СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Тайная жизнь знаков препинания в эпоху онлайн"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены итоги исследования функций знаков препинания в сетевом общении

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Тайная жизнь знаков препинания в эпоху онлайн"»

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Башкирская гимназия им.Ш.Бабича с.Зилаир» муниципального района Зилаирский район Башкортостан



Региональный конкурс исследовательских работ

в рамках Малой академии наук школьников

Республики Башкортостан




Номинация «Русский язык и литература»

«Тайная жизнь знаков препинания в эпоху онлайн»




Выполнила: ученица 8 класса

Селявсинова Гульбика

Руководитель: Айдашева Алия Ильдаровна

учитель русского языка и литературы









Уфа - 2018

Содержание:


Введение……………………………………………………………………….3-4

Теоретическая часть:

1. Становление русской пунктуации………………………………………….5-7

2. Современная пунктуация, функции знаков препинания………………….8-9

3. Специфика интернет – общения………………………………………….10-11

Практическая часть:

1. Сравнительная таблица «Функции знаков препинания в традиционном письме и в чатах»……………………………………………………………12-16

2. Социологический опрос «Нужны ли знаки препинания в интернет – общении?»…...................................................................................................17-18

3. Акция «Золотые правила общения в эпоху онлайн»……………………..19

Заключение ……………………………………………………………..........20

Список литературы..........................................................................................21

Приложение 1 ……………………………………………………………......22-25















Введение

Сначала человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили — в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал — так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.[9] Автором этого этюда является А.Каневский. Действительно, все чаще приходится быть свидетелем того, что современный человек пренебрегает правилами пунктуации, даже самыми простыми. С чем это связано? В век интернета не могли не произойти изменения в сфере письма. Пунктуация в текстах социальных сетей отличается от пунктуации в печатных текстах. Традиционные значения знаков препинания складывались на протяжении столетий, пунктуация в социальных сетях развивается в наши дни самостоятельно. «Современные знаки препинания» вместе с традиционными образовали новые сочетания и приобрели свои значения и правила постановки. Исходя из этого, перед нами встали следующие проблемные вопросы:

  1. Когда появились знаки препинания?

  2. Какие функции выполняют знаки препинания?

  3. Как изменилось применение пунктуации в разные периоды времени?

  4. Какие функции выполняют «современные знаки препинания?»

  5. Нужны ли знаки препинания при общении в социальных сетях?



Исходя из этого, мы поставили перед собой цель: обосновать значимость применения на письме знаков препинания.

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

  1. Познакомиться с историей возникновения знаков препинания;

  2. Исследовать литературу с целью выяснения, какие знаки препинания существуют в современном русском языке и какие функции они выполняют;

  3. Проанализировать особенности интернет - общения с целью выявления причин несоблюдения правил пунктуации .

  4. Провести социологический опрос среди разновозрастного населения  на предмет их отношения к знакам препинания и знаний о них;

  5. Выявить и проанализировать пунктуационные различия в текстах произведения и чатах; результаты отразить в таблице.

Актуальность нашего исследования определяется следующими причинами:

1.В современном обществе интернет - общение очень актуально и занимает одно из первых мест.

2. В научной литературе эта проблема не изучена и имеет широкое поле для исследования.

Гипотеза исследования: знаки препинания необходимы в письменной речи независимо от ситуации общения

Объектом исследования является раздел науки о языке – пунктуация, а предметом исследования – знаки препинания. В процессе работы нами были задействованы следующие методы исследования: анализ литературоведческих источников по проблеме исследования, методы синтеза, сравнения и обобщения информации, анкетирование.





Теоретическая часть

  1. Становление русской пунктуации

Первые знаки препинания были описаны еще в 5 веке до нашей эры драматургом Еврипидом, отмечавшим перемену говорящего лица остроконечным знаком, возможно, произошедшим от греческой буквы лямбда (

Становление пунктуационной системы проходило в несколько этапов:

1. М. Грек (XVI в.) в своем труде «О грамотике Инока Максима Грека святогорца объявлено на тонкословие» обозначил такие знаки, как точка, иподиастоли – запятая, иподиастоли с точкой – точка с запятой. Точкой предполагалось обозначать конец высказывания, иподиастоли должна была дать говорящему передышку при чтении, знаком иподиастоли с точкой рекомендовалось обозначать вопрос.

2. Лаврентий Зизаний («Грамматика Словенска…», 1596 г.) описал шесть знаков препинания – запятая (,), срока (ё), двосрочие (:), подстолия (;), съединительная (-), точка. В определении функций знаков препинания Л. Зизанием положен смысловой принцип: завершённость или незавершённость высказывания. Точка – в конце законченного целого. Запятую, сроку и двосрочие рекомендуется употреблять как разделительные знаки в середине предложения. Подстолия – знак выражения вопросительной интонации. Съединительная – знак переноса слов.[7]

3. Мелетий Смотрицкий в труде «Грамматика Мелетия Смотрицкого» 1648 г., выделяет десять «строчных препинаний» – черта (/), запятая (,), двоточие (:), точка (.), разъятная, единитная (-), вопросная (;), удивная (!), вместная [ ], отложная (). Названия знаков препинания несколько иные, чем у Л. Зизания.

В основе употребления «строчных препинаний» у М. Смотрицкого лежит интонационный принцип с учётом смысла высказывания. Так, черта – это короткий отдых при чтении; запятая позволяет говорящему сделать более длительную паузу; двоеточие употребляется тогда, когда мысль высказана не вся, а лишь только её часть, но части предложения более самостоятельны, чем при разделении запятой; точка ставится в конце законченного высказывания, вопросная – в конце вопросительного высказывания; разъятная и единитная – знаки переноса.

М. Смотрицкий впервые в истории русской пунктуации выделил три новых знака: удивная, отложная и вместная, чётко определив их функции. Удивная – в конце предложения, произносимого с особой (восклицательной) интонацией; вместная – включает менее самостоятельную часть предложения; отложная – такую, которую можно полностью изъять из предложения.

4. Следующий серьёзный этап в развитии русской пунктуации связан с именем В. К. Тредиаковского. В 1748 году в Санкт-Петербурге выходит из печати его достаточно объёмная (460 листов), известная и в наши дни работа «Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии старинной и новой и о всем, что принадлежит к сей материи». Именно В. К. Тредиаковскому принадлежит заслуга формулирования правил употребления знаков с точки зрения синтаксических особенностей; им установлены отдельные случаи употребления знаков с учётом структуры простого или сложного предложения, с аргументацией каждого положения примерами. Кроме того, В. К. Тредиаковский ввёл в свой текст вопросительный знак (правда, описание его функции встречаем в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова) и представил употребление точки с запятой в современном понимании – уже не в конце вопросительных предложений, а для разделения частей сложного предложения и (иногда) при обращении.

5. М. В. Ломоносов в своем труде «Русская грамматика», 1755 г. описывает восклицательный знак, вопросительный знак, скобки, точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, знак переноса. М. В. Ломоносов не вводит новых знаков, но определяет основной принцип их употребления: с учётом не только смысла предложения, но и расположения частей, и значения союзов, которые служат «к сопряжению и сношению понятий». Таким образом, в пунктуации М. В. Ломоносов утверждает два тесно взаимосвязанных принципа: смысловой и синтаксический.

Кавычки появились в XVII в. ‘Ковычька’ – «крюковой знак».

6. Наибольшая заслуга в упорядочении русской пунктуации в XIX в. принадлежит академику Я. К. Гроту, книга которого «Русское правописание» – результат многолетних исследований истории и принципов русского письма – стала первым в России академическим сводом правил орфографии и пунктуации и выдержала 20 изданий до 1917 г.[7]

Подводя итог, отметим, что знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на самостоятельные отрезки (с большей или меньшей степенью самостоятельности) в соответствии со смысловой структурой высказывания. Первые знаки препинания обозначали паузы разной длительности; по мере развития письменности и распространения книгопечатания система пунктуационных знаков усложнялась и углублялась, пока не достигла того состояния, которое сохраняется в своих основных чертах в современных европейских языках.







  1. Современная пунктуация, функции знаков препинания

Для более точного и четкого понимания важности знаков препинания, в данном параграфе мы рассмотрим каждый из знаков препинания, существующий в современной речи, в частности: какую функцию он выполняет и в каких случаях применяется на письме.

В письменном русском тексте 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки, кавычки. Изучает их пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

Они выполняют 3 разные функции: разделительную, выделительную, завершающую.

Завершающую функцию выполняют восклицательный и вопросительный знаки, точка и многоточие. Восклицательный знак на письме ставится обычно тогда, когда мы что-то произносим громко, с волнением, выражаем удивление, восхищение, удовольствие, гнев, возмущение, презрение, радость, гордость  и т. д. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.  Точка помогает выделить на письме то, что мысль закончена. А многоточие показывает, что автор что-то умалчивает, даёт возможность читателю поразмыслить.

Запятая выполняет 2 функции: выделительную, например, выделяет обращение; и разделительную: при однородных членах предложения, в сложном предложении и при прямой речи, стоящей перед словами автора.

К разделительным знакам относятся: точка с запятой, двоеточие, тире. Например, в школе мы изучали тему «Тире между подлежащим и сказуемым». Например, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, то между ними ставится тире, и тогда оно выполняет разделительную функцию.

Выделительными могут быть двойные знаки: запятая (две запятые), тире (два тире), скобки двойные, двоеточие и тире, употребляемые вместе, кавычки двойные. Знак кавычек выделяет прямую речь, также  с их помощью мы узнаём имена собственные, а именно: названия фильмов, газет, журналов, рассказов, романов, стихотворений и т.д., потому что они пишутся в кавычках.[8]

Смысловая роль знаков препинания настолько велика, что иногда они употребляются даже вместо слов.

Так, при чтении текста мы часто на полях отмечаем непонятные или сомнительные места вопросительным знаком (?), а те части текста, которые вызывают особый восторг и радость, - знаком восклицательным (!).

Знаки препинания могут употребляться вместо целых предложений. Вот исторический факт. В день выхода в свет своей новой книги французский писатель Виктор Гюго, желая узнать, как идёт продажа, послал издателю открытку, на которой стоял только вопросительный знак: «?». Издатель не ударил в грязь лицом и ответил коротко: «!».[9]

             Пунктуация – очень сложная, однако, такая важная наука. Информацией, отраженной в данном параграфе мы хотели показать то, что каждому человеку необходимо знать и правильно применять знаки препинания, чтобы уметь грамотно и точно излагать свои мысли, чувства, эмоции.












3. Специфика интернет - общения

Виртуальное общение - одно из самых популярных видов общения в нынешнее время. И чем больше развивается Интернет, тем больше мы проводим в нем времени. Нас всегда ждут множество форумов, чатов, социальных сетей. Вся суть этих услуг сводится на общении людей с людьми. Причем рамки расстояния стираются, и рядом друг с другом могут быть люди с разных стран, городов.

В чем же специфика интернет – общения? Почему в чатах все реже соблюдаются пунктуационные правила? Есть ряд отличий, которые приводят к новым языковым явлениям.

Рассмотрим те языковые явления, которые мы отметили в процессе наблюдения над языком виртуального общения:

  1. Во время виртуального общения мы не видим собеседника, часто даже не представляем себе, как он выглядит и благодаря этим факторам облегчается процесс общения. Мы можем высказывать свои мысли не стесняясь, использовать просторечную и разговорную лексику.

  2. В виртуальном общении наблюдается также краткость высказываний. Такое сокращение используется не только ради экономии времени, но и своеобразная дань времени.

  3. Также в современном общении широко используются «смайлики». Это не что иное, как знаки препинания, расположенные в определенной последовательности. Употребление смайлов значительно облегчает общение в интернете. Они служат как средством выражения эмоций, так и знаками препинания. Смайлики «компенсируют отсутствие интонации, мимики, передают настроение» и являются своеобразными знаками препинания.

Таким образом, общение сегодня характеризует современную эпоху. Мы стремимся успеть как можно больше за меньшее количество времени. Наши предложения становятся короче, и в них мы стараемся выразить емкую информацию. В этом мы видим основную причину несоблюдения правил постановки знаков препинания.





























Практическая часть

1. Сравнительная таблица

«Функции знаков препинания в традиционном письме и чатах»

В «сетевых текстах часто нарушаются законы синтаксического построения речи, точно так же еще более значительным изменениям подвержено и использование системы знаков препинания».[10] Поэтому в практической части нами был проведен анализ функций знаков препинания

Цель: дать сравнительный анализ функций знаков препинаний в традиционном письме и чатах. Примерами для анализа стали произведения из школьной программы и различные чаты и форумы.

Результатом нашего исследования стала таблица:

Знаки препинания

Функции знаков препинания


В традиционном письме

Примеры

В чатах

примеры

Точка (.) – знак препинания, ставящийся в конце предложения

1. в конце повествовательного или побудительного предложения 2.употребляется при сокращенном написании слов (например: и т. п., и т. д. ); а в аббревиатурах точка не ставится.


1.Я побежал в светлицу. Двери были заперты[5,c.217]

1.Практически не ставится. Уловить законченную мысль становится проблематично.

2. Точка стала равна резкому тону, то есть средством выражения эмоций


«Занята я буду в пятницу не учусь»


2.Спор закончен.

Ты меня здорово разозлил.

Пока.

 Многоточие – знак препинания в виде трех рядом расположенных точек,

1.употребляется для обозначения незаконченности или прерванности высказывания, а также пропусков в тексте.

2. при цитировании (перед началом цитаты, в середине или после нее) для указания на то, что пропущена часть цитируемого текста

Мы оба плакали…[5,c.218]


Редко ставится в чат-общениях. Используется чаще всего, когда человек не знает что ответить в ответ

- Ты обиделась на меня????????

- ………..

Вопросительный знак (?) - знак препинания, служащий для выражения вопроса.

1.в конце вопросительного предложения

Что такое ,батюшка? – спросил изумленный старик[5,c.205]

Очень востребован, редко ставят один, что показывает эмоциональность человека. Чем больше знаков вопроса, тем быстрее человек хочет услышать ответ на вопрос

-«У меня есть отличная новость»

-Рассказывай! Что случилось???????????????

Запятая (,) – знак препинания, служащий для разделения или выделения слов, групп слов и простых предложений в составе сложного.

1.между однородными членами




2. между простыми предложениями, входящими в состав сложного





3. для отделения или выделения обособленных членов предложения

4. для отделения или выделения слов,грамматически не связанных с членами предложения

5. при сравнительных оборотах




6. при обращениях

1.Лицо его изображало спокойствие,здоровье и добродушие [5,c.200]

2.Пугачев вышел из светлицы, и мы трое сошли в гостиную[5,c.216]

3.Маша, бледная и трепещущая,подошла к Ивану Кузьмичу.. [5,c.187]

4. Но он,казалось,обо мне не слишком заботился [5,c.175]




5«..так взглянул на меня,как бы ножом насквозь.. [5,c.191]



6 Иван Кузмич,сейчас их под арест! [5,c.169]

Редко можно увидеть, когда человек ставит запятые. Это усложняет восприятие текста.


С утра у меня две пары я потом к тебе поеду мы встретимся я расскажу как у меня дела задали правда очень много

Восклицательный знак (!) – знак препинания, служащий для выражения восклицания

1. в конце восклицательного предложения



2. после произносимых с восклицательной интонацией слов – предложений, обращений, междометий


1.Господи боже мой! Вишь какие новости! [5,c.180]


2. Счастливый путь,Ваше благородие!

[5,c.197]


Встречается часто, используют не в единственном числе. Означает желание человека обратить на себя внимание.

Выходи быстрее!!!!!!!!

Точка с запятой (;) – знак препинания, употребляющийся в сложном и, реже, в простом предложении для разделения относительно самостоятельных его частей

- в сложном бессоюзном и сложносочиненном предложениях, если их части значительно распространены и содержат запятые

Бледно - серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья» (Тургенев «Бежин луг»

Не встречается


Тире- знак препинания в виде горизонтальной черты (-), применяемый в простом и сложном предложениях.

1. между подлежащим и сказуемым

2. перед обобщающим словом, стоящим после однородных членов

3.после прямой речи перед словами автора

1«Башкирцы –народ испуганный..» [5,c.163










3.»Батюшка наш тебя милует»,-говорили мне[5,c.189]

Не встречается


Двоеточие (:) – знак препинания, в виде двух точек, расположенных одна под другой,

1.перед перечислением, если ему предшествует обобщающее слово

2. в сложном бессоюзном предложении



3. после авторских слов, вводящих прямую речь,








2.Молись богу: он тебя не оставит[5,c.186]

3.«Петруша,друг мой, -говорила матушка». [5,c.236]


Не встречается



1. В интернет – общении знаки препинания выполняют совершенно другие функции и живут в другом мире «Эпоха Онлайн».

2. В чатах знаки препинания больше служат средством выражения эмоций.

3. В мире интернета значение знаков препинания значительно сокращается, что затрудняет понимание высказывания и приводит к безграмотности современного поколения.

4. Наиболее употребительны такие знаки препинания, как точка, запятая, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак

5. В интернет – общении двоеточие, точка с запятой, тире практически не употребляются.












2. Социологический опрос «Нужны ли знаки препинания в интернет – общении?»

Для более полного исследования нами был проведен социологический опрос на тему «Используете ли вы знаки препинания в чатах»

Базой для исследования стала МОАУ «Башкирская гимназия с. Зилаир». Было опрошено 50 человек в двух возрастных группах:

1. Ученики 7-11 классов(активные пользователи сети интернет)

2. Учителя, тех.персонал школы

Вопросы опроса:

1. Есть ли у вас дома компьютер, интернет?

2. Общаетесь ли вы в социальных сетях?

3. Используете ли вы знаки препинания в переписке в чатах? Если да, с какой целью?

4.Всегда ли вы ставите знаки препинания по правилам при общении в сети интернет?

5. Нужно ли использовать знаки препинания при общении в чатах?

Результаты исследования показали, что у 100 % опрошенных имеется дома интернет и все общаются в социальных сетях.

В первой возрастной группе лишь 36% опрошенных ставят знаки препинания, а во второй возрастной группе - 64% опрошенных. В первой возрастной группе используют знаки препинания «для выражения эмоций», «ставят автоматически». Во второй возрастной группе «для понимания высказываний», «показать грамотность»,

На вопрос: всегда ли ставите знаки препинания по правилам, в первой возрастной группе положительно ответили 28%,во второй 56%.

На вопрос: нужно ли использовать знаки препинания при общении в чатах, в первой возрастной группе положительно ответили лишь 32 %. Объяснив это тем, что и без знаков препинания все понятно.

Во второй возрастной группе положительно ответило 60%. Многие считают, что отсутствие знаков препинания затрудняют восприятие текста, а также является показателем безграмотности собеседника.

Результаты опроса показали, что интернет – общение - самый распространенный способ общения. При общении в чате допускают пунктуационные ошибки, как представители молодого поколения, так и взрослого. Взрослые более серьезно относятся к правилам пунктуации и считают, что они необходимы.























3 . Памятка «Золотые правила общения в эпоху онлайн»

В рамках исследовательской работы нами была организована акция на базе МОАУ «Башкирская гимназия с. Зилаир».

Цель акции: привитие пунктуационной грамотности молодому поколению.

Нами были разработана памятка «Золотые правила пунктуации в эпоху онлайн. Эти памятки в виде листовок мы распространили среди учащихся гимназии.

1.Нельзя забывать о знаках препинания. Их отсутствие серьезно затрудняет понимание между людьми.

2.Следует писать предложения полностью, прежде чем отправлять собеседнику. Разорванные фразы могут запутать. Читать такой текст неудобно.

3. Не злоупотребляйте повторами. Если собеседник не заметил ваше сообщение, не нужно повторять одно и то же несколько раз. Пользователь вам не отвечает на два одинаковых сообщения, отправленных подряд? Вероятно, он занят или отошел.

4.Сообщение не должно быть перегружено смайликами. Послание, в котором смайликов больше, чем букв, сложно читать.

Для того, чтобы увидеть результат данной работы, мы планируем через месяц провести повторный опрос и сравнить с результатами первого опроса.











Заключение

В современном информационном обществе язык, несомненно, подвергается всяческим изменениям, в том числе и пунктуация. Но положительно ли это изменение? По нашему мнению, язык виртуального общения, влияя на язык живого общения, порождает безграмотность и затрудняет восприятие высказывания. Несомненно, что мы не сможем отказаться от языка, который используем в интернет - общении, но мы должны разграничивать ситуации общения.

Подводя итоги, можно сказать, что нам удалось достигнуть цели данной работы, выполнив ее задачи. Мы показали особенности интернет – общения, проанализировали знаки препинания и их функции в социальных сетях. Выявили, что общение в чате имеет свою специфику, свои особенности, правила. Пунктуационные правила в чатах часто не соблюдаются, они довольно разнообразны, индивидуальны. Знаки препинания в современном общении служат в основном средством выражения эмоций. Это связано с тем, что высказывания в чатах представляют собой короткие реплики. Также знаки препинания используются с разной степенью интенсивности: в молодежных текстах их меньше, чем в переписке людей старшего поколения. Отсутствие знаков препинания в некоторых случаях затрудняю понимание текста, поэтому мы считаем постановку знаков препинания необходимой, так как от правильного понимания текстов зависит отношение между людьми, поведение и настроение.

Таким образом, гипотеза исследования доказана: знаки препинания в письменной речи необходимы независимо от ситуации общения, так как их отсутствие затрудняет восприятие высказывания.




Список литературы:


1. Виноградова Т.Ю. «Специфика общения в интернете». Казань,2014,72с

2. Левин М.И. «Влияние интернета на изменение языка общения» ,СПб,2012

94с

3.  Моисеев, А.И. Из истории пунктуации: молчанка-черта-черточка-тире/ А.И.Моисеев // Русская речь.- 1989.-№ 1- С. 54-58.

4.Старикова К.Л. «Пунктуация в текстах социальных сетей»,Екатеринбург,2015

5. Пушкин А.С. «Капитанская дочка»/Башкирское книжное издательство, 1987г, Уфа

6.Чакрян Н.С. «Эволюция средств общения подростков в информационном пространстве» Урал,2009,23с

7. http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_10_180

8.http://megabook.ru/article/Выделительные+знаки+препинания

9. https://otvet.mail.ru/question/47359745

10. http://www.rsvpu.ru/filedirectory/8692/Sturikova-_Kirpichikova_Doklad.pdf














ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Социологический опрос «Нужны ли знаки препинания в интернет –общении?»(учителя, тех.персонал МОАУ «Башкирская гимназия с. Зилаир»






Социологический опрос «Нужны ли знаки препинания в интернет –общении?» (возрастная группа: учащиеся 7-11 классов МОАУ «Башкирская гиназия с. Зилаир»)









26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!