СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа: Развитие средств для физико – географического исследования территории со времен Ломоносова до наших дней

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Со времён Ломоносова средства и методы физико-географических исследований территории сильно изменились. В нашей работе мы исследуем эти методы, но не можем не упомянуть достижения в этой области самого Михаила Васильевича.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: Развитие средств для физико – географического исследования территории со времен Ломоносова до наших дней»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №1»






Исследовательская работа


Тема: «Развитие средств для физико – географического исследования территории со времен Ломоносова до наших дней»






Автор: Майорова Кристина Николаевна

Группа №33, профессия «Повар-кондитер»

Руководитель: преподаватель Гапонова С И










Содержание



Введение стр 2

Достижения М В Ломоносова для развития физико-географической науки. стр 4

Развитие методов в физической географии стр 6

Что является объектом исследования комплексной физической географии.

стр 7

Классы задач, решаемых в процессе комплексных физико-географических исследований. стр 8

Заключение стр 10

Список используемой литературы стр 11















Введение

Со времён Ломоносова средства и методы физико-географических исследований территории сильно изменились. В нашей работе мы исследуем эти методы, но не можем не упомянуть достижения в этой области самого Михаила Васильевича.

Цель: Исследовать, какими современными методами и средствами пользуется физико-географическая наука для исследования территории.

Задачи

  1. Определить основные достижения М В Ломоносова для развития физико-географической науки.

  2. Определить развитие физико-географических методов исследования территории после исследований М В Ломоносова.

  3. Что является объектом исследования комплексной физической географии.

  4. Исследовать классы задач, решаемых в процессе комплексных физико-географических исследований.
















  1. Достижения М В Ломоносова для развития физико-географической науки.

В «Рассуждениях о большой точности морского пути» (1759) Ломоносов Михаил Васильевич предложил ряд новых приборов и методов для определения долготы и широты места. В этом сочинении он впервые внёс предложение об организации международной Мореплавательской академии для совместного решения наиболее важных научно-технических проблем мореплавания.

Ломоносов Михаил Васильевич исследовал морские льды и дал первую их классификацию. Он неоднократно подчёркивал политическую и хозяйственную важность для России освоения Северного морского пути. В 1762 —63 написал «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», а в 1764 — «прибавление» к этой работе «О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану», сопроводив его «примерной» инструкцией «морским командующим офицерам». Он предвидел, что «России могущество будет прирастать Сибирью».

В 1758 Л. было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и Академической гимназией при АН. Основной задачей Географического департамента было составление «Атласа Российского». Л. разработал обширный план получения как физико-географических, так и экономико-географических данных для составления «Атласа» с помощью организации географических экспедиций, а также обработки ответов на специальные анкеты, разосланные в различные пункты страны. ═ В «Рассуждениях о большой точности морского пути» (1759) Л. предложил ряд новых приборов и методов для определения долготы и широты места. В этом сочинении он впервые внёс предложение об организации международной Мореплавательской академии для совместного решения наиболее важных научно-технических проблем мореплавания. Л. исследовал морские льды и дал первую их классификацию. Он неоднократно подчёркивал политическую и хозяйственную важность для России освоения Северного морского пути. В 1762 ≈63 написал «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», а в 1764 ≈ «прибавление» к этой работе «О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану», сопроводив его «примерной» инструкцией «морским командующим офицерам». Он предвидел, что «России могущество будет прирастать Сибирью».

комплексные физико-географические исследования, направленные на изучение природных территориальных комплексов, должны стать строгой научной основой проектирования любого воздействия на природу во всех сферах хозяйственной деятельности.

Общенаучные физико-географические исследования, помимо непосредственного вклада в познание материального мира, создают надежный фундамент для всевозможного вида прикладных исследований.


2. Развитие методов в физической географии

Существует следующая классификация для методов комплексных физико-географических исследований:

  • общие, представляющие собой конкретизацию диалектического метода, - сравнительно-географический и историко-географический (исторический);

  • особенные, используемые во всех географических науках, - картографический, математический, моделирования, прогнозирования, районирования, эксперимента;

  • частные, применяемые во всех естественно-географических (физико-географических) науках, - геохимический, геофизический, палеогеографический, аэрометоды, космические методы.

Для экономико-географических наук характерен иной набор частных методов.

Рангами ниже являются специфические и конкретные методы (или простые методы и методические приемы). Они существуют как бы внутри общих, особенных и частных методов.

Специфические методы формируются в процессе решения определенных научных задач и в последующем применяются для решения задач данного класса. В комплексной физической географии это методы: ландшафтный, комплексной ординации, физико-географического районирования и т.д. Некоторые из специфических методов комплексной физической географии могут использоваться и в других науках, но уже в виде определенных модификаций. Например, ландшафтный метод в виде ландшафтно-индикационного находит все более широкое применение в геологии, географии почв, мерзлотоведении, гидрогеологии и т.д.

Конкретные методы - это составные части специфического метода, простые методы и приемы решения частных задач. Например, метод сбора образцов для ландшафтно-геохимических или других видов исследований, конкретные методы фиксации материалов наблюдений или их обработки и т.д.

Множественность методов исследования порождает попытки их классификаций (Д.Л.Арманд, В.С.Преображенский, и др.). К.К. Марков особо выделял так называемые «сквозные» методы -- сравнительно-описательный, геофизический, геохимический, палеогеографический, картографический и математический, применяемые во всех физико-географических науках.

Представляет известный интерес и его классификация методов физической географии по истории их становления. Различают методы:

  • традиционные (сравнительно-географический,

  • историко-географический, картографический), зародившиеся на заре человеческой культуры;

  • новые (геофизические, геохимические, аэрометоды), применяемые в физико-географических исследованиях с 30 - 50-х гг. XX в.; и

  • новейшие (космические, математического моделирования, геоинформационные и др.), появившиеся в физической географии в 60 -- 80-х гг. XX в.

Методы исследований динамичны. Каждый из них со временем приобретает новые черты. Набор применяемых методов существенно меняется на разных уровнях исследования -- глобальном, региональном и локальном. Меняется он и при решении конкретных задач физико-географических исследований.

3.Что является объектом исследования комплексной физической географии.

Взаимодействие природных и природно-антропогенных геосистем с глобальными факторами. Работа с топографическими, аэрофото- и космическими материалами, описание растительности, ландшафтное профилирование и картографирование.

Объектом изучения комплексной физической географии являются географическая оболочка как целостное природное образование, особая планетарная система и слагающие ее природные территориальные и аквальные комплексы разной размерности, которые обособились в процессе развития географической оболочки.

Являясь целостным образованием, географическая оболочка неоднородна внутри себя. В вертикальном направлении она распадается на ряд компонентных (частных) оболочек (литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу, педосферу), в каждой из которых преобладает вещество в определенном агрегатном состоянии или форме его организации. Вещество частных оболочек формирует различные компоненты природы: рельеф с образующими его горными породами, почвы с корой выветривания, водные и воздушные массы, сообщества растений и животных (биоценозы). Между компонентными оболочками происходит обмен веществом, энергией и информацией, объединяющий эти разнокачественные оболочки в качественно новое целостное единство, свойства которого не сводятся к свойствам суммы слагающих его частей. Изучением компонентных оболочек как составных частей более сложного целого занимаются отраслевые физико-географические науки (геоморфология, гидрология, климатология, почвоведение, биогеография), материалы которых физико-географы используют в своих исследованиях.

Горизонтальная неоднородность географической оболочки выражается в существовании природных территориальных и природных аквальных комплексов (соответственно ПТК и ПАК) - исторически обусловленных и территориально ограниченных закономерных сочетаний взаимосвязанных компонентов природы. Их обособление связано с территориальной дифференциацией энергии, обусловленной формой и происхождением планеты Земля: различным количеством лучистой энергии, поступающей из Мирового пространства, и внутренней энергии Земли, получаемой тем или иным участком географической оболочки.

И вертикальная, и горизонтальная неоднородность географической оболочки возникла в процессе ее формирования и развития, но вертикальная дифференциация (на геосферы) обусловлена, прежде всего, дифференциацией вещества, а горизонтальная (на ПТК) связана главным образом с пространственной дифференциацией энергии. Так как подавляющая часть энергии поступает в географическую оболочку извне и подвержена значительным изменениям в пространстве и во времени, горизонтальная дифференциация менее устойчива, более динамична и постоянно усложняется в процессе развития географической оболочки. В результате этого в пределах географической оболочки сформировалось большое количество ПТК разной величины и различной степени сложности, как бы вложенных друг в друга и представляющих собой систему соподчиненных единиц, определенную иерархическую лестницу, так называемую таксономическую систему. Чем крупнее комплекс, чем выше его ранг, тем больше неоднородность внутри него, тем более заметно его внутреннее многообразие, тем ярче выражена его индивидуальность, неповторимость, непохожесть на соседние комплексы.

Общепринятой таксономической системы ПТК в физической географии пока еще нет. Наиболее широко распространенной является следующая система комплексов: географическая оболочка - суша - материк - страна - зона (горная область) - провинция - район - ландшафт - урочище - фация.

4.Классы задач, решаемых в процессе комплексных физико-географических исследований.

Все многообразие задач комплексных физико-географических исследований может быть сгруппировано в четыре основных класса в зависимости от того, какой аспект ландшафтной структуры в каждом конкретном случае важен.

Первые три класса задач направлены на изучение внутренних связей ПТК - вещественных, энергетических, информационных, т.е. на изучение его ландшафтной структуры и ее изменение во времени под действием внутренних и внешних факторов. Они раскрывают свойства и особенности ПТК как целостных образований, вопросы их происхождения, специфику функционирования и динамики, тенденцию будущих изменений. Все это - общенаучные исследования пространственно-временной организации ПТК, цель которых - все более глубокое познание сущности ПТК безотносительно каких-либо требований.

Четвертый класс задач - исследования для прикладных целей. Здесь изучаются внешние связи ПТК с обществом в рамках сложной суперсистемы «природа-общество».

  1. Заключение


Значимость проведённого нами исследования в том, что мы получили дополнительные знания по географической науке. Мы исследовали современные методы физико-географических исследований и пришли к выводу, что за несколько веков они очень изменились. Мы искали и находили творческие идеи в нашем исследовании, как и М. В. Ломоносов.











Список используемой литературы

М. В. Ломоносов «Рассуждениях о большой точности морского пути»

М. В. Ломоносов «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию»

М. В. Ломоносов «О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану»


6