбора первого урожая

плоды длинной 8 – 9 см





























Приложение 3.


Таблица 2. Агротехника выращивания огурцов


вид работы

время и последовательность выполнения работы

подготовка почвы:

поверхность почвы, вспаханной с осени на зябь, забороновали в два следа. До 20 мая почву поддерживали в рыхлом состоянии, не допуская образования корки.


Обработка почвы и внесение удобрений

перед посевом огурцов: 20 мая, площадь удобрили перегноем из расчета 70 – 90 кг на 10м2 и перекопали на глубину 20 -22 см. Поверхность площади выровняли граблями.

Протравливание семян

за два дня до посева (18 мая) семена в марлевом мешочке опустить на 5 минут в раствор марганцовки, затем закрыть на 2 часа плотной тканью, обильно смоченной в том же растворе. После этого семена просушили.

Проращивание семян

после протравливания семена завернули во влажную тряпку из мешковины (фланели), закопали в опилки и держали в тепле для «наклевывания». Утром и вечером семена перемешивали.

Посев семян

высеяли семена рядами в бороздки (20 мая). Расстояние между рядами 70 см. Между семенами 15 см. Всего в ряду 10. Полили.

Мульчирование почвы

после появления всходов междурядья покрыли навозом слоем 3 – 4 см

поливка

поливали теплой водой вечерами (по мере надобности). В момент налива плодов поливку усилили

прополка и рыхление

как только появились всходы, почву между рядами разрыхлили мотыгой, сорняки предварительно выпололи руками. Рыхление повторили через 12 дней

прореживание всходов

при двух настоящих листьях произвели прореживание растений в рядках на расстоянии 25 см

первая подкормка (с появлением 4 –го листа на стебле растения огурца)

подкормили раствором органических удобрений: взяли перебродивший настой коровьего помета, в 10-15 раз разбавленный водой.

Поливку удобрениями внесли с обеих сторон рядка в бороздки глубиной 4-6см, отстоящие на 5см от рядка растений (Ведра раствора достаточно на 5 м рядка). Предварительно бороздки полили водой, а после подкормки засыпали сухой почвой.

Распределение плетей, подсыпка почвы к плетям

осторожно расправили плети в разные стороны, аккуратно (за черешок второго листа от верхушки) пришпилили деревянными рогульками, полили и присыпали влажной почвой. Присыпку (окучивание) сделали влажной землей к основанию стебля, это вызвало образование дополнительных корней

вторая подкормка ( в начале цветения)

подкормили раствором органических удобрений: взяли перебродивший настой коровьего помета, в 10-15 раз разбавленный водой в бороздки глубиной 12 см, сделанные посередине междурядий.

Уборка урожая

сбор урожая производили по утрам, через 1-2 дня. Снимали плоды, надавливая большим пальцем на плодоножку, не допуская поднимая и затаптывания плетей











Приложение4.

Таблица 3 Результаты взвешивания зеленцов огурца.

№ сбора

дата

К1

К2

К3

кол-во

вес(кг)

кол-во

вес(кг)

кол-во

вес(кг)

1

13.07

12

1,8

13

2,0

11

1,7

2

15.07

13

2,0

13

2,0

14

2,1

3

18.07

11

1,7

10

1,5

10

1,7

4

20.07

12

1,8

12

1,8

12

1,8

5

23.07

11

1,7

10

1,5

11

1,7

6

26.07

13

2,1

12

1,8

13

2,1

7

29.07

12

1,9

13

2,1

12

1,8

8

01.08

13

2,0

12

1,9

13

1,8

9

04.08

13

2,0

13

2,0

13

2,0

10

07.08

10

1,5

9

1,4

10

1,4

11

10.08

8

1,2

10

1,5

8

1,2

12

13.08

8

1,2

7

1,1

8

1,5

13

15.08

7

1,1

6

1,0

6

0,9

14

18.08

6

1,0

7

1,1

6

1,5

15

20.08

5

0,8

6

0,9

5

1,0

итого


164

33,8

153

23,6

154

23,2



Общая масса зеленцов(М з) – 80,6 кг





Таблица 4.Результаты взвешивания зеленцов огурца.

1 деляна

2 деляна

3деляна

кол-во

вес(кг)

кол-во

вес(кг)

кол-во

вес(кг)

14

4,2

13

3,9

15

4,5

Общая масса семенников (М с) – 12,6 кг

Мс = (12,6 кг) - 100%

М з = (80,6 кг) - Х%

Урожай зеленцов выше урожая семенников в среднем на 85 %

Литература

  1. Папорков М.А. и др. Учебно0опытная работа на пришкольном участке. Пособие для учителей.М., «Просвещение», 1974 стр.37-40

  2. Тетюрев В. Спросим мнение самого растения: Научно-популярная литература. М., «Детская литература» 1984. стр.84-92

  3. Трайтак Д.И.Трудовое обучение 5-7.Сельскохозяйственные работы. М. «Просвещение» 1991. Стр43

  4. Трайтак Д.И. Пичугина Г.В. Сельскохозяйственный труд. Введение в сельское хозяйство. Учебное пособие для учащихся 5-7 кл – М.; Просвещение, 1994 стр.64-67

  5. Устименко Г.В, Кононков П.Ф. Основы агротехники полевых и овощных культур. Учебное пособие для учащихся 8-11 кл.-М.:Просвещение, 1991. -стр186

  6. Шибанов А.А. Основы растеньеводства. Учебное пособие.М., 1990. Стр222-229

19