СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Таинственная плесень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по окружающему миру

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Таинственная плесень"»

Городская научно-практическая конференция учащихся

«Талант. Мысль. Открытие»



Исследовательская работа

Таинственная плесень







.
Выполнена ученицей

3 «Б» класса

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Норовой Камилой Зафаровной



Руководитель –

учитель начальных классов

Григорьева Наталья Владимировна



Донской 2018



Содержание
1. Введение ----------------------------------------------------------------- 3-4

2. Теоретическая часть
2.1. Что такое плесень? ------------------------------------------------ 5-6
2.2. Интересные исторические факты ------------------------------ 7-8



3. Практическая часть. Мои исследования
3.1 Результаты анкетирования ---------------------------------------- 8-9
3.2 Интервью со специалистами----------------------------------------- 9-10
3.3 Познавательные опыты------------------------------------------------10-13


4. Добрые советы « Как хранить свёклу от плесени»----13



5. Заключение---------------------------------------------------------13-14



6. Список источников------------------------------------------------15



7. Приложения----------------------------------------------------------16-17
Приложение № 1 Анкета «Плесень»
Приложение № 2 Рекомендации по хранению свёклы





















1.Введение


Запах тленный с ног сбивает

Плесень апельсин покрывает

Она – мать продуктных бед

Что случайно съел в обед

Что, товарищ поплохело?

п лесень знает свое дело

Что ещё ты ел с утра

не открыв от сна глаза

Может круглый мандарин,

что купил вчера один

или сырный бутерброд

что попал с утра в твой рот

Коласы сырокопчёной

плесень – мать не так страшна

ну, а если съел вареной

плохи друг твои дела

Вот такая штука плесень

Выучи из наших песен

открывай сперва глаза

прежде кушать чем с утра!


Она покрылась плесенью.

Слово плесень знакомо каждому из нас. В толковом словаре В. Даля я вычитала, что плесень –это цвиль ,тля, гниль; седо –зеленоватый мельчайший мошок или грибок ,на загнивающих веществах [1].

Конечно, я много не поняла из прочитанного материала и решила больше узнать о плесени. В это же время мне пришлось наблюдать следующее явление. Как то раз, мама оставила свёклу в кастрюле с крышкой на кухне и забыла о ней. Через несколько дней, я обнаружила, что свёкла стала такая же как и апельсин, покрылась каким то налётом. Свёкла «заплесневела». Откуда же могла взяться эта плесень? Почему мама сказала, что свёклу кушать нельзя?

Как плесень влияет на здоровье человека? В каких условиях она лучше растет? Мне стало очень интересно, любопытно … и я решила провести исследование.

Актуальность данного исследования определяется тем, что плесень появилась на Земле около 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Её называют хлебом Дьявола и плевком Бога. Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима.
Она сопровождает человека от рождения до смерти. Возможно именно она является хранителем жизни на земле, но может и превратиться в чуму 21 века. Мы даже не предполагаем, какие древние тайны и скрытые силы хранит эта проклятая и благословенная плесень. Мы сталкиваемся с ней постоянно: привычная, разноцветная, заурядная. Человек либо не замечает её, либо избавляется то неё, считая, что именно он – хозяин на планете. На самом деле мир принадлежит плесени. Если она захочет вытеснить человека из своей зоны обитания, она это сделает….

Этими словами начинается фильм, показанный по Первому каналу[4]


Предмет исследования: что такое плесень и как она образуется


Объект исследования: продукт питания свёкла


Цель исследования: расширить знания о плесени.


Задачи:

1. Собрать и изучить информацию о плесени.

2. Провести анкетирование среди одноклассников с целью выявления знаний о плесени.

3. Наблюдение за развитием плесени в домашних условиях.

4. Сформулировать практические советы по предохранению пищевых продуктов от появление плесени.

5. Рассказать одноклассникам о плесени на классном часе.


Гипотеза:


Предполагаю, что плесень быстрее развивается в теплой и влажной среде


Методы исследования: сбор и анализ информации по данной теме, анкетирование учащихся, интервью со специалистами, проведение серии опытов, работа с Интернет – ресурсами, просмотр документального фильма «Плесень», автор энциклопедия « Аванта плюс».


2.Теоретическая часть

2.1. Что такое плесень?

Плесень – это не что иное, как микроскопический грибок, возникающий из ещё меньших зародышей, тысячи которых носятся в воздухе. Как только зародыши попадают в благоприятную для них среду, они начинают очень быстро разрастаться [7]

Это грибы образующие (фруктах, растительных остатках, обоях, коже и других предметах. Плесневые грибки распространены практически всюду. Они обнаруживаются как в жилище человека, так и во внешней среде. Строение плесневых грибов таково: их тело представляет собой грибницу (мицелий), состоящую из тонких бесцветных нитей (гиф) с неограниченным ростом и боковым ветвлением. Размножаются грибы почкованием, а также спорами [2]

В простонародье плесень – это грибок, который бывает:


  • дрожжевым грибком (на пищевых продуктах–причём на любых:

поражает любой продукт без разбора)







  • плесневым (растёт на камне, бетоне, краске, бумаге и коже –

например, на книгах или в ванной комнате)








  • грибком синевы (растёт на клечатке дерева)

  • грибком гниения ( бактериальная, белая, бурая гниль, растущая на древесине) [3]







Плесень состоит из трёх основных частей:

1. Самая большая часть плесени это грибница, которую мы не видим, т.е. невидимая часть плесени. Грибница находится обычно внутри субстанции на которой выросла плесень, т.е. это или хлеб, или огурец, или сыр, или панельная стена или наконец то сама земля.

2.Средняя часть плесени это ее органы, это то, что мы называем грибами. Это видимая часть плесени. Имеет различные части формы, цвета, консистенции.

3.Споры плесени это ее так называемые «семена». Споры плесени имеют колоссальную жизнестойкость. Имеются предположения, что именно споры плесени были принесены из космоса и заполонили всю землю, воздух и воду. Плесень бывает в виде слизи, корочек, рыхлого или порошкообразного налёта, пушка или ваты. Плесень при благоприятных условиях может образовываться практически везде – в почве, в воде, на продуктах питания, на стенах домов и т.д. Это происходит из-за того, что в воздухе находиться большое количество очень маленьких спор. Из них и вырастает плесень.


Чем опасна плесень?

Плесень – это опасные для здоровья человека микроогранизмы. Вдыхая споры плесени которые являются сильным аллергеном, человек подвергается опасности заболеть хроническим насморком, кашлем, конъюктивитом .Споры могут проникать в дыхательные пути и становятся причиной даже такого заболевания как бронхиальная астма. Попадая на кожу человека ,споры грибка могут вызывать разные кожные высыпания, экзему и дерматит, которые трудно поддаются диагностики врачей. Попадая на волосы и ногти, споры могут вызывать их поражение. Может ухудшиться общее состояние, человек начинает чувствовать слабость, организм истощается, часто наступают признаки мигрени [5]

Долгое проживание по соседству с плесенью также может вызвать проблемы с опорно- двигательной системой, привести к заболеваниям суставов ,могут быть проблемы с желудком ,возможны поражения печени и почек.

Для здоровья детей, особенно с пониженным иммунитетом, опасна вся плесень, их неокрепшие растущие организмы более всего подвергаются влиянию спор плесени. Плесень не выводится из организма.

Самая опасная для человеческого здоровья - плесень жёлтого цвета, может сильно поражать рыбу, ливер, молоко и его продукты, а также рис и землянные орехи.








Часто люди вместо того, чтобы выбросить такие продукты ,удаляют поражённые части продуктов и тем самым подвергают себя смертельной опасности. Попадая в желудок, такая плесень способна вызывать пищевую аллергию. Яд будет накапливаться в организме со временем начнёт поражать печень, что может привезти к циррозу печени. Ни в коем случае, нельзя употреблять, те продукты на которых появилась плесень или же срезать ее небольшую часть с зараженного хлеба, овощей и фруктов, а потом есть такие продукты. Их надо только выбрасывать.

Плесневые грибки губят здоровье людей и их жилища. Очень большая любовь у плесени к ванным комнатам, кухням, и цветочным горшкам.

Но существует съедобная и полезная плесень. Из разных источников стало известно, что:

  1. Некоторые виды плесени применяют в бумажной промышленности.

Плесневые грибы используют при производстве бумаги и картона.


  1. Плесень участвует в солении огурцов, квашении капусты, пивоварении, Итальянцы используют для изготовления колбас, колбаски месяц держат в специальных подвалах, чтоб они покрылись зелёной плесенью. После этого их обрабатывают особым способом, выдерживают ещё 3 месяца и лишь после этого подают к столу [3]

  2. Также некоторые виды плесени используют в странах Востока при производстве вин, при приготовлении различных соусов, а также продуктов питания из сои.

  3. Японцы используют плесень для приготовления саке.

  4. Особый вид плесени «Благородная плесень» необходим для деликатесных, дорогих сыров например: рокфор, бри, камамбера, голубой датский сыр.

  5. Дрожжи на кухне любой хозяйке – чрезвычайно полезны, хотя не многие знают об их непосредственной принадлежности к плесневым грибами

  6. Производство лимонной кислоты невозможно без плесневых грибов.

  7. Чайный гриб (японский гриб, морской квас, чайная медуза). Применяется для укрепления здоровья и как источник витаминов и активных веществ,

  8. Применяются полезные качества плесени и в авиастроении (для защиты крыльев самолёта от обледенения при взлёте и посадке.

  9. В сельском хозяйстве (для подавления паразитарных грибов, насекомых вредителей, например колорадский жук, кукурузный мотылек).

  10. Плесневые грибы также используют при очистке сточных вод. Жизнь в больших городах без этого была бы крайне затруднена.

  11. А плесень является доктором! Еще в 19 веке учёные заметили, что некоторые племена лечат раны лошадей плесенью взятой с седёл. А в 1928 году британским бактериологом Александром Флемингом был произведен первый в мире антибиотик Пенициллин – лекарство от многих болезней, применение которого спасло миллионы человеческих жизней. Теперь ни одна операция в мире, не обходится без пенициллиновой терапии [5]


2.2. Интересные исторические факты


  1. О плесени люди знают уже давно и стараются бороться с ней. Ещё

Александр Македонский велел пропитывать корабли и мосты оливковым маслом, а Ной обрабатывал свой ковчег смолой. И всё дабы победить плесень.


2) Плесень была обнаружена даже в гробнице Тутанхамона. Её вскрытие повлекло за собой череду непонятных смертей. Погибали те, кто был «вхож» в гробницу. Сразу же заговорили о проклятии мумии Тутанхамона, но спустя десятилетия учёные все же нашли причину гибели людей – это была ядовитая плесень[6]


3) Идеальные условия для развития плесени в Индии, Здесь обычны цирроз печени у детей, которых кормят жёлтым рисом. Так как он заражён жёлтой плесенью.


4) Умышленно хранит продукты ,чтоб они покрывались плесенью Африканская народность банту. Они больше всех в мире страдают раком печени и умирают, не дожив и до 40 лет.


5) Среди всего многообразия есть и святящая плесень – её обнаружили в Фанагорийской пещере, на Кавказе. Она способна изучать свет достаточно хорошо – можно рассмотреть предметы на расстоянии полуметра от неё.









6) Белый домовой гриб - самый страшный враг дерева. В старину заражённую таким видом плесени избу, немедленно сжигали, чтоб не заражать соседние строения.


7) На Чернобыльской атомной станции после взрыва через несколько лет было обнаружено огромное количество плесени. В местах наибольшей радиации она росла и густела.


8) К обшивке космического корабля, летавшего в космос прикрепили споры плесневых грибов. И только через полтора года выяснили: что споры, выжили, стали ещё устойчивее и агрессивнее, в условиях безвоздушного пространства [3]


9) Как говорят историки, есть один безотказный метод борьбы с вредной плесенью – нужно бить в колокола. Якобы этот звук убивает рост клеток плесени.


III. Практическая часть. Мои исследования.


3.1.Анкетирование (см. Приложение 1)


Среди учащихся класса было проведено анкетирование по вопросам




Вопросы

Варианты ответа

1

Вы знаете, что такое плесень

Растения

Другое царство

Грибы

2.

Как вы относитесь к плесени?

Отвратительно

Равнодуш-но

Любопытно

3.

Где вы встречаете плесень?

В продуктах

В домах

Не замечал

4.

Влияет ли плесень на здоровье человека?

Да

Не знаю

Нет

5.

Какой вред для здоровья имеет плесень?

Аллергия или отравление

Не знаю

Никакого

6.

Как размножается плесень?

Медленно

Быстро

Не знаю

7.

Как выглядит плесень?

Однотонно

Разноцвет-но

Не знаю

8.

Хотели бы узнать больше о ней?

Да



9.

Как вы обычно поступаете, если обнаружите на хлебе небольшой кусочек плесени?

Срежем заплесневелую

часть, остальную съедаем

Выбрасы-ваем весь продукт

Когда как, не задумывался (лась) над этим


















Вывод: По результатам анкетирования выяснилось, что у большинства опрошенных детей недостаточно знаний о плесени, ребята отвратительно относятся к ней, многие встречались с ней в быту и все хотели бы узнать о ней побольше.


3.2. Интервью со специалистами

Для расширения познаний о плесени я проконсультировалась со специалистами. Доктор отоларинголог рассказала мне, что можно лечить людей с помощью лекарства - пенициллин, и что плесень очень опасна, она может быть причиной возникновения тяжёлых заболеваний, таких как: мигрень, насморк, отит, ринит, бронхиальная астма, сердечно- сосудистые нарушения и другие.

Из беседы с учителем биологии стало известно, что некоторые растения вырабатывают биологически активные вещества- фитонциды, которые убивают или подавляют рост и развитие бактерий и микроскопи-ческих грибов. Стало очень любопытно, и я решила провести ряд опытов.



3.3. Мои познавательные опыты.

Опыт № 1

Цель : определить на каких продуктах может образоваться плесень.


Объекты исследования: гранат, сыр, морковь, грибы, свёкла.












грибы гранат сыр











свёкла морковь


Вывод: В процессе исследований было выявлено, что плесень может образоваться на разных продуктах питания.


Опыт № 2

Цель: определить – в каком пространстве морковь может образовать быстрее плесень.


Объекты исследования: 2 порции моркови, пластиковый контейнер, полиэтиленовый пакет, одна порция находится в пакете в шкафу, вторая в контейнере в холодильнике.










На 4 день опыта я обнаружила изменения моркови:


М орковь - которая находилась в пакете в шкафу очень сильно изменилась. Весь объём моркови покрылся густой плесенью. Местами можно разглядеть белую, серую и чёрную плесень. Комочек стал клейкий. Очень неприятный гнилостный запах.






Морковь – которая находилась в холодильнике, практически не изменилась, только чуть- чуть высох верхний слой моркови.

Вывод: В процессе исследования было выявлено, что плесень образуется быстрее в закрытом тёплом пространстве.


Опыт № 3.

Цель : определить условия образования и роста плесени. Выяснить значение влажности для образования и роста плесени.

Оборудование: Кусочки свёклы свежей и варёной, пластиковый контейнер.
Взяла 2 кусочка свёклы и 2 контейнера. В один контейнер положила свежею свёклу, а в другой варёную. Затем закрыла плотно крышки на контейнерах и поставила в тёплое место.

дни

1 кусочек свёклы

2 кусочек свёклы

1 день 5.03.18

Положила салфетку в контейнер и кусочек свежей свеклы

Положила салфетку в контейнер и кусочек варёной свеклы

2 день 6.03.18.

Кусочек свёклы изменился, чуть – чуть подсох, появились белые полосы.

Кусочек свёклы не изменился

3 день 7.03.18.

На свёкле появились черные точки

Кусочек свёклы стал твердым

4 день 8.03.18.

Изменений не увидела

На свёкле появились темные пятна.

5 день 9.03.18.

Кусочек свёклы изменился в размерах

На свёкле появляются белые пятна, т.е. плесень

Начало опыта:









Конец опыта :




У меня получилось вырастить настоящую плесень потому, что невидимые простым глазом семена плесени (мицелии) присутствуют в воздухе и начинают развиваться и расти, как только попадают в благоприятную среду (наличие питательных веществ и воды). Поэтому, стоит только забыть свежие фрукты, открытые консервные банки на несколько дней в теплом, влажном месте, как на ней начинает разрастаться целая колония грибков. Моя плесень выросла не только на кусочке свёклы, но и проросла внутрь его.


Вывод: при наличии влаги и питательных веществ появляется плесень – грибки округлой формы с множеством ответвлений. При комнатной температуре в условиях повышенной влажности плесень активно размножается. Рост грибков поддерживает плохой воздухообмен. Для появления и развития плесени главным препятствием является сухость воздуха.


4.Рекомендации по хранению свёклы дома.


В холодильнике при температуре от 0 до 6 С , варёная свёкла может сохраняться до 10 дней, после 10 дней её желательно не использовать.

В холодильнике при температуре ниже 2 С, свёкла может храниться до 1 месяца.

Готовую свёклу нельзя заливать холодной водой.

Варёная свёкла - полезный продукт. Обязательно употребляйте её в пищу



5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моя гипотеза, что плесень быстрее развивается в теплой и влажной среде

подтвердилась.
Делая эту работу, я очень много узнала о плесени. Плесень бывает разной. Она может причинить вред, став причиной болезни. Человек, съевший несвежий продукт, покрытый плесенью, может нанести серьёзный вред организму, в жилищах, где потолки или стены покрыты плесенью, находиться и жить небезопасно. Плесень вызывает головные боли, головокружение, болезни легких. Но она несёт и благо – формирует почву, даёт нам вино, сыр и хлеб! Используется также в производстве лекарств, которые помогают человеку преодолеть его болезнь.

Вот так! Плесень является одновременно опасной и доброй нашей соседкой!

Проделав опыты, я поняла, что тепло и влажность воздуха, являются главными условиями развития плесневых грибов.
Я научилась находить нужный мне материал из разных источников, проводить опыты, делать выводы. На классном часе познакомила ребят с плесенью, её влиянием на жизнь человека.

Вывод.

Плохо проветриваемые и тёплые места с повышенной влажностью, являются наиболее благоприятной средой для развития плесени.







































VI. Используемая литература:

1. Даль В. И. « Толковый словарь русского языка» Москва 2016

2.Буянов. Н.Ю. Я познаю мир. Медицина. Энциклопедия для детей. Москва.: ООО « Издательство АСТ ЛТД ». - 1997 г.

3. “Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей» Книга: под редакцией Г.П.Шалаева   (Издательство: АСТ Москва 1999год; Том 10).



4. Документальный фильм «Плесень».



5. Семейный доктор Леонид Рудницкий «Плесень лекарство или яд» 2010 г.

6. Энциклопедия для детей « Аванта плюс ». Биология, том 2, Москва 1998 г.

7.http://ru.wikipedia.org/wik

































(Приложение 1)


Анкета «Плесень»


1. Вы знаете, что такое плесень

-да-

-нет-


2. Как вы относитесь к плесени ?

-отвратительно-

-равнодушно-

-любопытно-


3. Где вы встречаете плесень в своей жизни?

- в продуктах питания -

- в домах –

- я её не замечал(а) –


4. Как вы обычно поступаете, если обнаружите на хлебе небольшой кусочек плесени?

- выбрасываем весь продукт –

- срежем заплесневелую часть, остальную съедаем –

- когда как, не задумывался(лась) над этим –


5. Влияет ли плесень на здоровье человека?

- да-

-нет-

-Не знаю-


6 . Как вы считаете, какой вред для здоровья человека имеет плесень?

- вызывает отравление или аллергию-

- никакого вреда –

-не знаю -


7. Знаешь ли ты, как сохранить продукты от плесени?

-да-

-нет-


8. Хотели бы вы узнать что-нибудь о плесени?

-да-

-нет-









( Приложение 2)

Рекомендации по хранению свёклы дома

1.Самые благоприятные условия для хранения свёклы – это там ,где:
- темно;
- естественная циркуляция воздуха;
- нет опасности подмерзания;

2. Долго сохраняется свёкла, переложенная листочками папоротника.

3. Чтобы сохранить полезные свойства корнеплодов, лучше хранить их в овощном отделе холодильника в полиэтиленовом пакете.

4. Отличный способ хранения – хранение в вакуумных пакетах.

5. Пакеты с застёжками и пластиковые контейнеры.
Эти виды упаковки отлично сохранят свёклу не допуская её порчи.