Министерство образования и науки Республики Бурятия
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63 г.Улан-Удэ»
XII Республиканская научно-практическая конференция
учащихся 5-7 классов «Серебряная альфа»
Номинация: История семьи.
Тема: Не хлебом единым…
Автор ………., ученица класса
МАОУ «СОШ № 63 Г.Улан-Удэ»
Домашний адрес: ………..
Телефон: ……….
Руководитель: Намсараева Эржена Ильинична
Телефон: …………..
г.Улан-Удэ
2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..с.3
Основная часть…………………………………………………………………...с.4-7
История семейских………………………………………………………с.4
Песня в жизни прадеда……....…………………………………………..с.5
Особое пение семейских .……………………………………………….с.6
I декада бурятского искусства в Москве………………………………………………………....................с.7
Заключение……………………………………………………………………….с.8
Список использованной литературы……………………………………………с.9
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Большекуналейский народный хор –достояние республики Бурятия. Он нужен всем, он радовал и радует жителей сел и городов не только республики Бурятии, но и всего мира. Чаще всего его выступления видят на сценах г.Улан-Удэ-культурной столице Бурятии. Он частый гость на радио и телевидении.
В 2017 году Большекуналейский семейский хор отметил 90-летний юбилей. Это не только круглая внушительная дата, но продолжительный творческий путь нескольких поколений талантливых людей, которые внесли большой вклад в развитие культурной жизни республики Бурятия. Ведь семейские песни представляют интерес как памятник культуры и истории старообрядцев Забайкалья. И в этом плане песни дают исключительно ценную информацию как по истории их быта, так и по взаимодействию их культуры с культурами других народов, с которыми они находились и находятся в непосредственном контакте.
Читая и слушая рассказы родственников и односельчан о Большекуналейском семейском хоре, я стала обращать внимание на слова «стоял у истоков», «участвовал в I Декаде», «недюжинный талант». Эти строки меня заинтересовали, и я решила узнать, правдива ли информация, что мои прадеды Назаров Ерофей Гаврилович, Рыжаков Александр Иванович внесли большой вклад с создание и развитие Большекуналейского семейского хора.
Цель моей работы: исследовать роль моих прадедов Назарова Ерофея Гавриловича и Рыжакова Александра Ивановича в создании и развитии Большекуналейского семейского хора, являющегося достоянием республики Бурятии.
В своем исследовании я ставила задачи:
1.изучить сведения из книг «Певцы и песни Большого Куналея», «Полвека с песней: забайкальский народный семейский хор «Истоки» », дающих представление о моих прадедах как участниках Большекуналейского хора.
2.проанализировать сохранившиеся фотографии, документы из семейного архива о моих прадедах Назарове Ерофее Гавриловиче и Рыжакове Александре Ивановиче.
Гипотеза исследования: мои прадеды стояли у истоков создания Большекуналейского семейского хора и внесли большой вклад в его развитие.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.История семейских.
Велика Россия-матушка! В укромных уголках своих хранит она память предков.
Сибирь. Забайкалье. Только здесь можно увидеть историю Руси допетровских времен. Ведь именно здесь живут староверы-изгнанники церкви и государства XVII века.
О семейских писал Некрасов, ими восхищались декабристы. Семейские стали единственными, кто донес до нашего века самобытную культуру Древней Руси-культуру, которая сегодня охраняется ЮНЕСКО.
История старообрядцев началась в далеком XVII веке, во время истории раскола. Новый христианский мир уже крестился троеперстием. Реформы патриарха Никола разделили русский православный мир на два непримиримых лагеря: обновленцев и староверов. В мгновение ока благочестивые христиане превратились во врагов государства. Многим пришлось бежать на границы русского государства и за его пределы: на территории современной Украины, Белоруссии, Польши.
Через столетие Екатерина II решила вернуть старообрядцев и насильно переселить почти 100 тысяч человек на Алтай и за Байкал. Им было разрешено отправлять свои обряды по старым неисправленным книгам, поклоняться старым иконам. Свобода вероисповедания была им обеспечена. В Забайкалье было сослано 5 тысяч человек обоего пола. Мужчин и женщин в равном количестве. Среди них были и мои предки.
Поселились они на берегу речки Куналейки, срубив несколько домов. Местные жители их прозвали семейскими, потому что переезжали они, как это было принято у староверов, семьями. Империатрица сумела разглядеть в старообрядцах силу, которая сможет совершить в Забайкалье экономическое чудо, и оно случилось. Исконные земледельцы, старообрядцы, сумели и камень сделать плодородным. Опыт земледельцев они внедряли в новые условия жизни. Семейские не стали изменять бурятское название села, так как уважали местные традиции. Но в соответствии с русской фонетикой изменилось его произношение. Вот и появилось название Большой Куналей. Название села –Большой Куналей- нерасторжимое сочетание русского и бурятских слов, как нерасчленимая взаимозависимость культур на этой древней земле.
2.ПЕСНЯ В ЖИЗНИ МОЕГО ПРАДЕДА
Старообрядцы, крестьяне, века прошедшие за сохой, растившие хлеба и детей, построившие большие чистые села, постоянно слушавшие наставления своих духовных пастырей о бренности и греховности жизни сей, очень любили петь. Песня-неотъемлемая часть их жизни. Она спрямляла их душу, создавала атмосферу красоты духовной.
Мой прадед Назаров Ерофей Гаврилович, житель села Большой Куналей, считал, что народная песня необходима в жизни семейского. Она дает силу, лечит душу, продлевает жизнь. И действительно, родившись в 1907 году, он прожил 91 год. Песня всегда сопровождала семью Назаровых. Когда рождались его братья и сестры, подруги матери, поздравляя в очередной раз мать с новорожденным, пели песню «Колыбельная». Когда Ерофей женился, односельчане пели песни за здравие молодых «Кармалютка, парень славный» (и жену прадед выбрал певунью-односельчанку Чебунину Татьяну Лифантьевну). Во время призыва Тарбагатайским райвоенкоматом Бурятской АССР женщины, провожая мужчин на фронт, пели «Проходи, наше скучное времячко», ставя защиту своим мужьям. Родные песни, как молитвы, помогли прадеду перенести все трудности войны и живым вернуться домой. После войны в 1946 году Ерофей Гаврилович вернулся к своему любимому делу: пел в Большекуналейском хоре. Он знал много семейских песен разной тематики: календарно-обрядовые, свадебные, трудовые, увеселительные, игровые, хороводные, т.е песни на все случаи жизни семейских. К нему часто приезжали улан-удэнские корреспонденты, и он пел им свои любимые песни «Не вейтеся, чайки, над морем», «В островах охотник» рассказывал о жизни старообрядцев.
«В клубе, куда нас привели на встречу с хором, мы увидели много красивых женщин, молодежь, несколько мужчин, среди которых выделялся лукавым нравом один. Это был Ерофей Гаврилович Назаров – дед Ерошка, - как впоследствии нам его представили. Он охотно разговаривал с женщинами, обсуждал какие-то бытовые проблемы, шутил, веселил женщин. Те, в свою очередь, живо реагировали на его шутки» -вот что рассказывали корреспонденты о моём прадеде, когда приезжали брать интервью.
Мой прадед не раз говорил своим детям, что народную песню невозможно ощутить каменным сердцем, она может оказаться чуждой равнодушному ленивому человеку, потерявшему родство со своим народом.
3.ОСОБОЕ ПЕНИЕ СЕМЕЙСКИХ.
Русь пела свои песни до Владимирова крещения и продолжала их хранить и передавать из поколение в поколение после принятия христианства. Церковная музыка не была чужда русскому народу, но она явилась новым этапом в развитии русской музыкальной культуры. Записи же так называемой «древней музыки» по крюкам напоминают старообрядческие богослужебные напевы.
Крюковое пение – церковное пение, в котором над словами в тексте есть особые знаки – «крючки» - они бывают разные, в каждом крюке заключена информация о продолжительности звуков, их количестве в данном мотиве, направлении звучания мелодии и особенностях исполнения.
В.М.Щуров после знакомства с куналейскими певцами писал: «Один запевала (А.И.Рыжаков) известного вокального квартета из села Большой Куналей близ г.Улан-Удэ, представляющего культуру семейских Забайкалья –потомков старообрядцев… так сформулировал правила, которым следуют певцы при исполнении песни : «Один, начинщик, ведет всё. Другие голоса вокруг него вьются, как всё равно голуби. Но между начинщиком и тем, кто тенерит, должно быть согласие. А остальные примазываются, чтобы не пойти в раздор».
Одной из отличительных особенностей пения семейских является обильное использование вставных слогов при распевании гласных.
Например, в песне «Проходи, наше скучное времячко» уже в 1 куплете наблюдается многоголосие.
Проходи(я)-ко, наша с(ы)куш(и)ная время,
Ой да времяч(а)ка, яох, да да ли да скуш(а)ная время,
Яой ла скуш(и)на время, времечко, п(ы)ройди поскорей.
Певцы, поддерживая друг друга, выводят трепетную мелодию, сплетая кружевную вязь многоголосного распева. И в этом притягательность песен Большого Куналея, его непознанная свежесть.
I ДЕКАДА БУРЯТСКОГО ИСКУССТВА В МОСКВЕ.
Первая декада бурятского искусства прошла в Москве в 1940 году по инициативе самого Сталина. Бурятия готовилась к этому важному и ответственному событию более года, ведь эта декада стала делом чести всей республики. Из Москвы для подготовки бурятских артистов Улан-Удэ прибыли ведущие деятели культуры СССР – музыковед Георгий Поляновский, дирижер Исидор Рык, балетмейстер Игорь Моисеев. В поисках наиболее одаренных певцов, музыкантов, плясунов, сказителей, резчиков и вышивальщиц они объездили все районы республики. Ими были проведены многочисленные беседы о значении декады, прослушаны сотни артистов из народа, просмотрены тысячи работ мастеров декоративно-прикладного искусства. Её руководитель, тогда молодой выпускник режиссерского факультета ГИТИСа Гомбо Цыдынжапов искал таланты по всей Бурятии, Иркутской и Читинской областях. В одной из поездок он услышал пение стариков в селе Большой Куналей. Гомбо Цыдынжапович был поражен певческим искусством семейских. Ведь такое многоголосное уникальное пение уже было утрачено и исчезало в западных областях страны, а у нас, в глубинке, сохранилось. Он решил включить русский семейский хор села Большой Куналей в состав участников Первой декады 1940 года. Также этой чести удостоились Бурят-Монгольский музыкально-драматический театр, театрально-музыкальное училище, филармония, оркестр бурятских народных инструментов и еще один самодеятельный коллектив – эвенкийский хор
Воспоминания И.В.Голендухиной: «Когда состоялась Первая декада, мне было шесть лет, но уже в то время я любила эту протяжную семейскую песню, потому что Иван Филимонович Рыжаков жил по соседству. Они семьей, Иван, отец, сын и дочь, ездили в 1940 году на декаду. По воспоминаниям участников, репетиции шли сутками, не прерывались даже по пути в Москву». Ездил в Москву еще один прадед Назаров Ерофей Гаврилович.
Самоотверженный труд педагогов, наставников, артистов, музыкантов дал хороший результат. Москва по достоинству оценила результаты декады высокими правительственными наградами. I Декада бурятского искусства явилась крупным событием в жизни советского искусства и стала важной вехой в развитии профессионального искусства в Бурятии, а Большекуналейский народный хор с тех пор стал визитной карточкой семейских всей Бурятии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя исследовательскую работу, я пришла к выводу, что мои родственники: прадеды Назаров Ерофей Гаврилович и Рыжаков Александр Иванович, а также двоюродные бабушки Петрова Татьяна Александровна и Петрова Татьяна Семёновна внесли свой вклад в создание и развитие Большекуналейского семейского хора. Все грамоты и награды Большекуналейского хора отражают все главные вехи его становления и развития. Благодаря их самоотверженной работе появились и другие хоры, в том числе и детские: «Истоки» – Забайкальский семейский народный хор РЦНТ, «Родничок» – детский образцовый ансамбль Большекуналейского СДК Тарбагатайского района, «Белые берёзы» – семейский народный хор Десятнивского Дома культуры Тарбагатайского района, «Былина» – Тарбагатайский семейский народный хор РДК с. Тарбагатай, «Лучинушка»– Куйтунский семейский народный хор Куйтунского СДК Тарбагатайского района, «Бусинки» – образцовый семейский фольклорный ансамбль СДК «Железнодорожник»
Все эти коллективы достойно представляют культуру семейских на разных уровнях- от районного значения до общероссийского и благодарны своему основателю Большекуналейскому семейскому хору и его основоположникам за их неоценимый вклад в сохранение песен и традиций. Ведь не должно предаваться забвению искусство, пришедшее к нам из глубин веков. Как наши прадеды передавали из уст в уста песни, идущие из глубины души, так и нынешнее поколение обязано перенимать, сохранять и бережно передавать своим наследникам щедрое духовное богатство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Болонев Ф., Выхристюк О. Певцы и песни Большого Куналея. – Новосибирск- 2002
2.Народное творчество республики Бурятии-Улан-Удэ-2014
2.Полвека с песней: забайкальский народный семейский хор «Истоки»-Улан-Удэ- 2017
3. http://krasota-nsk.ru
4. http://moypolk.ru/node/243955/detalinfo
5