СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Роль иммунитета в жизни человека», Панчук Дарья, 8 Ф класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Роль иммунитета в жизни человека», Панчук Дарья, 8 Ф класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла №23





Исследовательская работа

«Роль иммунитета в жизни человека»









Выполнила:

Панчук Дарья ученица 8 ф класса

Руководитель:

Пахмутова О.А

учитель биологии МОУ СОШ №23







г. Комсомольск-на-Амуре

2019-2020 г



Рецензия

на исследовательскую работу

«Роль иммунитета в жизни человека»

ученицы 8Ф класса Панчук Дарьи



Исследовательская работа «Роль иммунитета в жизни человека» выполнена в соответствии со всеми требованиями к оформлению: содержание включает в себя введение, теоретическую и практическую часть, список использованной литературы, приложение.

В ведение обозначена актуальность темы, выдвинута гипотеза, указана цель исследования и задачи, а так же объект, предмет исследования и методы исследования.

В литературном обзоре Дарья дает определение понятию иммунитет, его виды и механизмы возникновения.

При подготовке работы Панчук Дарья продемонстрировала умения анализировать и структурировать материал, работать с несколькими источниками научно-популярной литературы.

В практической части проведен опрос учащихся 8Ф класса, мастер-классы и беседы для учащихся начальной школы, что проиллюстрировано диаграммами и фотографиями в приложении.

Работа может быть допущена к защите.


Подпись учителя (О.А. Пахмутова)









Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1Что такое иммунитет…………………………………….4-5

1.2Виды иммунитета…………………………………...……..5

1.3Классификация иммунитета…………………………........6

1.4Работа иммунной системы………………………….….6-7-8

1.5Признаки снижения иммунитета………………….……8-9

1.6Причины ослабления иммунитета ………………..….10-11

1.7Способы укрепления иммунитета………………..….11-12

2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………..13

2.1Анкетирование среди учащихся 8 ф класса…………….13

2.2Мастер-класс среди учащихся 2К и 3К……………..…13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..….15

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………16











Введение

Актуальность: Проблема иммунитета, устойчивости здоровья остаются актуальными на современном этапе, для которого характерны большие объемы нагрузок, эмоциональный стресс. Основная задача защиты – сохранить организм при взаимодействии с внешней средой.

Гипотеза: учащиеся 8-х классов не имеют достаточно осведомлены о роли иммунитета в сохранении собственного здоровья.

Цель: Изучение понятия иммунитета и все что с ним связано, углубление знаний учащихся начального звена

Задачи:

1.Изучение литературных/интернет источников по теме исследования

2. Проанализировать разные способы повышения иммунитета

3.Провести анкетирование среди учащихся 8 Ф класса

4.Проведение мастер класса для начального звена «Иммунитет друг человека»

Объект исследований: учащиеся 8Ф класса и начального звена

Предмет исследования: иммунитет









ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Слово «иммунитет» (по-латыни - immunitas) означает освобождение или избавление от чего-либо. Иммунитет – реакция организма при проникновении чужеродного агента, направленная на защиту собственных клеток от его патоген

Иммунная система отвечает за три очень важных процесса:

1.Замена отработавших, состарившихся клеток различных органов нашего тела;

2.Защита организма от проникновения разного рода инфекций — вирусов, бактерий, грибков;

3.«Ремонт» частей нашего тела, испорченных инфекциями и другими негативными воздействиями: радиация, механические повреждения и др.

Чтобы понять, как работает иммунная система, достаточно представить ее в виде отряда особого назначения, который охраняет большое государство (организм человека). При попадании в кровь чужеродных тел (антигенов -общее название чужеродных для организма агентов и веществ),особые бойцы (лимфоциты-главные клетки иммунной системы, обеспечивают гуморальный иммунитет ),распознают чужаков и начинают спецоперацию по их уничтожению. Причем для уничтожения каждого конкретного антигена организм вырабатывает специфические клетки, их называют антитела, они подходят к антигенам. Антитела связываются с антигеном и ликвидируют его–так организм борется с заболеванием. Ученые давно изучили работу иммунной системы и выяснили, что иммунитет бывает двух видов: врожденный и приобретенный. Врожденная сопротивляемость патогенам формируется внутриутробно, на фоне материнского здоровья и образа жизни. Приобретенная сопротивляемость– следствие перенесенного заболевания или вакцинацииного воздействия.

Виды иммунитета:

Врождённый иммунитет — способность организма обезвреживать чужеродный и потенциально опасный биоматериал (микроорганизмы, трансплантат, токсины, опухолевые клетки, клетки, инфицированные вирусом), существующая изначально, до первого попадания этого биоматериала в организм.

Приобретенный иммунитет представляет собой сформированную устойчивость человеческого организма болезнетворным вирусам и бактериям. Защита внутренней среды вырабатывается в результате ввода инъекций, содержащих искусственные антитела или вследствие адаптации человека к инфекционным заболеваниям.

По другой классификации иммунитет организма делят на естественный и искусственный. Естественный иммунитет включает в себя врожденный (наследственный), приобретенный активный и приобретенный пассивный иммунитеты. Искусственный иммунитет, в свою очередь, бывает активным и пассивным.

Искусственный активный иммунитет организма формируется путем вакцинации. Человеку делается прививка ослабленными или убитыми вирусами или бактериями, в результате чего развивается первичный иммунный ответ организма, а при попадании нормального неослабленного возбудителя заболевания обеспечивается.

Искусственный пассивный иммунитет организма возникает после введения сывороток, которые содержат готовые антитела против конкретного антигена (например, против дифтерии, энцефалита, змеиного яда).

Иммунная система. Работа иммунной системы

Иммунная система (ИС) — это система органов и клеток, осуществляющая функцию распознавания и уничтожения чужеродных для организма веществ. ИС защищает человека от бактерий, вирусов, паразитов. Мы знаем, что некоторыми инфекциями, переболев 1 раз (ветрянка, корь, краснуха) можно уже не бояться встречи с возбудителями этих заболеваний. Образуется стойкий пожизненный иммунитет. Это означает, что клетки памяти занесли врага в свои списки, и ИС (иммунная система) не позволит повторно развиться заболеванию при попадании возбудителя в организм. ИС борется за отторжение пересаженных органов и тканей потому, что они чужие. ИС (иммунная система) распознает и уничтожает раковые клетки. Откуда же ИС знает, что свое, а что чужеродное? Эти знания ИС получает по наследству. На ранних этапах внутриутробного развития, когда начинает функционировать собственная ИС плода, ее клетки знакомятся с тканями и запоминают их на всю жизнь как свои. Все остальное — чужеродное и подлежит уничтожению. Так происходит в идеале. Но существуют 2 грубые ошибки иммунитета.

1. Заключается в снижении бдительности. ИС не распознает и вовремя не уничтожает чужеродные субстанции, например, бактерии. Они попадая в организм, вызывают заболевания, с которыми трудно справиться, даже при помощи антибактериальных препаратов. Это состояние — иммунодефицит.

2. Необоснованное повышение бдительности: ИС слишком бурно реагирует на контакт с чужеродной субстанцией и в результате наносит вред своему собственному организму. Именно это является основой развития атипических заболеваний.

ИС включает центральные органы —костный мозг и вилочковую железу (тимус) (причем хоть это и железа, но идти на прием к эндокринологу, чтобы выяснить как она работает не надо, это проблема, который занимается врач аллерголог-иммунолог) —и периферические — селезенку, лимфатические узлы, лимфатические фолликулы ЖКТ. Эти органы вырабатывают несколько типов клеток, которые и осуществляют надзор за постоянством клеточного и антигенного состава организма. В центральных органах происходит созревание лимфоцитов. Иммунная защита организма осуществляется двумя способами — специфическими клеточными механизмами и гуморальными.

Клеточный иммунный ответ обеспечивают Т-лимфоциты. Т-лимфоциты участвуют в иммунных реакциях по двум направлениям, с одной стороны, помогают В-лимфоцитам опознать чужеродный фактор (антиген) и стимулировать их к выработке сложных молекул антител, а с другой стороны, Т-лимфоциты после антигенной активации способны сами растворять или уничтожать антигены напрямую. Гуморальный иммунный ответ осуществляется через кровь, лимфу, межклеточную жидкость. Основными факторами гуморального иммунного ответа являются специфические белки — антитела, которые синтезируются В-лимфоцитами. Антитела (они же иммуноглобулины) взаимодействуют с определенными антигенами и связывают их. ⠀





Признаки снижения иммунитета

Чтобы понять, почему снижается иммунитет, надо прислушиваться к своему состоянию и обращать внимание на характерные симптомы, демонстрирующие, что защитные силы организма стали падать:

1.увеличение частоты простудных заболеваний и их длительное течение, которое идёт с рецидивами и более тяжёлой симптоматикой.

2.появление устойчивых гнойных инфекций кожных покровов и мягких тканей, когда пустяковые царапины долго изменения в лимфатических узлах или их сосудах

3. изменения в лимфатических узлах или их сосудах

4.грибковые патологии ногтей или слизистых оболочек, которые требуют длительного, кропотливого лечения.

5.воспалительные процессы дыхательных и мочеполовых органов, носовых пазух, с трудом поддающиеся медикаментозной терапии.

6.быстрая утомляемость и сонливость, когда человек испытывает слабость, нехватку сил, имеет бледный вид.

7. появление на лице и на теле папиллом;

8.ухудшение состояния кожи – она становится сухой и шелушится, а ногти и волосы – слабыми и ломкими, теряют блеск.

9.депрессия, которая выражается в частых перепадах настроения, нервных срывах, негативном отношении к окружающей действительности, низкой самооценке личности.









Причины ослабления иммунитета

Ослабление защитных сил организма провоцируется множеством разнообразных факторов, которые можно разделить на несколько групп.

1.Образ жизни может стать серьёзной причиной того, почему снижается иммунитет. Это происходит вследствие-несбалансированного, непродуманного питания, которое через определённое время приводит к проблемам с системой пищеварения.

-недостатка некоторых витаминов и микроэлементов;

-тяжёлых физических перегрузок и другой крайности – гиподинамии;

-систематического нервного напряжения и связанных с ним неврозов и недосыпания;

-привычки к курению и употреблению алкоголя или наркотических средств;

-длительного пребывания в небезопасных в экологическом плане зонах.

2.Снижение иммунитета наблюдается также после следующих перенесённых заболеваний:

-патологических нарушений в кровеносной системе;

-тяжёлых болезней печени, которые понижают её функциональные свойства;

-патологических нарушений работы кишечника, от чего зависит количество полезной микрофлоры;

-почечной патологии, характеризующейся излишним выведением из организма иммуноглобулинов;

-инфекций и различных травм;

-онкологических заболеваний;

-частых или длительных приёмов антибиотиков;

-действия интенсивной химиотерапии.

Способы укрепления иммунитета

Правильное питание: Начинайте день с полезного завтрака (каши, молочные продукты, свежевыжатые соки), обед тоже должен быть полноценным, ужин сделайте лёгким, а не навёрстывайте упущенное за день. В меню обязательно должны присутствовать свежие рыба и мясо, причём приготовленные с овощами, а не с картофелем или макаронами. Свежие овощи и фрукты рекомендуется кушать в количестве 300-500 г за день, а также не стоит забывать о продуктах-пробиотиках (натуральные йогурты, кефир, творог, сыры) и продуктах-пребиотиках (зерновые, бобовые и т.д.). В сезон простуд добавляйте в пищу природные антибиотики (лук, чеснок и пр.).

Физические нагрузки: Начинайте с небольших нагрузок, постепенно их увеличивая. Пусть пешие прогулки, бег по утрам или утренняя гимнастика, войдёт у вас в привычку. Выберите для себя посильный вид спорта и совершенствуйтесь в нём. Любая двигательная активность стимулирует выработку особых клеток – иммуноглобулинов, являющихся защитниками нашего организма.

Качественный сон: Старайтесь каждый день ложиться в одно и то же время. Уделяйте сну не менее 8 часов в сутки. Не употребляйте напитков, содержащих кофеин, начиная со второй половины дня. Отключайте всю технику (телевизор, компьютер и пр.) за час до сна. Проветривайте комнату непосредственно перед сном. Во время сна в организме человека вырабатывается гормон мелатонин, который способствует повышению иммунной защиты.

Закаливающие процедуры: Существует великое множество разнообразных методов закаливания. Самый простой и доступный из них – контрастный душ. Уделить 7 минут такой процедуре несложно. На протяжении всех 7-ми минут периодически переключайте прохладную воду на горячую, после чего как следует разотритесь полотенцем. Кстати, прогулки на свежем воздухе – это тоже метод закаливания. Главное, одеваться по погоде: не переохлаждаться и не перегреваться.

Позитивный настрой: Многие из нас привыкли расстраиваться по мелочам. Но, поймите, никто и ничто не в силах расстроить вас без вашего же согласия. Мы сами для себя решаем, как нам воспринимать те или иные моменты в жизни. Старайтесь минусы переводить в плюсы. После работы старайтесь больше времени проводить с близкими или друзьями, гулять на свежем воздухе, а не обсуждать, сидя перед телевизором накопившиеся проблемы.











ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для того что бы выяснить проблему иммунитета в наше время, я решила провести опрос среди учащихся моего класса. Опрос проводился посредством анкетирования. В опросе приняли участие учащихся 8 Ф класса.

Первый вопрос звучал так: «Как часто вы ставите прививки?». 12 человек ответили: «1 раз в год». 5 человек ответили: «2 раза в год». 11 человек ответили: «Не ставлю». Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Второй вопрос: «Как часто вы болеете?». 4 человека ответили: «Вообще не болею». 11 человек ответили: «Редко». 13 человек ответили: «Очень часто» Результаты анкетирования представлены в таблице 2

Третий вопрос: «Серьезно ли вы относитесь к своему здоровью?». 13 человек ответили: «Думаю да». 12 человек ответили: «скорее нет, чем да». 3 человека ответили: «все равно». Результаты анкетирования представлены в таблице 3

Также у меня появилась идея провести мастер-класс для учащихся начального звена. Тема нашего урока «Иммунитет друг человека». Оказывается, дети не знали, что это такое.

После презентации, была маленькая викторина где учащиеся 2 К и 3 К класса отвечали на все без ошибок. Я надеюсь эти уроки прошли не просто так.

Посмотреть фотографии с мастер-классов можно в приложении 3







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многие думают - "В моем понимании, если нет иммунитета, значит заболел и умер. И точка. Ведь нет иммунитета. Организм не может бороться с новыми болезнями." . Имеется в виду нет иммунитета к конкретному вирусу в конкретный период времени. Вирус попадая в организм получает ответ от иммунной системы, начинает вырабатывать антитела, организм вылечивается и вот уже иммунитет есть.

Но это не так. В ходе анкетирования некоторые не понимали о чем идет речь. Приходилось объяснять, а потом уже спрашивать.

Таким образом, гипотеза была доказана, в наше время не всем известно понятие иммунитета. Хотя здоровье человека непосредственно зависит именно от него.

Цель работы достигнута: изучено понятия иммунитета и все что с ним связано, углубление знаний учащихся начального звена

























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • ЛитМир Докучаева Галина Николаевна Здоровье иммунной системы https://www.litmir.me/br/?b=131332&p=1

  • Лечебное питание. Пониженный иммунитет (брала в библиотеке)

  • «Что такое иммунная система?» https://yandex.ru/health/turbo/articles?id=6714&text=%D0%BD%D0%B5+%D0%B2%D1%81%D0%B5+%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8E%D1%82+%D1%87%D1%82%D0%BE+%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5+%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82&ids=6714&utm_source=yandex&utm_medium=search&utm_campaign=yandex-searchster&utm_content=article&saas_webreqid=1587707692195312-175893618693934374700291-production-app-host-vla-web-yp-102

  • «Как устроен иммунитет: Объясняем по пунктам» https://yandex.ru/health/turbo/articles?id=3387

























Приложение 1

«Как часто вы ставите прививки?»

(таблица анкетирования №1)



«Как часто болеете?»

(таблица анкетирования №2)



«Серьезно ли вы относитесь к своему здоровью?»

(таблица анкетирования №3)

Приложение 2

«Мастер-класс у учащихся 2 К»













Приложение 3

«Мастер-класс у учащихся 3 К»











11


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!