СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа "Учитель может указать дорогу".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Учитель может указать дорогу"раскрывает роль педагога, директора Спасской средней школы Николая Ивановича Хвостова в жизни учеников и учителей школы.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Учитель может указать дорогу".»

СП «Спасская СОШ» МБОУ «Большеигнатовская СОШ»

Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия





Исследовательская работа

на тему:

«Учитель может указать дорогу»



Выполнил:

ученик 8 класса СП «Спасская СОШ»

Учаев Артём


Руководитель:

Татьяна Викторовна Инжеватова






ИГНАТОВО, 2023


2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Роль педагога в наше время велика как никогда: мир вступил в эпоху глобализации. Год педагога и наставника объявлен для развития творческого и профессионального потенциала педагогов, повышения социального престижа профессии. 

Согласно толковому словарю В. Даля, педагог – это человек, посвятивший себя воспитанию и обучению детей, молодежи. Наставник, согласно толковому словарю Ожегова – учитель и воспитатель, руководитель.

В нашей школе свято чтят имя основоположника нашей школы – Николая Ивановича Хвостова, который был наставником и учителем для многих наших учителей. Мы решили в своей исследовательской работе собрать воспоминания об этом замечательном педагоге и рассказать о нем широкой аудитории.

Мы, учащиеся, много знаем о человеке, который строил Спасскую среднюю школу, был ее бессменным директором вплоть до ухода на заслуженный отдых, его портрет висит на стенде среди ветеранов Великой Отечественной войны, которые работали в школе. Парта Героя в нашей школе – это парта Николая Ивановича Хвостова.

Николай Иванович Хвостов родился 16 июля 1922 года, в селе Спасское. До начала Великой Отечественной войны оставалось всего 19 лет…

После выпускного вечера прошло немного больше месяца, как восемнадцатилетний юноша Николай Хвостов одел солдатскую шинель. Некоторое время находился он в запасном полку в Казани. Молодых солдат готовили к жестоким боям, учили стрелять из пушек, автоматов, метать гранаты и многому другому.

Боевой путь Николай Хвостов начинает разведчиком - артиллеристом 364 корпусного артполка. Его часть прошла через Можайск, Наро-Фоминск, Малоярославец. 12 января в боях за деревню Совьяки и село Красное он получил тяжелое ранение, до конца февраля находился в госпитале. Свой боевой путь продолжил в артполку. Летом 1943 года участвовал в Орловско-Курской дуге. Всю войну Н. И. Хвостов прошел артиллеристом. Принимал участие в освобождении западных областей России, Украины, Белоруссии, в форсировании Днепра и Одера, брал Берлин. Участвовал в освобождении Польши и Чехословакии. Полк Николая Ивановича был под Прагой, когда пришла победа. А в августе 1946 года он был демобилизован.

В послужном списке ветерана войны немало боевых наград: орден Отечественной войны первой степени, медали «За оборону Москвы», «За освобождение Праги», «За отвагу», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Николай Иванович очень гордился, что был защитником Москвы.

Многие в те суровые годы погибли. Николай Иванович вернулся в свое село, к своей семье. И вот здесь началась его школьная, педагогическая, наставническая история.

С августа 1948 года Николай Иванович Хвостов назначен заведующим Спасской начальной школой. Занятия в школе велись в две смены, так как здание было небольшим. Благодаря усилиям и стараниям молодого директора, решено было строить новое здание школы. Николай Иванович сам лично руководил строительством, доставал необходимые материалы для школы. И несмотря ни на какие трудности, в 1949 году в селе Спасское была открыта семилетняя школа. С большими трудностями к 1953 году было построено уже новое здание школы, по тем временам большое и просторное.

В 1954 году состоялся первый выпуск Спасской средней школы. Окончило школу 38 юношей и девушек. Это было великое событие в истории села Спасское!

Николай Иванович вел уроки математики и истории. Его ученики помнят его рассказы по истории, особенно волнительно изучались главы, посвященные годам Великой Отечественной войны. Но помнят его больше не как учителя, а как воспитателя, наставника. Самым страшным наказанием для непослушных хулиганистых учеников было посещение кабинета директора. Татьяна Викторовна, учитель нашей школы вспоминает: «Слова «тебя вызывают к директору» были для наших мальчишек самыми пугающими. Николай Иванович никогда не повышал голос, мог даже по голове погладить самого задиристого и беспокойного. Но что-то он знал такое, что по возвращении из его кабинета мальчишки тайком вытирали слезы и делались послушными и покладистыми. Любую просьбу директора: остаться после уроков пилить дрова для печей, копать школьный огород и прочее - выполняли с полуслова».

Время идет, не стоит на месте, и вновь встал вопрос о расширении школы, так как старые здания не вмещали всех учащихся. В 1975 году Министерство просвещения выделило деньги на строительство новой школы. Николай Иванович сутками не бывал дома. За всем необходимым приходилось ездить в Саранск, в Горький и в другие районы. Не все давалось легко. Приходилось быть и грузчиком, и дипломатом, и завхозом, и упрямым, и надоедливым. Но главная цель была достигнута: 1 сентября 1976 года двери распахнула новая двухэтажная школа.

Наверное, можно сказать без преувеличения: строительство школы – это мирный подвиг Николая Ивановича Хвостова. Все, кто учились или работали вместе с ним, хорошо помнят его: всегда подтянутого, вежливого, строгого как по отношению к другим, так и к себе.

Вместе с педагогическим коллективом директор школы старался дать молодому поколению прочные знания. Примеры из солдатской жизни, из военной поры  помогали ему формировать у подростков патриотические чувства. На своих уроках он старался прививать любовь к Родине, воспитывать детей истинными патриотами своей страны.

Т.В. Инжеватова вспоминает: «Всегда было интересно на его уроках! Он был умным и интересным, с проницательным, изучающим взглядом и мягкой, доброй улыбкой. Мы часто забывали об учебниках и слушали его, затаив дыхание. После его уроков написать сочинение на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» или «Если не я, то кто же?» было проще простого: каждый из нас был готов на подвиг! Он жил жизнью учеников: их заботами, печалями, детскими (и не очень) проблемами. Он всех мог понять. И всем старался помочь. Урок Николая Ивановича - это время общения с любимым учителем, иногда строгим, но всегда справедливым. Думаю, что его ученики никогда его не забудут. Он был настоящим патриотом своей Родины, коммунистом, Учителем, настоящим советским человеком. Человеком с большой буквы».

В продолжении беседы Татьяна Викторовна поведала о том, как выбрала профессию учителя: «Мне очень нравилось сочетание «техникум электронных приборов»! Всё с прилагательным «электронный» было новым и заманчивым. Вот я и надумала поступать именно в этот техникум! Николай Иванович знал, что я гуманитарий до глубины души, но улыбался, когда беседовал с нами, с выпускниками, и молчал. А когда к нам приехали представители от филологического факультета, пригласил к ним на беседу именно меня, и тут уже не молчал: рассказал, что у меня лучшие сочинения, что стихи пишу, и еще столько всего хорошего, но совершенно далекого от технического и электронного, что я сама удивилась». Татьяна Викторовна преподает русский язык и литературу в нашей школе 39-ый год.

Людмила Ильинична Кечемайкина тоже окончила Спасскую школу, поступила в пединститут и при распределении в 1974 году попала в Большеигнатовский район. «Когда предложили работать в родном селе, - вспоминает она, - очень обрадовалась, пока училась, сильно скучала по дому. Но вот прийти в родную школу в роли учителя было немного страшновато. Как можно войти в учительскую вместе с учителями, которые только недавно тебя учили? Помог Николай Иванович. Он был очень мудрым и тактичным наставником. С первого дня я чувствовала себя наравне со всеми опытными учителями. Он умел сделать замечание: сначала назовет все плюсы, потом проанализирует минусы и даст совет, как справиться с той или иной ситуацией. И обязательно добавит: «Все будет хорошо! Все обязательно получится!». Людмила Ильинична проработала в школе почти сорок лет.

Гущина Надежда Васильевна, ветеран педагогического труда, пришла работать в школу после окончания педучилища. Она рассказывает: «Николай Иванович помогал учителям стать настоящими педагогами, мудрыми и терпеливыми в своей профессии. Всегда поддерживал творческих людей, очень заботился о престиже школы. С ним легко было работать: он строго спрашивал за промахи, но мы всегда знали, что никого из нас он не даст в обиду!»

В нашей школе всегда относились и относятся очень бережно к традициям. Очень важно то, что шестеро наших учителей из девяти сами учились в нашей школе, и эти самые традиции передаются из поколения в поколение. В школьном краеведческом уголке можно найти и рабочий блокнот Н.И. Хвостова, и множество школьных фотографий, и альбомы «История школы», «История пионерской организации Спасской средней школы». Все мероприятия мы проводим все вместе, знаем, что такое дружба, взаимовыручка; старшие опекаем младших, сажаем огород и заботимся о памятниках павшим Героям, и делаем еще очень много интересных и полезных дел. Мы знаем, что значит быть патриотом своей Родины! И все это благодаря нашим учителям и той памяти, которая живет в нас.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!