Районная научно- практическая конференция
« Первые шаги в науку»
Направление: география
Название работы: «Процесс адаптации выпускников малых городов в образовательных учреждениях большого города»
Автор работы: Терещенко Полина
Место выполнения работы: г. Городовиковск,
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Городовиковская СОШ №3»
Руководитель: Петриенко Т.Н., учитель географии.
г. Городовиковск 2019 г
Содержание
Введение……………………………………………………...............................3-5
Основная часть…………………………………………………………………...6
1. Адаптация в новом коллективе и новом городе………………………..….6
2. Исследования и их результаты……………………………………………...9
Вывод из бесед с выпускниками прошлых лет………………………………..15
3. Пожелания будущим выпускникам…………………………………………16
3.1.Учеба…………………………………………………………………………16
3.2. Взаимоотношения с однокурсниками……………………………………..16
3.3.Общежитие………………………………………………………………….17
3.4.Жизнь в городе……………………………....................................................17
4. Участие школы в воспитании выпускников………………………………18
Заключение……………………………………………………………………...18
Список литературных источников………………………………………….....20
Приложение……………………………………………………………………..21
Введение
Хорошо, если вы живете в большом городе, где есть хорошие учебные заведения. А что делать нам, жителям небольшого городка или сельской местности?
Заканчивается очередной учебный год. Для большинства учеников окончание года означает лишь начало каникул и переход в следующий класс, но для выпускников 9 и 11 классов начинается важный этап в жизни. Это и поступление в учебные заведения , и новая, взрослая жизнь, и вдалеке от родителей… Я – ученица 10 класса и меня волнует этот вопрос.
Наши родители хотят, да и мы хотим получить хорошее среднее или высшее образование. ВУЗы, СУЗы Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов дают престижное образование и привлекают студентов.
Чаще всего выпускники переезжают для продолжения образования в другой город. Мы смотрим по телевизору, читаем в прессе о том, что в городе лучше и интереснее. Поэтому изначально страха нет, скорее желание вырваться из гнезда и лететь навстречу новой жизни. Но, оказавшись в этих самых, новых местах нередко начинаешь понимать, что не так-то всё просто. Начинается процесс адаптации.
Юноши и девушки, окончив школу, переходят на новый жизненный этап. Этот этап включает в себя смену не только места учебы, места жительства, но и смену уже устоявшегося коллектива. Новоиспеченным студентам нужно привыкнуть, адаптироваться к новому коллективу, где им зачастую придется находиться в течение 4-6 лет, к новым правилам и нормам университета и к устоям другого города, если студент первокурсник сменил место жительство. Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, а именно – провинциалы, как мы и городские жители. Процесс успешной эффективной, оптимальной адаптации студентов- первокурсников к жизни и учебе в учебном заведении - залог дальнейшего развития каждого студента как человек, гражданина, будущего специалиста и так же очень значимый и порой сложный и долгий процесс.
Есть и другие проблемы иногородних студентов - первокурсников. Они оказываются одни в незнакомом городе, где возможно существует множество соблазнов, которые могут сломать его жизнь, испортить его. Студент может начать совершать ужасные поступки и свернуть с пути, по которому он хотел пройти и того же хотели его родители. Он остается один в городе, где нет ни близких, ни друзей, ему не на кого положится, он может быть замкнут и застенчив, и в итоге ему будет тяжело наладить новые контакты, знакомства. Для любого человека это будет сильный стресс, когда он ощущает себя одиноким.
Объект исследования – выпускники прошлых лет Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» .
Предмет – особенности адаптации выпускников малых городов в большом городе.
Цель исследования – выявить особенности адаптации выпускников малых городов.
Гипотеза: Целенаправленная работа, с использованием разнообразных форм и методов, способствует успешной адаптации студентов в учебных заведениях и оптимизирует процессы адаптации.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы и достижения общей цели исследования были поставлены следующие задачи:
1.Изучить литературу о процессе адаптации выпускников малых городов в большом городе.
2. Встретиться с выпускниками прошлых лет и провести анкетирование, опрос для выявления их проблем в адаптационный период.
3. Проанализировать полученные результаты анкетирования.
4. Сформулировать выводы и рекомендации для успешной адаптации в городе выпускникам 2018-2019 учебного года.
Актуальность исследования:в работе рассматриваются факторы, влияющие на формирование личности молодых людей, классифицированы группы трудностей, с которыми выпускники сельских школ и малых городов сталкиваются в процессе адаптации к условиям городского социума, и их причины.
Методы исследования:Опрос с использованием социальных сетей Интернета «В Контакте», «Одноклассники», анкетирование при личных встречах, психологическое исследование, обработка результатов исследования методами математической статистики и анализ полученных данных; наглядное представление результатов исследования с помощью сводных таблиц, диаграмм, графиков.
Этапы работы:
1.Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования: «Адаптация выпускников школы к большому городу».
2. Сбор информации и исследование.
3. Составление текста анкеты и проведение анкетирования с выпускниками прошлых лет.
4. Выступление с данной работой на классных часах в выпускных классах.
Теоретическая значимость работы: Заключается в возможности использования собранного материала классными руководителями на классных часах, посвященных профориентации.
Практическая значимость работы состоит в разработке
системы адаптационных мероприятий, обеспечивающих успешность
протекания процесса адаптации у студентов - бывших
учащихся нашей школы. Полученные результаты, выводы и
рекомендации могут быть использованы в практике педагогического образования преподавателями нашей школы и внедрены в воспитательные системы классных руководителей выпускных классов.
Основная часть
Социальная адаптация выпускников из школ малых городов и сельской местности становится значимой проблемой жизни современного общества.
1.Адаптация в новом коллективе и новом городе.
В России последние десять лет большое внимание уделяется программам эффективного обучения для воспитания молодых специалистов. Многое делается для того, чтобы студенты чувствовали себя комфортно в той новой обстановке, в которую они попали после школы.
Интенсификация образования диктует необходимость полноценного включения студентов в учебно-воспитательный процесс с первого дня их пребывания в учреждении. «Начальный период обучения специфичен своей напряжённостью, важностью для личностного и профессионального становления будущего специалиста».[2] В этой связи естественно, то внимание, которое уделяют преподаватели личности начинающего студента, процессу его вхождения в образовательную среду и адаптации в ней.
Под адаптацией мы понимаем процесс привыкания приспособления личности к новым условиям среды.[3,c.27]Выделяются следующие аспекты адаптации:
- психолого- педагогический, связанный с приспособлением студентов к новой дидактической системе, отличающейся от форм и методов школы;
- социально- психологический - это усвоением учащимися социальных норм, установленных в новом коллективе;
- мотивационно- личностный - это формирование позитивных учебных мотивов и личностных качеств;
- психофизический - приспособление функций и реакций организма к требованиям новой среды. [2,c.52].
Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения, самостоятельность проживания. Этот процесс особенно остро встает для выпускников сельских школ и малых городов.
Разрыв между малым городом и большим существовал всегда. Студенты, приехавшие из таких городов, да из сельской местности, рассматриваются как группа, самоорганизующаяся на основе общих компонентов традиционного мировоззрения, стимулирующего воздействия внешней, «чужой» для них среды. Ребята, приезжающие в крупный город, поставлены перед необходимостью овладения новыми нормами, ценностями, представлениями, правилами, предписаниями, ограничениями, охватывающими и регламентирующими практически все стороны их жизни.
У студентов на первом курсе происходит изменение многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет динамический стереотип. Последствия могут проявляться в нервных срывах и стрессовых реакциях. По этой причине период адаптации, связанный со сменой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. .[ 1 с. 194-203 ].
Исследования ученых выявили следующие трудности к процессу адаптации первокурсников из малых городов и сельской местности:
- отрицательные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; - неопределенность мотивации выбора профессии,
- недостаточная психологическая подготовка к ней;
- неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки повседневного контроля педагогов;
- поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
- налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие;
- отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками, указателями.
У кого-то адаптация проходит очень тяжело и психологически, и физиологически , у кого-то всё ограничивается изменением настроения и восприятия окружающих, а кто- то процесса адаптации совсем не замечает.[3]. Вообще адаптация к новым условиям жизни может протекать разное время и чаще всего зависит от возраста, особенностей характера, темперамента.
Выпускники, в большинстве своем, имеют активную жизненную позицию. Из-за малочисленности учащихся в школе преподаватели имеют возможность уделять внимание каждому ученику, развивать его способности, но зачастую отсутствие тесной связи с культурными центрами, недостаточное количество специалистов не позволяет в полной мере раскрыть способности и достичь того же уровня, который имеют городские выпускники. Выпускник должен иметь возможность не «потеряться» в общественной и культурной жизни вуза, не разочароваться в себе, в своих возможностях и способностях, лишившись пристального внимания и опеки школьных учителей, которые всеми силами старались создать для него ситуацию успеха. Нельзя также упускать и тот факт, что, попадая в новую социальную обстановку, бывший учащийся сельской школы старается «наверстать упущенное», быть как «все»: в одежде, поведении, и т.п. стремясь не потеряться среди более раскованных и приспособленных к условиям городской жизни сверстников. Данное обстоятельство должно находиться под пристальным вниманием взрослых, т.к. своей отрицательной составляющей может существенно повлиять на формирование личности студента-выпускника малого города и сельской школы, находящегося в стрессовой ситуации изменения социального окружения.
На начальном этапе обучения студенты испытывают значительные трудности в учебной деятельности, требующей сформированности познавательной самостоятельности, коммуникативных умений, ценностных ориентаций на деятельность.
Важность проблемы адаптации выпускника к новым условиям жизни и деятельности часто недооценивается. Зачастую считается, что любой человек достаточно быстро за 1-2 недели способен приспособиться к изменению условий, не учитывая того, что мы имеем дело с коренной перестройкой жизнедеятельности, которая является очень сложной. Действительно, большинство людей достаточно успешно справляется с предъявлением повышенных требований к своему организму, однако такое приспособление имеет определенную физиологическую и психологическую цену, уменьшить которую и сделать приспособление более эффективным можно с помощью специальных мероприятий.[4].
2. Исследования и их результаты
В исследовании данной проблемы были задействованы бывшие выпускники МКОУ «Городовиковской средней общеобразовательной школы№3».
Вот и прозвенел последний звонок в школе. Впереди – каникулы, время отдыха. А для некоторых выпускников девятых классов предстоит нелегкий выбор: уйти после 9 класса или остаться в школе, чтобы окончить полный курс средней школы. Категорического ответа просто не может быть. И выбор должен быть обдуманным, а не спонтанным. С психологической точки зрения немного рановато начинать «взрослую жизнь» и доказывать свою значимость после девятого класса. А именно к этому стремятся многие ребята. Если подросток не определился со своей будущей профессией до окончания девятого класса, то у него будет еще два лишних года хорошенько подумать и не ошибиться с выбором. Из диаграммы №1 мы видим, что большинство выпускников продолжает обучение в школе , от 50% в 2015-16 уч. году до 55% в 2017-18 уч. году., в БАККГУ и многопрофильный колледж в нашем городе поступает от 36% до 42%, за пределы республики уезжают лишь 7,7%.
Диаграмма 1. Продолжение обучения выпускников 9 классов за три года (2015-2018)
Диаграмма 2. География поступления выпускников 11 классов за три года в различные образовательные учреждения.( 2015-2018)
ЕГЭ сданы, наступает время приемной кампании в вузы. Абитуриенты все чаще ориентируются не только на престижные столичные вузы, но и на крупные университетские центры, находящиеся вблизи своего региона и свой родной вуз - КГУ . В крупные центры едут 16% выпускников школ из разных регионов. Это лучшие ребята, они выбирают Санкт-Петербург, Москву. К ним сейчас присоединяется Ростов-на-Дону. Из диаграммы 2 мы видим, что большинство выпускников выбрали учебные заведения, находящиеся недалеко от своего региона. Это: Ставрополь, Краснодар, Ростов.
Почему выпускники продолжают свое образование в этих вузах. Дело не только в учебе. Сегодня ребята выстраивают свои жизненные стратегии дальше университетского диплома. Они выбирают города, где более интересная жизнь, насыщенный календарь культурных и спортивных событий, более развитая городская среда, высокий уровень благоустройства и безопасности, лучше обеспеченность общежитиями, больше возможностей для трудоустройства, в том числе и работы во время учебы. Больше шансов попробовать себя, найти свое место в жизни. Рынок труда очень важен, абитуриенты при поступлении думают о том, сколько они будут зарабатывать.
С какими же проблемами может столкнуться абитуриент при поступлении в вуз в другом городе?
Основным методом сбора информации послужило анкетирование. На зимних каникулах, после сдачи сессии, к нам в гости в школу приходили выпускники, я задала им несколько вопросов, касающихся их обучения в другом городе. В опросе приняли участие 20 человек, все выпускники «Городовиковской средней общеобразовательной школы №»3.
Анкета содержит набор из 10 вопросов, подчиненных цели исследования:
-
Как скоро вы привыкли к городской жизни?
-
Вам нравится учиться в учебном заведении?
-
С каким чувством ты ходил на занятия в первое время?
-
Какие у вас сложились отношения с большинством однокурсниками?
-
Как часто вы приезжаете домой?
-
Какие проблемы у Вас возникают во время обучения?
-
Кто или что помогает решить Ваши проблемы?
-
Где Вы проживаете?
-
С какими трудностями Вы столкнулись в городе?
-
Что бы Вы посоветовали будущим выпускникам для избегания подобных трудностей?
Результаты анкетирования:
Таблица 1 Как скоро вы привыкли к городской жизни?
Ответы выпускников | Количество опрошенных | % |
Почти сразу | 3 | 15% |
Через месяц | 6 | 30% |
Очень часто приезжал домой | 4 | 20% |
За неделю | 1 | 5% |
Хотелось бросить учебу и вернуться домой | 5 | 25% |
Никогда не привыкну к городской жизни | 1 | 5% |
Более общительным, открытым адаптироваться в новой среде гораздо легче. Они гораздо реже ездили домой, и быстро привыкли городской жизни. Один выпускник не смог привыкнуть к городской жизни (таблица 1).
Таблица 2
Вопросы | Ответы | % |
Вам нравится учиться в учебном заведении? | 16 нравится | 80% |
С каким чувством ты ходил на занятия в первое время? | 10- с чувством радости, 10-с беспокойством, осторожностью | 50% 30% 20% |
Какие у вас сложились отношения с большинством однокурсников? | 17-хорошие 3- никакие | 85% 15% |
Где Вы проживаете? | 12-на квартире или у родственников, 8-в общежитии. | 60% 40% |
2. На вопрос, нравится ли вам учиться в учебном заведении, ответили положительно 16 человек (80 %) (таблица 2)
3. В связи сменой места жительства и учебы, с беспокойством, осторожностью на занятия ходили примерно половина выпускников (50%). Совсем немногие сразу привыкли к новой обстановке (таблица2).
4. Из всех опрошенных, только пять выпускников ответили, что отношений между однокурсниками никаких нет, у остальных отношения доброжелательные, миролюбивые (75%) (таблица 2).
5. Где Вы проживаете? 60% проживают на квартирах, лишь 40% - в общежитии, так как учатся на коммерческой основе, где общежитие не предусмотрено.
Таблица 3 Как часто вы приезжаете домой?
Ответы выпускников | Количество опрошенных | % |
Один раз в две недели | 5 | 25% |
Очень редко | 2 | 10% |
Каждые выходные | 4 | 20% |
Раз в месяц | 8 | 40% |
Родители приезжают сами | 1 | 5% |
Из таблицы 3 видно, что большинство бывших учащихся редко бывают дома, в связи большим расстоянием между населенными пунктами. Родители навещают своих детей сами.
В процессе обучения у ребят возникли проблемы: много занятий, высокие требования, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками (таблица 4).
Таблица 4 Какие проблемы у Вас возникают во время обучения?
Ответы выпускников | Количество опрошенных | % |
Нет проблем | 6 | 30% |
Много занятий | 3 | 15% |
Высокие требования | 5 | 25% |
Неумение конспектировать | 4 | 20% |
Неумение работать с первоисточниками, | 2 | 10% |
В новой среде выпускники научились сами решать свои проблемы. У многих появились новые друзья (24%). Ребята научились культурно проводить свой досуг (21%) (таблица 5).
Таблица 5 Кто или что помогает решить Ваши проблемы?
Ответы выпускников | Количество опрошенных | % |
Друзья | 4 | 20% |
Однокурсники | 3 | 15% |
Решаю сам | 9 | 45% |
Культурный отдых | 4 | 20% |
В городе возникают и социальные проблемы. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условий в общежитие, незнание города и др. Большинство ответили, что решают свои проблемы сами. (таблица 5).
Таблица 6 С какими трудностями Вы столкнулись в городе?
Ответы выпускников | Количество опрошенных | % |
Нет проблем | 8 | 40% |
Незнание города | 4 | 20% |
Подстраиваться под автобусы | 5 | 25% |
Жизнь в общежитии | 3 | 15% |
Вывод из бесед с выпускниками прошлых лет.
Таким образом, вслед за радостным восприятием своего нового положения студенты сталкиваются с набором обвалившихся на них неожиданностей. Первой из них по значимости и глубине воздействия на личность признается «испытание свободой». Мнения студентов:
Липинская Кристина «Уехав от родителей, я получил полную свободу, практически безграничную, никто меня здесь не контролирует, не направляет на путь истинный, стало сложнее учиться. Существует искушение ничего не делать, или делать в последний день».
Еще одно мнение: Мамалдыкова Виктория : «Свобода, можно делать все что угодно, идти куда хочешь, гулять с кем хочешь… такая вольность опьяняет».
Иногородний первокурсник многим отличается от своего местного однокурсника. Местный городской студент, став учащимся вуза, меняет лишь место и род учебной деятельности, но продолжает жить в освоенной социальной среде, пользоваться накопленным социальным и культурным капиталом. Из школьника он превращается в студента. Тот же, кто приехал учиться, покидает родительскую семью, вынужден стать самостоятельным, полагаться на иные, чем прежде, ресурсы, осваивать иное, новое, жизненное пространство. Из школьника города Городовиковска он превращается в иногороднего студента большого города и одновременно - в «мигранта».
3. Пожелания будущим выпускникам
Будущим выпускникам, бывшие наши выпускники советуют быть находчивыми во всем. Не бояться новых трудностей и проявлять больше уверенности. Заводить новые знакомства и как можно больше общаться.
3.1. В учёбе
Необходимо приложить большие усилия, чтобы по всем предметам иметь хорошие знания и иметь высокие оценки. Баллы, на ЕГЭ и оценки в аттестате, важны для поступления в ВУЗ и дальнейшего обучения. Ну и надо помнить, что иногда небольшая недоработка влечет большие последствия. Поэтому забрасывать одни предметы совсем и концентрироваться на других не стоит. В жизни нам не всегда приходится делать то, что нравится и то, что приносит пользу... Совет будущим выпускникам: чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти».
3.2. Взаимоотношения с однокурсниками.
Нужно смело проявлять себя и узнавать, кто и что собой представляет в данном коллективе. А выяснить это можно только путём общения. Стараться отмечать для себя как можно больше информации об однокурсниках: как он или она реагируют на те, или иные моменты жизни, что они любят рассказывать, как они думают, какие они. И важно помнить, что если вы не заявите о себе, не покажете себя, то они тоже не будут знать, кто вы есть на самом деле и как с вами обращаться и поступать в тех или иных ситуациях.
Во-первых, не нужно замыкаться и тихо сидеть в своей комнате общежития и плакать в уголке. Старайтесь как можно больше гулять, узнавать что-то новое о городе, в который вы приехали, и о его жителях.
Во-вторых, попробуйте узнать, нет ли кого из земляков на вашем курсе. Если нет, то найдите человека близкого вам по духу и в первое время, каким – то образом помогайте и поддерживайте друг друга.
3.3.Общежитие
«Семья в несколько тысяч человек » именно так иногда называют общежития. Там свои законы. Многое зависит от того, кто окажется соседями по комнате. У каждого из нас свои бытовые привычки, и перевоспитывать человека в 17–18 лет не имеет никакого смысла, проще смириться. С другой стороны, необходимо не забывать следить и за собой, потому что не все наши привычки нравятся окружающим. Например, никому не понравится оставленная на столе невымытая посуда или неубранные крошки. Тут до тараканов и мышей недолго останется. Ну а для знакомства правила всё те же. Главное — общение. И помните, что вы такой же полноправный житель данной комнаты, как и ваши соседи. [3].
3.4.Жизнь в городе
Постарайтесь понять, что вас пугает или что вас не устраивает. Большие и плотно стоящие рядом дома? Незнакомые люди на улице? Есть такая народная мудрость «Человек ко всему привыкает», поэтому нужно настроить себя на то, что необходимо выждать время, и всё наладится. Не стесняйтесь знакомиться с соседями, в первое время больше гуляйте по микрорайону, узнайте, где находится поликлиника, какие магазины поблизости, где парикмахерская и т.д. Старайтесь сделать для себя новую местность своей. Практически в каждом регионе есть землячества, постарайтесь в интернете или ещё каким-то путём узнать, где находится ваше землячество. Общаться с земляками вдали от дома — это очень здорово. Об этом нам рассказала Мамалдыкова Вика. В Ростове, она нашла своих земляков, ставит калмыцкие танцы и выступает на различных мероприятиях.
4. Участие школы в воспитании выпускников.
Наша школа ориентируется на теоретическую и практическую подготовку выпускника школы к жизни, на воспитание профессионально ориентированного и социально зрелого выпускника, способного адаптироваться в социуме, умеющего реализовать себя как личность. Главная цель – создание условий, способствующих успешной социальной адаптации выпускника школы – включает решение следующих задач:
- создание условий, способствующих воспитанию здорового выпускника, ведущего здоровый образ жизни;
- формирование у выпускника школы знаний, умений, навыков (правовых, экономических, психологических, нравственно-эстетических, этических, экологических, валеологических, социальных, практических), способствующих его успешной социальной адаптации;
- создание условий, формирующих личность выпускника, духовно стойкого, нравственно воспитанного, социально активного, способного к самореализации и самосовершенствованию;
- подготовку учащихся к осознанному выбору профессии;
-обеспечение осознания учащимися семейных ценностей, нравственно этических норм и традиций семейного уклада, необходимости ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи.
-воспитание общественно активного выпускника;
-воспитание грамотного потребителя.
Заключение
Проблема адаптации выпускников в условиях города для меня очень актуальна, т.к. школу я заканчиваю через год. Согласно полученным ответам, все ребята очень любят свою малую родину, но они хотят выбрать профессии, которым не обучают в нашем регионе, поэтому приходиться уезжать за пределы Калмыкии. Большинство учащихся волнует вопросы , связанные с жильем, обучением и дальнейшем трудоустройстве.
По результатам анкеты я увидела, что не все выпускники могут быстро адаптироваться в городе. Для успешной адаптации нужно:
-
Нужно смело проявлять себя и узнавать, кто и что собой представляет в данном коллективе. Главное — общение.
-
Не нужно замыкаться и тихо сидеть в своей комнате общежития и плакать в уголке. Старайтесь как можно больше гулять, узнавать что-то новое о городе, в который вы приехали, и о его жителях.
-
Найдите человека близкого вам по духу и в первое время помогайте и поддерживайте друг друга.
-
Необходимо не забывать следить за собой в общежитии, потому что не все наши привычки нравятся окружающим.
-
Нужно настроить себя на то, что необходимо выждать время, и всё наладится.
-
Не стесняйтесь знакомиться с соседями.
-
Старайтесь сделать для себя новую местность своей.
Если выпускники нашей школы будут придерживаться советов, которые в данной работе озвучены, то им в период адаптации в условиях города будет намного легче.
Со своей работой я выступила перед выпускниками 9 и 11 классов. По их отзывам, я считаю, что цель моей работы достигнута.
Список литературных источников
1. Андреева, Д.А. Проблема адаптации студента / Д.А. Андреева // Молодежь и образование. М.: Молодая гвардия, 1972. - С. 194-203.
2. Березин С.В., Козлов Д.Д., Лисецкий К.С. и др. Адаптация студентов в вузах г. Самары (опыт практической работы). Самара. 2004.
3. Бабахан Ю.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности // Психологический журнал. 2003. №6.
4. Сухоруков, А.А. Педагогический вуз как среда адаптации первокурсников. // Известия. ТулГУ. Серия. Педагогика. Вып. 3. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2006.
Приложение
Встреча с выпускницами 2013-2014 учебного года Дубровной Еленой, студенткой СГПИ, факультет « Начальные классы» и Джанджиевой Натальей, студенткой СКФУ, экономический факультет
Беседа с выпускником 2017-2018 учебного года Цебиковым Владимиром, студентом ДГТУ, факультет физической культуры.
Встреча с выпускницей 2016-2017 учебного года Арслановой Ариной, студенткой ЮФУ, факультет педагогики и психологии.
Встреча с выпускницей 2017-2018 учебного года Мамалдыковой Викторией , студенткой Рост ГМУ, фарм.факультет
Встреча с выпускницей 2017-2018 учебного года Липинской Кристиной , студенткой СКФУ, факультет русского языка и литературы
Встреча с выпускницей 2017-2018 учебного года Лозовой Викторией, студенткой Ставропольского Медицинского колледжа, факультет «Сестринское дело»