Республиканский конкурс исследовательских работ учащихся
«Моя семья в истории страны»
Номинация «…Тропинка школьная моя…»
«ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ: ТОГДА И СЕЙЧАС»
Потапова Юлия, 12 лет, ученица 5 класса
МБОУ «Болгарская СОШ № 2»
Спасского района Республики Татарстан,
воспитанница объединения «Краеведение»
МБОУ ДО «Дом детского творчества»
Руководитель: Потапова Светлана
Александровна, учитель истории
МБОУ «Болгарская СОШ № 2»
Болгар, 2023
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Мне бабушка рассказала …………………………………………....…4
Глава 2. Школьные годы моей мамы ………………………………………..….5
Глава 3. Моя школьная тропинка…………………………………………..…....6
Заключение. Сравнительный анализ …………………………………………....7
Список использованных источников и литературы…………………………....8
Приложения………………………………………………………………....…9-10
Введение
Каждый взрослый человек, вспоминая детство, ассоциирует его, прежде всего, со школьными годами. Это самое лучшее, самое веселое и беззаботное время. Мне в этом плане повезло, потому что я – школьница. И как ребенок любознательный я часто прошу бабушку и маму рассказать о том, как они учились в школе, какие предметы были у них любимыми, какие кружки и секции они посещали. Слушая их рассказы, у меня появилась идея написать небольшую исследовательскую работу и сравнить школьную жизнь трех поколений – бабушки, мамы и мою.
Цель исследовательской работы – выявление особенностей образовательного процесса у трех поколений членов моей семьи. Для достижения поставленной цели, мне предстояло решить ряд задач, а именно:
- опросить бабушку и маму об их школьных годах, выявить особенности, сделать сравнительный анализ;
- поработать с семейным фотоархивом, пополнить работу иллюстративным материалом;
- систематизировать и оформить полученную информацию.
При написании своей исследовательской работы я использовала следующие методы: исторический анализ – соотнесение опыта прошлого с современностью, интервьюирование – опрос членов семьи, сравнение, обобщение - сопоставление фактов, их систематизация, построение выводов и компьютерная обработка материала. Работа состоит из введения, трех глав, где описывается основной материал, и заключения, в котором четко прописаны выводы всего исследования. В приложении – фото из семейного архива.
Актуальность выбранной темы легко объяснима. Образовательный процесс идет в ногу со временем и постоянно обновляется. В прошлое уходят школьные традиции многих поколений. А данная работа, на примерах членов моей семьи, позволит сохранить историческую память о школьном времени, таком интересном и неповторимом.
Глава 1. Мне бабушка рассказала…
Моя бабушка, Потапова Нина Николаевна, родилась в 1966 году в деревне Даниловка Куйбышевского района ТАССР. Сейчас этой деревни уже не существует. В первый класс бабушка пошла в Покровскую начальную школу в 1975 году (прил.1). Покровка – это небольшая деревня рядом с современной Кузнечихой. Сейчас там осталось всего несколько дворов. Но когда – то это был большой населенный пункт. Именно эту деревню и эту школу бабушка запомнила на всю жизнь.
Бабушка вспоминает, что раньше учебу начинали не с 7, а с 8 лет. Обучение в начальной школе длилось 3 года. В классах было по 7-8 человек. Это очень мало, поэтому классы совмещали. Например, первый класс обучался в одном кабинете со вторым. И обучал их один учитель. Первой учительницей моей бабушки была Галина Александровна Евдокимова. Судьба распорядилась так, что теперь она является невесткой моей бабушки, т.е. женой брата. Кабинеты были маленькие, но очень светлые, теплые и уютные. Зимой в школе сами учителя топили печь.
Что касается предметов, то они были такими же, что и сейчас. Есть только небольшая разница. Например, русский язык назывался азбукой, музыка – пением. Кстати, пение было самым любимым предметом моей бабушки. И сейчас она очень хорошо поет и выступает на концертах в Сельском доме культуры.
Кружков и спортивных секций в тот период не было. Поэтому свободное время проводили на улице: зимой с горки катались, летом на речке купались. Но бабушка была пионером, поэтому работа тимуровских отрядов была самым популярным занятием.
В 1978 году бабушка закончила начальную школу в Покровке и продолжила обучение в 5 классе в соседнем селе Кузнечиха в новой, только что построенной школе.
А через несколько лет познакомилась с моим дедом, с которым живут счастливо вот уже почти 36 лет.
Глава 2. Школьные годы моей мамы
Моя мама, Светлана Александровна, родилась в 1988 году в селе Кузнечиха, Куйбышевского района ТАССР. Здесь же, в 1995 году она пошла в 1 класс Кузнечихинской средней школы, основанной в 1977 году. До сих пор, мама общается со своей первой учительницей Светланой Геннадьевной Перегудовой. Именно она, на своем примере, привила маме и всем ее одноклассникам любовь к малой Родине, бережное отношение к окружающей среде, толерантность и целеустремленность.
Процесс обучения, по словам мамы, в сельской школе отличался от городского. В классе было, максимум, 16 детей (прил.2). Уроки, благодаря учителям, всегда были интересными и запоминающимися. Не было компьютеров, проекторов, экранов, но всегда на уроках присутствовали наглядные материалы, карты, портреты, экспонаты. Большое внимание уделялось самостоятельной исследовательской работе школьников. Необходимые дополнительные знания добывались из энциклопедий в школьной библиотеке. Экскурсии были редким явлением, но оттого ценились больше. И каждый кузнечихинский школьник мечтал поехать в Казанский Кремль или в Болгарский музей - заповедник.
Самым любимым школьным предметом моей мамы была, есть и останется история России. Благодаря ее учителю – Самохваловой Ольги Сергеевны, мама принимала участие в районных, зональных и республиканских олимпиадах. А после окончания школы закончила К(П)ФУ с красным дипломом и получила специальность историк. Сейчас мама тоже учитель – учитель истории.
Внеурочное время было организовано, довольно, разнообразно. В школе проводились различные кружки и спортивные секции. Мама с особым удовольствием посещала танцевальный кружок, кружок «Юный корреспондент» и секцию баскетбола.
По словам мамы, свою родную школу она не променяла бы ни на какую другую. Это, конечно, заслуга ее учителей и всего школьного персонала.
Глава 3. Моя школьная тропинка
В 2018 году мне исполнилось 7 лет, и я пошла в первый класс в Болгарскую среднюю общеобразовательную школу № 2 (прил.3). Моей первой учительницей стала Галина Владимировна Садилина. Ее я тоже запомню на всю жизнь. Она, как вторая мама, заботилась о нас на протяжении всех четырех лет. Именно она, обладая огромным терпением, научила меня и моих одноклассников читать, писать и считать.
Моим любимым предметом является русский язык. Мне нравится писать сочинения, изучать правила, читать. Да и вообще, сейчас все уроки интересные. Каждый учитель старается привить любовь к своему предмету, используя разнообразные приемы и методы. На каждом уроке – презентации с иллюстративным материалом, видеоролики, проблемные задания. А поиск нужной информации облегчается с использованием сети Интернет.
К сожалению, сейчас нет пионерии, но после школы меня и моих одноклассников ждет дополнительное образование. Я люблю рисовать, поэтому я посещаю кружок «Палитра», где достигла довольно больших успехов. Разнообразие конкурсов и конференций различного уровня помогают проявить способности, учат исследовательской и проектной деятельности.
Школа и учреждения дополнительного образования постоянно организуют для школьников экскурсии и фестивали, способствуя тем самым развитию современной разносторонней личности.
Подводя итог, скажу, что в современной школе созданы абсолютно все условия для нашего обучения и развития. Главное – желание учиться и достигать определенных результатов (прил.4).
Заключение. Сравнительный анализ
Итак, мое исследование завершилось. Вся работа строилась на опросе членов семьи, которым предстояло ответить на несколько вопросов - помнят ли они своего первого учителя, как проходило обучение, что было интересного, какой школьный предмет был самым любимым, чем занимались во внеурочное время?
Подводя итоги проделанной работы, я пришла к следующим выводам:
- опрошенные члены моей семьи помнят и восхищаются своим первым учителем, благодарны ему за его труд;
- у каждого опрошенного члена моей семьи был свой любимый предмет, урок, занятие, который сопровождает его на протяжении всей жизни;
- в разные времена материал уроков был доступен и понятен, только некоторые предметы назывались по - другому;
- внеурочное время существовало что тогда, что сейчас, просто выглядело оно по – разному;
- экскурсии сейчас организуются намного чаще, чем в прошлом, что способствует разностороннему развитию личности;
- школьные годы и пример учителя повлияли на становление личности и его профессиональные или любительские предпочтения.
Задачи, которые я ставила вначале исследования, я полностью выполнила, а это значит, что цель моей работы достигнута.
Практическая значимость работы довольно велика. Полученный материал помогает проследить модернизацию образования. Кроме того, он позволяет не только сохранить воспоминания о школьном времени членов моей семьи, но и является хорошей основой для дальнейших исследований в данном направлении. А тот материал, который был записан со слов бабушки, можно использовать на уроках истории и окружающего мира для более подробного изучения истории Родного края.
Список использованных источников и литературы
1. Воспоминания Потаповой Н.Н., 1966 г.р., жительницы с. Кузнечиха
2. Воспоминания Потаповой С.А., 1988 г.р., жительницы г. Болгар
3. Фото из семейного архива
4. Сайт «Электронное образование», Кузнечихинская ООШ. Доступ: https://edu.tatar.ru/spassk/kuznechiha/sch/page3586434.htm
5. Сайт «Электронное образование», МБОУ «БСОШ № 2». Доступ: https://edu.tatar.ru/spassk/bolgar/sch2
Приложение 1
Моя бабушка в школьные годы в д. Покровка и в с. Кузнечиха
Приложение 2
Классный руководитель и одноклассники моей мамы, 1996 год
Приложение 3
Это я – Потапова Юлия, ученица 5А класса МБОУ «БСОШ № 2»
Приложение 4
Мои одноклассники, 2022 год