МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАРАГАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»
V муниципальная научно-практическая конференция педагогов и учащихся
«Новые горизонты»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Менделеевская средняя общеобразовательная школа»
Научное общество учащихся «Шаг в будущее»
Тема
Проблема буллинга в школах
| Выполнила: ученица 10 класса МБОУ «МСОШ» Бенца Светлана Ивановна Руководитель: И.В. Вотинова Учитель английского языка |
2019 г
Оглавление
Введение 3
1.Что такое буллинг? 4
2.Основные типы буллинга 6
3.Социальная структура буллинга 7
4.Исследование проблемы буллинга в МСОШ. 9
Заключение 11
Список используемой литературы 12
Введение
Тема детской жестокости всегда была актуальна. В последнее время в средствах массовой информации, особенно в Интернете, появляются сообщения о детской жестокости, выкладываются ролики об избиении и издевательствах над одноклассниками и физически более слабыми ребятами.
Именно поэтому я решила провести исследовательскую работу и выяснить существует ли буллинг в моей школе.
Тема: проблема буллинга в школах.
Цель исследования: исследовать наличия или отсутствия буллинга в
МСОШ.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Выявить группу отверженных и пренебрегаемых сверстников.
3. Определить факторы, влияющие на их возникновение.
4. Провести диагностику и анкетирование учащихся.
Объектом данного исследования стали обучающиеся МСОШ, а предметом – явление буллинга.
Гипотеза: я предположила, что проблема буллинга актуальна в МСОШ.
Методы исследования:
1. сбор и изучение теоретического материала;
2. систематизация, обобщение и анализ собранной информации;
3. диагностика учащихся и обработка результатов;
4. анкетирование учащихся школы и обработка результатов.
1.Что такое буллинг?
Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. Школьная травля стала еще более травматичной, жестокой из-за того, что ее сцены теперь легко записываются на видео и распространяются по школе или в Интернете. По данным зарубежных и отечественных психологов, буллинг – явление достаточно распространенное в школе. До 10% детей регулярно (раз в неделю и чаще) и 55% – эпизодически (время от времени) подвергаются издевательствам со стороны одноклассников, 26% матерей считают своих детей жертвами издевательств.
Что же это за явление, в котором учащегося называли раньше «белой вороной», «козлом отпущения», а теперь жертвами буллинга?
Буллинг (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) определяется как притеснение, дискриминация, травля. Буллинг - это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации. Это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль или насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого.
Буллинг – явление массовое. Согласно статистическим данным, приводимым зарубежными учёными, школьному буллингу в той или иной форме подвергается от 4 до 50 % детей. В некоторых случаях издевательства носят ситуативный характер, но иногда систематическая травля со стороны одноклассников приводит к фатальному исходу.
Школьный буллинг проявляется с начальных классов, когда старшеклассниками устраивается дедовщина и у малышей отбирают карманные деньги, обеды, игрушки, телефоны и прочее. С возрастом к средней школе практически исчезают физические проявления, полностью уступая место психологическому террору – в ход идут сплетни, унизительное обращение и оскорбительные шутки, особенно тяжело переносится жертвами тотальный бойкот и игнорирование.
Мотивацией к буллингу могут выступать чувство неприязни, нейтрализация соперника, восстановление справедливости, борьба за власть, подчинение лидеру, зависть, самоутверждение, месть, и даже удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей.
Школьный буллинг в основном возникает при наличии двух факторов:
1.Неправильное воспитание в семье. Вырастает малыш, который хочет быть лидером и добивается этого любым способом, угнетая более слабых. Либо, который вырос в семье, где практиковалась грубая сила, и он стал агрессором.
2.Неправильные действия педагогов. В некоторых случаях сами учителя провоцируют развитие травли, когда начинают отмечать качества определенного ребенка. Нередко педагоги не замечают происходящее в своем классе, имеет место попустительство.
Формы школьного буллинга могут быть различными: систематические насмешки, вымогательство, физические и психические унижения, различного вида издевательства, бойкот и игнорирование, порча личных вещей и др. Були или буллеры (зачинщики травли) чрезвычайно изобретательны.
2.Основные типы буллинга
Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством.
Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (кража и порча личных вещей).
Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес.
3.Социальная структура буллинга
Социальная структура буллинга включает в себя три элемента: преследователя (буллера), жертву и наблюдателя. Говоря о наблюдателях (кем бы они ни были), учёные отмечают такие их типичные состояния как чувство вины и ощущение собственного бессилия.
Булли(буллеры)-преследователи:
1. Дети, уверенные в том, что «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиваться своих целей.
2. Дети, которые не умеют сочувствовать своим жертвам.
3. Физически сильные подростки.
4. Дети легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.
Инициаторами травли также могут быть дети:
- мечтающие быть лидерами в классе;
- желающие быть в центре внимания;
- с высоким уровнем притязания;
- уверенные в своём превосходстве над жертвой;
- дети, не признающие компромиссов;
- агрессивные дети, самоутверждающиеся в жертве;
- интуитивно чувствующие- какие одноклассники не окажут сопротивление;
- со слабым самоконтролем.
В школьном буллинге чаще всего участвует целая группа детей. Если лидер-буллер, то остальные – последователи инициаторов травли одноклассников.
«Союзники» буллеров чаще всего дети:
1.Боящиеся быть на месте жертвы;
2.Не желающие выделяться из толпы одноклассников;
3. дорожащие своими отношениями с лидером ;
4.поддающиеся влиянию «сильных мира сего » в классе;
5.не умеющие сопереживать и сочувствовать другим;
6.без собственной инициативы;
7.принимающие травлю за развлечение;
8. дети жестоких родителей;
9.озлобленные ровесники, мечтающие взять реванш за свои унижения;
10. из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания.
Жертвы буллинга:
Типичных жертв школьного террора нет. Любой ребёнок может быть изгоем.
Чаще всего жертвами буллинга становятся дети (по мнению психолога Дана Ольвеуса):
1.Тревожные, несчастные, с низкой самооценкой, не уверенные в себе;
2.Не имеющие ни одного близкого друга, предпочитающие общение со взрослыми людьми;
3.Пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые;
4.Склонные к депрессии и чаще сверстников думающие о самоубийстве;
5. Мальчики, физически слабее, чем ровесники.
Особенности детей, являющихся провокативными жертвами, поведение их вызывает раздражение у одноклассников и учителей:
1.Гиперактивность и повышенная возбудимость;
2.Плохая успеваемость;
3.Ябеды;
4.Дети с синдромом дефицита внимания;
5.Любимчики учителей;
6.Дети, которые с трудом усваивают чтение и письмо;
7.Дети гиперопекаемые родителями;
8.Воображалы;
9.Хвастуны;
10. «Белые вороны» во внешности (например, заячья губа, необычная форма ушей, сколиоз, шрамы, очки, тики, косоглазие,…)
11.Неопрятно одетые или же наоборот;
12.Одарённые дети;
13.Кичащиеся достижениями своих родителей;
14.Не имеющие электронных новинок или же дети, имеющие самые дорогие из них, не доступные другим детям;
15.Интроверты с затруднённой коммуникацией;
16.Часто болеющие дети и пропускающие из-за этого уроки в школе;
17.Необычная манера речи, «необычное» в однокласснике с точки зрения его соучеников (а это, как выи понимаете, может быть что угодно);
18.Дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей;
19.Дети другой национальности, непопулярной в данное время в стране.
4.Исследование проблемы буллинга в МСОШ.
Всего в опросе приняло участие 42 человека (18 девочек и 24 мальчика),учащихся 8-10 классов. После статистического анализа данных, мы получили результаты, дающие возможность говорить о наличии буллинга в школе.
На 1 вопрос: «Как вы чувствуете себя в школе?» школьники ответили следующим образом:
На 2 вопрос: «Существует ли проблема насилия в школе?
На 3 вопрос: «Становились ли вы жертвой насилия в школе и какого рода?»
На 4 вопрос: «От кого вы испытывали насилие по отношению к себе?» школьники ответили следующим образом:
Заключение
В ходе проведенного мною исследования, я выяснила что такое буллинг, его формы и типы, социальную структуру буллинга, провела опрос в МСОШ среди учащихся 8-10 классов.
В результате исследования я выяснила ,что в МСОШ существует проблема буллинга и она достаточно актуальна.
Выдвинутая мной гипотеза была доказана.
Список используемой литературы
1. https://psychologist-shakhtersk.blogspot.com/2017/08/blog-post_57.html
2. https://psycho4you.ru/lichnost/detskaya/bulling-v-shkole
3. http://psihomed.com/bulling/
4.С.В.Кривцова. «Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных» 2011г.
14