СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа " Топонимика родного края"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по русскому языу " Топонимика родного края"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа " Топонимика родного края"»



I Всероссийская (XVII Поволжская) научная конференция учащихся

им. Н.И.Лобачевского

Секция «Прикладная лингвистика»

Исследовательская работа

Лингвистический аспект в изучении

топонимики родного края







Козин Артур, 9 класс

Направляющая организация:

МБОУ « Урахчинская ООШ»

Рыбно-Слободского муниципального района РТ







Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

I категории

Мустафина Ж.А.







Урахча 2016

Содержание



  1. Тема, цели и задачи работы, гипотеза исследования……………………………………………………………. ………3
  2. Введение………………………………………….................................................4
  3. Методика исследовательской работы……………………………………….…5-8
  1. Изучение теоретических основ топонимики.

  2. Виртуальная экскурсия по населённым пунктам Рыбно-Слободского района.

  3. Беседы с пожилыми людьми.

  4. Анкетирование учащихся.

  5. Лингвистический эксперимент.

6.Выпуск стенгазеты на тему «Загадки топонимики». Выступления перед учащимися.

7. Обработка языкового материала - топонимов (методы анализа и синтеза, сопоставление данных, морфемный и словообразовательный разборы слов.)

  1. Результаты исследования……………………………………………………9-10
  2. Выводы………………………………………………… …………………....11-12
  3. Литература…………………………………………….. ……………………13
  4. Приложения……………………………………………………………….....14- 20









Тема: «Лингвистический аспект в изучении топонимики родного края».

Цели исследования:

1.Провести историко-этимологический, морфологический и словообразовательный анализ топонимов Рыбно-Слободского района РТ.

2. Привлечь внимание к изучению топонимов родного края как средство познания истории, культуры, языка своего народа.

Объект исследования: названия населённых пунктов Рыбно-Слободского района.


Задачи исследования:

1.Провести сбор и систематизацию географических названий.

2.Провести историко-этимологический анализ топонимов; классифицировать их по мотиву, лежащему в основе возникновения наименования.

3.Провести структурно-словообразовательный и морфологический анализ топонимов; выявить наиболее продуктивные морфологические, структурные и словообразовательные типы топонимов.

Исходя из задач исследования, были выдвинуты следующие гипотезы:

- наименования поселений Рыбно-Слободского района этимологически связаны с именами, фамилиями людей, их характерами, природными объектами;

-с точки зрения морфологии, большинство топонимов - это имена существительные среднего и женского рода;

-самый продуктивный способ образования наименований поселений - суффиксальный.







Введение


«Сколько происходит пользы от географии человеческому роду, о том всяк, имеющий понятие и разум,  рассудить может» М.В.Ломоносов    География, несет  главную мысль: человек живет на одной Земле   с природой, частицей которой является   он сам. География, показывает, раскрывает красоту, неповторимость нашего мира!. География помогает проникнуться чувством уважения, понимания к другому человеку и другому народу, в каком уголке Земли ни жил бы он. Географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности – от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны. Географические имена, действительно, могут привести в восхищение, они таят в себе и мудрость народа, и исторические предания, и хитроумные загадки родного языка.

Мы решили разгадать загадки топонимов родной земли, познакомиться с историей появления поселений и их наименований. Интересным представилось исследование топонимов с точки зрения языка: какими языковыми средствами, «инструментами», пользовался народ, придумывая новое название.












Методика исследовательской работы

Для более глубокого изучения данного вопроса мы разработали методику исследовательской работы, а именно: анкетирование учащихся; лингвистический эксперимент; изучение специальной литературы; сбор материала, виртуальная экскурсия по Рыбно-Слободскому району; беседы со взрослыми людьми; выпуск цикла стенгазет на тему «Загадки топонимики», анализ слова (этимологический, словообразовательный, морфологический)

1. Изучение теоретических основ топонимики.

Сделали обзор литературы по этому вопросу в сельской библиотеке и районной библиотеке . Изучили материалы, размещённые в Интернете. Мы обнаружили в библиотеках немало трудов русских лингвистов по вопросам собственных наименований. Выяснили, что функциональное и языковое своеобразие собственных имен привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания - ономастике.

Ономастика включает в себя несколько разделов в зависимости от характера объектов, называемых ономастическими словами и специфики изучаемых слов. Существует несколько классификаций имен собственных.

В нашей работе мы придерживаемся точки зрения В.Д. Бондалетова. (Приложение 1)

Топонимика является интегральной научной дисциплиной, которая находится на стыке трёх областей знаний: географии, истории и лингвистики. Поэтому мы обращались за консультацией к учителям истории, географии, русского языка.

Вывод: Топонимика вызывает интерес в изучении. Теоретические основы хорошо разработаны, немало напечатано материалов по происхождению географических наименований.

2.Виртуальная экскурсия по населённым пунктам Рыбно-Слободского района..

Русскому языковеду Николаю Ивановичу Надеждину принадлежит образное определение топонимики, он писал: "Первой страницей истории должна быть географическая ландшафтная карта, она должна выступать не только как вспомогательное средство, чтобы знать, где что случилось, но как богатый архив самих документов, источников". Поэтому, приступая к сбору рабочего материала, мы совершили виртуальную экскурсию по родным местам . (Приложение 2)

Работали с географической картой в кабинете географии. Старались предположить, каким образом положение Рыбно-Слободского района в целом могло сказаться на появлении тех или иных наименований поселений. Посетили Интернет-сайты районных центров, познакомились с историей отдельных сёл, деревень, их достопримечательностями.

Вывод: Эта экскурсия дала возможность увидеть многообразие топонимов области и предположить, что географическое положение и историческое прошлое нашло отражение в наименованиях. Мы составили список наименований районных центров и населенных пунктов Рыбно-Слободского района в алфавитном порядке. (Приложение 3)

3. Беседы с пожилыми людьми.

Мы провели беседы с целью сбора бытующих в народе легенд о происхождении названий населенных пунктов. Выяснили, что взрослые в основном знают историю возникновения топонима Рыбная Слобода. Один человек рассказал легенду о происхождении наименования села Масловка. Взрослые чувствовали неловкость, не зная происхождения топонимов, и советовали нам изучать историю происхождения наименований как историю своего края.

4.Анкетирование учащихся.

Провели анкетирование среди учащихся школы с целью определения уровня знаний по топонимике и интереса к этому вопросу. (Приложение 4)

98% опрошенных не встречались ранее с термином топонимика. 80% респондентов ничего не могли сказать по поводу происхождения названия нашей деревни. 100% опрошенных проявили интерес к топонимике, хотели бы узнать историю происхождения населенных пунктов, в которых родились, в которых живут их родственники.

Вывод: Большинство опрошенных имеют низкий уровень знаний по топонимике своего края, но хотели бы узнать больше. Выбранная тема исследования находит отклик в сердцах опрошенных нами учащихся школы.

5. Лингвистический эксперимент.

Провели лингвистический эксперимент. Предложили ребятам ответить на вопрос «Как бы ты назвал свое село (город, деревню)?» Проанализировали мотивы, положенные в основу придуманных наименований, сопоставили с результатами этимологического анализа топонимов края и пришли к выводу, что человеку всегда хотелось увековечить свои имя, фамилию в названии населенного пункта (Кирилловка, Ивановка,Ибрагимово, Марселевка – выдуманные топонимы, таких большинство). Также ребята связывают наименования населенных пунктов с природой (Прилесное, Побережное, Сосновка,). Некоторые выдуманные топонимы указывают на эмоциональное состояние, характеристику человека (Спокойное, Солнечное, Великое).

6. Выпуск стенгазеты на тему «Загадки топонимики», выступления перед учащимися.

Накопленные во время работы над проектом материалы позволили нам оформить стенгазету «Загадки топонимики» и выступить на классных часах перед учащимися, чтобы познакомить все наше школьное сообщество с топонимикой нашей малой Родины. (Приложение 5)

7. Обработка языкового материала - топонимов (методы анализа и синтеза, сопоставление данных, морфемный и словообразовательный разборы слов).

Собрали материал о происхождении названий населённых пунктов района, работая с книгами местных краеведов, статьями в газетах разных лет. Можно отметить, что родная топонимика вызывала больший интерес в 60-80-е годы 20 века, тогда в периодической печати часто печатались очерки о происхождении наименований разных населенных пунктов. Интересные публикации мы обнаружили в краеведческом отделе районной библиотеки. Для нас большую ценность составили книга краеведов : Марии Ивановны Трофимовой и С.Г. Ермолаевой « Рыбная-Слобода. История родного края»

Далеко не все топонимы объяснены, нередко существует несколько версий, мнений, гипотез по происхождению названия того или иного населенного пункта-деревни, села. Собранный материал помог узнать, какие события, люди, особенности их быта, занятий, природные условия оставили свой след на карте нашей малой родины, предопределили разнообразие её топонимов. Составили свой топонимический словарь, опираясь на материал русско-татарских и татарско-русских словарей. (Приложение 6)



















Результаты исследования

Историко-этимологический анализ топонимов, их классификация по мотивирующему фактору происхождения наименования.

Как показал историко-этимологический анализ, большинство названий связано с именем первопоселенца или владельца (таких топонимов - 11), фамилией (7 названий), фамильным прозвищем (11 топонимов). Причем имена как русского так и татарского происхождения (Николаевка,Губайдулловка, Иванаево, Наумово, Степановка). Фамилии, давшие рождение топонима, упоминаются в архивных документах (Бердибяков, Солтанов, Козяков, Ямашев). Фамильные прозвища подчеркивают характеры людей (Зюзино, Кадряково, Корноухово), социальное положение (Кабаличи), их занятия (Мельничный Починок, Масловка, Тимерлек , Рыбная Слобода.). Названия указывают на род занятий жителей этого села, особенности хозяйственной деятельности.

Оценка жителями месторасположения населенного пункта отразилась в названиях Алан-Полян, Дикое поле, Наратлы,Красный яр, Полянка, Юлсубино, Хутор, Урняк, Тавларово, Сорочьи горы,

Часто на Руси поселения получали названия по реке, на которой расположены : Шестая речка, Шумбут, Шиланка, Гремячка, Дон-Урай ,Зангар-Куль ( озеро) , Камский, и др. Так как названия рек древнее, то в них отражается ещё эпоха, когда на наших землях проживали булгарские народы. .

Природные факторы, характер местности, на которой возникало поселение, тоже нашли отражение в исследуемых топонимах: Кульга, Кугарчино. и др.(9 названий)

История страны, история поселения, его судьба отражена в следующих названиях: Сатлыган (название связано либо с древними булгарскими, либо с тюркскими языками, что позволяет предположить древность происхождения названия, уходящее в те века, когда на этих территориях жили булгарские племена.), Ырга, Атмас, и др.

Можно выделить группу наименований, указывающих на тип поселения: Новый Арыш, Кызыл-Юлдузский лесхоз, , Хутор.


Анализ топонимов с точки зрения морфологии и словообразования.

Мы классифицировали материал по частиречной принадлежности и способу словообразования.

" Суффиксация - отличительная черта славянской, в частности русской, топонимической системы", - пишет Э. М. Мурзаев. Этот тезис подтверждает и проведенный нами анализ.

В исследуемых топонимах самым продуктивным суффиксом является -ов-(-ев):Уреево, Ямашево, Шумково, Шетнёво, Сабакаево(21 топоним).

Часто используется и суффикс -ин: Тябердино-Челны, Зюзино и др. (8 наименований). Только этими двумя суффиксами представлен средний род существительных - топонимов в русском языке вообще и в исследуемых названиях в частности. Но их значительное количество.

Географические названия женского рода оформляются с помощью более многочисленной группы суффиксов. Самый продуктивный суффикс -к- и его варианты -овк-, -евк-. Так образованы топонимы Николаевка,ОсиновкаМасловка и др. (7 названий)

Названия мужского рода оформляют суффиксы -ок- : Починок,-як: Бердыбяк ,Ошняк, Машляк. Топонимов - существительных множественного числа всего три: Тулуши, Челны, Казыли, что свидетельствует об отсутствии рускоязычных племён на этой территории. Бессуффиксные топонимы составляют сравнительно небольшую группу: Урай, Букаш, Зангар-Куль и др.

Сложные топонимы, образованные путем сложения основ или сложения и одновременно суффиксации, представлены следующими названиями: Шеморбаш ,Шетнево-Тулуши,Корноухово,


Выводы

1.В результате проведенного историко-этимологического, морфологического и словообразовательного анализа топонимов Рыбно-Слободского района, мы выяснили, что большинство наименований поселений этимологически связано с именами, фамилиями первопоселенцев или владельцев, ряд населенных пунктов получили названия по реке, на которой расположены, также в топонимах отражается характер местности, природные факторы, некоторые характеристики жителей, история поселения;

с точки зрения морфологии, большинство топонимов - это имена существительные среднего и женского рода;

самый продуктивный способ образования наименований поселений – суффиксальный.

2.Работа над проектом дала нам возможность раскрыть свои творческие возможности, расширила кругозор, развила интерес к фундаментальным наукам.

3.Подобное исследование помогает лучше узнать родные места, - оно важнейшее средство патриотического, нравственного воспитания. Изучая топонимы родного края, мы познаем историю, воспитываем в себе любовь к «малой Родине», к родному слову, без чего немыслима любовь ко всей России.


В процессе работы наиболее интересным для нас был поиск и сопоставление версий происхождения топонимов. Мы узнали много нового из истории развития нашего края. Не менее интересным оказалось выяснение, как, от чего и с помощью каких языковых единиц рождается новое слово – наименование.


Исследование оставленных в наследство нашими предками названий городов, деревень, сел - это соприкосновение с национальной историей и самобытной культурой родной земли, уважение к духовному наследию прошлого. Недаром К. Паустовский писал: "Названия - это народное поэтическое оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта. Названия надо уважать".




























Литература

1. М. И. Трофимова; и С.Г. Ермолаевой: « Рыбная-Слобода. История родного края»

2.. Крашенинников В.В. Из истории селений Брянского района. Брянск, 2004

3. Паустовский К.Г. Книги скитаний . Электронная версия: http://www.gramotey.com

4. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. Просвещение, 1983.

5. Мурзаев Э.М. География в названиях. Москва,1982.

6. Суперанская А.В. Что такое топонимика. Москва, 1984

7. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. Москва,1965





















Приложение 1


Классификация имен собственных по В.Д.Бондалетову

1) антропонимы - названия человека (его имя, фамилия, отчество, прозвище, псевдоним);

2) топонимы - названия географических объектов (рек, морей, океанов, гор, возвышенностей, низменностей, а также городов, сел, площадей, звезд, планет, комет);

3) зоонимы - клички животных (лошадей, коров, верблюдов, собак, кошек, птиц, рыб;

4) теонимы - названия богов, демонов, мифологических персонажей и т.п.;

5) ктематонимы (от греческого ктематос - "имущество, богатство") - название предприятий, учреждений, организаций, исторических событий, праздников, органов печати, издательств, произведений литературы и искусства, пароходов, поездов, спутников, театров, магазинов, отдельных предметов, например: мечей, колоколов и














Приложение 2

Приложение 3

Населенные пункты Брянского района


село Алан-Полян

село Анатыш

село Балыклы-Чукаево

деревня Бердибяково

село Бетьки

село Биектау

село Бикчураево

село Большая Елга

село Большая Кульга

деревня Большая Осиновка

деревня Большое Кадряково

деревня Большой Атмас

село Большой Машляк

село Большой Ошняк

село Большой Салтан

деревня Верхний Машляк

поселок Верхний Ошняк

село Верхний Тимерлек

село Гремячка

поселок Губайдулловка

деревня Дикое Поле

деревня Дон-Урай

деревня Зангар-Куль

село Зюзино


деревня Иванаево

село Камский

поселок Камский

село Кзыл-Юлдузский лесхоз

село Козяково-Челны

село Корноухово

село Крещеные Казыли

село Кугарчино

село Кукеево

село Кутлу-Букаш

поселок Лесничеств

деревня Красный Яро

деревня Малая Кульга

деревня Малое Кадряково

деревня Малый Атмас

деревня Малый Машляк

село Малый Ошняк

село Мамли-Козяково Челны

село Масловка

село Мельничный Починок

деревня Наратлы

деревня Наумово

село Нижний Тимерлек

деревня Николаевка

деревня Новая Ырга

село Новый Арыш

деревня Новый Починок


деревня Новый Салтан

село Околоток-Янгасала

деревня Ошняк-Качкалак

деревня Полянка

село Русский Ошняк

поселок городского типа Рыбная Слобода

деревня Сабакаево

деревня Сатлыган

село Сорочьи Горы

село Старый Арыш

деревня Степановка

село Тавларово

село Троицкий Урай

деревня Тябердино-Челны

село Урахча

село Уреево-Челны

поселок Урняк

деревня Хутор

деревня Челны-Баш

село Шеморбаш

деревня Шестая Речка

село Шетнево-Тулуши

село Шетнево-Черемышево

деревня Шиланка

село Шумбут

село Шумково

село Юлсубино

село Ямашево

деревня Янавыл

село Янчиково










Приложение 4

Анкета

1.Знаете ли вы, что такое топонимика?

2. Можете ли вы объяснить, почему наша деревня так называется?

3. Интересна ли вам история происхождения географических названий?

Хотите ли узнать историю наименований населенных пунктов родного края?























Приложение 5


















Приложение 6

Краткий топонимический словарь (образец словарной статьи)

  • Рыбная Слобода - Каждое село имеет свою биографию, своё лицо. Рыбная Слобода создавалась как военный острог. В ХVI веке здесь была построена крепость-сторожевая вышка. Около этой крепости возникло поселение пришлых свободных людей, жители которого занимались рыболовством и различными ремёслами. Это поселение из военного острога превратилось в промысловое, торговое село - Рыбную Слободу. Оно стало богатым, играло большую роль в производстве и торговле края. Рыбную Слободу вместе с Алексеевским называли*Москвой и Петербургом* Лаишевского уезда. Ещё в XVIII веке американцы знали о нашем селе как центре кружевного производства. Азиатские народы восхищались ювелирными изделиями мастеров-кустарей, умельцев. В Рыбной Слободе хорошо были развиты рыболовство, гончарное, кожевенное, столярное дело и различные другие промыслы.

  • Гремячка- названия многих речек с бурным течением в горных районах области. Поселение находится на берегу притока реки Кама.

  • Мельничный Починок- село , где раньше по рассказам жителей действовали две мельницы. В старину так называли вообще начало, почин, с ударением на втором слоге. В таком случае смысл фамилии прозрачен: ее получали люди передовые, энергичные, способные начать новое дело. Но бытовало и другое значение слова починок – выселки. Починковым называли хозяйство, обустраиваемое на месте расчистки или выжега в лесу, т.е. далеко от деревни. Земли там давали хороший урожай, поэтому переселялись на починки охотно. Естественно, что новое место жительства давало и новое прозвание людям – Починки

  • Зенгер-Куль-село в центре которого находится озеро с прозрачной голубой водой.

  • Наратлы-деревня находится в сосновом лесу.

15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!