СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Трансформация жанра письма"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Трансформация жанра письма" для городской конференции "Шаг в будущее"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Трансформация жанра письма"»


Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12

имени Героя Советского Союза Ж.Е. Тулаева» г.Улан-Удэ






Направление: «Проблемы современной текстологии»






Трансформация жанра письма.





Автор: Ступина Дана Сергеевна,

ученица 8 «А» класса

Руководитель: Митыпова Татьяна Ефимовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 12»











Улан-Удэ, 2018



Оглавление







Введение………………………………………………………………………….……………………3

1. История письма и виды писем ………………….……………………………………………....4

2. Трансформация жанра письма в 21 веке Переписка в социальных сетях …………….....6

3. Результаты исследования……………………………..................................................................7

4. Особенности современного языка Интернет-общения………………………………………8

Заключение………………………………………………………………………..............................9

Список использованной литературы…………………………………………............................11

Приложение…………………………………………………………………………………………12



Введение


Эпистолярные жанры (от греч. epistole - письмо) представляют собой особую форму словесности, воплощающуюся в текстах, «имеющих форму письма, открытки, телеграммы, посылаемые адресату для сообщения определенных сведений».

Письмо является древним популярным эпистолярным жанром. На протяжении долгого времени переписка была единственным средством связи для людей, которых разделяло расстояние. Со временем вырабатывались устойчивые этикетные формулы, свойственные определенным видам писем (деловым, частным и т. д.). Переписка велась между родственниками, знакомыми, друзьями, коллегами и т. п. Актуальность проблемы заключается в том, что сегодня эпистолярные жанры переживают не лучшие времена. Это связано, прежде всего, с развитием научно-технического прогресса и увеличением значения устной речи. Функцию коммуникации на расстоянии приняли на себя телефонные разговоры, смс-сообщения, переписка в социальных сетях, общение по электронной почте и т. д. В привычном формате бумажные письма используются редко, чаще всего в качестве делового документа. С одной стороны, технические нововведения расширяют возможности коммуникантов: в разы убыстряются процессы передачи и получения информации, экономится время собеседников, есть возможность прикрепить к сообщению фото, видео и аудио-материалы, вести диалог сразу с несколькими участниками общения, также стало реальным видеть партнера по коммуникации во время разговора.

В связи с тем, что письменная речь интернет-общения уподобляется устной, на первое место выдвигается скорость передачи информации, а не выражение вежливого отношения к адресату, появляются новые принципы и закономерности общения посредством переписки. Стиль изложения, структура письма и допустимость употребления или неупотребления некоторых этикетных элементов понимаются участниками общения по-разному, что иногда провоцирует недопонимание между участниками коммуникации.

Цель данной работы - выявление основных изменений, которые произошли в эпистолярном жанре.

Для достижения поставлены следующие задачи:

  1. Изучить информацию о традиционном письме.

  2. Выяснить основные особенности языка - интернет общения.

  3. Провести анкетирования среди учащихся 8-11 классов.

Методы исследования: опрос учащихся, анализ теоретической литературы, наблюдение, обобщение и систематизация.


1. История письма и виды писем

История письма насчитывает много тысячелетий. И первые письма, естественно отличались от современных писем, если вы помните, древнее письмо называли пиктографией, латинское слово- pictus- рисованный.

Затем было узелковое письмо 2500 году до н.э. Племена инков передавали информацию при помощи сочетания нитей и узелков. Каждое приспособление представляло собой основной шнур с привязанной к нему сотней нитей. И нити, и узелки, и их расположение, и цвет имели значение. Ученым не удается расшифровать узелковое письмо до сих пор.

Письма, хранящие свои тайны. Некоторые древние письма и по сей день остается тайной за семью печатями. Не поддаются расшифровке письма народов долины, живших 4000 лет назад и использовавших 300 знаков для записи информации. Не найден ключ к линейному письму, процветавшему на Крите в 3000 г. до н. э.

Индейцы майя с территорий Центральной Америки 250 г. до н.э. разработали сложную систему письма с использованием примерно 850 знаков - картинок. Обнаружены многочисленные связи между этими значками и современными диалектами тайн.

Первое письмо- клинопись - в г. Уруке- Шумер около 3300 (Азия).

Из словаря С.И. Ожегова о письме мы узнаем: письмо - написанный текст, посылаемый для сообщения чего- нибудь. Письмо - одно из средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями. Разлагаются деловые и личные письма.

Следует знать, что для писем существует не только свой стиль, но и свой предмет речи.

Описание бытовых новостей, просьбы, поручения, расспросы с наблюдением о мире и человеке содержались в письмах, как великих людей, так и простых корреспондентов минувших эпох.

Кроме личных писем существует и служебные письма, которые являются не только носителями определенной информации, но и правовым документом. Оно должно состоять из введения, доказательств, заключения.

В введении излагаются причины и повод для составления письма.

В доказательстве – история вопроса, факты, ссылки, цифровые данные.

Заключение – главный логический элемент письма, основная мысль документа: просьба, предложение, согласие, отказ.

Текст письма следует разделять на абзацы, каждый из которых должен содержать законченную мысль.

Бумага для письма. На первый взгляд, это мелочь, на какую не стоит обращать внимание. Однако, эта мелочь говорит о воспитанности того, кто пишет, и о его отношении к адресату.

Согласно правилам хорошего тона, этикета, письма пишут только на хорошей бумаге. Письма пишут от руки, но возможно и печатное письмо.

Правила этикета запрещают написание в начале письма собственных новостей. Сначала пишут об адресате и о том, что его интересует, и только затем о себе самом.

Содержание письма должно быть подчинено логике, а не о том, что придет в голову.

В письме важно не только содержание, но и оформление. Письма с многочисленными ошибками не допускаются. Писать нужно разборчиво, при затруднении обратитесь к справочной литературе.

Заканчивая письмо, уместно снова обратиться к адресату с вопросами о его жизни.

Если возникла необходимость что-то дописать и информация важна, следует написать: post scriptum, а затем необходимое. Подпись в конце обязательна.

Анонимные письма пишут только люди, не отличающиеся порядочностью. В конце письма ставят дату написания письма.

Отправляют в конверте, написав адрес, а раньше складывали, перевязывали нитью и скрепляли восковой печатью.

В начале XVIII века вместо конверта использовали чистый лист бумаги.

Кроме личных писем существует и служебные письма.

Виды писем.

Письмо - сопровождение используется для уведомления отправителя о получении отправленных им документов или ценностей, подтверждения фактов и т.д.

Подтверждаем получение 9 тома «Русской литературы» (часть 1)- из серии «Энциклопедия для детей» (10 экземпляров) для использования в читальном зале Городской детской библиотеке №3.

Письмо - просьба содержит просьбу о представлении каких- либо сведений.

Письмо - ответ предоставляет запрашиваемые сведения, информацию о выполнении требуемых действий в соответствии с полученным запросом или уведомлением о чем- либо.

Письмо - извещение используется для сообщения или утверждения какого- либо факта и обычно начинается словами «сообщаем, ставим Вас в известность».

Письмо - приглашение адресуется конкретному лицу или группе лиц и может быть направлено в учреждение.

В последние годы часто появляется на страницах газет и журналов открытое письмо, обладающее целым рядом специальных свойств. В открытом письме разговор ведется от первого лица, с прямым обращением к человеку или группе лиц, от которого ожидается ответ.

Задачи открытого письма - поставить вопрос, имеющий большое общественное значение, привлечь к обозначенной проблеме внимание широких читательских кругов, убедить и заставить адресатов, к которым обращено открытое письмо. Принять конкретные меры по исправлению отмеченных недостатков.

Литературный прием, используемой автором открытого письма, позволит ему вести рассказ в эмоциональной форме, своеобразно показать свое отношение к поднятому вопросу. Открытому письму, особенно свойственна непосредственность в выражении чувств. Язык письма образен, страстен. В открытом письме критического характера личное обращение к адресату иногда способствует ускорению решения поднятого вопроса.

2. Трансформация жанра письма в 21 веке. Переписка в социальных сетях

На улице и в метро, на занятиях и в лифтах, в очереди к кассе супермаркета и на пешеходном переходе мы постоянно видим молодых и не очень молодых людей, азартно или задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Они набирают не цифры, а буквы.. Очевидно, что воздействие новой формы коммуникации на сознание молодого поколения нельзя игнорировать. Это и есть современный жанр письма, являющийся в 21 веке очень популярным. Вместо бумаги – телефон, вместо пера – кнопки. Но суть осталась прежней – сообщить о чём-то, поздравить, выяснить отношения, то есть то же, что и в 18 - 19 веке.

В современной коммуникации эпистолярные жанры перестали занимать столь важное место в жизни людей. Прежде всего, это связано с развитием новых технологий. Если есть возможность вести устную беседу на расстоянии (при общении по телефону) или даже видеть собеседника (при общении по скайпу), то нет необходимости подробно рассказывать о своей жизни или расспрашивать о чем-либо партнера по коммуникации в письменном виде. Но это не значит, что эпистолярный стиль ушел из нашей жизни. Он по-прежнему востребован, но только проявляется большей частью в других формах. Теперь уже редко кто пишет письма на бумаге, исключения составляют только деловые письма. В основном, переписка переходит в электронную форму, передается посредством смс-сообщений или через сеть Интернет.

Уже с младших классов дети работают с компьютером, ищут информацию в Интернете, поэтому младшие школьники быстро осваивают новые технологии и приобщаются к современным формам коммуникации. Уже с 7-8 лет многие дети начинают регистрироваться в социальных сетях и переписываться как со сверстниками, так и со взрослыми. Младших школьников и дома, и в школе учат соблюдать основные правила этикета, однако с этикетом электронной переписки дети мало знакомы не только потому, что это непривычная для них форма общения, но и потому, что этикет интернет-общения еще окончательно не сформировался, и в различных ситуациях интернет-коммуникации действуют свои законы уместного общения.

Сегодня наш мир - это мир информации. Информация - это главный продукт. Каждый день мы воспринимаем эту информацию через телевидение, радиовещание, интернет, со страниц газет и журналов, а также из мобильных телефонов. Сегодня мы можем позвонить по мобильному в любую точку земного шара. Также мы можем отправить смс - сообщения. Смс- сообщения стали надежным инструментом общения. Без них практически невозможно представить себе более простой и удобный способ общения в ситуациях, когда телефонный звонок невозможен, а сообщить что- то нужно максимально быстро и с гарантией получения. Именно здесь на помощь и приходят смс - сообщения. Но, помимо утилитарной пользы, сервис смс давно и уверенно занял свое немало важное место в молодежной культуре общения.

Трудно представить, что еще совсем недавно - на памяти одного поколения - люди могли обходиться без смс. Нелегко поверить, что наши мамы и папы не отправляли друг другу смс, не говоря уже о наших бабушках и дедушках. А затем была технически реализована концепция смс, то есть - появилась возможность отправки через мобильный телефон коротких текстовых сообщений - и мир воспринял эту новинку так, как будто давно и долго ждал этого. Очень быстро появился «язык смс» со своим словарем, который не всегда понятен непосвященному. Общепринятые слова стали сокращаться определенным образом, что отправляющий мог полностью донести смысл своего сообщения, не затрудняя себя набором лишних звонков. Смски стали надежным инструментом общения, более того, началось повальная мировая мода на SMS- проводились чемпионаты по скорости набора, соревнования по умению «утрамбовать» в ограниченное количество знаков максимальную информацию. Конечно, много в этом увлечений было от моды, но мода немножко утихла, а смски? А смс – остались. Да и как могло быть иначе, если практически невозможно представить себе более простой и удобный способ общения, когда телефонный звонок невозможен, а сообщить что - то нужно максимально быстро и с гарантией получения. Именно здесь на помощь и приходят смс сообщения. Но, помимо утилитарной пользы, сервис смс давно и уверенно занял свое немаловажное место в молодежной культуре общения.

3.Результаты исследования

Как относятся к рукописному письму, какими формами письменного общения предпочитают пользоваться подростки, я решила выяснить, на примере учащихся нашей школы. Мною было проведено анкетирование среди учащихся 8-11 классов школы №12.

По результатам анкетирования (приложение) выявлено, что традиционные письма еще не изжили себя. Хотя ребята поясняли, что пишут письма, в основном, бабушкам-дедушкам. Считают, что писать письма сложно, надо много думать, фантазировать, их долго жать. Но признаются, что им хотелось бы получить настоящее, подробное письмо.

Между собой общаются посредством переписки в социальных сетях (98%!). Но я считаю, что главная проблема состоит в том, что многие подростки становятся полностью зависимыми от социальной сети, они уже не могут представить свою жизнь без неё. Постоянно взаимодействуя друг с другом посредством онлайн - переписки, они забывают про личное общение, у некоторых пользователей это доходит до фанатизма, иногда абсолютно не осознавая этого. Со временем у подростка может развиваться патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте, от которой он уже не может избавиться самостоятельно. Такая зависимость весьма схожа с наркотической или алкогольной. Общение в социальных сетях является не просто времяпровождением, но и становится образом жизни подростка. Из этого втекает множество проблем, одна из которых, негативное влияние социальных сетей на речь учащихся. Мало того, что при переписке в социальных сетях мы используем простые, нераспространенные предложения, так еще и сокращаем слова, используем различные знаки, заменяющие слова, предложения, даже обороты.

4. Особенности современного языка Интернет-общения

Проанализировав тексты пользователей Интернета и анкеты учащихся, я выделила следующие особенности современного языка Интернет-общения, который в работах лингвистов получил название «олбанский»:

  1. Сокращение слов, аббревиатуры. В Интернете неудобны длинные слова, т. к. очень важна скорость набора сообщений. Именно поэтому люди начали вводить сокращения, стараясь сохранить смысл, некоторые слова ««пишем, как слышим». Например, спс (спасибо), норм (нормально), ваще (вообще), сёдня (сегодня), щас (сейчас), инет (интернет), прога (программа), можно (моно), комп (компьютер). Аббревиатуры – еще одно популярное языковое средство, используемое в Интернете. Дз (домашнее задание), др (день рождения). Так, сочетание ИМХО (англ. «In my humble opinion» - «По моему скромному мнению»), - одна из самых распространённых аббревиатур Интернет-общения.

  2. Заимствованные слова. Неологизмы. Широта заимствования из английского языка объясняется тем, что он лежит в основе международного компьютерного языка, например:

  • блог — blog (сокр. от «web log») — дневник в Интернете. блогер — blogger — человек, ведущий блог ;

  • браузер — browser — просматриватель;

  • веб — web — cеть, от «world wide web» — всемирная паутина, декремент — decrement — уменьшение операнда на 1, дефолтная (величина) — default (value) — величина по умолчанию;

  • клик — click — щелчок, подражание звуку, который издает мышка при нажатии клавиши;

  • онлайн — online, on-line — на линии, на связи;

  • оффлайн — offline, off-line — в реале. В отключенном от компьютерной сети состоянии (изначально);

  • логин — login — метод, с помощью которого пользователь получает доступ к компьютерной системе.


  • Более простые и распространенные заимствованные слова: ок (хорошо), хай (привет), сорри (извини),хайп (медийная шумиха).

  1. Новая функция прописных букв (смысловое и эмоциональное выделение). Интернет-язык практически упраздняет функцию прописных букв, связанную с началом предложения, прямой речи и т.д. Заглавные буквы используются для смыслового и чаще всего эмоционального выделения. Слово, написанное только прописными буквами, воспринимается пользователями сети как особо экспрессивное, «сказанное громко».

  2. Смайлики как средства выражения эмоций. Также для выражения эмоций на письме служат смайлы («smile» англ. улыбка) стилизованное графическое изображение улыбающегося человеческого лица; традиционно изображается в виде жёлтого круга с двумя чёрными точками, представляющими глаза, и чёрной дугой, символизирующей рот. ( ). Самый известный сетевой символ – смайлик появился примерно 27 лет назад. В настоящее время в чатах и SMS-сообщениях используется свыше 30 графических символов, выражающих эмоции или заменяющих ходовые фразы.

  3. Графические смайлики – «новые знаки препинания». Некоторые смайлики в процессе общения были преобразованы пользователями социальных интернет сетей в разного рода «улыбочки» или сокращения. Такие как двукратное и многократное повторение скобок «))))», двоеточие и скобка и прочие «:)», XD, ^_^ и другие.

  4. Стикеры. Стикер это, в изначальном смысле, бумажная наклейка на товар, содержащая определённую информацию о товаре — цену, срок годности и тому подобное. Слово sticker(от слова to stick — прилипать) в переводе с английского как раз и означает «наклейка». Сегодня с развитием социальных сетей у слова «стикер» появилось ещё одно, более современное значение: картинка, прикрепляемая к сообщению. Стикеры бывают как бесплатными, так и платными. Стикеры имеют гораздо более крупные размеры и более качественную прорисовку, чем обычные смайлики.



Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что роль эпистолярный жанров в современном обществе изменилась, по сравнению с прошлыми веками, теперь они перестали выполнять функцию единственного канала связи между людьми и, как следствие, стали видоизменяться в сторону сокращения.

Все это связано также с тем, что этикет интернет-коммуникации тоже начинает отличаться от привычного этикета, в нем появляются свои особенности, специфичные языковые средства и т. п. Особенно разнится электронная переписка с традиционными рукописными письмами, основная ее цель - быстрая передача информации, функция общения здесь чаще всего стоит на втором месте. Письма становятся все более краткими, важные структурные и этикетные элементы зачастую опускаются, разнообразие языковых средств беднеет. В современном мире способы передачи письма очень быстро развиваются. Если 20 лет назад мы могли передать письмо, используя только почту и телеграмму, то на сегодняшний день это можно осуществить десятками способов. Этим мы обязаны развитию интернета и техники. Skype, электроннаая почта, социальные сети – это все результат развития виртуальной сети.

Хотим мы или не хотим, но эпистолярный жанр трансформировался, приобрел новые формы. Современный мир требует мобильности и скорости в решении задач, а именно этим достоинством обладают вышеуказанные способы передачи письма.

Представители старшего поколения (30-50-летние), освоившие современные средства коммуникации позволяют нам проследить, как могут вместе уживаться современные технологии и с традиционными ценностями, накопленными годами и демонстрирующими национальную культуру. Ведь они могут переписываться через различные мессенджеры и при этом грамотно излагают свои мысли и стараются не допускать орфографических и пунктуационных ошибок. Вот с них-то и надо брать пример!

Неважно, благодаря какому электронному или рукописному письму, человек общается. Главное, уделять больше внимания дорогим, близким тебе людям и как можно чаще общаясь с ними дарить радость, любовь и отличное настроение.


Список использованной литературы



1. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. /В.Г. Ветвицкий/- М.: Просвещение, 1994. -143с.

2. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо. Факультативный курс. Пособие для учащихся /В.Г. Ветвицкий//- М.: Просвещение, 1999. -127с.

3. Горбачевич К.С. Русский язык. Прошлое. Настоящее. Будущее: книга для внеклассного чтения (7-10 класс) /К.С.Горбачевич// - М.: Просвещение,1996. - 191с.

4. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. В четырёх томах./В.И. Даль. – М.: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2009. – 834с.


























Приложение


Вопросы анкеты:

1.Как вы думаете, для чего нужны письма?

2.Получали ли вы письма?

3.Писали ли вы сами письма своим друзьям, родственникам?

4.Легко ли написать письмо?

5. Нравится ли Вам писать письма?

6. Какие способы общения вы используете?

7.Какую социальную сеть чаще всего используете?

8.Для чего используете социальные сети?

9.Сколько времени проводите в социальных сетях?

10.Используете ли вы сокращения слов или замену? Приведите примеры.

11.Используете ли вы графические изображения, смайлики? Приведите примеры

12.Используете ли интернет-сленг? Приведите примеры

13.Как влияют социальные сети на речь?

Результаты анкетирования:

На первый вопрос были получены следующие ответы:

Чтобы общаться- 90%

Узнавать новости о родственниках- 24%

Поделиться информацией- 3 %

На второй вопрос были получены следующие ответы:

Получал- 56%

Не получал- 36%

На третий вопрос были получены следующие ответы:

Да- 52% (бабушкам, дедушкам, в школе)

Нет- 48%

На пятый вопрос были получены следующие ответы:

Да- 27%

Нет- 48% (долго идут, скучно, нужно фантазировать)

Не знаю- 25%

На шестой вопрос были получены следующие ответы:

Социальные сети- 98%

Телефон- 34%

Письмо- 11%

SMS- 22%

На седьмой вопрос были получены следующие ответы:

«ВК»-96%, Vaiber-11%? Инстаграм-12%, «Одноклассники»-8%

На восьмой вопрос были получены следующие ответы:

Для общения-96%, музыка-47% игры-32%, новости-12%.

На девятый вопрос были получены следующие ответы:

От 30 минут до 1 часа-11%, 1- 2 часа в день-28%, 3-4 часа-22%, более 5 часов в сутки-39%

81% опрошенных используют в социальных сетях сокращения, 92% активно используют графические изображения (смайлы и т.п.), 76% пользуются интернет-сленгом.

При этом 54% учащихся понимают, что интернет общение отрицательно влияет на речь, 26% считают, что никак не влияет на речь, 20% считают, что общение в социальных сетях положительно влияет на развитие их речи.


16




Скачать

© 2019 2268 14

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс