СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Сколько красок у природы?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задумывались ли вы сколько красок у природы? Чаще всего,мы их даже не замечаем. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда ищит способ разукрасить действительность.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Сколько красок у природы?"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №51 с. Березовка












Естествознание

Окружающий мир

«Сколько красок у природы?»















Автор:

Кучер Юлия,

обучающийся 4 класса

МБОУ СОШ №51 с. Березовка


Руководитель:

Тесленко Наталья Васильевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №51 с. Березовка





Сальск

2016


Оглавление




стр.

1.Введение

3

2.Актуальность

3

3.Цель и задачи

3

4.Теоретическая часть

3-4

5.Практическая часть

4-5

6.Заключение

5

7.Список используемой литературы


6



































«Сколько красок у природы?»

Сколько красок у природы?

Ты подумай и скажи:

-Ведь для нас любые краски -

Безусловно, хороши!

Нонна Мухина

Введение

Задумывались ли вы о роли красок в нашей жизни? Ведь чаще всего, мы их даже не замечаем – наши игрушки, книги, стены нашего дома и всё, что нас окружает, имеет свой цвет. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность.

Я, Кучер Юлия, ученица 4 класса МБОУ СОШ № 51 с. Березовка, представляю вашему вниманию исследовательскую работу «Сколько красок у природы?» Актуальность

Все дети любят рисовать. И я не исключение. Это натолкнуло меня на мысль, а не попробовать ли мне самой создать краски из природных материалов.

Оглянемся вокруг. Природа рядом с нами наполнена множеством прекрасных сочных красок. Вот я и решила позаимствовать у нее частичку этого разноцветья. Результаты моей работы могут быть использованы на уроках изобразительного искусства, во внеклассной работе, для написания рефератов и в качестве дополнительного материала для любознательных учеников.

Наметила цель: получение естественных красителей в домашних условиях.

Поставила перед собой задачи:

  • Изучить историю возникновения красок.

  • Опытным путем определить наиболее подходящие растительные ингредиенты для получения красок.

  • Провести эксперименты и сформулировать выводы.

Гипотеза: можно ли изготовить краски, используя природные красители.

Теоретическая часть

Изучив литературу по данному вопросу, я узнала, что самая первая краска, изобретенная древним человеком, жившим на просторах современной Африки, Европы и Азии, использовалась для украшения своего жилища. Красками на основе глины можно было не только рисовать, а также красить шкуры убитых животных, а потом ткани и нитки. Еще в Древней Руси окрашенная одежда считалась наиболее красивой. Самыми популярными красящими растениями, растущими в нашей местности, с давних пор считались: зверобой, ноготки.

В России историю красок изучают по иконам. Наиболее ранними красками в иконописном и рукописном деле XI - XIII веках были различные охры и сажи — «чернило копчёное», голубая лазурь и киноварь, зелёные яри, получаемые из меди, белила, которые готовили из свинца, «творёное» золото.

Во времена Андрея Рублёва в распоряжении художников имелось всего 30-40 наименований красок и многие из них были близки по химическому составу и

цвету. Я выяснила, что то все краски состоят из красителя (пигмента) и связующего вещества. На протяжении всей истории красок менялись связующие вещества. Сами же красящие вещества (пигменты) на протяжении веков использовались практически одни и те же.

Существует несколько видов таких красок: акриловые, акварельные, гуашь, витражные, масляные краски и т. д. В чём их отличие? Сухой краситель не может держаться на холсте или бумаге, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает частички сухого красителя в единую цветную массу. Художники брали то, что было под рукой: клей, масло, мёд, яйцо, воск.

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые из них ядовиты, например, красная киноварь изготовлена с применением ртути. А ведь красками для рисования в основном пользуются дети, и такие краски могут нанести вред их здоровью. К тому же химические производства пагубно влияют на экологию нашей планеты.

Поэтому я хочу создать свои краски из природных красителей, безопасных для здоровья человека. В привычных для нас растениях есть красящие вещества, пусть и не такие яркие. Наши предки часто ими пользовались. Постараюсь и я извлечь красители из растений и на их основе приготовить краски.

Практическая часть

Создаю я новый цвет,

Краску, что в коробке нет,

Сделать сам художник может

И на холст её положит.

Различные способы добывания красок из природных материалов сохранились и в наше время. От мамы и бабушки я слышала, что самый простой способ получить пищевую краску – измельчить, протереть продукты (фрукты, овощи) и отжать сок. На занятиях внеурочной деятельности «Акварелька» я узнала, что извлечь из клеток растений красящее вещество можно, изготавливая из них отвар. Так как при нагревании мембрана (оболочка) клеток разрушается, и вещества выходят из клеток в воду. Отвар должен быть концентрированным и достаточно густым.

Чтобы проверить свою гипотезу и убедиться в этом, я проведу несколько опытов. Самостоятельно изготовлю краски из овощей и фруктов для использования на внеурочных занятиях.

В качестве опытных образцов я взяла части растений различной окраски:

Свекла, смородина, морковь, киви, лимон, апельсин, петрушка, лук (шелуха), чай, кофе, какао.

Опыт №1. Приготовление соков.

Из свеклы, смородины, моркови, киви, лимона и апельсина выжала сок. В результате краски из овощей и фруктов получились нежными, прозрачными. ( Приложение 1).

Опыт №2. Приготовление отваров.

Чтобы достать из растений красящее вещество, я изготавливала из петрушки, лука (шелухи), чая, кофе, какао отвары. Для этого каждый образец (весом 50 граммов) я измельчала и помещала в 100 мл кипящей воды. Отвар кипятила 10 минут на медленном огне для получения насыщенного цвета, снимала с огня, остужала и процеживала.

Таким образом, мною было получено 5 окрашенных отваров. (Приложение 1).

Все соки ягод и отвары я поместила на палитре для красок. Оказалось, что невозможно отличить по внешнему виду, где синтетические краски, а где мои опытные образцы. А вот по безопасности и пользе для здоровья мои краски, конечно, полезнее и безопаснее. В них нет никаких искусственных (химических) добавок.

Но у меня появилось сомнение, а как рисовать этими самодельными красками (соки – густые, отвары – очень жидкие). Решила попробовать. (Приложение 2).


Опыт №3. Получение «волшебной краски».

На форуме сайта «Страна Мастеров» я нашла интересный рецепт «волшебной краски» для рисования (Приложение 3). Хотя его безопасность сомнительна (в состав входит клей ПВА), я решила попробовать приготовить такую краску.

Из Интернета я узнала, что ранее делали краски, используя мёд, сливочное масло, соки овощей и фруктов. Дома я приготовила такие вкусные краски на основе меда и попробовала рисовать ими вместе с одноклассниками. (Приложение 4).

Опыт №4. «Волшебные цветы».

Проводя свои исследования, я получила много разных красивых красок, но среди них нет голубого цвета. Я задумалась, где и как можно взять и получить голубой цвет? Перепробовала множество вариантов с фруктами, овощами, даже искала в соке деревьев и вот, наконец, нашла. Весной расцвели подснежники: голубые пролески (голубой цвет) и жёлтые лютики (жёлтый). Я сорвала их и начала рисовать прямо цветами. Мне захотелось добавить в свою картину красные оттенки. Осмотрев все на улице, я ничего не нашла и тогда мой взгляд упал на цветы, растущие на подоконнике. Это цветы герани красного, розового и белого цвета. Я сорвала цветы и стала ними рисовать. Мне понадобилось всего несколько лепестков, что не нанесло вреда ни растению, ни природе. К моему удивлению из сока розовых и красных цветов герани получилась краска бледно и ярко-фиолетовых оттенков. Ярко-розовый цвет получила, используя цветы зигокактуса (раковой шейки). Зелёный цвет получила из листьев голубых пролесков. Из увядшего листа спатифиллума (женское счастье) получила коричневый цвет. От растительных соков бумага немного деформировалась, что я исправила, разгладив лист тёплым утюгом с обратной стороны.

В моей картине не хватает солнца, и захотелось найти радостный оранжевый оттенок. «Эврика!» Я попробую соком цедры мандарина раскрасить моё солнце. Приложила трафарет и закрасила солнце. У меня получилась замечательная картина, которую я подарила своей любимой маме. Она замечательно пахнет и является экологически чистой. (Приложение 5)

Вывод: Гипотеза о том, что краски для рисования можно изготовить в домашних условиях на основе природных компонентов подтвердилась.

Заключение.

Для рисования такими красками не нужно быть художником и иметь большие творческие способности. Достаточно желания и можно изобразить любую свою мечту... Рисование «волшебными красками» ни на что не похоже. Работа над моей темой оказалась очень увлекательной и полезной, помогла мне узнать много нового. Думаю, ее результаты будут интересны и полезны не только мне.

Я поняла, что эта тема неисчерпаема! У меня появилось желание и дальше изучать красящие свойства растений, например, при окрашивании различных тканей и пряжи. Я поделилась своими открытиями с учениками в электронном дневнике школы. Рассказала, что учащиеся могут использовать их на занятиях внеурочной деятельности для создания ароматных картин. Надеюсь, что и вас я заразила желанием поэкспериментировать с природными красителями.

Желаю удачи!



Список используемой литературы




  1. Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? – Минск: «БЭСТ», 2008. – 257 с.

  2. Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Чудеса живой природы. – Москва: «Белый город», 2002. – 215 с.

  3. Основы акварельной техники. Под ред. Чудовой А.В. – Москва: АСТ, 2010. – 304 с.

  4. http://stranamasterov.ru

  5. http://mirknig.com/Краски из растений.








































9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!