РАЙОННАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ЮНОСТЬ КАРГОПОЛЬЯ»
Направление Начальная школа
Школа Соловецких юнг и её известные выпускники
Исследовательская работа
| Выполнена обучающимся 2 класса муниципального образовательного учреждения «Ошевенская средняя школа» муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» Третьяковым Марком Николаевичем Научный руководитель – учитель муниципального образовательного учреждения «Ошевенская средняя школа» муниципального образования «Каргопольский муниципальный район» Грамотина Светлана Владимировна |
г. Каргополь, 2020
Оглавление.
Введение с. 3
Основная часть с. 4-8
История создания Школы Соловецких юнг с .4-6
Боевые подвиги выпускников Школы Соловецких юнг с.6-8
Заключение с. 9
Библиографический список с. 10
Приложение с.11
I. Введение
Актуальность: Наша страна готовится к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Этот день занимает особое место. 9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший свою страну. Нелегок был путь к этому дню. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.
В истории Великой Отечественной войны есть много интересных страниц и одной из них является история Школы Соловецких юнг. Юнга - подросток, обучающийся морскому делу, готовящийся стать матросом. [1, с. 825] У многих ребят той поры была мечта носить бескозырку и матросскую тельняшку, а самая главная мечта – защищать свою Родину, когда над ней нависла смертельная опасность. В первые военные годы опытные моряки гибли очень часто, поэтому было необходимо создать новое училище по подготовке матросов. Таким учебным заведением стала Школа Соловецких юнг, куда принимали 15-16-летних подростков. Нам захотелось подробнее узнать об этой Школе: кто мог поступить в эту школу, каковы были условия поступления в школу, какими специальностями они овладевали, какие школьные предметы изучали, каков был их быт, распорядок дня и условия проживания.
Целью нашего исследования было познакомиться с историей создания Школы Соловецких юнг и подвигами её выпускников.
Гипотеза: создание Школы Соловецких юнг сыграло огромную роль во время Великой Отечественной войны.
В соответствии с этой целью мною были поставлены следующие задачи:
изучить литературу по исследуемой теме;
познакомиться с историей создания Школы Соловецких юнг;
выяснить, какие подвиги совершили выпускники Школы Соловецких юнг;
создать фотоальбом выпускников Школы Соловецких юнг.
Объект исследования: Школа Соловецких юнг и её выпускники.
Методы исследования:
анализ литературы;
создание фотоальбома
Практическая значимость исследования: данные и результаты исследовательской работы могут быть использованы в школьном курсе истории, краеведения, во внеурочной деятельности, на классных часах.
Структура работы: Исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложений.
II. Основная часть
История создания Школы Соловецких юнг
В мае 1942 года, в разгар Великой Отечественной войны, по приказу адмирала Н.Г. Кузнецова на Соловецких островах была создана уникальная Школа юнг. (Приложение, рис.6) Школу сформировали из 14-16-летних мальчишек, исключительно добровольцев, имеющих 6-7 классное образование. На боевых кораблях остро нуждались в специалистах, и в официальном приказе говорилось, что школа создаётся «в целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения…». (Приложение, рис.5) Учебный процесс был рассчитан на 1 год. По окончании школы молодых специалистов распределяли на действующий флот, а по достижении совершеннолетия зачисляли в штат боевых кораблей.
Планировалось набирать по 1500 юношей, но полностью выполнить планы не получалось. Самый большой набор был в 1944-1945 годах – 1428 человек, и это был третий и последний набор, во втором – в 1943-1944 годах было набрано 1300 человек, а в первом – 1307. Общее количество подготовленных специалистов флота составило 4111 человек. Более 1000 мальчишек погибло в боях за Родину. [2]
Комплектование будущих Юнг осуществлялось под Архангельском, на острове Бревенник, а затем их доставляли на Соловки. Перед отъездом к местам службы мальчишки давали клятву: «Родина! Великая Советская держава! В день отправки на боевые корабли, приносим тебе свою клятву: мы клянемся с достоинством и честью оправдать оказанное нам доверие, умножать боевые традиции советских моряков, хранить и оберегать честь Школы юнг ВМФ. Мы клянемся отдать все силы, отдать жизнь, если надо, за свободу и независимость нашей Родины. Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха и покоя, быть в первых рядах мужественных и смелых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины!» [5]
По прибытии на Соловки в 1942 г. юнги были отправлены в Савватьево (монастырский скит, находящийся от Кремля в 14 км). (Приложение 1, рис.2 )
В Савватьево юнг встретили полуразрушенное здание церкви, каменный корпус и бывшая деревянная гостиница, ранее предназначавшаяся для богомольцев. Эти здания отвели под учебные корпуса. Юнг поселили в палатках, и они сразу начали строить землянки. Мальчишкам приходилось копать землю, корчевать пни, ворочать валуны, валить лес и таскать на своих плечах бревна. К ноябрю 1942 г. строительные работы были закончены, и первый набор юнг приступил к учебе. Учиться было нелегко. Занятия проходили в бывших монашеских кельях, переделанных в классы, и даже в землянках. Не хватало мебели, поэтому на занятиях в землянках юнгам приходилось сидеть на нарах. Трудно было с дровами. В холодных классах, случалось, и чернила замерзали, и ученики, чтобы согреться, притопывали ногами. Не хватало учебников. Нередко один учебник приходился на одну смену, то есть на 20-25 человек. Достать электролампу, 100 тетрадей или мел для доски иногда являлось неразрешимой проблемой. По учебному плану юнги изучали следующие предметы:
1. Специальность
2. Общевойсковая подготовка
3. Военно-морское дело
4. Общеобразовательные предметы: русский язык, математика, физика, география и черчение.
5. Политподготовка
Распорядок дня был таким:
6 часов утра: подъём, построение, бег, физзарядка, заправка коек, приборка кубриков и территории, умывание. Режим был очень строгий. Подъем в 6 часов, физзарядка на берегу моря в любую погоду в тельняшках и брюках под пронизывающим северным ветром. Вспоминает юнга второго набора Альберт Семушин: «В землянках было очень холодно, после купания полотенце примерзало к волосам, но каждое утро мы выходили на физзарядку, и я не помню, чтобы кто-то из ребят болел».
8 часов утра: завтрак.
С 8 до 13 часов: общие и специальные занятия, строевая подготовка, обучение приёмам рукопашного боя, изучение пулемета, автомата, гранаты, стрельба и метание боевой гранаты в цель. Морская практика, практические занятия в технических кабинетах, занятия по химической защите и санитарному делу. (Приложение1, рис.3,4) Уставали страшно, постоянно хотелось спать. Поэтому любимыми были занятия в противогазах, когда под их прикрытием можно было умело подремать.
13 часов: обед. В целом кормили сытно, но не сказать, чтобы разнообразно. Поэтому мальчишки ловили в лесу прятавшихся под берегом озера в гнездах уток, обмазывали их глиной и запекали на раскаленных углях на костре. После того, как глина превращалась в черепицу, разбивали ее и отделяли от мяса вместе с перьями, удаляли внутренности, солили и с удовольствием ели. Кроме того собирали бруснику, приносили в землянку, ссыпали в бочку с водой и зимой пили этот настой - восполняли недостаток витаминов.
С 14 до 16 часов: практические занятия, морское дело, шлюпочные занятия.
С 16 до 17 часов: свободное время.
С 17 до 19 часов: общественно-полезный труд, самоподготовка, утверждение нарядов на дежурство.
19 часов: ужин.
С 20 до 22 часов 30 минут: свободное время.
22 часа 30 минут: вечерняя поверка и отбой. [3]
Школа в Савватьево состояла из трех частей. В самом скиту находились жилой дом для преподавателей Школы и их семей, учебные корпуса с 42-мя классами, небольшая баня, прачечная и клуб. (Приложение, рис.1) На расстоянии 1–2 км, по берегам озер и склонам сопок, в лесу, расположились жилые землянки вместимостью 52 человека каждая. В полукилометре от Савватьево действовала столовая на 500 мест, камбуз, хлебопекарня и санитарная часть. Расселение юнг производилось в зависимости от получаемой специальности. Всего за годы Великой отечественной войны школа юнг ВМФ обучила: радистов - 946 человек, рулевых – 35, боцманов надводных кораблей – 411, мотористов торпедных катеров – 717, электриков надводных кораблей – 534, артиллерийских электриков – 3, торпедных электриков – 139, боцманов торпедных катеров – 166, мотористов-дизелистов – 124 и штурманских электриков - 50 человек. Юнги воевали на кораблях всех флотов: Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского.
Таким образом, Соловецкая школа юнг ВМФ, развернув подготовку специалистов различных профилей, с заданием командования справилась.[2]
Боевые подвиги выпускников Школы Соловецких юнг
Героические подвиги, несомненно, были у каждого юнги. Ведь их готовили к войне. Да и жизнь в тяжелых условиях тоже повлияла на подростков, развивая сплоченность, бесстрашие, выносливость, мужество. Мы бы хотели рассказать о подвигах некоторых выпускников.
Соловецкий юнга Саша Ковалёв пришёл в североморское соединение торпедных катеров в 1944 году и был зачислен мотористом на торпедный катер ТКА-209.
За четыре месяца Саша участвовал в двадцати боевых походах. За мужество и отвагу был награждён орденом Красной Звезды и медалью Ушакова.
8 мая 1944 года торпедные катера ТКА-209 и ТКА-217, преодолевая сплошную стену заградительного огня, атаковали конвой противника и потопили два корабля. Но в бою с вражескими сторожевыми катерами ТКА-217 получил повреждения, загорелся и стал тонуть. Под пулемётным огнём противника ТКА-209 снял с тонущего катера экипаж, развил полный ход и пошёл на прорыв, отбиваясь от фашистских катеров и самолётов. В разгар боя осколком снаряда на катере был пробит коллектор двигателя, из которого тугой струёй била горячая вода, перемешанная с маслом и бензином. С минуты на минуту перегревшийся мотор мог взорваться, и неподвижный катер стал бы хорошей мишенью для врага. Чтобы обеспечить работу мотора, Саша закрыл своим телом пробоину и, превозмогая нестерпимую боль от ожога, сдерживал напор горячей смеси, пока на помощь не подоспел другой моторист. Пробоина была заделана, катер не потерял ход и вырвался из окружения. Молодой моряк спас свой катер и жизни двух экипажей. Саша Ковалёв был награждён орденом Отечественной войны, но получить награду герой не успел.
9 мая 1944 года ТКА-209 совместно с другими катерами переводили в основную базу для ремонта. Во время перехода на катере взорвалась бензоцистерна. Погибли мичман Д.Капралов и моторист Саша Ковалёв.
Валентин Пикуль, окончив в 1943 году Соловецкую школу юнг, начал матросскую службу на эскадренном миноносце “Грозный“ Северного флота. В 17 лет стал командиром боевого поста, обеспечивая бесперебойную работу гирокомпаса, основного устройства для ориентировки корабля в море.
Эсминец “Грозный“ - один из самых боевых крупных кораблей Северного флота. В годы войны он не раз участвовал в набеговых операциях, мощным артиллерийским огнём обстреливал позиции фашистов. Охранял от атак вражеских подводных лодок и самолётов союзные и наши конвои с военными грузами, выполнил три минные постановки, выставив 134 якорные мины.
В марте 1942 года в условиях 12-ти балльного шторма оказал помощь аварийному эсминцу “Громкий” и отбуксировал его в базу. 27 мая 1942 года эсминец атаковал немецкую подводную лодку и двумя сериями глубинных бомб потопил её. Зенитчики корабля сбили шесть вражеских бомбардировщиков.
В годы войны за боевые подвиги весь экипаж корабля был награждён орденами и медалями, а позже специальными знаками “За плавание в конвоях“.
6 мая 1945 года за боевые подвиги личного состава эсминец “Грозный“ был награждён орденом Красного Знамени.
Военно-морскому флоту посвящены книги В.С. Пикуля: “Океанский патруль”, Крейсера”, “Богатство” и много других. Особо следует отметить автобиографическую повесть о Соловецких юнгах “Мальчики с бантиками”.
Иван Дудоров повторил подвиг Саши Ковалёва на Балтийском флоте. Шли вторые сутки, как два “морских охотника” заступили в дозор. Около двух часов ночи сигнальщик МО-413 обнаружил вражеские корабли. Командир приказал открыть огонь, фашисты также начали стрельбу. Искусно маневрируя, наши катера действовали дерзко и решительно. Вдруг катер сильно накренился. Это у самого борта разорвался вражеский снаряд. Большой осколок прошил борт, перебил топливный патрубок одного из главных двигателей. Струйка бензина полилась на разогретый мотор. Вспыхнуло пламя, угрожая взрывом. Судьба катера и экипажа находилась теперь в руках мотористов, секунды решали всё.
Задыхаясь от едкого дыма, в поединок с огнём вступил Иван Дудоров. Схватив асбестовые маты, он накрыл ими горящий бензин. Однако неумолимые языки пламени выползали по краям матов, обжигая руки. И тогда, пренебрегая ожогами, моторист своим телом плотно прижал маты к двигателю. Лишённый притока воздуха, огонь спал, а затем и вовсе погас. В это же время аварийная группа перекрыла подачу бензина в повреждённый патрубок и закончила заделку пробоины.
Катер остался в строю, продолжая вести бой. Иван Дудоров за этот подвиг был награждён орденом Красной Звезды. [4]
Юнги не только бесстрашно воевали. Многого добились они и в мирной жизни. Известными всей стране людьми стали писатель В.С.Пикуль, кинодраматург В.Г. Гузанов, Герой Советского Союза, адмирал В.К.Коробов, академик РАЕН, археолог Г.Н. Матюшин, Народный артист СССР, певец Б.Т. Штоколов, полковник контрразведки И.К. Перетрухин, киноактер В.В. Леонов, художник Е.Н. Горячев, журналист Я.С. Смирнов, руководитель школьного музея Соловецких юнг Н.В. Осокин. [3]
III. Заключение
В ходе исследовательской работы мы узнали много нового и полезного.
Познакомились с историей создания Школы Соловецких юнг и подвигами её выпускников, которые достойно показали себя на морях и океанах во время Великой Отечественной войны. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
За годы своего существования Школа Соловецких юнг подготовила для флота более 4000 специалистов различных профилей. Все они, пройдя школу мужества, стали настоящими патриотами, достойными людьми, многого добились в жизни, стали примером для подрастающего поколения.
Память о героизме Соловецких юнг бережно сохраняется. Возле Соловецкого кремля установлен памятник юнгам. (Приложение, рис.9) На набережной Северной Двины в Архангельске неподалеку от Вечного огня открыт памятник юнгам. (Приложение, рис.8) Есть памятник и в Москве – на площади Соловецких юнг. (Приложение, рис.7) А мы, в память о выпускниках легендарной Школы Соловецких юнг, сделали фотоальбом и будем хранить его в нашем школьном музее.
IV. Библиографический список.
Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В. Виноградова.-4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.
https://histrf.ru/biblioteka/b/malchiki-s-bantikami-solovietskaia-shkola-iungh
https://goarctic.ru/work/shkola-solovetskikh-yung-severnogo-flota/
http://sy-museum.ru/podvigi
https://pandia.ru/text/80/357/68831.php
Приложение
Рис.1
Рис.2
Рис.3 Рис.4
Рис.5 Рис.6
Рис.7 Рис.8
Рис.9