СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Проблема социальной адаптации старших школьников в процессе построения жизненной перспективы"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа учащегося о построении жизненной перспективы старших школьников

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Проблема социальной адаптации старших школьников в процессе построения жизненной перспективы"»

Проблема социальной адаптации старших школьников в процессе построения жизненной перспективы  Выполнила:  ученица 11 класса  МОУ СОШ №1  Алиева Мария  г. Буденновск

Проблема социальной адаптации старших школьников в процессе построения жизненной перспективы

Выполнила:

ученица 11 класса

МОУ СОШ №1

Алиева Мария

г. Буденновск

Объект исследования – личность старших школьников в условиях социальных изменений. Предмет исследования – жизненные перспективы и социальный кругозор личности в старшем школьном возрасте. Задачи:  1. Провести анализ жизненных перспектив личности в подростковом возрасте.  2. Эмпирически исследовать содержание и структуру жизненных перспектив и социального кругозора подростка, определить связи между этими личностными характеристиками.
  • Объект исследования – личность старших школьников в условиях социальных изменений.
  • Предмет исследования – жизненные перспективы и социальный кругозор личности в старшем школьном возрасте.
  • Задачи:

1. Провести анализ жизненных перспектив личности в подростковом возрасте.

2. Эмпирически исследовать содержание и структуру жизненных перспектив и социального кругозора подростка, определить связи между этими личностными характеристиками.

Рейтинг ценностей  Название сферы  Среднее значение показателей Счастливая семейная жизнь  Ц для этой сферы  7,08 Наличие хороших в вредных друзей  6,98 Свобода как независимость в поступках и действиях  6,69 Материально-обеспеченная жизнь  6,43 Любовь Здоровье  6,29  5,99 Уверенность в себе  5,76 Интересная работа  5,33 Познание  4,97 Красота природы и искусства  4,08 Творчество  3,25 Активная, деятельная жизнь  2,98

Рейтинг ценностей

Название сферы

Среднее значение показателей

Счастливая семейная жизнь

Ц для этой сферы

7,08

Наличие хороших в вредных друзей

6,98

Свобода как независимость в поступках и действиях

6,69

Материально-обеспеченная жизнь

6,43

Любовь

Здоровье

6,29

5,99

Уверенность в себе

5,76

Интересная работа

5,33

Познание

4,97

Красота природы и искусства

4,08

Творчество

3,25

Активная, деятельная жизнь

2,98

Рейтинг высокозначимых и низкозначимых для подростков жизненных сфер Высокозначимые  Название сферы Низкозначимые % от общего числа испытуемых Счастливая семейная жизнь  % от общего числа испытуемых  54% Свобода как независимость в поступках и действиях Наличие хороших и верных друзей  46%  17,5%  16 %  46% Материально-обеспеченная жизнь  10,9%  38% Любовь  20%  34% Здоровье  19%  28% Уверенность в себе, отсутствие сомнений  23%  24% Интересная работа  21%  22% Познание Творчество  20%  28%  34%  18% Активная, деятельная жизнь  50%  0,88% Красота природы и искусства  60%  0  44%

Рейтинг высокозначимых и низкозначимых для подростков жизненных сфер

Высокозначимые

Название сферы

Низкозначимые

% от общего числа испытуемых

Счастливая семейная жизнь

% от общего числа испытуемых

54%

Свобода как независимость в поступках и действиях

Наличие хороших и верных друзей

46%

17,5%

16 %

46%

Материально-обеспеченная жизнь

10,9%

38%

Любовь

20%

34%

Здоровье

19%

28%

Уверенность в себе, отсутствие сомнений

23%

24%

Интересная работа

21%

22%

Познание

Творчество

20%

28%

34%

18%

Активная, деятельная жизнь

50%

0,88%

Красота природы и искусства

60%

0

44%

Рейтинг ценностей в зависимости от пола.   Название сферы Мальчики Счастливая семейная жизнь Девочки 6,6, Уверенность в себе 7,5 5,3 Интересная работа 6,2 5,33 5,33

Рейтинг ценностей в зависимости от пола.

Название сферы

Мальчики

Счастливая семейная жизнь

Девочки

6,6,

Уверенность в себе

7,5

5,3

Интересная работа

6,2

5,33

5,33

Возрастная динамическая ценность сфер

Возрастная динамическая ценность сфер

Рейтинг жизненных сфер, обладающих для подростков высокой доступностью и низкой доступностью   Высокая доступность Название сферы Низкая доступность % количества от общего числа испытуемых Наличие хороших и верных друзей % этого количества от общего числа испытуемых  39% Свобода как независимость в действиях и поступках Любовь  38%  32%  31%  32% Уверенность в себе  35%  30% Счастливая семейная жизнь  37,9%  28% Активная деятельная жизнь  45%  28% Красота природы и искусства  29%  23% Познание  49%  20% Творчество Интересная работа  20%  38%  57%  19% Здоровье  33,6%  18% Материально-обеспеченная жизнь  54%  16%  56,7%

Рейтинг жизненных сфер, обладающих для подростков высокой доступностью и низкой доступностью

Высокая доступность

Название сферы

Низкая доступность

% количества от общего числа испытуемых

Наличие хороших и верных друзей

% этого количества от общего числа испытуемых

39%

Свобода как независимость в действиях и поступках

Любовь

38%

32%

31%

32%

Уверенность в себе

35%

30%

Счастливая семейная жизнь

37,9%

28%

Активная деятельная жизнь

45%

28%

Красота природы и искусства

29%

23%

Познание

49%

20%

Творчество

Интересная работа

20%

38%

57%

19%

Здоровье

33,6%

18%

Материально-обеспеченная жизнь

54%

16%

56,7%

Среднее значение (СР) расхождения между желательностью и доступностью жизненных сфер  Наименование сферы  СР Активная, деятельная жизнь  - 2,97 Творчество  - 0,92 Красота природы и искусства  - 0,73 Познание  - 0,58 Интересная работа Уверенность в себе  - 0,11  - 0,12 Свобода как независимость в поступках и действиях  - 0,30 Любовь  - 0,47 Наличие хороших и верных друзей  - 0,91 Здоровье  - 1,66 Счастливая семейная жизнь  - 1,76 Материально-обеспеченная жизнь  - 2,19

Среднее значение (СР) расхождения между желательностью и доступностью жизненных сфер

Наименование сферы

СР

Активная, деятельная жизнь

- 2,97

Творчество

- 0,92

Красота природы и искусства

- 0,73

Познание

- 0,58

Интересная работа

Уверенность в себе

- 0,11

- 0,12

Свобода как независимость в поступках и действиях

- 0,30

Любовь

- 0,47

Наличие хороших и верных друзей

- 0,91

Здоровье

- 1,66

Счастливая семейная жизнь

- 1,76

Материально-обеспеченная жизнь

- 2,19

выводы 1. Результаты опроса показали, что ведущими ценностями старшеклассников являются счастливая семейная жизнь, независимость в поступках и действиях, наличие хороших и верных друзей, материальное благополучие, любовь и здоровье. 2. Исследование обозначило проблемные зоны в адаптации: несформированность таких ценностей, как активная, деятельная жизнь, познание и творчество. проблемы восприятие и оценки старшеклассниками понятия жизни как материально-обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь и здоровье. 3. Анализ дезадаптивных сфер в возрастной динамике раскрывает проблему профессионального самоопределения и построения дальнейшей жизненной перспективы.  

выводы

1. Результаты опроса показали, что ведущими ценностями старшеклассников являются счастливая семейная жизнь, независимость в поступках и действиях, наличие хороших и верных друзей, материальное благополучие, любовь и здоровье.

2. Исследование обозначило проблемные зоны в адаптации:

  • несформированность таких ценностей, как активная, деятельная жизнь, познание и творчество.
  • проблемы восприятие и оценки старшеклассниками понятия жизни как материально-обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь и здоровье.

3. Анализ дезадаптивных сфер в возрастной динамике раскрывает проблему профессионального самоопределения и построения дальнейшей жизненной перспективы.

 

ЛИТЕРАРУРА

  • Головаха Е., Кроник А. К исследованию мотивации жизненного пути М-2007
  • Жизненные ориентации старшеклассников и проблемы современного образования: Сб. науч. трудов / Отв. Ред. В.С.Собкин. М., 2005
  • Кроник А.А. «Картина жизни»: возможности прогноза // Жизненный путь личности. Киев, 2007.
  • Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психол. журн.-2007-т. 16, № 1,2
  • Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2006.
  • Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью. — Вопросы философии, 2003, № 3.
  • Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопр. психол. 2007. № 5.
  • Сарсенбаева Б. И. Психологические особенности развития коллективистического отношения подростков к спортивной деятельности.— Вопросы психологии, 2007, № 4,
  • Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») //Научные труды учителей и сотрудников Гимназии «Универс». Кр-к., 2000.
  • Фанталова Е.Б. «Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов» // Психологический журнал – 1992-Т.13. №1.

 

 

 

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!