Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБПОУ «Колледж традиционных искусств народов Забайкалья»
Тема:
«Влияние цвета на настроение человека»
Выполнила: Жигжитова Аюна, студентка 221 гр.
Руководитель: Цыбикова С. Н., преподовать
Иволгинск, 2018 г.
Содержание
Введение. Актуальность темы……………………………………………
I. Теоретическая часть
1.1. Понятие о цвете………………………………………………………
1.2. Краткая характеристика физиологии и психологии цвета………..
1.3. Использование характеристик цветов в повседневной речи …….
II. Практическая часть
2.1. Результаты наблюдения цветов одежды моих одногруппников…
2.2. Определение цвета настроения студентов с помощью интервью…
Заключение………………………………………………………………..
Литература ………………………………………………………………..
Приложения……………………………………………………………….
Введение
У каждого человека есть свой любимый цвет. Человек видит мир в цветах, цвет присутствует везде, поэтому он влияет на человека также, как и все остальное. Но, несмотря на это, мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет: чем руководствуются люди при выборе любимого цвета? Что заставляет человека из всего многообразия цветов и оттенков выбрать один излюбленный? Определение любимого цвета у каждого происходит индивидуально. Магия цвета может воздействовать на характер человека, исцелить от болезней. Если цвет подходит к внутреннему состоянию человека, то магия цвета приводит в состояние уравновешенности, уверенности в себе. В таком состоянии человек способен в полной мере реализовать свои способности, открыть в себе новые, до сих пор неведомые таланты, добиться желаемых результатов. Вот так магия цвета делает его счастливым. Замечено, что выбор цвета обуславливается и географическим положением. Люди, проживающие на юге склонны выбирать яркие цвета, а жители севера предпочитают спокойные тона. Но в любом случае надо знать, как влияет магия цвета влияет на человека и каждый цвет может оказывать как позитивное, так и негативное влияние. Поэтому чтобы лучше в этом разобраться, я решил взять этот вопрос темой своего исследования. Тема моего исследования «Влияние цвета на настроение человека».
Цель исследования: изучить роль и влияние цвета на настроение. Чтобы достичь поставила следующие задачи:
1. Изучить книги, справочники, энциклопедии, журналы, сайты Интернета, в которых рассказывается о влиянии цвета на человека.
2. Применить свои теоретические знания на практике, проведя соответствующие наблюдения, анкетирование.
3. Выяснить какие цвета вызывают ощущение радости, а какие грусти, выявить, как с помощью цвета можно поднимать настроение у человека.
4. Сделать выводы, подвести итоги исследования.
Методы исследования: наблюдение, изучение литературы, анализ различных источников, интервью.
Объект исследования: цветовая гамма.
Гипотеза: цвет влияет на настроение людей.
I. Теоретическая часть
1.1. Понятие о цвете.
В словаре С.И.Ожегова, цвет - это один из видов красочного радужного свечения (от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков). Цвет – это единственное, что можно воспринимать только через зрение.
Первой научной систематизацией и выразительному их названию мы обязаны Леонардо да Винчи (1452-1519). Он выделил шесть простых основных цветов: белый, жёлтый, зеленый, синий, красный и черный.
1.2. Краткая характеристика физиологии и психологии цвета.
Красный цвет.
Красный цвет наиболее активный, насыщенный, тяжелый, горячий, яркий цвет. Он символизирует любовь, власть, огонь, войну. Светлые оттенки красного действуют возбуждающе, темные придают солидность. У китайцев красный цвет — символ удачи, счастья, благородства. Красный цвет стимулирует, снабжает очень сильной, но достаточно грубой энергией, также способствует активности, уверенности и в больших количествах может провоцировать ярость, гнев.
Физиология красного цвета: стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, улучшает кровообращение, повышает количество красных телец в крови. Психология красного цвета: наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне, помогает проще справиться с неприятностями, формирует лидера.
Оранжевый цвет.
Оранжевый цвет малонасыщенный, теплый, легкий, действует возбуждающе. Оранжевый цвет стимулирует эмоциональную сферу, создает ощущение благополучия, веселья, символизирует наслаждение, праздник, благородство, высвобождает эмоции, поднимает самооценку, учит прощать, отличный антидепрессант, способствует хорошему настроению и пастельные оттенки оранжевого цвета (абрикосовый, персиковый) восстанавливают нервные затраты.
Физиология оранжевого цвета: находится между красным и желтым цветами спектра, поэтому обладает свойствами этих двух цветов, наделяет энергией как красный и способствует мыслительному процессу, как желтый цвет. Психология: очищает от неприятных ощущений, помогает принять негативные события в жизни (например, разрыв отношений или потеря близкого человека), помогает простить другого человека, отпустить неразрешимую ситуацию. Если вы находитесь в тупике и боитесь перемен, которые откроют новые горизонты в жизни, обратитесь к оранжевому цвету.
Желтый цвет.
Желтый цвет теплый, легкий, яркий, струящийся, радостный, вызывает приятные ощущения и символизирует движение, радость и веселье. Желтый цвет способствует активизации умственной деятельности. Желтый цвет - долго сохраняется в памяти, радостный, стимулирующий цвет, ассоциируют с интеллектом и выразительностью. Он увеличивает концентрацию, организует, улучшает память, способствует справедливому и быстрому принятию решений. Желтый цвет помогает принимать новые идеи и точки зрения других людей, это цвет оптимизма.
Физиология желтого цвета: хорошо лечит пищеварительную систему, обеспечивает ее работу. В основном воздействует на течение желчи, которая играет роль в поглощении и переваривании жиров и улучшает память. Психология: приводит чувства в движение, освобождает от негатива, который подрывает уверенность в своих силах, помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли.
Зеленый цвет.
Зеленый цвет насыщенный, спокойный, свежий, нежный, живой, действует успокаивающе, символизирует мир, покой, любовь, спасение. Зеленый цвет любят в Мексике, Австралии, Ирландии и Египте. В Китае зеленый цвет символизирует роскошную жизнь и молодость, а в Индии — мир и надежду, жизнь, рост, гармонию. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.
Физиология зеленого цвета: помогает при негативных состояниях - неуравновешенности, злобе, грубости, скованности в эмоциях и чувствах. Психология: когда вам недостает зеленого цвета, вы лишаетесь гармонии, зеленый цвет расслабляет.
Голубой цвет.
Голубой цвет слабонасыщенный, легкий, воздушный, прохладный, спокойный, слегка пассивный. Он символизирует чистоту, разум, постоянство и нежность. Если же голубого цвета слишком много, это может вызвать лень, апатию. Голубой цвет считается цветом креативности, его рекомендуют для учебных аудиторий или кабинетов, а бирюзовый оттенок способствует общению.
Физиология голубого цвета: помогает при бессоннице, так как действует расслабляющее, имеет вяжущее и противовоспалительное действие. Психология: помогает при негативных психических состояниях - застенчивости, страху говорить, плохие отношения.
Синий цвет.
Синий цвет очень насыщенный, очень холодный, тяжелый, строгий, таинственный, чистый. Первое чувство, которое он вызывает чувство настороженности. Синий цвет символизирует Вселенную, космос, успокаивающий цвет, способствует физическому и умственному расслаблению, создает атмосферу безопасности и доверия.
Физиология синего цвета: лечит глухоту, катаракту, кровотечения, бессонницу. Является анестетиком. Помогает при ангинах, ревматизмах. Воздействует на эндокринную систему. Психология: развивает психические способности, очищает мышление, освобождает от тревог и страхов, позволяет услышать внутренний голос и принять правильное решение (интуиция).
Фиолетовый цвет.
Фиолетовый цвет насыщенный, холодный, тяжелый, спокойный, таинственный, символизирует мудрость, зрелость, высший разум. Фиолетовый цвет легко подавляется другими цветами, но сам по себе фиолетовый цвет глубокий, выразительный, придает одежде торжественный и роскошный вид. В большом количестве фиолетовый цвет вызывает меланхолию. Этот цвет с артистизмом, великими идеями, интуицией, способствует вдохновению, состраданию, чувствительности. Величественный цвет, всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства. Это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Фиолетовый цвет объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души.
Физиология: лечит физиологические заболевания - сотрясение мозга, эпилепсия, невралгия, рассеянный склероз. Психология: помогает при негативных психических состояниях - неврозе, потери веры, отчаянии, потери самоуважения.
1.3. Использование характеристик цветов в повседневной речи.
В повседневной жизни мы часто используем выражения, которые используются многое годы и, произнося их, мы не задумываемся, почему именно этот цвет употреблен в данном выражении. Например, «Смотреть сквозь розовые очки», человек «голубых кровей», наступили «черные дни», «красный день календаря», «белая ворона». Все эти выражения издавна вошли в нашу речь, употребляя их мы не задумываемся, что розовый цвет свидетельствует о радостном восприятии всего окружающего, а голубой о спокойствии, разуме и надежности.
II. Практическая часть.
2.1. Результаты наблюдения цветов одежды моих одногруппников.
Я решила выявить, какой цвет одежды носят мои одногруппники. Для этого в течение недели наблюдала и отмечала, одежду каких цветов предпочитают носить мои друзья. Результаты оформила в таблицу (Приложение 1)
Из таблицы видно: В течение недели оранжевый цвет одежды встречается 12 раз, розовый – 11; желтый, синий, коричневый – 10; голубой – 9 раз; зеленый – 8; красный и синий- 7 .
Оказалось, что юноши предпочитают носить вещи синего, зеленого, коричневого, черного, реже красного и оранжевого цвета. Девушки - розового, голубого, оранжевого, желтого, сиреневого и красного цвета. Я решила, что это и есть любимый цвет девушек и юношей, но учитель пояснила, что цвет одежды чаще мы выбираем в зависимости от настроения.
2.2. Определение цвета настроения с помощью интервью.
Для того, чтобы выявить какому настроению какой цвет соответствует я провёла интервью. Цель моего интервью: Выявить какому настроению, какой цвет соответствует. (Приложение 3)
Вопросы:
1. Каким цветом вы раскрасите грусть?
2. Каким цветом вы раскрасите радость, счастье?
Я считаю, что грусть - это отрицательная эмоция, а радость, счастье – положительные, они дарят хорошее настроение. В моем интервью участие приняли 56 студентов нашего колледжа. По результатам исследования я сделала следующий вывод: хорошее настроение раскрашивают в красный, желтый, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый цвет, а плохое - в синий, коричневый, серый и черный. Из всех радостных цветов, предпочтение отдано красному, розовому, желтому и оранжевому цвету, а самые «грустные» цвета – это серый и черный. Хочется отметить, не смотря на то, что красный цвет выделен как цвет радости, у одной девушки отмечен цветом грусти.
Заключение.
Проведя исследования, я пришла к выводу, что оказывается с помощью цвета можно поднять настроение и снять усталость - это и есть цветотерапия. Главный труд студента – это учеба, чтобы учеба была радостнее, интереснее, в кабинете должны присутствовать все радостные цвета. В нашем колледже много комнатных цветов, любуясь цветами, мы помогаем отдохнуть нашим глазам. Наш спортзал оформлен яркими цветами, что помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение. Главное - не навредить, так как, если долго воспринимать один цвет, он может действовать наоборот. Например, красный цвет дарит радость, но при длительном его восприятии вызывает агрессию. Оптимист на всё смотрит сквозь розовые очки, а при печали весь мир видится в черном свете. В результате моих исследований, я подтвердила свою гипотезу: Да, что цвет влияет на настроение людей.
Литература
Б. А. Шашлов “Цвет и цветовоспроизведение” М. “Книга”. 2016 г.
В.В.Драгунский «Цветовой личностный тест». – М.: Изд. «Харвест», 2018 г. (Серия «Библиотека практической психологии»).
Г.Клар Тест Люшера. «Психология цвета». – М.: Изд. «Питер», 2017 г.
Г.Фрилинг, К.Ауэр «Человек – цвет – пространство». – М.: Изд. «Питер», 2016 г.
Дженис Линдси “Все о цвете” Книжный клуб. 2018 г.
Ж. Агостон “Теория цвета и её применение в дизайне” М. “Мир” 2016 г.
Л.Н.Миронова Цветоведение. Минск, 2017 г.
М.Люшер «Оценка личности посредством выбора цвета». – М.: Изд. «ЭКСМО-Пресс», 2015 г.
9. http://www.iluhin.com/notes/color/index.html
10. http://www.art-granatis.ru/information/color/index.html
11. http://www.gdekakpochemu.ru/chto-takoe-cvet/
Приложение 1.
Таблица «Цвет одежды моих одногруппников»
Цвет | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Белый | - | 3 | 3 | 2 | 3 |
Желтый | 5 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Розовый | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 |
Голубой | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Синий | 2 | 3 | 3 | 5 | 4 |
Фиолетовый | 1 | - | - | 1 | - |
Оранжевый | 4 | 3 | 1 | 1 | 3 |
Сиреневый | | 3 | 2 | 1 | 1 |
Зеленый | 2 | 3 | 3 | 3 | 5 |
Коричневый | 4 | 2 | 1 | 4 | 3 |
Серый | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 |
Черный | 2 | 2 | 4 | 2 | 1 |
Красный | 2 | 1 | 3 | - | 1 |
Приложение 2
Цвет грустного настроения.
№ п/п | Цвет | Количество студентов |
1. | Черный | 8 |
2. | Серый | 7 |
3. | Коричневый | 5 |
4. | Синий | 7 |
5. | Красный | 1 |
Цвет радости и счастья
№ п/п | Цвет | Количество студентов |
1. | Красный | 6 |
2. | Розовый | 5 |
3. | Оранжевый | 4 |
4. | Желтый | 5 |
5. | Голубой | 4 |
6. | Сиреневый | 4 |