Министерство образования и науки Республики Бурятия
МО «Хоринский район»
МБОУ «Хасуртайская СОШ»
Исследовательская работа
«Резьба по дереву»
Выполнил: Бурдуковский Иван,
ученик 9 класса
МБОУ «Хасуртайская СОШ»
Руководитель: Мартынов А.Г.,
учитель технологии
с.Хасурта
2012 г
Содержание
1.История возникновения и применение резьбы
2.Геометрическая резьба
2.1.Рабочее место и оборудование
2.2.Резьба параллельных линей вдоль волокон
2.3.Резьба параллельных линей поперек волокон
2.4.Трехгранная резьба
2.5.Резьба сияние
3.Инструменты
4.Отделка различных изделий

Разнообразные работы по дереву обычно считаются не детским занятием: дерево – материал твердый, неподатливый, не то что пластилин или бумага. Для работы с ним нужны специальные инструменты, чтобы обработать деревянную заготовку, необходима физическая сила… Все это так, но с другой стороны, дерево – материал доступный (если, конечно, вы живете не в пустыне) и необычайно интересный, он словно самой природой приготовлен для того, чтобы, увидев уже заключенную в нем красоту, мастер выпустил ее на свободу перед глазами пораженных зрителей. Синтетические материалы верно служат людям, они не обходимы, и с годами человечество так к ним привыкло, что теперь не сможет без них обойтись, но на ощупь они мертвы, и кусок пенопласта не вызовет у человека ни какого отклика в душе. Другое дело – дерево. Бесконечное разнообразие деревянных узоров, способность удерживать и хранить тепло человеческих рук, безопасность с точки зрения экологичности… Деревянная отделка дома и изделия из дерева в квартире создают положительный настрой, в котором человек чувствует себя легко и удобно. Деревянные вещи особенно сделанные своими руками могут служить прекрасным подарком, а можно украсить свою комнату
Резьба по дереву возникла еще с древнейших времен. Люди изображали зверей, птиц, солнце, луну и поклонялись им, считая, что вырезанные фигурки приносят в дом счастье, отгоняют всякую нечесть и оберегают хозяев от несчастий.
Древние славяне считали дерево посредником между человеком и солнцем. Оно было символом благополучия и счастья, долголетия и здоровья.
Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. По разнообразию применения древесина не имела себе равных. Из нее делалось практически все необходимое для жизни: дома, мебель, посуда, колыбели, игрушки, мосты, сани, телеги, мельницы, лодки и многое другое. Музыкальные инструменты также делались из дерева. Это балалайки, свирели, жалейки, ложки, скрипки.
Каждый мастер выполняя то или иное изделие из древесины, старался сделать его красивым, показав природную красоту дерева и усилив ее.
Резьба явилась одним из самых ранних способов украшений из древесины.
Резьбой украшали избы, ограды, посуду, мебель, корабли.
Резьба выполнялась в разной технике, например, прорезная или ажурная резьба использовалась чаще всего при отделке домов, мебели, посуды, а скульптурная резьба – для украшения кораблей.
В настоящее время резьба находит свое применение в украшение домов, беседок, детских площадок, для приготовления деревянной утвари для кухни: хлебниц, вазочек, солонок сахарниц, кубков, подставок, а также подцвечников, шкатулок, деревянных сувениров, служащих украшением любой квартиры.
В конце 19 века, на гребне волны интереса к народному искусству, геометрическую резьбу вновь начинают широко применять в архитектуре, при оформлении мебели и деталей интерьера. Сегодня геометрическая резьба применяется главным образом при отделке мелких бытовых предметов и в сувенирном производстве.


Геометрическая резьба
Это самый доступный по простоте и технологичности (после прорезной) вид резьбы по дереву. По своей сути геометрическая резьба - это повторяющиеся в определенной композиции клинорезные выемки, которые могут различаться по размерам, глубине, по геометрии углов, под которыми производится выемка. Различия могут быть и в количестве граней каждой выемки. Наиболее распространены двух- и трехгранные выемки. Особенное развитие получила именно трехгранная выемка, которая во многих источниках так и называется - трехгранновыемчатая резьба. Привлекательность ее в том, что она позволяет получить неограниченное количество вариантов узоров. Менее часто задействуются четырехгранные выемки, квадратные и прямоугольные, но их исполнение потребует большего мастерства, хотя техника ничем не отличается от предыдущих.
Композиции узоров создаются путем повторения этих элементов, заключенную в какую-либо геометрическую фигуру Для этого вида резьбы характерен орнамент, состоящий из различных сочетаний треугольников, ромбов, волнистых зигзагообразных дисков, спиралей, квадратов, секторов, сегментов. Эта резьба от начала до конца выполняется ножом –косячком.
Орнамент трехгранно-выемочной резьбы очень разнообразен. Умело сочетая разные по формам и размерам пирамидки можно получить множество разнообразных узоров- ромбы, выемки, змейки, елочки, соты, звездочки, розетки, сияния и др.
Все элементы геометрической резьбы представляют собой простейшие геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями, либо сочетанием четырехгранных или выпуклых выемок. Относительная простата геометрической резьбы, ее декоративность сделали эту резьбу очень популярной. Рисунок с эффективной игрой светотени дает возможность хорошо украшать совершенно различные изделия, например, кухонные полочки, разделочные доски, настенные панно, рамы для зеркала и другое.
Резные работы по дереву — национальный вид искусства у многих народов России. Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества — резьбу по дереву. И сегодня, несмотря на множество созданных в последние годы полимеров, дерево продолжает оставаться одним из основных материалов. Резными работами по дереву с увлечением занимаются многие школьники. Эти занятия, где сочетается труд мастера с искусством художника, создающего новые декоративные образы,
становятся одной из основ эстетического воспитания детей, развивают мышление и вырабатывают вкус к искусству.
Рабочее место и оборудование
Для правильной резьбы важно хорошее освещение. Свет должен падать на рабочую поверхность стола спереди или слева. Резьбу выполняют сидя, сидеть надо свободно, не наклоняя туловище и голову, слегка касаться грудью стола.
Вначале на дощечку или брусок наносят разметку. С каждой стороны отмеряют и отчерчивают поля. Получившееся в середине поле-это и есть рабочая поверхность. С помощью угольника и линейки ее делят по ширине на нужное число отрезков и проводят линии
Резьба параллельных линий вдоль волокон.
.
Нож-резак ставят вертикально к доске в начало первой линии и врезают его носком на глубину 1,2мм.Резак ведут от противоположного края по направлению к себе. Дощечку придерживают левой рукой. Для удобства и безопасности работы на краю стола хорошо иметь опору. В домашних условиях можно на краю стола закрепить обычные тиски, чтобы брусок по которому вы режете, упирался в них. Так меньше вероятность пораниться, если резак нечаянно сорвется.
От себя резак ведут с небольшим наклоном влево. Чтобы резак не вилял, пятку его надо приблизить к дощечке, но при этом следить, чтобы пятка не зарывалась в древесину.
Первый проход резака по намеченной линии называется надрезкой. В конце линии движение руки нужно слегка задержать и приподнять пятку резака, чтобы не заехать на поля.
После этого дощечку поворачивают налево и проводят резаком по той же самой линии под углом с другой стороны. Это называется подрезкой.
Затем удаляют соломку-стружку ,оставшуюся в середине, и получается ровная треугольная бороздка.

Резьба параллельных линий поперек волокон.
Разметку проводят точно так же, как при резьбе вдоль волокон. Линии располагают параллельно торцовой части дощечки. Дощечку поворачивают длинной стороной к себе, придерживая левой рукой. Сначала делают надрезку с наклоном резака от противоположного края к себе, затем дощечку надо повернуть и сделать подрезку. Поперек волокон резак вести труднее, чем вдоль, поэтому его пятку придется приподнимать.

Трехгранная резьба.
Трехгранная резьба- самый распространенный вид русской народной геометрической резьбы. Главная особенность такой резьбы- использование объемных форм, чаще всего пирамидок: трехгранных, четырехгранных, квадратных и ромбических.
Узор резьбы состоит из таких пирамидок, но не выступающих над поверхностью, а врезанных в плоскость, заглубленных, причем пирамидки располагаются острием вниз, а основанием- к поверхности доски. От трехгранной выемки и пошло название такого вида резьбы. Элементы резьбы могут быть самые разнообразные.

Резьба сияние
Одна из часто применяемых фигур геометрической резьбы- сияние. Эта фигура составлена из треугольников ,точнее, из трехгранных выемок- клиньев, сходящихся вершинами в одном центре. Основания их расположены либо на сторонах ромба, в который вписано сияние, либо на окружности.
Сияние выполняют так. В начале проводят окантовочные и осевую линии, они делят дощечку на равные части вдоль слоя древесины. Затем намечают диагонали квадратов так чтобы они точно совпали и пересекались. прорезают вертикальные и горизонтальные линии и углубляют их , делая потри надрезки из центра треугольника со скосом в каждый угол надрезки. Потом резак подводят к одной из сторон угла и, наклонив его ,подрезают грани. На месте намеченного ранее треугольника получается трехгранная клиновидная выемка
Сияние помещенное в угол или край композиции, похоже на складной веер. Если поверхность расчертить не диагональными, а вертикальными и горизонтальными линями, то сияние, вписанное в получившиеся квадраты, образуют как бы цветочные розетки. Сияние часто вписывают в круг. Получается, что эта фигура может быть выполнена по-разному и всякий раз будет выглядеть по- новому.

Инструменты
Инструменты резчика по дереву –это резаки, стамески, царазики, угольники, клюкарзы, ножи. Каждый инструмент вплавлен в рукоятку. Все инструменты резчика очень острые, поэтому обращаться с ними надо предельно осторожно.
Резаки- широкие около 2 см и узкие 7 мм- имеют скошенное лезвие, отчего с одной стороны образуется острый угол ,а с другой –тупой. Лезвие скошено не только по краю, но и по плоскостям в направлении к режущей кромке. Примерно на расстоянии 2 -2,5мм до режущей кромке. Примерно на расстоянии 2-2,5мм до режущей кромки полотно резака имеет пологий скос –первую фаску, а у самого лезвия второй короткий скос- вторую фаску
шириной 1-1,5мм
Стамески могут быть прямыми и полукруглыми. Стамески используют в основном при рельефной резьбе.
Царазики- инструменты для различных мелких работ.
По форме они похожи на узкие полукруглые стамески с большой глубиной изгиба.
Уголки служат для прорезания линий и жилок. Это стамеска с лезвием в виде угла.
Отделка резных изделий
После окончания резьбы поверхность изделия будет шероховатой. Чтобы ее зачистить, используется мелкая наждачная бумага. Потом изделие можно покрыть лаком. Перед лакировкой изделие нужно загрунтовать, для этого лучше использовать олифу. Нужно дождаться когда олифа полностью высохнет, а уже потом наносится лак: с помощью кисти, легкими параллельными мазками сначала в одну, затем в другую сторону. Лак должен ложиться ровным слоем, без подтеков. Когда лак высохнет, поверхность слегка шлифуют мелкой истертой шкуркой и чистят щеткой. Затем процедуру повторяют. Чтобы лаковое покрытие было прочным, следует нанести 3- 4 лаковых слоя.
Поверхность с геометрической резьбой может быть дополнена различной
отделкой, повышающей декоративную выразительность вещи. Отделка деревянной поверхности с геометрической резьбой может быть самой различной. Назовём несколько видов, доступных для исполнения детьми.
Изделие с геометрической резьбой можно затонировать в серый цвет,
используя для этого акварель или жидкоразведённую чёрную тушь. После
высыхания поверхности (естественная сушка около суток) её шлифуют до
светлого дерева. Тёмно-серые геометрические узоры на светлом фоне дерева
очень выразительны. Серый цвет может иметь широкие цветовые градации от
серо-охристого до холодного серо-голубого. После вышлифовывания
тонированной поверхности возможно лёгкое (однослойное) покрытие её жидко
разведённым лаком.
Можно сделать резьбу в негативном варианте: заранее затонировать
подготовленное под резьбу изделие в темный цвет, например, серый или
коричневый. Дать ему высохнуть и по этому фону резать узоры. Светлые,
сочные узоры на тёмном фоне создают выразительный декоративный эффект.
На выставках прикладного искусства встречаются деревянные изделия,
тонированные в светло-фиолетовый цвет (как разведённые чернила) с
последующей светлой резьбой по этому фону.
Можно сделать и по заранее лакированной или полированной поверхности.
Если отлакировать изделие с естественным цветом дерева, то углублённые
узоры получаются матовыми и более светлыми, чем блестящая поверхность
предмета. Если же поверхность сначала тонируется, затем лакируется (или
полируется), а по ней уже режется узор, то декоративная выразительность
изделия значительно повышается.
Для тонирования дерева можно воспользоваться и марганцевокислым калием.
Концентрация раствора марганцевокислого калия может быть различной в
зависимости от того цвета, который хотят придать дереву. В сельских
условиях в качестве краски для тонирования дерева можно воспользоваться,
как это делалось раньше в деревнях, соком лесных ягод, вываркой шелухи от
лука, отваром измельчённой коры деревьев (дуба, ольхи, яблони), отваром
опилок древесины тёмных пород и др. Конечно, это хлопотное дело. Сейчас
предпочитают использовать готовые фабричные красители, но и эти приёмы надо
помнить. Геометрической резьбой покрывают как плоские поверхности, так и
долблёные изделия и поверхности тел вращения, полученные на токарных
станках.
Резные работы по дереву — национальный вид искусства у многих народов России.
Издавна русский крестьянин, справив избу и закончив полевые работы, в
бесконечные осенние и зимние вечера принимался за художества — резьбу по
дереву.
И сегодня, несмотря на множество созданных в последние годы полимеров, дерево
продолжает оставаться одним из основных материалов. Резными работами по
дереву с увлечением занимаются многие школьники. Эти занятия, где сочетается
труд мастера с искусством художника, создающего новые декоративные образы,
становятся одной из основ эстетического воспитания детей, развивают мышление
и вырабатывают вкус к искусству.
Использованная литература
1.Мозайка и резьба по дереву. Т.А. Матвеева / Москва «Высшая школа» 1989 год
2.Домовая резьба Е.Е. Богатырев /ВЕЧЕ Москва 2000 год
3.Волшебный мир дерева Г Федотов / Москва «Просвещение» 1987 год
4.Резьба по дереву Семенцов А.Ю. /Современное слово Минск 2001 год
5.365 веселых уроков труда М. Левина /Рольф Москва 1999 год