СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа. Тема «Сказительница малой родины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

(Михаил Ломоносов)

Песня — душа народа! Песня — это явление сложное, многогранное и самобытное, её слова и музыка сложились исторически в ходе развития русской культуры. В песне отражены как исторические факты и явления, так мысли и чувства, терзания и чаяния народа.

Актуальность: исследование музыкального творчества сказительницы Корольковой А.Н. продиктовано стремлением приоткрыть широкому читателю неизвестные факты её биографии и ознакомиться с богатым репертуаром, коснуться старины.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа. Тема «Сказительница малой родины»»

МБОУ СОШ № 73 им. А. Ф. Чернонога


Тема «Сказительница малой родины»

«Есть город в России»





Выполнила:

ученица 4 класса «А»

МБОУ СОШ № 73

Быкова Варвара




Оглавление

Введение………………………………………………..…………….………………3

Основная часть………………………………………..…………..………………….5

1. Родина. Песенный край………………………………………...………….…..5

2. Семейная реликвия……………………………………...………..……………6

3. Песни такие разные………………………………………………..…………..7

4. Песенным словом расшита душа…………………………………..…………9

5. Из прадедов пришла к нам песня…………………………………..…..……10

6. Музыкальный орнамент тойденской сказительницы……………..……….12

7. Воронежские девчата голосистые…………………………………...…...….13

8. И в сердце песня отзовётся……………………………………………..…....14

9. Частушка вольная……………………………..…………………………..….16

10. Живой родник…………………………………………………………….....16

Заключение…………………………………………………………………….........18

Список литературы……………………………………………………………........20

Приложение 1 ………………………………………………………………………22

Приложение 2 ………………………………………………………………………38

Введение

«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

(Михаил Ломоносов)

Песня — душа народа! Песня — это явление сложное, многогранное и самобытное, её слова и музыка сложились исторически в ходе развития русской культуры. В песне отражены как исторические факты и явления, так мысли и чувства, терзания и чаяния народа.

Актуальность: исследование музыкального творчества сказительницы Корольковой А.Н. продиктовано стремлением приоткрыть широкому читателю неизвестные факты её биографии и ознакомиться с богатым репертуаром, коснуться старины.

Формирование гражданско-патриотичной идентичности невозможно без обращения к прошлому. Фольклор отражает социально-бытовые и нравственные устои. Обращение к истории нашей страны, её корням и истокам есть способ борьбы с безнравственностью, бездуховностью. Изучение духовной и материальной культуры родного края в наши дни становится важнейшей задачей современного общества по воспитанию подрастающего поколения, формированию у молодежи патриотических чувств, любви к родине.

Объект исследования: биография и творчество А.Н. Корольковой.

Предмет исследования: информационные источники, биографические и документальные публикации, библиографические сведение, воспоминания односельчан, архивные и фото документы (в том числе из частных архивов: фото, песенные тетради), содержащие сведения о жизни и творчестве А.Н. Корольковой, песенные тексты и аудиозаписи.

Цели:

1. Акцентировать внимание на песенном творчестве сказительницы и открыть малоизвестные стороны её творческой биографии;

2. Привлечь внимание к народному фольклору, как кладезю языковой, этнографической, фольклорной и лингвистической информации, как средству обогащения речи;

3. Пробудить стремление и привить интерес к изучению краеведческого материала на примере творчества земляков как средству формирования эстетических ценностей и чувств на примере песенного материала края;

4. Сформировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к культурному наследию народа, родному краю, городу, селу.

Задачи:

1. Познакомиться с песенным творчеством А.Н. Корольковой, выделить его особенности и черты;

2. Открыть малоизвестные стороны биографии песельницы;

3. Обобщить знания о песне как фольклорном жанре на примере творчества А.Н. Корольковой;

4. Познакомиться с произведениями записанными и исполняемыми Корольковой А.Н.;

5. Рассмотреть фото- и видеоматериалы, найденные в Интернете, связанные с творчеством Корольковой А.Н.;

6. Способствовать популяризации знаний о народных песенных традициях нашего края.

7. Отразить результаты работы в презентации.

В своей работе я использовала описательный метод, включающий наблюдение, классификацию, обобщение.

Можно выделить следующие этапы исследования:

Подготовительный: изучение проблемы.

Основной: сбор информации о песельнице А.Н. Корольковой в различных источниках, в том числе архивных и сети Интернет, поиск и знакомство с её произведениям: закличками и сказами, песнями и частушками.

Заключительный: подведение итогов, оформление работы.

Работая над проектом, мы получили знания и умения по таким предметам, как русский язык, литературное чтение, окружающий мир, история, краеведение, этнография, музыка (пение), изобразительное искусство.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. РОДИНА, ПЕСЕННЫЙ КРАЙ

Слышен звон колоколов. Говор. Смех. Беседа. Плывёт напев над селом, лесом, чистой рекой Битюг… Уходит к Белозёрке, подлескам, Ежовому, тянется к Святому колодцу, к Студёному, к Монастырке, к мёртвому лесу…

Чудится трав луговых касанье, ароматы цветов, свежесть ветра. Родина. Земля родная. Песня. Как близки, как едины эти понятия!

И слышится голос откуда-то из глубины веков. Голос такой необычный, такой знакомый, чарующий… Приносящий в наш мир сказку, песню...

Село Старая Тойда. Сколько таит в себя эта земля, сколько скрывает под курганами скифов, сколькими мифами и легендами полнится, скольких помнит богатырей и красавиц. Многих достойных людей взрастила.

Откуда же песенная традиция? Конечно же из семьи. Край Воронежский силён семьями, традициями, заложенными в них. И в нашей семье поют, с тех пор как помнят свой род.

Тесно вплетена лозовым кружевом история моей семьи в историю родного села и края. Взять хоть моего прапрапрадеда Ивана, привезшего с войны 1826-1828 гг. свою суженую, взятую в полон персидскую принцессу. Прапрапрабабушка носила имя редкое то ли Заргису (златокосая), то ли Зергуль (золотой цветок). Дома звали её «Зорюшкой». Это была редкая высокая белокожая красавица с раскосыми слегка зелёными глазами, длиннокосая с ярко-медными всполохами волос. С ранней весны и по осень ходила она босонога и простоволоса (косы не плела), чем отличалась от местных женщин. Владела она врачеванием, а ещё голосом дивным, с высокими нотами. И пела, пела по-всюду: и в поле, и на покосе, и в хлеву, за всякой работой пела. И потому полюбилась она вскоре в селе за голос чудный, прижилась. И у нас все поют, даже кто голосом слаб, душой поёт. А как не петь, если слышится песня со всех сторон…

2. СЕМЕЙНАЯ РЕЛИКВИЯ

Самые первые песни приходят к человеку, пока он мал и поют их мама, бабушка, нянюшка:

Баю-баюшки-баю.

Баю детоньку мою!

Баю-баю-люлюшки,

Прилетели гулюшки!

Стали гули гурковать:

Чем нам детоньку питать?

Молочком, кашкой,

Хлебом, простоквашкой!

Я знаю эту колыбельную с детства, мне её пела мама, а ей моя бабушка… А ведь ей больше двухсот лет, моя прапрабабушка слышала её от своей прабабушки. Песни передавали испокон веков от родителей детям, как великий дар, жизненный урок, наследие.

Моё прошлогоднее исследование было посвящено моей землячке-сказительнице А.Н. Корольковой и началось с книги сказок «Финист — ясный сокол», подаренной её дочерью Тамарой. Это уже бережно хранимая семейная реликвия.

В этом году моя работа вновь обращена к творчеству Анны Корольковой. И продолжила я её со знакомства с ещё одной семейной реликвией — песенной тетрадью ушедшей от нас прабабушки Мещеряковой Марии Ивановны. С большой любовью и трепетом листала я страницы. Она писала её для моей мамы, а значит, и для меня. Она стремилась передать сокровенные тайны русской песни, зародившейся на берегах Битюга. Я узнала, что многие эти песни ушли «в народ» благодаря песенному таланту А.Н. Корольковой. С её лёгкой руки повелось в Тойде вести такие тетради. В тетради нет нот, но они и не главное … Здесь есть душа!

3. ПЕСНИ ТАКИЕ РАЗНЫЕ

Искусство народа или фольклор (от англ. folklore — «народное знание, мудрость», где folk - «народ», а lore - “знание”) бесконечно жизненно и необыкновенно прекрасно.

Песня - ценнейшее достояние народа. Её отличает искренность и глубина чувств, она западает в душу человека. С незапамятных времен складывали люди песни и напевные сказы, стремясь передать в них свои сокровенные мысли и душевные переживания. Народная песня -это прежде всего не музыка, а слова. Сочиняли их люди в большинстве своём неграмотные и передавали друг другу по памяти, от семьи к семье, от деревни к деревне, от поколения к поколению. Напев формировался на основании народных ладов и украшал песню, он запоминался или формировался самостоятельно. Стих: необычен. Часто не имеет рифмы. Это могут быть повторы, междометия. Исполнялись песни сказителями и песельниками в сопровождении музыкальных инструментов или "под язык".

Манера исполнения менялась:

одноголосие — исполнитель один;

многоголосие — хором, два основных вида:

гомофония (греч. homos - равный, phone - звук)- ведущее значение имеет только один голос, в котором звучит мелодия, а остальные ему аккомпанируют;

полифония (греч. poly -много, phone - звук)- все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии.

речитатив (итал. recitativo, от recitare - читать вслух, декламировать), ритмично, «говорком» в свободном ритме;

а капе́лла (итал. a cappella, «как в капелле») — пение (как правило, хоровое) без инструментального сопровождения.

Русская музыка была изначально тесно связана с культурой и бытом славян. Наши предки были язычниками и поклонялись природе. Их верования и обычаи тесно переплетены с заговорами, закличками, приговорками и плясками, пением и ведением хороводов. Все этапы человеческой жизни сопровождались обрядами от рождения и до смерти, а соответственно и песнями.

О чем мы узнаем в песнях? Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен. По жанрам песни делятся на:

1) календарные обрядовые: пасхальные, жатвенные, колядки, веснянки, масленичные;

2) связанные с этапами жизни: детские, свадебные, похоронные, солдатские;

3) танцевальные: плясовые, хороводные;

4) эпические (былины) и лирические протяжные (частушки).

Песни такие разные:

• трудовые, обрядовые, исторические;

• солдатские (рекрутские), ямщицкие, ссыльные, революционные, военные;

• погребальные, отпевальные, причитания, плач, (даже вой;)

• зазывальные, хороводные, плясовые, величальные, свадебные;

• колыбельные, шуточные, прибаутки, пригудки, присказки, заклички, детские игровые;

• речитативы, баллады, былины, скоморошечьи, лирические, протяжные, хоровые, частушки, страдания, припевки, напевы...

Песня исцеляла, утешала, воспитывала, поучала, предостерегала, веселила, забавляла, высмеивала, сопровождала человека на протяжении всей его жизни.

4. ПЕСЕННЫМ СЛОВОМ РАСШИТА ДУША

«Фольклор — это искусство, которое должно жить вечно, а самый надёжный хранитель его — народная память!» Эти слова принадлежат воронежскому поэту Павлу Касаткину.

Бережно сохранила и передала для потомков сказки удивительнейшая сказительница земли русской А.Н. Корольковой. Но она не только сказки ловко сказывала, но и песни «играла», не многим известно, что была она знатной песельницей. А начиналось всё, как водится в семье. Пока была мала Аннушка, бегала со двора играть, закликала:

Дождик дождик пуще,

Расти травка гуще…

* * *

- Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят да ягнят,

Ещё маленьких ребят.

Песни петь талант и наука особая, к ней приучали, как к труду, сызмальства. Как разольётся песня русская, так запоёт душа. Аннушка с 8 годков нянюшкой постигала догляд за детьми и песни пела колыбельные:

Детка спи, спи, усни,

Угомон тебя возьми!

Укачивая внучат известного в селе деда Стяпухи, пела им:

Баю-бай, баю-бай,

Мою детку не размай!

А кто деточку размает,

Тот и спать укладает.

От него - Степана Растрыгина, прожившего 116 лет, переняла манеру исполнения старинных песен. Одна из её любимых была протяжная:

Ты пройди, пройди, скучное время,

Пройди поскорей.

Протекайте все часы и разминуты,

Наши люты дни…

Сама никогда не плясала. «Неправая на ножку была», - вспоминала она. Сломанная в два года, та срослась неправильно. Работая в усадьбе барина Л.А. Хренникова прислугой, спорая на руку, пела залихватскую плясовую, весь пыл вкладывая а песню:

Что во поле во поляне

Вот, люли-люли во поляне

На высоком на кургане

Вот, люли-люли на кургане

Растёт трава шелковая

Вот, люли-люли шелковая…

Выходя на покос подёнщицей, принималась заводить задушевную, рекрутскую:

Закатилось красное солнышко

Да за тёмные леса.

В поле пташки приумолкли

Соловушки не поют.

Как в лесу том, лесу тёмном

Да там хижина стоит.

Как во этой да хижине

Вдовушка одна живёт.

Уж такая-то она разнесчастная,

Что солдатская она жена…

Пришла новая жизнь, колхозы и заиграли плясовую, а пуще всех она:

Эх, бей-выбивай,

Сапог не жалей.

Стало жить хорошо,

Стало жить веселей!

Была она «вотсра», как говорили в селе, умна. Обладая хорошей памятью и чутким сердцем, сделалась хорошей певуньей. «Ловка песни играть», - говорили в селе. О её голосе вспоминал наш земляк писатель Семён Борзунов.: «Голос её молодой, хрустально чистым ручейком разливался, согревая сердца».


5. ИЗ ПРАДЕДОВ ПРИШЛА К НАМ ПЕСНЯ

Не оставляла песня Аннушку ни в труде, ни в горе, ни в радости. Вышла Анна замуж, родила детей и им прививала любовь к песням-присказкам:

Егоровы дети

По двору ходили,

Корму давали,

Имя нарекали:

Кобылы – Арины,

А коньки – Гаврилы,

Телушки – Матрюшки,

А бычки – Петрушки,

Ярки – Варьки,

Бараны – Романы,

Свиньи – Аксиньи,

Боровья – Васильи…

Поэтический дар перешли ей по наследству от деда Глазкова Устина Сергеевича - известного сказителя и песельника, поводыря слепых, бабки - известной в селе свахи, «высватывавшей» аж 300 свадеб, была она «дюже деловая», по словам Анны Николаевны, отца Николая Устиновича - сказочника.

Переехав в Воронеж из-за неурожая в 1933 с семьёй, она не была равнодушным человеком, стремилась приносить людям радость. Деревенская простая женщина, уехавшая в город с желанием спасти семью от голода, не замкнулась на личных проблемах, а в 1937 году создала самодеятельный хор. И пошла песня тойденская «в народ» со сцены клуба завода СК-2. Начались «спевки». 8 марта 1938 года состоялся первый, принесший успех концерт. А в 1937-1938 годах появляется её сказ о дрейфующих полярниках:

Северный полюс суровый,

Пурга и вихри там вьют.

Наши зимовщики – четыре героя –

На льдине живут.

Климат изучают и Северный путь…

Творчеству простых женщин рукоплескали Сталин и Молотов. С началом Финской войны ездил хор по госпиталям. Анна сама писала тексты, мелодии, находила сцены для выступлений. Так появились первые её злободневные бойкие частушки:

Шире, улица, раздайся,

Тракторам дорогу дай.

Убирать мы вышли в поле

Наш высокий урожай

6. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ ТОЙДЕНСКОЙ СКАЗИТЕЛЬНИЦЫ

Но в чём же корни чуда неграмотной подёнщицы, ставшей членом Союза писателей? Она являла собой саму Русь первозданную, с ей пёстро-волшебным языком повествования, пришедшим к нам «из прадедов», как говаривала сама сказительница. Вспоминая о ней члены семьи, исследователи говорили: «Никогда не скажет она слово простое. Всё: мил-человек, хлебушко, земля-матушка».

Слог её, песня шагнувшая в народ, сладка для души слушателя. «А у нас так не играют (не поют), ты дюжей бяри», - вспоминала о её манере исполнения моя прабабушка. Песни она часто поправляла, «так-то ловчее станет». И незаметно стала слагать свои собственные:

Эх, полюбился полям ручьи чистые,

Эх, песни девушки поют голосистые,

Эх, уродилося в полях рожь-красавица,

Эх, золотым зерном она наливается.

Народная песня — носитель вокальной культуры. Одни — поют или затягивают, другие — выкликают или выводят, третьи — воют или голосят, а иные — шепчут или причитают. А у нас в Старой Тойде, песни лиричные весёлые «играют», «дюжее», т. е. сильнее, веселее, ярче и громче.

В отношении манеры исполнения существовал целый список местных терминов:

играть — исполнять, петь песни;

песельница — певунья, певица;

рассыпать — расходиться по голосам, многоголосье;

вторить — исполнять вторую партию в пении;

дюжей — сильнее, веселее, ярче и громче;

голос расшолси — зазвучал с надломом, прервался и т.д.

Вдумайтесь только в это слово «играть», как артист на сцене, целиком отдаваясь процессу, погружаясь, проживая её судьбу. Этого добивалась Анна Николаевна. Каждое её выступление — особенное, похожее на скоморошье действо прошлых веков. В такой манере исполнения, по мнению исследователей, и была её тайна и корни традиции её предков.


7. ВОРОНЕЖСКИЕ ДЕВЧАТА ГОЛОСИСТЫЕ

Жизнь Анны Николаевны подобна русской народной песне, правдивой и лирической, доброй и удалой, грустной и печальной. С её лёгкой руки выплеснулись старинные мотивы на просторы страны, легли в основу песенной традиции края.

Во время Великой Отечественной Войны не расставалась Анна Николаевна с песней. В 1941 ездили по госпиталям. У завода СК -2, были госпитали у вокзала Воронеж-1, там же и работали санитарками. Эвакуировались поздно — 4 июля 1942 года в Старую Тойду, к отцу-матери. И там создала она хор и стали они по воинским частям концерты давать. Днём рожь убирали, а по вечерам две машины сдвинут, и там и песни, и пляски, и гармонь.

В этот период она создаёт проникновенное «Причитание по угнанным в фашистскую неволю советским девушкам»:

Да куда же вы, наши доченьки, ушли от нас,

Куда вас угнали злодеи-изверги?

Сожгли вороги нас, все разграбили...

Пройдёт немного времени и в прифронтовой Анне композитор К.И. Массалитинов объединит самодеятельные коллективы, и вновь созданный Воронежский русский народный хор обретет самобытное творческое лицо.

А пока «тойденские бабы» всем составом влились в новый хор. Спевались в обычной избе, часто допоздна. И Анна Николаевна (попросту, Нюра или Нюська(я), а то и Гусиха) была ещё и костюмером, подшивала и гладила костюмы. Далеко было до вручения ордена Трудового Красного Знамени, медалей "За трудовую доблесть в годы Великой отечественной войны 1941-1945 гг." и "Материнская слава".


Кто знал, что положив под голову фуфайку и валенки, спит в этой избе молоденькая девчонка, в будущая народная артистка СССР (1981) , мастерица частушки, Герой Социалистического Труда (1987), самобытная исполнительница, собирательница и автор многих песен, королева частушки (свыше 300), Мария Николаевна Мордасова?

По воспоминаниям прапрабабушки в 1942 в селе стало голодно. Бабушку с двоюродными братьями отправили к деду в Анну, где тот работал бессменным жаровщиком в цеху при Маслозаводе. Она вспоминала: «Дед мой был велик — 2 метра 14 сантиметров, сапоги на заказ ему тачали. Когда белые Анну проходили, он один с завода не ушёл, они ему ничего и не сделали. Вида был сурового, ослухаться не моги… а тут я к нему: « Де, а, де, пусти баб тойденских послухать». Да к он: «Иди, ну, тебя на родимец..» Я и бегала Гусиху с бабами слушать (это вроде прозвище такое по двору, отца Корольковой так прозвали, его в детстве гусак потрепал) в старый с худыми окнами клуб».

Кто же знал тогда, что моя прабабушка станет солисткой Старотойденского хора, сама «Лебёдушку» «заводить» будет вместе с Катериной Быковой? Кто знал, что основатель хора К.И. Массалитинов будет принимать её дома попросту, Мария Мордасова привечать будет в своей аскетичной в убранстве, но богатой музыкой квартире? Что сама она не отстанет от своих знаменитых землячек ни песней, ни делом: что наградят её за труд Орденом Ленина и продолжит она традиции своего песенного края. Что переймёт она «традицию песенной тетради», и я, взяв её в руки, прикоснусь к великому наследию родной земли.


8. И В СЕРДЦЕ ПЕСНЯ ОТЗОВЁТСЯ

Фольклор — многогранная летопись истории народа, его быта, устоев. На его полотне вышиты пёстрыми цветами все стороны жизни человека. Песня в руках Корольковой — инструмент, способ донести доброе, вечное, облегчить жизнь рядового человека, разукрасить быт.


Выступление для неё было вдохновением и смыслом жизни! Никогда её песня или сказка не начинались спонтанно, всегда следовал эдакий зачин-вступление. Для каждой из аудиторий она подбирала свой репертуар, пересыпая его побасками, пословицами и поговорками. Всё было важно! Она представала перед зрителем эдаким сказочным лубочным персонажем, самобытным, архаичным. Никто не мог остаться равнодушным уже, видя её поступь, прищур, озаряющий её лицо особенный внутренний свет. Казалось, что всегда она была такой бабушкой не в смысле возраста, а в смысле опыта.

Всю жизнь она пела и заражала песней других. Известен случай, что даже отдыхая в санатории, за столь короткий срок умудрилась она создать кружок хорового пения.

За военное время хор выступил тысячи раз и нередко давал платные концерты. Часто бывали у солдат генерал-лейтенанта Руссиянова. Деньги были. Однажды хористы собрали их и отправили телеграмму Сталину, где просили передать их на строительство танка «Русская песня» и передать его именно гвардейцам Руссиянова. Танк был построен и дошёл до Берлина.

Не обходилась программа без частушек сочиненных на злобу дня:

Никогда вас не забудем,

Песни мы о вас поём.

«Русской песней» танк назвали,

Вам его на фронт пошлём.


Пусть на танк гвардеец сядет,

Смело песню запоёт.

С русской песней не погибнет,

«Песня русская» спасёт!

Они посвящены танку, подаренному хором войскам Красной армии.

Не расстаётся она с песней и в послевоенные годы. Бережно хранит её в сердце и дарит с охотой. С большим желанием помогает разучивать песни множествам коллективов, долгие годы была консультантом воронежского ансамбля «Лада».


Сегодня продолжают традиции, заложенные А.Н. Корольковой: Государственный академический Воронежский русский народный хор имени К.И. Массалитинова, ансамбль «Воронежские девчата».

Всю свою жизнь Анна Николаевна пропагандировала народное поэтическое творчество. Она передавала молодому поколению народную поэтику, музыку, любовь к Родине. Её песня жива до сих пор!


9. ЧАСТУШКА ВОЛЬНАЯ

Частушка (от слово “частый”) - особый вид лиричной песни; короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов.

По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Исполняется под гармонь, балалайку. Актуальна происходящему.

Во многом благодаря Анне Николаевне, её поэтическому дару, живому уму и неравнодушию рождались новые частушки. А как иначе? Ведь песня — это общение с аудиторией, слушающей о душевных переживаниях певца.

В отдельный жанр вывела её коллега и последовательница Мария Мордасова, признанная королева частушки.

Именно она полюбилась многим за краткость, задор. Но частушка должна быть со смыслом, как считала Анна Николаевна, «не недозрелой как зелёные помидоры». Даже эта короткая песенка должна учить!


10. ЖИВОЙ РОДНИК

Слово, что хранит в себе великое наследие, опыт пращуров наших. Слово песенное находит ключик к каждому, трогает самые потаённые струны души. И главное не просто любить петь, слушать песни, а дорожить, бережно хранить и передавать из веку в век достояние земли-родной.

Плодовита земля воронежская талантами, она родина Пятницкого, Кольцова, Никитина, Станкевича, Бунина, Крамского, Растроповичей, Массалитинова, Мордасовой. Славится подлинно русской песенной традицией. Среди них имя неграмотной, не умеющей писать, но ставшей членом Союза писателей, сказительницы, основоположницы Воронежского хора, многодетной матери, доброй бабушки Нюси.

Словно жемчугом убрана песенными переливами, пёстро разукрашена россыпью пляски буйной, вышита метким словом народной мудрости, подбита обычаями и обрядами. В каждом стежке на рушнике истории — опыт, традиции, преемственность.

Когда приезжаю в Старую Тойду, не покидает меня чувство, что тут-то и зарыт клад. Эдакий волшебный сундучок со сказками и песнями. И питает он своей духовной тайной источники. И вместе с ключами и родниками, питающими Битюг, проливается его свет в души наших земляков, а вместе с песней и сказкой шагает дальше по свету. Несёт вековую мудрость, не давая душе очерстветь: «Слава тебе, Господи, да и только»!


Заключение

Песня русская, живая разносится по глади вод.

Как говорил Д.С. Лихачёв «...важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной… уважение к труду наших предков, к их трудовым обычаям, к их орудиям труда, к их песням и развлечениям. Всё это дорого нам». Всё это и есть Родина.

В процессе работы я ознакомилась со многими литературными, фото-, видео-, письменными источниками, содержащими информацию об А.Н. Корольковой:

• воспоминаниями членов семьи (внука Валентина, дочери Тамары, внучки Галины Волковой), коллег (М.Н. Мордасовой, и д.р.) и односельчан (старотойденских хористок: М.И. Мещеряковой, К. Быковой), членов моей семьи и др.;

• очерками и статьями В.В. Голикова, К.И. Массалитинова, фольклориста В. А. Тонкова, издававших её произведения и исследовавших их А. И. Шубина, М. М. Сергеенко, Г. Г. Воловика, сотрудников кафедры ВГУ);

• произведениями, записанными московской фольклористкой Э.В. Померанцевой, её воспоминаниями о ней;

• с Интернет и газетными ресурсами, архивными данными (семейными);

• с песенные и частушечными текстами.

В результате работы были достигнуты поставленные цели и решены соответствующие задачи: был тщательно подобран, изучен, структурирован обширный материал о творческом, профессиональном, жизненном пути песельницы Корольковой А.Н., изучены особенности её творчества, отмечены его истоки и предпосылки, выявлены возможности дальнейшей работы над темой. Открывшиеся факты её биографии и малоизвестные стороны творчества требуют продолжения исследования. Рамки работы не вмещают богатый материал, собранный в ходе исследования.

Нами были намечены перспективные вехи дальнейшего исследования:

• исследовать особенности песенного жанра на примере собранного материала, провести классификацию (морфология песни);

• обратиться к песенному жанру Воронежской области и в рамках сопоставительного анализа провести исследование популярной народной песни;

• вернуться к теме сказки и песни в творчестве земляков (А.Н. Корольковой, А.К. Барышниковой и т.д.);

• исследовать творчество сказителей земли русской (Марии Кривополеновой, Орины Федосовой, Ивана Ковалёва т.д.) и т.д.

Подводя итоги проделанной работы, предлагается использовать материалы данного исследования в обучающем процессе на уроках литературного чтения, краеведения, истории, окружающего мира, а также основах духовно-нравственного воспитания, музыки. Материал может быть размещён в школьной библиотеке в качестве ознакомительного, предложен к использованию при подготовке классного часа.

Воронежский край богат людьми, проявившими несомненный талант, в литературе, в музыке. Чьими именами теперь гордится не только Воронеж, но и вся страна. Среди них имя неграмотной, не умеющей писать, но ставшей членом Союза писателей, сказительницы и песельницы, основоположницы Воронежского хора, многодетной матери, доброй бабушки Нюси.

Её заслуга в сохранении и передаче сказочной и песенной традиций воронежской земли. С её лёгкой руки распахнулись двери в народный фольклор, знакомя с самобытностью воронежской глубинки.

Целью моей работы было изучение культурного и музыкального достояния Воронежского края — песенной традиции, взявшей начало на берегах реки Битюг, пришедшей на большую сцену из старинного села Старая Тойда, из уст простых женщин, благодаря усилиям сказительницы малой родины Корольковой Анны Николаевны. Я считаю, что эта тема является действительно важной для изучения людьми всех возрастов.



Список литературы

1. Акиньшин А. Н. Два века воронежского краеведения: люди, труды, события: краткий обзор / А. Н. Акиньшин. – Воронеж, 2000. – 60 с.

2. Анна: за веком – век / Под ред. В. И. Авдеева. – Воронеж: Центр. Чернозем. кн. изд-во, 1998. – 544 с.

3. Власова З. И. Скоморохи и фольклор / З. И. Власова. – СПб.: Алетейя, 2001. – 524 с.

4. Воронежская историко-культурная энциклопедия / Под общей ред. О. Г. Ласунского. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2006. – 520 с.

5. Добрым молодцам урок. Жизнь и судьба Анны Корольковой: Документальное повествование. – Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2014

6. Дорохов Г. И. Воронежские певцы / Г. И. Дорохов. – Воронеж: Воронежское областное книгоиздательство, 1948. – 40 с.

7. Королькова А. Н. Колечко из кукушкиных слёз / А. Н. Королькова. – Воронеж: изд-во Центр общественных связей Юго-Восточной железной дороги, 2001. – 536 с.

8. Королькова А. Н. о себе / А. Н. Королькова // Белая лебёдушка: сказки. – Воронеж, 1987. – С. 3-10.

9. Ласунский О. Г. Литературная прогулка по Воронежу / О. Г. Ласунский. – Воронеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 1985. – 154 с.

10. Люби и знай родной край: Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ / Науч. ред. Б. Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2008. – 120 с.

11. Масалитинов К. И. С русской песней по жизни / К. И. Массалитинов. – Воронеж: Центр.-Чернозём. кн. изд-во, 1981. – 88 с.

12. Массалитинов К. И. Воронежские песни / К. И. Массалитинов. – Воронеж: изд-во Воронеж, 1957. – 129 с.

13. Народное творчество в годы Великой Отечественной войны / Сост. В. А. Тонков. – Воронеж, 1951. – 57 с.

14. Новичихин Е. Добрым молодцам урок: документальное повествование о народной сказительнице Корольковой / Е. Новичихин // Литературно-художественный журнал «Подъём», 2014. – № 1. – С. 56-169.

15. Померанцева Э. В. Русские народные сказки. Сказки рассказаны воронежской сказочницей А.Н. Корольковой / Э. В. Померанцева. – М.: Наука, 1969. – 406 с.

16. Сысоева Г. Мария Николаевна Мордасова / Г. Сысоева // Воронежцы: знаменитые биографии в истории края. – Воронеж: Кварта, 2007. – С. 264–267.

Словари:

17. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. — М.: Прогресс, 1994.

18. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М. Аз, 2003.

Электронные ресурсы:

19. Официальный сайт Государственного академического Воронежского русского народного хора имени К. И. Массалитинова // [Электронный ресурс] http://www.hor-vrn.ru/

20. Пухова Т.Ф. Изучение фольклора и этнографии в Воронежском крае / Т.Ф. Пухова // [Электронный ресурс] http://www.ronl.ru/referaty/raznoe/637709/











Приложение 1

ПЕСЕННЫЙ МАТЕРИАЛ

I. Колыбельные.

II. Заклички и наговоры.

III. Песни-присказки:

• Егоровы дети;

• Жил-был мужичок;

• Сорока летела;

IV. Протяжные песни:

• Уж вы горы мои, горы;

• По дворочку Дуня шла;

• Запевка. Без названия;

• Эх, да что же вам, поля, полюбилося;

• Под ракитою зеленой;

• Без названия;

• Рекрутская песня;

V. Плясовые:

• Во поле

• Эх, бей-выбивай...

VI. Сказы: • посвящённый подвигу героев-полярников;

VII. Причитания и плачи:

• «Причитания по угнанным в фашистскую неволю советским девушкам»;

• «Плач народа о Сталине»;

VIII. Частушки по циклам:

• периода ВОВ, посвящённые сражениям и победе;

• посвящённые техническому преобразованию советского села;

• о новых победах страны;

• житейские заботы людей;

• плясовые;

• любовная лирика.

I. Колыбельные


* * *

Детка спи, спи, усни,

Угомон тебя возьми!


* * *

Баю-баюшки-баю.

Баю детоньку мою!

Баю-баю-люлюшки,

Прилетели гулюшки!

Стали гули гурковать:

Чем нам детоньку питать?

Молочком, кашкой,

Хлебом, простоквашкой!


* * *

Баю-баиньки-баю,

Спать укладываю,

Спать укладываю,

Коту наказываю:

Киса, каши свари,

Киса, детку накорми,

Киса, кашки поешь,

Киса, детоньку утешь!


* * *

Баю-бай, баю-бай,

Мою детку не размай!

А кто деточку размает,

Тот и спать укладает.


* * *

Баюшки-баю!

Спи по ночам,

Расти по часам!

Вырастешь велик,

Будешь в золоте ходить,

Нам обновочки дарить.

(народные, бытующие в Старой Тойде,

записаны от М.И. Мещеряковой)




* * *

Детка спи, спи, усни,

Угомон тебя возьми!


* * *

Баю-баюшки-баю.

Баю детоньку мою!

Баю-баю-люлюшки,

Прилетели гулюшки!

Стали гули гурковать:

Чем нам детоньку питать?

Молочком, кашкой,

Хлебом, простоквашкой!


* * *

Ах вы, котики-коты,

У вас серенькие лбы.

Вы идите ко леску,

Наберите хворостку,

Истопите хатку,

Наварите кашку,

Кашку наварите,

Глашу накормите.


* * *

Баю, баю, баючок,

Ах ты, котик, коток.

Ах ты, котик, коток,

Спеки Нюше колобок.

Колобочек не простой,

М.асляный, медовой.

Мою Нюшу накорми

И в постельку уложи,


* * *

Люлюшки, люлюшки,

Прилетели гулюшки,

Стали гулюшки гурковать,

Мою Глашеньку качать.

Люли, люлюшки, люли,

Спи, Глашенька, усни,

Угомон себе возьми,

И в головушку положи. (В. А. Тонков в 1940 г., от А. Н. Корольковой).


II. Заклички

* * *

Дождик дождик пуще,

Расти травка гуще…


* * *

- Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей

Телят да ягнят,

Ещё маленьких ребят.


* * *

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко

Под оконышко!


* * *

Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба:
Черного, белого
Только не горелого.

* * *

Улитка, улитка,

Высуни рога,

Дам тебе хлеба (бытующие в Старой Тойде,

Дам пирога. записаны от М.И. Мещеряковой)

Наговоры

* * *

Жил-был мужичок,

носил шапку на бочок,

а картузик набекрень,

и работал целый день.

Работал он день,

работал ночь,

хотел нужде своей помочь.

Проработал он до семидесяти лет,

стал стар, даже смысл потерял.

* * *

Присловья, заговоры (с наговором-напевом): (бытующие в Старой Тойде,

С гуся вода, с Иванушки худоба… записаны от М.И. Мещеряковой)


III. Песни-присказки

Егоровы дети

Егоровы дети

По двору ходили,

Корму давали,

Имя нарекали:


Кобылы – Арины,

А коньки – Гаврилы,

Телушки – Матрюшки,

А бычки – Петрушки,


Ярки – Варьки,

Бараны – Романы,

Свиньи – Аксиньи,

Боровья – Васильи,


Утки – Анютки,

Селезни – Васютки,

Куры – Феоны,

А кочета – Ионы,


Кошки – Хаврошки,

А коты – Хлимошки,

Ворона – Алёна,

А ворон-то – Губа,


Алёну не любя,

По затылку лупя.

Бай-бай-бай,

Спи, унучек, засыпай. (автор А.Н. Королькова)




Жил-был мужичок

Тур-туру-туру-турушок,

Туру-туру-турушок,

Осиновый гребешок.


Чего барин делает?

Туруру пишет

На железной стулице,

На оловянном блюдице.


Динь-бом, динь-бом,

Загорелся кошкин дом,

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом.


У ней ведёрочки малюсенькие,

Коромысла тонюсенькие,

Коромысло гнётся,

А водица льётся.


Туру-туру-турушок,

Туру-туру-турушок,

Берёзовый гребешок.


Чего царь делает?

Да туруру пишет,

На железной стулице,

На оловянном блюдице.


Динь-динь-динь,

Бом-бом-бом,

Загорелся кошкин дом,

Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом.


У ней вёдра малюсенькие,

Коромысла тонюсенькие,

Коромысло гнётся,

А водица льётся.


Вот такое дело было,

Курица пожар тушила,

Больше пламя не горит,

Мне нечего говорить,

Мой унучек крепко спит. (автор А.Н. Королькова)




Сорока летела

Сорока летела,

Летела, села,

Посидела, хвостиком повертела

Да опять полетела.


Её спрашивают:

— Сорока-душа,

Где ты была?

— Табун стерегла.


— Где ж твой табун?

— По горам пошёл.

— А где те горы?

— Черви выточили.


— А где же черви?

— Гуси выклевали.

— А где же гуси?

— По тёрнам пошли.


— А где же тёрны?

— Девки выпололи.

— А где же девки?

— За мужьёв пошли.


— А где мужья?

— На войну пошли.

— А где ж война?

— Там война, где бьют врага.


— А какой это враг?

— Тот враг, кто хочет у народа радость отнять.

— Тогда и мы пойдём бить врага…


(автор А.Н. Королькова 1943 г.)


IV. Протяжные песни


Уж вы горы мои, горы (Рекрутская песня)

Уж вы горы мои, горы Воробьевские,

Ничего вы, горы, ничего не породили,

Породили горы один бел-горюч камень.

Из-под камушка течет, течет быстра реченька,

Как на этой на реке стоит куст ракитовый,

На кусту том сидит, сидит млад сизой орел,

Во когтях держит, держит черна ворона.

Он и бить его не бьет, всё выспрашивает:

«Где ты, ворон, братец, был, где полетывал?»

- «Уж и был я на диких, на диких степях на саратовских,

Уж и видел я там, видел чудо дивное:

Там лежит, лежит тело белое.

Никто к тому телу, никто не подступится.

Как вокруг того тела вьются лишь три ласточки.

Как и первая ласточка — его родна матушка,

А другая ласточка — его сестра родная,

Как и третья ласточка — его молода жена.

Как и мать по нем кричит, что быстра река течет.

А сестра по нем кричит, что с горы ручьи текут.

А жена по нем кричит — словно утрешня роса:

Как и солнышко взойдет — роса высохнет». (Из репертуара Воронежского русского народного хора)

По дворочку Дуня шла

По дворочку она, Дуня, шла.

Эх, Дуня шла,

Ой да, словно лебедь проплыла.


Э-ох да, словно лебедь, проплыла, да,

Словно лебедь, она проплыла, проплыла,

Ой да, молодцу сердце зажгла.


Э-ох, молодцу сердце зажгла, да,

Знать мальчонка, да он был неглуп, он неглуп,

Ой да, зашёл к Дунюшке не вдруг.


Э-ох, зашёл к Дунюшке не вдруг, да

Зашёл к Дунюшке да он не вдруг, он не вдруг.

Ой да, затворил он дверь на крюк. (Из песенной тетради М.И. Мещеряковой солистки Старотойденского хора)


Запевка. Без названия

Ой, пора тебе на волю, песня русская,

Благовестная, победная, раздольная.


Погородная, посельная, попольная,

Непогодою–невзгодою повитая.


Во крови, в слезах крещёная-омытая!

Ох, пора тебе на волю, песня русская!


Не сама собой ты спелася-сложилася:

С пустырей тебя намыло снегом-дождичком,


Нанесло тебя с пожарищ дымом-копотью,

Намело тебя с сырых могил метелицей. (Из репертуара

Воронежского русского народного хора)


Эх, да что же вам, поля, полюбилося

Эх, да что же вам, поля,

Эх, полюбилося?

Эх, да что же на полях

Уродилося?


Эх, полюбилися полям

Эх, клёны стройные.

Эх, посадили их весной

Люди добрые.


Эх, ручейки в полях текут

Эх, серебристые.

Эх, соловьи в кустах поют

Голосистые.


Эх, уродилася в полях

Эх, рожь-красавица.

Эх, золотым зерном она

Наливается.


Эх, да стали все поля

Эх, изобильные.

Эх, да славься ты, земля

Наша сильная! (Из репертуара

Воронежского русского народного хора)


Под ракитою зелёной

Под ракитою зелёной

Казак раненый лежал.

Ой да под зелёной

Казак раненый лежал.


Прилетела птица-ворон,

Начал каркать над кустом.

Ай, да б не вился чёрный ворон,

Чуя лакомый кусок.




Ты не каркай, чёрный ворон,

Над моею да головой.

Ой да черный ворон,

Я казак ещё живой.


Ты слетай-ка, чёрный ворон,

К отцу, к матери домой.

Передай платок кровавый

Моей жинке да молодой.


Ты скажи-ка, чёрный ворон,

Что женился да на другой,

Что нашёл себе невесту

В чистом поле за рекой.


Была свадьба тиха-смирна,

Под ракитовым кустом.

Ой да тиха-смирна,

Под ракитовым кустом.


Была сваха – сабл* востра,

Штык булатный был дружком.

Ой да сабл* востра,

Штык булатный был дружком.


Поженила пуля быстра,

Обвенчала мать-земля.

Ой да пуля быстра,

Обвенчала мать-земля (Из песенной тетради М.И. Мещеряковой солистки

Старотойденского хора и репертуара

Воронежского русского народного хора)


Без названия

Ты пройди, пройди, скучное время,

Пройди поскорей.

Протекайте все часы и разминуты,

Наши люты дни… (старинная русская песня

взятая А.Н. Корольковой от Степана Растрыгина)


Без названия

Эх, полюбился полям ручьи чистые,

Эх, песни девушки поют голосистые,

Эх, уродилося в полях рожь-красавица,

Эх, золотым зерном она наливается. (автор А.Н. Королькова)

Рекрутская песня

Закатилось красное солнышко

Да за тёмные леса.

В поле пташки приумолкли

Соловушки не поют.

Как в лесу том, лесу тёмном

Да там хижина стоит.

Как во этой да хижине

Вдовушка одна живёт.

Уж такая-то она разнесчастная,

Что солдатская она жена… (Из репертуара

Воронежского русского народного хора)


VI. Сказы

посвящённый подвигу героев-полярников

В мае 1937 – феврале 1938 года вся страна следила за дрейфом станции «Северный полюс-1». Этот дрейф продолжался 274 дня. Льдина, на которой дрейфовали полярники Пётр Петрович Ширшов, Евгений Константинович Фёдоров, Эрнст Теодорович Кренкель под руководством Ивана Дмитриевича Папанина, прошла 2100 километров. Дрейф, не обошедшийся и без драматических ситуаций, завершился в Гренландском море. В неимоверно трудных условиях экспедиция собрала уникальный материал по изучению высоких широт Северного Ледовитого океана.

Анна Николаевна не осталась равнодушной к трудовому подвигу героев-полярников. В дни, когда страна тревожилась о их судьбе, она создала сказ о Северном полюсе. Сначала он появился в стенной газете завода СК-2. Потом его опубликовала областная газета. А вслед за этим – главная газета того времени, «Правда».


Северный полюс суровый,

Пурга и вихри там вьют.

Наши зимовщики – четыре героя –

На льдине живут.

Климат изучают и Северный путь…

Фёдоров глубь океана измеряет,

Ширшов – его ширину,

Кренкель по рации вызывает

Родную Москву.

А Папанин на полюсе стоит,

На Северный полюс он хочет

Печать с гербом приложить.

Потому что Северный полюс

Нам теперь принадлежит… (автор Королькова А.Н.1937-1938 гг.)


VII. Причитания и плачи


«Причитания по угнанным в фашистскую неволю советским девушкам»:

Да куда же вы, наши доченьки, ушли от нас,

Куда вас угнали злодеи-изверги?

Сожгли вороги нас, все разграбили,

Не оставили нам угла теплого:

Как да осталось одно поле чистое,

Да и вас, молодых, со свету сгубили

Секут вас плетями ременными,

Бьют вас прутьями железными.

Да и падаете вы от побоев, как тополиночки молоденьки.

Ой вы, любимы наши деточки,

Идут к вам да наши советские богатыри на выручку...

(автор А.Н. Королькова, 1942-1943 гг.)


«Плач народа о Сталине»

Знать, в ненастный день да ранний час

Небо чистое понахмурилось,

Не взошло-то солнце красное,

Закатилось оно за крутые горы высокие,

За темные леса дремучие.

Пригорюнились да заплакали люди добрые,

Перестали петь птицы вольные песни звонкие,

Не стало у нас учителя верного, отца родного, вождя мудрого

Иосифа Виссарионовича Сталина.

Подкосила его смерть неумолимая,

Подломились его резвые ноженьки,

Опустились белы рученьки,

Разумная мудрая головушка

Пала на груди белые,

Перестало биться сердечко ретивое,

Велико горе народное, грусть-печаль сердечная,

Драгоценный наш учитель, родной батюшка Иосиф Виссарионович,

Не услышим мы теперь твоего голоса,

Не увидим твоего следочка.

Ты прожил жизнь, жизнь трудную,

Указал нам путь-дорожку светлую и верную

К миру счастья и коммунизму.

По ней трудовой народ, славя тебя и партию,

Партию коммунистическую, непобедимую,

В боях, в огне закаленную,

Твоею мудростью умудренную,

Уж поведет нас эта партия

По пути тобой указанному,

Мы пойдем за ней, как за тобой шли,

К светлой жизни, жизни радостной,

Драгоценный наш отец-батюшка!

Не зарастут твои дороженьки травой-муравой,

А зарастут они цветами лазоревыми,

Хлебами высокими, садами зелеными,

Городами богатыми, рощами апельсинными.

Вспоминать мы тебя будем словами добрыми,

Выполнять твои заветы делами великими.

(автор А.Н. Королькова, март 1953 г.)


VIII. Частушки по циклам


периода ВОВ, посвящённые сражениям и победе

Никогда вас не забудем,

Песни мы о вас поём.

«Русской песней» танк назвали,

Вам его на фронт пошлём.


Пусть на танк гвардеец сядет,

Смело песню запоёт.

С русской песней не погибнет,

«Песня русская» спасёт! (доподлинно неизвестно автор

или корректор А.Н. Королькова этих 2 частушек)

Я сегодня весела,

Веселей всего села –

Милый с фронта сообщил:

Орден Славы получил.


Милёночка наградили

Золотой медалью:

Девяносто три полёта

Сделал на Германию.


Расчешу я гребешком

Косы свои русые.

Мой милёнок письма шлёт

Из Восточной Пруссии. (автор А.Н. Королькова)






посвящённые техническому преобразованию советского села

Шире, улица, раздайся,

Тракторам дорогу дай.

Убирать мы вышли в поле

Наш высокий урожай.


На полях гудят моторы,

Землю пашут трактора.

Разноцветными цветами

Жизнь в колхозе расцвела.

Вы стахановцы заводов,

Мы стахановцы полей.

Перевыполним программу –

Ещё будет веселей.


Рабочие и крестьяне –

Все зажиточно живут.

Дорогой товарищ Сталин

Указал нам верный путь.


На работу мы идём,

Песни весело поём.

Перевыполним программу –

Хлеб досрочно уберём!


Я плясать не заробею

А пою как соловей

У меня частушек много-много

Ещё больше трудодней


Веселей играй гармошка

И раздайся хороводам

Звеньевая, боевая

Семисотница идёт (доподлинно неизвестно автор

или корректор А.Н. Королькова этих 2 частушек)



о новых победах страны

Наш советский эроплан

До Америки летал!

Герой нашего Союза

Самолётом управлял!



Япония обнаглела

И на нас бросается.

Красна Армия сильна,

В один час отпор дала!

Наша мощь несокрушима

На земле и на морях –

Бойцы наши доказали

На хасановских боях.


Бойцы бились на Хасане,

Самураям доказали:

Красна Армия сильна,

Её не сломишь никогда. (автор А.Н. Королькова)


житейские заботы людей

Песня ладная, свободная,

Прозвучи на целый свет.

Выбираем власть народную,

Выбираем свой Совет.


У меня, да родный муж

На работу спор, да дюж,

А я мужнина жена,

На работу не годна.



Мы с подружкой боевые,

Боевые только две,

Мы нигде не подкачаем,

Ни в работе, ни в беде.


Сапожки мои,

Каблуки наборные,

Мои руки золотые,

А ноги — моторные. (автор А.Н. Королькова)


Эх, кофта моя,

Не утюженная.

Я расту, не понимаю,

Кому суженая!




плясовые

Отчего же не плясать,

От чего не топнуть,

Неужели подо мной,

Половицы лопнут.

Пойду плясать,

Головой качну,

Сама карими глазами

Завлекать начну!


Гармошечка заиграет-

Моё сердце зажигает

Ноги в пляску просятся

И по кругу носятся.


У меня четыре шали,

Пятая пуховая,

Не одна я боевая,

Все мы здесь бедовые (доподлинно неизвестно автор

или корректор А.Н. Королькова этих 2 частушек)


любовная лирика

Ах, любовь, ты любовь,

Ты как пачка конфет.

Почему я не любила,

Когда было девять лет!


Что же это за любовь

К человеку вяжется?

Некрасивого полюбишь,

А красивым кажется.


Голубая моя лента

В косе русой вяжется

Говорят, что я ревнива

Это просто кажется.


Подружка моя,

У нас Саша-то один.

Ты ревнуешь, я ревную.

Давай его продадим. (Из репертуара Женского фольклорного хора СК-2 (1937 г.), Старотойденского хора (1942 г.), Воронежского русского народного хора (с 1943 г.) и Старотойденского хоров (с 1972 г.)).


Приложение 2

ЧАСТУШКИ

На гармошку, на трёхрядку

я сирени положу

Веселей играй, Ванюша,

Гармонисту закажу Д1 (1)


Вот она и заиграла,

Двадцать три на двадцать три.

Меня гулять не отпускают,

Говорят: «Картошку три»! М2 (1)


Пропоем мы вам частушки

Замечательны таки,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуют старики. М3 (1)


Мне сказали на базаре:

Рыба ходит в сарафане.

Полно хвастать, полно врать:

Как она будет шагать? М2 (2)


Между небом и землей

Поросенок вился

И нечаянно хвостом

К небу прицепился. М3 (2)


Если что неверно спето —

Критикуйте, зрители:

Нынче сами мы поэты,

Сами исполнители. Д1 (3)

45