Районная научно-практическая конференция школьников
«К вершинам знаний»
Секция «Естественно-математические дисциплины»
Тема:
«Построение углов с заданной градусной мерой»
Выполняла: Аде Елизавета Витальевна
ученица 9 «А» класса
МБОУ Лицея №2
Руководитель: Иванова Елена Петровна,
учитель математики высшей квалификационной категории
Купино 2015 г.
Содержание
1.Введение……………………………………………………………3
2. Построение углов с заданной градусной мерой
без исходных данных…..................................................................5
3. Построение углов с заданной градусной мерой
на основании данных углов………………………………………6
4. Вывод…...........................................................................................10
5. Литература……………………………….………………………..10
1.Введение.
Задачи на построение – это задачи, которые можно решить только с помощью двух инструментов: циркуля и линейки без масштабных делений.
Первые задачи на построение возникли в глубокой древности. Они возникли из-за хозяйственных потребностей человека. Уже древним архитекторам и землемерам приходилось решать простейшие задачи на построение, связанные с их профессией.
Самые первые задачи на построение решались непосредственно на местности и заключались в проведении прямых линий и построении прямого угла.
К задачам на построение прибегали древние инженеры, когда составляли рабочий чертеж того или иного сооружения и решали вопросы, связанные с отысканием красивых геометрических форм сооружения и его наибольшей вместимости. Задачи на построение помогали людям в их хозяйственной жизни, их решения формировались в виде «практических правил», исходя из наглядных соображений. Именно эти задачи и были основой возникновения наглядной геометрии, нашедшей довольно широкое развитие у древних народов Египта, Вавилона, Индии и др.
Однако практические правила первых землемеров, архитекторов, астрономов еще не составляли настоящей геометрии как дедуктивной науки, основанной на теоретических построениях и доказательствах. Задачи на построение нашли широкое распространение в древней Греции, где впервые создалась геометрическая теория в систематическом изложении.
В школьном учебнике геометрии встречаются тоже задачи на построение, меня заинтересовали задачи, в которых требовалось построить углы с заданной градусной мерой без исходных данных и построить углы с заданной градусной мерой на основании данных углов. Изучив учебники по геометрии, я постараюсь решить данные задачи с помощью циркуля и линейки, как это делали древние учёные Египта.
Гипотеза:возможно ли построить все углы предложенные авторами учебников по геометрии с помощью циркуля и линейки.
Объектом исследования являются задачи учебного цикла по геометрии на построение углов с заданной градусной мерой.
Предмет исследования – углы с заданной градусной мерой.
Цель: построить все углы с заданной градусной мерой с помощью циркуля и линейки.
Задачи:
Изучить научную литературу; научные публикации по данной теме.
Исследовать школьные учебники на наличие задач на построение.
Построить углы с заданной градусной мерой без исходных данных.
Построить углы с заданной градусной мерой на основании данных углов.
Создать презентацию по данной теме.
2. Построение углов с заданной градусной мерой без исходных данных
1) Построение угла в 60 градусов
Так как в равностороннем треугольнике каждый угол по 60
, поэтому, чтобы получить такой угол, воспользуюсь построением равностороннего треугольника.

1.Построим прямую
2.Отметим на ней произвольно две точки А1, B1
3. Измерим циркулем отрезок A1B1
4. Не меняя раствор циркуля, построим окружность с центром в точке А1
5. Не меняя раствор циркуля, построим окружность с центром в точке B1
6. Эти окружности пересекутся в точке С
7. треугольник А1B1C –равносторонний.
8.
СА1В1=60
- искомый.
Построение угла в 30
.
1.Построим прямую
2.Отметим на ней произвольно две точки А1, B1
3. Измерим циркулем отрезок A1B1
4. Не меняя раствор циркуля, построим окружность с центром в точке А1
5. Не меняя раствор циркуля, построим окружность с центром в точке B1
6. Эти окружности пересекутся в точке С
7. Получился равносторонний треугольник А1B1C, в котором все углы по 60
8. Построим окружность произвольного радиуса с центром в точке А1, она пересекает сторону А1С в точке N и сторону А1B1 в точке М
9. Построим окружность такого же радиуса с центром в точке N
Построим окружность такого же радиуса с центром в точке М
Эти окружности пересекутся в точке K
A1K – биссектриса угла СA1B1
KA1M= 30
- искомый.
3) Построение угла в 90
.
1. Построим прямую а
2. Возьмем точку О, не лежащую на прямой
3. Построим окружность с центром в точке О, пересекающую прямую а в точках F иM
4. Не меняя раствор циркуля, построим окружность с центром в точке F
5. Не меняя раствор циркуля, построим окружность с центром в точке M
6. Окружности пересекутся в точке N
7. ON– перпендикуляр к прямой а
8.
ОАМ=90
-искомый.
Построение угла в 30
и 60
Рассмотрю ещё один способ построения данных углов, используя прямоугольный треугольник.
Построим прямую а
Возьмем точку О, не лежащую на прямой
Построим окружность произвольного радиуса с центром в точке О, которая пересекает прямую в точках M и N
Не меняя раствор циркуля, построим окружность с центром в точке М
Не меняя раствор циркуля, построим окружность с центром в точке N
Окружности пересекутся в точке F
OF – перпендикуляр к прямой, значит угол CAN равен 90
Возьмем точку K, лежащую на прямой
Измерим отрезок AK
Построим такой же отрезок KL
Измерим отрезок AL
Поставим циркуль в точку K и проведем окружность, которая будет пересекать прямую FC
ACK= 30
, так как катет, лежащий против этого угла равен половине гипотенузы.
По теореме о сумме углов в треугольнике найдем
AKC, он будет 60
.
5) Построение угла в 67


1. Построим прямую а
2. Построим АР - перпендикуляр к прямой а
3. Построим биссектрису
РAM,
KAM=
РАК=45
4. Построим биссектрису
РAK,
КАО = 22

5.
ОАМ – искомый.
ОАК +
КАМ =67
, 45
+ 22
= 67
.
6) Построение угла в 11

1. Построим прямую а
2. Построим ОВ - перпендикуляр к прямой а
3. Построим биссектрису
ОВС,
OBD=
DBC= 45
4. Построим биссектрису
DBC,
DBF=
FBC= 22

5. Построим биссектрису
FBC
6.
NBC= 11
- искомый.
3.Построение углов с заданной градусной мерой на основании данных
углов
Дан угол54
, надо построит угол 18
.
Построим окружность, точка О – центр окружности
Построим
ROM =54
Измерим циркулем дугу RM
Не меняя раствор циркуля, ставим ножку в точку М и строю 6 дуг с данной градусной мерой.
В сумме они дают 324
NOR= 36
Построим биссектрису ОР,
NOR.
POR= 18
- искомый.
2) Дан угол 34
градуса, надо построить угол 12
градусов.
Построим прямую а
Отложим на ней отрезок АВ
Построим равносторонний треугольник ABD, в нем все углы равны 60
.
Построим биссектрису
DAB – АС,
DAC=
CAB= 30
.
Построю
FAB=34
(он мне дан).
FAC=
FAB-
CAB=4
.
На окружности с центром в точке А построю этот угол 3 раза.
CAР = 12
- искомый.
Вывод: все углы с заданной градусной мерой, предложенные в учебнике геометрии, я смогла построить с помощью циркуля и линейки. Строить данные углы таким способом трудоёмкий процесс, но могу сказать, что очень интересный. Используя прибор для измерения углов (транспортир), эти задачи решаются просто. Для себя поставлю ещё одну задачу - построить углы с другими данными, если кого-то заинтересовал данный материал присоединяйтесь.
Литература
Л.С. Атанасян - Геометрия 7-9 классы – М: Просвещение, 2004
Г.И. Глейзер– История математики в школе. Пособие для учителя. – М: Просвещение, 1981
Сведения из истории геометрии 9 класс. Целиноград, 1988
А.Д. Александров - Геометрия 7-9 классы – М: Просвещение, 2012
В.Т. Базылев – Геометрия в 2-х частях - М: Просвещение, 1986