СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "У истоков образования" (образование в Хангаласском улусе)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "У истоков образования"

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "У истоков образования" (образование в Хангаласском улусе)»

Улусная НПК «Илья Шадрин: … По долгу присяги и усердия к пользе государственных интересов. Ожившие страницы жизни»













У истоков образования






Автор: Замешаев Дмитрий,

учащийся 8 класса МБОУ ПСОШ№4 с УИОП.

Руководитель: Черняк Р.С.,

учитель рус языка и литературы






















Покровск, 2018



Содержание

Введение

Глава I. Первые шаги

Глава II. Школа при Спасском монастыре

Заключение

Использованная литература











































Введение

В Якутии образование является одним из самых лучших в России. На сегодняшний день в республике работают и функционируют 680 учебных заведений. В школах Якутии работают 386 тыс. учителей. Также имеются ВУЗы: Арктический государственный институт культуры и искусств, Восточно-Сибирский институт экономики и менеджмента, Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия), Северо-Восточный федеральный университет, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Якутская государственная сельскохозяйственная академия, Якутский гуманитарный институт. В ВУЗах Якутии обучаются 21774 студента. Также имеются филиалы высших образовательных учреждений, их всего 12. В филиалах высших образовательных учреждений обучаются 6633 студента.

Но таким образование в республике было, конечно же, не всегда.

Вопросы истории образования в Якутии до сих пор остаются малоисследованной темой. На территории республики развитие школ исторически формировалась противоречиво и трудно. Во-первых, это отдаленность от центра российской империи. Очень обширная территория, где жило незначительное количество местного населения. Во-вторых, вопросы образования инородцев мало волновали умы и сердца управленцев якутской областью. Важным было собрать как можно больше пушнины, создать условия для сборщиков, местных чиновников и т.д.

Вместе с тем, среди якутских родоначальников были люди, которых всерьез волновали вопросы образования и просвещения якутского народа. В Прошениях к российским властям они указывали на необходимость учреждения в Якутске училищ для якутского народа, в которых обучали бы русской грамоте и другим наукам, что необходимо для государственной и общественной службы. Об этом указано в знаменитом «Плане об якутах» (1789г) Алексея Аржакова. Активное участие в составлении данного «Плана об якутах» принял мальжагарский князец Илья Шадрин, грамотный и отчаянный борец за права своего народа.

Актуальностью работы послужило то, что имя Ильи Шадрина, его роль в развитии образования в Якутии по объективным и субъективным причинам несправедливо замалчивалось, поэтому до сих пор широко не известно не только подрастающему поколению, но и взрослому населению республики и родного улуса.

Цель работы: выявить роль Ильи Шадрина в развитии образования в Якутии.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- провести сбор информации по теме работы из разных источников (музейные материалы, литература, интернет-ресурсы)

- систематизировать информацию в хронологическом порядке

- исследовать роль Ильи Шадрина в развитии образования в Якутии.


















































Глава 1. Первые шаги


Школьные годы являются очень важными в жизни каждого человека. В современном обществе образованию и воспитанию подрастающего поколения уделяется значительное внимание. Развитие нашего государства во многом зависит от того, какие знания получают сегодня ученики, от профессиональной деятельности учителя, от работы каждой школы. Мы живём в Республике Саха (Якутия), которая входит в Российскую Федерацию. Столица республики - Якутск.

Наша Республика по праву считается одной из самых образованных в РФ. Сегодня в 647 школах занято около 14,2 тыс. учителей. Педагоги обучают 137450 школьников.

Конечно, такое положение с народным образованием было не всегда. Школьное дело стало широко развиваться в период правления Петра I. При нём стали открываться «цифирные школы», специальные средние и высшие учебные заведения.

Цифирные школы – это арифметические школы, где обучали письму, грамоте, арифметике. Там обучались только мальчики разных сословий, кроме крестьян.

В начале XIX века в России образование можно было получать последовательно в приходских училищах, уездных училищах, губернских гимназиях и университетах. Школы двух первых типов были бесплатными и бессословными. Кроме того, существовали духовные училища и семинарии, подведомственные Священному Синоду, благотворительные училища Ведомства учреждений императрицы Марии и учебные заведения Военного министерства.

В 1803–1804 гг. правительство разработало важные законодательные акты – Предварительные правила (1803 г.) и Устав учебных заведений, подведомственных Университетам (5 ноября 1804 г.), которые заложили основы государственной четырехуровневой образовательной системы: приходские, затем уездные училища (начальная школа), губернская гимназия (средняя) и университет (высшая), включенные в учебные округа. Приходские училища открывали при церковных приходах в городах и сельской местности. Уездные училища и гимназии – в уездных и губернских городах. Приходские и губернские училища заменили малые народные и главные народные училища времен Екатерины II. Для каждого разряда учебных заведений Министерства народного просвещения устанавливались единые программы и комплекты учебников, твердые сроки обучения, предполагалось внесословное обучение.

Во главе учебных округов стояли университеты, которым подчинялись все учебные заведения Министерства народного просвещения, расположенные на подведомственной университету территории. Система управления в учебном округе имела централизованную иерархически упорядоченную структуру. Приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, смотрители уездных училищ – директорам гимназий, а последние – университетскому правлению. В ведение Министерства народного просвещения не входили учебные заведения Святейшего Синода, ведомства императрицы Марии Федоровны и учебные заведения, передаваемые по решению императора в другие ведомства или частным лицам.

Всего в период Александровской реформы образования в Российской империи было создано 6 учебных округов. Учебные заведения Якутии вошли в состав самого крупного Казанского учебного округа, первым попечителем которого стал русский астроном и математик, академик Российской академии наук Степан Яковлевич Румовский.

Первые шаги к открытию школы в Якутске делались в 30-х гг. XVIII столетия со стороны духовенства. Инициатива принадлежала епископу Иркутскому Иннокентию II (Неруновичу). Он известен своими миссионерскими мероприятиями среди якутов и школе, которую он проектировал, конечно, придавал миссионерское значение как одной из мер привлечения «идоляторов». По инструкции епископа от 1735 г. архимандрит Якутского монастыря Нафанаил открыл при монастыре в том же году первую русскую цифирную школу для «обучения грамоте славяно-российской» подростков от 7 до 18 лет. В школу поступили, главным образом, дети якутского духовенства и, между прочим, шесть якутских мальчиков из новокрещёных. Итак, это была первая школа в г. Якутске. При коменданте Козлове-Угреине (1789—1795 гг.) в Якутске было открыто приходское училище. Таковы были скромные начинания в XVIII в. по организации просвещения. С XIX в. начинается рост числа учебных заведений в городе. 





















Глава II. Школа при Спасском монастыре


Илья Шадрин считал, что только образование народа и приобщение его к русской и европейской культурам способны улучшить условия жизни. В связи с этим он едет в Санкт-Петербург и подает в Синод прошение об открытии школы для якутского юношества в Якутске. Решение об открытии школы при Спасском монастыре Синод принял 16 июня 1800 г на основании утвержденного императором Павлом I Указа «Об учреждении семинарий в епархиях для священно- и церковнослужительских детей». В итоге 1 января 1801 года при Спасском монастыре открылась духовная школа. Находилась она в ведении главы Иркутской епархии, располагалась на территории монастыря, преподавателей набирали либо из монахов монастыря, либо, при отсутствии среди них подходящих кандидатур, из белого духовенства. По указанию Синода в школу не зачисляли по принуждению, а принимали только тех детей, которые желали учиться.

Главы улусов в 1802 году об открытии школы писали: «…в Якутске заведено для детей наших училище, кои мы по прописанному плану последовавшим почитаем, от сего училища в короткое время видим мы просвещение детей наших…». Летом 1801 ученики на публичном экзамене произнесли речь. Из речи ученика Евсевия Протопопова: «Столь полезно МОНАРХОВ НАШИХ учреждение, а судя по пользе онаго представьте себе сколько мы одолжены их о нас попечениями, сколько счастливы находясь под их мудрым правлением, и какову можем воздать им за такавое блаженство дней наших благодарность!» и якута Сырянова из Намского улуса: «Отеческие ваши благодеяния поелику служат единственно к доставлению пользу душевном. Вам покровительствуемых, новопросвещенных сих якутских юношей!».

Первые несколько лет вышеназванная школа, по оценке Синода, работала успешно. В 1801 г. здесь обучалось около 40 детей, а в 1808 г. — 54. Однако к 1810 г. количество учеников уменьшилось почти в четыре раза, в 1813 г. школу окончили 12 человек. Почему же снизилось количество учеников?

Деятельность школы при Спасском монастыре регламентировалась положениями, вышеупомянутого указа от 16 июня 1800 г., изначально противоречивыми. Некоторые его положения позиционировали школу как духовное и даже миссионерское учебное заведение. Так, цель открытия определялась как «обучение христианскому закону Якутского юношества», школа должна была «послужить к образованию и утверждению тамошних народов в законе христианском». Но реально данная школа являлась не духовным, а общеобразовательным учебным заведением. Программа школы при Спасском монастыре включала русскую грамматику, чтение, письмо, катехизис, священную историю и «краткое нравственное наставление о должностях верноподданного» («Должности человека и гражданина»). В то же время утвержденная императором программа обучения была почти идентична курсу двухклассного малого народного училища. В соответствии с «Уставом народным училищам в Российской империи» от 5 августа 1786 г. предусматривалось обучение письму, чтению, арифметике, грамматике, чистописанию, катехизису, чтение книги «Должности человека и гражданина» и рисование.

Такое положение не устраивало кураторов школы – настоятелей Спасского монастыря архимандрита Нифонта, а затем Иосафа, которые добивались от Иркутской духовной консистории  признания  за  школой  статуса  духовного  училища.  Официальная  позиция епархиальной власти сводилась к тому, что прямо считать ее духовным училищем нельзя, однако некоторые действия консистории показывают, что она все-таки работала над превращением школы в духовное учебное заведение. Так, в 1804 г. в помощь учителю священнику Гавриилу Громову Иркутская духовная консистория направила студента богословия Анемподиста Ивановича Винокурова, который должен был «обучать и латинской грамматике», чтобы выпускники школы могли поступать в Иркутскую духовную семинарию». Во время мобилизации на войну с Наполеоном (1806–1807 гг.) было распоряжение не отправлять на военную службу учеников старше 15 лет как кандидатов для поступления в семинарию, и др. Помимо Г. Громова и А. Винокурова в школе при Спасском монастыре с 1804 по 1814 г. работал учителем и священник Евсевий Протопопов.

Зарплата учителей была довольно скромной – 75 руб. в год, 6 рублей 25 копеек в месяц.

Это очень удивительно, как Святейший Синод разрешил открытие школы для детей инородцев с такой программой обучения. В то время по всей Сибири и даже в Казани, на Кавказе еще не были открыты  школы с такой программой обучения детей других национальностей. Существовали религиозные школы, где занятия велись на древних, арабских языках. В России только в 1802 году было учреждено министерство народного просвещения.

Илья Шадрин опередил это событие на два года. Его многочисленные контакты со многими высокопоставленными сановниками столицы, Синода и губернского управления не прошли даром. Эти беседы не только оставили след в умах образованных, грамотных людей России. По всей вероятности Илья Шадрин обрисовал всю действительность родного края и убедил в открытии школы по типу народного училища. По сути это было одним из первых достижений в организации просвещения местного населения.

Илья Шадрин добился того, чтобы в этой школе обучались дети саха. Среди них были и его племянники Андрей, Лавр, а также воспитанник Енох. Встречались трудности с обучением местных детей, которых отрывали от родных мест, привычного образа жизни, тем не менее в школе получили образование многие представители якутского народа. Успешно окончившие данную школу ученики продолжили обучение в Иркутске. Так, в 1814 году в Иркутскую семинарию для продолжения образования были отправлены девять учеников, в 1815-м – 21.

Школа при Спасском монастыре продолжала функционировать в прежнем режиме вплоть до 1815 г. Иркутская Духовная консистория ежегодно отпускала 500 руб. на ее содержание из сумм, ассигнованных на Иркутскую духовную семинарию.

Незадолго до начала реформы духовных учебных заведений Якутское духовное правление расширило кадровый состав преподавателей школы, направив в нее дьякона Алексея Соколова, который обучал русской грамматике детей в возрасте от 12 до 15 лет, и протоиерея кафедрального собора г. Якутск Федора Амвросова.

В 1814 г. Иркутскую епархию возглавил епископ Михаил II (Бурдуков), сторонник расширения миссионерской деятельности и просвещения. Весной 1815 г. он издал специальные указы, обязывавшие священно- и церковнослужителей епархии обучать своих детей в Иркутской духовной семинарии, начав, таким образом, борьбу с практикой уклонения отцов от обучения своих детей в школах. Затем перешел к более радикальным мерам, распорядившись о наложении на таких отцов довольно больших штрафов: 25 руб. со священников, 20 руб. с диаконов и 15 руб. с причетников.

Летом 1815 г. Михаил II посетил Якутск, в том числе и для решения вопроса о преобразовании школы при монастыре в духовное учебное заведение. К этому времени в школе учились, согласно поданой А.И. Винокуровым ведомости, 16 чел. Среди них было

9 детей из семей якутских «князцов» Борогойского, Кангаласского, Мегинского, Намского

и Ватурусского улусов и 7 детей священнослужителей из Якутска и Удска возрастом до 18 лет, обучавшихся с переменными успехами от 1 года до 8 лет. Дети священнослужителей помимо общеобразовательных дисциплин изучали латинскую грамматику и специальные дисциплины: часослов, псалтирь, катехизис, элементарь, Священную историю, краткое нравоучение. Ученики якуты – арифметику, грамматику и правописание, Толковое Евангелие, на пятом году обучения – Священную историю и краткий катехизис, на шестом – катехизис, на седьмом – «Должности человека и гражданина».

Ознакомившись на месте с делами школы, Михаил II нашел монастырскую школу «ненужной по малочисленности учеников и несоответствующей целям обучения» и направил ходатайство о её закрытии, а учеников из семей духовенства предложил перевести в Иркутскую семинарию. Основанием такого неожиданного для местного общества решения послужило то, что со времени начала работы школы в 1801 г. число учащихся в ней было невелико, а по окончании обучения выпускники, в первую очередь якуты, выбирали гражданскую службу. По свидетельству одного из членов Якутского Духовного правления «из учившихся… ныне состоят кто в благородстве (т.е. получили дворянство), а другие в хороших писарях, управляя дела законов».

Тогда как епархия испытывала дефицит не только квалифицированных, но и просто грамотных кадров священно- и церковнослужителей.

Всего в Иркутскую семинарию было отправлено 25 человек в возрасте от 9 до 16 лет.

Из них 9 якутских детей, 16 из семей духовенства. 10 чел. до этого обучались в школе при

монастыре, включая пятерых сыновей А.И. Винокурова и двух якутских мальчиков.

Указом Синода от 30 марта 1817 года школа закрылась, и ставился вопрос об открытии вместо неё духовного училища.

Осенью 1818 года было создано уездно-приходское училище для священно-церковно-служительских детей, которое в 2011 году было преобразовано в Якутскую Духовную Семинарию. За неимением собственного дома оно было сперва размещено в соборной богадельне, а потом в Спасском монастыре Якутска.

В августе 2015 года Архиепископ Якутский и Ленский Роман (Лукин) так оценил деятельность школы при Спасском монастыре:

«Духовная семинария, открытие которой в XIX веке связано с именем Святителя Иннокентия, воистину была кузницей кадров якутской интеллигенции. Как когда-то Якутская духовная семинария была очагом религиозного и культурного образования, так и в будущем она станет центром просвещения и утверждения христианских принципов жизни».




















Заключение

История образования Якутии началось с Ильи Семеновича Шадрина.

Именно благодаря ему в 18-начале 19 века появились первые ростки школьного образования в Ленском крае. Открытие школы при Спасском монастыре стало предвестником появления первых книг на якутском языке: азбуки на кириллице, «Евангелия от Матфея». Десятки якутов получили начальное образование. Из них формировался слой прединтеллигенции. К их числу относится Петр Афанасьев, который перевел на якутский язык православный катехизис и несколько статей из сочинений преосвященного Тихона Воронежского. В числе первых выпускников – протоиерей Евсевий Васильевич Протопопов, известный в Якутии церковный деятель, автор перевода на якутский язык «Евангелия от Матфея» и другой духовной литературы. В 40-60 гг. Протопопов состоял в должности благочинного, был членом Якутского духовного правления, участвовал в работе Якутского комитета по переводу духовных книг на якутский язык (1853 г.). Указом от 30 января 1858 г. за труды по переводу священных книг на якутский язык были награждены разными знаками отличия десять священнослужителей, среди них протоиереям Евсевию Протопопову, Димитриану Хитрову были вручены ордена Святой Анны II степени.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!