СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Проблема буллинга в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема детской жестокости всегда была актуальной.В работе рассматриваются формы и типы школьного буллинга( физический, поведенческий, вербальная агрессия, кибербуллинг) и социальная структура буллинга.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Проблема буллинга в школе"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАРАГАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»

V муниципальная научно-практическая конференция педагогов и учащихся

«Новые горизонты»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Менделеевская средняя общеобразовательная школа»

Научное общество учащихся «Шаг в будущее»





Тема

Проблема буллинга в школах












Выполнила: ученица 10 класса

МБОУ «МСОШ»

Бенца Светлана Ивановна

Руководитель: И.В. Вотинова

Учитель английского языка







2019 г

Оглавление

Введение 3

1.Что такое буллинг? 4

2.Основные типы буллинга 6

3.Социальная структура буллинга 7

4.Исследование проблемы буллинга в МСОШ. 9

Заключение 11

Список используемой литературы 12




























Введение

Тема детской жестокости всегда была актуальна. В последнее время в средствах массовой информации, особенно в Интернете, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами.
Именно поэтому я решила провести исследовательскую работу и выяснить существует ли буллинг в моей школе.

Тема: проблема буллинга в школах.
Цель исследования: исследовать наличия или отсутствия буллинга в

МСОШ.
Задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Выявить группу отверженных и пренебрегаемых сверстников.

3. Определить факторы, влияющие на их возникновение.

4. Провести диагностику и анкетирование учащихся.

Объектом данного исследования стали обучающиеся МСОШ, а предметом – явление буллинга.

Гипотеза: я предположила, что проблема буллинга актуальна в МСОШ.

Методы исследования:

1. сбор и изучение теоретического материала;

2. систематизация, обобщение и анализ собранной информации;

3. диагностика учащихся и обработка результатов;

4. анкетирование учащихся школы и обработка результатов.














1.Что такое буллинг?

Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Школьная травля стала еще более травматичной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% – эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств.

Что же это за явление, в котором учащегося  называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», а теперь  жертвами  буллинга?

Буллинг (bullying,  от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) определяется как притеснение, дискриминация, травля.  Буллинг - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого.

Буллинг – явление массовое. Согласно статистическим данным, приводимым зарубежными учёными,   школьному   буллингу в той или иной форме подвергается от 4 до 50 % детей. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда систематическая травля со стороны одноклассников приводит к фатальному исходу.

Школьный буллинг проявляется с начальных классов, когда старшеклассниками устраивается дедовщина и у малышей отбирают карманные деньги, обеды, игрушки, телефоны и прочее. С возрастом к средней школе практически исчезают физические проявления, полностью уступая место психологическому террору – в ход идут сплетни, унизительное обращение и оскорбительные шутки, особенно тяжело переносится жертвами тотальный бойкот и игнорирование.

Мотивацией  к  буллингу  могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление  справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть,   самоутверждение, месть,  и  даже удовлетворения  садистских  потребностей отдельных личностей.

Школьный буллинг в основном возникает при наличии двух факторов:

1.Неправильное воспитание в семье. Вырастает малыш, который хочет быть лидером и добивается этого любым способом, угнетая более слабых. Либо, который вырос в семье, где практиковалась грубая сила, и он стал агрессором.

2.Неправильные действия педагогов. В некоторых случаях сами учителя провоцируют развитие травли, когда начинают отмечать качества определенного ребенка. Нередко педагоги не замечают происходящее в своем классе, имеет место попустительство.

   Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические  унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Були или буллеры (зачинщики  травли)  чрезвычайно изобретательны.







2.Основные типы буллинга
  • Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.

  • Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (кража и порча личных  вещей).

  • Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.

  • Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. 



3.Социальная структура буллинга

Социальная  структура  буллинга   включает в себя три элемента: преследователя (буллера), жертву и наблюдателя.  Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были),  учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.

Булли(буллеры)-преследователи:

1. Дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя,  гораздо легче будет добиваться своих целей.

2. Дети, которые не  умеют сочувствовать своим жертвам.

3. Физически  сильные  подростки.

4. Дети легко  возбудимые  и очень импульсивные, с агрессивным поведением.

  

Инициаторами травли также могут быть дети:

-          мечтающие   быть лидерами в классе;

-          желающие быть в центре внимания;

-          с высоким уровнем притязания;

-          уверенные   в своём превосходстве над жертвой;

-          дети, не признающие компромиссов;

-          агрессивные дети, самоутверждающиеся  в жертве;

-          интуитивно  чувствующие- какие одноклассники не окажут сопротивление;

-          со слабым самоконтролем.

        В  школьном  буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер-буллер, то остальные – последователи инициаторов травли  одноклассников.

«Союзники» буллеров  чаще всего дети:

1.Боящиеся быть на месте жертвы;

2.Не желающие выделяться из толпы одноклассников;

3. дорожащие своими отношениями с лидером ;

4.поддающиеся  влиянию   «сильных мира сего » в классе;

5.не умеющие  сопереживать и сочувствовать другим;

6.без собственной инициативы;

7.принимающие   травлю за развлечение;

8. дети жестоких родителей;

9.озлобленные  ровесники, мечтающие  взять реванш  за  свои  унижения;

10. из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания.

Жертвы буллинга:

Типичных  жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть  изгоем.

Чаще всего жертвами буллинга становятся дети (по мнению психолога  Дана  Ольвеуса):

1.Тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе;

2.Не имеющие  ни одного близкого друга, предпочитающие общение со взрослыми людьми;

3.Пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;

4.Склонные  к  депрессии и  чаще  сверстников  думающие  о самоубийстве;

5. Мальчики, физически слабее, чем ровесники.

Особенности детей, являющихся  провокативными  жертвами, поведение их вызывает раздражение у одноклассников и учителей:

1.Гиперактивность  и  повышенная возбудимость;

2.Плохая успеваемость;

3.Ябеды;

4.Дети с синдромом дефицита внимания;

5.Любимчики учителей;

6.Дети, которые с трудом  усваивают  чтение и письмо;

7.Дети гиперопекаемые родителями;

8.Воображалы;

9.Хвастуны;

10. «Белые вороны» во внешности (например, заячья  губа, необычная форма ушей, сколиоз, шрамы, очки,  тики, косоглазие,…)

11.Неопрятно одетые или же  наоборот;

12.Одарённые дети;

13.Кичащиеся достижениями своих родителей;

14.Не имеющие электронных новинок или же дети, имеющие самые дорогие из них, не доступные другим детям;

15.Интроверты с затруднённой коммуникацией;

16.Часто болеющие дети и пропускающие из-за этого уроки в школе;

17.Необычная манера речи, «необычное» в однокласснике с точки зрения его соучеников (а это, как выи  понимаете, может быть что угодно);

18.Дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей;

19.Дети другой национальности, непопулярной в данное время в стране.




4.Исследование проблемы буллинга в МСОШ.

Всего в опросе приняло участие 42 человека (18 девочек и 24 мальчика),учащихся 8-10 классов. После статистического анализа данных, мы получили результаты, дающие возможность говорить о наличии буллинга в школе.

На 1 вопрос: «Как вы чувствуете себя в школе?» школьники ответили следующим образом:



На 2 вопрос: «Существует ли проблема насилия в школе?



На 3 вопрос: «Становились ли вы жертвой насилия в школе и какого рода?»


На 4 вопрос: «От кого вы испытывали насилие по отношению к себе?» школьники ответили следующим образом:







Заключение

В ходе проведенного мною исследования, я выяснила что такое буллинг, его формы и типы, социальную структуру буллинга, провела опрос в МСОШ среди учащихся 8-10 классов.

В результате исследования я выяснила ,что в МСОШ существует проблема буллинга и она достаточно актуальна.

Выдвинутая мной гипотеза была доказана.

































Список используемой литературы


1.
https://psychologist-shakhtersk.blogspot.com/2017/08/blog-post_57.html

2. https://psycho4you.ru/lichnost/detskaya/bulling-v-shkole

3. http://psihomed.com/bulling/

4.С.В.Кривцова. «Буллинг в школе  VS  сплоченность неравнодушных» 2011г.

















14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!