СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Проблема отцов и детей», Тугушева Влада, 8 Ф класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Проблема отцов и детей», Тугушева Влада, 8 Ф класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

№23







Исследовательская работа

«Проблема отцов и детей»





Выполнила : Тугушева Влада Сергеевна

Ученицы 8 «Ф» класса



Руководитель:

Разумова Анастасия Михайловна







Допускаются к защите:

____________ Ф.И.О

__________________

«____» ___________ 20 ___г

г. Комсомольск-на- Амуре

2020 год



Оглавление

Введение 3

  1. Взаимоотношение родителей и детей 5

1.1. Функции семьи 5

1.2. Роль родителей в жизни подростков 6

    1. . Потребность во взаимном общении 7

  1. Причины разногласий в семье 9

    1. Истоки разногласий 9

    2. Подростки 11

    3. Кризис переходного возраста 14

    4. Стремление к самостоятельности и самоопределению 16

    5. Влияние разногласий на ребенка. Привычка к конфликту 19

    6. Заключение 21

    7. Приложение 23




































Введение

Семья – это опора для любого человека, это те люди, на которых ты можешь положиться абсолютно всегда. А взаимоотношения между подростками и их родителями сильно влияют на их поведение в обществе. Например, если есть проблемы в семье, это может отразиться на круг общения человека. Отношение в семье способствуют приобретению человеком таких качеств, как честность, искренность, умение слушать и сопереживать, терпение, доброта, порядочность, усидчивость и многое другое. У людей с трудными отношениями в семье, часто отсутствуют подобные качества, они бывают раздражительные, лживые, эгоистичные, порой даже агрессивные. Такой человек может срываться на окружающих, даже нарушить закон. Поэтому, тема о взаимоотношениях в семье очень важна для общества.



Цель работы: Исследовать взаимоотношения между подростками и родителями. Сформулировать рекомендации для преодоления проблемы «Отцов и детей».



В соответствии с целью были выделены следующие задачи исследования: 

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Рассмотреть сферу общения подростков в семье.

3.Выяснить основные причины семейных разногласий.

4.Исследовать каждую из причин.

5. Дать рекомендации родителям и подросткам по эффективному общению между собой.

Объект исследований:  Взаимоотношения подростков в возрасте 14-17 лет с родителями.

Гипотеза: Существуют разные методы предотвращения непонимания в семье.





































Взаимоотношение родителей и детей


Функции семьи

Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:

репродуктивная (детородная) - воспроизводство потомства — главная функция семьи;

воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

хозяйственно - бытовая - ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

экономическая - материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;

духовно - нравственная - развитие личности каждого члена семьи;

социально - статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

эмоциональная - оказание психологической поддержки членам семьи.







Роль родителей в жизни подростков


1.    Родители – это источник эмоционального тепла и поддержки. В подростковом возрасте ребенок становится очень ранимым, с неустойчивой самооценкой, и именно поэтому родители играют большую роль в жизни ребенка на этом периоде, т.к. именно они могут обеспечить чувство уверенности в себе, поддерживая своего ребенка и являясь основным источником оптимизма и поддержки.

2.    Родители - «верховная власть». От родителей зависит значительное удовлетворение потребностей подростка – материальное обеспечение, осуществление других жизненных благ. Родителями оценивается «что хорошо, а что – плохо» и от этого зависит, будет ли подросток одобрен и поощрен или его поведение будет оценено как неудовлетворительное, и он будет наказан или лишен поощрений за свои поступки.

3.    Родители – пример или образец для подражания. В подростковом возрасте роль родителей как примера для подражания ослабевает. Как пример для выстраивания линии поведения все чаще применяются образцы поведения других людей, а поступки родителей оцениваются очень критично. Поэтому в этом периоде родители должны немного поменять свой подход к ребенку, возможно, стать немного мягче.

4.     Родители – источник жизненного опыта. Ребенок, вступая в подростковый возраст, уже имеет более широкий круг социальных связей и общения, который постоянно расширяется. И не смотря на увеличивающуюся самостоятельность, подростки все же остро нуждаются в том, чтобы в решении сложных проблем и ситуаций получать поддержку.



Потребность во взаимном общении.


Наиболее часто считается, что в подростковом возрасте ребенок меньше имеет потребность в общении с родителями, и больше – со сверстниками. Действительно, в этом возрасте подросток все чаще и больше общается со сверстниками, но общение с родителями имеет для него не меньшее значение, чем раньше. Только разновидности общения с родителями деяться на два варианта: на формальное общение и неформальное.

     Формальное общение включает в себя диалоги на темы учебы, уроков, поведения и обязанностей. И в этом случае подросток действительно общается более формально и поверхностно, а общению с родителями предпочитает общение с ровесниками. Ведь в этом возрасте, учеба и обязанности для подростка уходят на второй план. Для родителей же, наоборот это очень важно, и из-за этого часто между детьми и их родителями происходят разногласия.

     Неформальное общение направлено на разговоры о «жизни», взаимоотношениях с людьми, о дружбе и других очень важных для подросткового возраста тем. По данным исследований, не более трети подростков удовлетворены неформальным общением со своими родителями. Проблема эта возникает вследствие того, что родители часто не готовы и не умеют выслушать своего ребенка, не хотят учитывать особенности подросткового возраста и не считаются с его личным мнением, также многие родители считают проблемы детей незначительными, игнорируя их.

     Кроме того, во взаимном восприятии родителей и подростков имеются свои особенности. Родители часто ориентируются на образ себя – на то, какими они были в прошлом, на то, какими они видят себя сейчас. Образ себя часто берется за образец, по которому «нужно воспитывать». Причем это более характерно для матерей, чем для отцов. Подростки гораздо более точно представляют себе, как оценивают их родители, ведь мнение о них высказывается постоянно, прямо или косвенно. Это часто становиться темой конфликтов в семье, ведь дети не всегда хотят соответствовать стандартам их родителей.

    Если Вам, уважаемые родители, кажется ваше общение с подростком-ребенком недостаточным, неискренним и формальным, значит, Вам необходимо увеличить долю общения на неформальные темы, научиться выслушивать мнение Вашего ребенка до конца, снизить уровень критики. Не забудьте, что Ваш ребенок – это личность, хоть во многом и похожая на Вас, но все же – другая, с другим восприятием и другими вкусами.

   Семейное воспитание сознательно направлено на формирование определенных качеств и умений. Воспитательное воздействие осуществляется двумя механизмами: поощрением поведения, которое родителями считается правильным, и наказанием за нарушение установленных правил. Эти механизмы позволяют сформировать систему норм, которая постепенно становится привычкой и внутренней потребностью. Со временем, когда ребенок становится старше, правил становиться меньше

    Кроме сознательных, специально осуществляемых, механизмов в воспитании невольно задействованы семейная атмосфера и семейные условия, к которым относятся социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, семейные ценности. Нарушение в любой составляющей может привести к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.







Причины разногласий в семье.

Истоки разногласий.

Причин возникновения разногласий в воспитании может быть множество. Но самым общим образом можно сказать так: истоки разногласий между родителями в отношении воспитания их детей лежат, прежде всего, в различии их собственного опыта, вынесенного из детства! Это большая проблема, и хотя специалисты об этом говорят настойчиво, она не осознается большинством родителей! Например, если на ребенка родители кричат, причем с полной уверенностью, что взрослый имеет право на крик и что ребенок заслуживает этого, — он постепенно, перестает воспринимать наказание всерьез и отвечает родителю тем же.

Родители копируют модель воспитания, которая была принята в их семье, поэтому вступающие в брак люди приходят в семью с разными воспитательными установками и установками на отношения между людьми вообще, а они усваиваются очень рано под влиянием семьи и своего детского жизненного опыта. Поэтому, в семье часто возникают недопонимания и между родителями.



Подростки в конфликте:

  • переходный возраст;

  • стремление к самостоятельности и самоопределению;

  • требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;

  • привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;

  • бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.


Родители в конфликте:



  • нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;

  • проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;

  • борьба за собственную власть и авторитетность;

  • отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;

  • не подтверждение родительских ожиданий.









































Подростки:

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

-реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

-реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

-реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Чаще всего подростки выбирают то поведение, которое подходит под обстоятельства. Они либо садятся на шею родителям, либо воспринимают в штыки каждое слово взрослых. Часто со стороны такое поведение выглядит как знак протеста. За такими «выходками» подростка обычно стоит одна из четырех целей:



  • 1.Попытка избежать неудачи. Здесь может быть две причины:

Ожидание ребенком оценки своих поступков (старается избегать тех дел, при которых он будет выглядеть неудачником или получит за них низкую оценку);

Внушение родителей. Например: «мы любим только тех детей, которые хорошо учатся» (тогда ребенок выполняет только те задачи, с которыми он точно справится).



2. Попытка отомстить.

Это самый сложный вид поведения. Месть подростка не обязательно имеет форму сильной обиды, но желание отомстить почти всегда является ответом на причиненную когда-то боль. При этом ответить ребенок может как через минуту после нанесенной душевной травмы, так и через много лет после нее. Проявляется месть в виде психических и физических атак: ребенок всеми силами вредит родителям или другим обидчикам, игнорируя любые их попытки примирения. Поэтому, как родителям, так и детям стоит быть внимательней к чувствам друг друга.



3. Демонстрация своей власти.

Проявляется либо в словесном негодовании ребенка, которое переходит в конфликт, либо в тихом непослушании. Ребенок обещает сделать то, что его просили, а сам продолжает заниматься своими делами. Подросток это делает с намерением довести родителей до приступов ярости, а это может привести к более глубокому конфликту. Дети подливают масла в огонь фразами: «Ничего ты мне не сможешь сделать», либо убегают из дома. Основной причиной здесь является желание подростка уравнять свои права со взрослыми.



4. Привлечение внимания к себе.

Зачастую оно проявляется в попытке ребенка отвлечь родителей от их дел, и провокации на ругань и наказание. Причина кроется в том, что подросток прекрасно понимает – на «плохих» детей больше обращают внимание, и ради этого внимания он пускается во все тяжкие.

Наиболее частыми причинами конфликтов являются: выбор друзей и партнеров, частота посещений вечеринок и свиданий, занятия подростка, отход ко сну, укоренившиеся убеждения, выбор внешнего вида, необходимость работы по дому.

Конфликты с родителями возрастают при инфантильном поведении подростка, его демонстративном неуважении к ним, ссорах с братьями и сестрами, сложных отношениях с родственниками, несовпадении типов личностей подростка и кого-то из родителей. Родители часто в не что не ставят подобные конфликты, для ребенка же они имеют значение.

































Кризис переходного возраста.



Главной причиной возникновения кризиса переходного возраста является половое созревание, оказывающее влияние на психику человека, на его эмоциональное и физическое состояние. Половое созревание формирует в подростке новые для него потребности и интересы — половое влечение, которое вызывает тревогу и переживания, связанные с физическим «Я» человека, и определяет соответствующие кризису симптомы. Подросток начинает противопоставлять себя взрослым, пытается завоевать новую жизненную позицию. Результатом кризиса переходного возраста является формирование личности человека.

Конечно, это нелегкий период в жизни подростка, но пройти через него необходимо для дальнейшего развития и становления личности. Если переходный период проходит гладко, без симптомов кризиса, то в дальнейшем события могут развиваться по двум сценариям. Кризис все равно случится, но несколько позже, в 17-18 лет, и будет протекать болезненно и бурно. Другой вариант: человек так и остается в инфантильной позиции ребенка даже в зрелом возрасте, т.е. процесса взросления как такового не происходит. Родителям не стоит бояться кризиса переходного возраста, так как он представляет собой естественный процесс развития личности. Гораздо хуже, если он не наступит. Так же как и при других возрастных кризисах, в нем присутствуют пиковые моменты, которые нужно пережить. Безусловно, переходный период — это тяжелое время и для подростка, и для его родителей, но это период личного обособления, завоевания собственной позиции и взросления.

Положительный смысл кризиса переходного возраста заключается в том, что через борьбу за свою независимость, которая протекает в безопасных, домашних условиях, подросток самоутверждается и познает свои способности и возможности. Кризис позволяет подростку сформировать чувство уверенности в себе и учит самостоятельности, качествам, которые в дальнейшей, взрослой жизни помогут ему справляться с возникающими на его пути трудностями. Исходя из этого, вариант «кризис независимости» является наиболее конструктивной формой протекания кризиса для формирования здоровой личности, чем «кризис зависимости». Однако «кризис независимости» с экстремальными формами проявления также считается непродуктивным.































Стремление к самостоятельности и самоопределению.



Учебная деятельность Учеба в школе или в училище занимает большое место в жизни подростка. Позитивное здесь - готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения.

Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему. Конечно, интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеют подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к учебным предметам в целом. В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний. Подросток жадно усваивает житейский опыт значимых людей, что дает ему возможность ориентироваться в обыденной жизни. В то же время впервые подросток начинает сам искать художественные и научные знания. Вместе со сверстниками он ездит в художественные и научно-просветительские музеи, ходит на лекции, в театры. При этом сами по себе знания доставляют подростку истинную радость и развивают его мыслительные способности. Знания, которые получает подросток в процессе учебной деятельности в школе, также могут приносить ему удовлетворение. Однако здесь есть одна особенность: в школе подросток не выбирает сам постигаемые знания. В результате можно видеть, что некоторые подростки легко, без принуждения, усваивают любые школьные знания; другие - лишь избранные предметы. Если подросток не видит жизненного значения определенных знаний, то у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим учебным предметам и ко всей школе в целом. Если пропадает интерес, то знания даются ребенку с еще большим трудом. А плохая успеваемость - это еще одна тема семейных конфликтов.











 



















Требование большей автономии во всем.

Достижение личностной автономии как способности к самостоятельной постановке жизненных целей, осуществлению личностного, свободного выбора, обретению уверенности в себе — ключевая задача развития в подростковом возрасте.

Важнейшей задачей развития в подростковом возрасте является достижение автономии и независимости от родителей, способности личности самостоятельно принимать решения и действовать на основе собственного выбора.

В психоаналитических подходах развитие автономии рассматривается в контексте отношений ребенка с матерью "симбиоз — дифференциация", а обретение автономии как последовательность стадий — переход к отделению, отказ от зависимости и обретение независимости. В теории объектных отношений автономия понимается как способность личности самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность, оставаясь в значимых отношениях. А. Фрейд в качестве необходимого условия развития автономии и ответственности рассматривала стремление подростка избавиться от родительского контроля и разорвать связи с родителями, выйти за пределы семейного круга и найти новые объекты влечений. Широкий спектр форм борьбы с родителями включает открытое проявление безразличия, избегание, отказ в доверии родителям, отрицание их значимости и обесценивание; пренебрежение, открытую дерзость и бунт против прежних разделенных убеждений и совместно выработанных соглашений. Обратной стороной медали эмансипации становится регресс и возврат к беспомощности и зависимости. В подростковом возрасте энергия перенаправляется от родителя к сверстникам противоположного пола, для чего необходимо осуществить разрыв и отчуждение от родителей.

Влияние разногласий на ребенка. Привычка к конфликту.



Серьезным разногласием часто становится в семье выбор стиля воспитания: строгости или мягкости, авторитаризма или демократии, гиперопеки или невмешательства и т. д. В сторонниках того или иного типа воспитания нехватки не наблюдается.

Препятствием к выбору оптимального стиля воспитания могут выступать различия в характерах родителей. В то время как педантичный, застревающий на мелочах, гневливый отец требует беспрекословного послушания и моментального выполнения приказов, более «мягкая» по характеру мама, напротив, потакает всем слабостям и капризам ребенка. Такая ситуация может привести либо к повышению уровня тревожности у ребенка за счет постоянного напряженного ожидания и неопределенности — накажут ли его за этот поступок или похвалят, либо к развитию хитрости и склонности к манипулированию. Ребенок может научиться играть на этом разногласии. Всякий раз после стычек с отцом он может приходить в слезах и с жалобами к матери и выпрашивать у нее в качестве «утешительного приза» подарки, сладости и просто знаки внимания. Мать, соглашаясь, что «папа плохой», подрывает авторитет отца. Отца такое положение вещей злит еще больше, внутрисемейный конфликт усугубляется. Отец, наблюдая «заговор» матери с ребенком, чувствует себя ненужным. Как правило, за маской подобного «деспота» скрывается ранимая натура с заниженной самооценкой, которая требует внимания и понимания не меньше, чем ребенок. Корни их поведения уходят в желание уберечь детей от собственных ошибок, тяжелых переживаний. Родители, перенесшие в детстве унижения, насмешки и неудачи, хотят видеть своих детей сильными, несгибаемыми личностями и воспитывают их в «спартанских» условиях. Не наученные в детстве любить, не имеющие надежной поддержки, они не знают, что становление сильной личности возможно, когда есть ощущение, что тебя понимают и одобряют.

Нередко разногласия между членами семьи переходят в открытую конфронтацию, и тогда ребенок оказывается в самой неприятной роли — заложником родительских конфликтов: он вынужден выбирать, как ему себя вести в противоречивой ситуации. Одна из важнейших потребностей ребенка — быть любимым. Для них это важно, и часто их поведение мотивируется как раз этой потребностью. А что же делать ребенку, который хочет быть хорошим и для мамы, и папы — они все любимы им. Ему тяжело не только выбирать линию поведения, но и вообще выбирать между любимыми значимыми взрослыми — для него это не под силу! Он вынужден хитрить и подстраиваться под каждого: получается, что уже с младенчества родители вынуждают дитя учиться манипулировать. Ребенку, который воспитывается в противоречивой среде, сложно выработать собственные нравственные установки, принципы и убеждения. На фоне несогласия в семье у ребенка могут начаться невротические проявления: ему бывает элементарно страшно, когда родители ссорятся. Чем вести бесполезные кровопролитные войны, отстаивая свой стиль воспитания, целесообразнее обратиться к специалисту, благо психологическая служба в наши дни давно уже не является экзотикой, и помощь семейного психотерапевта в современном мире доступна каждой семье.

Влияние социальной среды на подростка.

Психологи утверждают, что зависимость подростка от социальной среды носит максимально выраженный характер. Всеми своими поступками и действиями подросток ориентирован на социум. Ради статуса и признания подростки могут пойти на необдуманные жертвы, войти в конфликт с ближайшими людьми, изменить своим ценностям, порой, не думая даже навредить себе или окружающим. Социальная среда может влиять на подростка, как положительно, так и отрицательно. Степень влияния социальной среды зависит от авторитета участников и самого подростка.



Заключение

Конфликты в семье влияют не только на отношения между родителями и подростками, они влияют на многие сферы в жизни ребенка. Сложные отношения с родителями могут повлиять на отношения ребенка со сверстниками, его роли в жизни детского и подросткового коллектива и его самоощущения в нем, осознании собственной самодостаточности в последующем. Ребенок может стать агрессивен, замкнут ему трудно будет найти себя в социуме, профессиональном интересе, определиться в увлечениях, найти друзей, общение, что может оказать существенное воздействие на его дальнейшую жизнь, семейные отношения, профессию.











Приложение

Буклет

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!