3
Введение
(слайд1) В селе Байкало-Кудара, которое расположено на правобережье Кабанского района, жители традиционно разводят коров, коз и используют в пищу молоко и молочные продукты. Молоко отличается по своему составу и качеству. Это связано с агроклиматическими условиями нашего края. Молоко – ценный продукт питания. Польза от его употребления известна давно.
В настоящее время 98% жителей России испытывают витаминную недостаточность, и школьники не являются исключением. По данным Минздравсоцразвития РФ, лишь менее 5 % российских детей, оканчивающих сегодня школу, можно считать здоровыми. При этом каждый второй школьник имеет те или иные проблемы с пищеварительной системой организма. Среди причин — несовершенство школьного питания во многих учебных заведениях страны, и в частности, дефицит молока в рационе питания учащихся, поэтому с 2005 года в России действует программа «Школьное молоко». Изучение молока, его качеств и значения для организма интересны и актуальны.
(Слайд 2 ) Цель данной работы: изучение роли молока в жизни человека и знакомство с видами молока.
Задачи: 1.Изучение научной литературы;
2.Изучение видов употребляемого молока населением села Байкало-Кудара.
В работе использованы следующие методы: анкетирование, интервьюирование.
I. Роль молока в жизни человека
( слайд 3) Оказывается, у молока своя длинная история. Первобытные люди еще не могли пить молоко животных – в их организме отсутствовал ген, необходимый для усвоения молока. Эта способность пришла к нашим предкам позже, ввиду генетической мутации.
На сайте «История продуктов и блюд» (http://histpro.narod.ru/milk.html) рассказывается о том, что молоко животного человек впервые стал употреблять в пищу в 8-9 тысячелетии до нашей эры, когда народы, населявшие Средний Восток, сумели одомашнить овец и коз.
Долгое время люди использовали коров для обработки поля, возили поклажу. В журнале «АиФ Детская Энциклопедия» № 11 (109) от 17 декабря 2004 г. сообщается, что молочные породы коров появились намного позже. Испокон века люди высоко ценили целебные свойства молока. Они называли его «соком жизни», «эликсиром жизни». (слайд4) Оказывается, что самое раннее упоминание о молоке находится в Библии. В ней есть много ссылок на молоко. Авель, сын Адама, пас овец и, вероятно, пил молоко. В Библии в предсказании Иакова, которое относится к 1700 году до н.э., написано, что зубы Иуды станут белыми от молока. Земля Ханаанская была «землей молока и меда».
(Слайд5) Знаменитый врач Гиппократ называл молоко лекарством и назначал его больным туберкулезом, Авиценна утверждал, что молоко – это лучшая пища для людей и утверждал полезность молока для ослабленных детей.(слайд 6 ) Академик И. П. Павлов писал, что « молоко изумительная и наиболее совершенная пища, приготовленная самой природой». «оно считается самой легкой пищей и дается при слабых и больных желудках и при массе тяжелых общих заболеваний». Профессор С. П. Боткин считал, что молоко может помочь в излечении болезней печени и почек. Молоко – главный источник кальция, фосфора и витамина D в нашем питании (прил.1). Причем все эти ценные вещества идеально дополняют друг друга и сообща «работают» на пользу нашего здоровья,
Люди полюбили молоко, оценили коров и одарили пословицами, поговорками и песнями: «Коровушка-поилица, кормилица», «Корова во дворе — обед на столе», — говорили о них народные пословицы.
II.О программе «Школьное молоко»
(слайд 7) Суть программы «Школьное молоко» - регулярное обеспечение детей в образовательных учреждениях молоком в качестве дополнительного питания. Главная задача Программы - укрепление здоровья подрастающего поколения.
В России программа "Школьное молоко" стартовала весной 2005 года, и в настоящее время она реализуется в гг. Москва, Казань, Тольятти, Самара, Удмуртской республике, а также в Кемеровской, Белгородской, Ленинградской, Самарской, Вологодской, Ростовской, Сахалинской и Магаданской областях, В 2007 году программы "Школьное молоко" запущены в Тульской, Челябинской областях, Республиках Башкирия и Карелия, Алтайском крае. Подобная практика планируется внедрить и в Бурятии.
В рамках программы «Школьное молоко» планируется решение этой проблемы как введением молока в качестве обязательного дополнительного компонента в рацион питания школьника, так и путем обогащения молока полезными веществами, дефицит которых наблюдается в том или ином регионе в строгом соответствии с рекомендациями Института питания РАМН.
Программа «Школьное молоко» действует во многих странах мира на протяжении уже более 40 лет. За время работы программы «Школьное молоко» было проведено множество международных исследований, доказывающих пользу регулярного употребления молока детьми школьного возраста. Последние из них:
- Ученые Бостонского университета доказали, что у 12-летних детей, употребляющих ежедневно по 2 порции молочных продуктов в день, масса костной ткани в среднем на 175 г. выше, чем у контрольной группы.
- В 2006 году в Мексике, где в школах дают молоко около 30 лет, было проведено массовое исследование детей (32 000 человек). Оказалось, что дети, регулярно потребляющие молоко, в среднем намного выше детей, не употребляющих молоко.
- В 2007 году профессор Синявский и группа ученых Казахской академии питания показали, что у детей принимающих участие в программе «Школьное молоко» увеличивается индекс массы тела (вес/рост), что свидетельствует о более гармоничном физическом развитии ребёнка.
- Исследования учёными Северного Государственного медицинского университета (г. Архангельск) проведённый в 2009 году показали что, регулярное употребление не менее 200 г молока детьми улучшает иммунологические показатели крови, т.е. укрепляет иммунитет.
- По данным научно-исследовательского института питания российской Академии медицинских наук ребенок возрасте от 6 до 12 лет должен получать ежедневно 200 г молока, в котором содержится около 34% дневной нормы кальция . (слайд8) В одном стакане молока содержится столько необходимого нам кальция, сколько его в 7 сардинах или в 3-х стаканах арахиса, или в 4-х стаканах черной фасоли.
Вот почему пачка школьного молока 200 г. Это минимум белка, кальция и многих других необходимых веществах, который нужен детям.
III. Виды молока
Существуют разные виды молока (сайт «О молоке» (http://www.omoloke.com/milk):
:
(слайд 9) Парное молоко - это молоко, которое получают сразу после дойки животных: от коровы, козы, ослицы, кобылы, верблюдицы и т.д. Это молоко полезно, но не долго сохраняется, потом киснет.
(слайд 10) Пастеризованное – это молоко получают, нагревая жидкость до 67 градусов в течение получаса. Но часть витаминов молока, таким образом, уничтожается.
(слайд 11) Стерилизованное – это молоко, подвергнутое механической обработке под давлением и нагреванию до температуры свыше 100°С., в условиях повышенной температуры уменьшается количество микроорганизмов или происходит их полное уничтожение.
(слайд 12) Ультрапастеризованное – это молоко, которое нагревают за короткое время до температуры 140 градусов и моментально охлаждают. Такая технология приготовления позволяет сохранить все витамины, минеральные соли, и микроэлементы.
Многие ученые, врачи выделяют ультрапастеризованное молоко как, гарантированно полезный, питательный продукт.
IV. Практическая работа
(слайд 13) Опрос одноклассников.
Участников-24
| Да | Нет | Иногда |
Пьёте ли вы молоко? | 19 | 2 | 3 |
Употребляют ли в вашей семье молочные продукты? | 16 | 2 | 6 |
Является ли молоко полезным? | 20 | 1 | 3 |
После проведенного опроса нами выяснено, что одноклассники пьют то молоко, которое им покупают родители или дают в школе.
Поэтому было интересно узнать - обращают ли внимание на вид молока?
(слайд 14) Из 33 опрошенных родителей оказалось, что
обращают внимание- 5 человек,
иногда- 4 человек,
не обращают -24 человека.
Я обратился к взрослым с просьбой, ответить на вопрос: какое молоко употребляют в семье?
Результаты опроса:
Стерилизованное | 15чел |
Пастеризованное | 6 чел |
Сырое | 2 чел |
Ультрапастеризованное | 7 чел |
Не обращаю внимания | 3 чел |
Выяснилось, что покупают разное молоко, и в каждой семье в рационе питания имеется молоко. (слайд15) В нашей школьной столовой используется молоко для приготовления блюд – 500 кг в месяц и 125 кг в неделю.
Заключение
(слайд 16)
В результате исследования стало известно, что большинство людей пьют молоко. Оказалось, что почти 10 тысяч литров потребляет человек за всю жизнь. Молоко - это вкусно и питательно! Молоко полезно для здоровья! Молоко трудно заменить каким-либо продуктом, в котором содержались бы практически все необходимые растущему организму полезные вещества. Дети пьют молоко, чтобы вырасти! Взрослые - для того, чтобы сохранить молодость! Являясь источником легко и быстроусвояемых питательных веществ, молоко может стать настоящим спасением для тех, кто не может найти время на обед. Таким образом, изучив литературу, материалы на Интернет-сайтах, можно сделать следующие выводы:
- молоко – это источник веществ, необходимых человеческому организму, поэтому следует отдавать предпочтение молоку.
В молоке есть всё, что нужно для построения крови, нервной ткани , мышц и костей. Молоко - самый ценный продукт во Вселенной, поскольку оно способствует как физическому, так и духовному развитию человека. Пейте, дети, молоко, будете здоровы!
Литература
Афонский С. «Биохимия животных»,1960г.
Журнал «АиФ Детская Энциклопедия» № 11, 17.12. 2004 г.
http://histpro.narod.ru/milk.html(«История продуктов и блюд»)
http://www.omoloke.com/milk («О молоке»)
Студеникин М. «Книга о здоровье детей»1986г.
http://www.znaytovar.ru/new1589.html («Знай товар»)
Приложение 1
СОСТАВ МОЛОКА ДОМАШHИХ ЖИВОТHЫХ
Животное | Содержание в % |
вода | белки | жиры | Лактоза | Соли |
Корова | 87,3 | 3,4 | 3,6 | 5,0 | 0,7 |
Коза | 87,0 | 3,7 | 4,0 | 4,5 | 0,9 |
Молоко и молочные продукты.
Продукт | Вода, г | Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | ккал |
Брынза из коровьего молока | 52,0 | 17,9 | 20,1 | 0,0 | 260 |
Йогурт натуральный 1.5% жирности | 88,0 | 5,0 | 1,5 | 3,5 | 51 |
Кефир нежирный | 91,4 | 3,0 | 0,1 | 3,8 | 30 |
Кефир жирный | 88,3 | 2,8 | 3,2 | 4,1 | 59 |
Молоко | 88,5 | 2,8 | 3,2 | 4,7 | 58 |
Молоко ацидофильное | 81,7 | 2,8 | 3,2 | 10,8 | 83 |
Молоко сухое цельное | 4,0 | 25,6 | 25,0 | 39,4 | 475 |
Молоко сгущеное | 74,1 | 7,0 | 7,9 | 9,5 | 135 |
Молоко сгущеное с сахаром | 26,5 | 7,2 | 8,5 | 56,0 | 315 |
Простокваша | 88,4 | 2,8 | 3,2 | 4,1 | 58 |
Ряженка | 85,3 | 3,0 | 6,0 | 4,1 | 85 |
Сливки 10% | 82,2 | 3,0 | 10,0 | 4,0 | 118 |
Сливки 20% | 72,9 | 2,8 | 20,0 | 3,6 | 205 |
Сметана 10% | 82,7 | 3,0 | 10,0 | 2,9 | 116 |
Сметана 20% | 72,7 | 2,8 | 20,0 | 3,2 | 206 |
Сырки и масса творожные особые | 41,0 | 7,1 | 23,0 | 27,5 | 340 |
Сыр российский | 40,0 | 23,4 | 30,0 | 0,0 | 371 |
Сыр голландский | 38,8 | 26,8 | 27,3 | 0,0 | 361 |
Сыр швейцарский | 36,4 | 24,9 | 31,8 | 0,0 | 396 |
Сыр пошехонский | 41,0 | 26,0 | 26,5 | 0,0 | 334 |
Сыр плавленный | 55,0 | 24,0 | 13,5 | 0,0 | 226 |
Творог жирный | 64,7 | 14,0 | 18,0 | 1,3 | 226 |
Творог полужирный | 71,0 | 16,7 | 9,0 | 1,3 | 156 |
Творог нежирный | 77,7 | 18,0 | 0,6 | 1,5 | 86 |