Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
"Березовчанская основная общеобразовательная школа"
Советского района Курской области
«Исследовательская работа»
направление
«Дети и война»
по теме
" Судьбы детей военных лет "
Подготовила: Репринцева
Виктория Сергеевна, 4 класс
Руководитель: учитель истории и
обществознания
Стебакова Нина Михайловна
2017 год
Оглавление.
Введение
1. Воспоминания Свеженцевой Антониной Ивановной о своем военном детстве, которое выпало на годы войны
2. Послевоенная жизнь.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
1. Актуальность исследования:
В этом году 8 мая мне исполнится 10 лет. Мама назвала меня Виктория, что означает Победа, ведь я родилась накануне великого праздника Дня Победы.
Я помню, когда мне было 5 лет мама взяла меня в поселок Кшенский на парад Победы. Я вспоминаю, как к памятнику погибшим воинам подъехал броненетранспортер, отремонтированный студентами СПТУ-33, как возлагали венки, гирлянды и цветы и мне прикрепили на мою одежду красивую ленточку, потом я узнала что это Георгиевская ленточка. Я берегу ее до сих пор. Память оставляет у детей яркие воспоминания.
И я подумала, а ведь во время той страшной войны были дети, какие испытания пришлось вынести им и суметь выжить, выстоять и победить вместе с взрослыми.
Война … Сколько в этом слове горя и боли, страданий невинных людей. Война, унесшая жизни миллионов. Война, которая оставила в памяти страшные воспоминания голодных лет.
Девчонки и мальчишки, детство которых пришлось на войну, должны были расстаться с детством.
А сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов дома и горят детские кроватки. Как сохранить планету людей, чтобы детство никогда НЕ ЗАКАНЧИВАЛОСЬ. Кто доиграет за тех детей, которые не успели, не смогли доиграть в свою игру?
Цель работы. показать, на примере жительницы нашей деревни что пришлось вынести детям военных лет, как выжили; как жили после войны, какими людьми стали.
Задачи исследования:
1. Изучить архивные материалы, художественную литературу периода Великой Отечественной войны;
2. Через фотодокументы, интервью с «ребёнком войны» Свеженцевой Антонины Ивановны дополнить страницу истории Великой Отечественной войны;
3. Проанализировать данные исследования, определить их значимость для современного поколения людей.
4.Научить уважать и почитать старшее поколение.
Объект исследования:
События Великой Отечественной войны периода оккупации на территории Советского района Курской области, в частности деревни Березовчик.
Предмет исследования:
Условия жизни детей моей деревни в период оккупации и вклад в дело борьбы с фашизмом. Судьба Свеженцевой Антонины Ивановны -"ребенка войны"
Хронологические рамки: период Отечественной войны с 1941 по 1945 годы и судьба Свеженцевой Антонины Ивановны до настоящего времени.
Я постараюсь показать на примере судьбы Свеженцевой А.И., что семейные ценности, здоровый образ жизни, активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствует гармоничному развитию человека, формирует ответственное отношение к труду, обществу, семье.
Методы исследования:
изучение теории вопроса на основе литературных источников
интервьюирование
описательный метод
статистический метод
метод сравнительного анализа
а) составлен план работы, б) проведена беседа с ребенком войны, в)опрос одноклассников; г)произведена обработка результатов, д) сделаны соответствующие выводы.
Научно-практическая значимость Материалы моего исследования можно использовать на уроках истории (национально-региональный компонент), для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе.
Степень научной разработанности.
Познакомить со своими исследованиями как можно больше людей.
Основная часть.
Знакомясь с художественной литературой о военном времени я нашла
книгу А. Недогонов «Герои и судьбы» в которой он пишет:
Мы книги читали о счастье – они их сжигали в огне;
Мы ставили звезды на елках – они на еврейской спине.
Мы ландыши рвали руками – они их срезали ножом,
Стрижей мы ловили силками- они их сбивали ружьем…
Сколько девчонок и мальчишек взяли в плен, увезли в немецкое рабство, угнали в концлагеря… Некоторым повезло, они наравне со взрослыми шли воевать, чтобы защищать свою родину.
Детей, оставшихся в тылу, тоже не обошла война, затронув седым крылом. Они остались живы, но им было ничуть не легче. Они терпели голод и холод, теряли родных и близких, работали наравне со взрослыми.
О Великой Отечественной войне написано очень много. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ни что не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах. Именно это я увидела, встретившись со Свеженцевой Антониной Ивановной.
Воспоминания Свеженцевой Антониной Ивановной о своем военном детстве, которое выпало на годы войны
Родилась Антонина Ивановна 1 мая 1937 года в деревне Березовик Советского района Курской области. Отец - Суровцев Иван Васильевич 1913 года рождения работал в колхозе имени Сталина. Когда началась война он сразу ушел на фронт добровольцем а мать Суровцева Анна Степановна 1914 года рождения работала в отделе по охране детства и материнства в Советском районе. (Приложение 1)
Когда началась Великая Отечественная война, Тоне было чуть больше 4 лет, помнит, как все говорили вокруг: «Война, началась!, но до моего сознания не доходил смысл эти слов"…
Помню, как летом 1941 год вражеские самолеты бомбили сахарный завод.
"Я вышла на крылечко своего дома и увидела огромное зарево. Затем помню крики, плач односельчан. Потом стали провожать на фронт. Ушел на фронт и мой отец. Деревня быстро осиротела, остались только женщины, старики и дети. На фронт ушли все мужчины. Моя мама во время войны перешла работать в колхоз бригадиром. Каждому в колхозе выдали делянку, которую пахали на своих коровах. Мама, будучи бригадиром, тоже имела свою делянку. Днем она пахала колхозную землю, а ночью свою. Корова наша кололась и никого не подпускала, кроме своих, поэтому когда мама пахала я погоняла ее палкой, чтобы она шла. Мне было очень страшно, но я знала, что это маме нужна моя помощь.
Немцы в деревне Березовчик не стояли. Они находились в соседнем селе Липовчик. В нашу деревню они приезжали за продуктами и забирали у населения всё съестное. Плетками они убивали птицу: гусей, уток, кур и забирали с собой. На плечах у немцев были большие круглые рюкзаки, в которые они все собирали. Корову нашу забрали. Был страшный голод, есть было нечего. Ели лошадиный щавель, не знали, что такое сахар. Старшие ребята ловили рыбу в речке плетёными корзинками, а мы собирали ее на берегу. Ели кутью, варили жито с водой.
Помню случай. когда мама только что испекла хлеб. В это время вошли фашисты и забрали весь хлеб. Мама хотела оставить маленькую буханку нам, ведь нас было четверо детей и еды всегда не хватало, но немец отобрал эту буханочку, наставив на маму пистолет. Мне так было страшно, я так боялась, что немец в то момент мог застрелить ее. До сих пор в моей памяти этот страшный случай. Конечно, мы остались голодные, но главное мама наша осталась жива.
Хорошо помню, когда в 1943 году пришли наши войска. Мне в это время было 7 лет. Наша армия освобождала район, шли жестокие бои. Напротив нашего дома (сейчас здесь живет Булгаков Дмитрий Александрович) была выкопана шейная яма для ссыпания картофеля. В эту яму на время боя спрятались все живущие рядом соседи, а сверху набросали подушки, перины. Я была маленькой и меня таки притиснули, что нельзя было пошевелиться, думала что меня здесь раздавят. Было слышно как свистели пули, рвались снаряды, когда закончился бой мы выбрались из своего убежища, до сей поры перед моими глазами огромное количество снарядов, оставшихся на лугу после боя. И еще я помню, как в колхозном саду зимой перед освобождением района были замаскированы советские танки, потом на этих танках погнали немцев из соседнего села и освободили весь Советский район.
Во время войны с мая по сентябрь 1943 года в Березовчанской школе находился 2952-й эвакогоспиталь. Я тоже бегала туда, немножко помогала раненым, приносила воду, подметала пол. Только в 1944 году школа возобновила работу.
После освобождения деревни стали восстанавливать колхоз, страха такого уже не было, но горе не оставляло жителей деревни. Почтальоны приносили похоронки с войны чуть ли не каждый день и вновь крики и плач, но односельчане продолжали работать, ведь надо было выжить и накормить не только себя, но и нашу великую армию.
Послевоенная жизнь.
К счастью, мой отец вернулся с войны в августе 1945 года, и мы всей семьей переехали в Донецкую область Волновахский район под Мариуполь. Здесь я пошла в Красновскую неполную школу. В 1 классе детей было очень много и все разного возраста. Сидели мы на скамейках в ряд, парт не было. Старшие ребята старались притеснить нас маленьких, но учили всех. Букварь я не видела был один учебник на весь класс у учителя. Писали на газетах, квитанциях, пыли, снегу только в 3 классе я начала писать в тетради. Чернила делали сами из сажи и красной свеклы. Брали перья и привязывали к ним палочки - вот такие были у нас ручки. В 1955 году я закончила школу, в этом же году умерла моя мама. Отец постоянно находился в госпитале, военные ранения напоминали о себе и он тоже умер в 1960 году. После смерти мамы нас привезли назад к родственникам в деревню Березовчик.
В 1956 году я пошла работать на сахарный завод. Летом 1960 года мы поехали проведать своего в госпиталь. Последняя фотография нашей семьи с отцом.
(Приложение 2)
Потом поступила работать в Липовчанскую восьмилетнюю школу вела делопроизводство. Но я хотела работать учителем, и в 1966 году я поступила заочно в Курский государственный педагогический институт на физико -математический факультет. Учится было тяжело, так как у меня в это время было двое детей, мы строили дом и в сельской местности имели большое хозяйство.
С 1966 года я пришла работать в Березовчанскую школу учителем математики
(Приложение 3)
С 1973 года перешла работать в Липовчанскую восьмилетнею школу учителем математики.
(Приложение 4)
Построила дом, вырастила двоих детей: сына и дочь. Всю жизнь проработала в школе учителем математики до пенсии, и 8 лет на пенсии. За добросовестный труд неоднократно награждался почетными грамотами. А самая высокая награда это награда Президиума Верховного Совета СССР орден Знак Почета.
(Приложение 5)
В районное газете "За коммунистический труд" в 1988 году была опубликована статья "Вечный двигатель" о личном вкладе Антонины Ивановны в обучение и воспитание подрастающего поколения.
(Приложение 6)
Свеженцева Антонина Ивановна пользуется большим авторитетом и уважением среди односельчан. Она по праву может гордиться своими учениками, которые приносят славу нашей стране. Один из ее учеников Свеженцев Владимир Анатольевич выбрал профессию учителя математики, а сейчас работает начальником Управления образования Советского района.
Моей маме посчастливилось работать с Антониной Ивановной и она отзывается о ней, как о порядочном, справедливом, ответственном человек, готовым придти на помощь в любое время. Она прекрасный собеседник, мудрый и добрый человек. Имеет двоих детей, трех внуков и двух правнуков!
1 мая этого года Антонине Ивановне исполнится 80 лет. И мне хочется пожелать ей крепкого здоровья, долгих лет жизни, внимания и заботы со стороны близких и, конечно, мирного неба над головой.
(Приложение 7)
Выводы
Подведя итоги, сделала выводы.
Во – первых, исследовательская работа по изучению судьбы детей во время войны предоставила мне возможность получить необходимую информацию о тяжелой жизни детей войны. Она способствовала развитию моей индивидуальности, интеллекта, творческих способностей.
Во – вторых, я надеюсь, что эта работа поможет духовно – нравственному воспитанию учащихся моей школы, привитию патриотизма, уважению к старшему поколению и их подвигу.
Выполнение этой исследовательской работы помогло мне закрепить навыки работы на компьютере, я научилась работать с цифровым фотоаппаратом. Мне пришлось изучить большой объём материала, прочитала много книг, просмотрела несколько фотоальбомов.
Подводя итог своей работы, скажу, что поставленные мною задачи выполнены, цель работы достигнута:
- проведено интервьюирование «ребёнка войны» Свеженцевой Антониной Ивановной;
- проведён анализ художественной литературы о детях Великой Отечественной войны;
- исследован фотоархив семьи Свеженцевых;
- проанализировано освещение статей в СМИ;
- сделан вывод о большой значимости данного исследования для современного поколения людей.
Заключение
Сегодня мы многое оставляем в прошлом и забываем, что исторические судьбы людей прошлого являются основой воспитания подрастающего поколения.
Очень важно, чтобы нынешнее поколение знало, что мы живем в сильной стране, которая смогла защитить себя тогда и сумеет постоять за себя и сейчас.
Я благодарна нашим ветеранам, что мое детство счастливое и беззаботное время в жизни.
Я предлагаю всем записать воспоминания своих родственников, детей войны и создать «Банк Памяти» воспоминаний детей войны. А я продолжу работу в данном направлении и хочу этой деятельностью заинтересовать своих одноклассников.
Литература
1. Личный архив Свеженцевой Антонины Ивановны
2. Результаты беседы со Свеженцевой А.И.
3. Статьи из районной газеты "Нива", опубликованные в разные годы
4.Рассказы коллег.
5. Книгу А. Недогонова «Герои и судьбы».
Приложение 1
Суровцев Иван Васильевич и Анна Степановна
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение7