Управление образования Исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
МБОУ «Гимназия № 25»
XIII Республиканский конкурс исследовательских работ
и проектов школьников “Дебют в науке”
Город Нижнекамск
Образовательное учреждение МБОУ “Гимназия № 25”
Класс 4 В
Секция: «Я сделал это сам!»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: “Моя дымковская игрушка
с добавлением татарских орнаментов и героев татарских сказок”
Руководитель:
Кузина Светлана Александровна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Учащийся:
Липантьева Зарина Станиславовна
2023 г.
Содержание
1. Введение. ....................................................................................................стр.3
2. Основная часть. .........................................................................................стр.4
2.1. История происхождения дымковской игрушки, ее роль в жизни
наших предков…………………………………………………………........стр.4
2.2. Материалы и технология изготовления……………………………....стр.6
2.3. Цветовая гамма и орнаменты росписей……………………………….стр.7
3. Практическая часть…………………………………………………........стр.9
3.1. Выступление перед одноклассниками с презентацией……………...стр.9
3.2. Результаты анкетирования ……………………………………………стр.9
3.3. Представление игрушек из глины c добавлением татарских орнаментов
……………………………………………………………………………….стр.9
4. Заключение. ..............................................................................................стр.11
5. Список источников и литературы. .........................................................стр.11
6. Приложения……………………………………………………………..стр.13-14
Введение
Актуальность. Я долго думала, чем занять себя на выходные. Мы с мамой как-то пошли в магазин, и я на полке увидела книгу под названием «Дымковские игрушка». Меня очень заинтересовала это книга и я начала листать иллюстрации. Книга меня полностью захватила. Купив ее, мы пришли домой, и я начала ее читать. Это был день моего знакомства с историей изготовления дымковской игрушки. Мы с мамой начали лепить барынь, уточек, лошадку. И тут мне пришла идея, а что если я попробую слепить дымковскую игрушку с элементами узоров костюмов татарского народа. Это работа мне очень понравилась. И я принялась к делу. Потом мне захотелось больше узнать об этих игрушках, слепить еще другие фигурки. Для этого нужно было научиться уметь работать с кисточками, познакомиться с историей возникновения этих игрушек и применить разнообразные приемы работы.
И я решила провести свое исследование и подготовила презентацию по данной теме.
Цель моей работы: Представить презентацию в том, чтобы поближе познакомить ребят с историей происхождения Дымковской игрушки; узнать о характерных особенностях росписи глиняной Дымковской игрушки; изучить технологию лепки и приемы работы кистью; слепить дымковскую игрушку с добавлением татарских орнаментов; представить свои работы перед классом и презентовать свое выступление.
Гипотеза: предполагаю, что дымковскую игрушку может изготовить любой человек, даже маленький ребенок. Это творческий процесс, который влияет на развитие творческих способностей человека, развивает моторику, воображение и влияет на развитие эстетического вкуса человека. Как правило, для такой творческой работы нужно только желание творить и определенные знания о последовательности лепки и правилах росписи.
Объект исследования – дымковская игрушка.
Предмет исследования – процесс изготовления дымковской игрушки, материалы и инструменты.
Задачи проекта:
1. Изучить историю происхождения дымковской игрушки и ее роль в жизни наших предков;
2. Создать презентацию на тему: «Моя любимая дымковская игрушка».
3. Пропаганда возобновления уроков по изучению технологий лепки дымковской игрушки и ее роспись;
4. Подготовить выступление перед одноклассниками и взрослыми: «Моя дымковская игрушка с добавлением татарских орнаментов и героев татарских сказок»;
5. Представить свои дымковские игрушки и расписать их.
Методы, которые мы использовали для решения поставленных задач:
1. сбор и анализ источников информации;
2. практический;
3. анкетирование (опрос);
4. получение результатов;
5. наблюдение;
5. обработка данных и обобщение.
Новизна нашей работы заключается в представлении презентации, направленной на пропаганду изготовления дымковских игрушек с элементами татарских орнаментов и героев татарских сказок.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, чтобы у детей и взрослых проявлялись творчества при изготовлении поделок из глины; полученные знания служили основой передаче опыта последующему поколению; представление своих творческих работ на конкурсах, самостоятельных играх, мастер-классах и т.д.
2.Основная часть.
2.1. История происхождения дымковской игрушки, ее роль в жизни
наших предков
Дымковские игрушки — это образцы миниатюрной глиняной скульптуры, уникальные изделия одного из древних русских народных промыслов, который возник в слободе Дымково Вятской губернии. В наши дни — это территория города Кирова. Поэтому дымковские глиняные фигурки иногда называют «кировскими игрушками».
Дымковские игрушки являются изделиями ручной работы, поэтому каждой из них присуща индивидуальность. Нет и не может быть двух одинаковых фигурок, потому что мастер вкладывает в свою игрушки особенные характерные черты.
Это касается всех этапов создания глиняных фигурок, начиная от процесса лепки до росписи. Именно уникальность, своеобразие и широкая вариативность форм и являются изюминкой дымковской игрушки.
История возникновения дымковского промысла берет свое начало в XV — XVI столетиях. Изначально красочные игрушки из глины имели форму свистулек. Матери делали их для забавы своих детей из доступных в данной местности природных материалов.
Позднее изготовлением ярких забавных фигурок стали заниматься целыми семьями. Долгими зимними вечерами мастера и их домочадцы вместе замешивали пластичную массу из глины, лепили небольшие игрушки, а после высушивали их и обжигали в печи при высокой температуре. Далее изделия расписывали вручную.
Яркие забавные фигурки с успехом продавались на ярмарке, которая проводилась в честь весеннего праздника Свистуньи. Он устраивался через месяц после Пасхи. В эти дни проводились массовые гулянья. Жители Вятской губернии веселились, пели и плясали. При этом самым популярным музыкальным инструментом была яркая, мастерски расписанная глиняная свистулька.
Позднее историческое значение праздника было подзабыто, а вот традиция изготовления расписных глиняных фигурок прижилась и получила широкое распространение. Так возник известный во всем мире русский народный промысел — дымковская игрушка.
В дальнейшем мастера занялись изготовлением глиняных фигурок на постоянной основе. При этом значительно расширился ассортимент изделий.
В начале XIX века производство дымковской игрушки распространилось по всей Вятской губернии и стало массовым. Глиняные фигурки делали в большом количестве практически в каждом дворе, поэтому местных покупателей оставалось все меньше и меньше.
Тогда маленькие яркие статуэтки стали возить на продажу в Оренбургскую область, в Москву и другие крупные города, где часто устраивались ярмарки и были открыты специальные лавки по продаже игрушек и сувениров.
2.2. Материалы и технология изготовления
Основным материалом для производства дымковской игрушки является местная глина ярко — красного оттенка. Для получения мягкой пластичной массы глину тщательно перемешивали с мелким речным песком.
Все части фигурки лепят отдельно, а после собирают изделие из деталей, скрепляя их между собой жидкой красной глиной. Все соединительные швы аккуратно сглаживают до получения идеально ровной поверхности изделия.
Срок просушивания у игрушек разный (от 2 дней до полутора месяцев) — в зависимости от размера и композиционной сложности изделия.
Далее фигурки обжигают в печи при температуре около 850* С. После процедуры обжига дымковские игрушки покрывают двумя — тремя слоями темперных белил.
В начале возникновения промысла вместо белил использовали мел, разведенный в молоке до однородной консистенции. Раньше для росписи игрушек применяли темперные краски. смешанные с куриными яйцами и разведенными квасом.
После раскрашивания поверхность изделия смазывали взбитыми яичными белками, что помогало придать глянцевый блеск, а краски выглядели ярче.
В качестве основных инструментов для нанесения рисунков вместо кистей выступали птичьи перья и тонкие заостренные палочки.
В наше время для росписи дымковских игрушек применяются яркие анилиновые красители и мягкие кисти из натурального ворса.
А еще все животные лепились из жгута. Жгут сгибали, разрезали стекой, разделяя на передние и задние ноги. Затем лепилась голова животного и детали. Чтобы фигурка была выразительной и красивой, мастера прикрепляли к основной форме гриву, рога, ушки.
2.3. Цветовая гамма и орнаменты росписей
Для росписи глиняных дымковских игрушек издавна использовалась богатая цветовая палитра. Среди основных цветов, характерных для дымковской росписи, можно назвать следующие:
красный
алый
оранжевый
желтый
синий
зеленый
золотой
В схемах росписей преобладает строгий орнамент с использованием различных геометрических фигур. Можно заметить различные композиционные сочетания полосок, кругов, ромбов, клеток и точек.
В качестве дополнительного декоративного элемента на готовый цветной узор наносятся мелкие капельки или ромбики из сусального золота.
Тематика дымковских игрушек
Поначалу формы фигурок были простыми и даже примитивными, но с течением времени внешний вид и качество игрушек совершенствовались, а их ассортимент значительно расширился.
Изначально тематика дымковских игрушек была следующей:
Фигурки животных — кони, бараны, овцы, козлы, собаки, кошки, свиньи, медведи, олени и другие.
Фигурки птиц — утки, гуси, куры, петухи, индюшки.
Мужские фигурки — в русской национальной одежде или в старинных костюмах.
Женские фигурки — барыни в пышных платьях с кокошником на голове.
Фигурки детей — младенцы в пеленках на руках у матери, мальчики и девочки в ярких нарядах.
Скоморохи — очень популярными были фигурки пляшущих человечков в ярких одеждах.
Водоноски — игрушки в виде женщин с коромыслом на плечах.
Сюжетные игрушки — фигурки мужчин, женщин и детей в процессе различных видов деятельности.
В советскую эпоху народный промысел по изготовлению дымковских игрушек был поставлен на производственную основу. Были организованы цеха, в которых мастера вручную делали глиняные фигурки, обжигали их, а затем раскрашивали и покрывали яичными белками для придания краскам большей яркости.
Тематика современных дымковских игрушек значительно расширилась. Так, среди наиболее распространенных образцов изделий можно выделить следующие:
Стилизованные фигурки животных и птиц
Герои народных сказок
Изделия на темы исторических сюжетов
Фигурки мужчин и женщин в народных костюмах
Фигурки детей
Представители различных профессий
Предметы быта
Предметы старины
На сегодняшний день дымковская игрушка является предметом гордости мастеров и визитной карточкой всей Кировской области. Трудно переоценить историко-культурное значение данного народного промысла, который наглядно демонстрирует творческий потенциал жителей Вятского края.
В 2010 году в центре Кирова была установлена скульптурная группа «Семья», созданная в соответствии с классическими канонами изготовления дымковской игрушки.
Эта группа состоит из мужчины с гармонью, барыни в пышной юбке с младенцем на руках, ребенка со свистулькой, а также небольших фигурок собаки и кошки.
В 2011 году в Кирове открылся музей «Дымковская игрушка: история и современность», в экспозиции которого насчитывается более 700 оригинальных образцов ярких глиняных фигурок. Таким образом, каждый желающий может познакомится с уникальными изделиями народных мастеров.
Еще интересная особенность, есть игрушки, которыми играют, а есть игрушки, которыми украшают свои жилища, их берегут. Народ верил, что фигурки животных и людей помогают им защитить себя и свой дом от злых духов. Это игрушки называются оберегами. Женская фигурка с ребенком оберегала мать с детьми от несчастья и болезней.
3. Практическая часть
3.1. Методы и материалы исследования
Практическая часть моей работы проходила в три этапа.
3.1. Первый этап: Анкетирование учащихся 4 «В» класса классов МБОУ «Гимназия № 25». В процессе анкетирования было опрошено 15 человек. (Приложение 1)
3.2. Второй этап: Представление презентации и проведение ознакомительной беседы с одноклассниками (Приложение II).
3.3. Третий этап: Представление коллекции своих дымковских игрушек. (Приложение III).
3.2. Результаты анкетирования
Изучая материалы на данную тему, было проведено анкетирование среди учащихся 4 «В» класса. Приняли участие – 15 человек, из них 10 девочек, 5 мальчиков.
На вопрос: «Любите ли Вы заниматься лепкой из глины?», все ребята ответили положительно.
На вопрос: «Любишь ли ты лепить и заниматься рисованием?» одноклассники привели множество своих примеров по изготовлению игрушек из глины и ответили на вопросы анкетирования. Вопросы были следующие: 1. Где возникла дымковская игрушка? (ответ: в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова)); 2. Сколько лет этому промыслу? (ответ: более четырехсот). 3. В чем особенность технологии лепки игрушки? (ответ: фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал); 3. Каковы наиболее распространенные сюжеты игрушки? (ответ: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни) и т.д.
Исследование, проводимое мною, показывает, что ребята с удовольствием лепят игрушки из глины, пластилина, ведь это очень интересное и увлекательное занятие.
3.3. Представление игрушек из глины
Глина – это удивительный, пластичный, природный материал, который не пропускает воду и не гниет. Работать с глиной одно удовольствие. Я сама изготовила поделки из глины, и думаю, что у меня получились красивые дымковские игрушки для забавы детей.
А еще я попробовала использовать при изготовлении дымковских игрушек символику татарских орнаментов. Ведь татарский народ имеет древнюю и колоритную культуру. Его быт, горести и радости, уклад жизни, верования очень сильно отражены в творчестве. Поскольку народ древний, история и культура насчитывают столетия. Поэтому, например, татарский орнамент, используемый для украшения одежды, предметов обихода, домов является самобытным и своеобразным. Узоры применялись мастерами испокон веков во многих сферах прикладного искусства: архитектуре, вышивке, живописи, резьбе по дереву и т.д. Татарский орнамент с цветочно-растительными мотивами является наиболее распространенным. Поэтому я решила применить эти орнаменты в своих поделках. Поскольку русские и татарские узоры переплетаются между собой. Что создает определенный колорит в культуре.
4. 3аключение
Проведя исследования и выполнив необходимую работу, я пришла к следующим выводам.
1. Сегодня необходимо развивать творческие способности как у детей, так и взрослых; вести активную пропаганду по изготовлению дымковских игрушек (фотовыставки, видеоролики, мастер-классы, рисунки и т.д.).
2. Развивать моторику ребенка.
3. Проводить мастер-классы по лепке дымковских игрушек, поскольку такие занятия благотворно влияют на нервную систему человека, успокаивают, снимают напряжение и восстанавливают эмоциональный настрой.
4. После выполнения работы у меня возник еще больший интерес к декоративно-прикладному искусству и народному промыслу.
5. Также после моего исследования, считаю нужно расширить презентацию с рассмотрением новых интересных открытий в области изготовления дымковских игрушек (обрядовые аксессуары, узоры, приемы росписи и т.д.).
5. Список источников и использованной литературы
1. 1. Асташина, Е. История глиняной игрушки / Асташина, Е.// Народное творчество. - 2007. - №2. - С. 50 - 53.
2. Берсенева, Л. Мастерами славится земля: дымковская игрушка) / Берсенева Л.// Дошкольное воспитание. - 2002. - №2. - C. 58-63.
3. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка / И. Я. Богуславская. - Л.: Художник РСФСР, 1988. - 332 с.
4. Дайн, Г.Л. Русская народная игрушка / Дайн Г.Л. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 190 с.
5. Изготовление дымковской игрушки. © "Энциклопедия Технологий и Методик" Патлах В.В. 1993-2007 гг. http://www.patlah.ru
6. Народное искусство: художественные промыслы СССР : фотоальбом / Сост. Б. М. Носик. - М.: Планета, 1987. - 235 с.
7. Конышева Н.М. Секреты мастеров.- Издательство Ассоциация XXI век, 2001.
8. Паньшина. Декоративно-прикладное искусство Издательство: Минск: Народная асвета,1975 - 112с.
9. Уткин, П. И. Народные художественные промыслы : учеб. для проф. учеб. заведений / П.И. Уткина, Н.С.Королева. - М.: Высш. шк., 1992. - 159.
10. Энциклопедия земли Вятской. Том 10, Ремёсла. ГИПП «Вятка», 2000.
Приложение I
Приложение II