Цель:
Выяснить, какое место занимает творчество И.Г.Тобольского в литературе родного края, насколько велико значение поэзии, в частности лирики этого поэта, в литературном наследии Саратовской области.
Задачи:
Определение тематического богатства и своеобразия поэзии И.Г.Тобольского ; анализ стихотворений, в которых образ женщины-матери занимает центральное место; исследование военной тематики лирики поэта, а также основных черт его стиля.
2
I. Введение.
Литературная жизнь Поволжья широка и разнообразна. Читатели имеют хорошую возможность составить своё мнение о творчестве писателей – земляков. Главное – иметь желание открыть для себя их имена и написанные ими книги, потому что в наше время современные школьники «обязательно» читают лишь некоторые произведения русской классики, которые изучаются по программе литературы, оставляя за бортом огромное наследие писателей родного края. Совершенно верно А.М.Горький говорил : «Краеведение – превосходный источник народоведения – человековедения».
О писателях – прозаиках написаны и изданы книги литературно- критических очерков, однако, к сожалению, о творчестве даже известных саратовских поэтов мы знаем мало, потому что так уж принято, что именно проза определяет творческий облик писательских организаций края. Хотя поэзия нисколько не уступает прозе, а зачастую и опережает её, занимая видное место во вдохновенном творчестве писателей Поволжья. Среди поэтов обязательно надо назвать имя Исая Григорьевича Тобольского.
II. Биография.
Тобольский Исай Григорьевич родился в Саратове 26 августа 1921 года в семье рабочего. В 1940 году был призван в армию. Первый сборник стихов «Дорога на запад» вышел в 1942 году.
Долгое время Исай Тобольский был известен как детский поэт.
Юному читателю полюбились его книги «Зве ринец», «Весенние ручьи», «Джуба», «Солнце над Волгой» и другие.
В Москве и на родине поэта вышло около тридцати книг, отличающихся высоким граж данским звучанием. Произведения Исая То больского появляются на страницах газеты «Правда», журналов «Огонек», «Москва», «Волга», часто звучат по радио и телевиде нию.
Особую популярность и признание полу чила его публицистическая поэма «Исповедь», опубликованная в журнале «Огонек». Поэт получил сотни писем с откликами из разных концов страны. За эту поэму Исай Григорье вич Тобольский удостоен звания лауреата премии журнала «Огонек».
И. Г. Тобольский много сил и времени от дает работе с молодыми авторами, встреча ется с читателями. Он дважды возглавлял партийную организацию, тринадцать лет яв лялся членом бюро писательской организа ции, более двух десятилетий был уполномо ченным Литфонда СССР по Саратовской об ласти, заведовал отделом поэзии журнала «Волга».
За заслуги в области советской литературы и активное участие в общественной жизни страны награжден орденом «Знак Почета». За плодотворную литературную и обще ственную деятельность удостоен Почетных грамот обкома КПСС и облисполкома депута тов трудящихся - 1971, 1973, 1984 годы; об ластного Комитета защиты мира - 1978 год; общества любителей книги - 1981 год. Почетных знаков: «Отличник культурного шеф ства над селом» — 1978 год; «Активист со ветского Фонда мира» — 1978 год; «Отличник культурного шефства над Вооруженными Си лами СССР» — 1981 год. Лауреат литературной премии журнала «Огонек».
Участник Великой Отечественной войны.
3
III. Военная тема лирики И.Г.Тобольского.
Война создала не только жизненный, но и творческий опыт поэта. По мнению критиков, военной лирике И.Тобольского «отчетливо прослеживается традиции поэзии Александра Твардовского и Константина Симонова».
Поэт сам прошёл дорогами войны. В 1940 году Исай Тобольский был призван в армию. Через год он ушел на фронт. Куда только не забрасывала его армейская служба: Рига, Сталинград, Крым... Война создала не только жизненный, но и творческий опыт поэта. В военных стихах, таких, как “Шинель”, “Доблесть”, “Моим землякам”, Тобольский показал единство фронта и тыла как основное условие победы над врагом.
И может быть, вот этот автомат, С которым я иду сейчас на запад, С которым где-то в бой идет мой брат, Бессонной ночью делал нам Саратов. |
В 1942 году Саратовское областное издательство выпустило тиражом 5 тысяч экземпляров сборник стихов Тобольского, написанных им за время пребывания на Юго-Западном фронте. Уже в самом названии сборника “Дорогой на Запад” отражена вера поэта в конечную победу в страшной войне:
Но мы придем На улицы Берлина, Придем как месть, Как буря и гроза! |
Правда, мечте И.Г. Тобольского “прийти на улицы Берлина” в рядах Красной Армии не суждено было сбыться.
Под Севастополем был контужен, попал в госпиталь, закончил войну в 1944 году. Поэтому герои его военных стихотворений – это живые люди, с которыми поэт прошёл не один километр военных путей – дорог:
И шагнули в порыве яростном
Те же мальчики в смертный бой
Под свинцовым дождём безжалостным,
Чтоб страну заслонить собой!..
(«Дожди».)
С 1944 года вплоть до окончания войны поэт — бессменный участник; “литературных сред” в редакции “Коммунист”, частый гость студенческих аудиторий, рабочих и колхозных клубов, Саратова и области. И конечно. Тобольский продолжал писать, стихи, призывные, хлесткие, полные, глубокой веры в Победу: “Мы победим!” (1944), “Русский солдат” (1945) и другие.
2 Портреты: Очерки о писателях Саратова. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1986
«Дорогой на Запад». Фронтовые стихи / Саратов: Обл. изд., 1942 г.
IV. Высокий час»
Все стихи военных лет и написанные в мирное время были включены поэтом в книгу «Высокий час», вышедшую в Приволжском книжном издательстве в 1984 году. Сам автор считал этот сборник во многом итоговым. «Высокий час» ещё раз подтвердил, что творческий диапазон И.Г.Тобольского необычайно широк и разнообразен. Произведения разного времени объединяют такая характерная черта, как высокая гражданственность. Армянский поэт Г.Эммин в статье о современной поэзии писал: «Гражданственность есть и всегда будет главной артерией поэзии – высокого искусства общения с веком, с человечеством».1 Именно в это русло – русло высокой гражданственности и открытой публицистичности – направлено творчество Исая Григорьевича Тобольского.
Творческий диапазон Исая Григорьевича Тобольского необычайно широк. И “Высокий час” еще раз подтвердил это. В сборнике читатели встретились и со второй гранью таланта Тобольского — его прозой. Обращение к прозе — не частный случай в творческой биографии автора. Тобольский пробовал себя в прозе в начале своей литературной деятельности, но не счел нужным публиковать первые опыты. Однако попыток в этом жанре не оставлял, потому что многие жизненные коллизии, характеры, встречающиеся писателю, требовали художественного осмысления и воплощения средствами, отличными от поэтических.
Борьба за мир стала ведущей темой произведений И.Г. Тобольского. Ему, прошедшему через горнило войны, особенно дорого мирное небо над планетой. Служить миру своим делом — стихами — в этом видит поэт высшее предназначение, свой нравственный долг перед людьми. Наиболее полно раскрылась поэтическая и гражданственная принципиальность Тобольского в публицистической поэме “Исповедь”. Ценность этого произведения заключается, прежде всего, в созвучии с самой благородной задачей сегодняшнего времени — борьбой за мир и счастье на земле.
Поэму скорее можно назвать открытым письмом к тем, кто, забыв жестокие уроки истории, хочет вновь раздуть на планете пожар войны. Один из ее очагов, одна из самых горячих точек земного шара — Ближний Восток. И Исай Тобольский, поэт и гражданин, не может оставаться в стороне от событий:
Я бы тоже отмолчаться мог И о чем-нибудь Трезвонить браво. Но в такое время, видит бог, Я на это не имею права! Это право совесть отняла. Вот опять тревожная газета. Снова неотложные дела Требуют вмешательства поэта. |
Поэма “Исповедь” открывается прологом, в котором автор возвращает нас к страшным дням войны. Пролог наполнен “криками ужаса, ревом моторов, кованым топотом черных сапог”. Поэт вновь напоминает нам о крови людей, повинных лишь в своей национальности. И, взяв в судьи Справедливость и Честь, поэт рассказывает нам о событиях дней сегодняшних. “Исповедь” — это протест против преступлений международного сионизма. Это произведение большого публицистического накала, в нем поэт выступает как трибун, ратующий за дело мира и дружбы между народами, как борец за право каждого человека жить на земле, радоваться этой жизни и быть счастливым.
«Исповедь»: публицистическая поэма / Саратов: Приволж. книжн. изд. 1970 г.
3 Тобольский И.Г.Время. Стихи. Поэмы. Рассказы. Саратов. Приволжское книжное издательство.1984
V. Творчество
Но немногие, наверное, знают, что долгое время Исай Тобольский считался “детским” поэтом. В его творческой биографии стихи о детях и для детей действительно занимают большое место. “Солнце над Волгой”, “Весенние ручьи”, “Джуба”, “Дедушкин секрет” — эти и другие сборники стихотворений для ребят не раз выходили в центральных и местном издательствах. Произведения Тобольского для детей лишены навязчивой назидательности. Ставя своих героев в понятные и близкие детям ситуации, поэт говорит о патриотизме, о взаимовыручке, о любви к природе, о необходимости и радости труда, о мире. Вот стихотворение “Джуба”. Это рассказ о маленькой африканской девочке, у которой “глаза... на маслины похожи”, но которая не видела ни разу “ни солнца, ни птиц, ни черных кудряшек своих, ни ресниц”.
Трогательный образ ребенка, ослепшего от взрыва, автор возводит до символа жертв всего мира, жертв насилия...
Чтоб люди запомнили Горе и муки, Чтоб люди то утро Забыть не смогли, — Стоит она, Вскинув сожженные руки У всех на виду, Посредине Земли! |
“Джуба” занимает, пожалуй, главное место в ряду “детских” произведений Тобольского. Особая сила ее обусловлена не только самим рассказом о трагедии маленькой африканки, но и чувством огромной ответственности за все происходящее, причастности ко всему, что делается в мире, призывом к борьбе и солидарности с угнетенными народами. Дети... Самое дорогое, что есть в жизни, смысл нашего существования. Дети и война — два абсолютно несовместимых понятия. И о них, об их будущем больше всего тревожится поэт, В стихотворении, которое так и называется “Тревога”, автор задает всего один вопрос, особо его тревожащий:
Куда ни глянешь — Дети, дети, дети. Все человечество за них в ответе. Но по ночам На всех материках Ворочаются бомбы в тайниках. Их столько накопилось на планете — Земля под ними стала провисать... Куда их только Думают бросать?! Куда ни глянешь — Дети, дети, дети... |
Именно такие произведения в первую очередь несут в себе огромный заряд светлой жизнеутверждающей энергии. Они лишены навязчивой назидательности, лирические герои оказываются в понятных и близких детям ситуациях, в обычных жизненных ситуациях, а поэт пишет о любви к природе, к детям, женщине, к Родине, а также о радостях труда и мира, о дружбе – о том, что составляет обыкновенную человеческую жизнь.
VI. Заключение.
И.Г.Тобольский пристально всматривался в души людей, испытавших горечь утраты. Читая стихотворения военной тематики, невольно обращаешь внимание на их общую черту – ретроспективный взгляд автора на события тех лет. Через образы солдат, своих сверстников поэт показывает то большое всеобъемлющее чувство, которое объединило этих людей, потому что как настоящий художник он не может не отразить соё время, свой век, судьбу своего народа в своём творчестве.
Тематика рассказов И.Г. Тобольского весьма разнообразна: цикл военных произведений (“Пряники”,“Ленинградская быль”, “Поединок”), лирическая проза (“Каждый вечер в девятом часу”, “Аленушка”,“Все в порядке!”), философские миниатюры (“Седая легенда”, “Всюду жизнь”) и другие. Но все-таки есть мотив, объединяющий все и прозаические и поэтические произведения И.Г. Тобольского, — нравственность авторской позиции, которая проявляется в стремлении высветить внутренний мир каждого героя, его духовную сущность и утвердить высокие жизненные идеалы. В этом высокий смысл многолетней работы нашего земляка, поэта Исая Григорьевича Тобольского, чье творчество — с полным правом на то — можно назвать поэзией правды...
Список использованной литературы:
1. Портреты: Очерки о писателях Саратова. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1986
2 .«Дорогой на Запад». Фронтовые стихи / Саратов: Обл. изд., 1942 г.
\3.«Исповедь»: публицистическая поэма / Саратов: Приволж. книжн. изд. 1970 г.
4 Тобольский И.Г.Время. Стихи. Поэмы. Рассказы. Саратов. Приволжское книжное издательство.1984