СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа Тема: «Балладно- былинные мотивы в творчестве А.К.Толстого»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная исследовательская работа о  жизни и творчестве А.С.Толстого

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа Тема: «Балладно- былинные мотивы в творчестве А.К.Толстого»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение - средняя общеобразовательная школа №3

им. С. Орджоникидзе г. Клинцы Брянской области







Исследовательская работа

Тема:

«Балладно- былинные мотивы в творчестве А.К.Толстого»

Авторы работы:

Дмитроченко Максим, 7 «г» класс

Васильева Мария, 7 «г» класс

Руководитель:

Пожарская Светлана Владимировна







г. Клинцы

2017 год

Содержание:

  1. Введение 3-4

II. Основная часть

1) Биография А.К.Толстого 5-6

2) Истоки балладно- былинного творчества А.К.Толстого 7

3) Первые произведения балладно- былинного цикла 8-9

4) Фольклорные сюжеты в творчестве А.К.Толстого 10-12

5) Исторические баллады А.К.Толстого 13-14

6)Связь творчества поэта с народной поэзией 15-16

  1. Вывод 17

  2. Список используемой литературы 18



































  1. Введение

Недавно на уроке литературы мы изучали жизнь и творчество А.К.Толстого. К сожалению, материала учебника оказалось мало для основательного изучения творчества нашего прославленного земляка. Особенно нас привлекло то, что в творчестве поэта мы увидели корни русского народного творчества. Вот мы и решили подробнее изучить творчество замечательного автора.

Тема работы достаточно актуальна, так как расширяет читательский кругозор, помогает выявлять особенности творчества А.К.Толстого, его связь с устным народным творчеством, воспитывает чувство гордости за свою родную землю.

Предметом данного исследования является жизнь и творчество А.К.Толстого.

Объектом исследования являются баллады и былины , написанные А.К.Толстым

Материалом для анализа послужили поэтические контексты поэта. В список исследуемых текстов включены баллады и былины, содержащие в себе признаки устного народного творчества. Из них методом выборки были выделены для исследования несколько произведений балладно- былинного цикла.

Цель данного исследования: исследовать жизнь и творчество А.К.Толстого, выявить балладно- былинные мотивы в творчестве писателя. Эта цель определила постановку исследовательских задач:

Задачи:

1) познакомиться с биографией писателя- земляка и его творчеством;

2) познакомиться с балладами и былинами, не изучаемыми в курсе литературы;

3) выделить основные мотивы народного творчества в поэзии А.К.Толстого.

Методы: Поставленные цели и задачи определили методы исследования. В исследовательской работе были использованы частные научные методы: описательный, сравнительно-сопоставительный, методы комплексного анализа.

Новизна: исследования заключается в том, что мы постарались дать достаточно полное описание балладно- былинному творчеству А.К.Толстого.

Значимость: Практическая значимость исследования состоит в том, что принципы анализа и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы при дальнейшем изучении поэтического наследия А.К.Толстого, могут применяться при анализе произведений на уроках литературы. Материалы исследовательской работы могут послужить основой для работы над сочинением по творчеству поэта.















  1. Основная часть.

  1. Биография.

Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге. Мать его, красавица Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А.К.Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого. Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв.

Мать Толстого сразу же после рождения ребенка оставила мужа и с шестинедельным младенцем уехала из Петербурга в Черниговскую губернию, в имение своего брата А.А.Перовского. Талантливый и прекрасно образованный человек, известный в 20-30-е годы прозаик, публиковавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский, Перовский заботливо и умело руководил воспитанием племянника. «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии… С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи – настолько поразили мое воображение некоторые произведения наших лучших поэтов», - писал за год до смерти Алексей Константинович.

Вместе с Перовским Толстой путешествовал по Германии и Италии, посетил летом 1827г знаменитого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте, подарившего мальчику кусок бивня мамонта с собственноручно сделанным на нем рисунком. Благодаря Перовскому первые стихотворные опыты Толстого были переданы на суд В.А.Жуковскому. У Перовского в Петербурге он видел Пушкина, запомнив на всю жизнь его удивительный смех.

По признанию Алексея Константиновича, он с самого раннего детства чувствовал влечение к искусству – музыке, живописи, поэзии, но его родные прочили ему блестящую карьеру. По их настоянию в 1834г Толстой поступил на службу в Московский архив Министерства иностранных дел, затем служил при русском посольстве в немецком городе Франкуфурте-на-Майне. В 1843г Толстой стал камер-юнкером. А после Крымской войны, в которой он участвовал, записавшись добровольцем в Стрелковый полк, Александр II произвел его в чин флигель-адъютанта.

Хотя светская жизнь нравилась Толстому, служба при царском дворе мешала ему почувствовать себя «вполне художником». В начале 50-х годов Толстой сетовал: «Я родился художником, но все обстоятельства и вся моя жизнь до сих пор противились тому, чтобы я сделался вполне художником». Он хотел всецело отдаться творчеству, но не мог – «как работать для искусства, когда слышишь со всех сторон слова: служба, чин, вицмундир, начальство и тому подобное». Несколько раз Толстой пытался получить отставку, но безрезультатно.

2) Истоки балладно- былинного творчества А.К.Толстого

Значительное место в поэтическом наследии А.К. Толстого занимают исторические баллады и былины. Причины, которые заставили поэта обратиться к историческим темам, многогранны. В юные годы Толстой работал в архивах Москвы и познакомился с реальными, живыми документами исторического прошлого России. «...Многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего», — считал Толстой.

Творчество Толстого проникнуто единством мотивов, великих идей, лирических эмоций. Интерес к национальной старине, проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края — эти особенности Толстого как человека и мыслителя нашли отражение в его произведениях всех жанров. Идеальным государственным устройством, соответствующим национальному характеру русского народа, он считал Киевскую Русь и древний Новгород. Высокий уровень развития искусства, особое значение культурного слоя аристократии, простота нравов, уважение князя к личному достоинству и свободе граждан, широта и многообразие международных связей, особенно связей с Европой, — таким представлялся ему уклад жизни Древней Руси.

Баллады и былины, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Канут» и др. образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления. По системе художественных средств эти баллады близки некоторым лирическим стихотворениям Толстого («Благовест», «Коль любить, так без рассудку», «Край ты мой, родимый край» и др.)

3)Первые произведения балладно- былинного цикла


Первые баллады Толстого появляются в 1840-е годы. Самые ранние из них — «Курган», «Князь Ростислав». В балладе «Курган» нарисован романтически условный образ русского богатыря древнейших времен, о котором сохранились лишь смутная молва и легенды. Однако для поэта «ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает, как дерево ». В другой балладе поэт обращается к судьбе князя Ростислава, но его интересуют не исторические подробности, а трагическая судьба героя. В первых балладах А.К. Толстого сильно влияние баллад Лермонтова. Мотивы « Воздушного корабля » можно отметить в балладе « Курган », мотивы « Русалки » — в балладе « Князь Ростислав ».

В балладе «Курган» Толстой размышляет о непрочности славы, а одновременно и о смысле человеческой жизни:

Кто был он? Венцами какими

Свое он украсил чело?

Чью кровь проливал он рекою?

Какие он жег города?

И смертью погиб он какою?

И в землю опущен когда ?


В этой балладе автор анализирует бытовавшее в Средневековье среди дворянства представление о высшей ценности славы, добытой в воинских подвигах:

И если курган твой высокий

Сровняется с полем пустым,

То слава, разлившись далеко,

Была бы курганом твоим!


Толстой полностью развенчивает эту идею: курган по-прежнему стоит, хотя прошли века, но имя похороненного в нем героя стерлось из памяти народа. Однако почему-то Илью Муромца помнят до сих пор, а церковь даже канонизировала его! В чем же здесь дело? Почему сын крестьянина из небольшой деревушки под Муромом живет в памяти народа, а «державный наездник» и его «славное имя» позабыты?

И здесь мы сталкиваемся с вопросом о цели подвигов героя. Илья Муромец всегда выходил на битву ради спасения невиновных, ради свободы и счастья родного народа, а не ради княжеской награды. Его награда — это неумирающая слава в веках: никакой курган не возвеличит так подвигов героя, как песни народа. А во имя чего сражался богатырь из баллады «Курган»? Просто ради подвигов, ради славы? После его гибели сказители из его окружения слагают ему хвалебные песни, но они скоро забываются, ведь приходят новые воители, подобные павшему, так же, как и он, жадные до славы и войны.

Война ради войны — разве это может вызвать какие-либо теплые чувства в сердцах простых людей, которые хотят жить в мире? Илья Муромец сражался именно ради мира, и потому его помнят. «...Витязя славное имя / До наших времен не дошло...» — бесстрастно замечает Толстой, выражая этими словами свою позицию. Но это не только его позиция — это суд народной памяти, которая бережно хранит имена тех, кто действительно свершил великие деяния.








4) Фольклорные сюжеты в творчестве А.К.Толстого.

Создавая свои баллады, А. К. Толстой обращался к славному историческому прошлому, к известным фольклорным сюжетам. Образ Ильи Муромца - это образ богатыря, заимствованный автором из русских былин. Но Толстой не стремится рассказать о подвигах славного богатыря. Главная идея баллады заключается в противопоставлении вольного духа героя и атмосферы княжеского двора. Илья Муромец — подлинный народный герой; он не дорожит роскошью, но его задевает недостаточное уважение со стороны князя:

Двор мне, княже, твой не диво!

Не пиров держусь!

Я мужик неприхотливый,

Был бы хлеба кус!

Но обнес меня ты марой

В очередь мою -

Так шагай же, мой чубарый,

Уноси Илью!


Тема воли, простора, свободы то и дело повторяется в балладе. Илья признается, что ему не по сердцу обычаи при дворе князя Владимира, «от царьградских от курений / Го­лова болит». Богатырю, вышедшему из среды простого народа, привольнее дышится свежим воздухом полей и лесов; он не привык кланяться никому, кроме земли, из которой все рождается и в которую все уйдет в свой черед:

Государыне-пустыне

Поклонюся вновь!

Вновь изведаю я, старый,

Волюшку мою...


В балладе «Илья Муромец» Толстому удалось не только показать образ народного богатыря; автор отразил в этом произведении представления о свободе, о воле, почерпнутые из устного народного творчества. Мечта о воле всегда была одним из самых сильных стремлений человеческой души, и Толстой нарисовал образ героя, в котором эта мечта нашла живое воплощение. Ясно ощущается, что автор разделяет позицию своего героя.


Как одно-то на небе красно солнышко,

А один-то на Руси Илья Муромец!


Илья Муромец согласно былине тридцать три года просидел в избе своих родителей, не в силах подняться с места. Никто и помыслить не мог, что он станет богатырем. Число тридцать три отнюдь не случайно. Это одно из чисел, традиционно связываемых с Христом. Тридцать три года — это символический возраст, к которому человек должен понять, в чем его призвание. Для Ильи оно оказывается внезапным озарением. Возможно, даже правильнее сказать, что будущий богатырь переживает перерождение: благодаря странникам Илья понимает, что он не безнадежный калека, а здоровый человек. Пожалуй, его первый шаг был и его первым подвигом — победой над немощью, зачастую существующей лишь в воображении человека.

Илья Муромец — это реальная личность; церковью он причислен к лику святых. Как рассказывает былина, родился он в небольшом селе Карачарове, расположенном неподалеку от города Мурома, в семье простых крестьян. Родители уже были немолоды, а Илья был их единственным сыном. В этом тоже есть особый знак, напоминание о библейских сюжетах.

Время действия былин довольно условно- это правление Владимира Красного Солнышка.

Победа над Соловьем-разбойником — один из первых подвигов Ильи на пути в «стольный Киев-град», ко двору Владимира. Характерно, что герой должен прокладывать свою дорогу', сражаясь с врагами: подъехав к городу Чернигову, Илья в одиночку побеждает целое войско. Следует отметить, что Илью не прельщает возможность стать воеводой в освобожденном городе: он разгромил врагов не ради награды, а из сострадания к осажденным людям. Но, оказав им помощь, он продолжает свой путь, потому что это его предназначение — сражаться со злом.

Илья Муромец совершает свои подвиги не ради награды, а ради Руси и русского народа; и в этом он находит себя и свое счастье. Потому-то, очутившись па перекрестке трех дорог, он и не едет в ту сторону', где ожидает богатство — он едет в ту сторону, где грозит гибель. Но Илье Муромцу «смерть в бою не писана». Не воля князя и его бояр, а любовь к родной земле движет поступками богатыря: «Повернул коня старый казак Илья Муромец и поехал в стольный Киев-град нести службу ратную, биться с ворогами, стоять за Русь Великую да за русский народ!».

Так заканчивается «сказ» о «могучем богатыре Илье Муромце». Вернее, он так и не заканчивается, и в стране легенд богатырь Илья вечно сражается со злом, воплощенным в разных обличьях, как и множество прославленных воинов, героев легенд и сказаний всех пародов мира.

Большая часть былины А. К. Толстого пред­ставляет собой монолог Ильи Муромца. Это разверну­тое высказывание от лица Ильи Муромца. Его речь заключена в кавычки, и перед ней находятся слова автора. Восклица­тельные предложения передают эмоцио­нальное состояние героя, испытывающего обиду оттого, что князь Владимир забыл одного из лучших своих богатырей, не пригласив на пир, забыл о его былых за­слугах. Речь Ильи построена на многочис­ленных образных антитезах: богатство и роскошь княжеского двора — жизненная неприхотливость Ильи; молодые богаты­ри — старый Илья; служба у князя — сво­бода, к которой стремится богатырь; душ­ная жизнь в Киеве — просторы природы.

Илья привык к волюшке и простору и не сожалеет об оставленной службе у кня­зя — в этом заключена жизненная пози­ция героя. Сначала богатырь гневается, сердится, но, поразмыслив, приходит к выводу, что воля и свобода дороже, и, просветлев ли­цом, с наслаждением вдыхает запахи при­роды, воздух свободы, дикой воли и про­должает свой путь.

Поэт воспевает в былинном герое муд­рость, внутреннюю сдержанность, соче­тающуюся с богатырской мощью и силой.

А.К. Толстой написал ряд баллад, названия которых соответствовали названиям русских былин: «Илья Муромец», «Садко» и др. Эти произведения, особенно баллада «Илья Муромец», имели широкий резонанс в публике. Так, Н.С. Лесков, создавая образ Ивана Флягина из повести «Очарованный странник», отмечает, что его герой напоминает Илью Муромца с картины Верещагина и из баллады А.К. Толстого.

В последнее десятилетие жизни Толстой пишет и публикует исторические баллады и былины. Они во многом связаны с традициями устного народного творчества, хотя отнюдь не являются стилизациями. Здесь поэт развертывает свою концепцию русской истории: на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской.






5) Исторические баллады А.К.Толстого.

Во второй половине 1860-х — начале 1870-х годов появляются новые баллады на героические сюжеты из истории Новгородской и Киевской Руси. В 1867 г. поэт написал балладу, по его собственному признанию, «лучшую из своих исторических баллад» — «Змей Тугарин». Действие баллады происходит во время правления киевского князя Владимира. Змей Тугарин, принявший облик поэта, пророчит страшную судьбу Руси:

   Но дни, погодите, иные придут,
    И честь, государи, заменит вам кнут...
А вече — каганская воля!
   ...И вот, наглотавшись татарщины всласть,
   Вы Русью ее назовете!

    Владимир и его богатыри не верят в предсказания змея, но, с позиции А.К. Толстого, все пророчества сбылись в будущем, «...во всей этой пьесе сквозит современность, — отмечал автор — а потому я позволю себе не быть строгим историком и археологом».
Былины насыщаются злободневным содержанием («Змей Тугарин»), а иногда оборачиваются сатирой на вполне конкретные явления современности («Поток-богатырь»).

В старой Руси Толстого привлекает, однако, не московский период, омраченный жестокостью Грозного, а Русь Киевская, вечевая. Когда Поток-богатырь, проснувшись после пяти векового сна, видит раболепие толпы перед царем, он "удивляется притче" такой: "если князь он, иль царь напоследок, что ж метут они землю пред ним бородой? мы честили князей, но не этак! Да и полно, уж вправду ли я на Руси? От земного нас Бога Господь упаси! Нам писанием велено строго признавать лишь небесного Бога!" Он "пытает у встречного молодца: где здесь, дядя, сбирается вече?"

В "Змее Тугарине" сам Владимир провозглашает такой тост: "За древнее русское вече, за вольный, за честный славянский народ, за колокол пью Новграда, и если он даже и в прах упадет, пусть звон его в сердце потомков живет".

В этих исторических балладах раскрывается внутренний мир произведений писателя, раскрывается сама сущность, сам внутренний мир Толстого как "певца красоты".

Самой значительной из исторических баллад А.К. Толстого является «Василий Шибанов», в которой поэт впервые обращается к наиболее волновавшей его исторической эпохе — эпохе Ивана Грозного. На эту тему затем появятся баллада «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Ивана Грозного».

Эпоха Грозного поразила Толстого своей трагичностью и сложностью. «При чтении источников, — отмечал писатель, — книга не раз у меня из рук и я бросал перо в негодовании не столько от мысли, что мог существовать Иоанн IV, сколько от той, что могло существовать такое общество, которое смотрело на него без негодования». Поиск положительных героев, которые могли противостоять деспотизму Грозного, привел А.К. Толстого к созданию таких характеров, как Василий Шибанов и князь Михайло Репнин. Баллада «Василий Шибанов» основана на фактах, отмеченных в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина: бегство А. Курбского в Вельмар, письмо Курбского к Грозному, эпизод вручения письма Курбского Шибановым, мужественная смерть Шибанова. А.К. Толстой был поражен мужеством «раба» Шибанова и представил его в балладе как выразителя народной правды, идеального героя. В это время создается и баллада «Князь Михайло Репнин», в которой также нарисован облик мужественного, честного героя. Если Шибанов — «раб», то Репнин — аристократ, но оба они противостоят деспотизму царя и опричнине.

В балладах, как часто и в других исторических жанрах, А.К. Толстой, подчиняясь художественным задачам, нарушает ряд исторических фактов. Например, в балладе «Князь Михайло Репнин » он переносит сцену убийства Репнина из церкви в царские палаты, убийство совершено не опричником, а самим царем.

Толстой смел и лишен подобострастия, он не соглашается с любым проявлением деспотизма. Такова позиция автора в балладе «Василий Шибанов». Казалось бы, автору проще было построить конфликт на контрасте поведения главных гepoeв: показать деспотизм Ивана Грозного и оправдать бунт князя Курбского. Но автор ищет правдивого изображения исторической картины: он утверждает, что и царю, и мятежному боярину при всей их важности свойственны такие качества, как гордость, заносчивость, бесчеловечность, неблагодарность.

 









6) Связь творчества поэта с народной поэзией


В своей лирике Толстой любит обращаться за образами, словесными формулами к народной поэзии. Отсюда частое сравнение явлений природы с человеческой жизнью, отсюда особый язык, близкий к народной песне:


И не знаю я, и не ведаю,

Как назвать тебя, как прикликати.

Много цветиков во чистом поле,

Много звезд горит по поднебесью,

А назвать-то их нет умения,

Распознать-то их нету силушки.


Многие баллады и былины звучат задушевно, а их персонажи привлекательны, как, например, богатырь Алеша Попович, сумевший песней завоевать взаимность прекрасной царевны:


Звуки льются, звуки тают,

То не ветер ли во ржи?

Не крылами ль задевают

Медный колокол стрижи?


Толстой пишет баллады и былины не только по мотивам народного былинного эпоса, обращается он и к русской истории. В балладах поэт любуется старыми обрядами и обычаями («Сватовство»), воспевает русский характер, который не могло изменить даже монголо-татарское иго («Змей Тугарин»).


Толстой использует характерные для былины художественные средства: посто­янные эпитеты (добрые молодцы, братья удалые, море синее), гиперболы (не объ­ехать тебя сто лет), повторы.

Мерный былинный стих, для которого характерны анафоры (ты горами, ты степями), удлинение в окончаниях при­лагательных (удалыих, торговыих), час­тое использование в глаголах возвратной частицы -ся, сочетается с многократны­ми повторами, постоянными эпитетами, свойственными былине обращениями («Ах ты гой еси, правда-матушка!»). Толстой использует в стихотворении былинную форму и былинные приемы, чтобы при­близить к нам героев далекой эпохи, дать почувствовать колорит времени, в кото­ром создался былинный эпос, ощутить поэтику былинного текста.

Думы о «красоте нашей истории» Толстой соединял с мыслями о «красоте нашего языка», широко опираясь в своих былинах и балладах на народно - поэтический стиль. В стихотворении использован напев­ный былинный стих, размеренность ре­чи, обращения, характерные для были­ны, постоянные эпитеты (богатырский конь).














Ш. Вывод

Важным частным итогом данной работы нам представляется определение отношения А. К .Толстого к русскому народному творчеству..
По глубокому убеждению А. К. Толстого, несмотря на двойственность, а порой и непредсказуемость русского характера, в сердцах многих русских людей существовали любовь к родине, честь и достоинство, помогавшие выжить и выстоять в невероятно трудных условиях.

Исследование произведений А.К. Толстого позволило обнаружить примеры народной поэзии, восходящие к фольклору.

Таким образом, художественный мир А.К. Толстого - синтез фольклорных, литературных, философских позиций автора. Следовательно, русское народное творчество является существенной стилевой чертой творчества писателя.

Прекрасные по своей простоте, глубокие по своему содержанию, произведения народного творчества до сих пор радуют и волнуют нас, потому что они близки характеру русского человека, родной природе. Поэтому не случайно, что они являются неисчерпаемым источником богатства произведений писателя.

Мы остановились лишь на нескольких приемах использования Толстым произведений русского народного творчества. Писатель, так тонко чувствовавший народную поэзию и прекрасно знавший ее, создал немало ярких произведений, перекликающихся с устным народным творчеством.



IV. Список используемой литературы:


1. Толстой, А.К. Собр. соч. Текст.: В 4 т. / Алексей Толстой. М.: Правда, 1969.
2.Фольклор и русская литература XIX века Текст. // Русский фольклор: Библиографический указатель 1966-1975 / Сост. М.Я. Мельц. Л., 1985. - С. 18-56.
3. Толстой А. К. Курган // Избранные произведения. — Л.: Лениздат, 1980. 
4. Толстой А. К. Алеша Попович // Собрание сочинений: В 4 тт. Т. 4. — M., 1969. 
5. Толстой А. К. Змей Тугарин // Собрание сочинений: В4тт.Т.4. — M., 1969. 
6. Толстой А. К. Илья Муромец// Собрание сочинений: В4тт.Т.4. — М., 1969. 
7. Ямпольский И. Г. А. К. Толстой. Сочинения. — М.: Худож. лит., 1981.





0





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!