СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа: "Стили и жанры литературы, популярные у современных читателей".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование того, как изменился круг чтения современных читателей.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: "Стили и жанры литературы, популярные у современных читателей".»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРТИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

"АРТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1"










Стили и жанры литературы, популярные у современных читателей.









Авторы: Хрущёва Анастасия Андреевна,

ученица 9 «Б» МАОУ АГО «АСОШ№1»

Научный руководитель: Федякова Ирина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ АГО «АСОШ№1


2021 год.



Содержание


Введение………………………………………………………………...3

Основная часть…………………………………………………………4

  1. Жанры.….……………………………………................................4

  1. Боевик………………………………………………………...4

  2. Детектив……………………………………………………...5

  3. Любовный роман………………………………………….....6

  4. Научная фантастика, фэнтези…………………………..…..7

  5. Мистика………………………………………………………8

  6. Приключенческий роман……………………………………9

  7. Исторический роман………………………………………...10

II. Стили…………………………………………………………….…11

  1. Массовая литература……………………………………..…11

  2. Постмодернизм……………………………………….......…12

  3. Роман-антиутопия………………………………………..... .13

  4. Блогерская литература……………………………………...14

III. Информация о проведенном опросе обучающихся…….…15-16

Заключение……………………………………………………………17

Список литературы…………………………………………………...18





















Введение:


В современном мире многое меняется. Сейчас для нас множество сложных вещей заменено на более простые, а привычные для нас бумажные книги заменили на, те, которые можно послушать или посмотреть. Люди также продолжают читать, но стили и жанры современных книг немного изменились. Этим проектом мы хотим рассказать о современных жанрах и стилях литературы.


Цель:

Рассказать о современных стилях и жанрах литературы и о том, что читает современное поколение.

Задачи:

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть, какие бывают стили и жанры современной литературы.

  2. Провести опрос среди обучающихся МАОУ АГО «АСОШ№1», определить, что читает современное поколение.

  3. Сделать выводы по проделанной работе.


Гипотеза:

Мы считаем, что современное поколение продолжает читать книги и увлекается литературой, но стили и жанры этой литературы поменялись.


Методы исследования:

Во время работы мы использовали следующие методы исследования:

  1. Анализ.

  2. Синтез.

  3. Наблюдение.



Проблема:

современное поколение стало мало читать, только малый процент продолжает это делать из-за этого многие взрослые считают современное поколение не начитанным.




Основная часть.

1.Жанры.


Начнём свой проект с жанров, ведь найти для себя лучший из них, труднее всего.

Для начала отметим, что существует два понятия жанра:

  • литературный (в форме произведения - рассказ, рассказ, роман и др.);

  • прикладной (по типу работы - детектив, любовная история, боевик и др.).


Жанр-это вид литературного произведения, имеющий жёсткие рамки (сюжет, основной конфликт и способ его разрешения, т.д.). Жанр-явление динамическое, и черты одного жанра, часто проникают в другой.

Самые распространённые современные жанры:



2.Боевик.

В этом жанре Автор описывает максимум действий героев. Герои не стоят на месте, даже находясь на развилке главной дороги, постоянно перемещаются по улицам города, из города в город, из страны в страну.


Минимум смысла, даже на развилке герой не думает, а действует по обстоятельствам, минимум логики, никакого описания, кроме сражений.


Наличие положительного главного героя-спасителя мира. Герой необычный, обученный сражаться, обреченный действовать в ситуации постоянного стресса и опасности, часто совершенно случайно оказывается в гуще событий и всегда выживает.


Наличие антагониста - отрицательного героя, которому противостоит положительный герой. Антагонист, как правило, очень влиятельный, богат, умен, немного не в себе, хочет разрушить мир, страну, город, правительство и дожить до финала, либо умереть там, либо попасть в тюрьму.


Горы трупов и море крови с описанием ран, ушибов и пыток – обязательны.



3.Детектив.


Жанр, основанный на детективе, убийстве, похищении или краже, с подробным описанием расследования.


Жанровые особенности:


Логическое построение сюжета - случайность исключена, причины и следствия взаимосвязаны и обоснованы, каждое предположение имеет фактическую основу и обоснование.


Полнота фактов - расследование основывается только на той информации, которая предоставляется читателю, и оно должно быть максимально полным и достоверным. Читателю важно не только наблюдать за ходом действий, но и проводить независимое расследование.


Наличие четких статических ролей: следователь (детектив), помощник детектива (партнер, стажер), преступник (убийца, похититель, вор), потерпевший (убитая семья), информатор (например, бабушка-соседка, которая знает все обо всех), свидетель (свидетели), подозреваемый (круг подозреваемых).


Рутина ситуации.


Как правило, небольшой охват территории расследования.


В финале необходимо решить все головоломки и получить ответы на все вопросы.













  1. Любовный роман.


Лирическая история, основанная на чувствах и эмоциях влюбленных, жанровыми особенностями которой являются:


Наличие выдающейся главной героини с отличительной чертой, выделяющей ее из толпы: либо она серая мышка и синий чулок, либо потрясающая красавица с тайным дефектом, либо старая дева, либо импульсивная искательница приключений.


Наличие главного героя - красивого и мужественного аристократа, обаятельного, часто для всего прочего - подлеца и сволочи, еще чаще - имеющего второстепенную романтическую профессию (вор, пират, грабитель или Робин Гуд).


Наличие третьего лишнего (соперника) - фаната, влюбленного в героиню (часто рожденную с детства), красивую и яркую соперницу (бывшую возлюбленную героя, его брошенную невесту или жену).


Романтические и эмоциональные обстоятельства, сводящие будущих возлюбленных (брак по расчету, встреча на балу).


Множество препятствий, которые герои должны преодолеть во имя любви друг к другу.

Эмоциональные описания переживаний, бурные объяснения и выяснение отношений на фоне красивого антуража (природа, бальные залы, балконы, теплицы) занимают две трети книги.


В финале героям предстоит преодолеть все трудности и препятствия, остаться вместе пожениться, и уверенно смотреть в светлое будущее.



  1. Научная фантастика, фэнтези.


Жанр, основанный на существовании и взаимодействии необычных или нереальных элементов, или явлений.


Вымышленный мир или измененная реальность - другая планета, альтернативное прошлое или будущее Земли, космос и Вселенная, параллельный мир, игровая реальность, сказочный мир и др.


Система научных или псевдонаучных знаний, изобретенная (система магии) или значительно опережающая развитие современной науки, а также результаты научных достижений (техномагия, магические артефакты, космические корабли и т. д.).


Несуществующие явления в природе и биологические виды растений, животных, гуманоидных рас и т.д.


Герои, наделенные необычными способностями, и сами способности в воображаемом мире обычны.


Широкое, зачастую необъятное поле деятельности (планета или система миров, вселенная), фантастические законы мироздания (способность вернуться в прошлое, преодолеть обычные законы притяжения), необычное, иное общество, порядок, отличный от нашей структуры мирового порядка.



  1. Мистика.


Мистику иначе называют «литературой ужасов» и не беспричинно. Основная цель мистического произведения – напугать читателя, причем неважно, какими методами – введением страшного персонажа, описанием сверхъестественного явления или же нагнетанием обстановки и ожиданием страха.


Жанровые особенности:


Инфернальная тематика – так или иначе в мистике затрагивается тема смерти, выраженная с помощью потусторонних персонажей (привидений и духов, зомби, демонов), обстановки (старые кладбища, заброшенные дома или замки с подвалами-склепами), явлений (таинственных голосов с того света, связи с духами через сны), факта смерти, который становится началом в цепи странных событий.


Детали антуража, которые не поддаются логическому объяснению и обоснованию – таинственные звуки; надписи на стенах или кровавые пятна на полу, возникающие из ниоткуда; пропадающие предметы и в никуда исчезающие люди.


Сверхъестественные явления, события или герои являются основным двигателем сюжета, а понимание их сути, как правило, служит разгадкой интриги и ставит точку в истории.


Герои, наделенные необычными способностями, – экстрасенсы, мистики, ясновидящие, практикующие черную магию либо же изгоняющие нечисть.


Атмосфера страха или ожидания страха, таинственности и загадочности сопровождает читателя на протяжении всей истории. И роль читателя – разгадывать загадки или искать объяснения неожиданным явлениям, преодолевая собственный испуг и страх перед необъяснимым.




  1. Приключенческий роман.


Захватывающая дух история, в основе которой – головокружительные приключения главных героев.


Жанровые особенности:


Постоянная смена «фона»: герои не сидят на месте, оказываясь то в большом городе, то в тундре, то за Полярным кругом. Зачастую их перемещения являются следствием случайного стечения обстоятельств (крушение самолета или корабля; опоздал на самолет – пришлось ехать поездом с пересадкой на автобус; прибыл на новое место – побежал-поехал по окрестностям).


Красивые детальные описания местности (природы, городов), средств передвижения (самолетов, катеров, лошадей), попутчиков.


Наличие множества случайностей: затягивающих путь героя (кончился бензин – сворачиваем с пути в поисках заправки), заставляющих его постоянно двигаться (наступил в кабаке на ногу бандиту – удирай от его банды без оглядки), дающих герою краткую возможность перевести дух (неожиданная смена погоды).


Логика событий не так важна, как наличие многочисленных приключений и происшествий.


Герои приключений либо: прожженные авантюристы, готовые к сложным обстоятельствам; имеющие различные теоретические и практические навыки выживания; имеют при себе безразмерный вещмешок со всевозможными необходимыми приспособлениями; неглупы, креативны, сильны физически и найдут выход из любой ситуации, тихие домоседы, волею случая выброшенные в море приключений, – физически неподготовленные, ничего необходимого при себе не имеющие (порой даже паспорта). Распространенный случай – когда два столь разных героя находятся в одной упряжке, причем один – мужчина, а второй – женщина.




  1. Исторический роман.


Художественное произведение, основанное на реальных фактах или событиях из исторического прошлого (начиная с событий минимум двадцатилетней давности).


Жанровые особенности:


Точность в деталях и фактах (датировка и развитие событий; жизненный путь героя – от имени до описания внешности и времени смерти).


Чётко обозначенные временные рамки.


В центре повествования – реально существовавшая историческая личность (группа людей) и связанные с ней исторические события.


Антураж эпохи или событий соблюден до мелочей (костюмы жителей города или страны, народные традиции, особенности питания и проживания).


Сочетание правдивого изображения событий прошлого с динамичной и интересной интригой, двигателями которой становятся реальные и вымышленные персонажи, а также сложные и страстные отношения между ними.


Доля авторского вымысла – минимальна. Она необходима для украшения повествования, для усиления интриги и не должна вводить в заблуждение, «переписывая» историю.



II. Стили современной литературы.


Стиль в литературе- устойчивая общность образной системы средств художественной выразительности, характеризующая своеобразие творчества писателя, отдельные произведения, литературные направления, национальной литературы.


Произведения современной русской литературы создаются их авторами в различных стилях, среди которых выделяются массовая литература, постмодернизм, блогерская литература, роман-антиутопия. Рассмотрим подробней эти направления.


1.Массовая литература.


Массовая литература сегодня продолжает традиции развлекательной литературы конца прошлого века: фэнтези, фантастики, триллера, боевика, детектива, мелодрамы, приключенческого романа. Впрочем, при этом в ней ощущается поправка на современный ритм жизни, на стремительный научный прогресс. Читатели массовой литературы составляют наибольшую долю ее рынка в России. Действительно, она привлекает различные возрастные группы населения, представителей самых различных уровней образования. Среди произведений массовой литературы, сравнительно с книгами других литературных стилей, больше всего бестселлеров, т.е. сочинений, имеющих пиковую популярность. Развитие современной русской литературы сегодня в наибольшей степени определяют творцы книг с максимальными тиражами: Борис Акунин, Сергей Лукьяненко, Дарья Донцова, Полина Дашкова, Александра Маринина, Евгений Гришковец, Татьяна Устинова.



2.Постмодернизм.


Постмодернизм как направление в русской литературе возник в 90-х годах прошлого века. Его первыми адептами стали писатели 70-х Виктор Ерофеев и Андрей Битов. Представители этого направления противопоставили реализму ироничное отношение к коммунистической идейности. Они в художественной форме демонстрировали свидетельства кризиса тоталитарной идеологии. Их эстафету продолжили Василий Аксенов «Остров Крым» и Владимир Войнович «Приключения солдата Чонкина». Затем к ним присоединились Эдуард Лимонов, Владимир Сорокин, Анатолий Королев. Однако ярче всех других представителей этого течения зажглась звезда Виктора Пелевина. Каждая книга этого автора (а публикуются они примерно раз в год) дает тонкую художественную характеристику развитию общества. Русская литература на современном этапе идейно развивается благодаря именно постмодернизму. Характерная для него ирония, присущая сменам общественного строя доминанта хаоса над порядком, вольное комбинирование художественных стилей определяют универсальность художественной палитры ее представителей. В частности, Виктор Пелевин в 2009 году был неформально удостоен чести считаться ведущим интеллектуалом в России. Оригинальность его стиля заключается в том, что писатель воспользовался своим уникальным толкованием буддизма и освобождения личности. Его произведения многополярны, они включают в себя множество подтекстов. Виктора Пелевина считают классиком постмодернизма. Его книги переведены на все языки мира, включая японский и китайский.


3.Романы – антиутопии.


Современные тенденции русской литературы также способствовали развитию жанра романа - антиутопии, актуального в периоды смен общественной парадигмы. Родовыми чертами данного жанра является представление окружающей действительности не напрямую, а уже воспринятой сознанием главного героя. Причем главной идеей таких произведений является конфликт личности и тоталитарного общества имперского типа. По своей миссии такой роман является книгой - предупреждением. Среди произведений этого жанра можно назвать романы «2017» (автор - О. Славникова), «Андеграунд» В. Маканина, «ЖД» Д. Быкова, «Москва 2042» В. Войновича, «Ампир В» В. Пелевина.


4.Блогерская литература.


Наиболее полно проблемы современной русской литературы освещаются в жанре блогерских произведений. Данный вид литературы имеет как общие черты с традиционной литературой, так и существенные отличия. Как и традиционная литература, этот жанр выполняет культурно-образовательную, идеологическую, релаксационную функции. Но, в отличие от нее, ему присущи коммуникативная функция и функция социализации. Именно блогерская литература выполняет миссию коммуникации между участниками литературного процесса в России. Блогерская литература выполняет функции, свойственные журналистике. Она более динамична, чем литература традиционная, поскольку использует малые жанры (рецензии, зарисовки, информационные заметки, эссе, короткие стихотворения, небольшие рассказы). Характерно, что произведение блогера даже после своей публикации не является закрытым, завершенным. Ведь любой комментарий, последующий впоследствии, является не обособленной, а органичной частью блог-произведения. Среди популярнейших литературных блогов рунета выделяются «Российское книжное сообщество», сообщество «Обсуждаем книги», сообщество «Что читать?»



III. Информация о проведенном опросе обучающихся


Целью данного исследования было выявить, что и почему читают школьники среднего возраста и попытаться составить читательский портрет современного подростка.


Исследованием был охвачен 35 респондентов в возрасте 14-15 лет, это учащиеся 9 классов.


  1. Как часто вы читайте литературу?


Что касается регулярности чтения, то большинство опрошенных (15 человек) читают 1 раз в неделю, каждый день - 6 человек. 1 раз в месяц – 10 человек и реже 1 раза в месяц – 4 человека.


  1. Какие жанры вы предпочитайте?


Читательский портрет современного школьника невозможен без описания того, каким книгам он отдает предпочтение.

Респондентам было предложено из перечня выбрать жанры произведений, которым они отдают предпочтение. Результаты распределились следующим образом:


Как видим, подростковая категория пользователей отдает предпочтение фэнтези – 14 опрошенных; на втором месте – приключения (9), на третьем – романы (8) и на последнем месте детективы. (4)


  1. Где вы берёте книги для чтения?


Большинство опрошенных берут книги в Интернете (18), в библиотеке – 10 человек, а в магазинах покупают 10 человек.


Это показатель того, что подросткам проще найти нужную книгу в Интернете, поскольку этот вариант немного легче и удобнее, но также не мало людей предпочитают взять книгу в библиотеке.



  1. Чтение для вас – это…


Большее количество респондентов (13) ответили, что чтение является для них отдыхом, для 9 людей чтение является необходимостью для выполнения домашнего задания. Также 5 человек воспринимают чтение, как радость, остальные находят в чтении способ найти ответы на нужные вопросы.


Результаты позволяют сделать вывод о том, что познавательная роль чтения сегодня не является первостепенной. В то же время радует, что чтение является для большинства опрошенных способом проведения досуга:


Вывод по опросу:


В заключение отметим, что опрошенные ребята положительно относится к чтению как форме досуга, проводят с книгой в среднем несколько часов в неделю. Изучаемый читатель осознаёт важность и нужность чтения, роль книги как источника информации и новых знаний.

Представители опрошенной возрастной категории читают, в основном, не реже 1 раза в неделю. Почти половина ребят берет книги в библиотеке. Большинство респондентов читают неторопясь, вдумчиво и осмысленно, эмоционально переживая прочитанное, и современным электронным книгам все же предпочитают бумажные. Отрадно, что большинство ребят перечитывают понравившиеся им книги.

В целом, юный читатель в нашем досье предстает как фигура достаточно разносторонняя, с очень разнообразным кругом чтения, куда входят как русские, так и зарубежные авторы.


Ребята читают литературу всех жанров, но предпочтительными являются произведения с закрученным сюжетом: детективы, приключения, фантастика. Однако, анализируя ответы на вопросы о любимых авторах и литературных героях, мы приходим к выводу, что чтение произведений школьной программы все же преобладает над чтением досуговым. В связи с этим библиотеке необходимо использовать в практике работы креативные содержательные мероприятия, направленные на популяризацию «непрограммной» художественной литературы, затрагивающей вопросы межличностных отношений, духовности, нравственности и гуманизма, - всего того, что волнует, тревожит и входит в круг потребностей и интересов современных юных читателей.



Заключение.


Этим проектом мы хотели сказать, что современное поколение всё так же продолжает читать, хоть и не так как раньше и не какие книги, как раньше, всё так же читает и расширяет свой кругозор книгами. Хоть книги немного и сменили свои жанровые особенности и особенности стиля, но всё же остается одним из авторитетных источников получения информации.


Мы достигли поставленной цели и подтвердили свою гипотезу. В последнее время и правда появилось множество стилей и жанров и нами были представлены далеко не все, ведь о них можно говорить долго.
























Список литературы.


  1. Литературный энциклопедический словарь. https://literary_encyclopedia.academic.ru/

  2. Официальный сайт ООО «Инфоурок»-курсы, тесты, видеолекции, материалы для учителей. https://infourok.ru/v-pomosch-bibliotekaryu-zhanri-sovremennoy-literaturi-3072535.html

  3. Студопедия. https://studopedia.ru/












17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!