Проблема социальной адаптации старших школьников в процессе построения жизненной перспективы
Выполнила:
ученица 11 класса
МОУ СОШ №1
Алиева Мария
г. Буденновск
- Объект исследования – личность старших школьников в условиях социальных изменений.
- Предмет исследования – жизненные перспективы и социальный кругозор личности в старшем школьном возрасте.
- Задачи:
1. Провести анализ жизненных перспектив личности в подростковом возрасте.
2. Эмпирически исследовать содержание и структуру жизненных перспектив и социального кругозора подростка, определить связи между этими личностными характеристиками.
Рейтинг ценностей
Название сферы
Среднее значение показателей
Счастливая семейная жизнь
Ц для этой сферы
7,08
Наличие хороших в вредных друзей
6,98
Свобода как независимость в поступках и действиях
6,69
Материально-обеспеченная жизнь
6,43
Любовь
Здоровье
6,29
5,99
Уверенность в себе
5,76
Интересная работа
5,33
Познание
4,97
Красота природы и искусства
4,08
Творчество
3,25
Активная, деятельная жизнь
2,98
Рейтинг высокозначимых и низкозначимых для подростков жизненных сфер
Высокозначимые
Название сферы
Низкозначимые
% от общего числа испытуемых
Счастливая семейная жизнь
% от общего числа испытуемых
54%
Свобода как независимость в поступках и действиях
Наличие хороших и верных друзей
46%
17,5%
16 %
46%
Материально-обеспеченная жизнь
10,9%
38%
Любовь
20%
34%
Здоровье
19%
28%
Уверенность в себе, отсутствие сомнений
23%
24%
Интересная работа
21%
22%
Познание
Творчество
20%
28%
34%
18%
Активная, деятельная жизнь
50%
0,88%
Красота природы и искусства
60%
0
44%
Рейтинг ценностей в зависимости от пола.
Название сферы
Мальчики
Счастливая семейная жизнь
Девочки
6,6,
Уверенность в себе
7,5
5,3
Интересная работа
6,2
5,33
5,33
Возрастная динамическая ценность сфер
Рейтинг жизненных сфер, обладающих для подростков высокой доступностью и низкой доступностью
Высокая доступность
Название сферы
Низкая доступность
% количества от общего числа испытуемых
Наличие хороших и верных друзей
% этого количества от общего числа испытуемых
39%
Свобода как независимость в действиях и поступках
Любовь
38%
32%
31%
32%
Уверенность в себе
35%
30%
Счастливая семейная жизнь
37,9%
28%
Активная деятельная жизнь
45%
28%
Красота природы и искусства
29%
23%
Познание
49%
20%
Творчество
Интересная работа
20%
38%
57%
19%
Здоровье
33,6%
18%
Материально-обеспеченная жизнь
54%
16%
56,7%
Среднее значение (СР) расхождения между желательностью и доступностью жизненных сфер
Наименование сферы
СР
Активная, деятельная жизнь
- 2,97
Творчество
- 0,92
Красота природы и искусства
- 0,73
Познание
- 0,58
Интересная работа
Уверенность в себе
- 0,11
- 0,12
Свобода как независимость в поступках и действиях
- 0,30
Любовь
- 0,47
Наличие хороших и верных друзей
- 0,91
Здоровье
- 1,66
Счастливая семейная жизнь
- 1,76
Материально-обеспеченная жизнь
- 2,19
выводы
1. Результаты опроса показали, что ведущими ценностями старшеклассников являются счастливая семейная жизнь, независимость в поступках и действиях, наличие хороших и верных друзей, материальное благополучие, любовь и здоровье.
2. Исследование обозначило проблемные зоны в адаптации:
- несформированность таких ценностей, как активная, деятельная жизнь, познание и творчество.
- проблемы восприятие и оценки старшеклассниками понятия жизни как материально-обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь и здоровье.
3. Анализ дезадаптивных сфер в возрастной динамике раскрывает проблему профессионального самоопределения и построения дальнейшей жизненной перспективы.
ЛИТЕРАРУРА
- Головаха Е., Кроник А. К исследованию мотивации жизненного пути М-2007
- Жизненные ориентации старшеклассников и проблемы современного образования: Сб. науч. трудов / Отв. Ред. В.С.Собкин. М., 2005
- Кроник А.А. «Картина жизни»: возможности прогноза // Жизненный путь личности. Киев, 2007.
- Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психол. журн.-2007-т. 16, № 1,2
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2006.
- Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью. — Вопросы философии, 2003, № 3.
- Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопр. психол. 2007. № 5.
- Сарсенбаева Б. И. Психологические особенности развития коллективистического отношения подростков к спортивной деятельности.— Вопросы психологии, 2007, № 4,
- Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития («школа взросления») //Научные труды учителей и сотрудников Гимназии «Универс». Кр-к., 2000.
- Фанталова Е.Б. «Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов» // Психологический журнал – 1992-Т.13. №1.
Спасибо за внимание!