Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 211 имени Л.И. Сидоренко
г. Новосибирска
Исследовательская работа по теме:
Сложное понятие «ВРЕМЯ». Как им управлять?
Секция «Социально-гуманитарная»
Проект выполнила:
Бронникова Таисия
ученица 4 «Б» класса
Руководитель проекта:
Васильева Елена Михайловна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Россия
Новосибирск-2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
2. Теоретическая часть
2.1 Время в сказках и книгах 3
2.2 Понятие «время» 4
2.3 Способы измерения времени и виды часов 4
2.4 Управление временем 5
3. Практическая часть
3.1 Социологический опрос 6
3.2 Эксперимент с одноклассниками 7
4. Выводы по проекту, рекомендации 7,8
5. Список используемой литературы 9
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
1.ВВЕДЕНИЕ
Тема моего исследования: «Как управлять своим временем».
Ничто в действительности не принадлежит нам, кроме времени, которым мы владеем даже тогда, когда больше ничего не имеем.
Бальтазар Грасиан
Почему я выбрала эту тему? Мои родители постоянно поторапливают меня, то не вовремя пришла с прогулки, то слишком долго собираюсь в школу, то много времени трачу на обед. Вопрос часов и времени меня заинтересовал в 3 классе, тогда я не умела определять время по часам с циферблатом. Конечно, по электронным часам не проблема определить час и минуты, но я никак не могла понять, как узнать быстро ты что-то делаешь или медленно?
Летом на каникулах я прочитала «Сказку о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца. Эта книга произвела на меня впечатление, меня стал беспокоить вопрос – я тоже человек, который понапрасну теряет время?
Как понять, 10 минут это много или мало? Как успевать больше в течение дня? Как сделать так, чтобы времени хватило и на уроки, и на отдых, и на любимые занятия?
Цель проекта: Разобраться в том, как течение времени влияет на мою жизнь, жизнь окружающих людей. Научиться управлять своим временем и помочь сверстникам осознать ценность времени.
Объект исследования: часы, способы измерения времени, одноклассники, Бронникова Таисия.
Предмет исследования: исследование способов измерения времени.
Задачи исследования:
Разобраться в том, что означает понятие «время»;
Узнать способы измерения времени, виды часов;
Разобраться в том, что значит «управление временем»;
Выяснить, как управлять своим временем так, чтобы успевать выполнить все, что хочется и что нужно?
Сформулировать выводы;
Создать рекомендации для ровесников;
Представить презентацию.
Методы исследования: сбор, изучение материала по теме, сравнительно-сопоставительный метод, описательный метод, анализ и систематизация данных.
2.1 ВРЕМЯ В СКАЗКАХ И КНИГАХ
Понять, что такое время и как оно протекает, изначально я пыталась из народных сказок, которых много мною прочитано. И вот с чем я столкнулась: в русских народных сказках течение времени совершенно отличается, от течения времени в реальности: то Иван-Царевич растет «не по дням, а по часам», часто встречаются такие формулы как «долго ли, коротко ли» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Очень интересное представление о Времени мне встретилось в последней экранизации сказки Льюиса Кэролла «Алиса в Зазеркалье». Там Время - это интересное создание: наполовину человек, наполовину часы. Время живет в Незапамятной бездне и владеет Хроносферой. Хроносфера - это объект, который питает все время в стране чудес и может позволить обладателю путешествовать через само Время.
В третьем фильме и книге о Гарри Поттере тоже появляется магический прибор, который может переносить своего владельца в недалёкое прошлое. Декан факультета дает Гермионе Грейнжер маховик времени, чтобы она могла посещать несколько уроков, идущих одновременно. Это устройство на вид напоминает небольшой кулон на золотой цепочке с крохотными песочными часами, закрепленными на вращающемся стержне.
Но в реальной жизни магических принадлежностей нет, и я поняла, что необходимо узнать, какие способы контролировать время есть в реальной жизни.
2.2 ПОНЯТИЕ «ВРЕМЯ»
Мои поиски в интернете определения понятия времени не привели к успеху. Почему-то все определения написаны очень непонятными для меня словами, вот, например, из Википедии:
Время — форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения. Одно из основных понятий философии и физики, мера длительности существования всех объектов, характеристика последовательной смены их состояний в процессах изменения и развития, а также одна из координат единого пространства-времени, представления о котором развиваются в теории относительности.
Половина слов вообще не знакома детям моего возраста. Что же делать? Мама подсказала мне, что пока я не изучала философию, психологию и теорию относительности, можно считать, что
Время – это интервал (промежуток) между какими-то событиями.
И время потому трудно контролировать, что оно бесформенно, течет непрерывной рекой. Когда-то люди догадались разделить время на части: год - на месяцы, сутки - на часы, часы - на минуты. Это деление условно: в самом времени никаких делений нет. Ничего не мешало людям договориться, что в сутках не 24 часа, а, например, 48 - по тридцать минут в каждом. Выходит, мы искусственно делим время на равные отрезки только для того, чтобы управлять им.
Еще мы обратились к словарю С.И. Ожегова и выбрали вот эти определения:
Время – это продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.
Время – это промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени.
Время – это определенный момент, в который происходит что-нибудь.
2.3 СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕНИ И ВИДЫ ЧАСОВ
Когда ложиться и вставать,
Когда игру нам затевать,
Когда садиться за урок,
Когда с малиной есть пирог -
Нам всё часы покажут точно,
Чтоб на вопрос: "Который час?" -
Ответить мог ты всякий раз.
Когда еще не было часов, люди узнавали время по солнцу. Встало солнышко, пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно - надо людям отдохнуть и пообедать. Село солнце – пора идти домой. Потом люди научились определять время не только днем, но и ночью. Они заметили, что звезды на небе двигаются, очень медленно. Все они как бы привязаны к одной звезде, которую назвали Гвоздем Неба. Сейчас эту звезду называют Полярной, она показывает направление на Северный полюс.
Однажды какой-то человек обратил внимание на тень от солнца, которая не стоит на месте. И он придумал часы: воткнул в землю палку, а вокруг палки начертил круг. Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце опускается, тем длиннее тень, и значит, скоро вечер. Это были первые солнечные часы. У них не было ни стрелок, ни циферблата. Но солнечные часы могли «ходить» только на улице днём в ясную погоду.
Тогда люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Такими часами можно было пользоваться в любое время суток. Но и водяные часы тоже оказались неудобными в использовании, потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!»
В Европе и на Ближнем Востоке в домах использовались часы-свеча. Сгорает свеча до одной полоски, значит, прошёл один час. Но свечи были разные, как по толщине, так и по качеству и поэтому время показывали неточно.
Люди продолжали искать новые способы измерения времени. И придумали: взяли два стеклянных пузырька и соединили вместе. Внутри песок. Песочек пересыпается из одной части в другую и так узнают, сколько времени прошло. Так появились песочные часы. Такие часы и сейчас используются в процедурных кабинетах поликлиники и больниц.
Прошло много времени с тех пор, как человек придумал часы с механизмом. Внутрь поставил, пружинку, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесо. Оно цепляется за другое колесико, вертит его. Второе колесико показывает часы и минуты. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца.
Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Современный человек пользуется механическими и электронными часами.
Виды часов, изобретенные человечеством за многовековую историю, поражают своим многообразием. Это солнечные часы, водяные, огневые, песочные, механические, электрические, электронные.
2.4 УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ
Когда я начала с помощью мамы разбираться в том, как же правильно организовать свое время, чтобы все успевать, я узнала, что есть целая наука, которая изучает этот вопрос:
Управление временем (англ. «Time Management») – это научный подход к организации времени. Он позволяет упорядочить свои важные и нужные дела так, чтобы успевать их делать в течение дня (недели, месяца), не отвлекаясь на второстепенные или посторонние вопросы и проблемы.
Еще 2000 лет назад в Древнем Риме известный мыслитель Сенека предложил разделять всё время на потраченное с пользой, то есть хорошее, на плохое и бесполезное. Альберти, писатель и итальянский ученый, живший в XV веке, говорил, что те, кто умеет управлять временем с пользой, будут всегда успешны.
Для этого он предложил использовать два правила:
Каждый день с утра составлять список дел.
Расставлять дела в порядке уменьшения важности.
На протяжении многих веков все эти принципы существовали лишь в теории, только с 80-х годов прошлого века данная тема стала переходить от теории к практике.
Мама помогла мне подготовить исследование, чтобы я могла провести его в нашем классе среди моих сверстников. И еще мы решили, что в классе можно провести небольшое занятие, которое позволит ребятам понять ценность каждой минуты. Все это представлено в 3 части моей работы – Практической.
3. 1 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС
Чтобы узнать, что знают о времени другие дети моего возраста, возникают ли у других детей такие же вопросы как у меня, я провела анкетирование. В нём приняли участие мои одноклассники (20 человек).
Ребятам были заданы вопросы:
Что такое время?
Умеешь ли ты определять время по часам?
Соблюдаешь ли ты режим дня?
Что значит «управлять временем»?
Как ты стараешься управлять своим временем, чтобы больше успевать?
Результаты опроса приведены в таблице (Приложение 1)
Выводы по опросу:
Все понимают, что такое время, но сформулировать не могут.
Практически все мои одноклассники умеют пользоваться часами и определять по ним время.
Только половина ребят стараются соблюдать режим дня.
При этом почти все считают, что чтобы больше успевать в течение дня – нужно правильно организовать распорядок дня.
3.2 ЭКСПЕРИМЕНТ С ОДНОКЛАССНИКАМИ
Кроме знаний о том, как время определять или измерять очень важным является «чувство времени». Я решила проверить, насколько развито чувство времени, вернее, его ощущение у меня и ребят моего возраста.
Для этого я взяла перечень обычных ежедневных дел и попросила ребят высказать предположение, сколько времени занимает каждое из этих дел. А потом попросила измерить реально затрачиваемое на дела из этого списка с помощью секундомера, который сейчас есть в каждом мобильном телефоне.
Результаты этого эксперимента я внесла в таблицу, глядя на которую можно сделать вывод о том, что есть, конечно, дети с неплохо развитым чувством времени. Разница между предполагаемым временем и временем реально затраченным у таких детей несущественная. Но у большинства моих сверстников разница довольно большая.
Вот что получается: нам кажется, что уроков задали немного, и мы предполагаем, что сделать успеем минут за 20 все. А по факту уходит на это 1,5 часа. Или мы хотим посмотреть телевизор полчасика, и сами не замечаем, как тратим 2 часа…
Какой вывод можно сделать из полученной информации?
Вывод: для того, чтобы успевать выполнить все запланированные дела, необходимо соблюдать определенные правила. Рекомендации, которые стали результатом моей работы я постаралась красиво оформить и выдала каждому однокласснику. Я предложила ребятам повесить лист с рекомендациями на стену, или положить на рабочий стол под стекло и стараться соблюдать эти пункты. Соблюдение их очень облегчит и упростит жизнь моим друзьям, а некоторые пункты будут полезны даже взрослым.
4. ВЫВОДЫ ПО ПРОЕКТУ
1) Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг! Время нельзя повернуть назад, задержать. Оно идет само, независимо от того, хотим мы этого или нет.
2) Очень важно осознавать всю ценность минут, которые мы имеем. Каждому человеку необходимо развивать чувство времени, которое позволяет быть собранным и точным.
3) Время нельзя увидеть, услышать, потрогать, но управлять им можно. Для этого уже сейчас нам нужно научиться беречь каждую минуточку и использовать драгоценное время на важные, интересные и добрые дела.
4) Результатом моей работы стали рекомендации для моих сверстников. Я очень надеюсь, что эти рекомендации помогут им успевать в течение дня делать все, что было запланировано и останется время на то, что хотелось.
Я нашла и систематизировала рекомендации, которые будут полезными даже для взрослых:
1. Придя из школы, посмотри, сколько уроков задано на завтра. Прикинь, сколько примерно времени займет выполнение заданий.
2. Заранее определись, когда ты будешь делать домашнее задание.
3. Следуй принципу: «Сделал дело - гуляй смело».
4. Старайся готовить уроки в тот же день, когда они заданы, а не потом - например, через два дня. Так тебе не придется долго вспоминать, как вы решали такие же задачи в классе.
5. Начинай готовить уроки с наиболее трудных, лучше с письменных заданий - легче разберешься, пока еще не устал.
6. Когда делаешь уроки, не отвлекайся, не думай о посторонних вещах.
7. Не сиди над уроками дольше, чем два часа, без перерыва. После этого времени необходимо передохнуть, а лучше всего прогуляться.
8. Если ты отвлекаешься, то потратишь больше времени, чтобы выучить то, что мог узнать за 40 минут.
9. Держи все свои вещи и книги в порядке, чтобы у каждой было свое определенное место. Тогда тебе не придется тратить времени на поиски линейки или словаря.
10. Приготовь с вечера все, что понадобится завтра, чтобы утром не тратить времени на поиски нужной вещи или не забыть ее в спешке.
11. Всегда выходи из дома заранее. Лучше прийти раньше на две-три минуты, чем опоздать.
12. Умей рассчитывать свои силы. Интересных занятий - великое множество, и хочется попробовать себя во всем. Но посещать одновременно три кружка, две студии и спортивную секцию не по силам никому.
13. Меньше слов - больше дела. Даже если ты целый час будешь жаловаться окружающим, как много задали тебе сегодня в школе, заданий от этого меньше не станет. А вот времени на его выполнение точно меньше.
14. Установи распорядок дня и придерживайся его.
Русский народ всегда умел ценить время. Об этом говорят созданные им пословицы и поговорки:
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня;
Не спеши языком, торопись делом;
Деньги пропали - наживешь, время пропало - не вернешь;
Порядок время бережет;
Сделал дело – гуляй смело;
Вчерашнего дня не воротишь;
Солнышко нас не дожидается;
Спешить не спеши, а поторапливайся;
Часом опоздаешь, годом не наверстаешь;
Минута час бережет.
5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Азадовский М. К. Русские сказочники // Русская сказка. Избранные мастера. Т. I. Л., 1932. С. 69.
Азадовский М.К. Русские сказочники. С. 114.
Афанасьев А., Афанасьева М. «Тайм-менеджмент для детей. Мечтай и действуй!» Феникс-Премьер, 2017 г.
Шварц Е.Л. «Сказка о потерянном времени».
Я познаю мир. История // Энциклопедия для детей. - Москва: ООО «Издательство АСТ ЛТД». - 2004г.
«Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовывать свое время» Педагогический университет «Первое сентября» 2011. — 40 c.
Большая энциклопедия школьника. OXFORD.-Москва, «Росмэн»,-2009г.
Лукашенко М. Тайм-менеджмент для детей: Книга продвинутых родителей. – М..: Альпина Паблишер, 202. – 297 с.
Интернет ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Время
http://detyam.com.ua/chem-zanyat-rebenka/poslovicy-i-pogovorki/523-poslovicy-i-pogovorki-o-vremeni/
http://timestep.ru/
http://lib.podelise.ru/docs/216/index-944.html
http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=4047