МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА №23
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«ПРИРОДНЫЕ ИНДИКАТОРЫ. АНТОЦИАНЫ»
Выполнила: ученица 8Ф класса
Пузырёва Елизавета
Проверил: учитель химии МОУ СОШ №23
Бакаева Татьяна Анатольевна
Комсомольск-на-Амуре
2020г
РЕЦЕНЗИЯ
на исследовательскую работу
на тему: «Природные индикаторы. Антоцианы»
ученицы 8 Ф класса Пузыревой Елизаветы
Данная тема в настоящее время актуальна, свойства растительных объектов могут быть использованы для применения в разных областях науки,а также в быту. Выдвинута гипотеза исследования, определена цель, задачи, методы исследования. Содержание проекта соответствует заявленной теме. Работа содержит введение, теоретическую и практическую части, список литературы, выводы, заключение.
В теоретической части работы были изучены: синтетические и природные индикаторы среды, их характеристика и классификация, биохимическая роль индикаторов. В практической части работы исследованы природные объекты на наличие индикаторов; доказаны индикаторные свойства растительных пигментов – антоцианов.
Результаты исследовательской работы можно использовать для определения рН (водородный показатель) различных растворов, например, молочных продуктов, бульонов, лимонада и других, а также для определения кислотности почвы.
Вывод:
Стиль изложения работы научный, оформление исследовательской работы соответствует требованиям.
Оценка за представленную работу «5» (отлично)
Рецензент Т.А. Бакаева, учитель химии
Содержание
Введение……………..………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретическая часть………………………………………………….5
-
Синтетические индикаторы……………………………………………..5
1. 2. Природные индикаторы. Характеристика и классификация……………8
1.3. Биохимическая роль индикаторов…………………………………………9
Глава 2. Практическая часть………...………………………………….…….10
2.1. Изучение окраски синтетических индикаторов в различных средах….10
2.2. Определение наличия антоцианов в исследуемых объектах…………...10
Заключение……………………………………………………………………..13
Список литературы……………………………………………………………..15
Приложение……………………………………………………………………. 16
Введение
Природа – это уникальное творение Вселенной. Это мир красив, таинственен и сложен. Данная работа посвящена уникальным свойствам растений, которые не перестают удивлять человечество каждый раз.
Царство растений, во-первых, удивляет нас своим многообразием цветовых оттенков. Цветовая палитра настолько разнообразна, что невозможно сказать, сколько цветов и их оттенков существует в мире растений. Какова же структура растений? Что они содержат в себе? И каковы их свойства? Цвет растений определяется химическим составом клеточного содержимого каждого растения. В данной работе будут рассмотрены антоцианы. По литературным данным антоцианы содержатся во многих растениях.
Актуальность темы заключается в том, что свойства растительных объектов могут быть использованы для применения в разных областях науки, таких как химия, биология и медицина.
Гипотеза исследования: если растения изменяют цвет в различных средах, то их можно использовать в качестве индикаторов.
Цель работы – с помощью исследования доказать наличие природных индикаторов – антоцианов в растительных объектах и изучить их свойства.
Задачи исследования:
-
Изучить характеристики и классификации синтетических и природных индикаторов.
-
Выявить значение и биохимическую роль природных объектов, содержащих антоцианы.
-
Исследовать природные объекты на наличие индикаторов – антоцианов;
-
Доказать индикаторные свойства растительных пигментов – антоцианов;
Объекты исследования: ягоды малины, смородины, краснокочанная капуста, свекла, морковь.
Предмет исследования: изменение окраски растительных объектов в нейтральной, кислой и щелочной среде.
Методы исследования:
1. Изучение научной литературы.
2.Качественный анализ.
3. Наблюдение.
Основная часть
Глава 1. Теоретическая часть
-
Синтетические индикаторы.
К данному типу индикаторов я отнесла вещества, полученные путём переработки продуктов нефтехимии или синтезированные с помощью сложных химических реакций.
Далее каждый индикатор проанализирован по плану: химическая формула, изменение химической формулы при реакции, интервал pH, получение и применение индикатора. Материалы для анализа собраны из различных литературных источников (см. Список литературы), обобщены и структурированы.
Метиловый оранжевый.
Формула метилоранжа - 4-(4-диметиламинофенилазо) бензолсульфонат натрия (C14H14N3NaO3S) [1]. Графическую формулу метилового оранжевого можно увидеть в приложении (Приложение 2).
Метилоранж - синтетический органический краситель из группы азокрасителей, является солью натрия.При стандартной концентрации метилоранжа в водном растворе (0,1%) интервал перехода окраски меняется от 3,1 до 4,4 рН. Цвет индикатора меняется с желтого на красный соответственно [2].
Преломлению цвета в видимой области спектра способствует хромофорная группа (азогруппа) ‒N=N‒. Азогруппа соответствует проявлению жёлтого цвета, красная же окраска появляется при замещении одной из двух связей азота атомом водорода. Для получения проводится реакция азосочетания диазобензолсульфокислоты с диметиланилином, но продуктом этой реакции является не метилоранж, а краситель (4-диметиламино-4-азобензолсульфокислота)[3]. Далее на полученное вещество воздействуют едким натром, отфильтровывают и сушат. Также в процессе получения метилового оранжевого используется соляная кислота и лёд [1].
Применяется метиловый оранжевый для титрования слабых оснований, определения содержания кислот и щелочей в растворах, в том числе в желудочном соке, для определения водородного показателя рН [4].
Фенолфталеин
Фенолфталеин – трифенилметановый краситель группы фталеинов. Формула - (4,4'-диоксифталофенон или 3,3-бис-(4-гидроксифенил)фталид) (Приложение 1, рис. 2). В щелочной среде фенолфталеин превращается в двухзарядный анион и имеет малиновый цвет. При повышении рН среды больше 10,0 рН окраска обесцвечивается вследствие нарушения сопряжения в анионе, и он из двухзарядного становится трёхзарядным [3].
При стандартной концентрации 0,1% в спирте, окраска фенолфталеина меняется в интервале 8,2-10,0 рН с бесцветной на красную соответственно.Получают фенолфталеин путём конденсации фенола с фталевым ангидридом в присутствии водоотнимающих средств (H2SO4, ZnCl2). Используется же фенолфталеин в аналитической химии в качестве щелочного индикатора. Также использовался в слабительных лекарствах в первой половине XX века, пока не были выявлены многочисленные негативные побочные эффекты [5].
Лакмус
Несмотря на то, что лакмус получают из лишайников (некоторые виды рода Parmelia и Rocella [6]), он обычно относится к синтетическим индикаторам, так как для его производства необходимы сложные многоступенчатые реакции. Индикаторные свойства лакмуса были открыты Робертом Бойлем, когда он случайно смешал настой лишайника с хлороводородной кислотой (HCl) и заметил, что полученный раствор покраснел. При добавлении же едкого натра (NaOH) раствор приобрёл синий цвет [7].
В составе лакмуса содержится несколько веществ, реагирующих на ионы водорода, но основное действующее соединние лакмуса – азолитмин (Приложение 1). Чистый азолитмин получают экстракцией из лакмуса. Сам же лакмус производят путём измельчения, длительной ферментации сырья в смеси поташа и карбоната аммония. Полученную смесь разделяют, затем выпаривают или прессуют.
Лакмус известен как один из самых первых кислотно-основных индикаторов.
Универсальный индикатор
Единой формулы для универсального индикатора не существует, так как он представляет собой смесь различных веществ, изменяющих окраску в разных интервалах рН. Реагенты подобраны так, что при изменении кислотности цвет раствора постепенно переходит от красного или малинового к синему (фиолетовому) через желтый и зелёный.Существуют разные типы универсальных индикаторов, но все они охватывают довольно большой интервал рН: от 0 до 10; от 1 до 12. Такая способность к реакции обеспечила универсальному индикатору широкую востребованность. Кроме аналитической химии он широко используется в аквариумистике для определения кислотности воды (Приложение 1)
1. 2. Природные индикаторы. Характеристика и классификация.
С древности люди уделяли большое внимание наблюдениям за природой. И в наше время учение многих стран все больше и больше стали обращаться к природным индикаторам.
Пигменты многих растений способны изменять цвет в зависимости от кислотности клеточного сока. Поэтому растительные пигменты являются индикаторами, которые можно применять для исследования кислотности других растворов. Общее название природных пигментов флавониды. В эту группу входят каротиноиды, ксантофиллы, антоцианы, соответственно определяющие желтую, оранжевую, красную, синюю, фиолетовую окраску растений.
Антоцианы – это природный краситель из группы флавонидов.
Известно большое количество объектов, богатыми антоцианами: малина, клубника, земляника, вишня, слива, краснокочанная капуста, черный виноград, свекла, черника, голубика, клюква и многие другие.
Антоцианы придают фиолетовый, синий, коричневый, красный или оранжевый цвета плодам. Такое многообразие объясняется тем, что цвет изменяется в зависимости от баланса кислот и щелочей.
Строение антоцианов установлено в 1913 году немецким биохимиком Р. Вильштеттером. Первый химический синтез осуществлен в 1928 году английским химиком Р. Робинсоном. Разнообразие окраски объясняется не только особенностями их строения, но и образованием комплексов с ионными К (пурпурная соль), Мg и Са (синяя соль), а также адсорбцией на полисахаридах. Образованию антоцианов благоприятствуют низкая температура, интенсивное освещение. Антоцианы обладают хорошими индикаторными свойствами: в нейтральной среде приобретают пурпурную окраску, в кислой среде – красный цвет, в щелочной среде – зелено-желтый цвет.
Антоцианы очень часто определяют цвет лепестков, плодов и осенних листьев. Они обычно придают фиолетовую, синюю, коричневую, красную окраску. Эта окраска часто зависит от рН клеточного содержимого, и потому может меняться при созревании плодов, отцветании цветков в процессах, сопровождающихся закислением клеточного сока.
К сожалению, почти у всех природных индикаторов есть серьезный недостаток: их отвары довольно быстро портятся – скисают или плесневеют. Другой недостаток – слишком широкий интервал изменения цвета. При этом трудно или невозможно отличить, например, нейтральную среду от слабокислой или слабощелочную от сильнощелочной.
1.3. Биохимическая роль индикаторов.
Индикаторы позволяют быстро и достаточно точно контролировать состав жидких сред, следить за изменением их состава или за протеканием химической реакции.
Как уже было сказано, общее название всех природных пигментов, природных индикаторов – флавониды. Флавониды – гетероциклические соединения. В зависимости от структуры и степени окисления делятся на антоцианы, катехины, флавонолы, флавононы, каротиноиды, ксантофиллы.
Антоцианы – это биофлавониды, придающие плодам фиолетовую, синюю, коричневую, красную окраску. Поступая в организм человека с фруктами и овощами, антоцианы проявляют действие, схожее с витамином Р (Приложение 4), они поддерживают нормальное состояние кровяного давления и сосудов, предупреждая внутренние кровоизлияния. Антоцианы требуются клеткам головного мозга, улучшают память.
Антоцианы – мощные антиоксиданты, которые сильнее в 50 раз витамина С. Многие исследования подтвердили пользу антоцианов для зрения. Наибольшая концентрация антоцианов содержится в чернике. Поэтому препараты, содержащие чернику, наиболее востребованы в медицине.
Так как антоцианы обладают хорошими индикаторными свойствами, то их можно применять как индикаторы для идентификации кислотной, щелочной или нейтральной среды, как в химии, так и в быту.
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Изучение окраски синтетических индикаторов в кислотной, щелочной и нейтральной средах.
C помощью синтетических индикаторов проведено исследование окраски индикатора в кислотной, щелочной и нейтральной средах, проведенный опыт полностью соответствует таблице (Приложение 1)
2.2. Определение наличия антоцианов в исследуемых объектах. Зная о способности антоцианов изменять свою окраску в различных средах, можно доказать их присутствие или опровергнуть. Для этого необходимо исследуемый материал порезать или потереть, затем прокипятить, так как это приводит к разрушению мембран клеток, и антоцианы свободно выходят из клеток, окрашивая воду. Растворы наливают в специальную посуду и добавляют в одну порцию раствор щелоча, а в другую наливают кислоту. Если окраска изменится под их воздействием, значит продукты содержат антоцианы и они особенно полезны.
Для проведения опытов я использовала следующие материалы и оборудование: стаканы, ступки с пестиками, марлевый бинт, растворы гидроксида натрия и соляной кислоты.
В качестве природных индикаторов для исследования были взяты: ягоды малины, смородины, краснокочанная капуста, свекла, морковь. Также реактивы растворы щелочи и кислоты: NaOН и HCl (Приложение 3)
Ягоды растирала в ступке, свеклу измельчила с помощью терки. Окрашенные спиртовые и водные растворы фильтровали с помощью марли, чтобы избавить настой от частиц растений. Весь химический эксперимент проводился в школьном кабинете химии совместно с руководителем работы (Приложение 4).
Растворы щелочи и кислоты и добавляли поочередно к растворам природных объектов и отмечали окраску. (Приложение 5).
Результаты исследования оформили в виде таблицы:
Название растения | Цвет в нейтральной среде | Цвет в кислотной среде | Цвет в щелочной среде |
Морковь | Оранжевый | Оранжевый | Оранжевый |
Свекла | Бордовый | Красный | Желтый |
Малина | Розовый | Розовый | Зеленый |
Краснокочанная капуста | Фиолетовый | Светло-красный (алый) | Желтый |
Смородина | Бордовый | Зеленый | Бордовый |
По результатам, проведенных исследований установили:
-
сок моркови не изменяет окраску ни в кислотной, ни в щелочной среде;
-
сок малины изменяет окраску на зеленую только в щелочной среде;
-
сок смородины изменяет окраску в кислотной среде;
-
свекла и краснокочанная капуста изменяют окраску и в кислотной, и в щелочной среде.
Итак, пришли к выводу, что :
- Цвет листьев, плодов, цветков растений определяется наличием пигментов, относящихся к группе антоцианов. Антоцианы содержатся в клеточном соке и хорошо растворимы в воде.
- Из результатов исследования определили, что в качестве природных индикаторов на кислотную и щелочную среду, могут быть использованы свекла и краснокочанная капуста. Смородина может показать наличие кислой среды, а малина укажет на щелочь. Морковь в качестве индикатора среды использовать нельзя.
- Растительные индикаторы доступны, безопасны в использовании, экономичны.
Заключение
Эта работа оказалась очень интересной и полезной. Вызывает желание узнать и получить больше информации об использовании растений. В результате было доказано, что многие растения содержат антоцианы, благодаря которым они могут являться природными индикаторами. Их можно использовать как в быту, так и в химии для исследований. А еще установили, что поступая в организм человека с фруктами и овощами, антоцианы проявляют действие, схожее с витамином Р, они поддерживают нормальное состояние кровяного давления и сосудов, предупреждая внутренние кровоизлияния. Антоцианы требуются клеткам головного мозга, улучшают память. Они мощные антиоксиданты, которые сильнее в 50 раз витамина С. Многие исследования подтвердили пользу антоцианов для зрения. Наибольшая концентрация антоцианов содержится в чернике. Поэтому препараты, содержащие чернику, наиболее востребованы в медицине.
Природные индикаторы можно использовать на уроках химии, элективных курсах.
Растительные индикаторы можно использовать в быту. Сок столовой свеклы в кислой среде изменяет свой рубиновый цвет на ярко-красный, а в щелочной – на желтый. Зная свойство свекольного сока, можно сделать цвет борща ярким. Для этого к борщу следует добавить немного столового уксуса или лимонной кислоты.
Для определения состава лекарств, которые употребляют для лечения, можно использовать природные индикаторы. Многие лекарственные препараты представляют собою кислоты, соли и основания. Изучив их свойства, можно обезопасить себя. Например, аспирин (ацетилсалициловая кислота), многие витамины нельзя принимать на голодный желудок, так как кислоты, входящие в их состав, будут повреждать слизистую желудка.
Результаты исследовательской работы можно использовать для определения рН (водородный показатель) различных растворов, например, молочных продуктов, бульонов, лимонада и других, а также для определения кислотности почвы, так как на одной и той же почве в зависимости от ее кислотности один вид растений может давать высокий урожай, а другие будут угнетенными.
В ходе исследования гипотеза работы была доказана экспериментально, задачи исследования выполнены полностью, цель достигнута. Работу с природными индикаторами планируется продолжить, исследуя индикаторные свойства других растений.
Список литературы
-
Л.А. Савина Я познаю мир. Детская энциклопедия. Химия. – М.: АСТ, 1996.
-
Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002.
-
Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика, 1982.
-
Г.И. Штремплер. Домашняя лаборатория. ( Химия на досуге). – М., Просвещение, Учебная литература.- 1996.
Интернет-ресурсы:
-
www.alhimik.ru
-
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/103287
-
http://www.poetomu.ru/publ/zhurnal/nauka_i_uchenye/chto_takoe_himicheskii_indikator/35-1-0-266
Приложение 1.
Таблица окраски индикаторов в различных средах
П
риложение 2
Структурная формула рутина
Приложение 3
Исследование окраски природных пигментов в кислой, щелочной и нейтральной средах
1 2 3 4 5
1)капуста 2) свекла 3) морковь 4) Смородина 5)малина
Приложение 4
Добавление исследуемых объектов
11