Районный конкурс творческих исследовательских работ школьников
Исследовательская работа
«Свадебные обряды России и Германии»
Выполнила:
Дедюхина Надежда Николаевна
ученица 11 класса
МКОУ Новочановской СОШ
Научный руководитель:
Атуева Мария Эмануиловна
учитель немецкого языка
МКОУ Новочановской СОШ
Барабинск 2017
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………...3
Основная часть………………………………………………………………………….3
1. Статистика и анализ социологического опроса населения……………………….3
2. Из истории старинных обрядов немецкого и русского народов…………………5
2.1. Из истории обрядов русской свадьбы……...…………………………………….5
2.2. Свадебные обряды в разных местностях Германии…………………………….7
3. Общность культур: черты сходства и различия…………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………………12
Литература…………………………………………………………………………….13
Приложение…………………………………………………………………………...14
Введение
Семейная обрядность занимала и занимает важное место в быту народа. С её помощью передаются, поддерживаются определённые навыки общения, воспитания членов семьи, как между собой, так и с окружающими (1. стр. 53).
Каждого из нас касается тема семейной обрядности и обрядности вообще. С некоторыми наиболее интересными немецкими обычаями и традициями мы знакомились на уроках немецкого языка, при обсуждении таких тем как «Семья», «Отношения между поколениями», «Первая любовь». Меня особенно заинтересовала свадебная обрядность, ведь любой человек проходит через это. Каждая девушка мечтает выйти замуж. Отсюда естественное желание невесты быть самой-самой. Свадьба – одно из самых важных событий в жизни каждого человека.
Таким образом, цель моей работы: показать особенности и красоту немецкого и русского свадебных обрядов.
Задачи, которые я ставила перед собой, были следующими:
Изучить мнения населения по теме работы.
Познакомиться с историей свадебных обрядов.
Показать общие моменты в культуре свадебного обряда обоих народов.
Работа предполагала несколько этапов:
Изучение литературы по теме исследования.
Проведение опроса населения и обработка данных.
Привлечение к работе бывших жителей села, проживающих на территории Германии.
Оформление полученных результатов.
Конечным продуктом моей исследовательской работы стало создание фильма, в котором запечатлены некоторые фрагменты свадебных обрядов двух культур – немецкой и русской.
1. Статистика и анализ социологического опроса населения
За последние десятилетия в России начали происходить серьёзные изменения в сфере личных взаимоотношений мужчин и женщин. Объясняется это как экономическими причинами, так и изменениями, имеющими место внутри самого социального института семьи и брака. Брачная статистика даёт всё больше и больше поводов для огорчения. Основные тенденции таковы: растёт число пар, не состоящих в официальном браке; увеличивается средний возраст молодых людей, впервые оформляющих брачные отношения; резко уменьшается количество детей в среднестатистической семье (2, стр.3).
Но существует и другая статистика: в 2001 году количество браков выросло на 12% по сравнению с 2000 годом. Молодые пары занимают очередь в загсах и Дворцах бракосочетания с самого раннего утра, чтобы иметь возможность подать заявление поздним вечером (2, стр. 4).
А как же обстоят дела в Барабинском районе? По данным загса Барабинского района в 2005 году было зарегистрировано 333 брака. В 2006 году свидетельство о заключении брака получили 357 супружеских пар. Считаю это положительной тенденцией (см. Диаграмма 1, Приложение).
Возраст вступающих в брак людей тоже различен. В Германии женятся поздно. Средний возраст вступающих в брак женщин и мужчин примерно одинаковый – 30-35 лет. Иногда у пары есть уже дети, они несколько лет живут совместно и только потом оформляют свои отношения. Немцы предпочитают вначале сделать карьеру, чтобы заработать денег, и только когда они крепко стоят на ногах, женятся. Многие имеют друга или подругу, т. е. они не замужем и не женаты, несмотря на это живут вместе (4, стр.58).
В России часто женятся рано, не достигнув и двадцатилетнего возраста. Как правило, у таких пар сразу рождаются дети. Если во времена СССР сожительство считалось аморальным, то уже в 1994 году гражданский брак одобряло 66% мужчин и 51%женщин (по данным ВЦИОМ) (2, стр. 3).
Есть люди, которые женятся очень поздно, образуя при этом счастливые семьи, т. к. они уже к этому времени достаточно мудры и абсолютно точно знают, чего они хотят от жизни.
Получив эти данные мне хотелось бы узнать: какова ситуация в нашем населённом пункте? Я провела анкетирование среди населения села Новочаново. Всего было опрошено 100 человек. Своим односельчанам я задала следующие вопросы:
1. В каком возрасте вы вступили в брак?
2. Это было бракосочетание в загсе или венчание?
3. Какие свадебные обряды вам особенно запомнились на вашей свадьбе?
4. Что вам подарили на свадьбу?
5. Какие события в вашей жизни вы считаете самыми значительными?
В Таблице 1 представлены результаты моего анкетирования.
Таблица 1
возраст | женщины | мужчины |
с 18 до 20 лет | 32% | 10% |
с 21 до 23 лет | 48% | 32% |
с 24 до 26 лет | 14% | 44% |
с 27 до 30 | 6% | 14% |
Большинство опрошенных женщин назвали возраст от 18-25 лет. Средний возраст мужчин, вступающих в брак от 20 до 30 лет (см. Диаграмма 2, Приложение).
На вопрос, какие события в вашей жизни вы считаете самыми значительными, ответы были самыми разнообразными: вступление в брак – 88%, рождение детей – 83%, внуков -24%, строительство дома - 5%, получение высшего образования -15%, открытие своего дела - 3% и другие знаменательные даты (см. Диаграмма 3, Приложение).
Все мои односельчане регистрировали брак в бюро загса или в сельском совете. Ни одного случая венчания не имело места среди опрошенных.
Самыми запоминающимися были: обряд бракосочетания- 75%, обряд дарения – 68%, свадебное застолье -62%, выкуп невесты – 53%, сватовство -48%, блины, мусор – 31%, снятие венка -17% (см. Диаграмма 4, Приложение).
Самым распространённым свадебным подарком новочановцы считают деньги. Далее следуют: мебель, бытовая техника, посуда, домашние животные, драгоценности, машина, квартира (см. Диаграмма 5, Приложение).
2. Из истории старинных обрядов немецкого и русского народов
2.1. Из истории обрядов русской свадьбы
Испокон веков свадьба на Руси была одним из самых сложных и интересных явлений обыденной, праздничной и ритуальной жизни народа. Являясь одновременно церковным, языческим и светским праздником, русская свадьба выступала поворотным пунктом в жизни новобрачных (3, стр.5).
О свадьбах языческой Руси известно крайне мало. По мнению русского историка Н. М. Карамзина, древние славяне обычно покупали себе жён и как такового свадебного обряда не знали. От невесты требовалось лишь доказательство её девственной непорочности. Статус жены приравнивался к статусу рабыни: заботы по хозяйству, воспитание детей, полная покорность и послушание мужу. После смерти мужа славянка обычно сжигала себя на костре вместе с его трупом. Со временем обрядовая жизнь славян усложнилась, обросла многочисленными верованиями и ритуалами. Богу веселья, любви, согласия – Ладо, был посвящен обряд умыкание невест. Новобрачные приносили жертвенные дары богу любви (3, стр.6). Первые специальные записи народного свадебного обряда и фольклора русских были сделаны лишь в 50-60 годах XIX века.
Какой же предстает нам традиционная русская свадьба XIX-XX веков?
В обрядах русской свадьбы причудливо переплетались действия, связанные с языческими верованиями и христианской религией. Желая сохранить невесту от сглаза, оборачивали ее рыболовной сетью, втыкали в ее одежду иголки без ушек, чтобы нечистая сила запуталась в сетях и напоролась на иголки. Чтобы обмануть темные силы во время сватовства изменяли путь, ехали окольными дорогами, подменяли невесту и.т.д. От порчи и злых духов уберегались с помощью воздержания от произнесения слов и от еды. Были обряды, обеспечивающие молодым многодетность и богатство. К ним относили осыпание молодых зерном или хмелем, сажание на шубу, выветренную вверх мехом. Для укрепления связи молодых друг с другом смешивали вина из стаканов молодых, совместные еду и питье, протягивали нити от дома невесты к дому жениха, связывали руки жениха и невесты платком. Традиционный русский свадебный цикл как бы разделялся на три основных периода: предсвадебный, собственно свадьбу и послесвадебный. Первый период начинался негласным семейным советом - "сходом" в доме жениха. В нем участвовали родители и родственники жениха. Сам жених в сходе участия не принимал. На сходе обсуждали имущественное положение невесты, ее поведение и здоровье, родословную. Начальный период свадьбы состоял из сватовства, сговора, осмотра хозяйства жениха, смотрин невесты, богомолья, рукобитья и запоя.
Через два - три дня, после выказанного общими сторонами согласия породниться, но еще до окончательного решения, родители и родственники невесты осматривали хозяйство жениха. От того насколько оно понравиться зависело продолжение или прекращение "дела". Если осмотр хозяйства жениха заканчивался благополучно, то через несколько дней "сторону жениха" приглашали на смотрины невесты, где она показывалась во всех своих платьях и проявляла наличие всех своих трудовых навыков - пряла, шила и.т.д. Невеста на этом этапе имела право отказаться от жениха. Чаще всего смотрины заканчивались пиром (7).
Заключительным этапом первых переговоров был сговор, проходящий в доме невесты через два три дня после смотрин. Невеста после сговора называлась "сговоренкой". Успешные переговоры на сговоре заканчивались, как правило, рукобитьем. Отец жениха и отец невесты, как при торговых сделках подавали друг другу руки, обернутые в платки или полы кафтана. Богомолью придавалось особое значение - "Богу помолись, значит, дело сватовства закончено". После благословения жених и невеста трижды целовались и обменивались кольцами - обручались. Достигнутое на сговоре согласие сторон обычно заканчивалось совместным пиршеством - запоем.
Накануне венчания обе семьи выбирали свадебные чины (тысяцкий, дружка, или шафер, сват, сватья, подженишники и подневестницы) и договаривались о том, из скольких подводов будет состоять свадебный поезд. На девишнике происходил обряд расплетания и символического обрезания девичьей косы. За ним следовал обряд продажи косы жениху. В это время подружки готовили для невесты обрядовую баню. Мыльня символизировала очищение, подготовку к венцу. В старину венчание называли «Судом Божьим». В этом обряде видели акт сочетание молодых людей навеки. Над новобрачной после венчания совершали обряд окручивания. Ей заплетали две косы, как символ замужнего положения (2, стр. 34-35).
Октябрьский переворот 1917 г. и последующее за ним объявление войны религии подвергли нападкам, осмеянию и запретам традиционный свадебный обряд. В течение всего советского периода существовали как бы две основные формы свадебного обряда: официальная (государственная) и традиционная. К 30-м годам церковные браки стали редким явлением, большое распространение получили гражданские, оформленные в загсе и сопровождавшиеся новыми, обрядами а чаще просто вечеринкой (6).
2.2. Старинные свадебные обряды в разных местностях Германии
Свадебный обряд описан в этнографическом очерке о Германии, в книге Е. Водовозовой "Жизнь европейских народов", изданной в конце XIX века. Вплоть до XIX века в ряде земель Германии зависимые крестьяне могли вступить в брак только с разрешения помещика, нередко он по своему выбору женил и разводил, пользовался правом первой брачной ночи, закрепленным законом до XVIII века. Первым правовым брачным актом являлась помолвка, в прошлом молодые после нее уже вступали в супружеские отношения, что и в XX веке нередко встречалось в крестьянской среде. «Помолвленные перед Господом Богом являются супругами», – говорит вестфалец. Помолвка в Вестфалии рассматривается как вид предварительного брака, так как крестьянину не безразлично знать, будут у него наследники двора или нет. Свадьбе предшествует сватовство (Freieren). Сватают обычно за месяц до свадьбы. Родители жениха снаряжают свата (Freiersmann), который приходит к родителям невесты со словами: "У вас хорошая тёлочка, у нас хороший бычок", "У Вас хорошая девушка, у нас жених неплохой". В Баварии дружка, обязанность которого наполнить свадебную залу достойными гостями, отправляется приглашать жителей селения. Он берёт свою палку с серебряным набалдашником, украшает красными, белыми и синими лентами и идёт от дома к дому, держа витиеватую, эмоциональную речь" Принявшие приглашение привязывают ленточку к посоху свата. Свадьба (Hochzeit) празднуется 3 дня. В первый день жених с дружками забирают невесту из родительского дома и ведут в свой, где собираются приглашённые на свадебный пир. Обычно молодых садили во время застолья в центре, на видном месте, перед ними стояла миска, выложенная внутри кружевами, в неё присутствующие клали подарки. После первых танцев и речей в честь молодых начинается обряд дарения. Крёстные дарят молодожёнам деньги, подушки, ткани и пр. Вручение сопровождается песнями, частушками и танцами. Гость обязан был в это время пропеть шнадагюпфельн, сочинённый тут же, или какую-нибудь известную старую песню. В ответ невеста угощает их вином. По старому обычаю в Нидер-Холлабрун мужчины могли обнимать и целовать невесту, пока ее не передали жениху. В Вальзертале жених во время свадьбы играл второстепенную роль. Видимо, в прошлом танцы имели правовое значение, раз до передачи невесты жениху право на нее имели все мужчины. На второй день свадьбы молодые угощают гостей блинами, а гости чудят, вновь пришедших мажут сажей, требуя откупа, переодеваются в жениха и невесту ("Vorkleide") Третий день называется "хвостик" ("Schwänzchen"). В этот день угощают сватов, поваров и всех тех, кто помогал в устройстве свадьбы. "Schwänzchen" завершает свадебный обряд, который длится не один день (6).
3 Общность культур: черты сходства и различия
Значительная часть обрядов и атрибутов русской свадьбы была заимствована у других народов. Так, в античных бракосочетаниях существовали и обручальные кольца, и невестины покрывала, и свечи, и свадебные дары, и венки, и соединение рук. Русский каравай, как символ бракосочетания, был заимствован у древних римлян (2, стр. 8). В России в моду вновь входит церковное венчание. Однако регистрация брака в отделе загса встречается чаще и считается важнее. В Германии различают: Heirat - бракосочетание или регистрация брака в гражданских институтах власти и Hochzeit oder Trauung свадебный ритуал, связанный с обязательным венчанием в церкви. Венчание в церкви считается в Германии самым важным свадебным обрядом. Церковь не венчает дважды. В то время как в ратуше можно развестись и вновь оформить свои отношения. Понятие бракосочетания применяется также в большинстве государств ЕС к гомосексуальным парам.
Сравнивая русские и немецкие обычаи, я заметила в них много общего. В этой части своей работы мне бы хотелось остановиться подробнее на немецких обрядах, т. к я с ними менее знакома и найти в них отголоски русского свадебного обряда. Много интересного мне рассказали мои знакомые и соседи. В подготовке материалов по немецким обрядам помогли бывшие жители села. Из присланного материала (7) я узнала много нового, а также поработала над переводом немецкого текста.
Kränzen Венок. В некоторых местностях Германии было принято, чтобы соседи вечером перед свадьбой, прикрепляли на входную дверь новобрачного венок, сделанный из еловых ветвей. Соседи делали его сами. Они украшали его белыми цветами, сделанными из бумаги. Прикреплял венок сосед – мужчина. После прикрепления венка соседей приглашали выпить чарку вина. Сейчас такой венок покупают и кладут на капот машины (7).
Letsch. Раньше священник объявлял на торжественной мессе 3 воскресенья подряд имена жениха и невесты. После этого друзья и знакомые молодожёнов приходили в родительский дом невесты на гуляние. Гуляние начинается после обеда и продолжается до поздней ночи. На Letsch никого не приглашают – кто хочет тот и приходит (7). Церковное оглашение будущей свадьбы существовало и у нас. Священник выдавал невесте «билет на женитьбу», в котором делалась отметка о том, что девушка регулярно бывает на исповеди, прошла обряд причастия и никаких помех к свадьбе не выявлено (2, стр.27).
Polterabend. Вечеринка на кануне свадьбы. Традиционно она проходит за день до бракосочетания. Это очень старый обычай, который предположительно происходит с дохристианского времени. Вечеринка проводится, как правило, в доме невесты. Жених и невеста лишь назначают время, никого конкретно не приглашают. Передавая из уст в уста время проведения вечеринки, на неё приходят все, кто хочет. Некоторые пары видят в этом возможность угостить тех людей, которые не приглашены на свадьбу. Пришедшие разделяют с молодожёнами их счастье и желают им всего самого наилучшего. При этом апогеём этого обычая считалось разбивание принесённого фарфора, фаянса, цветочных горшков или изделий из керамики. Металлические предметы, консервные банки, пробки от бутылок, жестяные банки широко применяют на этой вечеринки. Считают, что, ударяя друг о друга фаянс и фарфор, изгоняют злых духов. Запрещено лишь приносить стекло. Стекло – символ счастья. Ни в коем случае стекло или зеркало не должны были разбиться, иначе быть беде. Разбитое стекло принесёт 7 лет несчастья. В конце вечеринки будущая супружеская пара должна была вместе смести и убрать кучу осколков. Данный обряд широко распространён и сейчас и проводится в четверг. После венчания в кафе собираются только самые близкие родственники и друзья в количестве 10-15 человек (7). У нас подобный обряд тоже существует. В дом приносят мусор и просят жениха и невесту навести порядок, а заодно и собрать деньги, которые кидают танцующие гости.
Junggesellenabschied Прощание с молодостью. За несколько дней до свадьбы жених со своими друзьями устраивает буйное прощание с холостяцкой жизнью. Фантазии здесь не имели границ. Невеста тоже со своими подругами прощается с молодостью (7).
Последний день перед свадьбой в России именовался девичником, где невеста порывала со своей девичьей жизнью, свободой и своим родом. Там девушки пели печальные песни и причитания. Как правило, девичник состоял из целого комплекса обрядовых действий: расплетание косы, мытье в бане, прощание с красотой (волей) и передача ее подругам, угощение участников обряда женихом. В некоторых местностях в последний день в доме жениха устраивался молодешник, на котором жених прощался со своими товарищами и с холостой жизнью (2, стр.25).
Основной объект внимания на свадьбе – невеста. Её сравнивают с ангелом, райской птицей, бесподобным цветком. Испокон веков белый цвет ассоциировался в разных культурах с невинностью и…смертью. Свадьба была основным обрядом, который олицетворял переход девушки из мира детства во взрослую жизнь. Этот обряд означал символическую смерть наивной девушки и одновременно рождение молодой женщины (2, стр.74).
something old, something new…Что- то старое, что – то новое, что – то взятое в долг, что – то голубое и монетка на счастье в туфле. Этот обычай был заимствован в Англии и стал любимой традицией в Германии. Согласно этому обычаю невеста должна иметь в своей одежде что-то старое, что-то новое, что-то взятое в долг, что-то голубое. Что-то старое, что было в жизни невесты до брака (н-р: старое украшение), что-то новое означало начало новой жизни невесты (н-р: новое платье). Что-то одолженное, связано с подружкой невесты и должно принести счастье в браке. Невеста берёт в долг у счастливой замужней подруги (н-р: вышитый носовой платок). Что-либо голубое в знак верности (н-р: голубая повязка (для чулок)). Монетка, положенная на счастье в туфлю, как знак благосостояния (7).
Вплоть до 19 века в России существовал древний обряд разувания. Согласно нему, молодая жена в знак покорности должна была снять с мужа сапоги. В одном из сапог лежала монета. И если жена первым снимала именно его, то это было хорошим знаком. В противном случае считалось, что женщина обречена на то, чтобы до конца дней своих разувать мужа и во всём угождать ему. После этого молодой супруг легонько ударял свою жёнушку плетью. В Германии во времена Реформации молодая супруга в первую брачную ночь снимала сапог и клала его в изголовье постели, выражая тем самым покорность мужу (2, стр.39).
Brautentführung Похищение невесты. В основном это хорошие друзья, которые похищают невесту. При этом они выставляют счет жениху, который он должен оплатить. Сегодня всё гораздо лояльнее. Похитители уходят в определённое место, например, в общественное здание, оставляют несколько заданий, например, оплатить счета в гостинице, заняться уборкой всю следующую неделю. В России до настоящего времени существует такой же обычай. Жених не должен оставлять невесту без присмотра. Гости могут украсть её и потребовать выкуп у зазевавшегося жениха или дружки.
Brautschleier Фата невесты. Фата невесты изначально означала её девственность. Раньше это была единственная белая часть свадебного гардероба невесты. В Баварии выходили замуж в воскресном гардеробе. Традиционно он был чёрным. Позже, цвет платья стал белым. В полночь невеста была уже не невеста, а больше жена, поэтому фату снимали. Невеста танцевала танец с фатой. Она танцует со всеми незамужними девушками, которые пытаются оторвать от её фаты кусочек. Кто оторвёт самый большой кусочек фаты, тот, согласно обычаю, будет следующей невестой. В настоящее время фату просто снимают (7). Главным событием на свадьбах в Новочаново является снятие венца с невесты. Молодых садят в центре, а гости встают вокруг и поют соответствующую для этого обряда песню. В 12 часов с невесты снимают венок и надевают платок. Она становится молодой хозяйкой. Молодые уходят со свадьбы.
Brautschuh Туфли невесты. Раньше в Германии существовал такой обычай, что невеста покупала себе свадебные туфли на сэкономленные пфенинги. Этим самым показывали экономность невесты. Сейчас во время празднования свадьбы есть такой обычай: аукцион по продаже туфли невесты. Туфлю пускают на аукцион среди гостей. Гости кладут в туфлю невесты свои деньги. В заключении жених покупает на торгах туфлю невесты вместе с внесенными предложениями. Деньги остаются у молодоженов, жених возвращают туфлю невесте (7). У нас у невесты снимают туфлю. Жених выкупает её у «похитителей» за спиртное, или выполняет какие-либо задания. Часто ему предлагают выпить вина из туфли невесты.
Brautstrauß Букет для невесты. Традиционно о букете заботится жених. Букет жених преподносит своей невесте перед церковью или в церкви. В конце праздника существует обычай подбрасывание венка невесты. Все незамужние девушки собираются позади невесты. Она бросает венок через себя. Кто поймает венок, станет следующей невестой (7). В нашем селе тоже есть такой обычай. Обычай украшать свадьбу цветами существует очень давно. Букет невесты, каким его привыкли видеть сейчас, впервые появился в эпоху Возрождения и служил в практическом смысле. В то время пренебрегали гигиеной тела, и очень часто из-за чрезмерного применения ладана во время свадьбы, в церкви господствовал «тяжёлый воздух». Букеты невест были сильно пахнущими, они должны были избавить невесту своим сильным запахом от обморока, во время бракосочетания. Если невеста молодая девушка, то букет и венок были сделаны из мирта. При повторном замужестве традиционно применялись оранжевые цветы (7).
Autokorso Обычно пару сопровождало на свадьбу карнавальное гуляние. При этом сопровождающие машины сигналят, чтобы обратили внимание на молодоженов или на машину, в которой сидят молодожёны. На машину привязывали жестяные банки, которые при езде громко стучали. В некоторых местностях принято было останавливать свадебное шествие и взимать с молодых дорожную пошлину. Эта пошлина обычно оплачивается алкоголем, который преподносится тем, кто остановил шествие. Всё это совместно распивается и шествие молодожёнов продолжается (7). Свадебные кортежи, только уже из разукрашенных легковых автомобилей, повсеместно сохраняются и в наше время. Как и прежде, в ЗАГС или в церковь жених и невеста едут в разных машинах, а обратно в одной. Подавая звуковые сигналы клаксоном, участники свадебного поезда иногда и не задумываются, что это пережиток древней предохранительной магии и прежде клаксон заменяло щелканье кнутом. От дома невесты свадебный поезд отправлялся в церковь (6).
Reis Рис. Очень часто во время и после свадебной церемонии пару посыпали рисом. Это символизировало благополучный и многодетный брак. Со временем от этого обычая отказались. Поэтому некоторые свадебные общества придумали новинку, когда все гости выходят из церкви, то им передают бутылочки с мыльными пузырями. Гости пускают мыльные пузыри, когда молодожёны покидают церковь. Молодожёнов приветствуют красиво и безопасно. Мыльные пузыри являются символом желаний и стремлений молодой пары, которые должны осуществиться. Иногда в небо пускают наполненные гелием шары, на которых написаны имена, фамилия и адрес молодожёнов. Прохожий, который поймает такой шар, может послать поздравление молодожёнам (7). У нас вначале обсыпали зерном, позже деньгами, сейчас молодых обсыпают лепестками роз.
Заключение
В своей работе я коснулась лишь некоторых обрядов. На самом деле их так много, что охватить их в рамках одной работы просто невозможно. Я выяснила, что свадебные обряды немецкого и русского народов очень торжественны, красивы, имеют много общего, но есть и свои особенности.
Проведённое исследование показало:
свадьба остаётся одной из самых значительных церемоний в жизни человека;
средний возраст вступающих в брак русских от 20-30 лет, немцев от 30-40 лет;
большинство россиян регистрируют свой брак в загсе, немцы предпочитают венчание;
в свадьбе до сих пор живы многовековые традиции русского и немецкого народов;
и в той и другой культурах присутствует обряд сбора невесты к венцу, обряд бракосочетания и венчания, обсыпание молодых мелкими деньгами, одаривание молодых подарками, разрезание свадебного пирога, но главное, как и много столетий назад, апогеем свадьбы остаётся свадебное застолье, богатое явствами и забавами.
В современной свадьбе в игровой форме нередко используются обряды сватовства, выкупа невесты, поисков ярки и др. Сохранились мальчишник и девичник, свадебный поезд, свадебный пир и первая брачная ночь, естественно, значительно изменив своё лицо. Отчасти сохранился свадебный фольклор: песни, частушки, тосты. Тысяцкий превратился в шафера, а затем стал тамадой, но, несмотря на это, не растерял юмора и удальства Ситуация, когда жених не видит лица невесты, отсутствует. Зато распространена обратная ситуация когда родители не знакомы друг с другом или не знакомы с избранником (избранницей) своего ребёнка. Обязательными персонажами современной свадьбы выступают свидетель и свидетельница (5, стр. 20). Но главное, всё так же свадьба объединяет; свадьба опьяняет; свадьба делает людей щедрее, веселее и добрее.
Литература:
1. Белякова Е. Г. Чтобы помнилось долго и радостно.– Сов. Россия.– 1985, 96 с.
2. Линь В. В.Свадьба, свадьба… Традиции, обряды, сценарии.– ООО «Аделант», 2006, 382 с.
3. Ляховская. Л. Энциклопедия православной обрядовой кухни.– Интерласт: Санкт-Петербург.– 1994, 668 с.
4. Митаенко А. Основные темы по немецкому языку.– Айрис-Пресс, Москва, 2004, 176 с.
5. Панкеев Энциклопедия этикета.– Олма-Пресс, Москва, 2001, 475 с.
6 http://www.rambler.ru/ srch?
7 httr: de.wikipedia.org/wiki/Heirat
Приложение
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Диаграмма 4
Диаграмма 5