СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «Самый лучший день»: грамматическая ошибка или разговорная норма?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе ученица 6 класса исследовала вопрос употребления степеней имён прилагательных. На основании проведённого исследования ученица раскрыла суть проблемы, чтобы разрушить сложившиеся в обществе стереотипы,  связанные с употреблением словосочетания "самый лучший", в том числе поклонников эстрадной песни Григория Лепса "Самый лучший день".

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Самый лучший день»: грамматическая ошибка или разговорная норма?"»

Районная научно-практическая конференция школьников «Самый лучший день»: грамматическая ошибка или разговорная норма? Работу выполнила учащаяся 6 класса МОУ Батаминская СОШ, Мальцева Анастасия Руслановна Руководитель - учитель русского языка Лашук Людмила Анатольевна 2024

Районная научно-практическая конференция школьников

«Самый лучший день»: грамматическая ошибка или разговорная норма?

Работу выполнила учащаяся 6 класса

МОУ Батаминская СОШ,

Мальцева Анастасия Руслановна

Руководитель - учитель русского языка

Лашук Людмила Анатольевна

2024

Введение  Можно ли употреблять словосочетание «Самый лучший»? Вопрос оказался актуальным не только для конкретной темы, но и для культурного просвещения в целом. Правильно ли делают поклонники, подпевая вслед за Григорием Лепсом слова его популярной песни в припеве? Как этот вопрос рассматривается в учебных пособиях? Что является нормой данного словоупотребления? Можно ли осуждать сочинителя и исполнителя песни за безграмотность? Такие вопросы возникли в начале исследования.

Введение

Можно ли употреблять словосочетание «Самый лучший»? Вопрос оказался актуальным не только для конкретной темы, но и для культурного просвещения в целом. Правильно ли делают поклонники, подпевая вслед за Григорием Лепсом слова его популярной песни в припеве? Как этот вопрос рассматривается в учебных пособиях? Что является нормой данного словоупотребления? Можно ли осуждать сочинителя и исполнителя песни за безграмотность? Такие вопросы возникли в начале исследования.

Цель, задачи, гипотеза, методы, новизна

Цель: исследовать вопрос употребления степеней сравнения имён прилагательных в русском языке и на основании проведённого исследования разрушить стереотипы слушателей эстрадной песни Г. Лепса «Самый лучший день».

Задачи: изучить теоретические вопросы по данной теме, дать возможность послушать песню Г. Лепса ученикам и провести анкетирование в 6-8 классах, проанализировать результаты опроса, систематизировать данные, сделать выводы, дать рекомендации.

Объект исследования: грамматические нормы.

Предмет исследования: нарушение грамматической нормы при возведении слова «хороший» в превосходную степень имени прилагательного.

Гипотеза: люди, имеющие отношение к культуре и искусству и употребляющие в своей речи неправильные грамматические конструкции, формируют в общественной среде искажённое представление о норме.

Методы исследования: изучение литературы и других источников информации; анализ литературы; анкетирование учащихся, анализ результатов.

Новизна исследования заключается в том, что данная работа, которая заявлена в виде проблемного вопроса, впервые рассматривается в образовательном учреждении и обращает внимание на культуру речи слушателей.

Обзор учебных пособий

Изучив школьные учебники по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской и В.В. Бабайцевой ( базовый уровень ) [1,2], авторы исследования пришли к выводу, что в них есть информация только об образовании формы простой сравнительной степени у слов «плохой», «хороший» от других основ - «хуже», «лучше» , но отсутствует информация по проблеме данного исследования , то есть о вопросе возведения этих слов в составную форму превосходной степени, которая образуется путём прибавления слов «самый» и «наиболее» к начальной форме прилагательного.

В практических упражнениях также отсутствуют зада ния для отработки навыка со словом «хороший» и плохой», которые необходимо было бы возвести в составную превосходную степень. Считаем, что это является недостатком учебных пособий для 6 класса, так как задания такого типа встречаются в ВПР.

В учебнике Бабайцевой В.В. для углублённого уровня этот вопрос рассматривается более обстоятельно [3]. И на сайте gramota.ru обнаруживается необходимая для нашего исследования информация [4].

Таким образом, данная исследовательская работа позволяет обратить внимание учащихся на одну из самых трудных для школьников тем – грамматические ошибки . В главе I представлены теоретические материалы о том, что такое грамматические ошибки, виды грамматических ошибок, с которыми в обязательном порядке знакомятся ученики 6 класса. Также представлена статья с сайта gramota.ru об образовании степеней сравнения имён прилагательных. В главе 2 описаны результаты анкетирования.

Теоретическая часть

Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Разновидности грамматических ошибок:

Словообразовательные , состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка. Морфологические , связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи. Синтаксические , связанные с нарушением синтаксических норм. Полный перечень с видами и примерами грамматических ошибок представлен в Приложении 1

Вид ошибки

Примеры

Морфологические

Неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда (вместо чудеса)т ехники, не хватает время

Образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленного

Я попросила ветерка (вместо: ветерок);

Образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленного

Запрягли в сани два медведя (вместо: двух медведей);

Изменение рода при образовании падежных форм:

пирожок с повидлой (вместо: с повидлом), февральский лазурь (вместо: февральская);

Склонение несклоняемых существительных

Играть на пианине (вместо : пианино);

Образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот

Поднос чаев (вместо: с чаем), небо затянулось облаком . ( Вместо: облаками)

Неправильный выбор полной и краткой форм имени прилагательного

Шляпка была полная (вместо: полна) воды, мальчик был очень полон ( полный)

Неправильное образование форм степеней сравнения

Новенькие становятся боевее (вместо : новенький становился более боевым), она была п ослабже Пети (вместо: слабее); более интереснее, (вместо: более интересный), красивше ( вместо : красИвее)

Нарушение норм формообразования глагола

Человек метается по комнате;

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями (вместо: с пятьюстами)

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихние дети, (вместо: их)

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы (ездят, хотят, написав)

Как образуется превосходная степень Превосходная степень сравнения указывает на самую большую/малую степень проявления признака. Простая превосходная степень сравнения прилагательного обозначает наибольшую степень проявления признака и образуется следующим образом: основа положительной степени + формообразующие суффиксы -ейш- / -айш- (после к, г, х, вызывая чередование):  добр -ейш- ий , высоч -айш- ий . При образовании простой превосходной степени сравнения может быть использована приставка наи-: наи- добрейший .  Составная превосходная степень прилагательных обозначает как наибольшую, так и наименьшую степень проявления признака и образуется тремя способами: Элемент самый + положительная степень ( самый умный ); Элемент наиболее / наименее + положительная степень ( наиболее / наименее умный ); Простая сравнительная степень + элемент всего / всех ( Он был умнее всех ).

Как образуется превосходная степень

Превосходная степень сравнения указывает на самую большую/малую степень проявления признака.

Простая превосходная степень сравнения прилагательного обозначает наибольшую степень проявления признака и образуется следующим образом: основа положительной степени + формообразующие суффиксы -ейш- / -айш- (после к, г, х, вызывая чередование): добр -ейш- ий , высоч -айш- ий . При образовании простой превосходной степени сравнения может быть использована приставка наи-: наи- добрейший .

Составная превосходная степень прилагательных обозначает как наибольшую, так и наименьшую степень проявления признака и образуется тремя способами:

Элемент самый + положительная степень ( самый умный );

Элемент наиболее / наименее + положительная степень ( наиболее / наименее умный );

Простая сравнительная степень + элемент всего / всех ( Он был умнее всех ).

Результаты анкетирования

Результаты анкетирования

Результаты анкетирования

Результаты анкетирования

Заключение  В ходе исследования автором были изучены теоретические материалы, которые имеются в школьных учебниках и интернет-источниках. Обнаружено, что в школьной программе базового уровня рассматривается только вопрос о супплетивных формах (хуже/лучше) . Подробно изучили вопрос в учебнике В.В.Бабайцевой для углублённого уровня и на сайте gramota.ru и пришли к выводу, что в песни Григория Лепса «Самый лучший день» допущена грамматическая ошибка , также выяснили, что исполнитель не является автором данных слов и что лингвисты в последние десятилетия весьма лояльно относятся к этому словосочетанию. Оно признано допустимым в разговорной речи . Однако считаем нужным подчеркнуть: правильная грамматическая норма этого сочетания должна звучать именно так: «самый хороший» или «лучше всех». Как вы убедились: неправильно звучащая речь с экранов телевизоров, в речи известных людей может создавать ложные представления о норме. Но русский язык явление живое. Возможно, что и выражение «самый лучший день» из ряда разговорных слов когда-то войдёт в общеупотребительные.

Заключение

В ходе исследования автором были изучены теоретические материалы, которые имеются в школьных учебниках и интернет-источниках. Обнаружено, что в школьной программе базового уровня рассматривается только вопрос о супплетивных формах (хуже/лучше) . Подробно изучили вопрос в учебнике В.В.Бабайцевой для углублённого уровня и на сайте gramota.ru и пришли к выводу, что в песни Григория Лепса «Самый лучший день» допущена грамматическая ошибка , также выяснили, что исполнитель не является автором данных слов и что лингвисты в последние десятилетия весьма лояльно относятся к этому словосочетанию. Оно признано допустимым в разговорной речи . Однако считаем нужным подчеркнуть: правильная грамматическая норма этого сочетания должна звучать именно так: «самый хороший» или «лучше всех».

Как вы убедились: неправильно звучащая речь с экранов телевизоров, в речи известных людей может создавать ложные представления о норме. Но русский язык явление живое. Возможно, что и выражение «самый лучший день» из ряда разговорных слов когда-то войдёт в общеупотребительные.

Источники

  • Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. 5-9 классы. Теория: учебник для общеобразовательных учреждений, - М.:Дрофа, 2011
  • Баранов М. Т., Ладыженская Т. А, Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: 6 класс: учебник: В 2 ч. Часть 2, страница 14. – Москва: Просвещение, 2022
  • Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. Углубл. Изуч.5-9 кл.: - М.: Дрофа, 2018
  • Степени сравнения прилагательных [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gramota.ru/biblioteka/spravochniki/russkij-yazyk-kratkij-teoreticheskij-kurs-dlya-shkolnikov-4/stepeni-sravneniya-prilagatelnykh [Дата обращения: 15.02.2024]
  • Разновидности грамматических ошибок [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/616719 [Дата обращения: 10.03.2024]
  • Вопрос о словоупотреблении словосочетания «самый лучший» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gramota.ru/spravka/vopros/188456 [Дата обращения: 15.02.2024]
  • Вопрос о словоупотреблении словосочетания «самый лучший» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gramota.ru/poisk?query=самый%20лучший&mode=spravka [Дата обращения: 14.04.2024]
  • Григорий Лепс «Самый лучший день»: история песни, интересные факты,текст, содержание [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://soundtimes.ru/populyarnye-pesni-4/grigorij-leps-samyj-luchshij-den [Дата обращения: 10.01.2024]
Самый хороший день! Лучший день! Спасибо за внимание!

Самый хороший день! Лучший день!

Спасибо за внимание!