СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Речевые ошибки в текстах современных песен"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Речевые ошибки в текстах современных песен"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Иванаево МР Дюртюлинский район РБ






Научно-исследовательская работа на тему:

«Речевые ошибки в текстах современных песен»



Выполнила: ученица 7 класса

ФатхиеваГульназ

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Закирова Л.Р.

2018г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………… 3-4
Основная часть. Тексты современных песен и нормы русского литературного языка……………………………………………………………………………....................4
Речевые ошибки в текстах современных песен ………..……………………….………...5-7

Заключение…………………………………………………………………………………..7-8

Список литературы…………………………………………………………………………..8




























  1. Введение

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в обществе.

Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью. Кроме того, культура речи – это также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями, задачами и содержанием общения.

Однако в настоящее время наблюдается снижение общего уровня речевой культуры. Современная языковая ситуация выражается прежде всего в росте разного рода ошибок и вариантов, возникающих под влиянием нелитературного произношения, территориальных и социальных диалектов, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения, неоправданном использовании иностранных слов.

Как известно, особое влияние на состояние речевой культуры оказывают средства массовой информации. Речь, звучащая в теле- и радиоэфире или содержащаяся в текстах, представленных на страницах газет и журналов, для многих носителей языка является основным источником представлений о языковой норме.

 Особого внимания заслуживает современная популярная песня, которую мы слышим по радио и с экранов телевизоров. Музыка во все времена была особым видом искусства. Песня – самый распространенный и популярный музыкальный жанр.

Конечно, основная масса песенных текстов современности пишется в соответствии с требованиями культуры речи. Однако если обратиться к популярной музыке, то здесь наметилась опасная тенденция к безграмотному составлению текстов.

Основная цель настоящей работы заключается в том, чтобы обнаружить и описать наиболее типичные отступления от языковых норм в текстах популярных песен.

Следует отметить, что они часто выступают в качестве объекта высмеивания в монологах сатириков. В юмористических передачах по центральному телевидению и радио такие номера звучат в исполнении М. Задорнова, М. Галкина и др. Но обозначенная проблема настолько актуальна,что требует и серьезного научного осмысления. Конечно, в своей работе мы сможем только обозначить основные речевые ошибки в текстах песен. 

Практическая значимость работы в том, что она может использоваться на уроках русского языка. В качестве примера для исправления всякого рода ошибок часто выступают предложения из школьных сочинений. Не менее интересно и эффективно использовать примеры из текстов песен, знакомых ребятам. И они (мы) будут с большей требовательностью относиться к произведениям собственного сочинения, научатся править свои тексты.


  1. Основная часть.

Тексты современных песен и нормы русского литературного языка.


«Нам песня строить и жить помогает», «Ведь песня людям так нужна, как птице крылья для полета», «Песня не прощается с тобой!» - действительно, песня всегда с человеком – от колыбели до конца жизненного пути. Недаром, когда–то ее считали массовой культурой, а сейчас это попса, то есть популярное, незатейливое искусство для самой широкой аудитории, в первую очередь - молодежной.

Поп-музыка («современная популярная развлекательная музыка») — самая популярная музыка в России. Конечно, сам жанр популярной песни имеет в основном развлекательные функции. Тематика песен не предполагает решения серьезных жизненных проблем. Тем не менее, это обстоятельство не снимает с поэтов-песенников ответственности за содержание и языковое оформление создаваемых произведений. Ведь те ошибки, которые нередко встречаются в текстах песен, негативно влияют на речь слушателей. Конечно, на современной российской эстраде есть много исполнителей, тексты песен которых интересны по содержанию, составлены грамотно. Авторами здесь выступают профессиональные поэты и композиторы. Однако не меньшим числом представлены те музыканты, к чьим песням можно предъявить претензии на предмет соответствия их содержания нормам современного русского литературного языка.

Обычно песня рождается в тройственном содружестве композитора, поэта и певца-исполнителя. Время от времени разгораются споры о том, что важнее в массовой песне – музыка или текст. Качество последнего, как было упомянуто, часто оставляет желать много лучшего. Покажем это на конкретных примерах, которые сопровождаются ссылками на исполнителей – как на отдельных эстрадных певцов, так и на целые поп-группы, представляющие данную песню.




  1. Речевые ошибки в текстах современных песен.

Речевые (стилистические) ошибки – это нарушение законов употребления в речи лексических единиц, а также недочеты в образовании синтаксических конструкций.

Одним из распространенных типов речевых ошибок является «нарушение лексической сочетаемости». Не следует смешивать «играть роль» и «иметь значение».

1. Весьма популярная сегодня певица Юлия Савичева, представлявшая нашу страну на международном конкурсе «Евровидение», в одной из песен собственного сочинения использовала словосочетание «пламя огня»:

Не забывай пламя огня,

Где мы с тобой греем себя…

Использование именного словосочетания в данном случае непозволительно в силу того, что слова «пламя» и «огонь» - синонимы. Сказать «пламя огня» все равно, что «дождь ливня» или «буран метели». Кроме того, в приведенном примере допущена и грамматическая ошибка. Переходный глагол «забывать», использованный с отрицательной частицей «не», управляет формой не винительного, а родительного падежа имени существительного. В данном случае перед нами разносклоняемое «пламя», следовательно, в родительном падеже – «пламени». Правильно составленное предложение звучало бы, например, так: «Не забывай пламени костра…»

2. Дельвиг писал, что современные поэты часто путают две вещи: выражать нечто неясное и неясно выражаться. Когда люди пытаются выразить нечто неясное, получается словесная каша. У автора и исполнителя песен группы «Мумий Тролль» Ильи Лагутенко встречаем строки: «и нервным улыбкам тошнит еще больше»;  «воздух с завтрака плавит»; «ночью все ясно, если ты мне молчишь».

3. Стремление выразиться изощренно приводит к рождению таких выражений, как «ее профиль на сердце высечен ароматами гладиолусов», «аппликации леса в реке вертикальной», «почерк машинный, наскальный», «речные часы», «опыты крови», «изумрудные брови, колосящиеся под знаком луны» и т. п. в песнях группы «Корни» на слова И. Матвиенко.

4. Вряд ли уместно и оправданно в песне обилие давно уже утративших свою первоначальную свежесть и надоевших жаргонных молодежных словечек типа «приколы», «отрываться», «я вся во вкусе» (К. Лель, слова М. Фадеева).

5. Децл (псевдоним Кирилла Толмацкого, «децл» сленг. – «чуть-чуть, мало») хотя и выступает от своего лица, но читает рэп, написанный чужой рукой. Ему, как и всем другим исполнителям, следовало бы более тщательно редактировать те тексты, которые «штампуют» халатные авторы. И тогда, возможно, номера юного певца не изобиловали бы такими примерами, как «передоз в теле» или «девушка ушла, я был с ней груб, вылетел в трубу многонедельный мой труд…» К сожалению, такие песни типичны для современной российской эстрады. Рассмотрим конкретные примеры нарушений языковых норм.

6. Авторским произволом отмечено и словоупотребление в текстах современных популярных песен, например: «Ты его не сумеешь (сможешь) забыть» («Стрелки»); «За возвращение любви я поднимаю тост (бокал)» (И. Николаев); «Полной грудью вздохну (вдохну) воздух этих полей» («Любэ»). В репертуаре последней из упомянутой групп много стилизаций в духе фольклора. Отсюда, видимо, и псевдонародное слово «накопытили»: «Напылили кругом, накопытили». Между тем, в современном русском лексиконе такого глагола нет, а в «Словаре русских народных говоров» значится слово «накопычиваться» – собираться идти куда-либо: «Опять на вечерку накопычиваешься?».

В логико-речевом строе современной эстрадной песни обращают на себя внимание двусмысленности типа: «Как одинокая луна(,) на небе(,) ждет меня она» («Любэ»). Нередко встречаются разнообразные логические неувязки: «Не спеша ты с кавалером быстро встала и ушла» («Нэнси»); «Я промолчу исподлобья робко…» (Земфира); «Припаду, рыдая, к цветам и ноздрями землю втяну» (О. Газманов); «Закрой мои глаза холодной кожей рук» (О. Газманов) и т.п.

7. Часто даже в песнях серьезного содержания встречаются просторечные слова и выражения, не свойственные литературной речи, что проводит к неоправданному стилевому смешению:

Вас пришпоривать нету нужды,

Вы аллюром несетесь и не признаете узды (О. Газманов).

Пришел туман, свел меня с ума,

А прогнать его, нету сил (В. Добрынин).

8. Одним из самых распространённых речевых изъянов является нарушение лексической  сочетаемости, что затрудняет понимание темы и цели высказывания, а порой и просто смысла текста. «Вот и вечер затих, забрав мечты теплом»,«И где обещанный сюрприз? Он просто в воздухе повис», «… только мы больны судьбой» (Д.Билан); «Я расскажу тебе такую тайну», (Лера Массква), «Наши крылья растворились, улетят на небеса», «Прогулявшись среди слёз, так и не нашёл ответа», «Ванильный горизонт нельзя с ней не сравнить» (Ранетки)

9. Речевая недостаточность, когда неполно без слова-распространителя 

«Ведь мы не ангелы, живём мы на земле
Дождём растаяли как слёзы на стекле
Ночью мы, как в небе звезды
По осколкам в темноте
Может это только слезы»

«Больно - взглянула, улыбнулся, забыл, я помню» (Фабрика)

10. Распространены ошибки в употреблении устойчивых оборотов «А тут им, как назло, клюёт. И тянет парень золотую рыбку»,  «Ох, устала я ходить, за нос душеньку водить»

11. Нарушение порядка слов

Сидит на пирсе паренёк, 
         Сидит с девчонкой и рыбачит (Фабрика),

«Себе же сами мы враги»

Только ты поверь, будет в сердце пусть открыта дверь,
         Не бывает в жизни без потерь (Билан)

12. Наличие жаргонных слов и просторечных выражений, слов-паразитов: «Ты почему-то не пришла, я не пойму, что за дела» (Д.Билан), «И всё, что прячется внутри, увижу я на раз-два-три» (Билан), «Сегодня клёвый день, иду, пишу, как по лыжне», « Ну, вот, сам догоняешь, ты понял, я одна» (Ранетки); «Понимаешь, я родителям врала» (Фабрика)


«Если у тебя есть фонтан, заткни его»,  - советовал Козма Прутков. Очень хочется повторять эту фразу, читая песни современных авторов. Они забыли, что метафора – это украшение. Какое впечатление хотели произвести авторы этой фразой «Опадает листва, 
Словно снег в декабре»


  1. Заключение


Своей работой мы хотели заострить внимание на проблеме качества песенных текстов. Случаи ненормативного использования поэтами-песенниками языковых средств, как мы убедились, очень распространены. К числу наиболее часто встречающихся речевых ошибок отнесем следующие: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение лексической сочетаемости, употребление лишнего слова, смешение слов разной стилевой окраски, стилистический и смысловой разнобой между частями текста. К сожалению, таковых в песенных текстах очень много.

Понятно, что спрос рождает предложение. Популярные песни востребованы. Но качество песенных текстов достойно публичного обсуждения на страницах популярных периодических изданий, в теле- и радиопередачах, поскольку популярная музыка – естественная и важная для подростков и молодежи сфера бытия, которая влияет на воспитание и формирование речевой культуры. Если положение дел не будет меняться, если безграмотные тексты не будут подвергаться критике, если искусное владение словом не станет нормой для авторов-песенников, последствия могут быть печальными. Язык будет засоряться. А ведь язык – отражение души народа.

Тема, обозначенная в названии работы, имеет большие перспективы развития не только в лингвистике, но и в литературоведении, культурологии, социологии, психологии и других общественных науках. В плане лингвистического анализа мы бы хотели рассмотреть не только неудачные, но и образцовые тексты песен, которые становятся источником крылатых фраз, помогают человеку не только расслабиться, отдохнуть, но и доставляют эстетическое удовольствие.


Список использованной литературы.


1. Головина Э.Д. Ту-ту-ту и на-на-на. О языке современной популярной песни // Русская речь. 2005. № 4. – С. 121 – 123.

2. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. Л., 1971. – 272 с.

3. Избранные песни российской эстрады. М.: Изд-во В. Катанского, 2005. Вып. 7. – 128 с.

4. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. М.: Гардарики, 2005. – 413 с.

5. Усоев Г. Бред сивой попсы // Аргументы и факты. 2002. 27 февр. № 9 (1114).

6. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / Составитель М.В. Панов. М., 1984. – 352 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!