СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа по теме "Трудовая и общественная деятельность школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Троицка и Троицкого района Челябинской области)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа по теме "Трудовая и общественная деятельность школьников в годы Великой Отечественной войны (на примере г. Троицка и Троицкого района Челябинской области)"»

Челябинская область

Троицкий городской округ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»


Региональный этап Всероссийского конкурса

«Отечество: история, культура, природа, этнос»


Номинация: Летопись родного края


Трудовая и общественная деятельность школьников в годы Великой Отечественной войны

(на примере г. Троицка и Троицкого района Челябинской области)







Подготовил:

Зинкина Зоя Андреевна,

12 лет, МБОУ «СОШ №3», 6 класс

457100, г. Троицк, ул. Советская, 133


Руководитель:

Немедова Ирина Николаевна,

учитель истории МБОУ «СОШ №3»



г.Троицк-2024 год

Оглавление

Введение…………………………………….........................................................3

  1. Трудовая и общественная деятельность школьников……………...……….4

  2. Заключение……………………………………................................................7

  3. Библиографический список…………………………………………………..8


























Введение

«Всё для фронта! Всё для Победы!» Этот простой, и суровый лозунг звучал по всей стране. Он превратил страну в единый грандиозный и могучий боевой лагерь, который обеспечивал фронт всем необходимым для борьбы с фашистскими захватчиками. Женщины, старики, подростки заменили своих сыновей, отцов и братьев у станка на заводах, у плуга в поле. Труд в тылу стал необыкновенным народным подвигом, не имеющим себе аналога в истории.

Особого внимания заслуживает трудовая деятельность детей и подростков, внёсших свой неоценимый вклад в Победу. Для этих ребят детство закончилось слишком рано. Они делали все возможное вместе со взрослыми для обеспечения фронта всем необходимым, честно выполняя свой долг тружеников тыла военного времени.

Цель исследования - изучение трудовой и общественной деятельности школьников в годы Великой Отечественной войны.

Задача исследования:

1. Изучить трудовую и общественную деятельность школьников в годы войны в ходе анализа архивных документов и воспоминаний современников данных событий.

Объектом исследования является деятельность школьников в годы Великой Отечественной войны. Предметом исследования является трудовая и общественная деятельность школьников в годы Великой Отечественной войны.

Хронологические рамки исследования совпадают с периодом Великой Отечественной войны 1941-1945 годы.

Территориальные рамки исследования охватывают г. Троицк и Троицкий район Челябинской области.

Источниковая база - газета «Вперед» за 1941 - 1945 годы издания, воспоминания современников событий.

В работе применялись следующие методы: работа с архивными данными, интервьюирование, анализ полученных данных.



Трудовая и общественная деятельность школьников

Трудовая деятельность стала ключевой частью детской повседневности военных лет. Дети всеми силами старались помочь Красной Армии своим общественно-полезным трудом в тылу.

Обстановка войны в стране не могла не сказаться на образование и деятельности школ. Учащиеся 8-10 классов прослушивали курс механизации сельского хозяйства и многие из них могли быть комбайнерами, трактористами, заменять колхозных и совхозных трактористов, комбайнеров, сражающихся в рядах РККА. [3] В статье «Благодарная задача советских школ» отмечается как школьники с нетерпением ждут выхода на поля. Они горды тем, что Родина доверила им ответственное дело. Свыше 600 учеников старших классов школ города в течение 1941-1942 учебного года прошли курс агротехники и автотракторного дела и сдали по ним испытания [2]. Игуменьшева Анна Петровна вспоминает: «классы в школе поредели, так как мальчики девятых-десятых классов оставили учебу, пошли работать за взрослых мужчин».

Школьники на каникулярный период шли работать на производство, заменив ушедших в армию. Так, ученик 10 класса Подкопаев, работал грузчиком на мылзаводе [10].

Большую помощь в уборке хлебов оказывают школьники. На перелопачивании зерна и разгрузке машин юные патриоты выполняли в день по полторы- две нормы. В статье Александровой Г. «Школьники на уборке» в газете «Вперед» за 15 сентября 1942 года отмечалось, что за день школьники перелопачивают по 20 тонн зерна, вместо 14 тонн по заданию, а на разгрузке машин выполняют норму на 150-200 процентов [1]. Иванова Зинаида Андреевна вспоминает, как тяжело было в годы войны. Она, вместе с мамой работала в колхозе д. Неверово. Помогала на уборке урожая зерна и картофеля. Ей ставили смены в дойке коров, хотя Зинаиде Андреевне на тот момент было всего 7 лет. Школьники работали на прополке, окучивании и подкормке овощей, большинство из них участвовали в посевной и уборочной компаниях[8]. Дети трудились на колхозных полях, принимали участие в прополке, посевов, учились жать рожь, вязали снопы. В газете «Вперед» находится много статей, где приводятся данные о прополке посевов. Например, учащиеся татарской неполной школы работали на прополке посевов в Троицком зерносовхозе. И за 12 дней очистили от сорняков 93 гектара посевов проса[12]. Огромное значение придавали тому, чтобы собрать все оставшиеся колоски после уборки урожая. «Не дадим пропасть ни одному зернышку, - говорили на беседе ребята в колхозе «Искра». Помогая убрать урожай, тем самым поможем Красной Армии разгромить ненавистного врага - гитлеровцев» [9]. В заметке «Школьники на уборке урожая» отмечали, что в первый день работы 50 учащихся первого и второго классов школы колхоза «12 лет Октября» собрали 7 мешков колосков [14]. Степанова Валентина Фомичева, вспоминает: «когда началась война мне было 10 лет, пришлось школу оставить, нужно было много работать в поле, сеяли, убирали хлеб, собирали колоски, заготавливали сено, выращивали овощи в огородной бригаде. Помогала сестре, она была поваром в полевой бригаде. Приходилось делать все. Помню, какой тяжелой была сбруя для лошади, но надо было ее запречь и как только хватало сил. Трудно было, но мы знали, что нужно трудиться еще лучше, чтобы приблизить победу!»

Многие из них в первые же дни войны выступили зачинателями патриотического движения: «Работать за себя и товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы» [16]. Например, Гриша Павлин, ученик 4-го класса Шантаринской школы взял на себя обязательство работать в колхозе по-фронтовому. Во время каникул он выработал 100 трудодней, поймал более 300 сусликов и зайцев, сдав государству за время с конца апреля до начала августа 306 шкурок [5].

Ребята оказывали огромную помощь в сборе дикорастущих плодов и лекарственных растений [4].

С первых месяцев войны проводился сбор теплых вещей для эвакуированных, денежно-вещевая лотерея, сбор денег на постройку танковой колонны [7]. Деньги, заработанные в колхозах и на предприятиях, полученные за сбор лекарственных растений, школьники сдавали в «фонд раненому воину» [15]. Например, учащиеся 13-й средней школы собрали 1176 килограмм металлолома и сдали его в «Союзутиль». Полученный деньги в сумме 41 руб. 20 коп. школьники внесли в фонд обороны Родины [6]. И таких примеров было очень много.

В годы Великой Отечественной войны ширилось тимуровское движение – массовое патриотическое движение школьников и пионеров, идеология которых призывала быть полезным Родине. Тимуровцы оказывали помощь семьям фронтовиков: ремонтировали квартиры, ухаживали за больными и детьми, помогали по хозяйству [13]. Тимуровцы принимали активное участие в движении по заготовке подарков для воинов – фронтовиков. Например, в июле 1941 г. около 20 тыс. различных подарков были отправлены воинам – фронтовикам. Девочки вязали варежки, свитера, носки, подшлемники, мальчики организовывали в школах мастерские по ремонту обуви. Как правило, каждая посылка с подарками школьников воинам – фронтовикам сопровождалась письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком «Сердечная благодарность» [11].

Таким образом, трудовая деятельность школьников явилась замечательным примером беззаветного служения Родине, своему народу. Они честно выполнили свой долг тружеников тыла военного времени, сделали все возможное вместе с взрослыми для обеспечения фронта всем необходимым.











Заключение

Патриотический подъем у граждан государства был очень высоким, в том числе и среди детей. Проявления патриотизма освещалось на страницах газеты «Вперед», это еще больше стимулировало население к проявлению помощи воинам Красной Армии. В газете часто печатали письма фронтовиков с обращением к детям. Естественно письма воодушевляли детей на трудовые подвиги. Школа активно включались в пропаганду и проведение военно-хозяйственных задач, вставших перед страной. Конкретные примеры формировали чувство убежденности, что повседневная трудовая деятельность не менее важна, чем непосредственное участие в боевых действиях. Школы принимали участие в социалистических соревнованиях по сбору лекарственных трав, металлолома, работали на поле. Так школьники вносили свой вклад в приближение победы в Великой Отечественной войне.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала суровым испытанием и экзаменом жизни для всех советских народов. Своим героическим и самоотверженным трудом все ее граждане внесли достойный вклад в достижение экономической и военной победы над врагом. В этом, нужно сказать, немалым был вклад детей и подростков. Вместе со всеми они тоже стойко выдерживали тяготы и трудности, выпавшие на их долю. Они вставали к станкам, осваивали производственный процесс, выполняли и перевыполняли сменные задания, вместе со всеми взрослыми работали, несмотря на все тяготы и лишения.









Библиографический список

Источники

1. Александрова Г. Школьники на уборке урожая // Вперед, 15 сентября 1942 год, № 172(4515), С. 2.

2.Благодарная задача советских школ // Вперед, 11 июня 1942 г., № 103(4446). С.1

3. Вулис И. «Родине – все силы и знания» // Вперед 4 июня 1942 г, № 98(4441) С.2

4. Егоров Я. Юные патриоты помогают Родине // Вперед 14 октября 1941 № 222(4278) С.2  

5. Кагаловский М. Юный патриот // Вперед, 28 сентября 1944 №190(5048) С.2

6. Морозова К. В фонд обороны – от юных патриотов // Вперед 25 июля 1941 № 163(4219) С.2

7. На постройку танковой колонны // Вперед, 11 июня 1942 год, № 103(4446). С.2.

8. Патриотический долг школьной молодежи // Вперед, 3 апреля 1942 № 75(4418) С. 2

9. Питин. Помогаем фронту // Вперед, 5 августа 1942 год, № 142(4485) С.2

10.Попков М. Используем каникулы для помощи колхозам и предприятиям // Вперед, 6 июля 1941 год, № 147(4203). С.2

11. Сердечная благодарность // Вперед, 4 февраля 1942, № 30(4373) С. 2 

12. Хакимова З. Учащиеся на прополке // Вперед 23 июля 1943 № 144-145(4745) С.4  

13. Школа в дни Великой Отечественной войны // Вперед, 19 июня 1942 год, № 108(4451) С.1

14. Школьники на уборке урожая // Вперед, 8 августа 1942 год, № 145(4488). С. 1.

Литература

15. Анисков, В.Т. Советский тыл в первый период Великой Отечественной войны / В.Т. Анисков. – М.: Наука, 1988 – 424 с.

16. Аблаев, Э.А. Трудовое воспитание учащихся в годы Великой Отечественной войны / Э.А. Аблаев // Советская педагогика. – 1986. – № 3. – С. 96-97.