СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Речевой этикет в деловом общении»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа «Речевой этикет в деловом общении»

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Речевой этикет в деловом общении»»

Исследовательская работа для районной научно-практической конференции «Моя малая Родина. Познание мира»







Тема работы: «Речевой этикет в деловом общении»















2021

Оглавление

  1. Введение…………………………………………………....................3

  2. Основная часть…………………………………. …………................3

2.1. Анкетирование «Что я знаю о речевом этикете?» ................................4

2.2. История речевого этикета……………………………............................4

2.3. Специфика русского речевого этикета……………………….................5

2.4. Правила и нормы речевого этикета в процессе общения. …………… .6

2.5. Деловой этикет…………………………………………………………...7

2.6. Формулы речевого этикета……………………………………………....8

2.7. Особенности делового стиля……………………………………………10

2.8. Нормы делового общения………………………………………………12

2.9. Обращение в деловой переписке………………………………………..14

2.10. Этикет делового телефонного разговора………………………………15

2.11. Практическая работа «Мозаика этикетных ситуаций

в деловой практике»…………………………………………………………15

2.12. Тест на коммуникабельность………………………………………….16

3. Заключение………………………………………………………………..16

3.1. Практическая значимость………………………………………………..16

4. Библиографический список……………………………………………….17

5. Приложения …………………………………………………………………17













Введение СЛАЙД 2

Цели и задачи исследования: познакомиться с историей русского речевого этикета, изучить этикетные формулы речи в русском языке и их особенности, уместность их употребления в деловом общении. Раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в официально-деловой речи.

Проанализировать знания одноклассников на предмет использования и знания форм речевого этикета. Повысить общую речевую культуру сверстников. Овладеть навыками делового общения.

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, наблюдение, обобщение.

Гипотеза исследования:  знание этикета - залог успеха в будущем.

Актуальность исследования обусловлена рядом причин: неправильное применение этикетных формул в разговоре не только сверстников, но других людей; низкая речевая культура, отсутствие успешности, воспитанности, в дисциплинированности, самоуважения. Психологи уже давно доказали, что, как другие относятся к нам, так и мы относимся к ним, и, в конечном счёте, так будем относиться и к себе. Начиная с формального выполнения правил этикета, мы постепенно привыкаем к новым для себя формам взаимодействия с людьми и вещами.

Основная часть

В старших классах мы подходим к такому моменту, когда необходимо подумать о выборе профессии, найти своё место в жизни, и это становится необходимостью и реальностью.  СЛАЙД 3 Очень важно умение видеть себя со стороны, нацелить себя на терпеливую и трудную работу над самим собой, понять себя и других, реализовать свой творческий потенциал. Речевой этикет в деловом общении играет достаточно важную роль, поскольку неправильные речевые обороты, стилистические ошибки и неэтические нормы, непринятые в деловом обществе, способны обескуражить, а иногда и обидеть разговаривающего с вами человека. Речевой этикет также подразумевает использование определенных этикетных формул, которые отражают специфику той или иной страны или национальности. К ним относятся различные фразеологические обороты и предложения, смысл которых достаточно окреп и несет в себе определенное значение. Поэтому мы должны знать деловой этикет, задуматься над тем, как себя преподнести, утвердить своё достойное «Я». Наконец, просто уметь вести себя в обществе.


Первое, что я сделал, исследуя данную тему, это провёл анкетирование среди учащихся 8 класса. СЛАЙД 4

Анкетирование 1 «Что я знаю о речевом этикете?» (Анкета в приложениях).

Анализируя полученные данные, я пришел к следующим результатам: 1. Некоторые ученики не знают о существовании речевого этикета.

2. Многие ребята не следуют правилам речевого этикета в повседневной жизни.

3. Многие знают этикетные слова, но их не употребляют.

4. Некоторые ученики совсем игнорируют употребление правил речевого этикета.

5. В школе (во время перемен) частотность употребления грубых слов выше, чем этикетных.

6. Большинство ребят уверено в том, что владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета.


Изучив ответы, я решил выполнить и предложить свой проект тем, кто желает овладеть культурой речевого этикета делового общения. И здесь уместны слова французского философа-просветителя 18 века Ф.Вольтера «Этикет – это разум для тех, кто его не имеет».

История речевого этикета СЛАЙД 5

Слово этикет по происхождению французское (е tiquette; греч. e¯thos — обычай, характер). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык, затем так называли придворный церемониал, введённый французским королём Людовиком ХIV. Этикетками называли маленькие бумажные планшетки, выдававшиеся тем, кто должен был предстать перед королём. На них указывалось, как человек должен обращаться к королю, какие движения делать, какие слова говорить. В этом и проявляется тенденция к систематизации норм и правил поведения. Так слово этикет распространилось в немецком, польском, русском и других языках.

Ещё в 16 веке на Руси был издан «Домострой» – свод правил поведения горожанина, которыми он должен руководствоваться в отношении к власти, церкви, семье и слугам.

Основы современного служебного этикета фактически были заложены Петром 1, т.е. традиции старой Руси сопровождались ломкой старого этикета. Чтобы сломать патриархальный уклад, мешающий сближению России с Западной Европой, Пётр1 вводил новые правила поведения. СЛАЙД 6 В 1717 году по инициативе Петра 1 была создана книга «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Давая советы, авторы поясняли личностную ценность этих правил. Учтивость и вежливость нужны не только тем, с кем молодой человек общается, но и ему самому, так как «лучше, когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: он есть спесивый болван».

Таким образом, речевая этика — это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях. Владение речевым этикетом вызывает доверие и уважение к человеку. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяют людям чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не допускать ошибок и неверных действий, избегать неудовольствия, а порой и насмешек со стороны окружающих.

Специфика русского речевого этикета СЛАЙД 7

Речевой этикет имеет национальную специфику.

Особенность русского речевого этикета — это наличие в нём двух местоимений «ты и вы», которые могут восприниматься как формы 2-го лица единственного числа. Одним из первых форму обращения на «вы» употребил в XVI в. боярин Андрей Курбский, переняв её из модного в ту пору польского этикета. Этот способ обращения, вошедший в активную практику речевого общения в XVIII в., закрепился в сознании и языке как форма аристократическая. Сейчас это форма вежливого обращения, заданная определёнными условиями общения. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их взаимоотношений.

Ещё одной специфической чертой русского речевого этикета является то, что в нашем обществе принята трёхимённая система называния людей: фамилия, имя, отчество. Полное обращение может сочетаться только с обращением на «вы».

Этикет сегодня – это, прежде всего, средство регуляции отношений людей различных социальных и коммуникативных статусов, средство знаково-символического оформления социальных взаимодействий. В настоящее время существует много разнообразных определений этикета. Но, пожалуй, наиболее просто и точно суть современного этикета определил академик Д. С. Лихачев: «В основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо». Знание правил этикета остается неизменным атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека. Всё начинается с общения.

Правила и нормы речевого этикета в процессе общения СЛАЙД 8

Любой акт общения имеет начало, основную и заключительную части. Если потенциальные собеседники незнакомы друг с другом, то общение начинается со знакомства. Этикет предписывает следующие формулы: «Разреши(те) с вами (с тобой) познакомиться. Позвольте представиться… Позволь(те) с вами (с тобой) познакомиться. Будем знакомы.Хорошо бы познакомиться»…

В русском языке основное приветствие —«здравствуйте» восходит к повелительной форме глагола «здравствуй(те)», которая сформировалась к концу XVII в. из описательных оборотов вроде «повелеваю тебе здравствовать, здравия тебе желаю». Впервые выражение «Здравствуй же многие лета» зафиксировано в рукописных источниках XI в. Русский человек всё это вместе ассоциирует со здоровьем.

Существует ещё и дружески-небрежное обращение: «Привет!» Это старинное славянское слово, означавшее призыв или намерение, на которое должен следовать ответ. Это было безликое обращение, не содержащее пожелания здоровья. Наряду с этими формами распространены приветствия, указывающие на время встречи: «Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!» Есть приветствия, подчёркивающие радость встречи, уважительное отношение: «Добро пожаловать! Рад(а, ы) вас видеть!» и т. п.

При выражении просьбы о прощении, извинении принято употреблять прямую форму: «извини(те), прости(те)». Слово «извините» буквально означает «признаю свою вину и прошу снять с меня грех», именно поэтому неверно употреблять в просьбе о прощении глагол «извиняюсь». При обращении с любой просьбой принято употреблять слово «пожалуйста». История этого слова отражает особенности русского речевого этикета.

Глагол «пожаловать» прежде имел много значений — пожалеть, помиловать, простить, почтить. А вот сформировалось слово «пожалуйста» в окончательном виде с помощью усилительной частицы -СТА. Происхождение её связывают с древней формой глагола «стать», так что на современный язык слово «пожалуйста» можно перевести, как «будь добр, будь милостив».

Зная речевые нормы, человек прекрасно может себя утвердить в деловой сфере общения. И тут мы должны ввести такое понятие, как «деловой этикет».

Деловой этикет СЛАЙД 9

Совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения людей в ситуациях делового общения. СЛАЙД 10

Этикет, речевое поведение в ситуациях делового общения выполняет такую основную функцию, как установление контакта, создание настроя на продуктивное и взаимовыгодное взаимодействие.

Этикет деловой речи имеет определённые этикетные характеристики:

  • Формулы приветствия и прощания

  • Извинения

  • Этикет телефонных разговоров

  • Выражение стандартных ситуаций в деловом общении

Как обратиться к официальному лицу?

Принято говорить:

Простите…, Извините…, Будьте добры…, Будьте любезны…, Скажите, пожалуйста…,

К подчёркнуто вежливым обращениям относятся выражения: Простите за беспокойство…, Не будете ли вы так любезны…

После этих слов возможны следующие обращения:

Товарищ милиционер…, Секретарь…, Директор…, Господин Сидоров…, Госпожа Иванова…(если известна фамилия официального лица, официальное обращение), Гражданин…, Гражданка…(обращение, употребляемое в государственных учреждениях).

Исходя из вышеизложенного, можно выделить формулы речевого этикета, которые используют и в деловом общении.

Формулы речевого этикета СЛАЙД 11

Начало общения

- Разрешите с вами познакомиться.

- Я хотел бы с вами познакомиться.

- Позвольте с вами познакомиться.

Представления

- Позвольте (разрешите) представиться

- Моя фамилия Колесов.

- Анастасия Юрьевна.

Приветствия

- До свидания!

- Всего доброго (хорошего)!

- Позвольте попрощаться! (сомнение в возможности еще раз встретиться).

- До встречи! (если назначена встреча).

- Счастливого пути (отъезжающим).

- Позвольте откланяться (преимущественно к речи людей старшего поколения).

Благодарность

- Спасибо! Очень (крайне, чрезвычайно) признателен вам ... .

- Очень тронут вашим вниманием .... |

- Благодарю! Большое спасибо!

- Сердечно благодарю!

Ответы на благодарность

- Не стоит благодарности ....

- Вы очень любезны ....

- Вы так предупредительны (чаще в речи люден старшего поколения).

Просьба

- Будьте добры (любезны) ... .

- Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите... .

- Сделайте одолжение (чаще в речи людей старшего поколения).

Извинения

-Приношу вам свои извинения....

- Извините, Пожалуйста .... |

- Прошу меня простить ....

- Простите пожалуйста ....

Предложения

- Позвольте вам предложить... .

- Мне хочется предложить вам... .

- Я хотел бы предложить вам....

Согласие и поддакивание

- Вы правы ....

- Несомненно ....

- Совершенно с вами согласен ... .

- У меня возражений нет ... :

- С большим удовольствием ...

- Я не возражаю ....

- Здесь может быть двух мнений....

- Я разделяю ваши сомнения (колебания) ....

- Я с вами солидарен ....

Несогласие

- Не могу с вами согласиться....

- Простите, вы не совсем правы... .

- Не знаю, верно ли это....

- Я не вполне уверен в этом... .

- Сомневаюсь, правы ли вы....

- Не уверен в вашей правоте...

Сочувствие

- Очень вам сочувствую ....

- Очень вас понимаю ....

- разрешите (позвольте) выразить вам мои искренние соболезнования ....

разделяю (понимаю) вашу печаль, (ваше горе, несчастье).

Замечание, предупреждение

- Фирма (дирекция, редакция) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание) ....

- К (большому) сожалению (огорчению), должен (вынужден) сделать замечание (вынести порицание)....

Приглашение

- Позвольте ( разрешите) пригласить вас...

- От имени ... приглашаю вас...

- Приходите на встречу ..., будем рады вас видеть.

Поздравление

- Примите мои (самые) сердечные (теплые, искренние) поздравления ....

- От имени (по поручению) .поздравляем вас …

- Сердечно поздравляем вас ....

Комплимент

- Вы хорошо (прекрасно, великолепно, молодо) выглядите....

- Вы так (очень) обаятельны (умны, рассудительны, находчивы, практичны).

- Вы превосходный специалист.

- С вами приятно (хорошо) иметь дело (работать, сотрудничать).

Переспросы

- Простите, пожалуйста, я расслышал...

- Повторите, пожалуйста, как (что) вы сказали?


Особенности делового стиля СЛАЙД 12

Особенности этого стиля: логичность, точность, краткость высказывания, нейтральный тон, неличный характер изложения.

Деловой стиль речи имеет свои языковые средства, лексические средства, фразеология деловой речи, морфологические средства, стилистические особенности.
Языковые средства делового стиля:

  • Использование слов-наименований лиц по действию (вкладчик), собирательных существительных (выборы, дети, родители), слов-названий документов (объявление, доверенность), сложносокращённых слов(технадзор),канцеляризмов(нижеподписавшиеся), устойчивых сочетаний слов (принимая во внимание, доводить до сведения, без уважительной причины).

  • Использование специальной терминологии (служебное письмо составляется – не пишется).

  • Использование отглагольных сущ. (проезд, выполнение), н.ф.г. (зачислить, принять) вместе со словами НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ…).

  • Для усиления категоричности могут использоваться наречные слова (заявить решительно).

Языковые средства:

  • Использование форм н.в. глагола, форм б. в. С оттенками долженствования, предписания, форм п.в. Со значением подчёркнутой констатации(комиссия в составе…осмотрела).

  • Использование кр. прил. Модального характера (должен).

  • Широкое использование сочинительных союзов: а равно; а также; как…, так и.

  • Употребление синтаксических конструкций (простые предложения с однородными членами, с вводными и вставными конструкциями, преобладание в предложениях союзной связи над бессоюзной; безличные предложения).

Лексические средства делового стиля:

ИЗБЕГАЙТЕ ОШИБОК!

  • Неправильное использование слов и терминов (вместо «внедрить» –осуществить внедрение).

  • Неуместное или неоправданное употребление иностранных слов(«пролонгировать»вместо «продлить»).

  • Неразличение слов-паронимов: командированный и командировочный, гарантийный и гарантированный, поместить и разместить.

  • Ошибки в употреблении синонимов(строить и возвести, требование и запрос).

  • Употребление разговорных, просторечных, жаргонных слов, эмоционально окрашенной лексики (оплата по индивидуальной сдельщине).

Фразеология деловой речи:

  • Стилистически нейтральные выражения, связанные с выражением оценки: «оставлять желать лучшего», «находиться на уровне чего-либо», «называть вещи своими именами», «узкое место», «общее место».

  • Устоявшиеся речевые формулы: «принять к сведению», «довести до сведения», «принять во внимание», «в соответствии с достигнутой договорённостью», «в порядке оказания помощи», «в связи с тяжёлым положением».

Морфологические средства языка:

  • Употребление кр. прил. (ср: Выводы комиссии обоснованны и справедливы. Выводы комиссии обоснованные и справедливые).

  • Трудности употребления местоимений (без него, для неё, напротив них).

  • Трудности в употреблении числительных (собирательные числ. Четверо детей, нас было трое).

  • Особенности употребления форм глагола (вид, время глагола, причастий: В книге описываются события, имеющие место…( правильно: имевшие место).

  • Трудности в употреблении предлогов – наиболее распространённые: благодаря – из-за – вследствие – в результате – при условии – вопреки – несмотря на – в целях –

Синтаксические ошибки делового стиля:

  • Трудности в согласовании сказуемого с подлежащим (31 ученик награждён).

  • Трудности в согласовании определений.

  • Трудности в употреблении дополнений и обстоятельств (допустимо: не исправлял недостатки, не исправлял недостатков).

  • Использование конструкций с отглагольными сущ. (зажигание костров на территории школы запрещается).

  • Усложнённые конструкции должны упрощаться путём прямого сокращения.

Если вы владеете «деловыми» словесными формулами и конструкциями, то это позволит вам с успехом разрешить возникающие стандартные ситуации делового общения.

Нормы делового общения СЛАЙД 13

Языковые нормы продиктованы стилем делового общения.

  • Избегайте длинные слова и сложные предложения.

  • Чаще используйте определенно-личные местоимения (я – мы, ты – вы).

  • Используйте утвердительные высказывания.

  • Откажитесь от сленга.

  • Сочетайте утвердительные предложения с вопросительными.

  • Предпочтение отдавайте открытым вопросам.

  • Учитывайте лексическое значение употребляемых слов и их стилистическую принадлежность.

  • Исключите из речи тавтологии.

  • Вести разговор спокойным голосом в любых ситуациях. К сожалению, современные телевизионные ток-шоу показывают примеры скандального поведения, где свою позицию участники отстаивают криком. Необходимо проявлять корректность, значит сохранять достоинство свое и своего партнера по общению. Поэтому на вопрос: «Надо ли здороваться с человеком, который мне не нравится или на которого я серьезно обижен?» – следует ответить утвердительно. Но это не значит, что надо бросаться ему в объятия или крепко пожимать руку. Это можно сделать в форме корректной вежливости – сухо поздороваться.

  • Ненормативная лексика недопустима в официальных ситуациях.

Избегайте таких ошибок в устной речи как:

  • Орфоэпические: ударение, произношение.

  • Грамматические: неправильное построение предложений.

  • Лексические: неточное употребление слова.

  • Исключить данные ошибки поможет словарь. Сделайте его настольной книгой и заглядывайте в него чаще.

  • Желательно, чтобы вопросы содержали слова «почему», «когда», «как». Это исключит односложные ответы, позволит собеседнику более полно изложить свою точку зрения.

  • Не следует быть чересчур эмоциональным, но необходимо живо реагировать на высказывания собеседника. Здесь уместны короткие замечания: «Да-да, понятно», «Понимаю», «Это интересно» и т. п.

  • Прежде чем затевать спор, не мешает уточнить, об одном ли говорят собеседники и верна ли постановка вопроса.

  • При этом вполне корректны такие выражения: «Если я вас правильно понял...», «Быть может, я не все уяснил...», «Давайте разберемся глубже...», «Попробуем взглянуть на эту проблему иначе...».

  • На возражения нельзя отвечать в категоричном тоне. Недопустимы фразы «Нет, я не согласен», «Нет, это никуда не годится», «Нет, это нам не подходит».

  • Некоторые обороты речи могут усложнить спор, а другие, наоборот, могут смягчить ситуацию. Вместо фразы «Вы должны это понять» можно использовать: «Не думаете ли вы, что...». Вместо «Я считаю...» – «Не находите ли вы, что...». Вместо - «Я могу вам это доказать» – «Надеюсь, это может убедить вас». Вместо - «Вы об этом не думали» – «Вам, конечно, известно».

  • Некорректно использовать в деловой беседе фразы «Я был уверен, что вы не правы», «Это не имеет под собой никакой почвы», «Не стоило и начинать этот разговор, бесполезная трата времени». Такое неуважительное и пренебрежительное отношение не способствует продуктивному общению.

  • В конце деловой беседы никогда не вредно поблагодарить за ответ, совет, за потраченное время.

При общении нам необходимо обращаться к адресату.

Обращение в деловой переписке СЛАЙД 14

При обращении к адресату учитываются его служебное положение, сфера деятельности, степень личного знакомства. Наиболее общей формулой обращения, которая может использоваться независимо от перечисленных факторов, является «Уважаемый господин [Фамилия]!», «Уважаемая госпожа [Фамилия]!»

При обращении к должностным лицам высших и центральных органов государственной власти и управления, президентам (председателям) обществ, компаний, возможно обращение с указанием должности и без фамилий: 

«Уважаемый господин министр!», «Уважаемый господин президент!» 

Правила делового этикета требуют в конце текста, перед подписью, заключительную формулу вежливости «С уважением». 

Этикет делового телефонного разговора СЛАЙД 15

Этикетные формы общения занимают в телефонном деловом разговоре довольно большое место:

- фразы благодарности: благодарят за звонок, за ценную информацию, за участие, за совет и т.п.

- извинения: извиняются за несанкционированный звонок, за звонок в нерабочее время. За поздний звонок, за прерывание разговора по каким-то причинам, за неверное соединение и т.п.

- пожелания в конце беседы: ответы на просьбы, ответы на извинения, ответные пожелания.

Этикетные формулы выполняют роль контактоустанавливающих средств: с вами говорит Роберт Девис, представитель фирмы «Флотвег». Я хотел бы поговорить с господином Ивановым.

Они же выполняют функцию волеизъявления, выражающуюся в просьбах, приглашениях, разрешениях, предложениях и т.п.: Звоните; эмотивную функцию (связанную с выражением эмоций): Очень приятно.; Очень рад.

Этикетные фразы регулируют подачу информации: спасибо. Это все, что я хотел бы узнать. Таким образом, этикет не только регулирует отношения, но и является средством рациональной организации телефонного диалога. Это очень важно ввиду строгой регламентации времени телефонного делового общения.

Приведем восемь важных «не», относящихся к культуре общения по телефону из книги Эмили Пост «Этикет»:

1. Не спрашивайте, если набрали неправильный номер: «Куда я попал?», «А какой это номер?» Просто уточните: «Это 536-20-52?»

2. Нельзя, сняв трубку и ответив, сейчас же говорить «Минутку». Если вы решительно никак не можете разговаривать, скажите «Я перезвоню вам через несколько минут», - и не забудьте выполнить данное обещание.

Изучив некоторые особенности речевого этикета в деловом общении, я провёл с одноклассниками практическую работу.

Практическая работа «Мозаика этикетных ситуаций в деловой практике» (Приложение) СЛАЙД 16

Ситуации, с которыми столкнулись мои одноклассники, вызвали затруднение.

Зная нормы речевого делового общения, мы должны быть, как мне кажется, коммуникабельны. Общение — это очень важный фактор социума. Именно от этого умения зависят многие сферы нашей жизни. Сегодня вы сможете узнать, к какому типу коммуникабельности вы относитесь.

Тест на коммуникабельность(Приложение) СЛАЙД 17

В заключение, я хотел бы представить видео - советы, как убеждать людей и отстаивать свою точку зрения (Видеоролик) СЛАЙД 18 (переходим по гиперссылке)

Заключение СЛАЙД 19

Изучив этикетные формулы речи русского языка, я узнал, что они многочисленны и разнообразны, а их употребление зависит от конкретной речевой ситуации.. Я понял, что успешность делового человека сегодня зависит не только от профессиональных умений и навыков, но и от умения устанавливать деловые контакты, поддерживать доброжелательные отношения, общаться с людьми.

Развить и закрепить эту деловую успешность можно и нужно, с помощью речевого этикета, умелого поведения. Невозможно за один день научиться всем этикетным нормам- это система, но стремиться к этому необходимо. Давайте вспомним слова А.П.Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и мысли». Как всё это звучит современно и актуально! СЛАЙД 20

Практическая значимость

Материал, представленный в данной работе, может быть интересен каждому человеку, который только начинает свою жизнь в обществе или уже давно выработал свою систему поведения. А также практическое использование результатов моей работы поможет сверстникам достигнуть успешности в делах, поступках, в жизни.

Данный материал можно использовать на уроках русского языка, внеклассных мероприятиях, для оформления стендов.

Я считаю, что моя гипотеза: знание этикета - залог успеха в будущем – частично подтверждена, так как по данной теме очень много материала, который нужно продолжить изучать. Я планирую на это не останавливаться.

Библиографический список СЛАЙД 21

1. Введенская Л.А. Культура и искусство речи. Издательство: Ростов-на-Дону «Феникс», 1998 г.

2. Гойхман О.Я. «Речевая коммуникация». Издательство: Москва «Махаон», 2002 г.

3. Егоршин А.П., Распопов В.П., Шашкова Н.В. «Этика деловых отношений».

4. Капкан, М. В. Деловой этикет : учеб. пособие / М. В. Капкан, Л. С. Лихачева М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017

5.Русский родной язык. 9 класс: учебное пособие для общеобр. орг. О.М. Александрова -4-е изд.- М.: Просвещение, 2020.

Интернет-ресурсы:

infourok.ru›…rabota-na-temurechevoy-etiket…

urok.1sept.ru›articles/557239

uprav.ru›Это интересно›rechevoy-etiket-v…

referati-besplatno.ru›rechevoy-etiket-v-delovom…

razvivaysebya.ru›uspeh-rabota-karernyj-rost…rechi…

https://www.sekretariat.ru/article/210937-qqq-17-m6-rechevoy-etiket#rab2

Яндекс.Картинки›анимационные картинки на тему деловой и речевой...



Приложения

Анкетирование 1:

1)Знакомо ли Вам понятие речевого этикета?

А) Да. Б) Нет. В) Затрудняюсь ответить.

2) Задумывались ли Вы когда-нибудь о необходимости следования речевому этикету?

А) Да. Б) Нет. В) Затрудняюсь ответить.

3) Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной? Почему?

А) Да. Б) Нет. В) Затрудняюсь ответить.

4)   Какие этикетные слова Вы употребляете чаще всего?

    5)  Следуете ли Вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?   

А) Да. Б) Нет.

6)    Употребляете ли Вы в речи сленговые слова?

А) Да. Б) Нет.

7) Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?

А) Да. Б) Нет.


Практическая работа «Мозаика этикетных ситуаций в деловой практике»


Задание 1.Вы ученик, студент, Вам необходимо обратиться с просьбой:

а) к ректору; б)преподавателю.

Задание 2Назовите, какие формулы речевого этикета вы используете, если вам придется обратиться:

- к секретарю в приемной, чтобы узнать, правила приёма абитуриентов;

Задание 3. Какие этикетные фразы можно использовать для вежливой формы отказа принять предложение; выслать новые каталоги, образцы материалов, принять посетителей?

Задание 4. Как справиться с затруднительной ситуацией, когда к вам подходит человек, имя и отчество которого вы забыли

Узнайте свой тип коммуникабельности! Как вы ладите с людьми?

Как пройти тест?

Для того чтобы вы могли получить максимально точный результат, необходимо следовать указаниям:

• Для начала вам следует просто расслабиться.

• Постарайтесь ни о чём не думать.

• Вспомните свой самый интересный диалог с кем-либо.

• Прокрутите его в голове и постарайтесь вспомнить детали.

• Взгляните на имеющиеся изображения птиц.

• Выберите одну из шести птичек и ниже прочитайте расшифровку.

Помните, что делать выбор необходимо опираясь исключительно на своё внутреннее чутьё. Логика вам в этом деле не помощник!

Расшифровка вашего типа коммуникабельности

Под каким номером вы выбрали птичку?

1. Мобильный тип — вы не испытываете ни каких трудностей при общении с людьми. Легко вливаетесь в разговор и никогда не теряетесь в незнакомой компании. Однако вы часто перескакиваете с одной темы на другую и это ваш большой минус.

2. Ригидный тип — испытываете трудности в самом начале общения. Вам трудно начать диалог, но в дальнейшем вы вливаетесь. Это ваш психологический порог, над которым необходимо работать, если вы желаете увеличить ваши коммуникабельные способности.

3. Доминантный тип — вы всегда стараетесь захватить лидирующую позицию при разговоре с людьми. Зачастую вы бываете резкими, громко говорите и даже позволяете себе насмешки. Вам стоит быть более сдержанным в общении с людьми, иначе вы наживёте себе много врагов и неприятелей.

4. Кондиционный тип — вы очень часто начинаете общение только тогда, когда чувствуете эмоциональную потребность. Тем самым окружающие могут про вас подумать, что вы постоянно «плачетесь в жилетку». Стоит поработать с контролем над эмоциями.

5. Интровертный тип — застенчивость, скромность в общении вам присущи. Вы никогда не захватываете инициативу и даже наоборот готовы её отдать. Иногда и вправду молчание золото, но всё же стоит поработать над тем, чтобы иногда брать «бразды» в свои руки.

6. Деятельный тип — во время общения вы всегда используете тактильный контакт! Либо прикасаетесь к собеседнику, либо часто жестикулируете. Некоторым такой диалог совершенно не нравится. Вам стоит научиться разговаривать без использования жестикуляций.



Скачать

© 2022 2798 23

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!