Районная научно-практическая конференция школьников
«Самый лучший день»: грамматическая ошибка или разговорная норма?
Работу выполнила учащаяся 6 класса
МОУ Батаминская СОШ,
Мальцева Анастасия Руслановна
Руководитель - учитель русского языка
Лашук Людмила Анатольевна
2024
Введение
Можно ли употреблять словосочетание «Самый лучший»? Вопрос оказался актуальным не только для конкретной темы, но и для культурного просвещения в целом. Правильно ли делают поклонники, подпевая вслед за Григорием Лепсом слова его популярной песни в припеве? Как этот вопрос рассматривается в учебных пособиях? Что является нормой данного словоупотребления? Можно ли осуждать сочинителя и исполнителя песни за безграмотность? Такие вопросы возникли в начале исследования.
Цель, задачи, гипотеза, методы, новизна
Цель: исследовать вопрос употребления степеней сравнения имён прилагательных в русском языке и на основании проведённого исследования разрушить стереотипы слушателей эстрадной песни Г. Лепса «Самый лучший день».
Задачи: изучить теоретические вопросы по данной теме, дать возможность послушать песню Г. Лепса ученикам и провести анкетирование в 6-8 классах, проанализировать результаты опроса, систематизировать данные, сделать выводы, дать рекомендации.
Объект исследования: грамматические нормы.
Предмет исследования: нарушение грамматической нормы при возведении слова «хороший» в превосходную степень имени прилагательного.
Гипотеза: люди, имеющие отношение к культуре и искусству и употребляющие в своей речи неправильные грамматические конструкции, формируют в общественной среде искажённое представление о норме.
Методы исследования: изучение литературы и других источников информации; анализ литературы; анкетирование учащихся, анализ результатов.
Новизна исследования заключается в том, что данная работа, которая заявлена в виде проблемного вопроса, впервые рассматривается в образовательном учреждении и обращает внимание на культуру речи слушателей.
Обзор учебных пособий
Изучив школьные учебники по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской и В.В. Бабайцевой ( базовый уровень ) [1,2], авторы исследования пришли к выводу, что в них есть информация только об образовании формы простой сравнительной степени у слов «плохой», «хороший» от других основ - «хуже», «лучше» , но отсутствует информация по проблеме данного исследования , то есть о вопросе возведения этих слов в составную форму превосходной степени, которая образуется путём прибавления слов «самый» и «наиболее» к начальной форме прилагательного.
В практических упражнениях также отсутствуют зада ния для отработки навыка со словом «хороший» и плохой», которые необходимо было бы возвести в составную превосходную степень. Считаем, что это является недостатком учебных пособий для 6 класса, так как задания такого типа встречаются в ВПР.
В учебнике Бабайцевой В.В. для углублённого уровня этот вопрос рассматривается более обстоятельно [3]. И на сайте gramota.ru обнаруживается необходимая для нашего исследования информация [4].
Таким образом, данная исследовательская работа позволяет обратить внимание учащихся на одну из самых трудных для школьников тем – грамматические ошибки . В главе I представлены теоретические материалы о том, что такое грамматические ошибки, виды грамматических ошибок, с которыми в обязательном порядке знакомятся ученики 6 класса. Также представлена статья с сайта gramota.ru об образовании степеней сравнения имён прилагательных. В главе 2 описаны результаты анкетирования.
Теоретическая часть
Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры. Разновидности грамматических ошибок:
Словообразовательные , состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка. Морфологические , связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи. Синтаксические , связанные с нарушением синтаксических норм. Полный перечень с видами и примерами грамматических ошибок представлен в Приложении 1
Вид ошибки
Примеры
Морфологические
Неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи
Ошибочное образование формы существительного
Многие чуда (вместо чудеса)т ехники, не хватает время
Образование формы В.п. неодушевленного существительного, как у одушевленного
Я попросила ветерка (вместо: ветерок);
Образование формы В.п. одушевленного существительного, как у неодушевленного
Запрягли в сани два медведя (вместо: двух медведей);
Изменение рода при образовании падежных форм:
пирожок с повидлой (вместо: с повидлом), февральский лазурь (вместо: февральская);
Склонение несклоняемых существительных
Играть на пианине (вместо : пианино);
Образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот
Поднос чаев (вместо: с чаем), небо затянулось облаком . ( Вместо: облаками)
Неправильный выбор полной и краткой форм имени прилагательного
Шляпка была полная (вместо: полна) воды, мальчик был очень полон ( полный)
Неправильное образование форм степеней сравнения
Новенькие становятся боевее (вместо : новенький становился более боевым), она была п ослабже Пети (вместо: слабее); более интереснее, (вместо: более интересный), красивше ( вместо : красИвее)
Нарушение норм формообразования глагола
Человек метается по комнате;
Ошибочное образование формы числительного
С пятистами рублями (вместо: с пятьюстами)
Ошибочное образование формы местоимения
Ихнего пафоса, ихние дети, (вместо: их)
Ошибочное образование формы глагола
Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы (ездят, хотят, написав)
Как образуется превосходная степень
Превосходная степень сравнения указывает на самую большую/малую степень проявления признака.
Простая превосходная степень сравнения прилагательного обозначает наибольшую степень проявления признака и образуется следующим образом: основа положительной степени + формообразующие суффиксы -ейш- / -айш- (после к, г, х, вызывая чередование): добр -ейш- ий , высоч -айш- ий . При образовании простой превосходной степени сравнения может быть использована приставка наи-: наи- добрейший .
Составная превосходная степень прилагательных обозначает как наибольшую, так и наименьшую степень проявления признака и образуется тремя способами:
Элемент самый + положительная степень ( самый умный );
Элемент наиболее / наименее + положительная степень ( наиболее / наименее умный );
Простая сравнительная степень + элемент всего / всех ( Он был умнее всех ).
Результаты анкетирования
Результаты анкетирования
Заключение
В ходе исследования автором были изучены теоретические материалы, которые имеются в школьных учебниках и интернет-источниках. Обнаружено, что в школьной программе базового уровня рассматривается только вопрос о супплетивных формах (хуже/лучше) . Подробно изучили вопрос в учебнике В.В.Бабайцевой для углублённого уровня и на сайте gramota.ru и пришли к выводу, что в песни Григория Лепса «Самый лучший день» допущена грамматическая ошибка , также выяснили, что исполнитель не является автором данных слов и что лингвисты в последние десятилетия весьма лояльно относятся к этому словосочетанию. Оно признано допустимым в разговорной речи . Однако считаем нужным подчеркнуть: правильная грамматическая норма этого сочетания должна звучать именно так: «самый хороший» или «лучше всех».
Как вы убедились: неправильно звучащая речь с экранов телевизоров, в речи известных людей может создавать ложные представления о норме. Но русский язык явление живое. Возможно, что и выражение «самый лучший день» из ряда разговорных слов когда-то войдёт в общеупотребительные.
Источники
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. 5-9 классы. Теория: учебник для общеобразовательных учреждений, - М.:Дрофа, 2011
- Баранов М. Т., Ладыженская Т. А, Тростенцова Л. А. и др. Русский язык: 6 класс: учебник: В 2 ч. Часть 2, страница 14. – Москва: Просвещение, 2022
- Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. Углубл. Изуч.5-9 кл.: - М.: Дрофа, 2018
- Степени сравнения прилагательных [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gramota.ru/biblioteka/spravochniki/russkij-yazyk-kratkij-teoreticheskij-kurs-dlya-shkolnikov-4/stepeni-sravneniya-prilagatelnykh [Дата обращения: 15.02.2024]
- Разновидности грамматических ошибок [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/616719 [Дата обращения: 10.03.2024]
- Вопрос о словоупотреблении словосочетания «самый лучший» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gramota.ru/spravka/vopros/188456 [Дата обращения: 15.02.2024]
- Вопрос о словоупотреблении словосочетания «самый лучший» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gramota.ru/poisk?query=самый%20лучший&mode=spravka [Дата обращения: 14.04.2024]
- Григорий Лепс «Самый лучший день»: история песни, интересные факты,текст, содержание [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://soundtimes.ru/populyarnye-pesni-4/grigorij-leps-samyj-luchshij-den [Дата обращения: 10.01.2024]
Самый хороший день! Лучший день!
Спасибо за внимание!