ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОМОСКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ПИЩЕВЫХ БИОТЕХНОЛОГИЙ»
(ГПОУ ТО «НТПБ»)
Научно - исследовательская работа
тема: Студенты НТПБ в социальных сетях
Работу выполнили:
студенты группы 23
Павлова Алина
Ханинев Иван
Куратор работы :
Преподаватель Информатики и ИКТ — Н.В.Санкина
г.Новомосковск
2015 – 2016 уч.год
Оглавление
Введене
Актуальность проблемы
Глава 1. История развития сотовой связи
1.1 Кем и когда была предложена идея создать сотовый телефон?
1.2 Когда появился сотовый телефон?
1.3. Когда и где появилась первая базовая станция связи.
1.4. История создания социальных сетей.
1.5. Виды социальных сетей.
Глава 2. Социальная сеть и ее влияние на человека.
2.1 Влияние электронных средств общения на здоровье человека.
2.2 Анкетирование студентов ГПОУ ТО «НТПБ».
2.3 Результаты исследования.
Глава 3 Рекомендации студентам по работе в социальных сетях.
3.1 Выводы по исследовательской работе
Источники информации (используемая литература, электронные источники)
Приложения.
Введение.
Данная работа представляет собой исследовательский проект, в которой мы описали результаты изучения особенностей использования Интернета и социальных сетей подростками ГПОУ ТО «НТПБ». Современный подросток очень много времени проводит в Интернете и социальных сетях, и мы считаем, что тема влияния социальных сетей на мировоззрение и здоровье (физическое и психологическое) подростков является весьма актуальной.
На протяжении полугода мы подбирали материал для написания исследовательской работы. В ней изложены основные проблемы, с которыми сталкивается подрастающее поколение при использовании социальных сетей.
В ходе работы реализованы следующие этапы:
1 этап – исследовательская и поисковая работа, включающая поиск информации в справочниках и Интернете.
2 этап – обобщение полученного материала.
3 этап – проведение опроса.(анкетирование)
4 этап – фиксация результатов работы.
5 этап – анализ и объяснение результатов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ литературы и различных информационных источников по данной теме; сравнение, обобщение, моделирование; создание и проведение опросов.
Практическим результатом моего исследования является проведение и анализ опросов, создание рекомендаций по использованию соцсетей для студентов и преподавателей нашего техникума.
Цель работы: исследование влияния социальных сетей на физическое и психологическое здоровье студентов.
Предмет исследования: влияние социальных сетей на подростков
Объект исследования: социальные сети
Задачи:
Изучить теоретический материал о социальных сетях
Проанализированы способы негативного влияния на подростков
Провести анкетирование по изучению зависимости от социальных сетей
Провести тренинги по профилактике зависимости от социальных сетей
Актуальность проблемы
Двадцать первый век. Век компьютерных технологий и новинок. Многие подростки проводят свое свободное время в социальных сетях.
И что же ждет нас в ближайшем будущем? Станут ли компьютеры нашими лучшими друзьями? Заменит ли «виртуальная реальность» реальную жизнь?. Мы еще не научились правильно использовать свое время в Интернете.
Почему же мы таким любим проводить время за компьютером и в социальных сетях? Как на нас это влияет? И сможем ли мы остановиться?
Мы уже сейчас не можем жить без Интернета, и считаем, что за ним наше будущее. Но так ли это? Вопрос спорный.
О вреде и пользе до сих пор спорят ученые. Поэтому мы решили выяснить - в чем заключаются положительные и отрицательные моменты при работе в социальных сетях и нужно ли подростку проводить там время.
Актуальность данной работы заключается в том, что в наше время зависимость от социальных сетей приобретает характер эпидемии и с этой проблемой несомненно надо бороться.
Гипотеза: мы предполагаем, что тренинговая работа по профилактике зависимостей от социальных сетей будет иметь положительные результаты.
В заключении работы нами сделаны выводы и внесено предложение по проведению просветительской работы.
Глава 1
1.1.Когда и кем впервые была предложена идея мобильного телефона?
. Впервые с идеей о создании сотового телефона выступила исследовательская лаборатория Bell Laboratories, принадлежавшая компании АТ&Т. Дело было в 1947 году. Задумка, по мнению Д.Ринга, сотрудника компании. Заключалась в принципе организации сетей подвижной связи. Правда, тогда изобретение не пошло дальше телефонов, предназначенных для монтажа в автомобилях. Кто станет носить с собой телефон весом около 40 кг(без источника питания)? До начала 70-х годов телефоны продолжали «ездить» в автомобилях, правда, уже в более лёгком весе: около 12 кг (но питание было от бортовой сети авто). (Приложение 1)
1.2 Когда появился сотовый телефон?
Создателем первого сотового телефона стал сотрудник компании Motorola Мартин Купер, в 1967 году разработавший первые портативные рации для полицейских Чикаго. В начале 70-х годов парень понял, что уже способен разработать относительно небольшой портативный телефон. Первым его опусом стал сотовый телефон под названием Dyna-Tac. Новорождённый весил всего 1,15 кг при габаритах 22.5*12.5*3.75 см. «Малютка» была оснащена 12 кнопками. Дисплея не было, иначе вес телефона стал бы ещё больше. Стоимость сего очарования составляла 2000 долларов. (Презентация)
Это был триумф т.к. разработчики осознали, что совершили небольшую революцию в мире коммуникаций. Затем Федеральная комиссия выделила частоты для частных компаний уже в начале следующего года. В течении нескольких лет появились первые коммерческие сети, и в начале 80-х они стали распространяться по миру. В нашей стране производство сотовых телефонов началось в послевоенное время. В 1957 году Л.И. Куприянович (СССР) создал экспериментальный образец мобильного телефона ЛК-1 весом 3 кг и базовую станцию к нему.
В 70-х годах в Европе начались работы по созданию единого стандарта сотовой связи NMT-450 (Nordic Mobile Telephone). В 1982 году с целью разработки единого европейского стандарта цифровой сотовой связи была создана специальная группа Groupe Special Mobile. Отсюда название нового стандарта GSM (Global System for Mobile Communications).
9 сентября 1991 в России появился первый оператор сотовой связи на базе технологии NMT-450 — ЗАО «Дельта Телеком». Первый мобильный телефон стандарта NMT — Nokia Mobira Cityman
Современный сотовый телефон весит гораздо меньше. Так же он имеет встроенную батарею и множество дополнительных функций. Сейчас производством сотовых телефонов занимаются многие компании (Motorola, Nokia, Sony Ericsson, Samsung), имеется большое количество операторов сотовой связи (Mts, Билайн, Мегафон, УУСС)
1.3. Когда и где появилась первая базовая станция связи.
Первая сотовая базовая станция, которая могла обслуживать до 30 клиентов, была смонтирована на вершине 50-этажного «Alliance Capital Building» в Нью-Йорке к 3 апреля 1973 года. «Виновником» первых испытаний стала компания Motorola, к тому времени уже набившая оскомину Федеральной Комиссии по коммуникациям в попытке убедить власти в необходимости развития мобильной связи. Motorola умоляла выделить частным компаниям свободные частоты для внедрения сотовой связи. Комиссия, в свою очередь, потребовала доказать необходимость подобного безрассудства. Итогом стали вышеназванные испытания.
1.4. История создания социальных сетей.
.Предпосылками возникновения социальных сетей стали гостевые книги (web-приложения, состоящие из списка сообщений, показанных от последних к первым, которые может оставить каждый посетитель), форумы (сообщения группируются тематически, каждый посетитель может оставить сообщение на заданную тему в ответ на предыдущее) и блоги (каждый участник ведет журнал, аналогичный личному дневнику, его сообщения сортируются в хронологическом порядке, а другие посетители могут оставлять комментарии к сообщениям, при этом пользователь может создавать списки «друзей» или ограничить доступ к своему журналу). Постепенно на базе этих форм общения начали образовываться социальные сети, отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками.
Все социальные сети имеют ряд общих черт: наличие регистрации (т.е. учетной записи) пользователя, при регистрации пользователь указывает некоторую информацию о себе, по которой его можно идентифицировать; вход в систему посредством открытия сеанса (пользователь указывает имя и подтверждает свою личность вводом пароля); настройка окружения (например, указание дополнительных данных о себе, своих интересов).
По мнению исследователей, социальные сети – основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в интернете. Главные их преимущества – возможность пользователей заявлять о своих интересах, и разделять их с окружающими. И это дает основания утверждать, что социальные сети являются не только средством для общения, но и мощным маркетинговым инструментом, более того, исследователи полагают, что вскоре они станут необходимым инструментом для ведения деятельности. Социальные сети служат площадкой для неформального общения, помогают создавать новую музыку, служат серьезным инструментом для поиска сотрудников и партнеров.
Но один из существенных недостатков социальных сетей – это возможность упустить некоторые подробности, которые могут быть ключевыми для деловой репутации и которые могут оказывать существенное влияние на принятие решения в бизнесе.
С технической точки зрения, социальная сеть — интерактивный многопользовательский web-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.
Условно можно разделить сети взаимоотношений на следующие категории:
● Сети персональных контактов
● Профессиональные сети
● Дейтинги (сайты для знакомств)
В Рунете сейчас существует множество различных соц. сетей, и рассказать обо всех просто нереально. Поэтому представляем самые популярные социальные сети среди подростков:
Контакте — современный молодежный ресурс для быстрого и удобного общения, а также поиска людей по всему миру. Наиболее популярен в России и странах ближнего зарубежья. Основан Павлом Дуровым в 2006 году. Первоначально задумывался, как сайт поиска сокурсников и одноклассников, однако с момента первого запуска потерпел множество изменений, и был упрощен. Одна из возможностей ресурса — смотреть видео и слушать музыку онлайн. Регистрация доступна всем желающим, достаточно указать мобильный номер телефона и на ваш телефон придет логин и пароль для входа.
Одноклассники — остается известным и добрым сайтом, созданным на то, чтобы помощь людям, найти своих бывших одноклассников, сокурсников, старых друзей и дать им возможность поддерживать связи между собой, несмотря на разные города и страны проживания.
Facebook — год основания — 2004. Самая популярная социальная сеть в мире.
Twitter — система, позволяющая пользователям отправлять короткие текстовые заметки, используя веб-интерфейс, SMS, средства мгновенного обмена сообщениями или сторонние программы-клиенты. Отличительной особенностью Твиттера является публичная доступность размещённых сообщений; это называется микроблоггингом. Твиттер оценивается как один из 10 самых посещаемых веб-сайтов по всему миру.
Spaces.ru — российская сеть для мобильных телефонов.
MySpace — год основания — 2003. «Онлайн-сообщество для общения с друзьями ваших друзей» — так определяют назначение этой социальной сети разработчики. Участники сети могут создавать собственные сообщества по интересам, вести блоги, размещать фото, музыку и видео материалы. После 2009 года потеряла свою популярность.
Глава 2.
2.1 Влияние электронных средств общения на здоровье человека
Интернет-зависимость – это уже давно признанное психологическое заболевание, а зависимость от социальных сетей - её новая форма. Причины этого явления вполне объяснимы: у каждого человека есть явные и скрытые потребности, которые он стремится удовлетворить, это может быть потребность в общении, самореализации, экономии времени или еще чего-то, а социальная сеть дает ощущение удовлетворения этих потребностей. И все это кажется очень доступным, стоит написать красивую цитату и тебе отвечают 10 человек; стоит загрузить новое фото и тебе скажут 10 человек, какой ты красивый; стоит сделать пару кликов и в друзьях уже новый интересный знакомый… Однако по сути это уход от реальности, подмена реального на виртуальное, которое только дает ощущение удовлетворения потребностей, а на самом деле Интернет не может заменить реальной жизни, и поэтому человеку хочется еще и еще, и еще, но чем больше он получает «общения» через Интернет, тем больше его хочется, а потребности все также остаются неудовлетворенными, по крайней мере, большинство из них.
Подобная зависимость постепенно развивается у многих людей, которые единожды попали в социальную сеть. Человек «подсаживается на сеть», и чем больше времени он ею пользуется, тем сложнее ему жить реальной жизнью. Почувствовать это сложно, нужно на несколько дней оторваться от компьютера, и только тогда возникнет целый букет чувств, начиная от сильного желания зайти в Интернет и заканчивая серьезной депрессией, это и есть симптомы зависимости. Зависимость приводит к множеству проблем: появляются комплексы, депрессия, страхи, перепады настроения и даже сексуальные расстройства.
Это психологическое заболевание и, как любая болезнь, требует лечения. Лечить любые психологические проблемы сложно, а тем более зависимости. Прежде всего, нужно осознать наличие проблемы и признать её для самого себя. Вторым шагом лечения должно стать замена виртуального общения на реальное, и постепенно с помощью друзей и родственником можно будет вылечиться.
Анкетирование студентов ГПОУ ТО «НТПБ»
Есть ли у тебя компьютер? а) да; б) нет
Есть ли подключение к сети? С помощью чего?
а) проводное б)- wi-fi в) - модем
В какой социальной сети зарегистрирован?
а) Face Book б) ВK в) Твитер г) одноклассники д) другая – какая?
В какое время ты заходишь на свою страничку?
А) когда есть время
Б) во время учебы
В) нахожусь там весь день
Г) только вечером после уроков
Д) ночью
Сколько времени в сутки уделяешь социальным сетям?
А) 20% Б) 50% В) 80%
Твои родители зарегистрированы в социальных сетях? а) да; б) нет
Где носишь телефон?
А) в кармане
Б) в сумке, в рюкзаке
Предпочитаешь живую беседу или же диалог в социальных сетях?
А) живую беседу Б) соц.сети в) смотря с кем
Как относишься к тому, что из-за социальных сетей люди стали необщительными, замкнутыми?
А) положительно Б) отрицательно в) все равно
Сколько времени можешь обойтись без социальной сети?
А) день Б) пять дней В) неделю г) невозможно
Любишь читать художественную литературу? А) да Б) нет
Посещаешь ли, центры культуры? ( музеи, театры, выставки )
А) посещаю Б) не люблю данные мероприятия
Считаешь ли ты, что социальные сети, являются в какой- то мере
“ вредом, поработившим человечество”?
А) да, люди стали раздражительней и зависимы от социальных сетей
Б) нет, не вижу никакого вреда
Общаясь в соц.сетях ты пишешь : (выбрать несколько вариантов)
А) Грамотно
Б) Вежливо
В) не обращая внимания на грамотность
Г) используя ненормативную лексику
Д) сокращая слова (cпасибо- сп, спс )
Е) смотря, с кем общаюсь
Переносишь ли ты общение в соц. сетях на живое общение?
А) да так удобней и легче Б) нет, не переношу.
Взламывали ли твою страницу? А) да Б) нет
Социальные сети и вирусы не совместимы и не оказывают влияния друг на друга - так ли это? А) да Б) нет
Как относишься к тому, что информация вашей страницы доступна всем?
А) мою информацию видят только друзья
Б) мне все равно - пусть видят
В) положительно, я ищу новые знакомства
Г) я этого не знал
Д) свой вариант
Как вы думаете, какое значение имеет соц. сеть в обществе? (выбрать несколько вариантов)
А) положительное - она сближает людей на расстоянии
Б) Отрицательное, она делает людей замкнутыми необщительными
В) помогает находить нужную информацию о людях
Г) Она дешевле и помогает решить многие вопросы
Д) Помогает объединить людей по интересам ( положительным и отрицательным)
Е) Бесконтрольное общение
Ж) Не имеет временных ограничений
З) разрешен доступ к разной информации без возрастных ограничений
2.3.Результаты исследования
Большинство подростков ГПОУ ТО «НТПБ» создает, по крайней мере, основной профиль, с их именем, возрастом, статусом, фотографией и интересами, но многие идут намного далее. Много подростков наносят регулярные визиты, чтобы обновить их профили и посетить профили других;.
87 % студентов ГПОУ ТО «НТПБ» зарегистрированы более, чем в трех социальных сетях;.
30% подростков ГПОУ ТО «НТПБ» признались, что их родители тоже имеют свои странички и постоянно там «висят»;
общение - ключевой аспект использования социальных сетей для студентов ГПОУ ТО «НТПБ». А также подростки могут повесить общественные объявления. Большинство подростков использует сайты, чтобы поддержать отношения с их текущими друзьями;.
приблизительно 60 % подростков также используют сайты, чтобы завести новых друзей.;
73,8 % подростков ГПОУ ТО «НТПБ» не обращают внимание на грамотность и культуру общения, и не считают это необходимым для общения сверстников;.
35, 7% подростков ГПОУ ТО «НТПБ» используют сайты, чтобы сделать социальные планы с их друзьями, и иногда флиртовать;.
42 % проверяют свои аккаунты в социальных сетях более 5 раза в день;
14 % создают фальшивые аккаунты, не удостоверяющие их личность;
83% студентов ГПОУ ТО «НТПБ» занимаются хакерством, в основном для развлечения;
91% студентов ГПОУ ТО «НТПБ» находятся в социальных сетях постоянно.;
только 7% студентов ГПОУ ТО «НТПБ» видят в социальных сетях опасность..
Глава 3 Рекомендации студентам по использованию социальных сетей
Положительные черты влияния социальных сетей:
Возможность самореализоваться в глазах друзей и знакомых.
Найти себе друзей, знакомых одноклассников
Поиск в соц. сетях единомышленников. Есть немало важных и нужных групп, где люди могут обмениваться накопленным опытом или просто своими взглядами на жизнь.
Большая база данных видео файлов, музыкальных файлов, среди которых можно найти редкие или нужные экземпляры.
2 Отрицательные черты влияния социальных сетей.
– Стесненная поза, сидячее положение в течение длительного времени.
Сидя за компьютером, студент (или взрослый) вынужден принять определенное положение, и не изменять его до конца работы.
– Воздействие электромагнитного излучения.
Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. Вокруг монитора существуют электростатические и электромагнитные поля.
– Утомление глаз, нагрузка на зрение.
Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у студентов возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере (мобильном телефоне) достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.
– Перегрузка суставов кистей.
Постоянная перегрузка суставов и кистей может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
– Стресс при потере информации.
Если компьютер "зависает теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность, повышение давления, ухудшение сна.
-Зависимость от виртуального мира.
Это самая распространенная проблема.
- Общедоступность информации.
Пользователи с легкостью добавляют информацию о себе, чем и могут воспользоваться заинтересованные в этом люди.
– Психические расстройства.
При проблемах в реальной жизни, общении с другими людьми человек ищет то, что ему не хватает в книгах, просмотрах TV, компьютере. Поэтому порой он погружается в компьютерный мир полностью, забывая про реальный мир.
В заключении можно выделить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей:
осознать всю опасность такого времяпрепровождения;
ограничение времени пребывания в сети;
оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям);
увеличение времени пребывания в компании друзей;
поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.).
Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетях на личность подростка. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что все нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом.
Список использованной литературы
А.А.Леонович, О.Г.Хинн. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Физика. – М.: «АСТ», 2004г
Большая Российская энциклопедия: в 30т/Председатель Науч.-ред.совета Ю.С.Осипов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. (излучение).
Гаврилов А. А., Нестеров Е. К., Оленьев В. В., Сомов А. Ю. Добровольный и вынужденный экологический риск при воздействии электромагнитного излучения, создаваемого системами сотовой связи. Известия Академии промышленной экологии. 2002. № 2.
Григорьев Ю. Г. Сотовая связь: радиобиологические проблемы и оценка опасности. Радиационная биология. Радиоэкология. 2001. № 5.
Голышко А. В., Сомов А. Ю. Проблемы эколого-технического развития сетей сотовой связи. Вестник связи. 2003. № 10.
Григорьев Ю. Г. Эмоционольный стресс и электромагнитные поля. Ежегодник Российского Национального Комитета по защите от неионизирующих излучений. М.: Изд-во РУДН, 2003.
Маркушевич А.И., Кузнецов А.М. Детская энциклопедия. Том 5.
О вреде сотовых телефонов — http://nauka.name/2006/10/25/vred_sotovykh_telefonov__realnost.html
Самые опасные и безопасные сотовые телефоны — http://www.ferra.ru/online/phones/s26610/
Удельный показатель поглощения для разных моделей сотовых телефонов — http://ru.wikipedia.org/wiki/SAR
Приложение 1.

Один из вариантов первых мобильных автомобильных телефонов.
Приложение 2.
«Памятка поведения в социальных сетях для студентов»
Если Вы безответственны, то ваше поведение в социальных сетях может нанести вред как личной, так и профессиональной сфере. Это правило касается не только взрослых людей, но и подростков, устраивающихся на работу.
Итак, несколько простых правил:
1. Не хвастайтесь незаконной деятельностью.
Никаких роликов незаконной деятельности! Компромат может вылиться в административное или даже уголовное наказание. Раз-два в год просматривайте Ваш контент в соц.сетях, чтобы удалить все компрометирующие фото.
2. Не высказывайте агрессии.
Когда студент обращается к социальным сетям, блогам и форумам, чтобы поиздеваться над кем-нибудь, риски могут оказаться неизмеримыми. Этому студенту грозит не только отчисление, но серьезная уголовная статья.
3. Разглашение конфиденциальной информации.
Молодые люди особенно уязвимы перед лицом интернет-хищников и воров личных данных. Любые личные данные, опубликованные в соц.сетях, могу помочь ворам и коррупционерам нанести Вам вред. Даже фотография, на которую случайно попала ваш студенческий билет или ксерокс аттестата. То же самое касается и Вашего местонахождения. В частности, никогда не пишите в социальных сетях, что Вы находитесь дома один или куда-то уехали.
4. Нельзя лгать, жульничать и заниматься плагиатом.
Соврали, что нужно доделать курсовую, а сами отправились на концерт? Если при этом Вы поменяли статус в соц. сети и выложили кучу фотографий – время задуматься, не повлияет ли это на Вашу оценку.
5. Нельзя угрожать расправой.
Даже публикация анонимной, бессмысленной угрозы на сомнительном интернет-форуме, где полно посторонних людей, будет служить тревожным сигналом. И как только властям удастся локализовать угрозу, они имеют полное право начать расследование.
6. Нельзя публиковать свидетельства своего непрофессионализма.
Иногда даже информация сугубо личного характера, размещенная в профилях социальных сетей, может послужить тревожным знаком для потенциального работодателя. В современную эпоху прозрачности идеальным является профессиональный профиль.
7. Нельзя полностью полагаться на настройки конфиденциальности.
Как бы прилежно вы ни пытались защитить свои личные данные в социальных сетях, лучше всего привыкнуть к мысли о том, что вся опубликованная вами информация может стать известной вашим родителям, руководству и незнакомым людям. Полагайтесь на свое благоразумие.
8. Лучше не выкладывайте информацию в состоянии эмоционального возбуждения.
Публикация гневного твита в порыве бешенства может принести вам облегчение, однако минутное удовольствие, которое вы получите от его публикации, не стоит того потенциального вреда, который он может причинить. Остановитесь на мгновение, глубоко вздохните, подумайте и перезагрузитесь.
«Безопасность ребенка в Интернете. Памятка для родителей»
Современные дети значительно отличаются от детей не только прошедшего столетия, но и последних десятилетий. Теперь дети стали реже гулять, меньше общаться со сверстниками, предпочитая виртуальных друзей. Привычные возгласы мам "Опять на улицу собрался?!" сменились не меньшими по эмоциям "Опять в Интернете сидишь?!". К сожалению, это реалии времени, с которыми необходимо считаться. Интернет все больше вторгается в нашу жизнь. И дети начинают с ним знакомство порой в очень раннем возрасте.
Виртуальное пространство – увлекательный мир, его возможности безграничны. Но Сеть таит в себе много опасностей, неискушенное чадо может быть очень легко обмануто, его доверие несложно завоевать посредством Интернета даже при помощи обычной переписки. Этим, как правило, и пользуются киберпреступники. Чтобы обезопасить юного пользователя от возможных бед, надо провести подробный инструктаж перед тем, как он начнет осваивать киберпространство.
Первое. Расскажите ребенку, что представляет собой Интернет-пространство, чем полезен Интернет, что можно там найти интересного и что негативного можно встретить. Лучше представить виртуальную сеть как помощника в поиске информации или как средство образования, а не как возможность для развлечений и удовольствий, чтобы ребенок не просиживал все свободное время в сети, а правильно распределял его по необходимости.
Второе. Договоритесь с ребенком, сколько времени он будет проводить в сети. Для каждого возраста должно быть свое время – чем старше ребенок, тем больше он может находиться в сети, но определенные рамки все равно должны сохраняться. Десятилетнему ребенку достаточно и 30 минут. Можно создать список домашних правил пользования Интернетом, где будет указан перечень сайтов, которые можно посещать, информация о защите личных данных, этика поведения в сети и прочее.
Третье. Предупредите свое чадо о том, что в сети он может столкнуться с запрещенной информацией и злоумышленниками. Речь идет о насилии, наркотиках, порнографии, страницах с националистической или откровенно фашистской идеологией. Ведь все это доступно в Интернете без ограничений. Часто случается так, что просмотр подобной информации даже не зависит от ребенка – на многих сайтах отображаются всплывающие окна, содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера. При столкновении с негативным контентом, ребенок обязательно должен рассказать об этом родителям.
Четвертое. Приучите детей к конфиденциальности. Если на сайте необходимо, чтобы ребенок ввел имя, помогите ему придумать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации. Расскажите детям о том, что нельзя сообщать какую-либо информацию о своей семье – делиться проблемами, рассказывать о членах семьи, о материальном состоянии, сообщать адрес.
Пятое. Беседуйте с детьми об их виртуальных друзьях и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни. Часто педофилы регистрируются на детских сайтах, вступают в переписку с ребенком, общаются длительное время – все это для определенной цели – завоевать доверие ребенка и добиться встречи с ним. Каковы могут быть последствия встречи, догадаться несложно. Приучите детей рассказывать о встречах в реальной жизни. Если ребенок хочет встретиться с другом, он обязательно должен сообщить об этом взрослым.
Шестое. Расскажите о мошенничествах в сети – розыгрышах, лотереях, тестах, чтобы ребенок никогда, без ведома взрослых, не отправлял смс, чтобы узнать какую-либо информацию из Интернета.
Седьмое. Объясните детям, что никогда не следует отвечать на мгновенные сообщения или письма по электронной почте, поступившие от незнакомцев. Если ребенка что-то пугает, настораживает или кто-то угрожает в переписке, в письме, он обязательно должен сообщить об этом взрослым.
Ознакомьте ваше чадо с этими простыми правилами, и он будет иметь представление о том, с чем может столкнуться в Интернете, и будет знать, как вести себя в этом случае. Если ребенок будет вам доверять и рассказывать все, что впечатлило его в сети, с кем он познакомился, вы сможете избежать очень серьезных бед, таких как похищение ребенка посредством сети и сексуальная эксплуатация детей. Но не переборщите – не надо запугивать ребенка Интернетом, говорить, что это очень опасная и страшная штука, но ей надо уметь пользоваться. Ребенок должен усвоить мысль, что Интернет – это друг, и если правильно с ним «дружить», можно извлечь из этого очень много пользы. А правильно «дружить» с ним научить может только взрослый. Так что все карты вам в руки.