СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Психологическое давление на подростков"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Психологическое давление на подростков"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 им. В. В. Горбатко

муниципальное образование город Горячий Ключ








Исследовательская работа на тему:

«Психологическое давление на подростков»















Работу выполнила: Бочкарёва Ульяна,учащаяся 9 А класса

Руководитель: Романова Анна Сумбатовна, педагог-психолог




г. Горячий Ключ

2021г.



Оглавление:























































Введение.

Психологическое давление-это влияние на других людей, осуществляемое с целью изменить их психологические установки, мнение, суждения и решения.

Актуальность.

Данная тема стала очень актуальной в наше время, так как всё больше подростков сталкиваются с психологическим давлением со стороны различных людей (родителей, учителей, сверстников и т.п.)

Гипотеза.

Я предполагаю, что люди в подростковом возрасте подвержены психологическому давлению.

Цель.

Выяснить как современные подростки справляются с психологическим давлением.

Задачи.

- Поиск необходимой информации.

- Провести тестирование среди подростков.

- Проанализировать полученные данные.

- Разработать рекомендации для подростков (как справиться с психологическим давлением).

Методы исследования.

1.Анализ информации по исследуемой проблемы.

2.Проведение опроса.

3.Анализ полученных результатов.

4.Информирование.













Основная часть.

Виды психологического давления.

Основные виды психологического давления, с которыми сталкиваются подростки.

-Принуждение.

-Манипуляция.

-Унижение.

-Внушение.

-Риторические вопросы.

-Убеждение.

-Чувство вины.

Принуждение.

Этот вид влияния нужен для принуждения людей работать или исполнять определенные действия. В формах принуждения могут использоваться угрозы, шантаж, лишение свободы. Наиболее грубые формы – физическая расправа, насилие, ограничение свободы действий. Кроме физических средств воздействия, могут применяться моральные. Это унижения, оскорбления, субъективная критика в грубой форме. Жертва воспринимает принуждение как сильное психологическое давление и отбирание необходимых благ для нормальной жизни. Угроза может быть смертельно опасной или предупредительной. Подразумевается возможность применения социальных санкций или физических побоев.

Обычно используется по отношению к человеку, который слабее в какой-либо сфере, очевидной для всех. Например, учитель обладает большей властью, чем его ученик, отчего требует посещения его уроков/контрольных работ и т.п., которые совсем не хочется совершать, но и воспротивиться этому процессу, как бы, не имеет права.

Отличается от обычных манипуляций тем, что информация поступает напрямую, она не завуалирована и не прикрыта какими-то отвлекающими нюансами.

Унижение.

Попытка не столько заставить что-то сделать, сколько причинить боль, как бы морально «раздавив» собеседника. В связи с этим подбираются максимально неприятные оскорбления, в основном связанные с внешностью или характером, так как именно эти сферы, связанные непосредственно с личностью, ранят и снижают самооценку.

Услышав нелицеприятные эпитеты в свой адрес, человек теряет самообладание, уверенность и способность критически мыслить. Отчего, желая восстановить свою значимость, соглашается на тут же последующие предложения исправить ситуацию и всё-таки выполнить какую-то часть работы, на которую раньше бы точно не согласился.

Избегание.

Сложный вид с элементами эмоционального насилия. К примеру, вы, ощутив проявление манипуляции, пытаетесь прояснить этот момент, а собеседник переходит на другие темы, игнорируя то, что вы говорите, иногда даже возмущаясь, что пристаёте к нему и даже оговариваете.

Тогда возникает, как говорится, «когнитивный диссонанс», то есть, ощущение противоречия, вроде бы всё нормально, по крайней мере, как утверждает партнёр, но внутри масса тревоги или растерянности.

Внушение.

Давление на человека, после которого он становится способным воспринять абсолютно любой материал, изложенный агрессором, даже если он нелепый и противоречивый. Но им владеют только искусные мастера, которые смогли «втереться» в доверие своей жертвы, вызвав у неё уважение и признание.

Иногда для внушения используют гипноз, но есть люди, устойчивые к нему поэтому, они единственные, кто способен избежать негативных последствий этого способа принуждения.

Манипулятор при этом должен обладать каким-либо влиянием на жертву: либо иметь в ее глазах безусловный авторитет, либо быть ей хорошо знакомым человеком. Внушение при этом в большей степени направлено на эмоции. Манипулятор может использовать фразы вроде «Прислушайся ко мне, я точно знаю…», или «Разве ты не доверяешь моему мнению…», или «Я желаю тебе только добра, поэтому…». Психологическое подавление человека при этом происходит как бы из благих намерений, в результате чего жертва перенимает навязанное мнение и начинает считать его собственным. Убеждение отличается рационализацией, т. е. человеку пытаются внушить что-то, используя доводы логики, иногда довольно извращенной. Количество доводов при этом как реальных, так и мнимых, достигает такого количества, что мозг жертвы просто устает воспринимать информацию критически и автоматически соглашается.
Убеждение.

Попытка повлиять на другого с помощью логики, последовательности изложения информации и с применением фактов. Количество аргументов сбивает с толку, отчего «жертва» перестаёт подвергать критике сказанное, принимая навязанную позицию.

Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:

1) слушатель сравнивает получаемую информацию с имеющейся у него информацией и в результате создается представление о том, как источник преподносит информацию, откуда он ее черпает, если человеку кажется, что источник не правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает;

2) создается общее представление об авторитетности убеждающего, но если источник допускает логические ошибки, никакой официальный статус и авторитет ему не помогут.

3) сравниваются установки источника и слушателя: если расстояние между ними очень велико, то убеждение может быть неэффективным. В этом случае наилучшей стратегией убеждения является: вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения.

Риторические вопросы.

Отвечать на них нет смысла, а молчание будет служить доказательством вашей неправоты и согласия с вышесказанным.

Одна из наиболее частых форм психологического давления – это задавание риторических вопросов. К примеру, вас могут спросить: «Ну почему ты такой никчемный?», «Ты хоть понимаешь, что творишь?» или «Вы понимаете, что вы только что сделали?» и т.п. Пытаться отвечать на такие вопросы не имеет особого смысла, как и игнорировать их, ведь тем самым вы либо признаете свою неправоту (вполне вероятно, что это вовсе не так), либо проявите к собеседнику неуважение.

Чтобы парировать такую психологическую атаку, можно продолжить вопрос и дать какой-то позитивный ответ, к примеру: «Да, я понимаю, что сделал, и сделал это потому что…» Таким образом в ряде ситуаций можно разрешить проблему, пусть даже с помощью оживленного, но вполне конструктивного спора. Несмотря на это, если не знать, как противостоять психологическому давлению, скорее всего, получится только усугубить ситуацию.

Чувство вины

В любой коммуникативной ситуации важно понимать, что у каждого своя правда, а граница между истиной и ложью может быть нечеткой. Одни и те же события разными людьми часто воспринимаются по-разному. И на этой «хитрости» многие манипуляторы выстраивают свои психологические атаки, давя на чувство вины собеседника. Это очень ловкий прием и с людьми, не обладающими приемами психологической защиты, он срабатывает безотказно.

Чтобы противостоять этому приему, для начала полезно подыгрывать манипулятору, чтобы его давление не усиливалось. Далее не следует брать на себя никаких ненужных обязательств или обещать того, чего вы выполнять не собираетесь. Также есть более радикальный метод – просто ответить человеку отказом. Хотя и эти приемы срабатывают далеко не всегда. Манипуляторы это знают, а использование чувства вины относится к наиболее мощным приемам в их арсенале.

Благодарность.

Которую требуют. Поначалу могут ненавязчиво намекать на то, что пора бы и «отдать должок», в случае, если вы не понимаете или отказываетесь что-то выполнять, могут подключить угрозы, допустим, разоблачения в чём-то и прочее.

Слова-триггеры.

Влияют на эмоциональную сферу человека, обычно их используют в рекламе, чтобы увеличить продажи. Триггеры отражают те качества, которыми хочется обладать. Например, «Сделав этот проект, ты станешь более перспективным сотрудником». Ну, разве не заманчиво?

Человек, «клюнув» на уловку, уже будет сам по отношению к себе совершать насилие, заставляя выполнять какую-то работу, которая совершенно неинтересна, зато сулит обретение желанного статуса.

Привлечение авторитетов.

Вернее, ссылка на них. Это классика, когда в момент разговора вставляется фраза о каком-то авторитетном для обоих лице, который что-то делал и говорил совершенно не так, как вы.

Манипуляция.

Манипуляция – это психологическое оружие, которое дает человеку такое же (и даже большее) преимущество над другими людьми, как и другие виды оружия. У манипуляций никаких ограничений нет. Манипулировать вы можете всеми без исключения людьми, как самыми обычными, так и самыми могущественными и властными. У самих же манипуляций никаких ограничений нет – манипулировать можно любым человеком.

Самое, для кого-то страшное, а для кого-то приятное в манипуляциях – это нежелание людей признавать тот факт, что ими манипулируют. Если вы скажете человеку, что он стал жертвой чьей-то манипуляции, то скорее всего он будет это отрицать и продолжит делать то, что делал, в том числе и для того, чтобы доказать себе и вам, что его выбор – это именно его выбор и никто им не манипулирует. Мое эго тоже не хочет признавать того факта, что мною манипулируют, но я точно знаю, что это так. Не нужно этого отрицать – нужно это контролировать. Те же, кто отрицают, что подвергаются манипуляциям – лишают себя возможности защититься от нее. В этом и заключается сила манипуляций – они мало того, что скрытно влияют на людей, так еще и сами люди не хотят их раскрывать. Обычное же оружие, если его использовать, быстро превращает агрессора во врага и с ним начинают бороться. А вот манипуляций люди не видят и не хотят видеть, поэтому покорно подчиняются им. Любая манипуляция всегда нацелена на три базовых мотиватора человека: инстинкты, систему убеждений и жизненный опыт. Инстинкты определяют потребности людей, а система убеждений и жизненный опыт определяют способ удовлетворения этих потребностей. Так вот, чтобы манипулировать людьми, необходимо воздействовать на их инстинкты, убеждения и все те осознаваемые и неосознаваемые ими шаблоны, которые сформировались в их голове благодаря жизненному опыту. Хороший манипулятор – это в первую очередь хороший наблюдатель и аналитик, который изучает объект, перед тем, как начать им манипулировать. Плохой же манипулятор применяет ко всем людям одни и те же приемы манипуляции, зачастую довольно примитивные и очевидные. Человеку – объекту манипуляции, можно польстить, его можно напугать, можно вызвать в нем чувство жадности и зависти, чтобы к чему-то побудить. Способов много. Но важно понимать, к какому человеку какой прием следует применять. Ведь если манипулятор действует прямолинейно – он быстро раскрывает себя и тем самым сразу же убивает всякое доверие к себе. В частности, многие продавцы довольно часто очень грубо манипулируют людьми – они пытаются заинтересовать, заинтриговать, напугать дефицитом, создают неестественную потребность в своем товаре и так далее, совершенно не пытаясь разобраться в особенностях того человека, к которому они применяют все эти приемы. Поэтому многие им и не доверяют. Это грубая работа, в которой приемы манипуляции используются бездумно и упор делается на количество обрабатываемых таким образом людей, а не на качество самой обработки. Это как палить из пулемета во все стороны, в надежде попасть хоть в кого-нибудь. Работа манипулятора должна быть тонкой и изящной, как у ювелира. Манипулятор должен пользоваться своим набором манипуляций очень осторожно, вытаскивая их из своего чемоданчика так, словно это очень хрупкое и дорогое оборудование, а не так, словно это топоры и кувалды. Для этого необходимо знать о различных примерах применения тех или иных приемов манипуляции, чтобы учитывать этот опыт в своей работе с людьми. Нельзя манипулировать людьми вслепую – нужно иметь представление о том, как работают те или иные приемы манипуляции, когда они работают, с кем они срабатывают, а с кем нет и в чем их сильные и слабые стороны.

Важно понимать, что на принятие человеком тех или иных решений влияет все, что его окружает и что с ним происходит. Поэтому порой сложно подобрать к человеку нужный ключик, чтобы к чему-то его побудить, так как на него могут влиять разного рода внутренние факторы, о которых манипулятор просто не знает. Ведь когда мы говорим о богатом внутреннем мире человека, то нужно понимать, о чем идет речь. А речь идет обо всей той информации, которую человек впитал в течение всей своей жизни. Она сказывается на его поведении, мышлении, оценке происходящего, решениях. Поэтому для успешной манипуляции человеком – нужно узнать его получше. Если, конечно, есть такая возможность. Ну и конечно же, нужно иметь большой набор всевозможных приемов манипуляции, чтобы действовать разнообразно, тогда вероятность успеха в этом деле будет достаточно высокой.

Как противостоять психологическому давлению.

Следует понимать, что манипуляторы не руководствуются специальным перечнем, где написано, как надавить на человека психологически. Это значит, что манипулятор не выбирает только один способ давления — в жизни могут встретиться самые изощренные сочетания стратегий, которые меняются по ходу воздействия на жертву. Выбираются эти способы в зависимости от наития и степени испорченности манипулятора, т. е. его фантазию практически ничто не ограничивает.

В связи с этим и стратегии преодоления должны быть гибкими. Чтобы знать, как противостоять психологическому давлению, требуется осознать, что оно на вас, оказывается. Иногда сделать это очень сложно: как уже было сказано, способов оказать психологическое давление на человека очень много, и они могут образовывать самые неожиданные сочетания. Поэтому требуется регулярно задавать себе вопрос: я делаю это, потому что мне хочется, или это хочет кто-то другой? Если при ответе на вопрос чувствуется некоторая разорванность, раздвоенность, если ваша мотивация оказывается продиктована извне конкретным лицом — это и есть признак того, что на вас оказывается давление.

1. Прямолинейность.

В случае давления защититься очень сложно, особенно, если слишком явное преимущество у того, кто его применяет. Единственный способ – это сказать ему прямо о том, что он ведёт себя слишком агрессивно, и не оставляет выбора, отчего что-то делать и думать в таких условиях практически невозможно.

Существует небольшой процент людей, которым стыдно признаваться в превышении должностных полномочий и вообще, в том, что он пользуется своей властью поэтому, если попадётся именно такой человек – вам повезёт, он отступит и в некоторых ситуациях даже извинится, если же нет – пробуйте остальные методы.

2. Работа над собой.

Уничижение эффективно работает только с людьми, у которых нет уверенности в себе и своих силах. Отчего единственным выходом является работа над собой, чтобы не реагировать и иметь собственное мнение, на которое можно будет опираться.

3. Самооценка.

От избегания также поможет только хорошая самооценка. Если уверены, что тут подвох, смело проясняйте, не давая собеседнику продолжать использовать приёмы манипулирования.

К примеру, «Нет, мне не кажется, давай всё-таки здесь, и сейчас обсудим этот вопрос», «Давай лучше вернемся к теме…, меня смущает в ней…» и так далее.

4. Вопросы.

Наилучшим способом, как противостоять давлению, если вы растерялись, или не понимаете, что происходит – будет попытка выиграть время с помощью уточняющих и проясняющих вопросов. Да и самообладание вернется к вам быстрее, а собеседник начнёт постепенно терять устойчивость позиций.

5. Открытый разговор.

Когда в ход идут риторические вопросы, сложный вид психологического насилия, возможности «спастись» практически нет. Единственный выход – перевести беседу в открытый разговор, чтобы высказаться и проявить накопившиеся эмоции, иначе «светит» только капитуляция и принятие обвинений.

Вот, к примеру, что может сказать муж в ответ на вопрос супруги: «Как можно быть таким бесчувственным?» или «Ты вообще понимаешь, что натворил?». В любом случае, он уже виноват, отпираться смысла нет. Но сказать о том, что «вообще да, я обычно понимаю, что делаю, и от этого поступка ожидал совершенно другой результат» имеет смысл, у него тогда хотя бы появляется возможность быть услышанным.

6. Неожиданный поворот.

Попробуйте для себя определить, на какое именно преимущество в разговоре с вами опирается партнёр. И заявить ему об этом в глаза: «Ты хочешь меня заставить согласиться с тобой только лишь потому, что ты выше по статусу или потому что когда-то я совершил ошибку, и ты теперь постоянно мне на неё указываешь?».

7. Партнерство.

Предложите сотрудничество, если на вас давят с целью исполнения какой-то нежелательной обязанности.

8. Авторитеты.

Когда подключают авторитетные лица, делайте акцент на том, что, несмотря на всё уважение, они живые люди, склонные совершать ошибки.

9. Внимательность.

Как только заметили, что вас к чему-то принуждают, используя различные приемы манипуляции, попробуйте просто смотреть на агрессора, пытаясь увидеть, как меняется мимика в зависимости от того, что он говорит, какие жесты применяет и в чём одет.

Такая детализация поможет немного абстрагироваться, чтобы не включаться эмоционально, и не дать возможности повлиять на ваше сознание. В таком случае, вы сохраните трезвость ума, давая вполне рациональный и логичный отпор.

10. Фантазия.

Если вы испытываете страх и тревогу в момент воздействия на вас, например, на работе или учёбе, и из-за этого не можете постоять за себя и «отбить атаку», представьте, что изо рта, говорящего при каждом слове вылезает клочок ваты, или ещё более абсурдное – как он дома, в пижаме сидит на унитазе.

Этот метод помогает справиться с напряжением и понять, что собеседник, несмотря на власть и должность, такой же обычный человек, как и вы.

Психологическое давление сложнее распознать, чем преодолеть. Если вы точно знаете, кто и в каких вопросах оказывает на вас давящее воздействие, вам помогут несколько простых приемов защиты. Они могут казаться малозначительными, однако если вы отдаете себе отчет, против чего и зачем вы их применяете, то они сработают. Приемы против психологического давления следующие:

  • Создавайте «барьеры». Если вы чувствуете, что начинается неприятный разговор, в котором вас будут пытаться «задавить», ставьте между собой и собеседником различные предметы. Пепельница, стул, чашка, мобильник — любой, даже незначительный, предмет на пути от манипулятора к вам может стать вашей ментальной «защитой» и преградой на пути агрессивного воздействия.

  • Принимайте закрытые позы. Кладите ногу на ногу, скрещивайте руки, прикладывайте палец к губам или бровям, подпирайте ладонью лицо. Все эти естественные преграды, которые вы создаете собственным телом на пути агрессивного воздействия, помогут вам мыслить более критично по отношению к тому, что вам вменяет собеседник. Кроме того, эти позы придают уверенности.

  • Создавайте мысленные препятствия. Очертите своим воображением круг возле себя, выстаивайте купол или стену, можете мысленно поместить себя в скафандр. Представьте, что за воображаемым барьером находится ваша зона безопасности, куда не может проникнуть никто, как бы он ни старался.

  • Отвлекайте внимание манипулятора. Двигайте предметы перед ним, выполняйте различные манипуляции, кашляйте, зевайте, потягивайтесь: проявляйте любую двигательную активность, которая не даст оппоненту сосредоточиться на том, что он говорит. Главное, не переусердствовать, ведь все должно выглядеть естественно.

  • Представьте собеседника в забавном виде. Например, мысленно нацепите на вашего важного начальника шутовскую шапку или сделайте его кричащим пингвином. Пока вы сосредоточены на создании забавного образа, у вас не будет времени бояться, а значит, будет больше возможностей обдумать поступающую информацию и противостоять ей.

Перечисленные приемы помогут приобрести уверенность и найти психический ресурс для того, чтобы противостоять манипулятору. Эти приемы можно применять постоянно, однако их недостаточно, чтобы конструктивно обсудить спорный предмет и безоговорочно вернуть себе преимущество в ситуации.

Практическая часть.

Я провела анкетирование среди учеников 9 класса (2004-2006). В анкетировании участвовало 54 человек.

Ниже представлены результаты анкетирования.







…………





………….





……………….

































Рекомендации для подростков: Как справиться с психологическим давлением?

  1. Для снижения психологического давления в процессе общения помещайте между собой и собеседником какие-либо предметы. Таковыми могут быть стулья, стол, какие-то элементы интерьера. Даже незначительные вещи, такие как поставленная на стол чашка могут снизить вашу восприимчивость к психологическому натиску собеседника.

  2. Если вы заметили, что кто-то оказывает психологическое давление, принимайте закрытые позы. Кладя ногу на ногу, скрещивая руки, опуская голову и смотря исподлобья, вы защищаете свои жизненно важные органы и энергетические точки. Подобные позы вовсе не просто так названы закрытыми, ведь они действительно закрывают человека для восприятия чужих сигналов.

  3. Помимо реальных барьеров между собой и собеседником, можно создавать и мысленные преграды.

  4. Когда кто-то давит на вас дома, в школе и т.п., отвлеките его внимание, для этого можно выбрать что угодно, что не даст собеседнику сконцентрироваться. Возьмите в руки стакан с водой и начните поливать цветы, включите воду. Можно делать что-то, что сбивает собеседника, кашляните, или ударьте кулаком в ладонь, закиньте ногу на ногу или красиво нагнитесь за якобы упавшей заколкой и т.д. Для снижения силы психологического воздействия партнера эффективен любой отвлекающий маневр. Главное лишь – чтобы он выглядел естественно, а также не повторялся слишком часто.

  5. Если у вас хорошее воображение, защиту от психологической атаки можно превратить в забавную игру. Для этого мысленно выводите собеседника из образа, в котором он в данный момент предстает. Представляйте важного и напыщенного собеседника придворным шутом; чучелом, набитым сеном и т.д. Самое важное – подобрать абсолютно нелепый образ, благодаря которому любое психологическое давление сведется к минимуму.























Вывод:























































Список использованной литературы.

  1. https://www.ranibu.ru/psihologicheskoe-davlenie.html

  2. https://qvilon.ru/psihologiya/psihologicheskoe-davlenie.html

  3. https://yandex.ru/turbo/propanika.ru/s/psihologiya/osobennosti-psihologii-detej-doshkolnogo-vozrasta/

  4. https://quattro-leto.ru/bolezni/mehanizmy-psihologicheskogo-vozdejstviya.html

  5. https://psyhoday.ru/obshchenie/vidy-psihologicheskogo-vliyaniya.html#h3_11

  6. https://psy-files.ru/psychology/psihologiceskoe-davlenie.html





13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!