СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта на тему Первый властелин единого Китая

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

 

ФИО учителя: Файзуллина Альмира Разимовна

Класс: 5

Предмет: история

Тема урока: «Первый властелин единого Китая»

Место урока в изучаемой теме: двадцать шестой урок по теме

Цель: формирование представления  об одном из этапов исторического развития Древнего Китая – создание единого государства.

 

Задачи:

образовательные:

– создать  представление о Цинь Шихуане - первом императоре Китая, его политике;

– научить определять  причины народных восстаний в Китае и их последствия;

-  уметь выделять особенности и характерные черты Поднебесной империи;

развивающие:

– совершенствовать навыки   работы с исторической картой, хронологией;

- осуществлять поиск необходимой информации в рассказе учителя;

- обобщать материал, подводить итоги;

- оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность;

воспитательные:

- воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому;

- воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.

 

Цели урока направлены на достижение обучающимися:

 

  1. Личностных результатов:  воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
  2. Метапредметных результатов:

В области регулятивных УУД:

-  осуществлять целеполагание

-  планировать пути достижения цели

- самостоятельно анализировать условия  достижения цели, на основе учёта   выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

- самостоятельно контролировать своё время

 - осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)

В области познавательных УУД:

Общеучебные:

 -  строить речевое высказывание в устной форме

-  владеть смысловым чтением

-  реализовывать исследовательскую деятельность

-  искать  информацию

- структурировать текст,  выделять главное и второстепенное

Логические:

- устанавливать  причинно-следственные связи.

- анализировать

  В области коммуникативных УУД:

- организовывать  учебное  сотрудничество со сверстниками

- участвовать  в коллективном обсуждении проблем

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

 - осуществлять взаимный  контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь.

В области личностных УУД:

-  осуществлять нравственно-этическое оценивание

- уважать культуру других народов

- выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе.

3. Предметных результатов:

-  ознакомление обучающихся с важнейшими событиями всемирной истории.

- развитие умений работать с учебником, картой, овладение новыми понятиями.

- высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру.

- характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древнего Китая, положение представителей различных слоев.

- показывать на карте местоположение Древнего Китая.

 

Педагогическая деятельность была построена  на методах:

по источнику знаний:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (демонстрация  презентации);

- практические (работа с картой, работа с историческими документами)

по характеру познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный

по принципу распределения знаний:

- восприятие нового материала;

по характеру движения мысли:

- дедуктивный (от общего к частному).

 методы мотивации:

- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).

- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

- социальные (работа в парах).

На уроке использовались технологии: исследовательская, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая (динамическая пауза, а  также с целью здоровьесбережения использована  смена видов деятельности).

Тип урока: комбинированный урок

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: презентация, учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер История Древнего мира, 5 класс, М.: «Просвещение», 2019

Новые слова, имена:  империя  Цинь,  Цинь Шихуан, Великая Китайская стена.

 

 

                   

Ход урока

 

Тот,  кто, повторяя старое,

узнаёт новое,

может быть наставником»

Конфуций.

 

1. Организационный момент

Звучит музыка китайская. Учащиеся встают , приветствуют учителя.

2.Мотивация учебной деятельности учащихся

Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие.

Караван знаний – ни с чем несравнимое богатство, ибо знание – это сила, способная к созиданию и разрушению. Каждый поступает со своими знаниями так, как считает нужным. Тот, кто, готов познавать этот огромный мир, сея в нем зерна добра, получит богатый урожай.

 

Посмотрите на эти предметы (сл. 1)

Как вы думаете, к какой стране они имеют отношение и что их объединяет? (к Китаю,  все они были изобретены в Китае).

Хорошо. Молодцы!

И перед тем как нам отправится в путешествие, пополняя наш багаж знания, давайте вспомним, что мы уже знаем о Китае.

 

(сл. 2 и 3) Задание (устно): вставьте пропущенные слова

  1. Китай находится в……. (Восточной Азии)
  2. Главные реки Китая:_________и ____________. (Янцзы и Хуанхэ)
  3. Китайцы расселились по всей _____  _____ равнине. (Великой Китайской)
  4. Книги в Древнем Китае делали из ствола_________ (бамбука)
  5. Знаменитым китайским мудрецом был ___________. (Конфуций)

 

(сл. 4) Теперь поработаем с картой, вспомним  географическое местоположение Китая

 

- На каком материке находится государство Китай? (Евразия) - В какой его части? (В Восточной) - Какие две большие реки протекают по территории Китая? (Хуанхэ и Янцзы)

- Какими морями омывается территория Китая?

- Когда возникла древнекитайская цивилизация? (В  3-2 тыс. до н.э.)

- Ребята, а  можем ли мы  назвать  столицу появившейся китайской цивилизации?

Ученики: Мы не можем назвать.

Учитель: Почему?

Ученики: Потому что существовало несколько китайских государств, которые  вели войны друг с другом.

 

 

(сл. 5)

В марте 1974 г. крестьяне копали колодец, к востоку от горы Лишань, неподалеку от города Линтонг и  к своему удивлению, наткнулись на необычайную находку.

Я предлагаю просмотреть небольшой видеосюжет, предположите, что было обнаружено при раскопках???

 

Сл 6  Смотрят видео

- Что было обнаружено в процессе раскопок? (Гробница, фигуры солдат в человеческий рост и лошадей)

- В результате археологических раскопок на белый свет появились тысячи терракотовых фигур.

 

(сл. 7)

- Что такое терракот?  Терракот – желтая или красная глина, подвергшаяся обжигу при постоянной температуре не ниже 1000 градусов в продолжение нескольких дней.

Ребята, где в истории древнего мира мы встречались с подобным? (Древний Египет, гробницы фараонов).

 -Действительно, это  армия, захороненная рядом с императором Цинь Шихуаном (сл. 8), которая должна была биться за него  в сражениях Царства Смерти. Цинь Шихуан - это первый властелин единого Китая.

(сл. 9) И тема нашего сегодняшнего урока так и будет звучать - «Первый властелин единого Китая».

3. Постановка целей и проблемного задания к уроку.

(сл. 10) Исходя из имеющихся знаний и темы урока давайте выясним, о чем мы будем сегодня говорить?

Учащиеся называют:

выясним, как Цинь Шихуан стал правителем Китая

как создал единое государство

как управлял страной

как долго существовало государство

чьи интересы защищал

каковы его личные качества

как к нему относилось население страны и т.д.

 

после ответов учеников включается сл. 11 с задачами урока

Нам все это необходимо выяснить и мы будем работать по следующему плану:

сл. 12   

  1. Объединение Китая.
  2. Правление Цинь Шихуана.
  3. Великая Китайская стена.
  4. Возмущение народа.

 

 

4. Изучение нового материала.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний о Китае.

На данном этапе идет работа по дополнительному материалу. Работа учащихся по умению выделять нужную информацию.

 

  1. Объединение Китая

сл 13  В 221 году до н.э. правитель одного из китайских государств – Цинь – разбив поодиночке своих соперников, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан, то есть  «Первый властелин единого Китая».

Цинь провозгласил, что теперь, после его победы, мир будет длиться вечно.

Сл 14  В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править третий – и так десятки тысяч его наследников. Столицей Китая стал город Сяньян. (показываю на карте).

Однако наследникам не удалось править десятки тысяч поколений, потому что после смерти императора     сл 15   вспыхнуло восстание. Почему это произошло? Как вы думаете?  Ученики высказывают свои предположения.

Итак, мы столкнулись с проблемой

(сл. 16)  Проблема: давайте выясним, почему объединение Китая завершилось восстанием народа?

 

 

  1. Правление Цинь Шихуана

 

- Ребята, я предлагаю вам пополнить наш багаж знаний, исследовав текст  о правлении Цинь Шихуана.

 

Сл 17   Поработаем с дополнительными источниками информации. На ваших партах лежат листочки с текстом. Работать будем в парах. Прочитайте текст. С левой стороны запишите фрагменты текста, которые произвели на вас положительное впечатление, с правой стороны то, что  просто озадачило или вызвало в душе резкий протест.

ТЕКСТ

          В целях укрепления единого государства император принял целый ряд крупных реформ, т. е. преобразований:

- Столицей Китая стал город Сяньян. 

- Территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, назначенными царем.

- Цинь Шихуан ввел единые законы, единую систему чиновничества, а также инспекторский надзор, подчиненный лично императору.

- Были унифицированы меры веса, длины и емкости.

- Также была проведена денежная реформа, установившая единую медную монету.

- Император приказал упростить иероглифическую письменность.

- Была создана  система дорог.

      Укрепив страну, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран, завоевал земли на побережье Южно-Китайского моря. Его привлекала эта территория, так как там было много риса, оттуда привозили слоновую кость, рог носорога, жемчуг, диковинных птиц.

               Вел войны на севере с кочевыми племенами гуннов. Воевать с кочевниками было сложно. Для борьбы с ними император провел реформу армии, создал конницу. Гунны славились лучшими наездниками. Поэтому, чтобы оказать достойное сопротивление гуннам Цинь Шихуан включил в состав армии конницу.

                Цинь Шихуан  имел железную волю и не терпел никакого сопротивления. Он велел изъять у населения все бронзовое оружие. Обзаводиться железным оружием запрещалось под страхом смерти.

Цинь Шихуан  распорядился уничтожить все книги исторического и философского содержания. Император запретил конфуцианство,  все частные школы, оставив лишь государственные учебные заведения, в которых преподавание велось под пристальным наблюдением специальных инспекторов.            Для того чтобы содержать огромную армию требовалось много средств. Всё больше и больше становились налоги. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе: за малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой, отрезали нос, могли сварить в котле. За проступок одного человека наказывали всех его близких. Цинь Шихуан становился всё более надменным и жестоким, придумывал новые страшные казни.

 

Положительный аспект

Отрицательный аспект

Проведена денежная реформа

Были уничтожены все книги исторического и философского характера.

Упрощена иероглифическая письменность

Запрещено конфуцианство

Создана система дорого

Закрыты частные школы, обучение велось под пристальным наблюдением специального человека.

Введены единые законы

Увеличились налоги

Проведена реформа армии

Жестокие наказания за малейшие проступки.

 

5. Первичное применение нового знания.

Сл 18    Ответы учащихся на поставленные задания

- Какие положительные аспекты в правлении Цинь Шихуана вы выделили?

- Что озадачило вас, какие отрицательные аспекты были вами найдены. Почему?

 

  1. Динамическая пауза (физминутка).  Сл 19

В древнем Китае появилось искусство Цигун  (ци — энергия, гунн — умение) -  это искусство применения энергии ци, которое позволяет поддерживать духовное и физическое здоровье, продлить жизнь, лечить различные заболевания, а также может применяться в бою.

Сейчас мы выполним одно из лучших упражнений Цигун "Подъем неба".

 

 

Встаньте прямо, расслабьте мышцы, ноги поставьте вместе. Руки опустите вниз. Поверните кисти рук пальцами навстречу друг другу. Ладони направьте к земле и держите их перед собой. Поднимите руки вперед и вверх. Ладони направьте вверх, к небу. Выполняя движение руками, плавно вдохните через нос. Посмотрите на пальцы рук, подняв голову. Плавно задержите дыхание. Затем через стороны опустите руки вниз, плавно выдыхая ртом. Одновременно опустите голову и посмотрите вперед. Каждый раз, двигая ладони навстречу небу, чувствуйте, как распрямляется спина.

 

 

3. Великая Китайская стена.

Немного отдохнули. Продолжаем пополнять свои знания.

Сл. 20  Китайцы достигли высокого уровня развития хозяйства и культуры. Широко применялись железные изделия. Оросительные каналы помогали получать высокие урожаи. В Китае впервые стали разводить тутового шелкопряда и получать знаменитый шелк.

В городах строились красивые здания и крепостные стены. Много великолепных дворцов было у императора – «Сына Неба», самый роскошный находился в столице. Император боялся за свою жизнь, поэтому каждую ночь ночевал в разных дворцах и в разных комнатах; желал найти напиток дарующий бессмертие, для этого в Восточно-Китайское море был отправлен корабль с детьми на поиски этого снадобья, так как считалось, что дети невинны и боги раскроют им секрет.

 

Но крупнейшим достижением в истории Китая было сооружение Великой Китайской стены.

Посмотрим небольшой видеосюжет о ней. Сл. 21

Ребята, после просмотра видео, осталось ли еще что то нам непонятно, какие вопросы у вас возникли и чтобы вы хотели узнать еще о Великой стене? Самостоятельная работа.  Прием- «Придумай вопрос».

 

При просмотре этого видео, возможно у вас могли возникнуть такие вопросы: с какой целью была построена Великая Китайская стена? Какова ее высота, ширина и протяженность?

Сл. 22-24   1. Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены.

2. Протяженность – 5000 км, Высота – 7 м, ширина такова, что рядом могли разъехаться 2 повозки.

3. Высота стены была с 2-3-х этажный дом. В стене есть смотровые щели и бойницы. Местами возвышались башни. Внизу башни жили охранявшие её воины, а в верхнем этаже он несли службу.

Если воин замечал опасность, он разжигал находящийся на башне хворост. Его видел другой стражник и тоже поджигал хворост. Отряд воинов спешил на помощь.

Вывод: главное назначение стены в том, чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов.

 

 

 

4. Восстание народа.

При изучении последнего пункта темы проводится коллективная работа. (Выделение ключевых причин при работе с фактами)

Император Цинь Шихуан держал народ в страхе. Были уничтожены тысячи почитателей Конфуция, он  казнил 400 ученых, повелел сжечь старые книги. Чтобы никто не мог подумать, что раньше жилось лучше, чем при нем.

–Почему? Каким должен быть правитель по учению Конфуция? (Правителю вовсе не к лицу жестокость, Конфуций считал, что правитель должен относиться к своим подданным как к своим детям, терпеливо их воспитывать - прежде всего своим примером).

 

Вернемся к проблеме:

(Сл. 25) Почему объединение Китая завершилось восстанием народа?

 

(Сл. 26) - На основании фактов, определите  причины недовольства народа (на слайде).

Факт 1. Для того, чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Всё больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь.

(Сл. 27)  Причина 1: огромные налоги и поборы.

(Сл. 28) Факт 2. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. За проступок одного человека, как правило, казнили или наказывали всю семью

(Сл. 29)  Причина 2: недовольство населения своим тяжёлым положением.

(Сл. 30) Факт 3. Цинь Шихуан не отказывал себе в  прихотях. Когда его войско сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, циньский правитель повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя.

 Усыпальница Цинь Шихуана может потягаться с гробницами египетских фараонов. В течение 37 лет 720000 человек строили её на горе Ли.

(Сл. 31) Причина 3: неограниченная власть правителя.

 

(Сл. 32) – все причины вместе

 

 - Попробуем сделать вывод.

(Сл. 33) Вывод: Массовое недовольство вызвали  жестокие методы правления первых китайских императоров, но не сама система объединения страны. Поэтому в Китае началось восстание и через несколько лет после смерти Цинь Шихуана народ сверг ненавистных угнетателей. Следующим правителям пришлось пойти на уступки и облегчить его положение.

 

Закрепление.  Итак, подведем итоги правления Цинь Шихуана.

- Как бы вы могли оценить правление Цинь-Шихуана. Понравился ли вам он как правитель и как человек?

 

 

Сл. 34 – Что дал Китай миру? (доклад ученицы про изобретения китайцев)

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Домашнее задание: повторить п. 20- 23

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта на тему Первый властелин единого Китая»

Технологическая карта урока


ФИО учителя: Файзуллина Альмира Разимовна

Класс: 5

Предмет: история

Тема урока: «Первый властелин единого Китая»

Место урока в изучаемой теме: двадцать шестой урок по теме

Цель: формирование представления об одном из этапов исторического развития Древнего Китая – создание единого государства.


Задачи:

образовательные:

– создать представление о Цинь Шихуане - первом императоре Китая, его политике;

– научить определять причины народных восстаний в Китае и их последствия;

- уметь выделять особенности и характерные черты Поднебесной империи;

развивающие:

– совершенствовать навыки работы с исторической картой, хронологией;

- осуществлять поиск необходимой информации в рассказе учителя;

- обобщать материал, подводить итоги;

- оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность;

воспитательные:

- воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому;

- воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.


Цели урока направлены на достижение обучающимися:


  1. Личностных результатов:  воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

  2. Метапредметных результатов:

В области регулятивных УУД:

- осуществлять целеполагание

- планировать пути достижения цели

- самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

- самостоятельно контролировать своё время

- осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)

В области познавательных УУД:

Общеучебные:

- строить речевое высказывание в устной форме

- владеть смысловым чтением

- реализовывать исследовательскую деятельность

- искать информацию

- структурировать текст, выделять главное и второстепенное

Логические:

- устанавливать причинно-следственные связи.

- анализировать

В области коммуникативных УУД:

- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками

- участвовать в коллективном обсуждении проблем

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В области личностных УУД:

- осуществлять нравственно-этическое оценивание

- уважать культуру других народов

- выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе.

3. Предметных результатов:

- ознакомление обучающихся с важнейшими событиями всемирной истории.

- развитие умений работать с учебником, картой, овладение новыми понятиями.

- высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру.

- характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древнего Китая, положение представителей различных слоев.

- показывать на карте местоположение Древнего Китая.


Педагогическая деятельность была построена на методах:

по источнику знаний:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (демонстрация презентации);

- практические (работа с картой, работа с историческими документами)

по характеру познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный

по принципу распределения знаний:

- восприятие нового материала;

по характеру движения мысли:

- дедуктивный (от общего к частному).

методы мотивации:

- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).

- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

- социальные (работа в парах).

На уроке использовались технологии: исследовательская, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая (динамическая пауза, а также с целью здоровьесбережения использована смена видов деятельности).

Тип урока: комбинированный урок

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: презентация, учебник: А.А.Вигасин, Г.И.Годер История Древнего мира, 5 класс, М.: «Просвещение», 2019

Новые слова, имена: империя Цинь, Цинь Шихуан, Великая Китайская стена.



Ход урока


Тот, кто, повторяя старое,

узнаёт новое,

может быть наставником»

Конфуций.


1. Организационный момент

Звучит музыка китайская. Учащиеся встают , приветствуют учителя.

2.Мотивация учебной деятельности учащихся

Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие.

Караван знаний – ни с чем несравнимое богатство, ибо знание – это сила, способная к созиданию и разрушению. Каждый поступает со своими знаниями так, как считает нужным. Тот, кто, готов познавать этот огромный мир, сея в нем зерна добра, получит богатый урожай.


Посмотрите на эти предметы (сл. 1)

Как вы думаете, к какой стране они имеют отношение и что их объединяет? (к Китаю, все они были изобретены в Китае).

Хорошо. Молодцы!

И перед тем как нам отправится в путешествие, пополняя наш багаж знания, давайте вспомним, что мы уже знаем о Китае.


(сл. 2 и 3) Задание (устно): вставьте пропущенные слова

  1. Китай находится в……. (Восточной Азии)

  2. Главные реки Китая:_________и ____________. (Янцзы и Хуанхэ)

  3. Китайцы расселились по всей _____ _____ равнине. (Великой Китайской)

  4. Книги в Древнем Китае делали из ствола_________ (бамбука)

  5. Знаменитым китайским мудрецом был ___________. (Конфуций)


(сл. 4) Теперь поработаем с картой, вспомним географическое местоположение Китая


- На каком материке находится государство Китай? (Евразия)
- В какой его части? (В Восточной)
- Какие две большие реки протекают по территории Китая? (Хуанхэ и Янцзы)

- Какими морями омывается территория Китая?

- Когда возникла древнекитайская цивилизация? (В 3-2 тыс. до н.э.)


- Ребята, а можем ли мы назвать столицу появившейся китайской цивилизации?

Ученики: Мы не можем назвать.

Учитель: Почему?

Ученики: Потому что существовало несколько китайских государств, которые вели войны друг с другом.



(сл. 5)

В марте 1974 г. крестьяне копали колодец, к востоку от горы Лишань, неподалеку от города Линтонг и к своему удивлению, наткнулись на необычайную находку.

Я предлагаю просмотреть небольшой видеосюжет, предположите, что было обнаружено при раскопках???


Сл 6 Смотрят видео

- Что было обнаружено в процессе раскопок? (Гробница, фигуры солдат в человеческий рост и лошадей)

- В результате археологических раскопок на белый свет появились тысячи терракотовых фигур.


(сл. 7)

- Что такое терракот? Терракот – желтая или красная глина, подвергшаяся обжигу при постоянной температуре не ниже 1000 градусов в продолжение нескольких дней.

Ребята, где в истории древнего мира мы встречались с подобным? (Древний Египет, гробницы фараонов).

-Действительно, это армия, захороненная рядом с императором Цинь Шихуаном (сл. 8), которая должна была биться за него в сражениях Царства Смерти. Цинь Шихуан - это первый властелин единого Китая.

(сл. 9) И тема нашего сегодняшнего урока так и будет звучать - «Первый властелин единого Китая».

3. Постановка целей и проблемного задания к уроку.

(сл. 10) Исходя из имеющихся знаний и темы урока давайте выясним, о чем мы будем сегодня говорить?

Учащиеся называют:

выясним, как Цинь Шихуан стал правителем Китая

как создал единое государство

как управлял страной

как долго существовало государство

чьи интересы защищал

каковы его личные качества

как к нему относилось население страны и т.д.


после ответов учеников включается сл. 11 с задачами урока

Нам все это необходимо выяснить и мы будем работать по следующему плану:

сл. 12

  1. Объединение Китая.

  2. Правление Цинь Шихуана.

  3. Великая Китайская стена.

  4. Возмущение народа.



4. Изучение нового материала.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний о Китае.

На данном этапе идет работа по дополнительному материалу. Работа учащихся по умению выделять нужную информацию.


  1. Объединение Китая

сл 13 В 221 году до н.э. правитель одного из китайских государств – Цинь – разбив поодиночке своих соперников, объединил весь Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан, то есть «Первый властелин единого Китая».

Цинь провозгласил, что теперь, после его победы, мир будет длиться вечно.

Сл 14 В своём указе он объявил, что сын его будет именоваться «Второй властелин Цинь», потом будет править третий – и так десятки тысяч его наследников. Столицей Китая стал город Сяньян. (показываю на карте).

Однако наследникам не удалось править десятки тысяч поколений, потому что после смерти императора сл 15 вспыхнуло восстание. Почему это произошло? Как вы думаете? Ученики высказывают свои предположения.

Итак, мы столкнулись с проблемой

(сл. 16) Проблема: давайте выясним, почему объединение Китая завершилось восстанием народа?



  1. Правление Цинь Шихуана


- Ребята, я предлагаю вам пополнить наш багаж знаний, исследовав текст о правлении Цинь Шихуана.


Сл 17 Поработаем с дополнительными источниками информации. На ваших партах лежат листочки с текстом. Работать будем в парах. Прочитайте текст. С левой стороны запишите фрагменты текста, которые произвели на вас положительное впечатление, с правой стороны то, что просто озадачило или вызвало в душе резкий протест.

ТЕКСТ

В целях укрепления единого государства император принял целый ряд крупных реформ, т. е. преобразований:

- Столицей Китая стал город Сяньян.

- Территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, назначенными царем.

- Цинь Шихуан ввел единые законы, единую систему чиновничества, а также инспекторский надзор, подчиненный лично императору.

- Были унифицированы меры веса, длины и емкости.

- Также была проведена денежная реформа, установившая единую медную монету.

- Император приказал упростить иероглифическую письменность.

- Была создана система дорог.

Укрепив страну, Цинь Шихуан начал совершать походы против соседних стран, завоевал земли на побережье Южно-Китайского моря. Его привлекала эта территория, так как там было много риса, оттуда привозили слоновую кость, рог носорога, жемчуг, диковинных птиц.

Вел войны на севере с кочевыми племенами гуннов. Воевать с кочевниками было сложно. Для борьбы с ними император провел реформу армии, создал конницу. Гунны славились лучшими наездниками. Поэтому, чтобы оказать достойное сопротивление гуннам Цинь Шихуан включил в состав армии конницу.

Цинь Шихуан имел железную волю и не терпел никакого сопротивления. Он велел изъять у населения все бронзовое оружие. Обзаводиться железным оружием запрещалось под страхом смерти.

Цинь Шихуан распорядился уничтожить все книги исторического и философского содержания. Император запретил конфуцианство, все частные школы, оставив лишь государственные учебные заведения, в которых преподавание велось под пристальным наблюдением специальных инспекторов.
Для того чтобы содержать огромную армию требовалось много средств. Всё больше и больше становились налоги. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе: за малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой, отрезали нос, могли сварить в котле. За проступок одного человека наказывали всех его близких. Цинь Шихуан становился всё более надменным и жестоким, придумывал новые страшные казни.


Положительный аспект

Отрицательный аспект

Проведена денежная реформа

Были уничтожены все книги исторического и философского характера.

Упрощена иероглифическая письменность

Запрещено конфуцианство

Создана система дорого

Закрыты частные школы, обучение велось под пристальным наблюдением специального человека.

Введены единые законы

Увеличились налоги

Проведена реформа армии

Жестокие наказания за малейшие проступки.


5. Первичное применение нового знания.

Сл 18 Ответы учащихся на поставленные задания

- Какие положительные аспекты в правлении Цинь Шихуана вы выделили?

- Что озадачило вас, какие отрицательные аспекты были вами найдены. Почему?


  1. Динамическая пауза (физминутка). Сл 19

В древнем Китае появилось искусство Цигун (ци — энергия, гунн — умение) - это искусство применения энергии ци, которое позволяет поддерживать духовное и физическое здоровье, продлить жизнь, лечить различные заболевания, а также может применяться в бою.

Сейчас мы выполним одно из лучших у пражнений Цигун "Подъем неба".



Встаньте прямо, расслабьте мышцы, ноги поставьте вместе. Руки опустите вниз. Поверните кисти рук пальцами навстречу друг другу. Ладони направьте к земле и держите их перед собой. Поднимите руки вперед и вверх. Ладони направьте вверх, к небу. Выполняя движение руками, плавно вдохните через нос. Посмотрите на пальцы рук, подняв голову. Плавно задержите дыхание. Затем через стороны опустите руки вниз, плавно выдыхая ртом. Одновременно опустите голову и посмотрите вперед. Каждый раз, двигая ладони навстречу небу, чувствуйте, как распрямляется спина.



3. Великая Китайская стена.

Немного отдохнули. Продолжаем пополнять свои знания.

Сл. 20 Китайцы достигли высокого уровня развития хозяйства и культуры. Широко применялись железные изделия. Оросительные каналы помогали получать высокие урожаи. В Китае впервые стали разводить тутового шелкопряда и получать знаменитый шелк.

В городах строились красивые здания и крепостные стены. Много великолепных дворцов было у императора – «Сына Неба», самый роскошный находился в столице. Император боялся за свою жизнь, поэтому каждую ночь ночевал в разных дворцах и в разных комнатах; желал найти напиток дарующий бессмертие, для этого в Восточно-Китайское море был отправлен корабль с детьми на поиски этого снадобья, так как считалось, что дети невинны и боги раскроют им секрет.


Но крупнейшим достижением в истории Китая было сооружение Великой Китайской стены.

Посмотрим небольшой видеосюжет о ней. Сл. 21

Ребята, после просмотра видео, осталось ли еще что то нам непонятно, какие вопросы у вас возникли и чтобы вы хотели узнать еще о Великой стене? Самостоятельная работа. Прием- «Придумай вопрос».


При просмотре этого видео, возможно у вас могли возникнуть такие вопросы: с какой целью была построена Великая Китайская стена? Какова ее высота, ширина и протяженность?

Сл. 22-24 1. Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены.

2. Протяженность – 5000 км, Высота – 7 м, ширина такова, что рядом могли разъехаться 2 повозки.

3. Высота стены была с 2-3-х этажный дом. В стене есть смотровые щели и бойницы. Местами возвышались башни. Внизу башни жили охранявшие её воины, а в верхнем этаже он несли службу.

Если воин замечал опасность, он разжигал находящийся на башне хворост. Его видел другой стражник и тоже поджигал хворост. Отряд воинов спешил на помощь.

Вывод: главное назначение стены в том, чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов.




4. Восстание народа.

При изучении последнего пункта темы проводится коллективная работа. (Выделение ключевых причин при работе с фактами)

Император Цинь Шихуан держал народ в страхе. Были уничтожены тысячи почитателей Конфуция, он казнил 400 ученых, повелел сжечь старые книги. Чтобы никто не мог подумать, что раньше жилось лучше, чем при нем.

–Почему? Каким должен быть правитель по учению Конфуция? (Правителю вовсе не к лицу жестокость, Конфуций считал, что правитель должен относиться к своим подданным как к своим детям, терпеливо их воспитывать - прежде всего своим примером).


Вернемся к проблеме:

(Сл. 25) Почему объединение Китая завершилось восстанием народа?


(Сл. 26) - На основании фактов, определите причины недовольства народа (на слайде).

Факт 1. Для того, чтобы содержать огромную армию, нужно было много средств. Всё больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь.

(Сл. 27) Причина 1: огромные налоги и поборы.

(Сл. 28) Факт 2. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. За проступок одного человека, как правило, казнили или наказывали всю семью

(Сл. 29) Причина 2: недовольство населения своим тяжёлым положением.

(Сл. 30) Факт 3. Цинь Шихуан не отказывал себе в прихотях. Когда его войско сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, циньский правитель повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя.

Усыпальница Цинь Шихуана может потягаться с гробницами египетских фараонов. В течение 37 лет 720000 человек строили её на горе Ли.

(Сл. 31) Причина 3: неограниченная власть правителя.


(Сл. 32) – все причины вместе


- Попробуем сделать вывод.

(Сл. 33) Вывод: Массовое недовольство вызвали жестокие методы правления первых китайских императоров, но не сама система объединения страны. Поэтому в Китае началось восстание и через несколько лет после смерти Цинь Шихуана народ сверг ненавистных угнетателей. Следующим правителям пришлось пойти на уступки и облегчить его положение.


Закрепление. Итак, подведем итоги правления Цинь Шихуана.


- Как бы вы могли оценить правление Цинь-Шихуана. Понравился ли вам он как правитель и как человек?



Сл. 34 – Что дал Китай миру? (доклад ученицы про изобретения китайцев)


Рефлексия учебной деятельности на уроке

Домашнее задание: повторить п. 20- 23



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!