МОУ «Новоигирменская СОШ №3»
ОПТИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ
Исследовательская работа
Выполнила: ученица 8-а класса
Мацегора Юлия
Руководитель: учитель информатики
Сметанина Елена Анатольевна
2019 год
Цель работы:
систематизация знаний по иллюзиям и приобретение опыта по созданию иллюзионных картин.
Гипотеза:
не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.
Задачи:
- Исследовать разные источники информации;
- Собрать информацию о различных видах оптических иллюзий.
- Найти примеры использования иллюзий в искусстве и в архитектуре.
- Провести исследование, в ходе которого можно будет определить процент учащихся школы, поддающихся иллюзии.
- Создать собственные иллюзорные картины с помощью цифровой камеры.
Методы:
- изучение литературы и Интернет-ресурсов по данной теме,
- сопоставление существенных признаков,
- анкетный опрос,
- анализ,
- сравнение,
- обобщение.
ИЛЛЮЗИЯ - франц. видимость, мнимое, обманчивость, обман чувств.
- Оптические иллюзии – это, попросту говоря, оптический обман нашего мозга.
1) наши глаза так воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация;
2) при нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию;
3) мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз.
- Часто оптические иллюзии возникают сразу по двум причинам: являются результатом специфической работы глаза и ошибочного преобразования сигнала мозгом.
Существуют разные типы иллюзий
Искажение размера
- Искажение размера – иллюзия, заставляющая усомниться в истинных размерах объектов.
- Две равные линии, ограниченные на концах в одном случае сходящимися, а в другом — расходящимися углами, воспринимаются как неодинаковые по величине: линия со сходящимися углами кажется меньшей, а линия с расходящимися углами — большей .
Из двух линий одинакового размера вертикальная всегда воспринимается зрительно, как значительно большая по сравнению с горизонтальной.
Какая из женщин толще?
. Зрительное искажение.
- Зрительное искажение – когда предметы кажутся не такими, какие они на самом деле.
- Параллельные линии будут восприниматься как непараллельные, если их рассматривать на фоне взаимно пересекающихся косых линий.
Круг теряет свою правильную форму
Иллюзии геометрической перспективы.
Иллюзии цвета и контраста.
- Точки на перекрестных линиях мерцают то одним, то другим цветом.
Движущиеся иллюзии .
- Иллюзия движения – в этом случае статическое и неподвижное изображение как бы оживает и начинает двигаться .
Смотри только на крест. Через какое-то время бегущий кружок будет зелёным!
Иллюзия восприятия глубины.
- Геометрические объекты, в зависимости от того, как ложатся тени, могут казаться как выпуклыми, так и вогнутыми.
Сколько кубиков?
Что изображено: маленький кусочек сыра или «головка» без маленького кусочка?
Оптические иллюзии, встречающиеся в творчестве художников.
- «Следящие», или «указующие» картины.
«Загадочные» или «двойственные» изображения.
Что вы видите на этой картине?
А на этой?
«Загадочные» или «двойственные» изображения.
- Воспринимая предметы и явления действительности, человек истолковывает их в соответствии с полученными ранее знаниями и своим практическим опытом.
Кажущиеся фигуры.
- Кажущиеся фигуры – когда фигуры, которых на самом деле нет, видны.
Иллюзия объема на плоском асфальте:
Невозможные фигуры.
- Невозможные фигуры – фигуры, не существующие в природе, но существующие в нашем воображении.
Перевёртыши.
- Перевертыши – картины, которые при переворачивании «превращаются» в другие изображения.
Соотношение фигур и фона.
Иллюзии в живописи
- Одним из величайших иллюзионистов был Сальвадор Дали !
Дон Кихот
Балерина и череп
А это картины современного художника Дональда Руста .
Оптические иллюзии в архитектуре
- Один из способов создать необычное строение, сложный рисунок, нестандартный архитектурный объект - применить знания в области законов оптики и перспективы.
"Невозможные здания" Эшера – трехмерные строения, с обычной, на первый взгляд перспективой, в которых, однако, при внимательном рассмотрении можно увидеть противоречия с основными законами физики пространства.
«Танцующий дом»
Здание в Мельбурне
Здание во Франции
Необходимо было подсчитать количество ног у слона, изображенного на рисунке (вид иллюзии: иллюзия невозможного)
Эксперимент №1.
Количество ног
4
Количество учащихся
5
13
%учащихся
40,6%
6
15
8
46,9%
0
0%
4
12,5%
Эксперимент №2 .
- Я показала опрашиваемым следующий рисунок и попросила написать, что они видят. Предполагалось, что на рисунке большинство увидят в первую очередь вазу, а затем два силуэта, согласно теории.
В эксперименте приняли участие 32 учащихся 8-х классов:
Увидели сначала вазу
Количество учащихся
%учащихся
23
Увидели сначала силуэты
56,1%
Увидели другое
14
34,2%
4
9,7%
Эксперимент №3
- В эксперименте участвовало 42 человека. Ребятам было предложено сравнить кружочки, нарисованные в центре
(вид иллюзии: искажение размера).
Результат сравнения
Левый больше, чем правый
Количество учащихся
%учащихся
17
Правый больше, чем левый
40,5%
Одинаковые
4
9,5%
21
50%
Эксперимент №4.
В эксперименте участвовали 41 человек. Опрашиваем был задан вопрос: что вы видите на картине?
Результат сравнения
Девушка и ее изображение в зеркале
Количество учащихся
%учащихся
6
Череп
14,6%
Череп и другое
28
68,3%
7
17,1%
Интерактивный Музей впечатлений в Нячанге (Вьетнам) – это относительно новая достопримечательность города. Комплекс изначально задумывался как музей иллюзий, но со временем превратился в полноценный развлекательный центр для всех. Этим он привлекает туристов любых возрастов. Основными объектами Музея впечатлений являются, конечно же, его интерактивные экспонаты. Интерактивность заключается в том, что с каждым из них посетителям необходимо взаимодействовать: трогать их, вставать на них, играть с ними, фотографироваться на их фоне и так далее. Здесь к вашим услугам и комната, увеличивающая и уменьшающая людей, и забавное зеркало, совмещающее в себе отражения двух людей, и перевернутая комната. Источник: https://vietnamchik.com/nhatrang/muzej-vpechatlenij
Практическая работа по созданию фотографий с иллюзиями
Выводы:
Гипотеза:
не всегда то, что мы видим, на самом деле является таковым.
Подтверждается
Выводы:
- Глаз любого человека видит мир одинаково, но восприятие увиденного – это процесс мышления человека. Поэтому каждый человек воспринимает мир по-своему. И надо уважать мнение каждого.
Выводы:
- Образное мышление, воображение можно развивать, используя различные иллюзорные картины или создавая их самим. Это даст возможность увидеть всю многогранность окружающего нас мира. Также это разнообразит наш досуг.
Выводы:
- Не стоит забывать, что оптические иллюзии сопровождают нас в течение всей жизни. Поэтому знание основных видов, причин и возможных последствий их воздействия на человека необходим. Это поможет анализировать получаемую картинку, понимать, когда глаза нас обманывают, а когда изображение полностью реально.